Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июля 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л.Ю.
судей Варакса Н.В., Риб Л.Х.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Коневой С.А.
при участии:
- от заявителя товарищества собственников жилья "Мира-26" (ОГРН 1025901224150, ИНН 5905024430) - Жданова А.А., предъявлен паспорт, доверенность от 02.09.2016;
- от заинтересованного лица Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (ОГРН 1035900084054, ИНН 5902292939) - Абрамова Е.Ю., предъявлен паспорт, доверенность от 03.07.2017;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя товарищества собственников жилья "Мира-26"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 17 февраля 2017 года
по делу N А50-26973/2016,
принятое судьей Мещеряковой Т.И.,
по заявлению товарищества собственников жилья "Мира-26"
к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края
о признании недействительным предписания,
Товарищество собственников жилья "Мира-26" (далее - ТСЖ, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным предписания Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (далее - Инспекция, заинтересованное лицо) от 22.09.2016 N 3007.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 17 февраля 2017 года (резолютивная часть решения объявлена 15.02.2017) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
Доводы жалобы сводятся к неправильному установлению судом первой инстанции по делу значимых обстоятельств и неправильному применению норм материального права. Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края дана ошибочная оценка спорному домовладению как многоквартирному, что повлекло неверное применение норм применительно к начислению платы на общедомовые нужды по электроснабжению и содержанию общего имущества.
Заинтересованным лицом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, по указанным в нем мотивам просит жалобу отклонить, решение суда оставить в силе.
Присутствующие в судебном заседании суда апелляционной инстанции представители заявителя и заинтересованного лица настаивали на доводах, изложенных в жалобе и отзыве соответственно.
Судебное разбирательство по делу, назначенное на 08.06.2017, отложено на 06.07.2017, определением от 06.07.2017 в связи с самоотводом произведена замена судьи Трефиловой Е.М. на судью Риб Л.Х., судебное разбирательство по делу начато сначала. В судебном заседании, начатом 06.07.2017, объявлен перерыв до 17 час. 00 мин. 12.07.2017, по окончании которого судебное разбирательство по делу продолжено в том же составе судей Щеклеиной Л.Ю., Варакса Н.В., Риб Л.Х.
Ходатайства заявителя, заинтересованного лица о приобщении к материалам дела пояснений и дополнительных документов рассмотрены в порядке ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) и удовлетворены на основании ст. 81, 268 АПК РФ. Дополнительные документы являются уточняющими к техническому паспорту по степени благоустройства спорного объекта, препятствий к их приобщению суд апелляционной инстанции не усматривает.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, по результатам внеплановой документарной проверки, проведенной в отношении ТСЖ "Мира-26" на основании распоряжения от 12.08.2016 N 3007 (л.д. 38-40, 42-43 т. 1) в связи с обращением Алексеева И.Б., оформленным актом от 22.09.2016 N 3007, Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края выдано предписание от 22.09.2016 N 3007 об устранении в срок до 20.12.2016 нарушений законодательства, выразившихся в определении в период с марта по май 2016 г. размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, не исходя из норматива потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды (далее - ОДН), и применении для собственников помещений различного размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме (в зависимости от подъезда многоквартирного дома), что является нарушением п. 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), ч. 2 ст. 39, ч. 8 ст. 156, ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
ТСЖ "Мира-26", полагая, что данное предписание не соответствует законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с требованием о признании предписания недействительным.
Суд первой инстанции, принимая решение, не установил наличие совокупности оснований для признания предписания недействительным и отказал в удовлетворении требований.
В силу положений ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ при рассмотрении спора о признании недействительным предписания контролирующего органа в предмет доказывания входит вопрос о наличии у органа, выдавшего предписание, соответствующих полномочий; оценивается соответствие предписания требованиям нормативных актов; устанавливается наличие нарушенных прав и законных интересов заявителя.
Принимая во внимание п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс), в соответствии с которым должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, Положение об Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края, утвержденное Постановлением Правительства Пермского края от 01.09.2014 N 913-п, в соответствии с которым Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края является уполномоченным органом исполнительной власти Пермского края, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензионный контроль, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что предписание выдано уполномоченным органом.
Внеплановая документарная проверка проведена Инспекцией в отношении ТСЖ "Мира-26" на основании распоряжения от 12.08.2016 N 3007, в связи с обращением Алексеева И.Б.; результаты проверки оформлены актом от 22.09.2016 N 3007, копия акта вручена проверяемому лицу.
Таким образом, требования к порядку проведения мероприятий государственного контроля Инспекцией соблюдены, полученные в ходе проверки доказательства, положенные в основу выдачи предписания, являются допустимыми, в связи с чем процессуальных оснований для признания оспариваемого предписания недействительным не имеется.
В ходе проверки установлено, что управление многоквартирным домом по адресу: г. Пермь, ул. Мира, д. 26, осуществляет ТСЖ, созданное в 2002 году (сведения из Единого государственного реестра юридических лиц).
Согласно протоколу общего собрания собственников помещений первого подъезда дома N 26 по ул. Мира г. Перми от 28.09.2015 путем очно-заочного голосования принято решение о вхождении собственников первого подъезда в ТСЖ "Мира-26".
На момент проверки в соответствии с техническими паспортами указанное домовладение, расположенное на земельном участке, имеющем адрес г. Пермь, ул. Мира, 26, включает в себя один подъезд общежития (N 1) и три подъезда N 2-4) многоквартирного дома.
Изначально домовладение имело статус общежития СПТУ-52, строительство которого было осуществлено в 1977 г. и в 1978 г. посекционно.
Постановлением Администрации города Перми N 716 от 18.04.1996 Муниципальному предприятию "Пермгражданстрой" было разрешено поэтапное переоборудование части общежития под многоквартирный дом с последующим оформлением правовой перерегистрации дома в "Бюро технической инвентаризации г. Перми".
Согласно договору от 27.04.1995, заключенному между Главным управлением образования, МП "Пермгражданстрой" и Администрацией Индустриального района г. Перми, в результате реконструкции общежития изменялась и форма права собственности на полученные в результате реконструкции квартиры - 75% квартир передавались в собственность МП "Пермгражданстрой".
В результате реконструкции применительно к нормам Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в период реконструкции, были получены два объекта, имеющие существенно разные технические характеристики и функциональное назначение, различный правовой статус - многоквартирный дом (реконструкция которого была осуществлена из общежития) и общежитие. При этом общежитие на момент окончания реконструкции принадлежало Пермской области и было передано в оперативное управление Государственному образовательному учреждению начального профессионального образования "Профессиональное училище N 19".
Вышеуказанное подтверждается пояснениями заявителя, материалами дела: выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества, письмами Администрации города Перми, и заинтересованным лицом документально не опровергнуто.
В силу ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Такие жилые помещения, переданные в пользование гражданам по договору социального найма, подлежат последующей приватизации на основании Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в равных долях при условии согласия каждого из них на получение жилья в собственность.
Следовательно, при утрате статуса общежития жилой дом приобретает статус многоквартирного.
Однако данное обстоятельство не является безусловным основанием для применения одинаковых тарифов, нормативов по коммунальным услугам и платы за содержание жилья, в том числе на общедомовые нужды, поскольку, хотя и являясь единым домовладением, технические характеристики по степени благоустройства, от которых зависит применение различных тарифов и нормативов, жилых помещений первого подъезда (бывшего общежития) и трех последующих подъездов (подвергшееся реконструкции общежитие) неидентичны.
Как следует из материалов дела, каждый объект прошел самостоятельный технический и кадастровый учет, на оба объекта выданы отдельные технические паспорта.
Действующим в период создания ТСЖ "Мира-26" законодательством предусматривалась возможность организации ТСЖ как в существующих, так и во вновь создаваемых кондоминиумах, которые могли состоять из отдельной части здания размером не менее одной блок-секции, имеющей изолированный от других частей здания вход и межквартирный лестнично-лифтовой узел (Федеральный закон от 15.06.1996 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья").
Действующим законодательством допускается создание ТСЖ на несколько многоквартирных домов (ст. 136 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ).
Согласно п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 данной статьи.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно ч. 8 ст. 156 ЖК РФ размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.
В соответствии с п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее Правила N 491), содержание общего имущества зависит от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 11 (1) Правил N 491).
Таким образом, размер платы за коммунальные услуги и за содержание общего имущества в многоквартирном доме зависит от наличия и состава внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг, то есть от степени благоустройства многоквартирного жилого дома.
Степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома - это качественная характеристика многоквартирного дома или жилого дома, определяемая наличием и составом внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем (п. 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее Правила N 354).
Согласно пп. "б" п. 3 Правил N 354 состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома.
Указанными Правилами N 354 установлен порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, в том числе на общедомовые нужды.
Согласно п. 40 Правил N 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В соответствии с п. 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно п. 48 (в редакции, действовавшей в спорный период) Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к указанным Правилам.
По формуле 10 при исчислении размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения согласно пунктам 44-48 Правил применяются такие показатели, как объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение, и тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 17 приложения N 2 к Правилам N 354 приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15:
S
одн.5 одн ои i
V = N x S x ----,
i об
S
где:
- N{\super одн - норматив потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306;
- S{\super ои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 10 (в редакции, действовавшей в спорный период) Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (далее Правила N 306), нормативы потребления устанавливаются: в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, а также коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды, - по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома; в отношении коммунальных услуг, предоставляемых при использовании земельного участка и надворных построек, - применительно к коммунальным услугам по холодному водоснабжению, электроснабжению и отоплению с учетом направлений их использования.
В соответствии с п. 11 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением N 2 к данным Правилам.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 157 ЖК РФ).
Согласно ч. 4 ст. 158 ЖК РФ если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Согласно п. 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Постановление Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.12.2015 N 111-э "О ценах (тарифах) на электрическую энергию для населения и приравненных к населению категорий потребителей по Пермскому краю на 2016 год" цены (тарифы) на электрическую энергию для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) и (или) электроотопительными установками, установленные иные пониженные цены (тарифы).
Постановлением Администрации города Перми от 08.07.2015 N 445 "Об установлении размера платы за содержание и ремонт в городе Перми" установлены размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения. Данный нормативный правовой акт устанавливает различный размер платы в зависимости от характеристик жилых помещений и зданий, в которых они находятся. Так, установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей и собственников, проживающих в отдельных квартирах, и собственников комнат в коммунальных квартирах многоквартирных домов (в пределах общей площади); в зависимости от типа многоквартирного дома и уровня благоустройства многоквартирного дома, а также в зависимости от типа многоквартирного дома и уровня благоустройства многоквартирного дома установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей и собственников, проживающих в отдельных комнатах жилых домов, принадлежащих ранее государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и использовавшихся в качестве общежитий, и переданных в ведение органов местного самоуправления, и нанимателей жилых помещений муниципального жилищного фонда, проживающих в коммунальных квартирах многоквартирных домов (в пределах жилой площади).
Из смысла и содержания вышеприведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что при определении тарифов либо нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, размера платы на содержание и ремонт жилого помещения, расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, следует учитывать степень благоустройства многоквартирного жилого дома, а при исчислении размера платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды и за содержание общего имущества в многоквартирном доме, помимо установленных тарифов и(или) нормативов, общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Как установлено судом и не опровергается заинтересованным лицом, первый подъезд спорного многоквартирного дома оборудован стационарными электроплитами, последующие же три подъезда газифицированы. Таким образом, собственниками жилых помещений 1 и 2-4 подъездов электрическая энергия потребляется в различных объемах, при различной мощности электрооборудования и с применением различных тарифов на данный вид коммунальной услуги.
Следует принять во внимание и тот факт, что при исчислении платы на общедомовые нужды при совместном учете общих площадей 1 подъезда (бывшего общежития) и 2-4 подъездов многоквартирного дома соотношение размера общей площади, приходящейся учету, исказится, смешение площадей (их сложение) приведет к неправильному отражению фактических обстоятельств, а именно: их использование по степени благоустройства будет не соответствовать действительности.
В оспариваемом предписании орган жилищного надзора, исходя из того, что домовладение является единым многоквартирным домом, предлагает без учета степени благоустройства отдельных его подъездов, где применяются различные тарифы, фактически используется различная по размеру общая площадь, не принимая производство ТСЖ начислений платы раздельно по 1 и 2-4 подъездам, применять на общедомовые нужды единый норматив по многоквартирному дому: за коммунальную услугу по электроснабжению - по нормативу потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды (пункт 1 предписания), за содержание и ремонт общего имущества - установленному на общем собрании собственников единому размеру платы.
Данные выводы административного органа, поддержанные судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции находит ошибочными, установленные фактические обстоятельства не свидетельствует о правильности применения общего правила исчисления размера платы при наличии особенностей технических характеристик многоквартирного дома, содержащего как отдельные, так и коммунальные квартиры, при различной степени благоустройства.
По мнению суда апелляционной инстанции, одного лишь указания в технических паспортах на то, что строение является многоквартирным домом, без учета норм, регулирующих оплату коммунальных услуг, содержания и ремонт жилья, в том числе на общедомовые нужды, без учета различной степени их благоустройства, недостаточно для правомерного и обоснованного расчета указанной платы.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции признает оспариваемое предписание несоответствующим требованиям жилищного законодательства, нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере иной экономической деятельности.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, а решение суда - подлежащим отмене.
Судебные расходы подлежат распределению в порядке ст. 110 АПК РФ, излишне уплаченная госпошлина согласно ст. 104 АПК РФ подлежит возврату из бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 110, 176, 258, 266, 268, 269, ч.ч. 1, 2 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Пермского края от 17 февраля 2017 года по делу N А50-26973/2016 отменить, заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным предписание Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края N 3007 от 22.09.2016 об устранении товариществом собственников жилья "Мира-26" допущенных нарушений как несоответствующее требованиям жилищного законодательства.
Обязать Инспекцию государственного жилищного надзора Пермского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов товарищества собственников жилья "Мира-26".
Взыскать с Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края в пользу товарищества собственников жилья "Мира-26" в возмещение судебных расходов по уплате госпошлины при подаче заявления в сумме 3000 (три тысячи) рублей по платежному поручению N 285 от 28.10.2016 и при подаче апелляционной жалобы в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей по платежному поручению N 82 от 04.04.2017, всего 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Возвратить товариществу собственников жилья "Мира-26" (ОГРН 1025901224150, ИНН 5905024430) из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы, по платежному поручению N 82 от 04.04.2017 в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.07.2017 N 17АП-4402/2017-АК ПО ДЕЛУ N А50-26973/2016
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июля 2017 г. N 17АП-4402/2017-АК
Дело N А50-26973/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июля 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л.Ю.
судей Варакса Н.В., Риб Л.Х.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Коневой С.А.
при участии:
- от заявителя товарищества собственников жилья "Мира-26" (ОГРН 1025901224150, ИНН 5905024430) - Жданова А.А., предъявлен паспорт, доверенность от 02.09.2016;
- от заинтересованного лица Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (ОГРН 1035900084054, ИНН 5902292939) - Абрамова Е.Ю., предъявлен паспорт, доверенность от 03.07.2017;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя товарищества собственников жилья "Мира-26"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 17 февраля 2017 года
по делу N А50-26973/2016,
принятое судьей Мещеряковой Т.И.,
по заявлению товарищества собственников жилья "Мира-26"
к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края
о признании недействительным предписания,
установил:
Товарищество собственников жилья "Мира-26" (далее - ТСЖ, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным предписания Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (далее - Инспекция, заинтересованное лицо) от 22.09.2016 N 3007.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 17 февраля 2017 года (резолютивная часть решения объявлена 15.02.2017) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
Доводы жалобы сводятся к неправильному установлению судом первой инстанции по делу значимых обстоятельств и неправильному применению норм материального права. Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края дана ошибочная оценка спорному домовладению как многоквартирному, что повлекло неверное применение норм применительно к начислению платы на общедомовые нужды по электроснабжению и содержанию общего имущества.
Заинтересованным лицом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, по указанным в нем мотивам просит жалобу отклонить, решение суда оставить в силе.
Присутствующие в судебном заседании суда апелляционной инстанции представители заявителя и заинтересованного лица настаивали на доводах, изложенных в жалобе и отзыве соответственно.
Судебное разбирательство по делу, назначенное на 08.06.2017, отложено на 06.07.2017, определением от 06.07.2017 в связи с самоотводом произведена замена судьи Трефиловой Е.М. на судью Риб Л.Х., судебное разбирательство по делу начато сначала. В судебном заседании, начатом 06.07.2017, объявлен перерыв до 17 час. 00 мин. 12.07.2017, по окончании которого судебное разбирательство по делу продолжено в том же составе судей Щеклеиной Л.Ю., Варакса Н.В., Риб Л.Х.
Ходатайства заявителя, заинтересованного лица о приобщении к материалам дела пояснений и дополнительных документов рассмотрены в порядке ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) и удовлетворены на основании ст. 81, 268 АПК РФ. Дополнительные документы являются уточняющими к техническому паспорту по степени благоустройства спорного объекта, препятствий к их приобщению суд апелляционной инстанции не усматривает.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, по результатам внеплановой документарной проверки, проведенной в отношении ТСЖ "Мира-26" на основании распоряжения от 12.08.2016 N 3007 (л.д. 38-40, 42-43 т. 1) в связи с обращением Алексеева И.Б., оформленным актом от 22.09.2016 N 3007, Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края выдано предписание от 22.09.2016 N 3007 об устранении в срок до 20.12.2016 нарушений законодательства, выразившихся в определении в период с марта по май 2016 г. размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, не исходя из норматива потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды (далее - ОДН), и применении для собственников помещений различного размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме (в зависимости от подъезда многоквартирного дома), что является нарушением п. 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), ч. 2 ст. 39, ч. 8 ст. 156, ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
ТСЖ "Мира-26", полагая, что данное предписание не соответствует законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с требованием о признании предписания недействительным.
Суд первой инстанции, принимая решение, не установил наличие совокупности оснований для признания предписания недействительным и отказал в удовлетворении требований.
В силу положений ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ при рассмотрении спора о признании недействительным предписания контролирующего органа в предмет доказывания входит вопрос о наличии у органа, выдавшего предписание, соответствующих полномочий; оценивается соответствие предписания требованиям нормативных актов; устанавливается наличие нарушенных прав и законных интересов заявителя.
Принимая во внимание п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс), в соответствии с которым должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, Положение об Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края, утвержденное Постановлением Правительства Пермского края от 01.09.2014 N 913-п, в соответствии с которым Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края является уполномоченным органом исполнительной власти Пермского края, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензионный контроль, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что предписание выдано уполномоченным органом.
Внеплановая документарная проверка проведена Инспекцией в отношении ТСЖ "Мира-26" на основании распоряжения от 12.08.2016 N 3007, в связи с обращением Алексеева И.Б.; результаты проверки оформлены актом от 22.09.2016 N 3007, копия акта вручена проверяемому лицу.
Таким образом, требования к порядку проведения мероприятий государственного контроля Инспекцией соблюдены, полученные в ходе проверки доказательства, положенные в основу выдачи предписания, являются допустимыми, в связи с чем процессуальных оснований для признания оспариваемого предписания недействительным не имеется.
В ходе проверки установлено, что управление многоквартирным домом по адресу: г. Пермь, ул. Мира, д. 26, осуществляет ТСЖ, созданное в 2002 году (сведения из Единого государственного реестра юридических лиц).
Согласно протоколу общего собрания собственников помещений первого подъезда дома N 26 по ул. Мира г. Перми от 28.09.2015 путем очно-заочного голосования принято решение о вхождении собственников первого подъезда в ТСЖ "Мира-26".
На момент проверки в соответствии с техническими паспортами указанное домовладение, расположенное на земельном участке, имеющем адрес г. Пермь, ул. Мира, 26, включает в себя один подъезд общежития (N 1) и три подъезда N 2-4) многоквартирного дома.
Изначально домовладение имело статус общежития СПТУ-52, строительство которого было осуществлено в 1977 г. и в 1978 г. посекционно.
Постановлением Администрации города Перми N 716 от 18.04.1996 Муниципальному предприятию "Пермгражданстрой" было разрешено поэтапное переоборудование части общежития под многоквартирный дом с последующим оформлением правовой перерегистрации дома в "Бюро технической инвентаризации г. Перми".
Согласно договору от 27.04.1995, заключенному между Главным управлением образования, МП "Пермгражданстрой" и Администрацией Индустриального района г. Перми, в результате реконструкции общежития изменялась и форма права собственности на полученные в результате реконструкции квартиры - 75% квартир передавались в собственность МП "Пермгражданстрой".
В результате реконструкции применительно к нормам Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в период реконструкции, были получены два объекта, имеющие существенно разные технические характеристики и функциональное назначение, различный правовой статус - многоквартирный дом (реконструкция которого была осуществлена из общежития) и общежитие. При этом общежитие на момент окончания реконструкции принадлежало Пермской области и было передано в оперативное управление Государственному образовательному учреждению начального профессионального образования "Профессиональное училище N 19".
Вышеуказанное подтверждается пояснениями заявителя, материалами дела: выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества, письмами Администрации города Перми, и заинтересованным лицом документально не опровергнуто.
В силу ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Такие жилые помещения, переданные в пользование гражданам по договору социального найма, подлежат последующей приватизации на основании Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в равных долях при условии согласия каждого из них на получение жилья в собственность.
Следовательно, при утрате статуса общежития жилой дом приобретает статус многоквартирного.
Однако данное обстоятельство не является безусловным основанием для применения одинаковых тарифов, нормативов по коммунальным услугам и платы за содержание жилья, в том числе на общедомовые нужды, поскольку, хотя и являясь единым домовладением, технические характеристики по степени благоустройства, от которых зависит применение различных тарифов и нормативов, жилых помещений первого подъезда (бывшего общежития) и трех последующих подъездов (подвергшееся реконструкции общежитие) неидентичны.
Как следует из материалов дела, каждый объект прошел самостоятельный технический и кадастровый учет, на оба объекта выданы отдельные технические паспорта.
Действующим в период создания ТСЖ "Мира-26" законодательством предусматривалась возможность организации ТСЖ как в существующих, так и во вновь создаваемых кондоминиумах, которые могли состоять из отдельной части здания размером не менее одной блок-секции, имеющей изолированный от других частей здания вход и межквартирный лестнично-лифтовой узел (Федеральный закон от 15.06.1996 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья").
Действующим законодательством допускается создание ТСЖ на несколько многоквартирных домов (ст. 136 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ).
Согласно п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 данной статьи.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно ч. 8 ст. 156 ЖК РФ размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.
В соответствии с п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее Правила N 491), содержание общего имущества зависит от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 11 (1) Правил N 491).
Таким образом, размер платы за коммунальные услуги и за содержание общего имущества в многоквартирном доме зависит от наличия и состава внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг, то есть от степени благоустройства многоквартирного жилого дома.
Степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома - это качественная характеристика многоквартирного дома или жилого дома, определяемая наличием и составом внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем (п. 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее Правила N 354).
Согласно пп. "б" п. 3 Правил N 354 состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома.
Указанными Правилами N 354 установлен порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, в том числе на общедомовые нужды.
Согласно п. 40 Правил N 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В соответствии с п. 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно п. 48 (в редакции, действовавшей в спорный период) Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к указанным Правилам.
По формуле 10 при исчислении размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения согласно пунктам 44-48 Правил применяются такие показатели, как объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение, и тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 17 приложения N 2 к Правилам N 354 приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15:
S
одн.5 одн ои i
V = N x S x ----,
i об
S
где:
- N{\super одн - норматив потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306;
- S{\super ои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 10 (в редакции, действовавшей в спорный период) Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (далее Правила N 306), нормативы потребления устанавливаются: в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, а также коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды, - по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома; в отношении коммунальных услуг, предоставляемых при использовании земельного участка и надворных построек, - применительно к коммунальным услугам по холодному водоснабжению, электроснабжению и отоплению с учетом направлений их использования.
В соответствии с п. 11 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением N 2 к данным Правилам.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 157 ЖК РФ).
Согласно ч. 4 ст. 158 ЖК РФ если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Согласно п. 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Постановление Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.12.2015 N 111-э "О ценах (тарифах) на электрическую энергию для населения и приравненных к населению категорий потребителей по Пермскому краю на 2016 год" цены (тарифы) на электрическую энергию для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) и (или) электроотопительными установками, установленные иные пониженные цены (тарифы).
Постановлением Администрации города Перми от 08.07.2015 N 445 "Об установлении размера платы за содержание и ремонт в городе Перми" установлены размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения. Данный нормативный правовой акт устанавливает различный размер платы в зависимости от характеристик жилых помещений и зданий, в которых они находятся. Так, установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей и собственников, проживающих в отдельных квартирах, и собственников комнат в коммунальных квартирах многоквартирных домов (в пределах общей площади); в зависимости от типа многоквартирного дома и уровня благоустройства многоквартирного дома, а также в зависимости от типа многоквартирного дома и уровня благоустройства многоквартирного дома установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей и собственников, проживающих в отдельных комнатах жилых домов, принадлежащих ранее государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и использовавшихся в качестве общежитий, и переданных в ведение органов местного самоуправления, и нанимателей жилых помещений муниципального жилищного фонда, проживающих в коммунальных квартирах многоквартирных домов (в пределах жилой площади).
Из смысла и содержания вышеприведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что при определении тарифов либо нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, размера платы на содержание и ремонт жилого помещения, расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, следует учитывать степень благоустройства многоквартирного жилого дома, а при исчислении размера платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды и за содержание общего имущества в многоквартирном доме, помимо установленных тарифов и(или) нормативов, общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Как установлено судом и не опровергается заинтересованным лицом, первый подъезд спорного многоквартирного дома оборудован стационарными электроплитами, последующие же три подъезда газифицированы. Таким образом, собственниками жилых помещений 1 и 2-4 подъездов электрическая энергия потребляется в различных объемах, при различной мощности электрооборудования и с применением различных тарифов на данный вид коммунальной услуги.
Следует принять во внимание и тот факт, что при исчислении платы на общедомовые нужды при совместном учете общих площадей 1 подъезда (бывшего общежития) и 2-4 подъездов многоквартирного дома соотношение размера общей площади, приходящейся учету, исказится, смешение площадей (их сложение) приведет к неправильному отражению фактических обстоятельств, а именно: их использование по степени благоустройства будет не соответствовать действительности.
В оспариваемом предписании орган жилищного надзора, исходя из того, что домовладение является единым многоквартирным домом, предлагает без учета степени благоустройства отдельных его подъездов, где применяются различные тарифы, фактически используется различная по размеру общая площадь, не принимая производство ТСЖ начислений платы раздельно по 1 и 2-4 подъездам, применять на общедомовые нужды единый норматив по многоквартирному дому: за коммунальную услугу по электроснабжению - по нормативу потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды (пункт 1 предписания), за содержание и ремонт общего имущества - установленному на общем собрании собственников единому размеру платы.
Данные выводы административного органа, поддержанные судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции находит ошибочными, установленные фактические обстоятельства не свидетельствует о правильности применения общего правила исчисления размера платы при наличии особенностей технических характеристик многоквартирного дома, содержащего как отдельные, так и коммунальные квартиры, при различной степени благоустройства.
По мнению суда апелляционной инстанции, одного лишь указания в технических паспортах на то, что строение является многоквартирным домом, без учета норм, регулирующих оплату коммунальных услуг, содержания и ремонт жилья, в том числе на общедомовые нужды, без учета различной степени их благоустройства, недостаточно для правомерного и обоснованного расчета указанной платы.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции признает оспариваемое предписание несоответствующим требованиям жилищного законодательства, нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере иной экономической деятельности.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, а решение суда - подлежащим отмене.
Судебные расходы подлежат распределению в порядке ст. 110 АПК РФ, излишне уплаченная госпошлина согласно ст. 104 АПК РФ подлежит возврату из бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 110, 176, 258, 266, 268, 269, ч.ч. 1, 2 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 17 февраля 2017 года по делу N А50-26973/2016 отменить, заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным предписание Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края N 3007 от 22.09.2016 об устранении товариществом собственников жилья "Мира-26" допущенных нарушений как несоответствующее требованиям жилищного законодательства.
Обязать Инспекцию государственного жилищного надзора Пермского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов товарищества собственников жилья "Мира-26".
Взыскать с Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края в пользу товарищества собственников жилья "Мира-26" в возмещение судебных расходов по уплате госпошлины при подаче заявления в сумме 3000 (три тысячи) рублей по платежному поручению N 285 от 28.10.2016 и при подаче апелляционной жалобы в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей по платежному поручению N 82 от 04.04.2017, всего 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Возвратить товариществу собственников жилья "Мира-26" (ОГРН 1025901224150, ИНН 5905024430) из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы, по платежному поручению N 82 от 04.04.2017 в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
Судьи
Н.В.ВАРАКСА
Л.Х.РИБ
Н.В.ВАРАКСА
Л.Х.РИБ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)