Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.11.2017 ПО ДЕЛУ N А79-566/2017

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 ноября 2017 г. по делу N А79-566/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 14.11.2017.
Полный текст постановления изготовлен 17.11.2017.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Логиновой О.А., судей Вечканова А.И., Долговой Ж.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рогановым С.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" муниципального образования "город Канаш Чувашской Республики" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 15.08.2017 по делу N А79-566/2017, принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Канашский завод технологической оснастки" (ОГРН 1072134000652) к муниципального предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" муниципального образования "город Канаш Чувашской Республики" (ОГРН 1072134000070) о взыскании 696 779 руб. 21 коп., третье лицо - муниципальное унитарное предприятие "Чистый город" муниципального образования "город Канаш Чувашской Республики".
В судебном заседании приняли участие представители:
- истец - не явился, извещен;
- ответчик - Воробьев В.Б. по доверенности от 09.01.2017 N 02, Анисимова Е.Г. по доверенности от 13.10.2017 N 01;
- третье лицо - не явилось, извещено,
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Канашский завод технологической оснастки" (далее - истец, ООО "Канашский завод технологической оснастки") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к муниципальному предприятию "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" муниципального образования "город Канаш Чувашской Республики" (далее - ответчик, МП "УК ЖКХ" МО "г. Канаш ЧР", Предприятие) о взыскании 636 570 руб. 22 коп. основного долга, 60 208 руб. 99 коп. пеней за период с 20.12.2016 по 13.06.2017 (с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 15.08.2017 Арбитражный суд Чувашской Республики исковые требования удовлетворил частично, взыскал с МП "УК ЖКХ" МО "г. Канаш ЧР" в пользу ООО "Канашский завод технологической оснастки" 636 570 руб. 22 коп. долга за ноябрь 2016 года, 55 941 руб. 19 коп. пеней за период с 20.12.2016 по 13.06.2017, 15 906 руб. 15 коп. расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказал.
МП "УК ЖКХ" МО "г. Канаш ЧР", не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу, что между истцом и ответчиком отсутствуют отношения по предоставлению коммунальных услуг. Заявитель считает, что приобретает у истца коммунальную услугу в виде ГВ, а не ресурс в виде горячей воды.
Также заявитель считает, что суд необоснованно применил к отношениям сторон Федеральный закон N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и не применил нормы Правил N 354 и СанПиНа 2.1.4.2496-09. Полагает, что факт предоставления истцом некачественной услуги по ГВС подтверждается выписками из журнала учета тепловой энергии котельной и архивными данными с прибора учета.
В дополнениях к апелляционной жалобе заявитель ссылается на позицию, изложенную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232 в котором указано на необходимость в применении при расчете с гражданами и исполнителями коммунальных услуг в отношении многоквартирных домов по двухкомпонентному тарифу на ГВС не показаний прибора учета, а нормативов на подогрев.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Истец в отзыве указал на законность и обоснованность судебного акта, считает, что суд пришел к правильной правовой квалификации отношений истца и ответчика как двух теплоснабжающих организаций, применил нормы подлежащие применению. Просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Истец и третье лицо, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие истца и третьего лица по имеющимся в нем материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 30.12.2014 между истцом (поставщик) и ответчиком (потребитель) подписан договор на поставку тепловой энергии N 14-01, предметом которого явилась поставка истцом через присоединенную сеть тепловой энергии и обязанность ответчика по ее принятию, оплате и передаче субабонентам (пункт 1.1 договора).
Договор со стороны ответчика подписан с протоколом разногласий от 30.12.2014 N 01. На протокол разногласий от 30.12.2014 N 01 ООО "КЗТО" направлен протокол согласования разногласий, который не подписан ответчиком.
В связи с тем, что стороны не пришли к соглашению по всем существенным условиям, названный договор на поставку тепловой энергии от 30.12.2014 N 14-01 между сторонами не заключен, что сторонами не оспаривается. Аналогичные выводы содержатся в судебных актах по делам N А79-5790/2016, N А79-10617/2016, принятых в отношении сторон по ранее рассмотренным периодам.
ООО "КЗТО" в ноябре 2016 года отпустил ответчику тепловую энергию на общую сумму 1 410 785 руб. 69 коп., что подтверждается актом и счетом-фактурой от 30.11.2016 N 627, направленным в адрес ответчика письмом от 02.12.2016 N 366 (получено ответчиком 05.12.2016).
Поставленный энергоресурс ответчиком был оплачен частично, что послужило истцу основанием для обращения в суд с настоящим исковыми требованиями. По данным истца на момент вынесения настоящего решения, сумма долга за отпущенную тепловую энергию в ноябре 2016 года составила 636 570 руб. 22 коп.
В соответствии с абзацем 10 пункта 2 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы), поэтому такие отношения следует рассматривать как договорные.
Отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии (пункт 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30).
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов.
В силу статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
На основании статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (статья 541 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ).
Порядок организации теплоснабжения потребителей, в том числе существенные условия договоров теплоснабжения и оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, особенности заключения и условия договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, порядок организации заключения указанных договоров между теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, а также порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае нарушения ими условий договоров урегулированы Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808).
В статье 2 Закона N 190-ФЗ раскрываются понятия "потребитель" и "теплоснабжающая организация".
Под потребителем законодатель понимает лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
Под теплоснабжающей организацией понимается организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).
Теплоснабжающие организации самостоятельно производят тепловую энергию (мощность), теплоноситель или заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают тепловую энергию (мощность), теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном статьей 15 Закона о теплоснабжении (часть 4 статьи 13 Закона N 190-ФЗ).
В силу части 3 статьи 15 Закона N 190-ФЗ договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены Законом о теплоснабжении для договоров теплоснабжения, с учетом особенностей, установленных правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ.
Исходя из названных выше норм, между двумя теплоснабжающими организациями, одна из которых - поставщик (владелец источника тепловой энергии), другая - покупатель (единая теплоснабжающая организация, теплоснабжающая организация) подлежит заключению договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" определено, что в системе теплоснабжения определенная схемой теплоснабжения единая теплоснабжающая организация обязана заключить договор теплоснабжения с любым обратившимся потребителем тепловой энергии, теплопотребляющие установки которого находятся в данной системе теплоснабжения.
Согласно пункту 3 указанной статьи единая теплоснабжающая организация и теплоснабжающие организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, обязаны заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения.
Согласно пункту 7 статьи 15 Закона N 190-ФЗ договор теплоснабжения является публичным для единой теплоснабжающей организации. Единая теплоснабжающая организация не вправе отказать потребителю тепловой энергии в заключении договора теплоснабжения при условии соблюдения указанным потребителем выданных ему в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения к тепловым сетям принадлежащих ему объектов капитального строительства (далее - технические условия).
В соответствии с пунктом 3 Правил N 808 статус единой теплоснабжающей организации присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации решением федерального органа исполнительной власти (в отношении городов с населением 500 тысяч человек и более) или органа местного самоуправления (далее - уполномоченные органы) при утверждении схемы теплоснабжения поселения, городского округа.
Распоряжением Администрация города Канаш Чувашской Республики утверждена схема теплоснабжения муниципального образования города Канаш Чувашской Республики на период 2013-2028 годы, статус единой теплоснабжающей организацией г. Канаш присвоено предприятию МП "УК ЖКХ" МО "г. Канаш ЧР". Распоряжение опубликовано 27.01.2014.
Согласно схеме теплоснабжения г. Канаш и акту присоединения зданий и сооружений к теплосети от 30.12.2014 ООО "КЗТО" является владельцем источника тепловой энергии (котельная КЗТО), к которой по четырехтрубной системе (отопление и горячее водоснабжение) подключены теплопотребляющие установки, расположенные в промышленных объектах и многоквартирных домах, расположенных по адресу г. Канаш, Полевая, дом 1, ул. Свободы, дома NN 26, 27, 27А, 28, 29, 30, 32, 34.
Постановлением Госслужбы от 11.12.2015 N 86-14-21/т "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям, тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя в Чувашской Республике на 2016-2018 годы" для ООО "КЗТО" во втором полугодии 2016 года установлен одноставочный тариф в размере 1183,89 руб./Гкал.
Постановлением Госслужбы от 16.12.2014 N 48-13-21/т утвержден одноставочный тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую МП "УК ЖКХ" МО "г. Канаш ЧР" своим потребителям, во втором полугодии 2016 года в размере 1339,55 руб. /Гкал (без НДС).
В соответствии с постановлением Госслужбы от 11.12.2015 N 87-14-21/гв "Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую организациями, осуществляющими горячее водоснабжение с использованием закрытых систем горячего водоснабжения, потребителям в Чувашской Республике, на 2016 - 2018 годы" на второе полугодие тариф для ООО "КЗТО", в том числе компонент на холодную воду - 19,57 руб. /куб. м, компонент на тепловую энергию - 1183,89 руб. /Гкал.
В свою очередь для МП "УК ЖКХ" МО "г. Канаш ЧР" для потребителей, получающих горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения от источника тепловой энергии ООО "КЗТО", установлен двухкомпонентный тариф, в том числе компонент на холодную воду - 19,579 руб. /куб. м (без НДС), компонент на тепловую энергию - 1339,559 руб. /Гкал (без НДС).
Пунктом 45 Правил N 808 определено, что единая теплоснабжающая организация (покупатель) и теплоснабжающие организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии в системе теплоснабжения (поставщик), обязаны заключить договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения.
На основании изложенного, суд первой инстанции правильно квалифицировал отношения сторон, как теплоснабжающей организации и единой теплоснабжающей организацией по поставке тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя (теплоснабжению), регулируемых Законом N 190-ФЗ, в частности частью 3 статьи 15 указанного Закона; учитывая, что сторонами договора теплоснабжения являются теплоснабжающая организация и потребитель, в спорных отношениях, ответчик, приобретая тепловую энергию у истца, выступает в качестве потребителя.
ООО "КЗТО" (поставщик), владеющее на законном основании источником тепловой энергии в системе теплоснабжения, поставляет тепловую энергию (мощности) и теплоноситель другой теплоснабжающей организацией МП "УК ЖКХ" МО "г. Канаш ЧР" (покупатель), которая приобретает тепловую энергию для ее последующей перепродажи специализированным организациям (ТСЖ, управляющие компании), осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами и являющихся исполнителями коммунальных услуг, а также для перепродажи собственным конечным потребителям (иные юридические лица и индивидуальные предприниматели).
Следовательно, отношения сторон не могут регулироваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) и Правилами, обязательными при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
В силу части 5 статьи 15 Закона о теплоснабжении местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения к бесхозяйной тепловой сети.
Согласно представленному в материалы дела акту разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности сторон по котельной границей эксплуатационной ответственности системы отопления и горячего водоснабжения на жилые дома р-на УПП ВОС является ограждение территории ООО "КЗТО"; по ЦТП по ул. Полевая - наружная стена здания ЦТП (отопление - подающий трубопровод выходящий из ЦТП ООО "КЗТО" и обратный трубопровод системы отопления входящей в ЦТП ООО "КЗТО"; ГВС - подающий трубопровод выходящий из ЦТП ООО "КЗТО" и обратный трубопровод системы горячего водоснабжения входящей в ЦТП ООО "КЗТО".
Таким образом точка поставки в данном случае определяется актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от 30.12.2014.
Согласно статье 19 Закона N 190-ФЗ количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета. Осуществление коммерческого учета тепловой энергии теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях: отсутствие в точках учета приборов учета; неисправность приборов учета; нарушение установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета являющихся собственностью потребителя.
В соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности теплосетей и эксплуатационной ответственности сторон от 30.12.2014 по линии "котельная" границей эксплуатационной ответственности сторон системы отопления и горячего водоснабжения на жилые дома р-на УПП ВОС является ограждение территории ООО "КЗТО". По линии "ЦТП ул. Полевая" границей эксплуатационной ответственности является наружная стена здания ЦТП.
Между истцом и ответчиком составлены акты проверки готовности к эксплуатации узла учета тепловой энергии на источнике теплоснабжения, в соответствии с которым входящие в состав узла учета теплосчетчики ТС-11 (зав. N 0030019, 0030017) и приборы учета допущены к дальнейшей эксплуатации в период с 01.10.2016 по 01.10.2017.
В материалы дела представлены сведения о прохождении теплосчетчиков ТС-11 (зав. N 0030019, 0030017) и приборов учета периодической поверки и признании их годными в целях коммерческого учета в спорный период.
Из паспорта теплосчетчика ТС-11 следует, что он предназначен для измерения отпущенной источником и полученной потребителем тепловой энергии, массы и других параметров теплоносителя.
Ответчик сам указывает, что система теплоснабжения четырехтрубная, то есть поставка тепловой энергии в виде горячей воды и горячая вода питьевая поставляются по самостоятельным трубам разного диаметра.
Вместе тем доказывая ненадлежащее качество горячей воды, ответчик ссылается на показания прибора учета тепловой энергии, а не ГВС. Доказательств того, что данный прибор учета учитывает, в том числе и ГВС в материалы дела не представлено.
Согласно ч. 1 ст. 7 Закона N 416-ФЗ водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 642 утверждены Правила горячего водоснабжения, которые предусматривают, в том числе требования к содержанию существенных условий договора горячего водоснабжения (пункт 17).
Существенными условиями договора горячего водоснабжения являются:
а) предмет договора горячего водоснабжения, режим подачи горячей воды (гарантированный объем подачи горячей воды, гарантированный уровень давления горячей воды в системе горячего водоснабжения и температура горячей воды), определяемый в соответствии с условиями на подключение (присоединение) к централизованной системе горячего водоснабжения;
б) сроки подачи горячей воды;
в) порядок контроля качества горячей воды;
г) условия временного прекращения или ограничения подачи горячей воды;
д) порядок осуществления учета поданной (полученной) горячей воды и тепловой энергии в составе горячей воды;
е) сроки и порядок оплаты по договору горячего водоснабжения;
ж) границы эксплуатационной ответственности абонента и организации, осуществляющей горячее водоснабжение, и границы балансовой принадлежности;
з) права и обязанности сторон;
и) ответственность абонента и организации, осуществляющей горячее водоснабжение, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами обязательств по договору горячего водоснабжения;
к) порядок урегулирования разногласий по договору горячего водоснабжения, возникающих между абонентом и организацией, осуществляющей горячее водоснабжение;
л) порядок обеспечения абонентом доступа представителей организации, осуществляющей горячее водоснабжение, или по ее указанию представителей иной организации к водопроводным сетям, местам отбора проб горячей воды и приборам учета для снятия показаний и отбора проб горячей воды в целях определения объема поданной (полученной) горячей воды и тепловой энергии в составе горячей воды, а также определения качества горячей воды, в том числе температуры ее подачи;
м) установленная мощность, необходимая для осуществления горячего водоснабжения абонента, в том числе с распределением указанной мощности по каждой точке подключения, а также подключенная нагрузка, в пределах которой организация, осуществляющая горячее водоснабжение, принимает на себя обязательства обеспечить горячее водоснабжение абонента.
Вместе с тем ответчиком не представлено доказательств направления заявки истцу на заключение договора горячего водоснабжения в рамках Правил N 642, как и согласование существенных условий, в том числе и по температуре горячей воды с учетом подключенных объектов потребления.
Имеющийся в материалах дела договор на поставку тепловой энергии 14-01 (который признан судом незаключенным) был направлен на урегулирование отношений по поставке тепловой энергии в виде теплоносителя, где предусматривалась температура сетевой воды в соответствии с температурным графиком.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо, участвующее в деле обязано доказать обстоятельства на которые ссылается в обоснование своей правовой позиции.
Однако заявителем доказательств поставки горячей воды ненадлежащего качества в точках поставки (граница стены ЦТП и граница ограждения ООО "КЗТО") в материалы дела не представлено.
Ссылка заявителя на нормы Жилищного законодательства, а также Правила N 354 и СанПиН основана на ошибочном толковании норм права и квалификации отношений с истцом.
В данном случае отношения по поставке коммунального ресурса возникают между МП "УК ЖКХ" МО г. Канаш как ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг МУП "Чистый город", что и подтверждается представленными в материалы дела договорами (л. д. 108, т. 1).
В связи с изложенным отклоняется как несостоятельная ссылка ответчика на Определение Верховного Суда Российской Федерации, поскольку правовая позиция, изложенная в нем, распространяется именно на исполнителей коммунальных услуг и ресурсоснабжающие организации при расчете за ГВС поставленного в многоквартирные жилые дома.
На основании статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Объем поставленных энергоресурсов истцом определен на основании показаний приборов учета тепловой энергии, установленных на границе эксплуатационной ответственности сторон.
Спор по объему поставленных ресурсов (показания узлов учета в части определения объема энергии, объема горячей воды) между сторонами отсутствует.
Поскольку тепловая энергия была принята ответчиком, суд пришел к верному выводу о наличии обязанности у ответчика оплатить приобретенный ресурс.
Оценив представленные в дело документы в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что требование о взыскании задолженности предъявлено истцом обоснованно и подлежит удовлетворению в заявленном размере.
Истцом также заявлено требование о взыскании 60 208 руб. 99 коп. пеней за период с 20.12.2016 по 13.06.2017, рассчитанных исходя из пункта 9.3. статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (статья 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" управляющие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
В связи с тем, что договор от 30.12.2014 N 14-01 не заключен, начисление ответчику пеней начиная с 20 числа месяца, следующего за расчетным, не противоречит порядку расчетов по договору теплоснабжения, установленному в Правилах N 808 (пункты 33 - 34).
Применение истцом при расчете ставки пеней в размере 1/170 в период с 20.02.2017 (начиная с 61 дня просрочки) в течение 60 дней (до 20.04.2017) не нарушает права ответчика.
При расчете пеней ООО "КЗТО" в отношении просрочки оплаты за период с 20.12.2016 по 26.03.2017 применена ставка рефинансирования в размере 10 процентов, за период с 27.03.2017 по 01.05.2017 - ставка в размере 9,75 процентов, за период с 01.05.2017 по 13.06.2017 - ставка в размере 9,25 процентов.
В обзоре судебной практики ВС РФ N 3 (2016), утвержденном Президиумом ВС РФ 19.10.2016, в ответе на вопрос 3 раздела "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике" указано, что "статьей 25 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", статьей 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", статьей Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", статьей 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена законная неустойка за просрочку исполнения обязательства по оплате потребления соответствующих энергетических ресурсов. Согласно указанным нормам размер неустойки определяется в зависимости от ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (далее - ставка), действующей на дату уплаты пеней на не выплаченную в срок сумму.
Вместе с тем по смыслу данной нормы, закрепляющей механизм возмещения возникших у кредитора убытков в связи с просрочкой исполнения обязательств по оплате потребленных энергетических ресурсов, при взыскании суммы неустоек (пеней) в судебном порядке за период до принятия решения суда подлежит применению ставка на день его вынесения.
Данный механизм расчета неустойки позволит обеспечить правовую определенность в отношениях сторон на момент разрешения спора в суде.
В силу пунктов 1 и 2 Указания Банка России от 11.12.2015 N 3894-У "О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России" с 01.01.2016 значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату, самостоятельное значение ставки рефинансирования Банка России не устанавливается.
Согласно информации Центрального банка Российской Федерации от 16.06.2017 ключевая ставка с 19.06.2017 составляет 9%.
Проверив расчет истца по начислению неустойки, судом первой инстанции произведен перерасчет, с которым с ответчика подлежит взысканию в сумме 55 941 руб. 19 коп.
Вопрос относительно расходов по государственной пошлине верно разрешен судом первой инстанции исходя из положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом результата рассмотрения исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на оценку законности и обоснованности принятого судом решения и не могут служить основанием для его отмены или изменения. Обстоятельства дела установлены на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных сторонами доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда соответствуют материалам дела и основаны на верном применении норм материального права.
Оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 15.08.2017 по делу N А79-566/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" муниципального образования "город Канаш Чувашской Республики" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
О.А.ЛОГИНОВА
Судьи
А.И.ВЕЧКАНОВ
Ж.А.ДОЛГОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)