Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 мая 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 мая 2017 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Веклича Б.С.
Судей: Савенкова О.В., Солоповой А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыревой К.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЖСК "Можайский"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.01.2017 по делу N А40-161983/16, принятое судьей Голоушкиной Т.Г. (шифр 54-1168)
по иску АО "ПФК "БИН"
к ЖСК "Можайский"
третье лицо: ФКР Москвы
о взыскании неосновательного обогащения,
при участии в судебном заседании:
- от истца: Асатиани Л.Г. по доверенности от 05.04.2017;
- от ответчика: Войцеховский А.В. в соответствии с выпиской из протокола от 27.03.2017, Санинский В.А. по доверенности от 12.01.2017;
- от третьего лица: Колцун Ю.Д. по доверенности от 28.03.2017,
установил:
АО "ПФК "БИН" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ЖСК "Можайский" о взыскании 850 800 руб. неосновательного обогащения.
Решением суда от 27.01.2017 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым по делу решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела неправильное применение судом норм материального права.
Истец и третье лицо возражают против доводов апелляционной жалобы, просят отказать в ее удовлетворении. Третьим лицом представлены письменные пояснения.
Законность и обоснованность судебного решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец является собственником нежилых помещений, общей площадью 11327,2 кв. м, расположенных в многоквартирном доме по адресу: г. Москва, Можайское шоссе, д. 39, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 07.10.2010 серии 77 AM N 700935.
Деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: г. Москва, Можайское шоссе, д. 39 осуществляет ЖСК "Можайский", оплата собственниками помещений жилищно-коммунальных услуг производится непосредственно на расчетный счет ЖСК "Можайский".
В соответствии с ч. 1 ст. 169 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере, утвержденном постановлением Правительства Москвы от 29.12.2014 N 833-ПП "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы в 2015 году", что составляет 15 рублей на 1 квадратный метр общей площади помещения.
Согласно ч. 3 ст. 169 Жилищного кодекса РФ, п. 3.1 ст. 75 Закона г. Москвы от 27.01.2010 N 2 "Основы жилищной политики города Москвы" обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме возникла у собственников помещений с 01.07.2015.
В обоснование иска истец указывает, что поскольку на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома не было принято решение о способе формирования фонда капитального ремонта дома, формирование фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на счете регионального оператора - Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы (ФКР Москвы), согласно ст. 170 Жилищного кодекса РФ.
За период июль 2015 года - ноябрь 2015 года истец уплачивал ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома в адрес ответчика согласно счетам на оплату, направляемым ответчиком собственнику нежилого помещения, в которых взносы на капитальный ремонт были указаны отдельной строкой.
Всего в адрес ответчика согласно счетам на оплату за период июль 2015 года - ноябрь 2015 года истцом были уплачены взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 850 800 руб.
Фонд капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы отдельных счетов на оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома напрямую в адрес истца не выставлял и не направлял.
В дальнейшем ответчик был обязан направить взносы на капитальный ремонт общего имущества, уплачиваемые собственниками помещений многоквартирного дома, в адрес регионального оператора - Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы согласно ст. 170 Жилищного кодекса РФ. Однако до настоящего времени указанные денежные средства в Фонд капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы ответчиком не перечислены.
Истцом в адрес ответчика неоднократно направлялись требования о перечислении суммы взносов АО "ПФК "БИН" на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 850 800 руб. на счет Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы либо о возврате указанной суммы истцу для самостоятельного перечисления в ФКР Москвы (письмо исх. N 431 от 23.03.2016, исх. N 726 от 17.05.2016).
Ответчик денежные средства истца в Фонд капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы не направил и истцу не возвратил.
В этой связи в адрес истца поступило требование Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы о повторной оплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома за период июль 2015 года ноябрь 2015 года уже на счет регионального оператора (письмо исх. N ФКР-24-745/6 от 01.03.2016, исх. N ФКР-04-2479/6 от 04.05.2016).
За период с декабря 2015 года по настоящее время истец уплачивает взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме напрямую на счет Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы согласно выставляемым Фондом счетам на оплату.
Таким образом, по мнению истца, перечисленные ответчику взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома на сумму 850 800 руб. являются неосновательным обогащением ответчика и подлежат возвращению на основании ст. 1102 Гражданского кодекса РФ.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции указал на отсутствие доказательств соблюдения ответчиком процедуры формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, предусмотренного ст. 172 Жилищного кодекса РФ, в связи с чем внесенные истцом на специальный счет денежные средства являются неосновательным обогащением такой управляющей компании.
Статьей 4 Жилищного кодекса РФ установлено, что правоотношения по содержанию и ремонта жилых помещений, внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме регулируются нормами жилищного законодательства.
В силу ч. 1 ст. 169 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (часть 3).
В соответствии со ст. 170 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора) (часть 3).
Согласно ч. 4 ст. 170 Жилищного кодекса РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:
1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта;
3) сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта;
4) владелец специального счета;
5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 ЖК РФ, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.
Частью 5 ст. 170 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
В данном случае решение общего собрания собственников о выборе способа формирования фонда капитального ремонта в виде перечисления взносов на специальный счет было оформлено протоколом общего собрания от 04.06.2014 N 1.
Согласно протоколу общего собрания от 04.06.2014 N 1 в голосовании приняли участие 304 собственника помещений в многоквартирном доме, обладающих 54,58% голосов всех собственников.
Однако в соответствии с ч. 1 ст. 46 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент проведения 04.06.2014 общего собрания собственников) решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта должно приниматься большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, то есть не менее 66,66%.
Таким образом, оформленное протоколом от 04.06.2014 N 1 решение общего собрания собственников по вопросу выбора способа формирования фонда капитального ремонта в виде перечисления взносов на специальный счет является ничтожным на основании п. 2 ст. 181.5 Гражданского кодекса РФ.
Согласно ч. 7 ст. 170 Жилищного кодекса РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 данной статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 указанной статьи срок, и в случаях, предусмотренных ч. 7 ст. 189 ЖК РФ, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
В соответствии с ч. 4 ст. 172 Жилищного кодекса РФ орган государственного жилищного надзора ведет реестр уведомлений, указанных в части 1 настоящей статьи, реестр специальных счетов, информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его.
В Мосжилинспекцию 22.05.2015, 30.06.2015, 01.09.2015 были представлены уведомления ЖСК "Можайский" о выборе способа формирования фонда капитального ремонта в указанном доме на специальном счете.
При рассмотрении представленных документов были выявлены нарушения Жилищного кодекса РФ, допущенные при оформлении протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, в том числе, в представленном протоколе общего собрания собственников помещений многоквартирного дома количество голосов, которыми обладают собственники помещений, принявшие решение по вопросу выбора способа формирования фонда капитального ремонта, составляет менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном многоквартирном доме.
По результатам рассмотрения представленных документов на имя председателя правления ЖСК "Можайский" Войцеховского А.В. были направлены письма с указанием выявленных нарушений.
Исходя из норм ч. 7 ст. 170, ч. 4 ст. 172 Жилищного кодекса РФ в связи с тем, что собственниками помещений в жилом доме по адресу: Можайское шоссе, д. 39 в срок, установленный Жилищным кодексом РФ, не был реализован способ формирования Фонда капитального ремонта на специальном счете, Мосжилинспекция направила данную информацию в Департамент капитального ремонта города Москвы, который принял решение о формировании Фонда капитального ремонта указанного многоквартирного дома на счете регионального оператора в соответствии с приказом Департамента капитального ремонта города Москвы от 30.06.2015 N 07-02-51/5.
При указанных обстоятельствах, у ответчика не имеется оснований для удержания денежных средств, перечисленных истцом на капитальный ремонт многоквартирного дома, в связи с чем сумма 850 800 руб. является неосновательным обогащением ответчика и подлежат возвращению на основании ст. 1102 Гражданского кодекса РФ.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266 - 269, 271 АПК РФ,
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27.01.2017 по делу N А40-161983/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.05.2017 N 09АП-15898/2017-ГК ПО ДЕЛУ N А40-161983/16
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 мая 2017 г. N 09АП-15898/2017-ГК
Дело N А40-161983/16
Резолютивная часть постановления объявлена 02 мая 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 мая 2017 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Веклича Б.С.
Судей: Савенкова О.В., Солоповой А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыревой К.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЖСК "Можайский"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.01.2017 по делу N А40-161983/16, принятое судьей Голоушкиной Т.Г. (шифр 54-1168)
по иску АО "ПФК "БИН"
к ЖСК "Можайский"
третье лицо: ФКР Москвы
о взыскании неосновательного обогащения,
при участии в судебном заседании:
- от истца: Асатиани Л.Г. по доверенности от 05.04.2017;
- от ответчика: Войцеховский А.В. в соответствии с выпиской из протокола от 27.03.2017, Санинский В.А. по доверенности от 12.01.2017;
- от третьего лица: Колцун Ю.Д. по доверенности от 28.03.2017,
установил:
АО "ПФК "БИН" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ЖСК "Можайский" о взыскании 850 800 руб. неосновательного обогащения.
Решением суда от 27.01.2017 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым по делу решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела неправильное применение судом норм материального права.
Истец и третье лицо возражают против доводов апелляционной жалобы, просят отказать в ее удовлетворении. Третьим лицом представлены письменные пояснения.
Законность и обоснованность судебного решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец является собственником нежилых помещений, общей площадью 11327,2 кв. м, расположенных в многоквартирном доме по адресу: г. Москва, Можайское шоссе, д. 39, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 07.10.2010 серии 77 AM N 700935.
Деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: г. Москва, Можайское шоссе, д. 39 осуществляет ЖСК "Можайский", оплата собственниками помещений жилищно-коммунальных услуг производится непосредственно на расчетный счет ЖСК "Можайский".
В соответствии с ч. 1 ст. 169 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере, утвержденном постановлением Правительства Москвы от 29.12.2014 N 833-ПП "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы в 2015 году", что составляет 15 рублей на 1 квадратный метр общей площади помещения.
Согласно ч. 3 ст. 169 Жилищного кодекса РФ, п. 3.1 ст. 75 Закона г. Москвы от 27.01.2010 N 2 "Основы жилищной политики города Москвы" обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме возникла у собственников помещений с 01.07.2015.
В обоснование иска истец указывает, что поскольку на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома не было принято решение о способе формирования фонда капитального ремонта дома, формирование фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на счете регионального оператора - Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы (ФКР Москвы), согласно ст. 170 Жилищного кодекса РФ.
За период июль 2015 года - ноябрь 2015 года истец уплачивал ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома в адрес ответчика согласно счетам на оплату, направляемым ответчиком собственнику нежилого помещения, в которых взносы на капитальный ремонт были указаны отдельной строкой.
Всего в адрес ответчика согласно счетам на оплату за период июль 2015 года - ноябрь 2015 года истцом были уплачены взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 850 800 руб.
Фонд капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы отдельных счетов на оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома напрямую в адрес истца не выставлял и не направлял.
В дальнейшем ответчик был обязан направить взносы на капитальный ремонт общего имущества, уплачиваемые собственниками помещений многоквартирного дома, в адрес регионального оператора - Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы согласно ст. 170 Жилищного кодекса РФ. Однако до настоящего времени указанные денежные средства в Фонд капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы ответчиком не перечислены.
Истцом в адрес ответчика неоднократно направлялись требования о перечислении суммы взносов АО "ПФК "БИН" на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 850 800 руб. на счет Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы либо о возврате указанной суммы истцу для самостоятельного перечисления в ФКР Москвы (письмо исх. N 431 от 23.03.2016, исх. N 726 от 17.05.2016).
Ответчик денежные средства истца в Фонд капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы не направил и истцу не возвратил.
В этой связи в адрес истца поступило требование Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы о повторной оплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома за период июль 2015 года ноябрь 2015 года уже на счет регионального оператора (письмо исх. N ФКР-24-745/6 от 01.03.2016, исх. N ФКР-04-2479/6 от 04.05.2016).
За период с декабря 2015 года по настоящее время истец уплачивает взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме напрямую на счет Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы согласно выставляемым Фондом счетам на оплату.
Таким образом, по мнению истца, перечисленные ответчику взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома на сумму 850 800 руб. являются неосновательным обогащением ответчика и подлежат возвращению на основании ст. 1102 Гражданского кодекса РФ.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции указал на отсутствие доказательств соблюдения ответчиком процедуры формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, предусмотренного ст. 172 Жилищного кодекса РФ, в связи с чем внесенные истцом на специальный счет денежные средства являются неосновательным обогащением такой управляющей компании.
Статьей 4 Жилищного кодекса РФ установлено, что правоотношения по содержанию и ремонта жилых помещений, внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме регулируются нормами жилищного законодательства.
В силу ч. 1 ст. 169 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (часть 3).
В соответствии со ст. 170 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора) (часть 3).
Согласно ч. 4 ст. 170 Жилищного кодекса РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:
1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта;
3) сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта;
4) владелец специального счета;
5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 ЖК РФ, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.
Частью 5 ст. 170 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
В данном случае решение общего собрания собственников о выборе способа формирования фонда капитального ремонта в виде перечисления взносов на специальный счет было оформлено протоколом общего собрания от 04.06.2014 N 1.
Согласно протоколу общего собрания от 04.06.2014 N 1 в голосовании приняли участие 304 собственника помещений в многоквартирном доме, обладающих 54,58% голосов всех собственников.
Однако в соответствии с ч. 1 ст. 46 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент проведения 04.06.2014 общего собрания собственников) решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта должно приниматься большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, то есть не менее 66,66%.
Таким образом, оформленное протоколом от 04.06.2014 N 1 решение общего собрания собственников по вопросу выбора способа формирования фонда капитального ремонта в виде перечисления взносов на специальный счет является ничтожным на основании п. 2 ст. 181.5 Гражданского кодекса РФ.
Согласно ч. 7 ст. 170 Жилищного кодекса РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 данной статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 указанной статьи срок, и в случаях, предусмотренных ч. 7 ст. 189 ЖК РФ, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
В соответствии с ч. 4 ст. 172 Жилищного кодекса РФ орган государственного жилищного надзора ведет реестр уведомлений, указанных в части 1 настоящей статьи, реестр специальных счетов, информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его.
В Мосжилинспекцию 22.05.2015, 30.06.2015, 01.09.2015 были представлены уведомления ЖСК "Можайский" о выборе способа формирования фонда капитального ремонта в указанном доме на специальном счете.
При рассмотрении представленных документов были выявлены нарушения Жилищного кодекса РФ, допущенные при оформлении протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, в том числе, в представленном протоколе общего собрания собственников помещений многоквартирного дома количество голосов, которыми обладают собственники помещений, принявшие решение по вопросу выбора способа формирования фонда капитального ремонта, составляет менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном многоквартирном доме.
По результатам рассмотрения представленных документов на имя председателя правления ЖСК "Можайский" Войцеховского А.В. были направлены письма с указанием выявленных нарушений.
Исходя из норм ч. 7 ст. 170, ч. 4 ст. 172 Жилищного кодекса РФ в связи с тем, что собственниками помещений в жилом доме по адресу: Можайское шоссе, д. 39 в срок, установленный Жилищным кодексом РФ, не был реализован способ формирования Фонда капитального ремонта на специальном счете, Мосжилинспекция направила данную информацию в Департамент капитального ремонта города Москвы, который принял решение о формировании Фонда капитального ремонта указанного многоквартирного дома на счете регионального оператора в соответствии с приказом Департамента капитального ремонта города Москвы от 30.06.2015 N 07-02-51/5.
При указанных обстоятельствах, у ответчика не имеется оснований для удержания денежных средств, перечисленных истцом на капитальный ремонт многоквартирного дома, в связи с чем сумма 850 800 руб. является неосновательным обогащением ответчика и подлежат возвращению на основании ст. 1102 Гражданского кодекса РФ.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266 - 269, 271 АПК РФ,
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27.01.2017 по делу N А40-161983/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Б.С.ВЕКЛИЧ
Судьи
О.В.САВЕНКОВ
А.А.СОЛОПОВА
Б.С.ВЕКЛИЧ
Судьи
О.В.САВЕНКОВ
А.А.СОЛОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)