Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОВОСИБИРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 01.09.2016 ПО ДЕЛУ N 33-8618/2016

Требование: О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истица ссылается на то, что имеет определенный стаж работы в сельской местности в педагогической должности, на момент выхода на пенсию по старости продолжала также проживать в сельской местности, в связи с чем приобрела право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг как работник образования в соответствии с законом субъекта РФ.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 сентября 2016 г. по делу N 33-8618/2016


Судья: Полева М.Н.
Докладчик: Савельева М.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Савельевой М.А.,
судей Грибанова Ю.Ю., Тепляковой И.М.,
при секретаре А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 1 сентября 2016 года гражданское дело по апелляционной жалобе Отдела пособий и социальных выплат Коченевского района Новосибирской области на решение Коченевского районного суда Новосибирской области от 27 мая 2016 года, которым постановлено:
Исковые требования Б. удовлетворить.
Признать за Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на получение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренных ст. 3 Закона Новосибирской области N 493-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг работников образования, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области".
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Савельевой М.А., судебная коллегия

установила:

Б. обратилась в суд с иском к отделу пособий и социальных выплат Коченевского района Новосибирской области о предоставлении ей мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
В обоснование иска указала на то, что имеет стаж работы в сельской местности в педагогической должности воспитателя детского сада 17 лет 6 месяцев, на момент выхода на пенсию по старости продолжала также проживать в сельской местности, в связи с чем приобрела право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг как работник образования в соответствии с Законом Новосибирской области от 27.04.2010 года N 493-ФЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области".
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен Отдел пособий и социальных выплат Коченевского района Новосибирской области.
В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения суда первой инстанции, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы, ссылаясь на Закон Новосибирской области от 27.04.2010 года N 493-ОЗ, указывает на то, что поскольку истец вышла на пенсию 25.09.2009 года не с должности педагогического работника, то установленные законом меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг как педагогическому работнику, ушедшему на пенсию, Б. не могут быть предоставлены.
Кроме этого, заявитель жалобы, ссылаясь на Постановление администрации Новосибирской области от 16.06.2005 года N 35, Федеральный закон от 29.12.2012 года N 273, указывает на то, что совхоз Шагаловский, в который была переведена истица на должность воспитателя в детский сад, не относится к областным, государственным, муниципальным и негосударственным учреждениям.
Указывает на то, что в материалах дела имеются документы, а именно: ответ из Управления образования Администрации Коченевского района, ответ Министерства социального развития НСО, ответ депутата Законодательного собрания НСО от избирательного округа N 10, ответ заместителя губернатора НСО, которые подтверждают, что истице Б. не могут быть предоставлены меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Более того, указывает на то, что ссылки суда на ч. 5 ст. 55 Закона "Об образовании" (в редакции от 17.06.2009 года), на п. 4 ч. 1 ст. 1, на ч. 2 ст. 2 Закона N 285-ОЗ от 13.04.2005 года, на ст. 27 ГК РСФСР, на ст. ст. 5, 15 Закона СССР от 19.07.1971 года, на Временное положение о дошкольном детском учреждении яслях-саде, утвержденное Постановлением Совета Министров РСФСР N 327 от 08.03.1960 года, являются несостоятельными, поскольку вышеуказанные законы утратили силу или отменены. А также ссылки суда на Положение о детском дошкольном учреждении, утвержденное Приказом Минпроса СССР от 29.01.1985 года N 16, являются необоснованными, поскольку текст данного Положения официально опубликован не был.
Судебная коллегия, проверив материалы дела на основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и обсудив эти доводы, приходит к следующим выводам:
Согласно части 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия считает, что такие нарушения допущены судом первой инстанции в данном случае, а потому обжалуемое решение подлежит отмене исходя из следующего.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона "Об образовании" от 10.07.1992 года N 3266-1, Закона Новосибирской области N 285-ОЗ от 13.04.2005 года "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области", Закона СССР от 19.07.1971 года N 4536-VIII "Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и Союзных Республик о народном образовании", оценив представленные в материалы дела доказательства, исходил из того, что истец проработала в сельской местности на должности педагогического работника более 10 лет, в настоящее время продолжает проживать в сельской местности, в связи с чем пришел к выводу, что условия предоставления мер социальной поддержки, предусмотренные Законом Новосибирской области N 493-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг работников образования, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области", соблюдены и Б. имеет право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
Судебная коллегия не может согласиться с вышеуказанными выводами суда первой инстанции, так как они основаны на неправильном применении норм материального права, что согласно пункту 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемого решения.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Часть 2 статьи 39 Конституции РФ государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Законом Новосибирской области от 13 апреля 2005 г. N 285-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области" (далее - Закон Новосибирской области от 13 апреля 2005 г. N 285-ОЗ) предусмотрены меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим и работающим в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области, а также условия и порядок их предоставления.
В статье 1 Закона Новосибирской области от 13 апреля 2005 г. N 285-ОЗ перечислены категории граждан, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа, на которых распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные названным Законом. К ним, в частности в силу пункта 4 части 1 статьи 1 данного Закона (в редакции, действовавшей на момент выхода Б. на пенсию - 25.09.2009 года), относились педагогические работники областных государственных и муниципальных образовательных учреждений.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона Новосибирской области от 13 апреля 2005 г. N 285-ОЗ перечень должностей категорий граждан, указанных в пунктах 1 - 5 части 1 статьи 1 данного Закона, устанавливается Правительством Новосибирской области.
В целях реализации Закона Новосибирской области от 13 апреля 2005 г. N 285-ОЗ постановлением администрации Новосибирской области от 16 июня 2005 г. N 35 утвержден Перечень должностей отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
Пунктом 2 указанного Перечня предусмотрены категории граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, среди них, в том числе названы педагогические работники областных государственных и муниципальных образовательных учреждений, среди которых указана должность воспитателя (включая старшего).
Согласно части 3 статьи 2 Закона Новосибирской области от 13 апреля 2005 г. N 285-ОЗ (в редакции, действовавшей на момент выхода Б. на пенсию - 25.09.2009 года) гражданам, относящимся к категориям, указанным в пунктах 1 - 5 части 1 статьи 1 настоящего Закона, предоставляется компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 100 процентов платы за жилое помещение и коммунальные услуги по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению (в том числе поставкам бытового газа в баллонах), отоплению (теплоснабжению, в том числе поставкам твердого топлива при наличии печного отопления), но не более 100 процентов от размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, установленного Губернатором Новосибирской области. Размер указанной компенсации определяется с учетом платы за жилое помещение и коммунальные услуги нетрудоспособных и несовершеннолетних членов семьи, совместно проживающих с гражданином, относящимся к одной из категорий, указанных в пунктах 1 - 5 части 1 статьи 1 настоящего Закона, в размере 100 процентов платы за жилое помещение и коммунальные услуги, но не более 100 процентов от суммы размеров регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, установленного Губернатором Новосибирской области, приходящегося на каждого такого члена семьи.
Частью 3 статьи 1 Закона Новосибирской области от 13 апреля 2005 г. N 285-ОЗ было установлено, что право на меры социальной поддержки сохраняется за ушедшими на пенсию гражданами, относящимися к категориям, указанным в пунктах 1 - 5 части 1 настоящей статьи, которые проработали в сельской местности и поселках городского типа не менее 10 лет и проживают там, а также за проживающими совместно с ними членами их семей.
Из приведенного выше правового регулирования, действовавшего на момент возникновения спорных отношений, следует, что право на получение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренных Законом Новосибирской области от 13 апреля 2005 г. N 285-ОЗ, имели, в том числе граждане - педагогические работники областных государственных и муниципальных образовательных учреждений, проживающие и работающие в сельской местности, поселках городского типа. При этом, исходя из нормативных положений, регулирующих спорные отношения, право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных названным Законом, сохраняется за указанными гражданами при условии, что они проработали не менее 10 лет в организациях государственной системы здравоохранения, расположенных на территории сельской местности и поселках городского типа, и проживают там, а также при условии, что на момент возникновения права на получение пенсии по старости они работали на должностях, предусмотренных пунктом 4 Перечня должностей отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, в том числе на должностях воспитателей (включая старших).
Согласно части 3 статьи 2 Закона Новосибирской области от 27.04.2010 г. N 493-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области" право на меры социальной поддержки сохраняется за ушедшими на пенсию педагогическими работниками областных государственных, муниципальных образовательных учреждений, которые проработали в сельской местности, поселках городского типа не менее 10 лет и проживают там, а также за проживающими совместно с ними членами их семей.
В соответствии с ФЗ от 29.12.2012 года N 273 "Об образовании в РФ" под педагогическим работником понимается физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Как следует из материалов дела, согласно копии трудовой книжки Б. (л.д. 9-11) в качестве педагогического работника истица работала в период с 17.10.1977 года по 10.11.1994 года. При этом, последним местом работы Б. (с 14.08.2006 года по 29.05.2008 года) являлось МДОУ детский сад "Колосок" в должности прачки, что подтверждается копией трудовой книжки, а также выпиской из приказа N 22 от 14.08.2006 года.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что на момент выхода истца Б. на пенсию она работала в должности, не относящейся к должностям педагогических работников.
Из ответа Министерства социального развития НСО от 19.03.2012 года N 01-2602 следует, что истцу не возможно предоставить меры социальной поддержки как педагогическому работнику, так как на момент выхода на пенсию у истца отсутствуют основания, предусмотренные Законом Новосибирской области от 27.04.2010 года N 493-ОЗ.
Согласно ответу депутата Законодательного собрания НСО от избирательного округа N 10 С. от 02.07.2013 года N 132 следует, что истец проработал 17 лет в должности педагога, но вышла на пенсию, работая в другой должности, которая не подпадает в категорию должностей, дающих право на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг.
Из ответа заместителя губернатора НСО Ш. от 07.12.2015 года N 8860/6 также следует, что на момент выхода на пенсию истец не являлся работником образования, правовые основания для предоставления компенсации истцу отсутствуют.
Таким образом, исходя из установленных по делу обстоятельств, а также вышеуказанных норм материального права, судебная коллегия приходит к выводу о том, что поскольку на момент выхода на пенсию истица не занимала должность педагогического работника, осуществляющего педагогическую деятельность, то правовые основания для предоставления мер социальной поддержки, предусмотренные Законом Новосибирской области от 27.04.2010 года N 493-ОЗ, как педагогическому работнику, ушедшему на пенсию, у отдела пособий и социальных выплат Коченевского района Новосибирской области отсутствовали.
Указания суда первой инстанции на то, что Б. проработала в сельской местности на должности педагогического работника более 10 лет, в настоящее время продолжает проживать в сельской местности, не являются основанием для предоставления истцу мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Новосибирской области от 27.04.2010 года N 493-ОЗ, поскольку судом первой инстанции не было учтено, что на момент выхода на пенсию истица работала в должности прачки, которая в соответствии с ФЗ "Об образовании" не относится к должности педагогических работников, в связи с чем, несмотря на общий стаж работы истицы на должности педагогического работника, который составляет не менее 10 лет, с учетом последнего места работы на должности, которая не является педагогической, судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы о том, что правовые основания для предоставления истице мер социальной поддержки, которые в соответствии с нормами действующего законодательства предоставляются педагогическому работнику, ушедшему на пенсию, у ответчика отсутствовали.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что выводы суда первой инстанции основаны на неправильное применение норм материального права, что согласно пункту 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемого решения и вынесения по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Коченевского районного суда Новосибирской области от 27 мая 2016 года отменить, вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Б. к отделу пособий и социальных выплат Коченевского района Новосибирской области о предоставлении ей мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отказать.
Апелляционную жалобу Отдела пособий и социальных выплат Коченевского района Новосибирской области удовлетворить.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)