Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.11.2017 N 08АП-12834/2017 ПО ДЕЛУ N А70-6872/2017

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 ноября 2017 г. N 08АП-12834/2017

Дело N А70-6872/2017

Постановление изготовлено 16 ноября 2017 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кудриной Е.Н.,
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12834/2017) акционерного общества "Уральская теплосетевая компания" на мотивированное решение Арбитражного суда Тюменской области от 10 августа 2017 года по делу N А70-6872/2017 (судья Крюкова Л.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по исковому заявлению акционерного общества "Уральская теплосетевая компания" (ОГРН 1077203052772, ИНН 7203203418) к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "На Минской" (ОГРН 1117232038032, ИНН 7203267919) о взыскании 478 191, 42 руб. и пени по день фактической оплаты долга,
без вызова сторон,
установил:

акционерное общество "Уральская теплосетевая компания" (далее - АО "УТСК") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "На Минской" (далее - ООО "УК "На Минской") о взыскании 478 191, 42 руб., из которых: 457 119, 68 руб. - сумма основного долга за поставленную в феврале 2017 г. тепловую энергию, 21 071, 74 руб. - пени, начисленные за период с 11.03.2017 по 26.05.2017 за несвоевременную оплату поставленной тепловой энергии в соответствии с законом.
Истец также просил суд продолжить взыскание с ответчика пени по день фактической оплаты суммы долга. В обоснование заявленных исковых требований истец ссылается на фактические договорные отношения.
Определением от 05.06.2017 исковое заявление принято к производству арбитражного суда, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
27.07.2017 в канцелярию суда электронным приемом поступило заявление истца об уточнении исковых требований, в котором истцом заявлен отказ от требований в части взыскания с ответчика 457 119, 68 руб. основного долга за поставленную в феврале 2017 г. тепловую энергию в связи с погашением задолженности ответчиком.
С учетом поступивших уточнений АО "УТСК" просило суд взыскать с ООО "УК "На Минской" 21 400, 99 руб. пени, начисленные за период с 15.03.2017 по 26.06.2017 за несвоевременную оплату поставленной тепловой энергии, а также взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины по иску в размере 12 564 руб.
Определением от 01.08.2017. судом первой инстанции был принят к рассмотрению отказ АО "УТСК" от требований к ООО "Управляющая компания "На Минской" в части взыскания основного долга, увеличенный размер требований в части взыскания пени и уточненный период начисления пени.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 10 августа 2017 года по делу N А70-6872/2017 в удовлетворении исковых требований АО "УТСК" о взыскании с ООО "Управляющая компания "На Минской" 21 400, 99 руб. пени, начисленные за период с 15.03.2017 по 26.06.2017 в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" за несвоевременную оплату поставленной в феврале 2017 г. тепловой энергии отказано. Производство по делу в части требований о взыскании 457 119, 68 руб. основного долга прекращено. АО "УТСК" из федерального бюджета возвращено 10 564 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 25.05.2017 N 2998.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт о взыскании с ответчика пени в размере 21 400 руб. 99 коп., начисленных за период с 15.03.2017 по 26.06.2017 в соответствии с ч. 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Жалоба мотивирована следующими доводами:
- - истец направил в адрес ответчика проект договора теплоснабжения, который последний не подписал, разногласия по условиям договора, не представил. Между тем истец поставлял тепловую энергию и теплоноситель, а ответчик ее оплачивал, начиная с 01.01.2017 на условиях оферты АО "УТСК", содержащейся в проекте направленного ответчику договора;
- - поскольку факт поставки тепловой энергии в феврале 2017 г. на объекты теплопотребления, указанные в приложении N 1.1 к договору ответчиком не оспаривается, отношения сторон в спорный период следует расценивать как внедоговорные;
- - АО "УТСК", являясь ресурсоснабжающей (теплоснабжающей) организацией, осуществляет поставку коммунальных ресурсов (тепловой энергии и теплоносителя) и не может (по смыслу отраслевого законодательства) являться исполнителем коммунальных услуг. В свою очередь, статусом исполнителя обладает ООО "УК "На Минской", соответственно обязано оплатить фактически принятые потребителями услуги. При этом отсутствие подписанного между сторонами договора на теплоснабжение не освобождает исполнителя коммунальных услуг от соответствующей обязанности;
- - судом не учтено, что количество фактически потребленной тепловой энергии и теплоносителя за спорный период (февраль 2017 г.) определено истцом на основании представленных ответчиком показаний приборов учета, в которых также содержатся объемы коммунальных ресурсов, поставленных в нежилые помещения, расположенных в многоквартирных домах (далее - МКД), находящихся на обслуживании ответчика;
- - ответчик не представил отзыв на иск, не оспорил факт отпуска ресурсов, их объем и стоимость, что свидетельствует о признании ООО "УК "На Минской" соответствующих обстоятельств.
ООО "УК "На Минской" отзыв на апелляционную жалобу не направило.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Тюменской области от 10 августа 2017 года по делу N А70-6872/2017 проверены в порядке части 5 статьи 268 АПК РФ (в части отказа в удовлетворении иска).
Повторно рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции полагает принятое решение подлежащим в обжалуемой части отмене с принятием нового судебного акта.
Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, истец представил в материалы дела Анкету управляющей организации, полученную с официального сайта http://reformagkh.ru, из которой усматривается, что ответчик имеет статус управляющей компании по отношению к общему имуществу многоквартирных домов, расположенных в г. Тюмени по адресам; ул. Минская, д. 65, к. 1, ул. Минская, д. 65, к. 2, ул. Минская, д. 67, к. 1, ул. Минская, д. 69, к. 1, ул. Минская, д. 71, к. 1, ул. Минская, д. 81, ул. Киевская, д. 74А, ул. Киевская, д. 74А, к. 1 (л.д. 45).
Из представленных в материалы дела расчетов следует, что истец заявил о взыскании с ответчика задолженности за тепловую энергию, поставленную в феврале 2017 г. в многоквартирные дома, расположенные в г. Тюмени по адресам; ул. Минская, д. 65, к. 1, ул. Минская, д. 65, к. 2, ул. Минская, д. 67, к. 1, ул. Минская, д. 69, к. 1, ул. Минская, д. 71, к. 1, ул. Минская, д. 81, ул. Киевская, д. 74А, ул. Киевская, д. 74А, к. 1 (л.д. 27).
Таким образом, в рамках настоящего иска АО "УТСК" предъявляет к ООО "УК "На Минской" требования как к исполнителю коммунальных услуг.
Обращаясь в суд с исковым заявлением о взыскании с ООО "УК "На Минской" задолженности за поставленную в феврале 2017 г. в многоквартирные дома тепловую энергию, истец указал, что письменный договор между истцом и ответчиком на поставку тепловой энергии отсутствует. Как следует из письма АО "УТСК" от 02.12.2016 N ТТС/3633 (получено нарочно 22.12.2016), истец направил в ООО "УК "На Минской" проект договора теплоснабжения N Т-51046 от 21.12.2016, который просил подписать при отсутствии разногласий и направить в подписанном виде единой теплоснабжающей организации, статус которой присвоен АО "УТСК" Приказом Министерства энергетики РФ N 771 от 09.08.2016 (л.д. 26).
Проект договора ответчиком не подписан, разногласия не представлены.
Отказывая в иске, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности истцом выполнения ответчиком в феврале 2017 г. функций исполнителя коммунальных услуг в соответствии с п. 14 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"), а, следовательно, истец не доказал, что у ответчика в феврале 2017 г. возникли обязанности исполнителя коммунальной услуги по отношению к подаваемому коммунальному ресурсу - отоплению, поставляемому в многоквартирные дома по адресам: ул. Минская, д. 65, к. 1, ул. Минская, д. 65, к. 2, ул. Минская, д. 67, к. 1, ул. Минская, д. 69, к. 1, ул. Минская, д. 71, к. 1, ул. Минская, д. 81, ул. Киевская, д. 74А, ул. Киевская, д. 74А, к. 1.
Таким образом, суд заключил, что в указанный период исполнителем коммунальной услуги в силу п. 14, подп. "б" п. 17 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") выступала сама ресурсоснабжающая организация - истец по делу.
Также суд установил, что пени рассчитаны и предъявлены истцом и на стоимость тепловой энергии, поставленной в нежилые помещения, что является нарушением п. 6 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") в редакции, действующей с 01.01.2017.
При повторном рассмотрении дела по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Статус управляющий компании в отношении поименованных в расчете истца МКД у ООО "УК "На Минской" подтвержден материалами дела, ответчиком не оспорен.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с изложенными в обжалуемом решении выводами относительно статуса истца как исполнителя коммунальной услуги в спорный период, на основании следующего.
В соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 154 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, в случаях, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
- Согласно абз. 9, 10 п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) "коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами;
- "коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения;
- В соответствии с пунктом 4 Правил N 354, потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг:
а) холодное водоснабжение, то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения;
б) горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования);
в) водоотведение, то есть отведение сточных вод из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, - по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам;
г) электроснабжение, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме;
д) газоснабжение, то есть снабжение газом, подаваемым по централизованным сетям газоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также продажа бытового газа в баллонах;
е) отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления;
ж) обращение с твердыми коммунальными отходами, то есть сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с абзацем пятнадцатым пункта 2 Правил N 354 потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Согласно абзацу семнадцатому пункта 2 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Исполнителем коммунальных услуг может выступать как управляющая организация, так и ресурсоснабжающая организация (пункт 8 Правил N 354). В последнем случае предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании договоров, заключаемых с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, либо собственниками и пользователями жилого дома (домовладения) (пункт 6, подпункт "в" пункта 9, подпункт "а" пункта 10 Правил N 354). При этом собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений вносят плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям в том случае, если принято соответствующее решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (часть 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абзацем шестым пункта 2 Правил N 354 ресурсоснабжающей организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод).
Согласно п. 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Исходя из п. 8 Правил N 354, исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.
В соответствии с п. 9 Правил N 354 условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются:
а) в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива (далее - товарищество или кооператив) с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом.
- При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг;
б) в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом с товариществом или кооперативом с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество или кооператив.
- При этом товарищество или кооператив не вправе отказать собственнику помещения в многоквартирном доме как являющемуся, так и не являющемуся его членом в заключении договора о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг;
в) в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
Как следует из пункта 10 Правил N 354, условия предоставления коммунальных услуг собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются:
а) в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственником жилого дома (домовладения) с соответствующей ресурсоснабжающей организацией;
б) в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе некоммерческим объединением), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) с соответствующими ресурсоснабжающими организациями.
В силу пункта 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 данных Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе, путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Согласно пункту 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе, с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с пунктом 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация может выступать исполнителем коммунальной услуги только при непосредственном управлении многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях).
Согласно пунктам 8, 9 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив.
Таким образом, с момента выбора способа управления многоквартирным домом путем заключения договора с управляющей организацией, создания ТСЖ, жилищного кооператива либо иного специализированного потребительского кооператива последние становятся исполнителями коммунальных услуг и обязаны заключить договоры на приобретение (поставку) всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющей организации). Ресурсоснабжающая организация в таком случае в силу абзаца 17 пункта 2 Правил N 354 осуществляет лишь поставку коммунального ресурса.
От способа управления, выбираемого собственниками помещений многоквартирного дома на основании статьи 161 ЖК РФ, зависит, кто является стороной в отношениях с ресурсоснабжающей организацией, а следовательно, осуществляет расчеты за поставленный в такой дом коммунальный ресурс (коммунальную услугу). В частности, при непосредственном управлении многоквартирным домом лицами, обязанными заключать договоры горячего водоснабжения и отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), являются собственники помещений (статья 164 названного Кодекса) (определение Верховного Суда РФ от 08.09.2017 N 305-ЭС17-3797 по делу N А40-113358/2014).
В контексте процитированных положений жилищно-коммунального законодательства ресурсоснабжающая организация приобретает статус исполнителя коммунальных услуг при наличии оформленного решением общего собрания волеизъявления собственников помещений многоквартирного дома при непосредственном управлении либо при наличии персонального волеизъявления домовладельцев на заключение прямых договоров снабжения коммунальными ресурсами, и наличия заключенных договоров с собственниками (домовладельцами).
Как установлено выше, в подтверждение у ООО "УК "На Минской" статуса управляющей компании истец представил в материалы дела Анкету управляющей организации, полученной с официального сайта http://reformagkh.ru, из которой усматривается, что ответчик имеет статус управляющей компании по отношению к общему имуществу многоквартирных домов, расположенных в г. Тюмени по адресам; ул. Минская, д. 65, к. 1, ул. Минская, д. 65, к. 2, ул. Минская, д. 67, к. 1, ул. Минская, д. 69, к. 1, ул. Минская, д. 71, к. 1, ул. Минская, д. 81, ул. Киевская, д. 74А, ул. Киевская, д. 74А, к. 1 (л.д. 45).
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.05.2014 N 1446/14 изложен подход о справедливом распределении судом бремени доказывания, которое должно быть реализуемым. Из данного подхода следует, что заинтересованное лицо может представить минимально достаточные доказательства (prima facie) для того, чтобы перевести бремя доказывания на противоположную сторону, обладающую реальной возможностью представления исчерпывающих доказательств, подтверждающих соответствующие юридически значимые обстоятельства при добросовестном осуществлении процессуальных прав.
Из определения Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978 по делу N А07-3169/2014 также следует, что бремя доказывания тех или иных фактов должно возлагаться на ту сторону спора, которая имеет для этого объективные возможности и, исходя из особенностей рассматриваемых правоотношений, обязана представлять соответствующие доказательства в обоснование своих требований и возражений.
Бремя доказывания тех или иных обстоятельств в силу статьи 65 АПК РФ возлагается на ту сторону спора, которая имеет для этого объективные возможности и, исходя из особенностей рассматриваемых правоотношений, обязана представлять соответствующие доказательства в обоснование своих доводов, возражений, требований.
Истец, в отличие от собственников многоквартирных домов, находящихся на обслуживании ответчика, не обязан обладать информацией о выбранном ими способе управления жилыми домами. ООО "УК "На Минской", чей статус управляющей компании в отношении указанных истцом многоквартирных домов подтверждается общедоступными сведениями, размещенными в сети "Интернет", на смену собственниками способа управления и утрату ответчиком статуса управляющей компании не ссылалось.
В соответствии с частью 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
ООО "УК "На Минской", будучи надлежаще извещенным судом о возбуждении производства по иску АО "УТСК", отзыв не представило, доводы истца не оспорило. Более того, до принятия обжалуемого решения ответчик погасил сумму основного долга, в связи с чем истцом был заявлен отказ от иска в соответствующей части.
Такое процессуальное поведение оценивается как согласие с позицией истца и обстоятельствами, положенными в основу предъявленных требований.
В пункте 34 постановления от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" (далее - Постановление N 22) разъяснено, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме наниматели (собственники) могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям (часть 7.1 статьи 155 ЖК РФ). Плата за коммунальные услуги, в том числе коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, вносится нанимателями (собственниками) напрямую ресурсоснабжающим организациям при осуществлении собственниками помещений в многоквартирном доме непосредственного управления таким домом, а также если собственниками не выбран способ управления или выбранный способ управления не реализован (часть 5 статьи 154 и часть 8 статьи 155 ЖК РФ).
В пункте 35 Постановления N 22 указано, что приобретение управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, коммунальных ресурсов для последующего предоставления коммунальных услуг потребителям осуществляется на основании соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией (часть 6.2 статьи 155, часть 12 статьи 161 ЖК РФ).
Если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных доказательств следует, что наниматели (собственники) помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети, в связи с чем управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг (пункт 1 статьи 162 ГК РФ).
Из материалов дела не следует, что в спорный период имел место непосредственный способ управления домами, а также не следует, что собственники не выбрали способ управления или выбранный способ управления ими не реализован. Наличие у ответчика статуса исполнителя коммунальных услуг в отношении спорных многоквартирных домов с даты принятия решений общих собраний собственников этих домов о выборе ответчика в качестве управляющей организации не опровергнуто в установленном порядке ООО "УК "На Минской".
Вопреки ошибочным выводам суда, направление ООО "УК "На Минской" отчетов о потреблении теплоносителя и тепловой энергии за период с 26.01.2017 по 25.02.2017 (л.д. 28-33), находясь в фактическом единстве с погашением ответчиком основной задолженности за отпущенные в спорный период коммунальные ресурсы, демонстрирует содействие управляющей компании в формировании истцом счетов на оплату. В материалах дела имеется счет-фактура N 2700/4884 от 28.02.2017, оформленная на основании отчетов ответчика.
Доказательства оплаты коммунальных ресурсов непосредственно собственниками многоквартирных домов непосредственно истцу материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах выводы суда о том, что в феврале 2017 г. ответчик не выполнял функции исполнителя коммунальной услуги по отношению к подаваемому коммунальному ресурсу, противоречат собранным по делу доказательствам, ввиду чего признаются апелляционным судом ошибочными.
ООО "УК "На Минской" как исполнитель коммунальных услуг обязано вносить оплату за отпущенные АО "УТСК" коммунальные ресурсы непосредственно истцу.
Обратное не доказано.
Нормами части 4 статьи 155, части 1 статьи 161, пункта 3 части 1 статьи 162 ЖК РФ на управляющую компанию возложена обязанность по сбору платежей от населения за коммунальные услуги, а также по обеспечению населения коммунальными услугами.
Управляющая организация, выбранная в качестве таковой в соответствии с подпунктом 3 части 2 статьи 161 ЖК РФ и в силу закона являющаяся исполнителем коммунальных услуг, обязана приобретать коммунальные ресурсы для предоставления их собственникам помещений в жилом доме и на общедомовые нужды, а, следовательно, признается абонентом по договору с ресурсоснабжающей организацией.
Согласно пункту 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом.
Таким образом, на управляющую организацию возлагается обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и предоставлению собственникам помещений в многоквартирном доме, избравшим способ управления домом управляющей компанией, коммунальной услуги по теплоснабжению помещений многоквартирного дома.
В соответствии с частями 1 и 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 13 Правил N 354 и нормами, содержащимися в Правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), исполнитель коммунальной услуги обязан заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на поставку коммунальных ресурсов.
Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Положениями статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть.
- Согласно статье 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" потребитель тепловой энергии (далее также - потребитель) - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления;
- В силу части 3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" единая теплоснабжающая организация и теплоснабжающие организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, обязаны заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения. Договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом для договоров теплоснабжения, с учетом особенностей, установленных Правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя между истцом и ответчиком в спорный по настоящему делу период времени заключен не был ввиду уклонения ООО "УК "На Минской" от его подписания.
Вместе с тем, в феврале 2017 г. истец, являясь единой теплоснабжающей организацией, по присоединенной сети поставлял в многоквартирные дома на обслуживании ответчика тепловую энергию и теплоноситель, а ООО "УК "На Минской" принимало энергоресурсы и, после предъявления иска, произвело их оплату.
Таким образом, следует признать, что между истцом и ответчиком сложились фактические отношения по теплоснабжению (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров"). При этом отсутствие заключенного в письменной форме договора между истцом и ответчиком не может служить самостоятельным основанием для освобождения последнего от обязанности по оплате в адрес теплоснабжающей организации стоимости отпущенных коммунальных ресурсов в спорный период.
Принимая во внимание наличие между сторонами фактических отношений по поставке тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя (теплоснабжению), регулируемых Федеральным законом "О теплоснабжении", в частности частью 3 статьи 15 указанного Закона; учитывая, что сторонами договора теплоснабжения являются теплоснабжающая организация и потребитель, апелляционный суд признает, что в спорных отношениях, ответчик, приобретая тепловую энергию у истца, выступает в качестве потребителя.


Как установил суд первой инстанции, в проект договора теплоснабжения N Т-51046-17 истцом были включены нежилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, обслуживаемых ответчиком (л.д. 18) и, соответственно, объем тепловой энергии, поставленный в феврале 2017 г. в указанные нежилые помещения, включен в объемы, предъявленные к оплате (и оплаченные в процессе рассмотрения дела) в рамках настоящего иска (л.д. 27).
Следовательно, расчет пени, в том числе, на стоимость поставленной в нежилые помещения тепловой энергии, вопреки выводам суда, является правомерным.
В соответствии с пунктом 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
В соответствии с чч. 4 и 7 ст. 155 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения, а также за коммунальные услуги вносится в управляющую организацию. При этом выполнением обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией признается в том числе и внесение платы за все или некоторые коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ) (вопрос 22 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015)).

Материалы дела не содержат доказательств заключения прямых договоров на поставку тепловой энергии и теплоносителя между АО "УТСК" и собственниками нежилых помещений.
На оплату коммунальных ресурсов, отпущенных в феврале 2017 г., собственниками нежилых помещений непосредственно истцу, ответчик, не представивший отзыв на иск, не ссылался. Оплата ООО "УК "На Минской" всего объема тепловой энергии и теплоносителя после обращения АО "УТСК" с настоящим иском, свидетельствует, по меньшей мере, что собственники нежилых помещений произвели оплату потребленных ими коммунальных ресурсов непосредственно в управляющую компанию.
В отсутствие прямых договоров на поставку тепловой энергии и теплоносителя между АО "УТСК" и собственниками нежилых помещений, ООО "УК "На Минской" не может быть освобождено от обязательств последних по оплате потребленных коммунальных ресурсов, отпущенных истцом. В данном случае, при отсутствии прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями, ООО "УК "На Минской" сохраняет статус исполнителя коммунальных услуг для собственников нежилых помещений и в части снабжения тепловой энергией и теплоносителем.
Поэтому у истца не было оснований для исключения объема потребления ресурсов в части нежилых помещений в обслуживаемых ответчиком МКД. Расчет пени, таким образом, действующему законодательству не противоречит.
В силу части 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно части 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
На основании части 1 статьи 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
В пункте 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" установлено, что управляющие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена.
В абзаце втором пункта 25 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, предусмотрено, что оплата коммунального ресурса осуществляется исполнителем коммунальных услуг в полном объеме в срок до 15-го числа месяца, следующего за расчетным.
Истец просит взыскать пени за период с 15.03.2017 по 26.06.2017 (с учетом промежуточных периодов просрочки при изменении суммы долга в связи с частичными платежами), исходя из действующей в спорные период ставки рефинансирования 9%, согласно представленному расчету (л.д. 64).
Проверив расчет АО "УТСК", суд апелляционной инстанции полагает его необоснованным в части количества дней просрочки в интервале с 15.03.2017 по 13.04.2017, с учетом следующего.
В соответствии со статьей 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Из буквального толкования статьи 190 ГК РФ следует, что дата окончания срока исполнения обязательства включается в соответствующий срок.
Пунктом статьи 314 ГК РФ предусмотрено, что если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.
Таким образом, должник, не перечисливший кредитору денежные средства, считается просрочившим исполнение денежного обязательства с началом дня (суток), следующего за последним днем срока надлежащего исполнения обязательства.
В пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" указано, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (часть 1 статьи 155 ЖК РФ).
При этом следует иметь в виду, что, если иной срок не установлен, последним днем срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги является десятое число месяца включительно (статьи 190 - 192 ГК РФ).
Истец исчисляет день просрочки с 15.03.2017, то есть полагает, что плата за коммунальные ресурсы должна производиться до 15 числа месяца, следующего за истекшим периодом (в данном случае, таким периодом является февраль 2017 г.), то есть не позднее 14 числа.
По смыслу указанных норм права с учетом сложившейся практики их применения, использование предлога "до" не имеет значения, так как срок определен на конкретную дату. Последним днем срока для исполнения обязательства, исходя из позиции истца, является 15.03.2017 включительно.
Следовательно, просрочка по оплате отпущенной тепловой энергии и энергоносителя начинается с 16.03.2017. Период с 16.03.2017 по 13.04.2017 образуют 29 дней. С учетом чего расчет пени в этот период будет выглядеть следующим образом: 1 257 119,68 * 29 * 1/300 * 9% = 10 936, 94 руб. В остальной части расчет по промежуточным периодам признается обоснованным.
Расчет пени за весь спорный период (16.03.2017 - 26.06.2017): 10 936,94 + 4 114,08 + 4 356,08 + 1 190,10 + 129,69 + 296,96 = 21 023 руб. 85 коп.
Таким образом, с ООО "УК "На Минской" следует взыскать пени в размере 21 023 руб. 85 коп.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции отменяет решение Арбитражного суда Тюменской области от 10.08.2017 года по делу N А70-6872/2017 в обжалуемой части применительно к пункту 3 части 1 статьи 270 АПК РФ и принимает в данной части новый судебный акт о частичном удовлетворении исковых требований.
Расходы по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе отнесены на ответчика пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:

Апелляционную жалобу акционерного общества "Уральская теплосетевая компания" удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 10 августа 2017 года по делу N А70-6872/2017 в обжалуемой части отменить. Принять в этой части новый судебный акт, в связи с чем изложить резолютивную часть решения следующим образом.
Исковые требования (с учетом уточнения) акционерного общества "Уральская теплосетевая компания" (ОГРН: 1077203052772, ИНН: 7203203418) удовлетворить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "На Минской" (ОГРН: 1117232038032, ИНН: 7203267919) в пользу акционерного общества "Уральская теплосетевая компания" (ОГРН: 1077203052772, ИНН: 7203203418) 21 023 руб. 85 коп. пени за несвоевременную оплату задолженности за период с 16.03.2017 по 26.06.2017.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "На Минской" (ОГРН: 1117232038032, ИНН: 7203267919) в пользу акционерного общества "Уральская теплосетевая компания" (ОГРН: 1077203052772, ИНН: 7203203418) 2000 руб. расходов по уплате государственной пошлины по иску, а также 2 999 руб. 70 коп. расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Производство по делу в части требований о взыскании 457 119 руб. 68 коп. основного долга прекратить.
Возвратить акционерному обществу "Уральская теплосетевая компания" (ОГРН: 1077203052772, ИНН: 7203203418) из федерального бюджета 10 564 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 25.05.2017 N 2998.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Е.Н.КУДРИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)