Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.08.2017 N 19АП-3747/17 ПО ДЕЛУ N А35-12566/2016

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 августа 2017 г. по делу N А35-12566/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 августа 2017 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Алферовой Е.Е.,
судей: Яковлева А.С.,
Письменного С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шелайкиной Е.Е.,
при участии:
- от муниципального образования город Курск в лице комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Курска: Петрушина Н.В. - представитель по доверенности N 5 от 25.01.2017;
- от Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области": Минакова О.В. - представитель по доверенности N 5 от 11.01.2017;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования город Курск в лице комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Курска (ОГРН 1024600967115, ИНН 4629050300) на решение Арбитражного суда Курской области от 17.04.2017 по делу N А35-12566/2016 (судья Беседина А.Ю.) по иску Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" (ОГРН 11346000001029, ИНН 4632132778) к муниципальному образованию город Курск в лице комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Курска о взыскании задолженности,

установил:

Фонд "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" (далее - истец) обратился в арбитражный суд с иском к муниципальному образованию "город Курск" в лице Комитета ЖКХ г. Курска и муниципальному образованию "город Курск" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска. о взыскании задолженности по оплате минимального взноса на капитальный ремонт в размере 47 169 955 руб. 95 коп., пени в размере 2 265 065 руб. 85 коп., а также с муниципального образования "город Курск" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска задолженность по оплате минимального взноса на капитальный ремонт в размере 4 699 316 руб. 71 коп., пени в размере 215 164 руб. 65 коп. расходов по оплате государственной пошлины.
Определением от 23.12.2016 в отдельное производство выделены требования, заявленные истцом к Комитету жилищно-коммунального хозяйства г. Курска (далее - ответчик) о взыскании суммы задолженности по оплате минимального взноса на капитальный ремонт в размере 47 169 955 руб. 95 коп., пени в размере 2 265 065 руб. 85 коп., с присвоением делу номера А35-12566/2016.
В порядке ст. 49 АПК РФ истец уточнил заявленные требования просил взыскать с ответчика задолженность по оплате минимального взноса на капитальный ремонт в размере 32 635 688 руб. 34 коп. за период сентябрь 2014 года - декабрь 2015 года, пени в размере 1 871 605 руб. 83 коп. за период с 11.10.2014 по 31.12.2015.
Решением Арбитражного суда Курской области от 17.04.2017 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своего несогласия с обжалуемым судебным актом заявитель ссылается на несоответствие перечня имущества, представленного истцом, перечню имущества, находящегося в казне муниципальной собственности.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции 20.07.2017 от муниципального образования город Курск в лице комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Курска поступило дополнение к апелляционной жалобе.
Для ознакомления истца с поступившим дополнением, суд объявил в судебном заседании перерыв до 27.07.2017.
В продолженном судебном заседании, судом оглашено, что от Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" поступил отзыв на дополнение к апелляционной жалобе, которое суд приобщил к материалам дела.
От муниципального образования город Курск в лице комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Курска поступило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов: копий обращений граждан, поступивших в комитет ЖКХ г. Курска после вынесения решения Арбитражным судом Курской области, т.е. в период с 01.06.2017 по 10.07.2017: копия обращения Синякиной Л.В. на 3 листах; копия обращения Черкашиной Е.Ю. на 4 листах; копия обращения Переверзева А.М. на 3 листах; копия обращения Соболевой Т.С. на 3 листах; копия обращения Поваляевой О.Н. на 3 листах; копия обращения Козьменкова Н.Н. на 3 листах; копия обращения Бадаева В.Н. на 3 листах.
Руководствуясь ст. ст. 159, 184, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд отказал в удовлетворении заявленного ходатайства о приобщении к материалам дела дополнительных документов ввиду отсутствия правовых оснований.
Представитель муниципального образования город Курск в лице комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Курска поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель от Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с частью 7 статьи 170 Жилищного кодекса РФ и со статьей 17 Закона Курской области от 22.08.2013 N 63-ЗКО "О вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курской области" на территории Курской области создан Фонд "Региональный оператор Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области".
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними, муниципальное образование "город Курск" является собственником жилых помещений, находящихся в казне муниципального образования "город Курск" Письмом от 26.09.2014 N 5394/02.1.01-01 Комитет жилищно-коммунального хозяйства города Курска направил в адрес Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" перечень муниципального жилого фонда, находящегося в казне муниципального образования "город Курск".
Поскольку ответчик обязательства по уплате взносов на капитальный ремонт в период с сентябрь 2014 года - декабрь 2015 года в полном объеме не исполнил, у него образовалась задолженность в размере 32 635 688 руб. 34 коп.
Уведомлением от 21.10.2015 N 2818 истец обратился к ответчику с требованием погасить задолженность.
Ссылаясь на то, что до настоящего времени муниципальным образованием "город Курск" в лице Комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Курска задолженность не оплачена, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований (статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статьям 309 - 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Из статьи 314 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, взнос на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере (часть 8.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Региональная программа утверждена Постановлением Администрации Курской области от 27.12.2013 N 1038-па "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курской области". В региональную программу включаются все многоквартирные дома, расположенные на территории субъекта Российской Федерации за исключением домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу.
Согласно части 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации и части 6 статьи 10 Закона Курской области от 22.08.2013 N 63-ЗКО "О вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курской области", обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот дом.
Согласно части 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора.
В соответствии с частью 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано, собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев по опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Таким образом, с учетом положений части 6 статьи 10 Закона Курской области от 22 августа 2014 года N 63-ЗКО "О вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курской области" взносы на капитальный ремонт должны уплачиваться собственниками с сентября 2014 года.
В силу закона с 01 сентября 2014 года у ответчика как собственника помещений в многоквартирных домах возникла обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.
Согласно части 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственники помещений многоквартирного дома в установленный законом срок не определились со способом формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, то органом местного самоуправления, должно быть принято решение о формировании на счете регионального оператора.
Поскольку собственники помещений, указанные в реестре помещений собственника не приняли решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта в установленный законом срок, органами местного самоуправления муниципальных образований приняты решения о формировании фонда капитального ремонта для данных многоквартирных домов на счете регионального оператора.
В соответствии с частью 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта.
Как следует из положений статьи 171 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления МКД либо решением общего собрания членов ТСЖ, ЖК или иного специализированного потребительского кооператива (часть 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
С 01.09.2014 начисление платы за капитальный ремонт производится региональным оператором с формированием специального платежного документа (извещения на оплату взноса на капитальный ремонт), который направляется собственнику помещения в многоквартирном жилом доме.
В силу положений части 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Согласно статье 181 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также собственники помещений в многоквартирном доме, не принявшие решения о способе формирования фонда капитального ремонта, в случае, предусмотренном частью 7 статьи 170 Жилищного кодекса РФ, ежемесячно вносят в установленные в соответствии со статьей 171 Жилищного кодекса РФ сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
Постановлением Администрации Курской области от 30 декабря 2013 года N 1053-па "Об установлении на территории Курской области минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме" утвержден минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Курской области в 2014 году в размере, равном областным - стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц по городским округам, городским и сельским поселениям Курской области, установленным на 2014 год постановлением Администрации Курской области от 15 октября 2014 года N 655-па "Об областных стандартах стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2014-2016 годы", приложение N 4, в размере 6,20 руб. /кв. м.
На 2015 год, согласно Постановлению Администрации Курской области от 14 января 2015 года N 7-па, минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Курской области, отражающий планируемое сближение значений минимального размера взноса и необходимого размера взноса на капитальный ремонт, установлен в размере 6,50 рублей на один квадратный метр общей площади помещений в месяц.
Ответчик обязательства по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.09.2014 по 31.12.2015 не исполнил, задолженность составила 32 635 688 руб. 34 коп. и подтверждена материалами дела.
Доказательств оплаты задолженности ответчик суду не представил, исковые требования не оспорил.
Доводы ответчика о несоответствии перечня имущества, представленного истцом, перечню имущества, находящегося в казне муниципальной собственности, правомерно отклонены судом области, поскольку ответчик не представил суду доказательств выбытия имущества из муниципальной собственности, а также не представил доказательств несоответствия перечня имущества, направленного в адрес истца первоначально, имуществу, находящемуся в казне муниципального образования "город Курск" в спорный период. Представленные сведения об имуществе, находящемся в муниципальной собственности в 2016 году не могут быть приняты, так как этот период не входит в исковые требования.
В силу пункта 3.1 части 3 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Согласно части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
С учетом изложенного, требования истца о взыскании с ответчика задолженности в размере 32 635 688 руб. 34 коп. правомерно удовлетворены в полном объеме.
В силу части 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Частью 14.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
Учитывая ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома в установленный срок, требование истца о взыскании с ответчика неустойки является правомерным и обоснованным.
Представленный истцом расчет неустойки судом проверен, ответчиком не оспорен, контррасчет - не представлен.
Оснований для снижения неустойки в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации из материалов дела не усматривается.
Таким образом, требования истца обоснованно удовлетворены судом первой инстанции в полном объеме.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела были полно установлены фактические обстоятельства дела, всесторонне исследованы доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, им дана надлежащая правовая оценка и принято решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
В силу положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 16, ст. ст. 102 - 112, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Курской области от 17.04.2017 по делу N А35-12566/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования город Курск в лице комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Курска (ОГРН 1024600967115, ИНН 4629050300) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Е.Е.АЛФЕРОВА

Судьи
А.С.ЯКОВЛЕВ
С.И.ПИСЬМЕННЫЙ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)