Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 04.12.2017 ПО ДЕЛУ N 33-14812/2017

Требование: О признании незаконным решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки.

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец является ребенком-инвалидом, в связи с чем имеет право на получение компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, а также компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, однако ответчиком принято решение о приостановлении мер социальной поддержки; полагает, что оспариваемое решение в части прекращения предоставления мер поддержки является незаконным.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 декабря 2017 г. по делу N 33-14812/2017


Судья Бурханова Ю.О.
А-2.090г

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Платова А.С.,
судей Емельянова В.А., Киселевой А.А.,
с участием прокурора Гайдук О.В.
при секретаре К.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Емельянова В.А.
дело по иску прокурора г. Норильска, действующего в интересах ребенка-инвалида ЛК и его законного представителя Г., к Управлению социальной политики администрации города Норильска о признании незаконным решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки,
по апелляционной жалобе начальника Управления социальной политики администрации г. Норильска Б.
на решение Норильского городского суда Красноярского края от 07 сентября 2017 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора города Норильска в защиту прав и интересов ребенка - инвалида ЛК и его законного представителя Г. удовлетворить.
Решение Управления социальной политики Администрации г. Норильска о прекращении с 1 июля 2016 года предоставления ребенку - инвалиду ЛК и членам его семьи Г., КА мер социальной поддержки, предусмотренных абз. 13 и 14 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", оформленное в виде протоколов закрытия от 28 июля 2016 года субсидий отдельным категориям граждан и протоколов закрытия от 28 июля 2016 года субсидий на электроэнергию отдельным категориям граждан, признать незаконным".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
установила:

Прокурор г. Норильска, действуя в интересах ребенка-инвалида ЛК и его законного представителя Г., обратился в суд с иском к Управлению социальной политики администрации г. Норильска о признании незаконным решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки.
Требования мотивированы тем, что в ходе прокурорской проверки, проведенной на основании заявления Г., установлено, что ЛК, <дата> года рождения, является ребенком-инвалидом с 01 августа 2015 года, в связи с чем имеет право на получение компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, а также компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 50%. На основании заявления Г. ответчиком принято решение о назначении семье с 01 августа 2015 года меры социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50% на оплату отопления, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроэнергии, на оплату жилищной услуги. 17 июня 2016 года Управлением принято решение о приостановлении с 01 июня 2016 года мер социальной поддержки в связи с наличием задолженности по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома и иных жилищных услуг за два и более месяца. 28 июля 2016 года Управлением принято решение о прекращении с 1 июля 2016 года предоставления мер социальной поддержки в связи с непредставлением получателем документов, подтверждающих отсутствие задолженности по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома либо соглашения о реструктуризации суммы задолженности. Полагает, что принятое Управлением решение в части прекращения предоставления мер социальной поддержки является незаконным, противоречащим положениям п. 4 ст. 21 Закона Красноярского края "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" N 13-2804.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе начальник Управления социальной политики администрации г. Норильска просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств по делу и нарушение норм материального и процессуального права, указывает, что уважительные причины, объективно препятствующие материальному истцу вносить платежи в предусмотренном законом размере, отсутствуют, в связи с чем решение о прекращении мер предоставления социальной поддержки является правомерным.
Принимая во внимание надлежащее и своевременное извещение лиц, участвующих в деле о времени и месте судебного заседания в суде апелляционной инстанции и отсутствие сведений о причинах неявки, судебная коллегия в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Законом Красноярского края "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" от 17 декабря 2004 года N 13-2804 определены категории граждан, которым предоставляются субсидии - средства, предоставляемые в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг, а также условия предоставления субсидий, их приостановления и прекращения. При этом из положений статьи 7 Закона следует, что к лицам, получающим меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в виде субсидий, отнесены и лица, перечисленные в ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ.
Согласно п. 4 ст. 20.1 Закона края от 17 декабря 2004 года N 13-2804 (в редакции от 04 февраля 2016 года N 10-4209) предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ.
Таким образом, к указанной категории граждан, к числу которых отнесен несовершеннолетний материальный истец ЛК, являющийся ребенком-инвалидом, не применяются положения Закона края о прекращения предоставления мер социальной поддержки при наличии задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
При этом положения п. 2 ст. 20.1. Закона края предусматривают по сути аналогичные условия приостановления предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки - наличие у получателя задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг за два и более месяца либо невыполнение условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности, но не более чем на один месяц.
Действие данной нормы не ограничено по кругу лиц.
Вместе с тем, ч. 13 и ч. 14 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ) предусматривают предоставление инвалидам компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
- платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
- платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
- платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
- а также компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг (ч. 15 ст. 17).
Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ дополнен ст. 28.2, в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Нормы, определяющие условия предоставления льготы, изменения не претерпели.
Как следует из материалов дела, ЛК, <дата> года рождения, является ребенком-инвалидом, инвалидность установлена на срок до 10 июля 2023 года.
Матери несовершеннолетнего ЛК - Г. на праве собственности принадлежит жилое помещение по адресу: <адрес> <адрес>. В квартире по данному адресу фактически проживают и состоят на регистрационном учете собственник помещения Г. и члены ее семьи: сын ЛК, супруг КА, несовершеннолетняя дочь АК
На основании протоколов назначения субсидии отдельным категориям граждан от 27 октября 2015 года и протоколов назначения субсидии на электроэнергию отдельным категориям граждан от 27 октября 2015 года в период с 01 августа 2015 года по 31 июля 2016 года ЛК как ребенку - инвалиду, а также членам его семьи ЕС, КА, АК предоставлены меры социальной поддержки на оплату коммунальных услуг, предоставляемых в жилом помещении по вышеуказанному адресу, в размере 50%.
По состоянию на 30 апреля 2016 года у семьи материального истца имелась непогашенная задолженность по оплате взноса за капитальный ремонт в размере 8 016 рублей 0,2 копеек.
В связи с наличием указанной задолженности на основании протоколов от 17 июня 2016 года ребенку - инвалиду ЛК и членам его семьи с 01 июня 2016 года приостановлено предоставление мер социальной поддержки, о чем в адрес ЕС 21 июня 2016 года ответчиком направлено письменное уведомление N 240-8060 с предложением погасить образовавшуюся задолженность либо заключить соглашение о реструктуризации долга и представить в Управление соответствующие документы в течение одного месяца.
На основании протоколов закрытия от 28 июля 2016 года предоставление мер социальной поддержки ребенку - инвалиду ЛК и членам его семьи с 01 июля 2016 года прекращено в связи имеющейся задолженностью по оплате ЖКУ (взносов на капитальный ремонт), о чем 29 июля 2016 года в адрес Г. направлено соответствующее уведомление N 240-9889.
Удовлетворяя требования прокурора о признании незаконными действий Управления социальной политики администрации г. Норильска по прекращению предоставления мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг, суд первой инстанции обоснованно исходил из отсутствия правовых оснований для принятия ответчиком соответствующего решения в отношении несовершеннолетнего материального истца, являющегося инвалидом.
Выводы суда соответствуют вышеприведенным положениям Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года и п. 4 ст. 20.1 Закона края от 17 декабря 2004 года N 13-2804, подтверждаются исследованными по делу доказательствами, надлежащая оценка которым дана в решении суда.
Поскольку наличие инвалидности ЛК и предоставление ответчиком членам его семьи на данном основании мер социальной поддержки подтверждено материалами дела, суд пришел к правильному выводу о том, что наличие задолженности собственника квартиры, где проживает материальный истец, по оплате ЖКУ (взносов в региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов) на территории Красноярского края не может служить основанием для прекращения предоставления мер социальной поддержки.
Судебная коллегия не может принять во внимание доводы апелляционной жалобы со ссылкой на обоснованность приостановления предоставления мер социальной защиты имеющим задолженность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг за два и более месяца инвалидам, а также последующее прекращение предоставления указанных мер, поскольку принятие таких решений ответчиком не соответствует положениям п. 2 ст. 20.1, п. п. "в" п. 9 ст. 23 Закона края от 17 декабря 2004 года N 13-2804, которые не оспорены и являются действующими.
Определением Верховного Суда РФ от 03 июня 2015 года признан недействующим п. 1 ст. 13 в части слов "документов, содержащих сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за месяц, предшествующий месяцу подачи заявления о предоставлении субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту постоянного жительства (пребывания), и копии соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (в случае, если у гражданина имеется задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг)" и п. 4 ст. 20.1 Закона Красноярского края "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" от 17 декабря 2004 года N 13-2804 в той мере, в которой распространено их действие на инвалидов.
Соответствующие изменения в Закон края от 17 декабря 2004 года N 13-2804 внесены Законом Красноярского края от 04 февраля 2016 года N 10-4209.
Несмотря на то, что п. 2 ст. 20.1 и п. п. "в" п. 9 ст. 23 вышеуказанного Закона края не являлись предметом самостоятельного обжалования в судебном порядке, из правовой позиции, приведенной в Определении Верховного Суда РФ от 03 июня 2015 года следует, что положения, содержащиеся в данных нормах, не подлежат распространению на инвалидов, поскольку Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ не предусмотрено лишение инвалида права на меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг при наличии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а предоставление мер социальной поддержки такой категории граждан как инвалиды является публично-правовой обязанностью органов государственной власти, заключающейся в установлении такого порядка их реализации, который обеспечивал бы социально незащищенным гражданам получение законных льгот в полном объеме.
Вопреки доводам апелляционной жалобы предоставление такой меры социальной поддержки как компенсация уже понесенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов необоснованного расхода бюджетных средств не повлечет.
Доводы апелляционной жалобы о возможности предоставления компенсации указанных расходов исключительно при отсутствии у материального истца задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не свидетельствуют о наличии у ответчика права на прекращение предоставления мер социальной поддержки инвалидам, поскольку данное обстоятельство противоречит требованиям Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ.
Содержащаяся в апелляционной жалобе ссылка на положения п. п. "в" п. 9 ст. 23 Закона Красноярского края "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" от 17 декабря 2004 года N 13-2804, позволяющего органам местного самоуправления принимать решения о прекращении мер социальной поддержки указанных в настоящем Законе, основана на неправильном толковании как федерального так и регионального законодательства, поскольку данная норма не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ, о чем прямо указано и в п. 4 ст. 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года N 13-2804.
Процессуальных нарушений, влекущих вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Норильского городского суда Красноярского края от 07 сентября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу начальника Управления социальной политики администрации г. Норильска Б. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)