Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.06.2017 N 11АП-7372/2017 ПО ДЕЛУ N А55-26707/2016

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июня 2017 г. по делу N А55-26707/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 20 июня 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Романенко С.Ш.,
судей Балакиревой Е.М., Пышкиной Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Караман А.С.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 июня 2017 года в зале N 6 апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Киевская 15" на решение Арбитражного суда Самарской области от 17 апреля 2017 года, по делу N А55-26707/2016 (судья Рысаева С.Г.),
по иску Товарищества собственников жилья "Киевская 15" (ОГРН 1036300002298, ИНН 6311051129)
к Департаменту градостроительства г.о. Самара
участием в деле 1. Открытого акционерного общества "Предприятие тепловых сетей", 2. Общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы", 3. Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора
об обязании выполнить обязательства по обеспечению водоснабжением,

установил:

Товарищество собственников жилья "Киевская 15" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Департаменту градостроительства г.о. Самара об обязании выполнить свои обязательства по обеспечению водоснабжением ЦТП-23 для подачи ГВС.
Определением суда от 14.12.2016 к участию в деле привлечены открытое акционерное общество "Предприятие тепловых сетей", общество с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Определением суда от 16.02.2017 к участию в деле привлечен Департамент городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17 апреля 2017 года, по делу N А55-26707/2016 в иске отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, товарищество собственников жилья "Киевская 15" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой считает принятое решение незаконным и необоснованным, просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
При этом в жалобе заявитель указал, что решение принято по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значение для правильного рассмотрения дела, неполно исследованы доказательства, и, как следствие, выводы, сделанные судом, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд установил.
Как следует из материалов дела, Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара выступал заказчиком строительства многоквартирных домов в городе Самаре: N 15 по ул. Киевская, N 15А по ул. Киевская, N 15Б по ул. Киевская, N 90 по ул. Тухачевского.
Обосновывая заявленные требования, истец заявил, что согласно техническим условиям, выданным департаменту для присоединения домов к горячему водоснабжению, департамент должен был сдать в эксплуатацию центральный тепловой пункт (ЦТП), однако эта обязанность департаментом не была выполнена.
Как видно из представленных в дело документов, департамент заключал с физическими лицами договоры о долевом участии в финансировании 10-этажного жилого дома.
Между департаментом, как заказчиком, и ОАО "СУ-5 треста N 11", как подрядчиком, 16.08.2000 был заключен договор на строительство объекта "застройка жилых домов на углу улиц Киевской и Тухачевского в Железнодорожном районе г. Самары.
Многоквартирный жилой, расположенный по адресу ул. Тухачевского, 90, был сдан в эксплуатацию по акту государственной приемочной комиссии 03.12.2002 (том 1, л.д. 12-15).
Многоквартирный жилой, расположенный по адресу ул. Киевская, дом 15А, был сдан в эксплуатацию по акту государственной приемочной комиссии 03.12.2002 (том 1, л.д. 8-11).
Многоквартирный жилой, расположенный по адресу ул. Киевская, дом 15Б, был сдан в эксплуатацию по акту государственной приемочной комиссии 27.12.2002 (том 1, л.д.).
Многоквартирный жилой, расположенный по адресу ул. Киевская, дом 15, был сдан в эксплуатацию по акту государственной приемочной комиссии 28.12.2000 (том 1, л.д. 16-19).
Акты ввода объекта в эксплуатацию от 03.12.2002 и от 28.12.2002 от имени товарищества подписаны председателем ТСЖ Ганжи А.И.
Акт ввода объекта в эксплуатацию от 27.12.2002 от имени товарищества подписан председателем ТСЖ Суховым А.Г.
С момента ввода в эксплуатацию многоквартирных домов они находятся в ведении товарищества собственников жилья "Киевская 15". Товарищество собственников жилья является представителем интересов собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами, в соответствии с пунктом 8 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В процессе эксплуатации многоквартирных домов дома было установлено, что в связи с отсутствием подключения к центральному тепловому пункту водоснабжение многоквартирного жилого дома осуществляется с открытого водозабора, что ведет к нарушению температурного графика горячего водоснабжения и к существенной переплате жильцами за потребленные услуги ресурсоснабжающей организации.
Ответчик исковые требования истца не признает, указывая на то, что строительство и подключение спорных домов было осуществлено в полном объеме в соответствии с требованиями действующего законодательства, спорные дома подключены к тепловым сетям ОАО "Предприятие тепловых сетей", истцом не представлено доказательств наличии у Департамента обязательств перед истцом во вводу в эксплуатацию ЦТП, а также заявлено о пропуске срока исковой давности. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд.
Устанавливая фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, суд первой инстанции в силу норм статей 754, 723 Гражданского кодекса Российской Федерации обосновано отказал в иске исходя из следующего.
При этом суд первой инстанции верно указал, что из представленных в дело документов следует, что многоквартирные дома по адресам: г. Самара, ул. Тухачевского, 15, 15А, 15Б, 90, подключены к тепловым сетям ОАО "ПТС".
Взаимоотношения ОАО "ПТС" и ТСЖ "Киевская -15" обусловлены договором теплоснабжения и поставки горячей воды N 10202к от 30.10.14. в соответствии с которым теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию и мощность и теплоноситель, в том числе горячую воду на нужды горячего водоснабжения, а потребитель (истец) обязуется принимать и оплачивать поставляемые энергетические ресурсы, а также соблюдать предусмотренный договором режим их потребления.
Письмами Государственной жилищной инспекции Самарской области исх. N 16652-4, от 09.09.16 N 22431-ц, исх. N 24888-ц истцу сообщено о том, что ОАО "ПТС" привлекалось к административной ответственности за нарушение температурного режима горячего водоснабжения.
Температурный режим теплоносителя подаваемого ресурсоснабжающей организацией осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Приказом Минэнерго N 115 от 24.03.2003 об утверждении "Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок".
Согласно п. 9.5.8 указанных Правил при эксплуатации системы горячего водоснабжения должна поддерживаться температура теплоносителя не более 75С как при закрытой, так и при открытой схеме теплоснабжения.
Подключение системы горячего водоснабжения к центральным сетям теплоснабжения возможно только посредством специального оборудования, размещенного в тепловом пункте (регулятор температуры и давления, диафрагма, между местом отбора воды в систему горячего водоснабжения и местом подключения циркуляционного трубопровода и т.д.). Для обеспечения заданной температуры и давления в системе горячего водоснабжения, необходимо установить автоматические регуляторы давления и температуры воды. При этом также необходимо провести работы по наладке и регулировке внутридомовых систем специальной организацией и выполнить подключение вышеуказанных жилых домов в соответствии с проектным решением.
Суд первой инстанции верно указал, что исходя из указанных правовых норм, а также положений п. 16 ст. 1, п. 6 ст. 54, ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации ответственным за надлежащее проведение строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства является департамент, обязанный передать участнику долевого строительства объект долевого строительства, качество которого соответствует условиям договора, требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям.
Из письма Департамента градостроительства и архитектуры городского округа Самара от 10.11.15 исх. N 10309 следует, что в 2012 году Департаментом заключен долгосрочный муниципальный контракт N 92461 от 17.07.12 с ООО "Инвестстрой" на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Строительство инженерных сетей и сооружений к жилой застройке в 3 мкр. в границах улиц Киевской, Тухачевского, Дачной и пр. Карла Маркса в Железнодорожном районе. 27.04.15 муниципальный контракт с ООО "Инвестстрой" был расторгнут.
В отзыве на исковое заявление Департамент городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара указывает на то, что в рамках рассмотрения обращения ТСЖ "Киевская 15" проведены совещания в Департаменте городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара 21.12.2016 и 09.02.2017 с представителями Департамента градостроительства г.о. Самара (ДГС), Администрации Железнодорожного внутригородского района, Администрации губернатора Самарской области, ТСЖ "Киевская 15", ООО "Самарские коммунальные системы", ОАО "Предприятие тепловых сетей", Государственной жилищной инспекции Самарской области.
Во исполнение поручений протокола от 21.12.2016 N 219 для завершения работ по прокладке и подключению к ЦТП-23 сетей холодного водоснабжения 23.12.2016 проведена встреча с участием ДГС, Администрации Железнодорожного внутригородского района, ОАО "ПТС" и владельца земельного участка на территории автостоянки, препятствующего завершению работ по прокладке сетей, в результате которого достигнуто согласие.
Подрядной организацией ООО "ВИСТ" 25.01.2017 завершены необходимые работы по прокладке и подключению к ЦТП-23 сетей ХВС, выполнена врезка трубопровода Д 300 мм во вновь построенную камеру.
Для осуществления подачи ХВС на ЦТП -23 необходимо проведение работ по промывке данного участка трубопровода, которые не предусмотрены муниципальным контрактом от 11.12.15 г. N 01170 заключенным с Департаментом градостроительства.
ООО "Самарские коммунальные системы" указали, что договор по промывке трубопровода в настоящее время не заключен, вопрос о финансировании данных работ не решен. Кроме того, Департамент сослался на пропуск истцом срока исковой давности.
Суд первой инстанции верно отметил, что в соответствии со статьями 756, 724, 725 Гражданского кодекса Российской Федерации недостатки строительства могут быть обнаружены в течение 5 лет со дня ввода многоквартирного жилого дома в эксплуатацию, срок исковой давности в отношении зданий и сооружений составляет три года и течет с момента заявления о недостатках.
Тот факт, что при строительстве многоквартирного жилого дома тепловые сети, горячее водоснабжение, а также центральный тепловой пункт (бойлерная) и узлы учета тепловой энергии не были смонтированы по постоянной схеме, ТСЖ "Киевская" обнаружило в 2002 году, о чем свидетельствуют письма товарищества N 23 от 25.06.2002.
Письмо Департамента от 01.06.16 N Д05-01/1243 не свидетельствует о признании обязанности.
Взаимоотношения ОАО "ПТС" и ТСЖ "Киевская -15" обусловлены договором теплоснабжения и поставки горячей воды N 10202к от 30.10.14. в соответствии с которым теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию и мощность и теплоноситель, в том числе горячую воду на нужды горячего водоснабжения, а потребитель (истец) обязуется принимать и оплачивать поставляемые энергетические ресурсы, а также соблюдать предусмотренный договором режим их потребления.
В соответствии с пунктом 2.1 договора энергоснабжающая организация обязана подавать "Абоненту" до границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон качественную тепловую энергию в горячей воде (теплоносителе) и горячую воду (теплоноситель).
Пунктом 1.4 договора качество тепловой энергии и горячей воды (теплоносителя) должно отвечать требованиям действующего законодательства.
Энергоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемой тепловой энергии и горячей воды (теплоносителя) в точках поставки. (пункт 6.2 договора).
Согласно пункту 104 Правил N 354 при обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - нарушение качества коммунальных услуг) всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению. В течение суток с момента обнаружения указанных фактов исполнитель обязан проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности нарушения качества коммунальных услуг.
Пунктом 105 Правил N 354 предусмотрено, что при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба).
В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом, работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки (пункт 108 Правил N 354).
В соответствии с пунктом 109 Правил N 354 по окончании проверки составляется акт проверки. Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги.
Если в ходе проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении N 1 к настоящим Правилам параметров качества коммунальной услуги, то акт проверки составляется в соответствии с пунктом 110 настоящих Правил.
Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами (их представителями), 1 экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке. При уклонении кого-либо из заинтересованных участников проверки от подписания акта проверки такой акт подписывается другими участниками проверки и не менее чем 2 незаинтересованными лицами.
В материалы дела, акты, составленные в соответствии с указанными Правилами, истцом не представлены.
Определениями арбитражного суда от 08.11.16, от 17.01.17, от 31.01.17, от 16.02.17, от 16.03.17 суд просил истца уточнить исковые требования, уточнить правовое обоснование исковых требований.
Истцом вышеуказанные определения суда не исполнены с учетом положений статьей 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о бремени доказывания исходя из принципа состязательности, согласно которому риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле.
Суд первой инстанции правомерно со ссылкой на нормы статей 199, 196, 195, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации указал, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Таким образом суд первой инстанции обоснованно отказал в иске, учитывая истечение срока исковой давности, требования истца к ответчику исполнить конкретные обязательства, истец не доказал того, что такие обязательства ответчик должен исполнить в силу закона либо договора, к ресурсоснабжающей организации истцом требования не предъявлялись.
Доводы заявителя жалобы несостоятельны и опровергаются представленными доказательствами по делу.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводом в решении была дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с чем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Самарской области от 17 апреля 2017 года, по делу N А55-26707/2016, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отнести на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 266 - 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 17 апреля 2017 года, по делу N А55-26707/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Киевская 15" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
С.Ш.РОМАНЕНКО

Судьи
Е.М.БАЛАКИРЕВА
Н.Ю.ПЫШКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)