Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Оспариваемым актом жилищная инспекция установила в действиях товарищества нарушения, выразившиеся в неначислении платежей за коммунальную услугу по отоплению собственникам помещений, использующим индивидуальные квартирные источники тепловой энергии.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Дорогиной Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - товарищества собственников жилья "Советская 148" (ИНН 6155069863, ОГРН 1146182001624) - Бурковой Е.Н. (доверенность от 25.04.2017) и Сучкова П.В. (доверенность от 22.05.2017), в отсутствие заинтересованного лица - Государственной жилищной инспекции по Ростовской области (ИНН 6163056346, ОГРН 1036163003029), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Советская 148" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.05.2017 (судья Еремин Ф.Ф.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2017 (судьи Сулименко О.А., Ефимова О.Ю., Илюшин Р.Р.) по делу N А53-7497/2017, установил следующее.
Товарищество собственников жилья "Советская 148" (далее - товарищество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции по Ростовской области (далее - инспекция) от 19.01.2017 N 93.
Решением суда от 24.05.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.07.2017, в удовлетворении требований отказано со ссылкой на то, что жилищное законодательство не освобождает граждан, отключивших свое жилое помещение от центрального отопления, от оплаты за тепловые потери системы отопления многоквартирного дома и расход тепловой энергии на общедомовые нужды.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось товарищество с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора через присоединенную сеть, в то время как у собственников квартир с индивидуальным отоплением отсутствуют договорные отношения с поставщиками тепловой энергии. В этой связи взыскание платы за не предоставленную услугу противоречит нормам действующего законодательства. В соответствии со статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). Однако инспекция не представила доказательства соответствия оспариваемого предписания закону. Так, в материалах дела отсутствуют доказательства наличия теплопотребляющих установок, подключенных к центральному отоплению в квартирах с индивидуальным отоплением, и доказательства того, что собственники жилых помещений с индивидуальным отоплением являются потребителями тепловой энергии от центрального отопления для собственных нужд. Суды не учли, что расчет платы за коммунальную услугу (отопление) по пункту 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) противоречит статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии. Вывод судов о том, что квартиры с индивидуальным отоплением не лишены теплоснабжения за счет теплопередачи через общие конструкции многоквартирного дома, оборудованного системой централизованного отопления, посредством которого отапливается не только жилые помещения, но и общее имущество многоквартирного дома, сделан без учета того, что тепловая энергия не может передаваться ни через общие конструкции многоквартирного дома, ни через стояки, проходящие где бы то ни было, а может передаваться лишь посредством радиаторов. Поскольку в квартирах с индивидуальным отоплением нет радиаторов, подключенных к центральному отоплению, то значит и тепловая энергия центрального отопления не обогревает эти квартиры. Вывод судов о том, что тепловые потери должны оплачиваться теми лицами, для которых тепловая энергия не транспортируется и не предназначена, ошибочен ввиду того, что тепловые потери уже включены в тариф за тепловую энергию АО "Донэнерго", следовательно, оплачивать их должен потребитель, чьи теплопотребляющие установки подключены к тепловым сетям. Также суды не учли, что в многоквартирном доме N 148 по ул. Советская в г. Шахты нет ни одного помещения общего пользования, имеющего теплопотребляющую установку, т.е. тепловая энергия на содержание общего имущества многоквартирного дома не расходуется.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители товарищества поддержали доводы кассационной жалобы.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей товарищества, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в связи с обращением собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Шахты, ул. Советская, 148 (далее - спорный МКД), инспекция провела проверку товарищества по вопросу порядка расчета оплаты за отопление в спорном МКД, в ходе которой установила, что товарищество не производит начисление за коммунальную услугу по отоплению собственникам помещений, использующим индивидуальные квартирные источники тепловой энергии.
По данному факту инспекция составила акт от 19.01.2017 N 13191 и вынесла предписание от 19.01.2017 N 93 об устранении допущенных нарушений в срок до 15.03.2017 путем перерасчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению за период с октября 2016 года по январь 2017 года в соответствии с требованиями пункта 42 (1) Правил N 354 и осуществления ежемесячного начисления за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами N 354.
На основании статей 197 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации товарищество обжаловало предписание инспекции в арбитражный суд.
Суды установили все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовали, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали обоснованный вывод о законности оспариваемого предписания, правомерно исходя из следующего.
В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную и горячую воду, электрическую и тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, в частности, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Формула определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, приведена в пункте 3 приложения 2 Правил N 354.
В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 даны разъяснения, что используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами N 354 значения общей площади жилого помещения (квартиры), нежилого помещения в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в документе, подтверждающем право собственности (пользования) на помещение в многоквартирном доме, передаточном акте или ином документе о передаче застройщиком помещения в многоквартирном доме, техническом паспорте жилого помещения (квартиры) или техническом паспорте многоквартирного дома, а значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
В силу подпункта "в" пункта 35 Правил N 354 потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления этим домом в составе платы за коммунальные услуги должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, за исключением коммунальной услуги по отоплению. Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 23.11.2017 N Ф08-8830/2017 ПО ДЕЛУ N А53-7497/2017
Требование: О признании недействительным предписания жилищной инспекции.Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Оспариваемым актом жилищная инспекция установила в действиях товарищества нарушения, выразившиеся в неначислении платежей за коммунальную услугу по отоплению собственникам помещений, использующим индивидуальные квартирные источники тепловой энергии.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 ноября 2017 г. по делу N А53-7497/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Дорогиной Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - товарищества собственников жилья "Советская 148" (ИНН 6155069863, ОГРН 1146182001624) - Бурковой Е.Н. (доверенность от 25.04.2017) и Сучкова П.В. (доверенность от 22.05.2017), в отсутствие заинтересованного лица - Государственной жилищной инспекции по Ростовской области (ИНН 6163056346, ОГРН 1036163003029), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Советская 148" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.05.2017 (судья Еремин Ф.Ф.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2017 (судьи Сулименко О.А., Ефимова О.Ю., Илюшин Р.Р.) по делу N А53-7497/2017, установил следующее.
Товарищество собственников жилья "Советская 148" (далее - товарищество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции по Ростовской области (далее - инспекция) от 19.01.2017 N 93.
Решением суда от 24.05.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.07.2017, в удовлетворении требований отказано со ссылкой на то, что жилищное законодательство не освобождает граждан, отключивших свое жилое помещение от центрального отопления, от оплаты за тепловые потери системы отопления многоквартирного дома и расход тепловой энергии на общедомовые нужды.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось товарищество с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора через присоединенную сеть, в то время как у собственников квартир с индивидуальным отоплением отсутствуют договорные отношения с поставщиками тепловой энергии. В этой связи взыскание платы за не предоставленную услугу противоречит нормам действующего законодательства. В соответствии со статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). Однако инспекция не представила доказательства соответствия оспариваемого предписания закону. Так, в материалах дела отсутствуют доказательства наличия теплопотребляющих установок, подключенных к центральному отоплению в квартирах с индивидуальным отоплением, и доказательства того, что собственники жилых помещений с индивидуальным отоплением являются потребителями тепловой энергии от центрального отопления для собственных нужд. Суды не учли, что расчет платы за коммунальную услугу (отопление) по пункту 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) противоречит статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии. Вывод судов о том, что квартиры с индивидуальным отоплением не лишены теплоснабжения за счет теплопередачи через общие конструкции многоквартирного дома, оборудованного системой централизованного отопления, посредством которого отапливается не только жилые помещения, но и общее имущество многоквартирного дома, сделан без учета того, что тепловая энергия не может передаваться ни через общие конструкции многоквартирного дома, ни через стояки, проходящие где бы то ни было, а может передаваться лишь посредством радиаторов. Поскольку в квартирах с индивидуальным отоплением нет радиаторов, подключенных к центральному отоплению, то значит и тепловая энергия центрального отопления не обогревает эти квартиры. Вывод судов о том, что тепловые потери должны оплачиваться теми лицами, для которых тепловая энергия не транспортируется и не предназначена, ошибочен ввиду того, что тепловые потери уже включены в тариф за тепловую энергию АО "Донэнерго", следовательно, оплачивать их должен потребитель, чьи теплопотребляющие установки подключены к тепловым сетям. Также суды не учли, что в многоквартирном доме N 148 по ул. Советская в г. Шахты нет ни одного помещения общего пользования, имеющего теплопотребляющую установку, т.е. тепловая энергия на содержание общего имущества многоквартирного дома не расходуется.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители товарищества поддержали доводы кассационной жалобы.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей товарищества, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в связи с обращением собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Шахты, ул. Советская, 148 (далее - спорный МКД), инспекция провела проверку товарищества по вопросу порядка расчета оплаты за отопление в спорном МКД, в ходе которой установила, что товарищество не производит начисление за коммунальную услугу по отоплению собственникам помещений, использующим индивидуальные квартирные источники тепловой энергии.
По данному факту инспекция составила акт от 19.01.2017 N 13191 и вынесла предписание от 19.01.2017 N 93 об устранении допущенных нарушений в срок до 15.03.2017 путем перерасчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению за период с октября 2016 года по январь 2017 года в соответствии с требованиями пункта 42 (1) Правил N 354 и осуществления ежемесячного начисления за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами N 354.
На основании статей 197 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации товарищество обжаловало предписание инспекции в арбитражный суд.
Суды установили все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовали, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали обоснованный вывод о законности оспариваемого предписания, правомерно исходя из следующего.
В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную и горячую воду, электрическую и тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, в частности, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Формула определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, приведена в пункте 3 приложения 2 Правил N 354.
В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 даны разъяснения, что используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами N 354 значения общей площади жилого помещения (квартиры), нежилого помещения в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в документе, подтверждающем право собственности (пользования) на помещение в многоквартирном доме, передаточном акте или ином документе о передаче застройщиком помещения в многоквартирном доме, техническом паспорте жилого помещения (квартиры) или техническом паспорте многоквартирного дома, а значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
В силу подпункта "в" пункта 35 Правил N 354 потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления этим домом в составе платы за коммунальные услуги должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, за исключением коммунальной услуги по отоплению. Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)