Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.08.2017 N 10АП-11588/2017 ПО ДЕЛУ N А41-27878/17

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 августа 2017 г. по делу N А41-27878/17


Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдиной Н.С.,
без вызова представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерального апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения Больница Пущинского научного центра Российской Академии наук на решение Арбитражного суда Московской области от 03 июля 2017 года, принятое судьей Худгарян М.А., по делу N А41-27878/17, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по иску Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (ИНН 7701169833, ОГРН 1137799018081) к Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения Больница Пущинского научного центра Российской Академии наук (ИНН 5039002859, ОГРН 1025007773196) о взыскании денежных средств,

установил:

Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения Больница Пущинского научного центра Российской Академии наук (далее - БПНЦ РАН) о взыскании суммы задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в размере 71.288,33 руб. за период с 01.05.2014 г. по 30.06.2016 г.
В соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03.07.2017 (резолютивная часть принята 13.06.2017 г.) по делу N А41-27878/17, рассмотренному в порядке упрощенного производства, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения Больница Пущинского научного центра Российской Академии наук обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в обжалуемом решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 272.1 АПК РФ. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, что за БПНЦ РАН на праве оперативного управления закреплены квартиры N 1, 40, 34, 12, 6, 2, 46 общей площадью 450,9 кв. м, расположенные по адресу: Московская область, город Пущино, микрорайон "АБ", дом 11.
Многоквартирный дом по указанному адресу включен в региональную программу Московской области "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, на 2014 - 2038 годы", утвержденную постановлением Правительства Московской области от 27.12.2013 г. N 1188/58 "Об утверждении региональной программы Московской области "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области на 2014 - 2038 годы".
В связи с тем, что собственники помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Московская область, г. Пущино, мкр-н "АБ", д. 11, не приняли решение о способе формирования фонда капитального ремонта, постановлением Администрации города Пущино от 09.04.2014 г. N 265-п "Об определении формирования фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Пущино" фонд капитального ремонта указанного дома сформирован на счете регионального оператора.
Согласно постановлению Правительства Московской области от 30.07.2013 г. N 559/24 "О некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов" Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов является организацией, созданной с целью своевременного проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, обеспечения безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории Московской области, и наделена функциями регионального оператора.
28.06.2016 истец направил ответчику претензию N 4019-3.2-ИСХ от 27.06.2016 г. с требованием погасить образовавшуюся задолженность по взносам на капитальный ремонт за период с 01.05.2014 г. по 30.06.2016 г. в размере 71288,03 руб.
Поскольку ответчик добровольно не выполнил требования истца, последний обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Арбитражный суд апелляционной инстанции согласен с данным выводом суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
На основании части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что, если собственники помещений в многоквартирном доме в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Как верно указано судом первой инстанции, в связи с тем, что собственники помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Московская область, г. Пущино, мкр-н "АБ", д. 11, не приняли решение о способе формирования фонда капитального ремонта, постановлением Администрации города Пущино от 09.04.2014 г. N 265-п "Об определении формирования фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Пущино" фонд капитального ремонта указанного дома сформирован на счете регионального оператора.
Минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области, установлен на 2014 год постановлением Правительства Московской области от 03.12.2013 г. N 1023/54 "О минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области, на 2014 год", в размере 7 рублей 30 копеек в месяц на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, на 2015 год - постановлением Правительства Московской области от 28.10.2014 г. N 902/41 "О минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области, на 2015 год", и составляет 7 рублей 80 копеек в месяц на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения.
С 01.01.2016 г. в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 05.08.2015 г. N 650/26 "О минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области, на 2016 год", размер взноса составляет 8 (восемь) рублей 30 копеек в месяц на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения.
Согласно постановлению Правительства Московской области от 30.07.2013 г. N 559/24 "О некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов", Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов является организацией, созданной с целью своевременного проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, обеспечения безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории Московской области, и наделена функциями регионального оператора.
К функциям регионального оператора относится аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете регионального оператора (часть 1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно расчету за период 01.05.2014 г. по 30.06.2016 г. задолженность ответчика по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу Московская область, г. Пущино, мкр-н "АБ", д. 1, составляет 71288,03 руб.
Ответчик доказательств частичного или полного погашения заявленной суммы суду не представил.
Таким образом, ответчик своевременно не исполнил свои обязательства, в связи с чем, нарушил условия договора и требования статей 309, 310, 314 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В силу пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются данным имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением имущества и, если иное не предусмотрено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия его собственника.
На основании пункта 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в абзаце 2 пункта 5 совместного Постановления от 29.04.2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснил, что в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Таким образом, бремя несения расходов по оплате содержания и ремонта общедомового имущества переходит от собственника к лицу, владеющему имуществом на праве хозяйственного ведения с момента государственной регистрации соответствующего вещного права.
Поскольку БПНЦ РАН осуществляет правомочия собственника имущества, то она несет расходы на его содержание.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В силу положений части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт помещения.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Доводы ответчика о том, что БПЦН РАН является бюджетным учреждением, и поэтому средства на расходы по уплате взносов на капитальный ремонт не включены в субсидию и не предусмотрены тарифным соглашением по реализации Московской областной программы ОМС, несостоятельны и не являются основанием для освобождения от их уплаты.
В соответствии с частью 6 статьи 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" N 7-ФЗ от 12.01.1996 г. финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением.
Доводы ответчика об отсутствии договорных взаимоотношений между сторонами не влияют на обязанность по уплате взносов, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 29.06.2015 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.07.2015 г. заключение договора о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта не требуется.
Ответчиком произведена частичная оплата по взносам в размере 19703,59 руб., которая была учтена истцом при расчете суммы задолженности по состоянию на 20.02.2017 г., что свидетельствует о признании ответчиком обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
Доводы ответчика о том, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт исполнена нанимателями квартир, которые ответчик передал своим сотрудникам в служебное пользование, несостоятельны.
Так, наличие договорных взаимоотношений между ответчиком и его сотрудниками по использованию служебного жилья не отменяет возложенную законом обязанность по уплате взносов на собственника. Полученные истцом средства от нанимателей квартир, не были учтены им в качестве оплаты взносов за капитальный ремонт, поскольку в назначении платежа не указано, что оплата взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов произведена за собственника БПНЦ РАН.
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы ответчика, аналогично указанные в апелляционной жалобе о том, что расчет взносов за 2014 год должен был быть произведен с 01.09.2014 г.
В силу статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2.1 статьи 5 Закона Московской области от 01.07.2013 г. N 66/2013-ОЗ (ред. от 30.01.2014 г.) "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области" (принят постановлением Мособлдумы от 27.06.2013 г. N 9/57-П) обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении трех календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа, в которую включен этот многоквартирный дом. Региональная программа Московской области "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, на 2014 - 2038 годы" с приложениями к ней утверждена Постановлением Правительства Московской области от 27.12.2013 г. N 1188/58 и официально опубликована 30.01.2014 г. на Интернет - портале Правительства Московской области http://mosreg.ru/, что подтверждает скриншот с официального сайта Правительства Московской области.
Приложением к региональной программе является перечень мероприятий по реализации региональной программы, в котором под номером 10930 включен многоквартирный дом, расположенный по адресу: Московская область, г. Пущино, мкр-н "АБ", д. 11.
Таким образом, три календарных месяца с момента официального опубликования истекли 30 апреля 2014 года, следовательно, обязанность по уплате взносов возникла с 01.05.2014 года.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего дела по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 03.07.2017 по делу N А41-27878/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.С.ЮДИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)