Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчик не в полном объеме оплатил тепловую энергию.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 06 июля 2017 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Стрельникова А.И.
судей Хвостовой Н.О., Тутубалиной Л.А.
при участии в заседании:
- от истца - Черных П.Г., дов. N 10-97 от 03.03.2016 г.;
- от ответчика - Кондрашов Р.Е., дов. от 26.01.2017 г.,
от третьего лица - никто не явился, извещено,
рассмотрев 29 июня 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу
ЖСК "Гольяново-5"
на постановление от 03 марта 2017 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Сазоновой Е.А., Яремчук Л.А., Елоевым А.М.,
по иску Публичного акционерного общества "Московская объединенная энергетическая компания" (ОГРН 1047796974092, 119048, г. Москва, ул. Ефремова, д. 10)
к Жилищно-строительному кооперативу "Гольяново-5" (ОГРН 1037739521940, 107065, г. Москва, ул. Сахалинская, д. 15/15)
о взыскании основного долга в размере 608.727 руб. 81 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 42.759 руб. 64 коп.,
третье лицо: Государственное казенное учреждение "ИС района Гольяново",
установил:
Публичное акционерное общество "Московская объединенная энергетическая компания" обратилось с иском к Жилищно-строительному кооперативу "Гольяново-5" о взыскании суммы основного долга в сумме 608.727 руб. 81 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 42.759 руб. 64 коп., с учетом уточненных требований.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07 ноября 2016 года в удовлетворении иска было отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 марта 2017 года вышеназванное решение было отменено и принято новое решение об удовлетворении заявленного иска.
Не согласившись с принятым постановлением, ЖСК "Гольяново-5" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на нарушение судом норм процессуального и материального права, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам.
В заседании суда представитель ответчика поддержал доводы жалобы, а представитель истца полагал возможным оставить обжалуемое постановление без изменения.
Третье лицо, участвующие в деле, надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направило, что согласно ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемом судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, свои исковые требования истец обосновывает тем, что ответчик не в полном объеме оплатил тепловую энергию, потребленную через присоединенную сеть в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Москва, ул. Сахалинская, д. 15/15, за период с февраля по июль 2014 года. По расчету истца, за период с февраля по июль 2014 года было поставлено тепловой энергии по ГВС на сумму 616.118 руб. 68 коп. и по ЦО на сумму 643.933 руб. 26 коп., а всего на общую сумму 1.260.051 руб. 94 коп.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцом были учтены не все платежи, произведенные жильцами многоквартирного жилого дома, поскольку согласно справок ГКУ "ИС района Гольяново" по оплате по поставщикам и услугам и сводным ведомостям начислений населением были произведены платежи за спорный период в размере 800.036 руб. 25 коп.
Не согласившись с доводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции правомерно указал следующее.
Так, существо основных разногласий сторон по спору заключается в порядке определения количества поставленной тепловой энергии с применением норматива потребления тепловой энергии на нужды отопления в отсутствие показаний общедомового прибора учета поставленной истцом ответчику в отопительный период с применением коэффициента 12/7, в порядке определения количества горячей воды, а также в разнесении денежных средств истцом, поступающих в ПАО "МОЭК" от населения через транзитный счет. По мнению ПАО "МОЭК", норматив на отопление 0,016 Гкал/м2 в месяц, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 11.01.1994 N 41 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных субсидий" (Постановление N 41-ПП), является годовым, составляющим 1/12 от общегодовой нормативной величины: 0,192 Гкал/м2 в год = 0,016 Гкал/м2 в мес. x 12 мес. и, учитывая поставку тепловой энергии в течение отопительного сезона и расчеты за нее исключительно в отопительные месяцы, Истец должен был умножить норматив на 12 мес. года и разделить на 7 мес. отопительного сезона (т.е. применить коэффициент 12/7), так как именно такой метод расчета приведет к полной оплате фактически поставленной тепловой энергии: 0,016 Гкал/м2 x 12/7 x 7 мес. отопит. сезона = 0,192 Гкал/м2. По мнению ответчика, норматив на отопление 0,016 Гкал/м2 в месяц, установленный Постановлением N 41-ПП, является сезонным, составляющим 1/7 от общегодовой нормативной величины: 0,112 Гкал/м2 в год = 0,016 Гкал/м2 в мес. x 7 мес. отопит. сезона.
В этой связи, контррасчет количества и стоимости тепловой энергии, поставленной в дома, не оборудованные (с неисправным) прибором учета, ответчик выполнил с применением норматива на отопление 0.016 Гкал/м2 в месяц, но исключительно за месяцы отопительного сезона, тем самым искусственно занизив нормативное количество и стоимость тепловой энергии, поставленной в жилой дом, не оборудованный (с неисправным) приборам учета.
28.04.2016 г. Верховным Судом Российской Федерации было вынесено Определение по делу N 3а-754/2015, в рамках которого был разрешен спор относительно нормативного регулирования порядка применения коэффициента 12/7 в отношении всех участников процесса теплоснабжения в городе Москве, в том числе истца. Указанным Определением от 28.04.2016 г. установлено следующее:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" установлено, что в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или в не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года. В случае принятия указанного решения определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, утвержденными данным Постановлением (подпункт "а" пункта 1).
Согласно пункту 1 названных Правил, в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется с применением коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, определяемого путем деления количества месяцев отопительного периода в году на количество календарных месяцев в году. В этом случае начисление платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в каждом расчетном периоде календарного года.
Формула расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению содержится в подпункте "а" пункта 2 данных Правил и содержит множитель NT - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилом помещении, установленный в соответствии с "Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306.
Пунктом 18 приложения N 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг определена формула расчета указанного норматива, который представляет собой отношение количества тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии (жилыми домами, не оборудованными индивидуальными приборами учета тепловой энергии, к произведению общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах (общей площади жилых домов), и периода, равного продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде). Таким образом, в соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг плата за коммунальную услугу по отоплению определяется на основании норматива потребления коммунальной услуги с учетом только отопительного периода (абзац 3 стр. 5 определения от 28.04.2016 г.).
Кроме того, из Постановления Правительства Москвы от 10 сентября 2012 г. N 468-ПП "О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории города Москвы" следует, что на территории города Москвы при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с "Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 3073, используя при этом норматив расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений, утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 11 января 1994 г. N 41 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных субсидий". Пунктами 21, 25 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам предусмотрено, что собственники (наниматели) жилых помещений многоквартирного дома оплачивают коммунальную услугу по отоплению в течение всего года равными долями (1/12) от фактического потребления прошлого года, при этом раз в год проводится корректировка размера платы за отопление. При этом норматив расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений утвержден Постановлением Правительства Москвы от 11 января 1994 г. N 41 и составляет 0,016 Гкал на 1 кв. м. Указанный норматив установлен в размере 1/12 от общего среднегодового потребления тепловой энергии, то есть предназначен для случаев оплаты тепловой энергии в течение 12 месяцев, а не отопительного периода. Это позволяет потребителям вносить плату равномерно в течение 12 месяцев, что исключает существенное возрастание расходов населения на оплату коммунальных услуг в отопительный сезон (абзац 6 стр. 5 определения от 28.04.2016 г.).
Тот факт, что при установлении норматива на отопление в размере 0,016 Гкал/м2 в месяц уполномоченный орган исходил из того, что плата за коммунальную услугу по отоплению подлежит внесению населением круглогодично (каждый календарный месяц года) равными долями, а норматив потребления тепловой энергии на отопление жилого помещения установлен исходя из годового потребления тепловой энергии на отопление усматривается также из п. 1.3.1 главы I "Порядка расчетов за услуги тепловодоснабжения и водоотведения в жилищном хозяйстве г. Москвы", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 26.12.2000 г. N 1009 "О состоянии расчетов за тепловодоснабжение и водоотведение в жилищном фонде г. Москвы и мерах по их совершенствованию", в котором указано, что ежемесячные расчеты производятся исходя из установленных для соответствующих групп потребителей тарифов на ресурсы и нормативных объемов потребления ресурсов, рассчитанных за отопление жилых помещений - по утвержденным Правительством Москвы нормативам расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений и общей площади жилых помещений (учитывая подачу тепла на отопление жилых помещений только в зимний период, норматив принимается 0,0274 Гкал на 1 кв. м общей площади). Из чего следует, что нормативная величина на весь отопительный сезон составляет 0,192 Гкал/м2 = 0,0274 Гкал/м2 x 7 месяцев отопительного сезона, а норматив 0,016 Гкал/м2 является 1/12 от 0,192 Гкал/м2. Таким образом, расчеты за отопление с применением норматива 0,016 Гкал/м2 должны выполняться в течение 12 месяцев, независимо от того, относится месяц к отопительному или нет.
В случае отсутствия в жилом доме или в жилых помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется как произведение общей площади помещения (квартиры) в многоквартирном доме, норматива потребления тепловой энергии на отопление и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, расчет ежемесячной платы за отопление при условии равномерного внесения платы в течение 12 месяцев для собственников (нанимателей) жилых помещений многоквартирного дома в случае отсутствия, неисправности коллективного (общедомового) прибора учета, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется исходя из норматива потребления по установленной в постановлении формуле.
Таким образом, в настоящее время на территории города Москвы при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяются "Правила предоставления коммунальных услуг гражданам", утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, а также месячный норматив расхода тепловой энергии на отопление жилого помещения, установленный в размере 1/12 от общего среднегодового потребления тепловой энергии, позволяющие жителям вносить плату равномерно в течение 12 месяцев в году, что исключает существенное возрастание расходов населения на оплату жилищно-коммунальных услуг в отопительный сезон.
Согласно ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, равно как и порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Вместе с тем, поставку тепловой энергии ответчику к ПАО "МОЭК" осуществляет исключительно в течение отопительного сезона, т.е. в течение 7 календарных месяцев, а не как ответчик населению - в течение 12 месяцев.
Так как истец выставлял ответчику плату исключительно за 7 (семь) месяцев отопительного сезона, в целях осуществления рассматриваемых расчетов годовая величина расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений, установленная постановлением Правительства Москвы N 41 в размере 0,192 Гкал/м2 (0.016 Гкал. x 12 месяцев), делится теплоснабжающей организацией на 7 (семь месяцев). 0,192 Гкал/м2 / 7 мес. = 0,027 Гкал/м".
С учетом изложенного, действующее законодательство допускает два способа расчета величины ежемесячной платы за отопление жилых помещений многоквартирного дома в зависимости от выбранного расчетного периода: в том случае, если согласно условиям заключенного с теплоснабжающей организацией договора теплоснабжения расчетный период составляет 12 месяцев, то при расчете величины ежемесячной платы за отопление жилого помещения многоквартирного дома необходимо использовать следующую формулу: PM = SNoM. x N x T.
Постановлением Правительства Москвы от 14 июля 2015 г. N 435-ПП Постановление от 11 января 1994 г. N 41 было дополнено примечанием, согласно которому объем поставленной в отопительный период тепловой энергии для нужд отопления определяется как произведение норматива (0.016 Гкал на 1 кв. м) и отношения продолжительности календарного года в месяцах к продолжительности отопительного периода в месяцах (12/7), и при этом оплата за отопление населением производится ежемесячно (равными долями) в течение всего календарного года. Таким образом. Постановлением Правительства Москвы от 14 июля 2015 г. N 435-ПП, в отличие от Правил расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, регулируется тот случай, когда норматив расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений рассчитан не на отопительный период, а на весь календарный год, в связи с чем объем поставленной в отопительный период тепловой энергии для нужд отопления определяется с учетом коэффициента 12/7, а не 7/12. Названное примечание не направлено на пересмотр значения норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и не изменяет его величину.
Внесенные в Постановление Правительства Москвы от 11 января 1994 г. N 41 изменения определяют объем поставленного коммунального ресурса в отопительный период и распространяются на ресурсоснабжающие организации и исполнителей коммунальных услуг (товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющую организацию) (абзацы 6, 7 стр. 6 определения от 28.04.2016 г.). Пункт 2 постановления 435-ПП, на который ссылается суд первой инстанции в своем решении, не имеет правового значения, поскольку пунктом 1 данного постановления не меняется норматив расхода тепловой энергии, утвержденный постановлением Правительства г. Москвы от 11.01.1994 N 41, не устанавливаются повышающие нормы для управляющих компаний, не меняется порядок начисления гражданам платы за услугу отопления. Пунктом 1 постановления расчеты за услугу отопления приводятся в соответствии с действующим порядком. Правовое значение имеет пункт 1 постановления 435-ПП, который признан Верховным судом от 28.04.2016 по делу N 3а-745/2015 соответствующим закону и согласно которому порядок определения объема поставленной в отопительный период тепловой энергии для нужд отопления определяется как в спорном периоде, так до и после него, в том же порядке, который применил истец.
В рамках административного дела N 3а-745/2015 фактически был разрешен спор относительно нормативного регулирования порядка применения норматива потребления тепловой энергии на нужды отопления в отношении всех участников процесса теплоснабжения в городе Москве. Таким образом, Определением Верховного Суда Российской Федерации от 28.04.2016 г. и решением Московского городского суда от 17.12.2015 г. установлены следующие важные обстоятельства: подтверждена правомерность применения коэффициента 12/7 в расчетах между ресурсоснабжающими организациями и управляющими организациями за поставленную тепловую энергию; норматив в размере 0,016 Гкал/кв. м является годовым; применение коэффициента 12/7 исключит возможность получения управляющими организациями неосновательного обогащения. Из изложенного следует, что в случаях, когда расчет объема поставленной тепловой энергии производится теплоснабжающей организацией исходя из норматива потребления, последняя не имеет возможности применять в расчетах месячный норматив потребления тепловой энергии в размере 0,016 Гкал/м2, поскольку он установлен исходя из деления величины годового норматива на 12 месяцев, в то время как поставка тепловой энергии осуществляется исключительно в течение отопительного периода (7 месяцев). Примечание, указанное в п. 1 постановления N 435-ПП, устанавливает порядок определения объема поставленной в отопительный период тепловой энергии для нужд отопления как произведение норматива (0,016 Гкал/м2) и отношения продолжительности календарного года в месяцах к продолжительности отопительного периода в месяцах (12/7).
Кроме того, правомерность применяемого ПАО "МОЭК" метода расчета подтверждена Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в Определении от 18.08.2016 г. N 305-ЭС16-3833 по делу N А40-39666/2015, не учитывать положения которого суд апелляционной инстанции при принятии обжалуемом постановления был не вправе.
Следовательно, для приведения величины норматива потребления коммунальной услуги отопления 0.016 Гкал/м2 в месяц от годовой величины к сезонной необходимо применение коэффициента 12/7. Исходя из фактических договорных отношений сторон, имевшихся в спорный период с февраля 2014 по июль 2014 года, истец производил начисления ответчику за поставленную тепловую энергию на нужды отопления только в отопительный сезон - февраль 2014 по апрель 2014, в то время как населению ответчик производил начисления ежемесячно в течение всего круглого года, что подтверждается предоставленными ответчиком в материалы дела отчетами, выданной ГКУ г. Москва "ИС района Гольяново", на которую ссылается ответчик.
ГКУ г. Москва "ИС района Гольяново" производил начисления жителям многоквартирного дома по адресу: г. Москва, Сахалинская, д. 15/15 ежемесячно в течение всего календарного года, а не в течение только отопительного периода, как произвел в своем расчете ответчик.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями.
Пунктом 2 Постановления N 124 предусмотрено, что Правила N 124 применяются к отношениям, вытекающим из договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах), заключенных до вступления в силу указанных Правил управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу Правил N 124.
Согласно подпункту "в" пункта 21 Правил N 124 объем, коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по приведенной в пункте формуле, учитывающей, в частности, показания индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, либо (при отсутствии индивидуальных приборов учета) - нормативы потребления соответствующей коммунальной услуги. Подпункт "в" пункта 21 Правил N 124 вступил в силу с даты вступления в силу "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, то есть с 01.09.2012. Следовательно, после вступления в силу Правил N 124 и Правил N 354 при расчетах за поставленный коммунальный ресурс стороны должны руководствоваться положениями названных Правил. Согласно подпункту "е" пункта 3 Правил N 124, объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле согласно приложению к указанным правилам.
Кроме того, согласно ч. 10 ст. 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", осуществление коммерческого учета расчетным способом допускается в случаях:
1) при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) вод о отведения;
2) в случае неисправности прибора учета;
3) при нарушении в течение более шести месяцев сроков представления показаний прибора учета, являющихся собственностью абонента, организации, которые эксплуатируют водопроводные, канализационные сети, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом такой организации о временном прекращении потребления воды.
Следует заметить о том, что ответчиком только при рассмотрении настоящего спора в судебное заседание были представлены сведений об индивидуальных (квартирных) приборов учета, что является существенным нарушением установленных законом требований относительно сроков передачи ресурсоснабжающим организациям показаний индивидуальных (квартирных) приборов учета. При этом вопреки требованиям, установленным в статье 65 АПК РФ, ответчиком не было предоставлено доказательств предоставления ресурсоснабжающей организации в установленные Законом сроки показаний индивидуальных приборов учета, установленных в многоквартирном жилом доме. Следовательно, при определении количества тепловой энергии необходимо исходить из объема (количества) коммунального ресурса, определенного за расчетный период исходя из норматива потребления коммунальной услуги, без учета показаний квартирных приборов учета.
В качестве доказательств поступления денежных средств через систему ЕИРЦ на расчетный счет ПАО "МОЭК" в каждом месяце искового периода ответчик основывает на справках ГКУ "ИС района Гольяново" по оплате по поставщикам и услугам и сводным ведомостям начислений. Вместе с тем, данные доказательства не являются относимыми и допустимыми доказательствами оплаты задолженности за спорный период в полном объеме, так как расчеты между юридическими лицами осуществляются в безналичном порядке, передача денежных средств считается совершенной с момента поступления денежных средств на счет банка получателя, при этом платежные документы должны содержать данные, позволяющие отнести платежи к спорным правоотношениям (ссылки на договор, счета, счета-фактуры, периоды оплаты) в соответствии с требованиями статей 64, 65, 67, 68 АПК РФ, статей 486, 544, пунктов 2, 3 статьи 861, пункту 1 статьи 862, статье 863 ГК РФ, пункту 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.1999 N 5 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с заключением, исполнением и расторжением договоров банковского счета".
Поскольку ответчик заявил о перечислении денежных средств на расчетный счет ответчика через третьих лиц, то в круг доказывания входит установление и оценка обстоятельств, подтверждающих фактическую передачу денежных средств истцу третьими лицами (исследование первичных учетных). Напротив, со стороны ПАО "МОЭК" в материалы дела представлены копии платежных поручений, согласно которым назначение платежа ограничивается только номером договора. Поскольку у ответчика имелась задолженность за предыдущие периоды, то поступившие в спорный период денежные средства от третьих лиц без назначения платежа (конечных потребителей) правомерно были отнесены истцом в счет оплаты данной задолженности.
В силу пунктов 1, 6.2 статьи 155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем. Таким образом, ответчик обязан оплатить тепловую энергию до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем) на основании полученного от истца счета и счета-фактуры на оплату расчетного периода. Таким образом, действия ПАО "МОЭК" по приему платежей от населения и прочих потребителей тепловой энергии (которые учитывались в счет оплаты по договору энергоснабжения) основаны на условиях указанных договоров и требованиях пункта 1 статьи 313 ГК РФ, согласно которому кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом.
В силу пункта 5 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор энергоснабжения относится к отдельным видам договора купли-продажи и к нему применяются правила, предусмотренные для купли-продажи, если иное не предусмотрено правилами ГК РФ об этом виде договора.
Нормами гражданского законодательства о поставке, являющейся разновидностью договора купли-продажи, урегулированы вопросы погашения однородных обязательств, что является основанием для применения судами по аналогии закона (пункт 1 статьи 6 ГК РФ) правил, установленных статьей 522 ГК РФ, к правоотношениям энергоснабжения. Из смысла статьи 522 ГК РФ следует, что кредитор обязан производить зачисление денежных средств с учетом указанного должником назначения платежа, а при отсутствии назначения платежа в платежном поручении исполнение обязательства засчитывается в погашение обязательств по договору, срок исполнения которого наступил ранее.
Таким образом, учитывая, что оплата через систему ЕИРЦ (МФЦ) производится без передачи истцу самого счета-квитанции (ЕПД, бумажного носителя), а указаний ответчика о назначении платежей, данных в форме, установленной законодательством и договором (со ссылкой на счет, счет-фактуру), истцу не поступало, при этом отсутствует информация о периодах платежей, то подлежат применению условия ст. 522 ГК РФ.
В данном случае, принимая во внимание практику, сложившуюся в отношениях сторон, ответчик не давал истцу указаний по зачислению денежных средств, поступивших от конечных потребителей через систему ЕИРЦ в счет оплаты конкретных периодов со ссылкой на договор, счета, счета-фактуры. Следовательно, истец правомерно квалифицировал данные денежные средства, как денежные средства, поступившие "без указания назначения платежа". Таким образом, денежные средства по платежным поручениям, в которых не указаны номера счетов, счетов-фактур и их даты на основании пункта 3 статьи 522 ГК РФ были правомерно отнесены в счет оплаты обязательств, срок исполнения которых наступил ранее, т.е. в хронологическом порядке.
Кроме того, необходимо указать и о том, что ответчик не представил в материалы дела доказательства своевременного направления в адрес истца соответствующих указаний, актов сверки в соответствии с договором, содержащих такие указания, мотивированные возражения против определения периодов задолженности, а лишь подписывал акты сверки, подтверждающие задолженность по договору. В связи с вышеизложенным, требование истца о взыскании задолженности в размере 608.727,81 руб. правомерно были удовлетворены судом в обжалуемом постановлении в соответствии со ст. 309, 310, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, как и требования о взыскании процентов за пользование чужими средствами, а поэтому доводы жалобы заявителя о незаконности данного постановления являются несостоятельными.
Следовательно, при рассмотрении дела и вынесении обжалуемого акта судом были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Нарушений указанных норм права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемого акта, кассационной инстанцией не установлено, хотя об обратном и было указано в жалобе заявителем по делу.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
постановил:
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 марта 2017 года по делу N А40-181039/14 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 06.07.2017 N Ф05-7919/2017 ПО ДЕЛУ N А40-181039/14
Требование: О взыскании долга по оплате потребленной тепловой энергии.Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчик не в полном объеме оплатил тепловую энергию.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июля 2017 г. по делу N А40-181039/14
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 06 июля 2017 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Стрельникова А.И.
судей Хвостовой Н.О., Тутубалиной Л.А.
при участии в заседании:
- от истца - Черных П.Г., дов. N 10-97 от 03.03.2016 г.;
- от ответчика - Кондрашов Р.Е., дов. от 26.01.2017 г.,
от третьего лица - никто не явился, извещено,
рассмотрев 29 июня 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу
ЖСК "Гольяново-5"
на постановление от 03 марта 2017 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Сазоновой Е.А., Яремчук Л.А., Елоевым А.М.,
по иску Публичного акционерного общества "Московская объединенная энергетическая компания" (ОГРН 1047796974092, 119048, г. Москва, ул. Ефремова, д. 10)
к Жилищно-строительному кооперативу "Гольяново-5" (ОГРН 1037739521940, 107065, г. Москва, ул. Сахалинская, д. 15/15)
о взыскании основного долга в размере 608.727 руб. 81 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 42.759 руб. 64 коп.,
третье лицо: Государственное казенное учреждение "ИС района Гольяново",
установил:
Публичное акционерное общество "Московская объединенная энергетическая компания" обратилось с иском к Жилищно-строительному кооперативу "Гольяново-5" о взыскании суммы основного долга в сумме 608.727 руб. 81 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 42.759 руб. 64 коп., с учетом уточненных требований.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07 ноября 2016 года в удовлетворении иска было отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 марта 2017 года вышеназванное решение было отменено и принято новое решение об удовлетворении заявленного иска.
Не согласившись с принятым постановлением, ЖСК "Гольяново-5" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на нарушение судом норм процессуального и материального права, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам.
В заседании суда представитель ответчика поддержал доводы жалобы, а представитель истца полагал возможным оставить обжалуемое постановление без изменения.
Третье лицо, участвующие в деле, надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направило, что согласно ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемом судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, свои исковые требования истец обосновывает тем, что ответчик не в полном объеме оплатил тепловую энергию, потребленную через присоединенную сеть в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Москва, ул. Сахалинская, д. 15/15, за период с февраля по июль 2014 года. По расчету истца, за период с февраля по июль 2014 года было поставлено тепловой энергии по ГВС на сумму 616.118 руб. 68 коп. и по ЦО на сумму 643.933 руб. 26 коп., а всего на общую сумму 1.260.051 руб. 94 коп.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцом были учтены не все платежи, произведенные жильцами многоквартирного жилого дома, поскольку согласно справок ГКУ "ИС района Гольяново" по оплате по поставщикам и услугам и сводным ведомостям начислений населением были произведены платежи за спорный период в размере 800.036 руб. 25 коп.
Не согласившись с доводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции правомерно указал следующее.
Так, существо основных разногласий сторон по спору заключается в порядке определения количества поставленной тепловой энергии с применением норматива потребления тепловой энергии на нужды отопления в отсутствие показаний общедомового прибора учета поставленной истцом ответчику в отопительный период с применением коэффициента 12/7, в порядке определения количества горячей воды, а также в разнесении денежных средств истцом, поступающих в ПАО "МОЭК" от населения через транзитный счет. По мнению ПАО "МОЭК", норматив на отопление 0,016 Гкал/м2 в месяц, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 11.01.1994 N 41 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных субсидий" (Постановление N 41-ПП), является годовым, составляющим 1/12 от общегодовой нормативной величины: 0,192 Гкал/м2 в год = 0,016 Гкал/м2 в мес. x 12 мес. и, учитывая поставку тепловой энергии в течение отопительного сезона и расчеты за нее исключительно в отопительные месяцы, Истец должен был умножить норматив на 12 мес. года и разделить на 7 мес. отопительного сезона (т.е. применить коэффициент 12/7), так как именно такой метод расчета приведет к полной оплате фактически поставленной тепловой энергии: 0,016 Гкал/м2 x 12/7 x 7 мес. отопит. сезона = 0,192 Гкал/м2. По мнению ответчика, норматив на отопление 0,016 Гкал/м2 в месяц, установленный Постановлением N 41-ПП, является сезонным, составляющим 1/7 от общегодовой нормативной величины: 0,112 Гкал/м2 в год = 0,016 Гкал/м2 в мес. x 7 мес. отопит. сезона.
В этой связи, контррасчет количества и стоимости тепловой энергии, поставленной в дома, не оборудованные (с неисправным) прибором учета, ответчик выполнил с применением норматива на отопление 0.016 Гкал/м2 в месяц, но исключительно за месяцы отопительного сезона, тем самым искусственно занизив нормативное количество и стоимость тепловой энергии, поставленной в жилой дом, не оборудованный (с неисправным) приборам учета.
28.04.2016 г. Верховным Судом Российской Федерации было вынесено Определение по делу N 3а-754/2015, в рамках которого был разрешен спор относительно нормативного регулирования порядка применения коэффициента 12/7 в отношении всех участников процесса теплоснабжения в городе Москве, в том числе истца. Указанным Определением от 28.04.2016 г. установлено следующее:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" установлено, что в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или в не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года. В случае принятия указанного решения определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, утвержденными данным Постановлением (подпункт "а" пункта 1).
Согласно пункту 1 названных Правил, в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется с применением коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, определяемого путем деления количества месяцев отопительного периода в году на количество календарных месяцев в году. В этом случае начисление платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в каждом расчетном периоде календарного года.
Формула расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению содержится в подпункте "а" пункта 2 данных Правил и содержит множитель NT - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилом помещении, установленный в соответствии с "Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306.
Пунктом 18 приложения N 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг определена формула расчета указанного норматива, который представляет собой отношение количества тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии (жилыми домами, не оборудованными индивидуальными приборами учета тепловой энергии, к произведению общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах (общей площади жилых домов), и периода, равного продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде). Таким образом, в соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг плата за коммунальную услугу по отоплению определяется на основании норматива потребления коммунальной услуги с учетом только отопительного периода (абзац 3 стр. 5 определения от 28.04.2016 г.).
Кроме того, из Постановления Правительства Москвы от 10 сентября 2012 г. N 468-ПП "О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории города Москвы" следует, что на территории города Москвы при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с "Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 3073, используя при этом норматив расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений, утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 11 января 1994 г. N 41 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных субсидий". Пунктами 21, 25 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам предусмотрено, что собственники (наниматели) жилых помещений многоквартирного дома оплачивают коммунальную услугу по отоплению в течение всего года равными долями (1/12) от фактического потребления прошлого года, при этом раз в год проводится корректировка размера платы за отопление. При этом норматив расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений утвержден Постановлением Правительства Москвы от 11 января 1994 г. N 41 и составляет 0,016 Гкал на 1 кв. м. Указанный норматив установлен в размере 1/12 от общего среднегодового потребления тепловой энергии, то есть предназначен для случаев оплаты тепловой энергии в течение 12 месяцев, а не отопительного периода. Это позволяет потребителям вносить плату равномерно в течение 12 месяцев, что исключает существенное возрастание расходов населения на оплату коммунальных услуг в отопительный сезон (абзац 6 стр. 5 определения от 28.04.2016 г.).
Тот факт, что при установлении норматива на отопление в размере 0,016 Гкал/м2 в месяц уполномоченный орган исходил из того, что плата за коммунальную услугу по отоплению подлежит внесению населением круглогодично (каждый календарный месяц года) равными долями, а норматив потребления тепловой энергии на отопление жилого помещения установлен исходя из годового потребления тепловой энергии на отопление усматривается также из п. 1.3.1 главы I "Порядка расчетов за услуги тепловодоснабжения и водоотведения в жилищном хозяйстве г. Москвы", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 26.12.2000 г. N 1009 "О состоянии расчетов за тепловодоснабжение и водоотведение в жилищном фонде г. Москвы и мерах по их совершенствованию", в котором указано, что ежемесячные расчеты производятся исходя из установленных для соответствующих групп потребителей тарифов на ресурсы и нормативных объемов потребления ресурсов, рассчитанных за отопление жилых помещений - по утвержденным Правительством Москвы нормативам расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений и общей площади жилых помещений (учитывая подачу тепла на отопление жилых помещений только в зимний период, норматив принимается 0,0274 Гкал на 1 кв. м общей площади). Из чего следует, что нормативная величина на весь отопительный сезон составляет 0,192 Гкал/м2 = 0,0274 Гкал/м2 x 7 месяцев отопительного сезона, а норматив 0,016 Гкал/м2 является 1/12 от 0,192 Гкал/м2. Таким образом, расчеты за отопление с применением норматива 0,016 Гкал/м2 должны выполняться в течение 12 месяцев, независимо от того, относится месяц к отопительному или нет.
В случае отсутствия в жилом доме или в жилых помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется как произведение общей площади помещения (квартиры) в многоквартирном доме, норматива потребления тепловой энергии на отопление и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, расчет ежемесячной платы за отопление при условии равномерного внесения платы в течение 12 месяцев для собственников (нанимателей) жилых помещений многоквартирного дома в случае отсутствия, неисправности коллективного (общедомового) прибора учета, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется исходя из норматива потребления по установленной в постановлении формуле.
Таким образом, в настоящее время на территории города Москвы при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяются "Правила предоставления коммунальных услуг гражданам", утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, а также месячный норматив расхода тепловой энергии на отопление жилого помещения, установленный в размере 1/12 от общего среднегодового потребления тепловой энергии, позволяющие жителям вносить плату равномерно в течение 12 месяцев в году, что исключает существенное возрастание расходов населения на оплату жилищно-коммунальных услуг в отопительный сезон.
Согласно ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, равно как и порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Вместе с тем, поставку тепловой энергии ответчику к ПАО "МОЭК" осуществляет исключительно в течение отопительного сезона, т.е. в течение 7 календарных месяцев, а не как ответчик населению - в течение 12 месяцев.
Так как истец выставлял ответчику плату исключительно за 7 (семь) месяцев отопительного сезона, в целях осуществления рассматриваемых расчетов годовая величина расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений, установленная постановлением Правительства Москвы N 41 в размере 0,192 Гкал/м2 (0.016 Гкал. x 12 месяцев), делится теплоснабжающей организацией на 7 (семь месяцев). 0,192 Гкал/м2 / 7 мес. = 0,027 Гкал/м".
С учетом изложенного, действующее законодательство допускает два способа расчета величины ежемесячной платы за отопление жилых помещений многоквартирного дома в зависимости от выбранного расчетного периода: в том случае, если согласно условиям заключенного с теплоснабжающей организацией договора теплоснабжения расчетный период составляет 12 месяцев, то при расчете величины ежемесячной платы за отопление жилого помещения многоквартирного дома необходимо использовать следующую формулу: PM = SNoM. x N x T.
Постановлением Правительства Москвы от 14 июля 2015 г. N 435-ПП Постановление от 11 января 1994 г. N 41 было дополнено примечанием, согласно которому объем поставленной в отопительный период тепловой энергии для нужд отопления определяется как произведение норматива (0.016 Гкал на 1 кв. м) и отношения продолжительности календарного года в месяцах к продолжительности отопительного периода в месяцах (12/7), и при этом оплата за отопление населением производится ежемесячно (равными долями) в течение всего календарного года. Таким образом. Постановлением Правительства Москвы от 14 июля 2015 г. N 435-ПП, в отличие от Правил расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, регулируется тот случай, когда норматив расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений рассчитан не на отопительный период, а на весь календарный год, в связи с чем объем поставленной в отопительный период тепловой энергии для нужд отопления определяется с учетом коэффициента 12/7, а не 7/12. Названное примечание не направлено на пересмотр значения норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и не изменяет его величину.
Внесенные в Постановление Правительства Москвы от 11 января 1994 г. N 41 изменения определяют объем поставленного коммунального ресурса в отопительный период и распространяются на ресурсоснабжающие организации и исполнителей коммунальных услуг (товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющую организацию) (абзацы 6, 7 стр. 6 определения от 28.04.2016 г.). Пункт 2 постановления 435-ПП, на который ссылается суд первой инстанции в своем решении, не имеет правового значения, поскольку пунктом 1 данного постановления не меняется норматив расхода тепловой энергии, утвержденный постановлением Правительства г. Москвы от 11.01.1994 N 41, не устанавливаются повышающие нормы для управляющих компаний, не меняется порядок начисления гражданам платы за услугу отопления. Пунктом 1 постановления расчеты за услугу отопления приводятся в соответствии с действующим порядком. Правовое значение имеет пункт 1 постановления 435-ПП, который признан Верховным судом от 28.04.2016 по делу N 3а-745/2015 соответствующим закону и согласно которому порядок определения объема поставленной в отопительный период тепловой энергии для нужд отопления определяется как в спорном периоде, так до и после него, в том же порядке, который применил истец.
В рамках административного дела N 3а-745/2015 фактически был разрешен спор относительно нормативного регулирования порядка применения норматива потребления тепловой энергии на нужды отопления в отношении всех участников процесса теплоснабжения в городе Москве. Таким образом, Определением Верховного Суда Российской Федерации от 28.04.2016 г. и решением Московского городского суда от 17.12.2015 г. установлены следующие важные обстоятельства: подтверждена правомерность применения коэффициента 12/7 в расчетах между ресурсоснабжающими организациями и управляющими организациями за поставленную тепловую энергию; норматив в размере 0,016 Гкал/кв. м является годовым; применение коэффициента 12/7 исключит возможность получения управляющими организациями неосновательного обогащения. Из изложенного следует, что в случаях, когда расчет объема поставленной тепловой энергии производится теплоснабжающей организацией исходя из норматива потребления, последняя не имеет возможности применять в расчетах месячный норматив потребления тепловой энергии в размере 0,016 Гкал/м2, поскольку он установлен исходя из деления величины годового норматива на 12 месяцев, в то время как поставка тепловой энергии осуществляется исключительно в течение отопительного периода (7 месяцев). Примечание, указанное в п. 1 постановления N 435-ПП, устанавливает порядок определения объема поставленной в отопительный период тепловой энергии для нужд отопления как произведение норматива (0,016 Гкал/м2) и отношения продолжительности календарного года в месяцах к продолжительности отопительного периода в месяцах (12/7).
Кроме того, правомерность применяемого ПАО "МОЭК" метода расчета подтверждена Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в Определении от 18.08.2016 г. N 305-ЭС16-3833 по делу N А40-39666/2015, не учитывать положения которого суд апелляционной инстанции при принятии обжалуемом постановления был не вправе.
Следовательно, для приведения величины норматива потребления коммунальной услуги отопления 0.016 Гкал/м2 в месяц от годовой величины к сезонной необходимо применение коэффициента 12/7. Исходя из фактических договорных отношений сторон, имевшихся в спорный период с февраля 2014 по июль 2014 года, истец производил начисления ответчику за поставленную тепловую энергию на нужды отопления только в отопительный сезон - февраль 2014 по апрель 2014, в то время как населению ответчик производил начисления ежемесячно в течение всего круглого года, что подтверждается предоставленными ответчиком в материалы дела отчетами, выданной ГКУ г. Москва "ИС района Гольяново", на которую ссылается ответчик.
ГКУ г. Москва "ИС района Гольяново" производил начисления жителям многоквартирного дома по адресу: г. Москва, Сахалинская, д. 15/15 ежемесячно в течение всего календарного года, а не в течение только отопительного периода, как произвел в своем расчете ответчик.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями.
Пунктом 2 Постановления N 124 предусмотрено, что Правила N 124 применяются к отношениям, вытекающим из договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах), заключенных до вступления в силу указанных Правил управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу Правил N 124.
Согласно подпункту "в" пункта 21 Правил N 124 объем, коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по приведенной в пункте формуле, учитывающей, в частности, показания индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, либо (при отсутствии индивидуальных приборов учета) - нормативы потребления соответствующей коммунальной услуги. Подпункт "в" пункта 21 Правил N 124 вступил в силу с даты вступления в силу "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, то есть с 01.09.2012. Следовательно, после вступления в силу Правил N 124 и Правил N 354 при расчетах за поставленный коммунальный ресурс стороны должны руководствоваться положениями названных Правил. Согласно подпункту "е" пункта 3 Правил N 124, объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле согласно приложению к указанным правилам.
Кроме того, согласно ч. 10 ст. 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", осуществление коммерческого учета расчетным способом допускается в случаях:
1) при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) вод о отведения;
2) в случае неисправности прибора учета;
3) при нарушении в течение более шести месяцев сроков представления показаний прибора учета, являющихся собственностью абонента, организации, которые эксплуатируют водопроводные, канализационные сети, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом такой организации о временном прекращении потребления воды.
Следует заметить о том, что ответчиком только при рассмотрении настоящего спора в судебное заседание были представлены сведений об индивидуальных (квартирных) приборов учета, что является существенным нарушением установленных законом требований относительно сроков передачи ресурсоснабжающим организациям показаний индивидуальных (квартирных) приборов учета. При этом вопреки требованиям, установленным в статье 65 АПК РФ, ответчиком не было предоставлено доказательств предоставления ресурсоснабжающей организации в установленные Законом сроки показаний индивидуальных приборов учета, установленных в многоквартирном жилом доме. Следовательно, при определении количества тепловой энергии необходимо исходить из объема (количества) коммунального ресурса, определенного за расчетный период исходя из норматива потребления коммунальной услуги, без учета показаний квартирных приборов учета.
В качестве доказательств поступления денежных средств через систему ЕИРЦ на расчетный счет ПАО "МОЭК" в каждом месяце искового периода ответчик основывает на справках ГКУ "ИС района Гольяново" по оплате по поставщикам и услугам и сводным ведомостям начислений. Вместе с тем, данные доказательства не являются относимыми и допустимыми доказательствами оплаты задолженности за спорный период в полном объеме, так как расчеты между юридическими лицами осуществляются в безналичном порядке, передача денежных средств считается совершенной с момента поступления денежных средств на счет банка получателя, при этом платежные документы должны содержать данные, позволяющие отнести платежи к спорным правоотношениям (ссылки на договор, счета, счета-фактуры, периоды оплаты) в соответствии с требованиями статей 64, 65, 67, 68 АПК РФ, статей 486, 544, пунктов 2, 3 статьи 861, пункту 1 статьи 862, статье 863 ГК РФ, пункту 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.1999 N 5 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с заключением, исполнением и расторжением договоров банковского счета".
Поскольку ответчик заявил о перечислении денежных средств на расчетный счет ответчика через третьих лиц, то в круг доказывания входит установление и оценка обстоятельств, подтверждающих фактическую передачу денежных средств истцу третьими лицами (исследование первичных учетных). Напротив, со стороны ПАО "МОЭК" в материалы дела представлены копии платежных поручений, согласно которым назначение платежа ограничивается только номером договора. Поскольку у ответчика имелась задолженность за предыдущие периоды, то поступившие в спорный период денежные средства от третьих лиц без назначения платежа (конечных потребителей) правомерно были отнесены истцом в счет оплаты данной задолженности.
В силу пунктов 1, 6.2 статьи 155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем. Таким образом, ответчик обязан оплатить тепловую энергию до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем) на основании полученного от истца счета и счета-фактуры на оплату расчетного периода. Таким образом, действия ПАО "МОЭК" по приему платежей от населения и прочих потребителей тепловой энергии (которые учитывались в счет оплаты по договору энергоснабжения) основаны на условиях указанных договоров и требованиях пункта 1 статьи 313 ГК РФ, согласно которому кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом.
В силу пункта 5 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор энергоснабжения относится к отдельным видам договора купли-продажи и к нему применяются правила, предусмотренные для купли-продажи, если иное не предусмотрено правилами ГК РФ об этом виде договора.
Нормами гражданского законодательства о поставке, являющейся разновидностью договора купли-продажи, урегулированы вопросы погашения однородных обязательств, что является основанием для применения судами по аналогии закона (пункт 1 статьи 6 ГК РФ) правил, установленных статьей 522 ГК РФ, к правоотношениям энергоснабжения. Из смысла статьи 522 ГК РФ следует, что кредитор обязан производить зачисление денежных средств с учетом указанного должником назначения платежа, а при отсутствии назначения платежа в платежном поручении исполнение обязательства засчитывается в погашение обязательств по договору, срок исполнения которого наступил ранее.
Таким образом, учитывая, что оплата через систему ЕИРЦ (МФЦ) производится без передачи истцу самого счета-квитанции (ЕПД, бумажного носителя), а указаний ответчика о назначении платежей, данных в форме, установленной законодательством и договором (со ссылкой на счет, счет-фактуру), истцу не поступало, при этом отсутствует информация о периодах платежей, то подлежат применению условия ст. 522 ГК РФ.
В данном случае, принимая во внимание практику, сложившуюся в отношениях сторон, ответчик не давал истцу указаний по зачислению денежных средств, поступивших от конечных потребителей через систему ЕИРЦ в счет оплаты конкретных периодов со ссылкой на договор, счета, счета-фактуры. Следовательно, истец правомерно квалифицировал данные денежные средства, как денежные средства, поступившие "без указания назначения платежа". Таким образом, денежные средства по платежным поручениям, в которых не указаны номера счетов, счетов-фактур и их даты на основании пункта 3 статьи 522 ГК РФ были правомерно отнесены в счет оплаты обязательств, срок исполнения которых наступил ранее, т.е. в хронологическом порядке.
Кроме того, необходимо указать и о том, что ответчик не представил в материалы дела доказательства своевременного направления в адрес истца соответствующих указаний, актов сверки в соответствии с договором, содержащих такие указания, мотивированные возражения против определения периодов задолженности, а лишь подписывал акты сверки, подтверждающие задолженность по договору. В связи с вышеизложенным, требование истца о взыскании задолженности в размере 608.727,81 руб. правомерно были удовлетворены судом в обжалуемом постановлении в соответствии со ст. 309, 310, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, как и требования о взыскании процентов за пользование чужими средствами, а поэтому доводы жалобы заявителя о незаконности данного постановления являются несостоятельными.
Следовательно, при рассмотрении дела и вынесении обжалуемого акта судом были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Нарушений указанных норм права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемого акта, кассационной инстанцией не установлено, хотя об обратном и было указано в жалобе заявителем по делу.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
постановил:
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 марта 2017 года по делу N А40-181039/14 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
А.И.СТРЕЛЬНИКОВ
Судьи
Н.О.ХВОСТОВА
Л.А.ТУТУБАЛИНА
А.И.СТРЕЛЬНИКОВ
Судьи
Н.О.ХВОСТОВА
Л.А.ТУТУБАЛИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)