Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2016 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Александровой Л.Б.,
судей: Веряскиной С.Г., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Наш дом", ОГРН 2113444158859, ИНН 3444108650 (г. Волгоград)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 19 февраля 2016 года по делу N А12-55037/2015 (судья Смагоринская Е.Б.)
по заявлению товарищества собственников жилья "Наш дом", ОГРН 2113444158859, ИНН 3444108650 (г. Волгоград)
к отделу надзорной деятельности и профилактической работы Отдела надзорной деятельности по городу Волгограду отделения надзорной деятельности по Центральному району Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области (г. Волгоград)
о признании незаконными предписаний,
заинтересованные лица: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области, ОГРН 1043400340356, ИНН 3444118546 (г. Волгоград),
государственный инспектор города Волгограда по пожарному надзору - старший инспектор отделения надзорной деятельности по Центральному району Отдела надзорной деятельности по г. Волгограду Управления надзорной деятельности по Волгоградской области Попов Алексей Геннадьевич (г. Волгоград),
Товарищество собственников жилья "Наш дом" (далее - ТСЖ "Наш дом", заявитель) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным предписания государственного инспектора г. Волгограда по пожарному надзору - старшего инспектора отделения надзорной деятельности по Центральному району Отдела надзорной деятельности по городу Волгограду Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области Попова Алексея Геннадьевича (далее - административный орган, ОНД по Центральному району ОНД по г. Волгограду УНДиПР ГУ МЧС России по Волгоградской области) N 182/1/1 от 08 сентября 2015 года (жилой дом N 27) в части пунктов 1, 2, 4, 5, 6, 7; предписания N 183/1/1 от 08 сентября 2015 года (жилой дом N 23).
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области (далее - ГУ МЧС России по Волгоградской области), государственный инспектор города Волгограда по пожарному надзору - старший инспектор отделения надзорной деятельности по Центральному району Отдела надзорной деятельности по г. Волгограду Управления надзорной деятельности по Волгоградской области Попов Алексей Геннадьевич (далее - государственный инспектор города Волгограда по пожарному надзору Попов А.Г.).
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 19 февраля 2016 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
ТСЖ "Наш дом" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, просит решение по делу отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
ОНД по Центральному району ОНД по г. Волгограду УНДиПР ГУ МЧС России по Волгоградской области представило отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились. О месте и времени судебного заседания указанные лица извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями ст. 123 АПК РФ, что подтверждается имеющимися в материалах дела уведомлениями N N 78804-78807 о вручении почтовых отправлений адресатам 23 мая 2016 года. Информация о публикации определения суда о принятии апелляционной жалобы к производству от 07 апреля 2016 года размещена на сайте суда в сети Интернет 08 апреля 2016 года, определения суда об отложении рассмотрения дела от 16 мая 2016 года - 17 мая 2016 года соответственно, что подтверждается отчетом о публикации судебных актов.
Указанные лица имели реальную возможность обеспечить свою явку, явку своих представителей в судебное заседание либо известить суд о причинах неявки.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных лиц.
Дело в арбитражном суде апелляционной инстанции рассматривается в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжений от 25 августа 2015 года N 182 и N 183 в период с 02 сентября 2015 года по 08 сентября 2015 года должностным лицом ОНД по Центральному району ОНД по г. Волгограду УНДиПР ГУ МЧС России по Волгоградской области в отношении ТСЖ "Наш дом" проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля выполнения ранее выданных предписаний:
- - от 08 августа 2015 года N 157/1/1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности в многоквартирном доме N 27 по ул. Глазкова в г. Волгограде со сроком исполнения до 01 сентября 2015 года;
- - от 08 августа 2015 года N 158/1/1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности в многоквартирном доме N 23 по ул. Глазкова в г. Волгограде со сроком исполнения до 01 сентября 2015 года.
В ходе проверки установлено нарушение ТСЖ "Наш дом" требований ст. 88 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 3, п. 6.32 СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", утвержденных Постановлением Минстроя Российской Федерации от 13.02.1997 N 18-7, п. 23, п. 24 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, п. 19 таблицы 2 Норм пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" (НПБ-104-03), утвержденных приказом МЧС России от 20.06.2003 N 323, п. 7.2.3, п. 7.3.11 СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные", принятых и введенных в действие постановлением Госстроя России от 23.06.2003 N 109.
По результатам проверки 08 сентября 2015 года составлены акт проверки N 182 (по объекту защиты по адресу: г. Волгоград, ул. Глазкова, д. 27) и акт проверки N 183 (по объекту защиты по адресу: г. Волгоград, ул. Глазкова, д. 23).
08 сентября 2015 года ТСЖ "Наш дом" выданы предписания N 182/1/1 по объекту защиты, расположенному по адресу: г. Волгоград, ул. Глазкова, д. 27 и N 183/1/1 по объекту защиты, расположенному по адресу: г. Волгоград, ул. Глазкова, д. 23, сроком исполнения до 01 сентября 2016 года.
На объекте защиты, расположенном по адресу: г. Волгоград, ул. Глазкова, д. 27, выявлены следующие нарушения:
- - в дверных проемах входных дверей в чердачный этаж, машинное отделение, выхода на кровлю установлены двери без учета нормированного предела огнестойкости (не пожарные второго типа) - п. 1 предписания N 182/1/1 от 08 сентября 2015 года;
- - не проведена проверка наружных пожарных лестниц, установленных на перепадах высот и ограждения кровли с составлением акта (1 раз в 5 лет) - п. 2 предписания N 182/1/1 от 08 сентября 2015 года;
- - при высоте дома выше 4-х этажей допущена замена армированных стекол в дверных полотнах, отделяющих лифтовые холлы и лестничные марши от поэтажных коридоров на этажах здания - п. 4 предписания N 182/1/1 от 08 сентября 2015 года;
- - в объеме лестничных клеток (на путях эвакуации) допущен монтаж радиаторов системы отопления на высоте менее 2,2 метра от уровня пола (не допускается размещать на высоте до 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестниц) - п. 5 предписания N 182/1/1 от 08 сентября 2015 года;
- - мусоросборные камеры не защищены по всей площади спринклерными оросителями - п. 6 предписания N 182/1/1 от 08 сентября 2015 года;
- - жилой дом не оборудован системой оповещения людей и управления эвакуацией при пожаре 1-го типа - п. 7 N 182/1/1 от 08 сентября 2015 года.
На объекте защиты, расположенном по адресу: г. Волгоград, ул. Глазкова, д. 23, выявлены следующие нарушения:
- - в дверных проемах входных дверей в чердачный этаж, выхода на кровлю 1-го подъезда, машинные отделения 1,2,3,4 подъездов, помещения электрощитовой установлены двери без учета нормированного предела огнестойкости (не пожарные второго типа) - п. 1 предписания N 183/1/1 от 08 сентября 2015 года;
- - жилой дом не оборудован системой оповещения людей и управления эвакуацией при пожаре 1-го типа - п. 2 предписания N 183/1/1 от 08 сентября 2015 года;
- - мусоросборные камеры не защищены по всей площади спринклерными оросителями - п. 3 предписания N 183/1/1 от 08 сентября 2015 года;
- - не проведена проверка наружных пожарных лестниц, установленных на перепадах высот, и ограждения кровли (1 раз в 5 лет) - п. 4 предписания N 183/1/1 от 08 сентября 2015 года.
Полагая, что выданные административным органом предписания являются незаконными и нарушают права и законные интересы заявителя, ТСЖ "Наш дом" обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Дело арбитражным судом рассмотрено по правилам главы 24 АПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявленного требования без удовлетворения.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со ст. 65 АПК РФ лежит на заявителе.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемые предписания соответствует закону, выданы уполномоченным органом и не нарушают прав заявителя.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции и не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" требования пожарной безопасности представляют собой специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В силу ст. 34, 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" граждане и юридические лица обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
На основании ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, несут ответственность за нарушений требований пожарной безопасности.
В ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 2 Устава ТСЖ "Наш дом" товарищество является добровольным объединением собственников помещений в многоквартирном доме для обеспечения совместного управления и эксплуатации этого комплекса недвижимого имущества в многоквартирном доме, владения, пользования и распоряжения общим имуществом товарищества, включая участок, закрепленный за многоквартирным домом.
Для достижения указанной цели товарищество вправе заключать договора управления многоквартирным домом, а также договора о содержании и ремонте общего имущества (п. 5.1.1 Устава ТСЖ "Наш дом").
Согласно п. 5.1.2 Устава ТСЖ "Наш дом" товарищество вправе организовать свое домоуправление для обслуживания недвижимого имущества в многоквартирном доме, пользующееся правами организации жилищно-коммунального хозяйства и расчетным ТСЖ, получив для этого лицензию на осуществление вида деятельности.
Дома N 23 и N 27 по ул. Глазкова в г. Волгограде являются многоквартирными жилыми домами и управление этих домов осуществляет ТСЖ "Наш дом".
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В п. 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, указано, что в состав общего имущества включаются: внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации, внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 названных Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
В силу п. 16 и п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, товарищество собственников жилья обеспечивает надлежащее содержание общего имущества и несет ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подпунктом "б" п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества. Содержание общего имущества включает в себя меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (подп. "е" п. 11 указанных Правил).
Согласно п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещении и указанными в пункте 13 названных Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан, меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом).
Исходя из содержания ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации, товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в ч. 2 ст. 136 Жилищного кодекса Российской Федерации, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
Товарищество собственников жилья отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Товарищество собственников жилья не отвечает по обязательствам членов товарищества. Члены товарищества собственников жилья не отвечают по обязательствам товарищества.
Исходя из анализа вышеизложенных положений, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что ТСЖ "Наш дом" является организацией, ответственной за соблюдение обязательных требований пожарной безопасности, поскольку осуществляет деятельность по эксплуатации и управлению общим имуществом многоквартирных домов N 23 и N 27 по ул. Глазкова в г. Волгограде и, следовательно, обязано обеспечивать надлежащее противопожарное состояние жилых и нежилых помещений, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" федеральный государственный пожарный надзор осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности. В состав органов государственного пожарного надзора входят структурные подразделения специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору.
Согласно ч. 12 ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
На основании ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В соответствии с оспариваемыми предписаниями ТСЖ "Наш дом" обязано устранить нарушения требований п. 3 ст. 88 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 3, п. 6.32 СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", утвержденных Постановлением Минстроя Российской Федерации от 13.02.1997 N 18-7, п. 23, п. 4 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, п. 19 таблицы 2 Норм пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" (НПБ-104-03), утвержденных приказом МЧС России от 20.06.2003 N 323, п. 7.2.3, п. 7.3.11 СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные", принятых и введенных в действие постановлением Госстроя России от 23.06.2003 N 109.
Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 N 18-7 приняты и введены в действие СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений". В СНиП 21-01-97 содержится положение о том, что в них приведены противопожарные требования, подлежащие обязательному соблюдению.
В соответствии с п. 1.1 СНиП 21-01-97 настоящие Нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации.
Таким образом, СНиП 21-01-97 подлежат применению как в процессе проектирования и строительства объекта, так и в ходе его эксплуатации. В то же время в процессе эксплуатации завершенного строительством и введенного в эксплуатацию в установленном порядке здания должны соблюдаться не все предусмотренные СНиП 21-01-97 требования, а только те из них, которые относятся к режиму противопожарного содержания данного здания.
ТСЖ "Наш Дом" вменяется нарушение п. 6.32, 7.4, 8.4 СНиП 21-01-97.
Согласно п. 6.32 СНиП 21-01-97 в лестничных клетках не допускается размещать трубопроводы с горючими газами и жидкостями, встроенные шкафы, кроме шкафов для коммуникаций и пожарных кранов, открыто проложенные электрические кабели и провода (за исключением электропроводки для слаботочных устройств) для освещения коридоров и лестничных клеток, предусматривать выходы из грузовых лифтов и грузовых подъемников, а также размещать оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте до 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестниц.
Пунктом 7.4 СНиП 21-01-97 установлено, что части зданий и помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. При этом требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания.
В п. 8.4 СНиП 21-01-97 указано, что в чердаках зданий, кроме зданий класса Ф1.4, следует предусматривать выходы на кровлю, оборудованные стационарными лестницами, через двери, люки или окна размерами не менее 0,6 х 0,8 м.
Так в предписаниях в качестве выявленного нарушения указано:
- в дверных проемах входных дверей в чердачный этаж, машинное отделение, выхода на кровлю установлены двери без учета нормированного предела огнестойкости (не противопожарные второго типа). Данное нарушение требований пожарной безопасности носит режимный характер, для его устранения не требуется внесение изменений в проектную документацию и получения разрешения на реконструкцию объекта, ввиду того, что происходит замена имеющихся дверей на двери с нормируемым пределом огнестойкости.
- в объеме лестничных клеток (на путях эвакуации) допущен монтаж радиаторов системы отопления на высоте менее 2,2 метра от уровня пола. Данное нарушение требований пожарной безопасности носит режимный характер, для его устранения не требуется внесение изменений в проектную документацию и получения разрешения на реконструкцию объекта, ввиду того, что происходит монтаж радиаторов системы отопления на нормируемой высоте.
Из материалов дела следует, что многоквартирные дома N 23 и N 27 по ул. Глазкова в г. Волгограде являются 10-этажными жилыми домами коридорного типа.
Согласно п. 19 таблицы 2 НПБ 104-03 жилые здания коридорного типа высотой от 10 до 25 этажей подлежат обязательному оборудованию системой оповещения людей и управления эвакуацией (СОУЭ) первого типа.
При этом Приказ МЧС России от 20.06.2003 N 323 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03) распространяется не только на вновь возводимые здания, но и находящиеся в эксплуатации, что прямо указано в тексте приказа.
Как установлено органом пожарного надзора, жилой дом не оборудован системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре первого типа. Данное нарушение требований пожарной безопасности носит режимный характер, для его устранения не требуется внесение изменений в проектную документацию и получения разрешения на реконструкцию объекта. В соответствии с п. 3 приложения N 8 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, устройство системы оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара не относится к капитальному ремонту.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица и гражданами, установлены в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме".
Руководитель организации обеспечивает содержание наружных пожарных лестниц и ограждений на крышах (покрытиях) зданий и сооружений в исправном состоянии, организует не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крышах с составлением соответствующего акта испытаний (п. 24 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме").
В предписаниях в качестве выявленного нарушения указано, что ТСЖ "Наш дом" не проведена проверка наружных пожарных лестниц, установленных на перепадах высот, и ограждения кровли. Данное нарушение требований пожарной безопасности носит режимный характер, так как в соответствии с п. 24 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года N 390 "Правила противопожарного режима в Российской Федерации" эксплуатационные испытания ограждения кровли и наружных пожарных лестниц осуществляется не реже 1 раза в 5 лет.
К требованиям пожарной безопасности при эксплуатации многоквартирного жилого дома подлежат применению требования специальных СНиП 31-01-2003, п. 7.3.11 СНиП 31-01-2003 которого определено, что мусоросборная камера должна быть защищена по всей площади спринклерными оросителями.
Как установлено органом пожарного надзора, мусоросборные камеры в указанных в оспариваемых предписаниях многоквартирных жилых домах не оборудованы по всей площади спринклерными оросителями. Вместе с тем, для устранения данного нарушения требований пожарной безопасности не требуется внесение изменений в проектную документацию и получения разрешения на реконструкцию объекта.
Согласно п. 7.2.3 СНиП 31-01-2003 в лестничных клетках и лифтовых холлах допускается предусматривать остекленные двери, при этом - с армированным стеклом. Могут применяться другие виды противоударного остекления.
Однако, при высоте жилого дома более 4 этажей допущена замена армированных стекол в дверных полотнах, отделяющих лифтовые холлы и лестничные марши от поэтажных коридоров на этажах здания. Данное нарушение требований пожарной безопасности носит режимный характер, так как замена армированного стекла на обычное допущена в рамках эксплуатации объекта.
Заявитель в апелляционной жалобе изложил позицию, согласно которой дома и находящиеся в них конструктивные элементы, находятся в состоянии, имеющем место быть на момент ввода жилых домов в эксплуатацию. Нормы СНиП 31-01-2003, Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на момент ввода жилых домов в эксплуатацию не существовали. Данное обстоятельство товарищество расценивает как отсутствие оснований для выдачи оспариваемых предписаний и соответственно устранения выявленных нарушений.
С названной позицией суд апелляционной инстанции не соглашается, поскольку принятие объекта недвижимого имущества в эксплуатацию не исключает обязанности ответственного лица выполнять противопожарные требования, в том числе введенные в действие после сдачи объекта недвижимости приемочной комиссией.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определения основных положений технического регулирования в области пожарной безопасности и установления общих требований пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения принят Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В силу ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 22.06.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий.
Защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий обеспечиваются снижением динамики нарастания опасных факторов пожара, эвакуацией людей и имущества в безопасную зону и (или) тушением пожара.
Системы противопожарной защиты должны обладать надежностью и устойчивостью к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности.
Изучив материалы дела в совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции сформулировал обоснованный вывод о том, несоблюдение правил пожарной безопасности в многоквартирных жилых домах влечет необеспечение безопасности постоянного места проживания граждан, что создает непосредственную угрозу для их жизни и здоровья. Данное обстоятельство прямо подпадает под исключения, предусмотренные нормой ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В апелляционной жалобе ТСЖ "Наш дом" также указывает, что судом не были проверены и учтены доводы ТСЖ об отсутствии денежных средств у ТСЖ на выполнение всех требований, изложенных в предписаниях. Однако данные доводы не могут быть приняты во внимание как не влияющие на законность и обоснованность предписаний органа пожарного надзора.
Таким образом, поскольку обстоятельства допущения ТСЖ "Наш дом" нарушений норм и правил пожарной безопасности, а также обязанность ТСЖ "Наш дом" по выполнению данных правил и норм в жилом доме N 23, расположенном по ул. Глазкова в г. Волгограде и доме N 27, расположенном по ул. Глазкова в г. Волгограде, являются установленными, то органом пожарного надзора обоснованно выданы спорные предписания.
Не может быть принят во внимание довод ТСЖ "Наш дом" о неисполнимости предписания N 182/1/1 в связи с опечаткой во вводной части предписания в части указания номера дома.
В связи с устранением во вводной части предписания технической ошибки, заявителю направлено уведомление о внесении изменений от 02 февраля 2016 года N 56, в связи с чем у ТСЖ "Наш дом" отсутствуют неясность в каком именно доме подлежат устранению выявленные нарушения.
Приведенные в предписаниях отделения формулировки допущенных нарушений норм пожарной безопасности, обладают достаточной степенью конкретности, позволяющей соотнести такие нарушения с конкретным охраняемым объектом.
Изложенное позволяет прийти к выводу об отсутствии в данном случае совокупности условий, предусмотренных ст. 198, 200, 201 АПК РФ, необходимых для признания предписания N 182/1/1 от 08 сентября 2015 года (жилой дом N 27) в части п. 1, 2, 4, 5, 6, 7 и предписания N 183/1/1 от 08 сентября 2015 года недействительными, что в силу ч. 3 ст. 201 АПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу. Податель апелляционной жалобы не ссылается на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции, и таких доказательств к апелляционной жалобе не прилагает. В целом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений ст. 270 АПК РФ не является основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя. Нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба ТСЖ "Наш дом" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 19 февраля 2016 года по делу N А12-55037/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Наш дом" (г. Волгоград) - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.06.2016 ПО ДЕЛУ N А12-55037/2015
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июня 2016 г. по делу N А12-55037/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2016 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Александровой Л.Б.,
судей: Веряскиной С.Г., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Наш дом", ОГРН 2113444158859, ИНН 3444108650 (г. Волгоград)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 19 февраля 2016 года по делу N А12-55037/2015 (судья Смагоринская Е.Б.)
по заявлению товарищества собственников жилья "Наш дом", ОГРН 2113444158859, ИНН 3444108650 (г. Волгоград)
к отделу надзорной деятельности и профилактической работы Отдела надзорной деятельности по городу Волгограду отделения надзорной деятельности по Центральному району Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области (г. Волгоград)
о признании незаконными предписаний,
заинтересованные лица: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области, ОГРН 1043400340356, ИНН 3444118546 (г. Волгоград),
государственный инспектор города Волгограда по пожарному надзору - старший инспектор отделения надзорной деятельности по Центральному району Отдела надзорной деятельности по г. Волгограду Управления надзорной деятельности по Волгоградской области Попов Алексей Геннадьевич (г. Волгоград),
установил:
Товарищество собственников жилья "Наш дом" (далее - ТСЖ "Наш дом", заявитель) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным предписания государственного инспектора г. Волгограда по пожарному надзору - старшего инспектора отделения надзорной деятельности по Центральному району Отдела надзорной деятельности по городу Волгограду Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области Попова Алексея Геннадьевича (далее - административный орган, ОНД по Центральному району ОНД по г. Волгограду УНДиПР ГУ МЧС России по Волгоградской области) N 182/1/1 от 08 сентября 2015 года (жилой дом N 27) в части пунктов 1, 2, 4, 5, 6, 7; предписания N 183/1/1 от 08 сентября 2015 года (жилой дом N 23).
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области (далее - ГУ МЧС России по Волгоградской области), государственный инспектор города Волгограда по пожарному надзору - старший инспектор отделения надзорной деятельности по Центральному району Отдела надзорной деятельности по г. Волгограду Управления надзорной деятельности по Волгоградской области Попов Алексей Геннадьевич (далее - государственный инспектор города Волгограда по пожарному надзору Попов А.Г.).
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 19 февраля 2016 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
ТСЖ "Наш дом" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, просит решение по делу отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
ОНД по Центральному району ОНД по г. Волгограду УНДиПР ГУ МЧС России по Волгоградской области представило отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились. О месте и времени судебного заседания указанные лица извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями ст. 123 АПК РФ, что подтверждается имеющимися в материалах дела уведомлениями N N 78804-78807 о вручении почтовых отправлений адресатам 23 мая 2016 года. Информация о публикации определения суда о принятии апелляционной жалобы к производству от 07 апреля 2016 года размещена на сайте суда в сети Интернет 08 апреля 2016 года, определения суда об отложении рассмотрения дела от 16 мая 2016 года - 17 мая 2016 года соответственно, что подтверждается отчетом о публикации судебных актов.
Указанные лица имели реальную возможность обеспечить свою явку, явку своих представителей в судебное заседание либо известить суд о причинах неявки.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных лиц.
Дело в арбитражном суде апелляционной инстанции рассматривается в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжений от 25 августа 2015 года N 182 и N 183 в период с 02 сентября 2015 года по 08 сентября 2015 года должностным лицом ОНД по Центральному району ОНД по г. Волгограду УНДиПР ГУ МЧС России по Волгоградской области в отношении ТСЖ "Наш дом" проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля выполнения ранее выданных предписаний:
- - от 08 августа 2015 года N 157/1/1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности в многоквартирном доме N 27 по ул. Глазкова в г. Волгограде со сроком исполнения до 01 сентября 2015 года;
- - от 08 августа 2015 года N 158/1/1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности в многоквартирном доме N 23 по ул. Глазкова в г. Волгограде со сроком исполнения до 01 сентября 2015 года.
В ходе проверки установлено нарушение ТСЖ "Наш дом" требований ст. 88 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 3, п. 6.32 СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", утвержденных Постановлением Минстроя Российской Федерации от 13.02.1997 N 18-7, п. 23, п. 24 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, п. 19 таблицы 2 Норм пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" (НПБ-104-03), утвержденных приказом МЧС России от 20.06.2003 N 323, п. 7.2.3, п. 7.3.11 СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные", принятых и введенных в действие постановлением Госстроя России от 23.06.2003 N 109.
По результатам проверки 08 сентября 2015 года составлены акт проверки N 182 (по объекту защиты по адресу: г. Волгоград, ул. Глазкова, д. 27) и акт проверки N 183 (по объекту защиты по адресу: г. Волгоград, ул. Глазкова, д. 23).
08 сентября 2015 года ТСЖ "Наш дом" выданы предписания N 182/1/1 по объекту защиты, расположенному по адресу: г. Волгоград, ул. Глазкова, д. 27 и N 183/1/1 по объекту защиты, расположенному по адресу: г. Волгоград, ул. Глазкова, д. 23, сроком исполнения до 01 сентября 2016 года.
На объекте защиты, расположенном по адресу: г. Волгоград, ул. Глазкова, д. 27, выявлены следующие нарушения:
- - в дверных проемах входных дверей в чердачный этаж, машинное отделение, выхода на кровлю установлены двери без учета нормированного предела огнестойкости (не пожарные второго типа) - п. 1 предписания N 182/1/1 от 08 сентября 2015 года;
- - не проведена проверка наружных пожарных лестниц, установленных на перепадах высот и ограждения кровли с составлением акта (1 раз в 5 лет) - п. 2 предписания N 182/1/1 от 08 сентября 2015 года;
- - при высоте дома выше 4-х этажей допущена замена армированных стекол в дверных полотнах, отделяющих лифтовые холлы и лестничные марши от поэтажных коридоров на этажах здания - п. 4 предписания N 182/1/1 от 08 сентября 2015 года;
- - в объеме лестничных клеток (на путях эвакуации) допущен монтаж радиаторов системы отопления на высоте менее 2,2 метра от уровня пола (не допускается размещать на высоте до 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестниц) - п. 5 предписания N 182/1/1 от 08 сентября 2015 года;
- - мусоросборные камеры не защищены по всей площади спринклерными оросителями - п. 6 предписания N 182/1/1 от 08 сентября 2015 года;
- - жилой дом не оборудован системой оповещения людей и управления эвакуацией при пожаре 1-го типа - п. 7 N 182/1/1 от 08 сентября 2015 года.
На объекте защиты, расположенном по адресу: г. Волгоград, ул. Глазкова, д. 23, выявлены следующие нарушения:
- - в дверных проемах входных дверей в чердачный этаж, выхода на кровлю 1-го подъезда, машинные отделения 1,2,3,4 подъездов, помещения электрощитовой установлены двери без учета нормированного предела огнестойкости (не пожарные второго типа) - п. 1 предписания N 183/1/1 от 08 сентября 2015 года;
- - жилой дом не оборудован системой оповещения людей и управления эвакуацией при пожаре 1-го типа - п. 2 предписания N 183/1/1 от 08 сентября 2015 года;
- - мусоросборные камеры не защищены по всей площади спринклерными оросителями - п. 3 предписания N 183/1/1 от 08 сентября 2015 года;
- - не проведена проверка наружных пожарных лестниц, установленных на перепадах высот, и ограждения кровли (1 раз в 5 лет) - п. 4 предписания N 183/1/1 от 08 сентября 2015 года.
Полагая, что выданные административным органом предписания являются незаконными и нарушают права и законные интересы заявителя, ТСЖ "Наш дом" обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Дело арбитражным судом рассмотрено по правилам главы 24 АПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявленного требования без удовлетворения.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со ст. 65 АПК РФ лежит на заявителе.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемые предписания соответствует закону, выданы уполномоченным органом и не нарушают прав заявителя.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции и не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" требования пожарной безопасности представляют собой специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В силу ст. 34, 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" граждане и юридические лица обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
На основании ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, несут ответственность за нарушений требований пожарной безопасности.
В ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 2 Устава ТСЖ "Наш дом" товарищество является добровольным объединением собственников помещений в многоквартирном доме для обеспечения совместного управления и эксплуатации этого комплекса недвижимого имущества в многоквартирном доме, владения, пользования и распоряжения общим имуществом товарищества, включая участок, закрепленный за многоквартирным домом.
Для достижения указанной цели товарищество вправе заключать договора управления многоквартирным домом, а также договора о содержании и ремонте общего имущества (п. 5.1.1 Устава ТСЖ "Наш дом").
Согласно п. 5.1.2 Устава ТСЖ "Наш дом" товарищество вправе организовать свое домоуправление для обслуживания недвижимого имущества в многоквартирном доме, пользующееся правами организации жилищно-коммунального хозяйства и расчетным ТСЖ, получив для этого лицензию на осуществление вида деятельности.
Дома N 23 и N 27 по ул. Глазкова в г. Волгограде являются многоквартирными жилыми домами и управление этих домов осуществляет ТСЖ "Наш дом".
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В п. 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, указано, что в состав общего имущества включаются: внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации, внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 названных Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
В силу п. 16 и п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, товарищество собственников жилья обеспечивает надлежащее содержание общего имущества и несет ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подпунктом "б" п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества. Содержание общего имущества включает в себя меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (подп. "е" п. 11 указанных Правил).
Согласно п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещении и указанными в пункте 13 названных Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан, меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом).
Исходя из содержания ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации, товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в ч. 2 ст. 136 Жилищного кодекса Российской Федерации, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
Товарищество собственников жилья отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Товарищество собственников жилья не отвечает по обязательствам членов товарищества. Члены товарищества собственников жилья не отвечают по обязательствам товарищества.
Исходя из анализа вышеизложенных положений, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что ТСЖ "Наш дом" является организацией, ответственной за соблюдение обязательных требований пожарной безопасности, поскольку осуществляет деятельность по эксплуатации и управлению общим имуществом многоквартирных домов N 23 и N 27 по ул. Глазкова в г. Волгограде и, следовательно, обязано обеспечивать надлежащее противопожарное состояние жилых и нежилых помещений, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" федеральный государственный пожарный надзор осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности. В состав органов государственного пожарного надзора входят структурные подразделения специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору.
Согласно ч. 12 ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
На основании ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В соответствии с оспариваемыми предписаниями ТСЖ "Наш дом" обязано устранить нарушения требований п. 3 ст. 88 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 3, п. 6.32 СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", утвержденных Постановлением Минстроя Российской Федерации от 13.02.1997 N 18-7, п. 23, п. 4 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, п. 19 таблицы 2 Норм пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" (НПБ-104-03), утвержденных приказом МЧС России от 20.06.2003 N 323, п. 7.2.3, п. 7.3.11 СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные", принятых и введенных в действие постановлением Госстроя России от 23.06.2003 N 109.
Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 N 18-7 приняты и введены в действие СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений". В СНиП 21-01-97 содержится положение о том, что в них приведены противопожарные требования, подлежащие обязательному соблюдению.
В соответствии с п. 1.1 СНиП 21-01-97 настоящие Нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации.
Таким образом, СНиП 21-01-97 подлежат применению как в процессе проектирования и строительства объекта, так и в ходе его эксплуатации. В то же время в процессе эксплуатации завершенного строительством и введенного в эксплуатацию в установленном порядке здания должны соблюдаться не все предусмотренные СНиП 21-01-97 требования, а только те из них, которые относятся к режиму противопожарного содержания данного здания.
ТСЖ "Наш Дом" вменяется нарушение п. 6.32, 7.4, 8.4 СНиП 21-01-97.
Согласно п. 6.32 СНиП 21-01-97 в лестничных клетках не допускается размещать трубопроводы с горючими газами и жидкостями, встроенные шкафы, кроме шкафов для коммуникаций и пожарных кранов, открыто проложенные электрические кабели и провода (за исключением электропроводки для слаботочных устройств) для освещения коридоров и лестничных клеток, предусматривать выходы из грузовых лифтов и грузовых подъемников, а также размещать оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте до 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестниц.
Пунктом 7.4 СНиП 21-01-97 установлено, что части зданий и помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. При этом требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания.
В п. 8.4 СНиП 21-01-97 указано, что в чердаках зданий, кроме зданий класса Ф1.4, следует предусматривать выходы на кровлю, оборудованные стационарными лестницами, через двери, люки или окна размерами не менее 0,6 х 0,8 м.
Так в предписаниях в качестве выявленного нарушения указано:
- в дверных проемах входных дверей в чердачный этаж, машинное отделение, выхода на кровлю установлены двери без учета нормированного предела огнестойкости (не противопожарные второго типа). Данное нарушение требований пожарной безопасности носит режимный характер, для его устранения не требуется внесение изменений в проектную документацию и получения разрешения на реконструкцию объекта, ввиду того, что происходит замена имеющихся дверей на двери с нормируемым пределом огнестойкости.
- в объеме лестничных клеток (на путях эвакуации) допущен монтаж радиаторов системы отопления на высоте менее 2,2 метра от уровня пола. Данное нарушение требований пожарной безопасности носит режимный характер, для его устранения не требуется внесение изменений в проектную документацию и получения разрешения на реконструкцию объекта, ввиду того, что происходит монтаж радиаторов системы отопления на нормируемой высоте.
Из материалов дела следует, что многоквартирные дома N 23 и N 27 по ул. Глазкова в г. Волгограде являются 10-этажными жилыми домами коридорного типа.
Согласно п. 19 таблицы 2 НПБ 104-03 жилые здания коридорного типа высотой от 10 до 25 этажей подлежат обязательному оборудованию системой оповещения людей и управления эвакуацией (СОУЭ) первого типа.
При этом Приказ МЧС России от 20.06.2003 N 323 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03) распространяется не только на вновь возводимые здания, но и находящиеся в эксплуатации, что прямо указано в тексте приказа.
Как установлено органом пожарного надзора, жилой дом не оборудован системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре первого типа. Данное нарушение требований пожарной безопасности носит режимный характер, для его устранения не требуется внесение изменений в проектную документацию и получения разрешения на реконструкцию объекта. В соответствии с п. 3 приложения N 8 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, устройство системы оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара не относится к капитальному ремонту.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица и гражданами, установлены в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме".
Руководитель организации обеспечивает содержание наружных пожарных лестниц и ограждений на крышах (покрытиях) зданий и сооружений в исправном состоянии, организует не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крышах с составлением соответствующего акта испытаний (п. 24 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме").
В предписаниях в качестве выявленного нарушения указано, что ТСЖ "Наш дом" не проведена проверка наружных пожарных лестниц, установленных на перепадах высот, и ограждения кровли. Данное нарушение требований пожарной безопасности носит режимный характер, так как в соответствии с п. 24 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года N 390 "Правила противопожарного режима в Российской Федерации" эксплуатационные испытания ограждения кровли и наружных пожарных лестниц осуществляется не реже 1 раза в 5 лет.
К требованиям пожарной безопасности при эксплуатации многоквартирного жилого дома подлежат применению требования специальных СНиП 31-01-2003, п. 7.3.11 СНиП 31-01-2003 которого определено, что мусоросборная камера должна быть защищена по всей площади спринклерными оросителями.
Как установлено органом пожарного надзора, мусоросборные камеры в указанных в оспариваемых предписаниях многоквартирных жилых домах не оборудованы по всей площади спринклерными оросителями. Вместе с тем, для устранения данного нарушения требований пожарной безопасности не требуется внесение изменений в проектную документацию и получения разрешения на реконструкцию объекта.
Согласно п. 7.2.3 СНиП 31-01-2003 в лестничных клетках и лифтовых холлах допускается предусматривать остекленные двери, при этом - с армированным стеклом. Могут применяться другие виды противоударного остекления.
Однако, при высоте жилого дома более 4 этажей допущена замена армированных стекол в дверных полотнах, отделяющих лифтовые холлы и лестничные марши от поэтажных коридоров на этажах здания. Данное нарушение требований пожарной безопасности носит режимный характер, так как замена армированного стекла на обычное допущена в рамках эксплуатации объекта.
Заявитель в апелляционной жалобе изложил позицию, согласно которой дома и находящиеся в них конструктивные элементы, находятся в состоянии, имеющем место быть на момент ввода жилых домов в эксплуатацию. Нормы СНиП 31-01-2003, Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на момент ввода жилых домов в эксплуатацию не существовали. Данное обстоятельство товарищество расценивает как отсутствие оснований для выдачи оспариваемых предписаний и соответственно устранения выявленных нарушений.
С названной позицией суд апелляционной инстанции не соглашается, поскольку принятие объекта недвижимого имущества в эксплуатацию не исключает обязанности ответственного лица выполнять противопожарные требования, в том числе введенные в действие после сдачи объекта недвижимости приемочной комиссией.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определения основных положений технического регулирования в области пожарной безопасности и установления общих требований пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения принят Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В силу ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 22.06.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий.
Защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий обеспечиваются снижением динамики нарастания опасных факторов пожара, эвакуацией людей и имущества в безопасную зону и (или) тушением пожара.
Системы противопожарной защиты должны обладать надежностью и устойчивостью к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности.
Изучив материалы дела в совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции сформулировал обоснованный вывод о том, несоблюдение правил пожарной безопасности в многоквартирных жилых домах влечет необеспечение безопасности постоянного места проживания граждан, что создает непосредственную угрозу для их жизни и здоровья. Данное обстоятельство прямо подпадает под исключения, предусмотренные нормой ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В апелляционной жалобе ТСЖ "Наш дом" также указывает, что судом не были проверены и учтены доводы ТСЖ об отсутствии денежных средств у ТСЖ на выполнение всех требований, изложенных в предписаниях. Однако данные доводы не могут быть приняты во внимание как не влияющие на законность и обоснованность предписаний органа пожарного надзора.
Таким образом, поскольку обстоятельства допущения ТСЖ "Наш дом" нарушений норм и правил пожарной безопасности, а также обязанность ТСЖ "Наш дом" по выполнению данных правил и норм в жилом доме N 23, расположенном по ул. Глазкова в г. Волгограде и доме N 27, расположенном по ул. Глазкова в г. Волгограде, являются установленными, то органом пожарного надзора обоснованно выданы спорные предписания.
Не может быть принят во внимание довод ТСЖ "Наш дом" о неисполнимости предписания N 182/1/1 в связи с опечаткой во вводной части предписания в части указания номера дома.
В связи с устранением во вводной части предписания технической ошибки, заявителю направлено уведомление о внесении изменений от 02 февраля 2016 года N 56, в связи с чем у ТСЖ "Наш дом" отсутствуют неясность в каком именно доме подлежат устранению выявленные нарушения.
Приведенные в предписаниях отделения формулировки допущенных нарушений норм пожарной безопасности, обладают достаточной степенью конкретности, позволяющей соотнести такие нарушения с конкретным охраняемым объектом.
Изложенное позволяет прийти к выводу об отсутствии в данном случае совокупности условий, предусмотренных ст. 198, 200, 201 АПК РФ, необходимых для признания предписания N 182/1/1 от 08 сентября 2015 года (жилой дом N 27) в части п. 1, 2, 4, 5, 6, 7 и предписания N 183/1/1 от 08 сентября 2015 года недействительными, что в силу ч. 3 ст. 201 АПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу. Податель апелляционной жалобы не ссылается на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции, и таких доказательств к апелляционной жалобе не прилагает. В целом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений ст. 270 АПК РФ не является основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя. Нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба ТСЖ "Наш дом" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 19 февраля 2016 года по делу N А12-55037/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Наш дом" (г. Волгоград) - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА
Судьи
С.Г.ВЕРЯСКИНА
Н.В.ЛУГОВСКОЙ
С.Г.ВЕРЯСКИНА
Н.В.ЛУГОВСКОЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)