Судебные решения, арбитраж
Социальный наем жилого помещения; Жилищное право
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Н.Н. Левина к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Суд кассационной инстанции, отменив судебные постановления нижестоящих инстанций, удовлетворил требования государственного органа о выселении гражданина Н.Н. Левина, уволенного по достижении предельного возраста пребывания на службе из органов Государственной противопожарной службы МЧС России, и членов его семьи из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. Как указал суд кассационной инстанции, Н.Н. Левину после вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации было предоставлено служебное жилое помещение на период прохождения службы и он не входит в круг лиц, установленных статьей 103 данного Кодекса, которые не могут быть выселены из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. Также суд отметил, что к спорным отношениям не могут быть применены положения Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", касающиеся предоставления жилищных гарантий лицам, уволенным с военной службы, которые были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления до 1 января 2005 года, поскольку обеспечение жильем лиц, уволенных со службы в Государственной противопожарной службе, регулируется Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Н.Н. Левин оспаривает конституционность статьи 6 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающей дополнительные жилищные гарантии (предоставление жилья или единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения) для определенной категории граждан, в том числе для граждан, состоящих на службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы или уволенных с нее, в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу.
По мнению заявителя, оспариваемая норма не соответствует Конституции Российской Федерации, в том числе ее статьям 19 и 40, поскольку не содержит указания на недопустимость выселения из служебных жилых помещений без предоставления другого жилья граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года в органах местного самоуправления и уволенных со службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, при наличии соответствующих оснований для увольнения и продолжительности службы, тем самым допуская ограничение жилищных прав указанных граждан по сравнению с жилищными правами военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1), малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Разрешение же вопросов, связанных с установлением конкретных форм, источников и порядка предоставления гражданам жилых помещений, относится к прерогативе федерального законодателя, который, будучи связан конституционным принципом справедливости, обладает широкой дискрецией при определении круга лиц, которым предоставляются жилищные гарантии, а также условий их предоставления.
При этом само по себе различие в порядке и условиях предоставления дополнительных жилищных гарантий государственным служащим, основанное на дифференциации видов государственной службы, не может свидетельствовать о нарушении конституционного принципа равенства либо о дискриминации граждан, которые самостоятельно выбирают, в каком государственном органе они намерены проходить государственную службу. При этом выбранный гражданами вид государственной службы предопределяет их специальный правовой статус, включающий установленные правовыми актами меры социальной поддержки.
Соответственно, оспариваемая норма, которая не регламентирует вопросы, касающиеся правового режима служебных жилых помещений, условий и оснований для выселения граждан из этих помещений, не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя в указанном им аспекте. Разрешение же вопроса о внесении изменений в действующее правовое регулирование не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Левина Николая Николаевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ ОТ 28.09.2017 N 1954-О
Разделы:Социальный наем жилого помещения; Жилищное право
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 сентября 2017 г. N 1954-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА ЛЕВИНА
НИКОЛАЯ НИКОЛАЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
СТАТЬЕЙ 6 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ
СОТРУДНИКАМ НЕКОТОРЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ВЛАСТИ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Н.Н. Левина к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Суд кассационной инстанции, отменив судебные постановления нижестоящих инстанций, удовлетворил требования государственного органа о выселении гражданина Н.Н. Левина, уволенного по достижении предельного возраста пребывания на службе из органов Государственной противопожарной службы МЧС России, и членов его семьи из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. Как указал суд кассационной инстанции, Н.Н. Левину после вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации было предоставлено служебное жилое помещение на период прохождения службы и он не входит в круг лиц, установленных статьей 103 данного Кодекса, которые не могут быть выселены из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. Также суд отметил, что к спорным отношениям не могут быть применены положения Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", касающиеся предоставления жилищных гарантий лицам, уволенным с военной службы, которые были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления до 1 января 2005 года, поскольку обеспечение жильем лиц, уволенных со службы в Государственной противопожарной службе, регулируется Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Н.Н. Левин оспаривает конституционность статьи 6 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающей дополнительные жилищные гарантии (предоставление жилья или единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения) для определенной категории граждан, в том числе для граждан, состоящих на службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы или уволенных с нее, в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу.
По мнению заявителя, оспариваемая норма не соответствует Конституции Российской Федерации, в том числе ее статьям 19 и 40, поскольку не содержит указания на недопустимость выселения из служебных жилых помещений без предоставления другого жилья граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года в органах местного самоуправления и уволенных со службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, при наличии соответствующих оснований для увольнения и продолжительности службы, тем самым допуская ограничение жилищных прав указанных граждан по сравнению с жилищными правами военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1), малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Разрешение же вопросов, связанных с установлением конкретных форм, источников и порядка предоставления гражданам жилых помещений, относится к прерогативе федерального законодателя, который, будучи связан конституционным принципом справедливости, обладает широкой дискрецией при определении круга лиц, которым предоставляются жилищные гарантии, а также условий их предоставления.
При этом само по себе различие в порядке и условиях предоставления дополнительных жилищных гарантий государственным служащим, основанное на дифференциации видов государственной службы, не может свидетельствовать о нарушении конституционного принципа равенства либо о дискриминации граждан, которые самостоятельно выбирают, в каком государственном органе они намерены проходить государственную службу. При этом выбранный гражданами вид государственной службы предопределяет их специальный правовой статус, включающий установленные правовыми актами меры социальной поддержки.
Соответственно, оспариваемая норма, которая не регламентирует вопросы, касающиеся правового режима служебных жилых помещений, условий и оснований для выселения граждан из этих помещений, не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя в указанном им аспекте. Разрешение же вопроса о внесении изменений в действующее правовое регулирование не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Левина Николая Николаевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)