Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Переустройство и перепланировка жилого помещения; Жилищное право
Обстоятельства: Истец указал на то, что обратился к ответчику с заявлением о предоставлении государственной услуги по подготовке и выдаче уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого помещения, находящегося в его собственности, в нежилое в целях использования в качестве офиса, однако уведомлением ему было отказано в приеме документов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
судья: ФИО
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио,
судей фио, фио,
при секретаре фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе представителя Департамента городского имущества адрес по доверенности фио
на решение Пресненского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
Административное исковое заявление фио удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента городского имущества адрес от дата N 99999-1100-514/15 об отказе в приеме документов.
Возложить обязанность на Департамент городского имущества адрес рассмотреть заявление фио по вопросу предоставления государственной услуги по подготовке и выдаче уведомления о переводе жилого помещения в нежилое помещение общей площадью 68,7 кв. м, расположенного по адресу: Москва, адрес.
Взыскать с Департамента городского имущества адрес в пользу фио сумма в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины,
фио М.А. обратился в суд с административным иском к Департаменту городского имущества адрес о признании незаконным отказа в приеме документов от дата N 99999-1100-514/15 по предоставлению государственной услуги по подготовке и выдаче уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения, возложении обязанности рассмотреть заявление по вопросу предоставления государственной услуги по подготовке и выдаче уведомления о переводе жилого помещения в нежилое помещение общей площадью 68,7 кв. м, расположенного по адресу: Москва, адрес.
В обоснование заявленных требований фио указал на то, что является собственником жилого помещения - квартиры, расположенной по указанному выше адресу; дата обратился в службу "Одного окна" Департамента городского имущества адрес с заявлением о предоставлении государственной услуги по подготовке и выдаче уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения, находящегося в его собственности из жилого в нежилое помещение в целях использования в качестве офиса. Уведомлением Департамента городского имущества адрес от дата за N 99999-1100-514/15 административному истцу было отказано в приеме документов. фио М.А. полагал такой отказ незаконным, поскольку представил все необходимые документы.
фио М.А. в судебное заседание районного суда не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен, на личном участии не настаивал, направил в суд своего представителя, который заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель Департамента городского имущества адрес в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного ответчика Департамента городского имущества адрес по доверенности фио.
В заседании судебной коллегии представитель Департамента городского имущества адрес по доверенности фио доводы апелляционной жалобы поддержала.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного ответчика, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие административного истца фио, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не явившегося в заседание суда апелляционной инстанции и не сообщившего об уважительных причинах своей неявки, не направившего в суд своего представителя, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных частью 2 статьи 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Так, установлено и подтверждается материалами дела, что фио как собственник жилого помещения по адресу, указанному в решении суда, дата обратился в службу "Одного окна" Департамента городского имущества адрес с заявлением о предоставлении государственной услуги по подготовке и выдаче уведомления о переводе (отказе в переводе) принадлежащего ему жилого помещения в нежилое для использования в качестве офиса.
дата Департамент городского имущества адрес отказал в приеме документов из-за отсутствия документов по форме, установленной распоряжением Государственной жилищной инспекции адрес от дата N 12, а именно: уведомления о проведении общего собрания собственников в очной и заочной формах, документов, подтверждающих вручение уведомлений собственникам, листа регистрации участников собрания, реестра собственников помещений по состоянию на дату проведения общего собрания собственников. Решения оформлены не в соответствии с требованиями ЖК РФ, что не соответствует требованиям действующего законодательства. Кроме того, часть решений заполнена без указания дат принятия решений по вопросам повестки дня голосования, в связи с чем указанные решения не могли быть учтены при подсчете голосов.
Разрешая спор и удовлетворяя требования фио, суд сослался на положения ст. ст. 22, 23 ЖК РФ, пункты 3.3.3 и 3.3.2 Регламента подготовки по принципу "одного окна" уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение, утвержденного постановлением Правительства Москвы от дата N 382-ПП, и признал, что заявителем были представлены все необходимые документы для перевода жилого помещения в нежилые и указанные в уведомлении обстоятельства не могли являться основанием для отказа в предоставлении государственной услуги по подготовке и выдаче уведомления о переводе (отказе в переводе) вышеуказанного жилого помещения в нежилое, из них неясно, какие именно документы, представленные фио, были неправильно оформлены или утратили силу, в связи с чем пришел к выводу о незаконности решения Департамента городского имущества адрес об отказе в приеме документов по подготовке и выдаче уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого помещения в нежилое.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку суд не установил фактические обстоятельства и безосновательно отверг доводы представителя административного ответчика, сославшегося на неправильное оформление административным истцом проекта переустройства и (или) перепланировки административного истца, в приложении к которому отсутствовали необходимые документы общего собрания, (уведомления о проведении общего собрания собственников в очной и заочной формах, документов, подтверждающих вручение уведомлений собственникам, листа регистрации участников собрания, реестра собственников помещений по состоянию на дату проведения общего собрания собственников; оформление решений не в соответствии с требованиями ЖК РФ, заполнение решений без указания дат принятия решений по вопросам повестки дня голосования и недопустимость их учета при подсчете голосов; составление протокола заочного голосования до завершения приема решений собственников помещений и др.) и наличием в связи с этим предусмотренных пунктом 3.3.3 названного выше Регламента оснований для отказа в приеме документов.
Так, отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления) регулируются Федеральным законом от дата N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Под государственной услугой, как указано в статье 2 этого Закона, понимается услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), а именно деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
При этом административный регламент - это нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (адрес Закона от дата N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг").
В силу адрес Закона от дата N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на:
1) получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги;
2) получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме;
3) получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя;
4) досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб в процессе получения государственных и (или) муниципальных услуг;
5) получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре в соответствии с соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими государственные услуги, и соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими муниципальные услуги (далее - соглашения о взаимодействии), с момента вступления в силу соответствующего соглашения о взаимодействии.
Согласно п. 7 ст. 14 того же Закона требования к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривают, в частности, исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги.
Пунктом 4 ст. 11.1 названного Закона установлено, что заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в случаях отказа в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги, у заявителя.
Документы, необходимые для предоставления государственной услуги, в случае отсутствия соответствующих сведений в Базовом регистре информации или доступа к этим сведениям, определены в пунктах 2.10 и 2.13 Административного регламента по предоставлению государственной услуги "Согласование переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах и оформление приемочной комиссией акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещений в многоквартирных домах и жилых домах, в адрес (утв. постановлением Правительства Москвы от дата N 508-ПП) (далее - Административный регламент), а также пункте 3.1. Регламента подготовки по принципу "одного окна" уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение, утвержденным постановлением Правительства Москвы от дата N 382-ПП (далее - Регламент), действовавшим до дата.
К ним относится подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения.
При этом, при планировании производства работ, проведение которых связано с передачей в пользование части общего имущества, согласно пункту 5 Требований к составу проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме и жилом доме, утвержденных Приложением 3 к постановлению Правительства Москвы от дата N 508-ПП, заявитель дополнительно должен представить в том числе копию (при предъявлении подлинника) решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о передаче в пользование части общего имущества, используемого при переустройстве и (или) перепланировке, по форме, установленной Мосжилинспекцией (в рассматриваемых правоотношениях - распоряжением Государственной жилищной инспекции адрес от дата N 12).
Представление такого рода документов обусловлено положениями Жилищного кодекса РФ (статьями 22, 36, 40), статьей 209 ГК РФ, которые указывают на недопустимость нарушения прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе и в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; закон требует получения лицом, намеревающимся осуществить перевод принадлежащего ему жилого помещения в нежилое, от каждого сособственника помещений в многоквартирном доме согласие на это и в том числе согласие на оборудование отдельного входа в многоквартирный дом в переводимое помещение, которое он намерен использовать под нежилые цели; такое согласие должно подтверждаться документом установленной формы.
Основаниями для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются непредставление заявителем заявления и (или) необходимых для предоставления государственной услуги документов, предусмотренных пунктами 2.10, 2.13 (1) настоящего регламента (пункт 2.21.1 Административного регламента, пункт 3.3.2 Регламента); предоставление заявителем неправильно оформленного заявления и (или) документов, а также представление документов, срок действия которых на дату их представления истек (пункт 2.21.2 Административного регламента, пункт 3.3.3 Регламента).
Таким образом, анализ действующего законодательства свидетельствует о том, что отсутствие указанных документов влечет отказ в приеме документов.
Как следует из представленного истцом в материалы дела изготовленного наименование организации проекта, в спорном жилом помещении, принадлежащем фио, при его использовании в качестве нежилого под офис планируется изменение фасада здания, обустройство отдельного входа с улицы с лестницей, для чего предусматривается устройство дверного проема на месте существующего оконного проема посредством разбора подоконной части, устройство входных групп и дверного блока, устройство витрин на металлокаркасе.
Осуществление предусмотренных проектом работ предполагает уменьшение части общего имущества многоквартирного дома по причине передачи истцу в пользование наружной стены дома и придомовой территории, то есть части общего имущества многоквартирного дома, что не оспаривалось фио, и именно поэтому требовало от последнего предоставления в Департамент городского имущества адрес всех соответствующих документов по установленной форме в целях проверки соблюдения требований жилищного законодательства, прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме.
Такие документы фио при обращении в Департамент городского имущества адрес не представлены; отсутствовали уведомления о проведении общего собрания собственников в очной и заочной формах, документы, подтверждающие вручение уведомлений собственникам, листы регистрации участников собрания, реестры собственников помещений по состоянию на дату проведения общего собрания собственников; решения были оформлены не в соответствии с требованиями ЖК РФ, а также были заполнены без указания дат принятия решений по вопросам повестки дня голосования, что указывает на невозможность их использования при подсчете голосов; были представлены протокол N 25 общего собрания собственником помещений многоквартирного дома от дата в форме заочного голосования, протокол несостоявшегося общего собрания собственников в очной форме N 24 от дата, бюллетени голосования собственников и нанимателей помещений, что не соответствует действующему законодательству, не предполагающему право нанимателей принимать решение относительного общего имущества собственников многоквартирного дома; протокол заочного голосования составлен до завершения приема решений собственников помещений.
Отсутствие к проекту переустройства необходимых документов общего собрания свидетельствует о неправильном оформлении заявителем документов, в то время как без этого рассмотрение спорного вопроса по существу невозможно, а потому суд первой инстанции сделал ошибочный вывод о правильности оформления фио поданного им в Департамент городского имущества адрес комплекта документов и предоставлении заявителем всех необходимых и предусмотренных законом документов. Этот вывод не соответствует обстоятельствам дела, основан на неправильно установленных обстоятельствах дела и сделан при неправильном применении норм материального права; административному истцу обоснованно было отказано в приеме документов, это соответствует пункту 3.3.3 Регламента.
В связи с изложенным решение районного суда подлежит отмене с принятием в соответствии с правилами статьи 309 КАС РФ нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований, поскольку применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ судебная коллегия приходит к выводу о том, что административным ответчиком доказано, что обжалуемое решение принято в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для его принятия имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим рассматриваемые отношения; напротив, фио не доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов Департаментом городского имущества адрес.
При этом, судебная коллегия отмечает, что фио не лишен возможности повторного обращения в указанный орган государственной власти по тому же вопросу после устранения недостатков.
Также на основании статьи 111 КАС РФ судебная коллегия отменяет решение суда в той его части, которым судом был разрешен вопрос о судебных расходах и с административного ответчика в пользу истца взысканы сумма в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины; в удовлетворении требований отказано, а потому судебные расходы административного истца по уплате государственной пошлины при подаче в суд настоящего заявления, а также оплате услуг представителя возмещению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 177, телефон КАС РФ, судебная коллегия
решение Пресненского районного суда адрес от дата отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска фио к Департаменту городского имущества адрес о признании решения незаконным, возложении обязанности рассмотреть заявление отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 16.08.2016 ПО ДЕЛУ N 33А-16487/2016
Требование: О признании незаконным отказа в приеме документов на предоставление государственной услуги по подготовке и выдаче уведомления о переводе жилого помещения в нежилое, возложении обязанности рассмотреть заявление.Разделы:
Переустройство и перепланировка жилого помещения; Жилищное право
Обстоятельства: Истец указал на то, что обратился к ответчику с заявлением о предоставлении государственной услуги по подготовке и выдаче уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого помещения, находящегося в его собственности, в нежилое в целях использования в качестве офиса, однако уведомлением ему было отказано в приеме документов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу N 33а-16487
судья: ФИО
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио,
судей фио, фио,
при секретаре фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе представителя Департамента городского имущества адрес по доверенности фио
на решение Пресненского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
Административное исковое заявление фио удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента городского имущества адрес от дата N 99999-1100-514/15 об отказе в приеме документов.
Возложить обязанность на Департамент городского имущества адрес рассмотреть заявление фио по вопросу предоставления государственной услуги по подготовке и выдаче уведомления о переводе жилого помещения в нежилое помещение общей площадью 68,7 кв. м, расположенного по адресу: Москва, адрес.
Взыскать с Департамента городского имущества адрес в пользу фио сумма в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины,
установила:
фио М.А. обратился в суд с административным иском к Департаменту городского имущества адрес о признании незаконным отказа в приеме документов от дата N 99999-1100-514/15 по предоставлению государственной услуги по подготовке и выдаче уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения, возложении обязанности рассмотреть заявление по вопросу предоставления государственной услуги по подготовке и выдаче уведомления о переводе жилого помещения в нежилое помещение общей площадью 68,7 кв. м, расположенного по адресу: Москва, адрес.
В обоснование заявленных требований фио указал на то, что является собственником жилого помещения - квартиры, расположенной по указанному выше адресу; дата обратился в службу "Одного окна" Департамента городского имущества адрес с заявлением о предоставлении государственной услуги по подготовке и выдаче уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения, находящегося в его собственности из жилого в нежилое помещение в целях использования в качестве офиса. Уведомлением Департамента городского имущества адрес от дата за N 99999-1100-514/15 административному истцу было отказано в приеме документов. фио М.А. полагал такой отказ незаконным, поскольку представил все необходимые документы.
фио М.А. в судебное заседание районного суда не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен, на личном участии не настаивал, направил в суд своего представителя, который заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель Департамента городского имущества адрес в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного ответчика Департамента городского имущества адрес по доверенности фио.
В заседании судебной коллегии представитель Департамента городского имущества адрес по доверенности фио доводы апелляционной жалобы поддержала.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного ответчика, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие административного истца фио, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не явившегося в заседание суда апелляционной инстанции и не сообщившего об уважительных причинах своей неявки, не направившего в суд своего представителя, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных частью 2 статьи 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Так, установлено и подтверждается материалами дела, что фио как собственник жилого помещения по адресу, указанному в решении суда, дата обратился в службу "Одного окна" Департамента городского имущества адрес с заявлением о предоставлении государственной услуги по подготовке и выдаче уведомления о переводе (отказе в переводе) принадлежащего ему жилого помещения в нежилое для использования в качестве офиса.
дата Департамент городского имущества адрес отказал в приеме документов из-за отсутствия документов по форме, установленной распоряжением Государственной жилищной инспекции адрес от дата N 12, а именно: уведомления о проведении общего собрания собственников в очной и заочной формах, документов, подтверждающих вручение уведомлений собственникам, листа регистрации участников собрания, реестра собственников помещений по состоянию на дату проведения общего собрания собственников. Решения оформлены не в соответствии с требованиями ЖК РФ, что не соответствует требованиям действующего законодательства. Кроме того, часть решений заполнена без указания дат принятия решений по вопросам повестки дня голосования, в связи с чем указанные решения не могли быть учтены при подсчете голосов.
Разрешая спор и удовлетворяя требования фио, суд сослался на положения ст. ст. 22, 23 ЖК РФ, пункты 3.3.3 и 3.3.2 Регламента подготовки по принципу "одного окна" уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение, утвержденного постановлением Правительства Москвы от дата N 382-ПП, и признал, что заявителем были представлены все необходимые документы для перевода жилого помещения в нежилые и указанные в уведомлении обстоятельства не могли являться основанием для отказа в предоставлении государственной услуги по подготовке и выдаче уведомления о переводе (отказе в переводе) вышеуказанного жилого помещения в нежилое, из них неясно, какие именно документы, представленные фио, были неправильно оформлены или утратили силу, в связи с чем пришел к выводу о незаконности решения Департамента городского имущества адрес об отказе в приеме документов по подготовке и выдаче уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого помещения в нежилое.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку суд не установил фактические обстоятельства и безосновательно отверг доводы представителя административного ответчика, сославшегося на неправильное оформление административным истцом проекта переустройства и (или) перепланировки административного истца, в приложении к которому отсутствовали необходимые документы общего собрания, (уведомления о проведении общего собрания собственников в очной и заочной формах, документов, подтверждающих вручение уведомлений собственникам, листа регистрации участников собрания, реестра собственников помещений по состоянию на дату проведения общего собрания собственников; оформление решений не в соответствии с требованиями ЖК РФ, заполнение решений без указания дат принятия решений по вопросам повестки дня голосования и недопустимость их учета при подсчете голосов; составление протокола заочного голосования до завершения приема решений собственников помещений и др.) и наличием в связи с этим предусмотренных пунктом 3.3.3 названного выше Регламента оснований для отказа в приеме документов.
Так, отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления) регулируются Федеральным законом от дата N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Под государственной услугой, как указано в статье 2 этого Закона, понимается услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), а именно деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
При этом административный регламент - это нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (адрес Закона от дата N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг").
В силу адрес Закона от дата N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на:
1) получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги;
2) получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме;
3) получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя;
4) досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб в процессе получения государственных и (или) муниципальных услуг;
5) получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре в соответствии с соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими государственные услуги, и соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими муниципальные услуги (далее - соглашения о взаимодействии), с момента вступления в силу соответствующего соглашения о взаимодействии.
Согласно п. 7 ст. 14 того же Закона требования к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривают, в частности, исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги.
Пунктом 4 ст. 11.1 названного Закона установлено, что заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в случаях отказа в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги, у заявителя.
Документы, необходимые для предоставления государственной услуги, в случае отсутствия соответствующих сведений в Базовом регистре информации или доступа к этим сведениям, определены в пунктах 2.10 и 2.13 Административного регламента по предоставлению государственной услуги "Согласование переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах и оформление приемочной комиссией акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещений в многоквартирных домах и жилых домах, в адрес (утв. постановлением Правительства Москвы от дата N 508-ПП) (далее - Административный регламент), а также пункте 3.1. Регламента подготовки по принципу "одного окна" уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение, утвержденным постановлением Правительства Москвы от дата N 382-ПП (далее - Регламент), действовавшим до дата.
К ним относится подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения.
При этом, при планировании производства работ, проведение которых связано с передачей в пользование части общего имущества, согласно пункту 5 Требований к составу проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме и жилом доме, утвержденных Приложением 3 к постановлению Правительства Москвы от дата N 508-ПП, заявитель дополнительно должен представить в том числе копию (при предъявлении подлинника) решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о передаче в пользование части общего имущества, используемого при переустройстве и (или) перепланировке, по форме, установленной Мосжилинспекцией (в рассматриваемых правоотношениях - распоряжением Государственной жилищной инспекции адрес от дата N 12).
Представление такого рода документов обусловлено положениями Жилищного кодекса РФ (статьями 22, 36, 40), статьей 209 ГК РФ, которые указывают на недопустимость нарушения прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе и в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; закон требует получения лицом, намеревающимся осуществить перевод принадлежащего ему жилого помещения в нежилое, от каждого сособственника помещений в многоквартирном доме согласие на это и в том числе согласие на оборудование отдельного входа в многоквартирный дом в переводимое помещение, которое он намерен использовать под нежилые цели; такое согласие должно подтверждаться документом установленной формы.
Основаниями для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются непредставление заявителем заявления и (или) необходимых для предоставления государственной услуги документов, предусмотренных пунктами 2.10, 2.13 (1) настоящего регламента (пункт 2.21.1 Административного регламента, пункт 3.3.2 Регламента); предоставление заявителем неправильно оформленного заявления и (или) документов, а также представление документов, срок действия которых на дату их представления истек (пункт 2.21.2 Административного регламента, пункт 3.3.3 Регламента).
Таким образом, анализ действующего законодательства свидетельствует о том, что отсутствие указанных документов влечет отказ в приеме документов.
Как следует из представленного истцом в материалы дела изготовленного наименование организации проекта, в спорном жилом помещении, принадлежащем фио, при его использовании в качестве нежилого под офис планируется изменение фасада здания, обустройство отдельного входа с улицы с лестницей, для чего предусматривается устройство дверного проема на месте существующего оконного проема посредством разбора подоконной части, устройство входных групп и дверного блока, устройство витрин на металлокаркасе.
Осуществление предусмотренных проектом работ предполагает уменьшение части общего имущества многоквартирного дома по причине передачи истцу в пользование наружной стены дома и придомовой территории, то есть части общего имущества многоквартирного дома, что не оспаривалось фио, и именно поэтому требовало от последнего предоставления в Департамент городского имущества адрес всех соответствующих документов по установленной форме в целях проверки соблюдения требований жилищного законодательства, прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме.
Такие документы фио при обращении в Департамент городского имущества адрес не представлены; отсутствовали уведомления о проведении общего собрания собственников в очной и заочной формах, документы, подтверждающие вручение уведомлений собственникам, листы регистрации участников собрания, реестры собственников помещений по состоянию на дату проведения общего собрания собственников; решения были оформлены не в соответствии с требованиями ЖК РФ, а также были заполнены без указания дат принятия решений по вопросам повестки дня голосования, что указывает на невозможность их использования при подсчете голосов; были представлены протокол N 25 общего собрания собственником помещений многоквартирного дома от дата в форме заочного голосования, протокол несостоявшегося общего собрания собственников в очной форме N 24 от дата, бюллетени голосования собственников и нанимателей помещений, что не соответствует действующему законодательству, не предполагающему право нанимателей принимать решение относительного общего имущества собственников многоквартирного дома; протокол заочного голосования составлен до завершения приема решений собственников помещений.
Отсутствие к проекту переустройства необходимых документов общего собрания свидетельствует о неправильном оформлении заявителем документов, в то время как без этого рассмотрение спорного вопроса по существу невозможно, а потому суд первой инстанции сделал ошибочный вывод о правильности оформления фио поданного им в Департамент городского имущества адрес комплекта документов и предоставлении заявителем всех необходимых и предусмотренных законом документов. Этот вывод не соответствует обстоятельствам дела, основан на неправильно установленных обстоятельствах дела и сделан при неправильном применении норм материального права; административному истцу обоснованно было отказано в приеме документов, это соответствует пункту 3.3.3 Регламента.
В связи с изложенным решение районного суда подлежит отмене с принятием в соответствии с правилами статьи 309 КАС РФ нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований, поскольку применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ судебная коллегия приходит к выводу о том, что административным ответчиком доказано, что обжалуемое решение принято в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для его принятия имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим рассматриваемые отношения; напротив, фио не доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов Департаментом городского имущества адрес.
При этом, судебная коллегия отмечает, что фио не лишен возможности повторного обращения в указанный орган государственной власти по тому же вопросу после устранения недостатков.
Также на основании статьи 111 КАС РФ судебная коллегия отменяет решение суда в той его части, которым судом был разрешен вопрос о судебных расходах и с административного ответчика в пользу истца взысканы сумма в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины; в удовлетворении требований отказано, а потому судебные расходы административного истца по уплате государственной пошлины при подаче в суд настоящего заявления, а также оплате услуг представителя возмещению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 177, телефон КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Пресненского районного суда адрес от дата отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска фио к Департаменту городского имущества адрес о признании решения незаконным, возложении обязанности рассмотреть заявление отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)