Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семиглазова В.А.
судей Мельниковой Н.А., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Милашунас Ю.А.
при участии:
от истца (заявителя): Некрестьянов Д.С. по доверенности от 15.12.2015
от ответчика (должника): Шабодо К.С. по доверенности от 09.02.2016, Передков И.Г. по доверенности от 13.05.2016
от 3-х лиц: 1. Кулаков А.И. по доверенности от 15.01.2016,
2. не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19773/2016) ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.05.2016 по делу N А56-92841/2015 (судья Золотарева Я.В.), принятое
по иску (заявлению) Общества с ограниченной ответственностью "Жилстройсервис"
к Государственному унитарному предприятию "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
3-и лица: 1. Общество с ограниченной ответственностью "Строительная Компания "НАВИС", 2. Жилищно-строительный кооператив "Дом БДТ"
о понуждении заключить договор теплоснабжения,
Общество с ограниченной ответственностью "Жилстройсервис" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к государственному унитарному предприятию "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - ответчик) о понуждении заключить договор теплоснабжения по проекту договора от 16.12.2015, приложенному к иску.
В судебном заседании, состоявшемся 15.03.2016, приняты к рассмотрению уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) исковые требования в части пункта 1.1 проекта договора теплоснабжения в связи с допущенной ошибкой, изложив его в следующей редакции: "1.1. По настоящему договору энергоснабжающая организация обеспечивает подачу абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии в горячей воде от сети энергоснабжающей организации на ее границе, а абонент обязуется своевременно оплачивать принятую тепловую энергию по адресу: Санкт-Петербург, ул. Доблести, д. 7, корп. 1, литер А (многоквартирный дом); ул. Доблести, д. 7, корп. 2, литер А (многоквартирный дом), а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии".
Определением от 15.03.2016 судом отклонено ходатайство ответчика об объединении в одно производство настоящего дела с делом N А56-96731/2015, по иску государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" к обществу с ограниченной ответственностью "Строительная Компания "НАВИС" о взыскании задолженности за бездоговорное теплопотребление и процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 06.12.2014.
Решением суда от 31.05.2016 г. заявленные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и нарушение норм процессуального и материального права. Ответчик указывает на отсутствие разрешения на допуск энергоустановки в постоянную эксплуатацию застройщиком, строительный объект был самовольно подключен к источнику тепла обществом с ограниченной ответственностью "Строительная Компания "НАВИС" (третье лицо), а проект договора ранее истец ответчику не направлял, что является основанием для оставления искового заявления без рассмотрения.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители истца и третьего лица возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
В судебном заседании 07.09.2016 был объявлен перерыв до 14.09.2016. После перерыва судебное заседание продолжено.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Жилищно-строительный кооператив "Дом БДТ" на основании акта от 06.12.2014 принял от ООО "Строительная компания "Навис" жилой комплекс со встроенно-пристроенными учреждениями обслуживания, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, ул. Доблести, д. 7, корп. 1, 2, лит. А, одновременно передана техническая и эксплуатационная документация.
Истец на основании договора от 01.10.2013, заключенного с жилищно-строительным кооперативом "Дом БДТ", выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов по адресам: г. Санкт-Петербург, ул. Доблести, д. 7, корп. 1, лит. А и корпус 3, лит. А, предоставляя коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся на законном основании помещениями в этом доме лицам, осуществляет иную направленную на достижение целей правления многоквартирными домами деятельности. В пункте 7.2 установлен срок действия договора пять лет - с 01.10.2013 по 30.09.2018; в отсутствие заявления одной из сторон о прекращении договора по окончании срока его действия договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены договором.
Истец 15.04.2015 обратился к ответчику с заявлением о заключении договора теплоснабжения многоквартирных домов, находящихся в его управлении.
В ответе от 07.05.2015 ответчик отказал в заключении договора, указав на то, что им ведется работа по заключению договора теплоснабжения на проведение пусконаладочных работ с третьим лицом, обществом с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Навис", после чего с истцом может быть заключен договор о порядке расчетов за потребленную тепловую энергию.
По требованию ответчика истец 10.09.2015 представил документы, необходимые для заключения договора теплоснабжения, указанные ответчиком.
Поскольку договор ответчиком не заключен, истец обратился в арбитражный суд с исковым требованием о понуждении заключить договор теплоснабжения.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, апелляционный суд признал апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в случае заключения договора управления многоквартирным домом жилищным кооперативом или иным специализированным кооперативом с управляющей организацией коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в данном доме предоставляются управляющей организацией.
В соответствии с пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Согласно пункту 4 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2014 N 124 (далее - Правила N 124), управляющая организация обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения в случае, если на такую управляющую организацию, товарищество или кооператив в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
Следовательно, обязанность по заключению договоров с ресурсоснабжающей организацией на поставку коммунальных ресурсов в интересах потребителей коммунальных услуг является обязанностью управляющей организации по отношению к потребителям коммунальных услуг.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) предусмотрено, что потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
Согласно пункту 11 статьи 2 Закона N 190-ФЗ под теплоснабжающей организацией понимается организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
Согласно пункту 7 статьи 15 Закона N 190-ФЗ для единой теплоснабжающей организации публичным является договор теплоснабжения. Единая теплоснабжающая организация не вправе отказать потребителю тепловой энергии в заключении договора теплоснабжения при условии соблюдения указанным потребителем выданных ему в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения (технологического присоединения) к тепловым сетям принадлежащих ему объектов капитального строительства (далее - технические условия).
В соответствии с пунктом 3 Правил организации теплоснабжения, утвержденных Правительством Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила), статус единой теплоснабжающей организации присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации решением федерального органа исполнительной власти (в отношении городов с населением 500 тысяч человек и более) или органа местного самоуправления (далее - уполномоченные органы) при утверждении схемы теплоснабжения поселения, городского округа.
Согласно пункту 4.4.19 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2008 N 400, Приказом Минэнерго России от 08.07.2015 N 461 утверждена актуализированная схема теплоснабжения Санкт-Петербурга на период до 2030 года, согласно которой ответчик является единой теплоснабжающей организацией.
Вопреки доводам Ответчика, указанная Схема имеется в свободном доступе на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга и содержит прямое указание на Ответчика как единую теплоснабжающую организацию.
Более того, с учетом наличия у данного акта статуса нормативного акта отсутствие данного акта в материалах дела не свидетельствует о невозможности применения судом его при вынесении решения.
Таким образом, судом был сделан верный вывод о том, что Ответчик является единой теплоснабжающей организацией и заключение договора теплоснабжения для него является обязательным в соответствии с п. 7 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
Доводы Ответчика относительно возможности заключения между ЖСК "Дом БДТ" и Истцом договора от 01.10.2013, по условиям которого Истец обязался выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов по адресу: Санкт-Петербург, ул. Доблести д. 7 корпус 1 литера А, корпус 2 литера А, корпус 3 литера А (далее - Объекты), являются несостоятельными и не относятся к рассматриваемому делу. На настоящий момент Объекты введены в эксплуатацию, договор от 01.10.2013 является действующим и согласно его условиям Истец обязан обеспечить бесперебойное тепловодоснабжение Объектов.
Таким образом, заключение договора теплоснабжения является обязательным для ответчика.
В Апелляционной жалобе Ответчик утверждает, что у него не имеется оснований для заключения договора теплоснабжения с Истцом в связи с отсутствием отвечающего техническим требованиям и введенного в эксплуатацию энергопринимающего устройства, а имеющееся у Истца разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки является временным - для проведения пусконаладочных работ, только после приемки которых возможна выдача постоянного разрешения и заключение договора теплоснабжения.
Вопреки указанию Ответчика, данные доводы были исследованы судом первой инстанции в ходе рассмотрения дела и правомерно отклонены в связи с их необоснованностью.
Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утв. приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115, и Порядок организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок, утв. приказом Ростехнадзора от 07.04.2008 N 212, на которые ссылается Ответчик, подтверждая свою позицию, устанавливают порядок приемки и допуска в эксплуатацию тепловых энергоустановок, в том числе проведение пусконаладочных работ, однако их применение ограничено их подзаконным характером и применением только в части не противоречащей Закону о теплоснабжении, принятому существенно позднее.
Потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения, который заключается в соответствии с Законом о теплоснабжении. Указанный Закон содержит специальные нормы, регулирующие рассматриваемый вопрос, обладает большей юридической силой и был принят позднее подзаконных актов, на которые ссылается Ответчик. Таким образом, содержащееся в подзаконных актах регулирование, отличное от того, которое прямо предусмотрено Законом о теплоснабжении, применению не подлежит.
Помимо Закона о теплоснабжении, регулирование заключения договора о теплоснабжении, а также подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок и тепловых сетей осуществляется в соответствии со следующими специальными нормативно-правовыми актами:
- 1. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 307 "О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила подключения к системам теплоснабжения);
- 2. Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила теплоснабжения).
Как было указано в исковом заявлении, объекты, которые просит подключить Истец, построены в соответствии с техническими условиями подключения, что в соответствии с п. 7 ст. 15 Закона о теплоснабжении означает запрет на отказ в заключении договора теплоснабжения.
Кроме того, ни в одном из перечисленных нормативно-правовых актов вообще не упоминается о необходимости проведения каких-либо пусконаладочных работ для дальнейшего заключения договора теплоснабжения. Не содержат данные акты и указания на то, что разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки может являться временным.
Таким образом, довод Ответчика о том, что разрешение на допуск энергоустановки в постоянную эксплуатацию у Истца отсутствует, не соответствует действительности и указанному выше регулированию.
Так же, как было указано Истцом в представленных в материалы дела письменных пояснениях. Истец просит заключить договор теплоснабжения в отношении вновь построенных двух многоквартирных жилых домов, в связи с чем, на него не распространяется содержащееся в п. 36 Правил теплоснабжения требование о предоставлении разрешения на допуск в эксплуатацию энергоустановки, так как ввод в эксплуатацию данных энергоустановок подтверждается разрешением на ввод, которое было представлено Ответчику.
Более того, вопрос ввода энергоустановок в эксплуатацию, как следует из п. 36 Правил теплоснабжения, относится к заключению договора теплоснабжения лишь в случае, если объект не должен вводиться в эксплуатацию на основании разрешения по правилам Градостроительного кодекса РФ, и решается каждым абонентом с органами Ростехнадзора. Приказ Ростехнадзора от 07.04.2008 N 212, на который ссылается Ответчик, устанавливает порядок организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок в случаях, когда такой допуск требуется в соответствии с законом, и не имеет отношения к регулированию заключения договора теплоснабжения.
При этом приведенная Ответчиком в обоснование его позиции судебная практика не является относимой.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 16.11.2010 N ВАС-4451/10 рассматривался налоговый спор между Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 10 по Санкт-Петербургу и организацией по поводу доначисления платежей по налогу на имущество. Основной вопрос, изучавшийся судами по этому делу, касался учета имущества в качестве основного средства по правилам бухгалтерского учета.
Согласно пункту 2 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Пунктом 36 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808), установлен перечень документов, прилагаемых к заявке на заключение договора теплоснабжения, в числе которых проект договора не поименован. В силу пункта 40 названных Правил именно на теплоснабжающую организацию возложена обязанность направить заявителю 2 экземпляра подписанного проекта договора в том случае, если заявка оформлена надлежащим образом и представлены необходимые документы.
В пунктах 6 и 7 Правил N 124 также приведен перечень документов, которые исполнитель коммунальных услуг вместе с заявкой на заключение договора обязан представить ресурсоснабжающей организации. В них проект договора не указан.
Согласно пункту 11 Правил N 124 в случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе названным Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, или об отказе от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным названными Правилами, а также в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным названными Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 445 ГК РФ если сторона, для которой заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор; в этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона N 190-ФЗ договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены названным Законом для договоров теплоснабжения, с учетом особенностей, установленных правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 1 статьи 548 ГК РФ установлено, что правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу части 1 статьи 14 Закона N 190-ФЗ подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных данным Законом, правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 14 Закона N 190-ФЗ установлено, что подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании договора на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, который является публичным для теплоснабжающей организации, теплосетевой организации.
Договор о подключении объекта к тепловым сетям N 343.055.10 был заключен ответчиком 23.12.2010 с ООО "Строительная компания "Навис".
Подписанным сторонами названного договора актом от 25.02.2014 о подключении подтверждено, что ответчиком обеспечена возможность подачи тепловой энергии в точке (точках) подключения объекта капитального строительства к тепловым сетям ответчика в соответствии с условиями подключения в пределах согласованного количества тепловой мощности в размере 3,151847 Гкал/ч.
Сторонами также составлен акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон.
В соответствии с пунктом 10 статьи 15 Закона N 190-ФЗ теплоснабжение потребителей осуществляется в соответствии с правилами организации теплоснабжения, которые утверждаются Правительством Российской Федерации и должны содержать существенные условия договора теплоснабжения.
Данные Правила N 808 устанавливают порядок организации теплоснабжения потребителей, в том числе существенные условия договоров теплоснабжения и оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, особенности заключения и условия договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, порядок организации заключения указанных договоров между теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, а также порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае нарушения ими условий договоров.
Доказательств того, что имеющиеся технические условия подключения (технологического присоединения) к тепловым сетям принадлежащих истцу объектов капитального строительства не соответствуют установленным требованиям, в материалы дела не представлены.
Представленный истцом проект договора в целом соответствует требованиям законодательства и содержит существенные условия договора теплоснабжения, установленные пунктом 20 Правил N 808.
К договору теплоснабжения прилагаются акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон. Условия договора теплоснабжения не должны противоречить документам на подключение теплопотребляющих установок потребителя.
В материалах дела имеется названный акт, составленный ответчиком и третьим лицом, и отражающий фактическое разграничение балансовой и эксплуатационной ответственности между сторонами.
Также истцом представлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 78-2908в-2014, выданное 05.12.2014 Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга, которым разрешено введение в эксплуатацию жилого комплекса по указанному адресу.
Вместе с тем, условие о неустойке, начисляемой за каждый день просрочки исходя из размера процентной ставки рефинансирования, устанавливаемой Центральным банком РФ и действующей на день оплаты абонентом платежного требования или его соответствующей части, содержащееся в пункте 5.7 договора, находятся в противоречии с требованиями пункта 9.2 статьи 15 Закона N 190-ФЗ. Названная норма, действующая с 01.01.2016, предусматривает, что товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Абзац 2 пункта 8.1 договора предусматривает распространение договора на отношения сторон по теплоснабжению с момента ввода многоквартирных жилых домов в эксплуатацию (с 05.12.2014), тогда как согласно пункту 2 статьи 425 ГК РФ включение подобного условия в договор возможно только по соглашению сторон, которое отсутствует: данное условие не отнесено к существенным условиям договора теплоснабжения.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, арбитражный суд законно удовлетворил исковые требования о заключении договора теплоснабжения с учетом приведения условий проекта договора, представленного истцом, в соответствие с императивными требованиями закона.
В силу ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Сведений о наличии у ответчика аргументированных возражений в деле не имеется.
Апелляционным судом не установлено нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции, обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.05.2016 по делу N А56-92841/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.09.2016 N 13АП-19773/2016 ПО ДЕЛУ N А56-92841/2015
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 сентября 2016 г. N 13АП-19773/2016
Дело N А56-92841/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семиглазова В.А.
судей Мельниковой Н.А., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Милашунас Ю.А.
при участии:
от истца (заявителя): Некрестьянов Д.С. по доверенности от 15.12.2015
от ответчика (должника): Шабодо К.С. по доверенности от 09.02.2016, Передков И.Г. по доверенности от 13.05.2016
от 3-х лиц: 1. Кулаков А.И. по доверенности от 15.01.2016,
2. не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19773/2016) ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.05.2016 по делу N А56-92841/2015 (судья Золотарева Я.В.), принятое
по иску (заявлению) Общества с ограниченной ответственностью "Жилстройсервис"
к Государственному унитарному предприятию "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
3-и лица: 1. Общество с ограниченной ответственностью "Строительная Компания "НАВИС", 2. Жилищно-строительный кооператив "Дом БДТ"
о понуждении заключить договор теплоснабжения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилстройсервис" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к государственному унитарному предприятию "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - ответчик) о понуждении заключить договор теплоснабжения по проекту договора от 16.12.2015, приложенному к иску.
В судебном заседании, состоявшемся 15.03.2016, приняты к рассмотрению уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) исковые требования в части пункта 1.1 проекта договора теплоснабжения в связи с допущенной ошибкой, изложив его в следующей редакции: "1.1. По настоящему договору энергоснабжающая организация обеспечивает подачу абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии в горячей воде от сети энергоснабжающей организации на ее границе, а абонент обязуется своевременно оплачивать принятую тепловую энергию по адресу: Санкт-Петербург, ул. Доблести, д. 7, корп. 1, литер А (многоквартирный дом); ул. Доблести, д. 7, корп. 2, литер А (многоквартирный дом), а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии".
Определением от 15.03.2016 судом отклонено ходатайство ответчика об объединении в одно производство настоящего дела с делом N А56-96731/2015, по иску государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" к обществу с ограниченной ответственностью "Строительная Компания "НАВИС" о взыскании задолженности за бездоговорное теплопотребление и процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 06.12.2014.
Решением суда от 31.05.2016 г. заявленные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и нарушение норм процессуального и материального права. Ответчик указывает на отсутствие разрешения на допуск энергоустановки в постоянную эксплуатацию застройщиком, строительный объект был самовольно подключен к источнику тепла обществом с ограниченной ответственностью "Строительная Компания "НАВИС" (третье лицо), а проект договора ранее истец ответчику не направлял, что является основанием для оставления искового заявления без рассмотрения.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители истца и третьего лица возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
В судебном заседании 07.09.2016 был объявлен перерыв до 14.09.2016. После перерыва судебное заседание продолжено.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Жилищно-строительный кооператив "Дом БДТ" на основании акта от 06.12.2014 принял от ООО "Строительная компания "Навис" жилой комплекс со встроенно-пристроенными учреждениями обслуживания, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, ул. Доблести, д. 7, корп. 1, 2, лит. А, одновременно передана техническая и эксплуатационная документация.
Истец на основании договора от 01.10.2013, заключенного с жилищно-строительным кооперативом "Дом БДТ", выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов по адресам: г. Санкт-Петербург, ул. Доблести, д. 7, корп. 1, лит. А и корпус 3, лит. А, предоставляя коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся на законном основании помещениями в этом доме лицам, осуществляет иную направленную на достижение целей правления многоквартирными домами деятельности. В пункте 7.2 установлен срок действия договора пять лет - с 01.10.2013 по 30.09.2018; в отсутствие заявления одной из сторон о прекращении договора по окончании срока его действия договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены договором.
Истец 15.04.2015 обратился к ответчику с заявлением о заключении договора теплоснабжения многоквартирных домов, находящихся в его управлении.
В ответе от 07.05.2015 ответчик отказал в заключении договора, указав на то, что им ведется работа по заключению договора теплоснабжения на проведение пусконаладочных работ с третьим лицом, обществом с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Навис", после чего с истцом может быть заключен договор о порядке расчетов за потребленную тепловую энергию.
По требованию ответчика истец 10.09.2015 представил документы, необходимые для заключения договора теплоснабжения, указанные ответчиком.
Поскольку договор ответчиком не заключен, истец обратился в арбитражный суд с исковым требованием о понуждении заключить договор теплоснабжения.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, апелляционный суд признал апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в случае заключения договора управления многоквартирным домом жилищным кооперативом или иным специализированным кооперативом с управляющей организацией коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в данном доме предоставляются управляющей организацией.
В соответствии с пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Согласно пункту 4 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2014 N 124 (далее - Правила N 124), управляющая организация обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения в случае, если на такую управляющую организацию, товарищество или кооператив в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
Следовательно, обязанность по заключению договоров с ресурсоснабжающей организацией на поставку коммунальных ресурсов в интересах потребителей коммунальных услуг является обязанностью управляющей организации по отношению к потребителям коммунальных услуг.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) предусмотрено, что потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
Согласно пункту 11 статьи 2 Закона N 190-ФЗ под теплоснабжающей организацией понимается организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
Согласно пункту 7 статьи 15 Закона N 190-ФЗ для единой теплоснабжающей организации публичным является договор теплоснабжения. Единая теплоснабжающая организация не вправе отказать потребителю тепловой энергии в заключении договора теплоснабжения при условии соблюдения указанным потребителем выданных ему в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения (технологического присоединения) к тепловым сетям принадлежащих ему объектов капитального строительства (далее - технические условия).
В соответствии с пунктом 3 Правил организации теплоснабжения, утвержденных Правительством Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила), статус единой теплоснабжающей организации присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации решением федерального органа исполнительной власти (в отношении городов с населением 500 тысяч человек и более) или органа местного самоуправления (далее - уполномоченные органы) при утверждении схемы теплоснабжения поселения, городского округа.
Согласно пункту 4.4.19 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2008 N 400, Приказом Минэнерго России от 08.07.2015 N 461 утверждена актуализированная схема теплоснабжения Санкт-Петербурга на период до 2030 года, согласно которой ответчик является единой теплоснабжающей организацией.
Вопреки доводам Ответчика, указанная Схема имеется в свободном доступе на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга и содержит прямое указание на Ответчика как единую теплоснабжающую организацию.
Более того, с учетом наличия у данного акта статуса нормативного акта отсутствие данного акта в материалах дела не свидетельствует о невозможности применения судом его при вынесении решения.
Таким образом, судом был сделан верный вывод о том, что Ответчик является единой теплоснабжающей организацией и заключение договора теплоснабжения для него является обязательным в соответствии с п. 7 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
Доводы Ответчика относительно возможности заключения между ЖСК "Дом БДТ" и Истцом договора от 01.10.2013, по условиям которого Истец обязался выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов по адресу: Санкт-Петербург, ул. Доблести д. 7 корпус 1 литера А, корпус 2 литера А, корпус 3 литера А (далее - Объекты), являются несостоятельными и не относятся к рассматриваемому делу. На настоящий момент Объекты введены в эксплуатацию, договор от 01.10.2013 является действующим и согласно его условиям Истец обязан обеспечить бесперебойное тепловодоснабжение Объектов.
Таким образом, заключение договора теплоснабжения является обязательным для ответчика.
В Апелляционной жалобе Ответчик утверждает, что у него не имеется оснований для заключения договора теплоснабжения с Истцом в связи с отсутствием отвечающего техническим требованиям и введенного в эксплуатацию энергопринимающего устройства, а имеющееся у Истца разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки является временным - для проведения пусконаладочных работ, только после приемки которых возможна выдача постоянного разрешения и заключение договора теплоснабжения.
Вопреки указанию Ответчика, данные доводы были исследованы судом первой инстанции в ходе рассмотрения дела и правомерно отклонены в связи с их необоснованностью.
Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утв. приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115, и Порядок организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок, утв. приказом Ростехнадзора от 07.04.2008 N 212, на которые ссылается Ответчик, подтверждая свою позицию, устанавливают порядок приемки и допуска в эксплуатацию тепловых энергоустановок, в том числе проведение пусконаладочных работ, однако их применение ограничено их подзаконным характером и применением только в части не противоречащей Закону о теплоснабжении, принятому существенно позднее.
Потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения, который заключается в соответствии с Законом о теплоснабжении. Указанный Закон содержит специальные нормы, регулирующие рассматриваемый вопрос, обладает большей юридической силой и был принят позднее подзаконных актов, на которые ссылается Ответчик. Таким образом, содержащееся в подзаконных актах регулирование, отличное от того, которое прямо предусмотрено Законом о теплоснабжении, применению не подлежит.
Помимо Закона о теплоснабжении, регулирование заключения договора о теплоснабжении, а также подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок и тепловых сетей осуществляется в соответствии со следующими специальными нормативно-правовыми актами:
- 1. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 307 "О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила подключения к системам теплоснабжения);
- 2. Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила теплоснабжения).
Как было указано в исковом заявлении, объекты, которые просит подключить Истец, построены в соответствии с техническими условиями подключения, что в соответствии с п. 7 ст. 15 Закона о теплоснабжении означает запрет на отказ в заключении договора теплоснабжения.
Кроме того, ни в одном из перечисленных нормативно-правовых актов вообще не упоминается о необходимости проведения каких-либо пусконаладочных работ для дальнейшего заключения договора теплоснабжения. Не содержат данные акты и указания на то, что разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки может являться временным.
Таким образом, довод Ответчика о том, что разрешение на допуск энергоустановки в постоянную эксплуатацию у Истца отсутствует, не соответствует действительности и указанному выше регулированию.
Так же, как было указано Истцом в представленных в материалы дела письменных пояснениях. Истец просит заключить договор теплоснабжения в отношении вновь построенных двух многоквартирных жилых домов, в связи с чем, на него не распространяется содержащееся в п. 36 Правил теплоснабжения требование о предоставлении разрешения на допуск в эксплуатацию энергоустановки, так как ввод в эксплуатацию данных энергоустановок подтверждается разрешением на ввод, которое было представлено Ответчику.
Более того, вопрос ввода энергоустановок в эксплуатацию, как следует из п. 36 Правил теплоснабжения, относится к заключению договора теплоснабжения лишь в случае, если объект не должен вводиться в эксплуатацию на основании разрешения по правилам Градостроительного кодекса РФ, и решается каждым абонентом с органами Ростехнадзора. Приказ Ростехнадзора от 07.04.2008 N 212, на который ссылается Ответчик, устанавливает порядок организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок в случаях, когда такой допуск требуется в соответствии с законом, и не имеет отношения к регулированию заключения договора теплоснабжения.
При этом приведенная Ответчиком в обоснование его позиции судебная практика не является относимой.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 16.11.2010 N ВАС-4451/10 рассматривался налоговый спор между Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 10 по Санкт-Петербургу и организацией по поводу доначисления платежей по налогу на имущество. Основной вопрос, изучавшийся судами по этому делу, касался учета имущества в качестве основного средства по правилам бухгалтерского учета.
Согласно пункту 2 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Пунктом 36 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808), установлен перечень документов, прилагаемых к заявке на заключение договора теплоснабжения, в числе которых проект договора не поименован. В силу пункта 40 названных Правил именно на теплоснабжающую организацию возложена обязанность направить заявителю 2 экземпляра подписанного проекта договора в том случае, если заявка оформлена надлежащим образом и представлены необходимые документы.
В пунктах 6 и 7 Правил N 124 также приведен перечень документов, которые исполнитель коммунальных услуг вместе с заявкой на заключение договора обязан представить ресурсоснабжающей организации. В них проект договора не указан.
Согласно пункту 11 Правил N 124 в случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе названным Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, или об отказе от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным названными Правилами, а также в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным названными Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 445 ГК РФ если сторона, для которой заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор; в этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона N 190-ФЗ договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены названным Законом для договоров теплоснабжения, с учетом особенностей, установленных правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 1 статьи 548 ГК РФ установлено, что правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу части 1 статьи 14 Закона N 190-ФЗ подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных данным Законом, правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 14 Закона N 190-ФЗ установлено, что подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании договора на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, который является публичным для теплоснабжающей организации, теплосетевой организации.
Договор о подключении объекта к тепловым сетям N 343.055.10 был заключен ответчиком 23.12.2010 с ООО "Строительная компания "Навис".
Подписанным сторонами названного договора актом от 25.02.2014 о подключении подтверждено, что ответчиком обеспечена возможность подачи тепловой энергии в точке (точках) подключения объекта капитального строительства к тепловым сетям ответчика в соответствии с условиями подключения в пределах согласованного количества тепловой мощности в размере 3,151847 Гкал/ч.
Сторонами также составлен акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон.
В соответствии с пунктом 10 статьи 15 Закона N 190-ФЗ теплоснабжение потребителей осуществляется в соответствии с правилами организации теплоснабжения, которые утверждаются Правительством Российской Федерации и должны содержать существенные условия договора теплоснабжения.
Данные Правила N 808 устанавливают порядок организации теплоснабжения потребителей, в том числе существенные условия договоров теплоснабжения и оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, особенности заключения и условия договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, порядок организации заключения указанных договоров между теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, а также порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае нарушения ими условий договоров.
Доказательств того, что имеющиеся технические условия подключения (технологического присоединения) к тепловым сетям принадлежащих истцу объектов капитального строительства не соответствуют установленным требованиям, в материалы дела не представлены.
Представленный истцом проект договора в целом соответствует требованиям законодательства и содержит существенные условия договора теплоснабжения, установленные пунктом 20 Правил N 808.
К договору теплоснабжения прилагаются акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон. Условия договора теплоснабжения не должны противоречить документам на подключение теплопотребляющих установок потребителя.
В материалах дела имеется названный акт, составленный ответчиком и третьим лицом, и отражающий фактическое разграничение балансовой и эксплуатационной ответственности между сторонами.
Также истцом представлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 78-2908в-2014, выданное 05.12.2014 Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга, которым разрешено введение в эксплуатацию жилого комплекса по указанному адресу.
Вместе с тем, условие о неустойке, начисляемой за каждый день просрочки исходя из размера процентной ставки рефинансирования, устанавливаемой Центральным банком РФ и действующей на день оплаты абонентом платежного требования или его соответствующей части, содержащееся в пункте 5.7 договора, находятся в противоречии с требованиями пункта 9.2 статьи 15 Закона N 190-ФЗ. Названная норма, действующая с 01.01.2016, предусматривает, что товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Абзац 2 пункта 8.1 договора предусматривает распространение договора на отношения сторон по теплоснабжению с момента ввода многоквартирных жилых домов в эксплуатацию (с 05.12.2014), тогда как согласно пункту 2 статьи 425 ГК РФ включение подобного условия в договор возможно только по соглашению сторон, которое отсутствует: данное условие не отнесено к существенным условиям договора теплоснабжения.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, арбитражный суд законно удовлетворил исковые требования о заключении договора теплоснабжения с учетом приведения условий проекта договора, представленного истцом, в соответствие с императивными требованиями закона.
В силу ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Сведений о наличии у ответчика аргументированных возражений в деле не имеется.
Апелляционным судом не установлено нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции, обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.05.2016 по делу N А56-92841/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
В.А.СЕМИГЛАЗОВ
В.А.СЕМИГЛАЗОВ
Судьи
Н.А.МЕЛЬНИКОВА
О.В.ФУРКАЛО
Н.А.МЕЛЬНИКОВА
О.В.ФУРКАЛО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)