Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Ответчиком отказано истцам в согласовании переустройства жилых помещений на том основании, что представленный протокол общего собрания собственников не соответствует требованиям Жилищного кодекса РФ, кроме того, в соответствии с ч. 15 ст. 14 Федерального закона "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии. Истцы полагают, что данный отказ является незаконным и нарушает их права и законные интересы как собственников жилых помещений.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Фимина Т.А.
Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Бушминой А.Е.,
судей Есыревой Е.В., Ворониной Т.А.,
при секретаре судебного заседания Ш.А.ВА.
с участием административных истцов К.В., П.Л., ФИО15,
представителя заинтересованного лица ООО "Тепловые сети <адрес>" - ФИО33
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи ФИО37 в порядке апелляционного производства административное дело
по апелляционной жалобе Б.А., Б.М., Б.Т., Б.Э., Ж.А.Г., И., К.А.Г., К. (Ш.), Ш.А.ВБ., П.Н., П.Л., С., З. (С.), М. (С.), Т., М.О., Ц.
на решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 17 мая 2017 года по административному делу по административному иску Б.Т., Б.Э., Б.А., К.А.Г., Ж.А.Л., К.В., Ц., И., П.Л., С., З., М.Е., Т., М.О., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери М.А., К.И., Ш.А.ВБ., Б.М., П.Н. к администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области о признании незаконными решений об отказе в согласовании переустройства жилых помещений
установила:
Административные истцы обратились в суд с административными исками к администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области о признании незаконными решений об отказе в согласовании переустройства жилых помещений.
Определениями Арзамасского городского суда Нижегородской области от 26.04.2017 года указанные административные дела объединены в одно производство.
В обосновании заявленных требований административные истцы указали, что являются собственниками квартир в многоквартирном жилом <адрес>, расположенном по адресу: ФИО21 <адрес>, р.<адрес>.
Решением администрации Арзамасского муниципального района от 10.02.2017 года им отказано в согласовании переустройства жилого помещения, на том основании, что представленный протокол общего собрания собственников не соответствует требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с ч. 15 ст. 14 Федерального закона "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения. Выполненный проект переустройства жилого помещения разработан без учета схемы теплоснабжения, который не предусматривает переход дома на индивидуальные источники теплоснабжения, что противоречит п. 3 ч. 1 ст. 27 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Административные истцы считают, что решение администрации Арзамасского муниципального района об отказе в согласовании переустройства жилого помещения является незаконным, поскольку оно противоречит ст. 27 Жилищного кодекса Российской Федерации и нарушает их права и законные интересы, как собственников жилых помещений.
Решением Арзамасского городского суда Нижегородской области от 17 мая 2017 года административным истцам отказано в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе административные истцы просили решение Аразамасского городского суда Нижегородской области от 17 мая 2017 года отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Заинтересованное лицо ООО "Тепловые сети Арзамасского района" представило отзыв на апелляционную жалобу административных истцов, в котором просило решение суда оставит без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административные истцы К.В., П.Л., С. доводы апелляционной жалобы поддержали.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица ООО "Тепловые сети <адрес>" - ФИО33 против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, неявка лица в суд является его волеизъявлением, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Положениями ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В п. 1 ст. 247 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
В п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации дано понятие реконструкция объектов капитального строительства как изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Исходя из положений ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Положениями ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в то числе крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
В соответствии с п. п. 5, 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно ч. 2 ст. 40 Жилищного кодекса Российской Федерации если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НИЖЕГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.09.2017 ПО ДЕЛУ N 33А-10749/2017
Требование: О признании незаконными решений об отказе в согласовании переустройства жилых помещений.Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Ответчиком отказано истцам в согласовании переустройства жилых помещений на том основании, что представленный протокол общего собрания собственников не соответствует требованиям Жилищного кодекса РФ, кроме того, в соответствии с ч. 15 ст. 14 Федерального закона "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии. Истцы полагают, что данный отказ является незаконным и нарушает их права и законные интересы как собственников жилых помещений.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 сентября 2017 г. по делу N 33а-10749/2017
Судья: Фимина Т.А.
Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Бушминой А.Е.,
судей Есыревой Е.В., Ворониной Т.А.,
при секретаре судебного заседания Ш.А.ВА.
с участием административных истцов К.В., П.Л., ФИО15,
представителя заинтересованного лица ООО "Тепловые сети <адрес>" - ФИО33
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи ФИО37 в порядке апелляционного производства административное дело
по апелляционной жалобе Б.А., Б.М., Б.Т., Б.Э., Ж.А.Г., И., К.А.Г., К. (Ш.), Ш.А.ВБ., П.Н., П.Л., С., З. (С.), М. (С.), Т., М.О., Ц.
на решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 17 мая 2017 года по административному делу по административному иску Б.Т., Б.Э., Б.А., К.А.Г., Ж.А.Л., К.В., Ц., И., П.Л., С., З., М.Е., Т., М.О., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери М.А., К.И., Ш.А.ВБ., Б.М., П.Н. к администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области о признании незаконными решений об отказе в согласовании переустройства жилых помещений
установила:
Административные истцы обратились в суд с административными исками к администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области о признании незаконными решений об отказе в согласовании переустройства жилых помещений.
Определениями Арзамасского городского суда Нижегородской области от 26.04.2017 года указанные административные дела объединены в одно производство.
В обосновании заявленных требований административные истцы указали, что являются собственниками квартир в многоквартирном жилом <адрес>, расположенном по адресу: ФИО21 <адрес>, р.<адрес>.
Решением администрации Арзамасского муниципального района от 10.02.2017 года им отказано в согласовании переустройства жилого помещения, на том основании, что представленный протокол общего собрания собственников не соответствует требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с ч. 15 ст. 14 Федерального закона "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения. Выполненный проект переустройства жилого помещения разработан без учета схемы теплоснабжения, который не предусматривает переход дома на индивидуальные источники теплоснабжения, что противоречит п. 3 ч. 1 ст. 27 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Административные истцы считают, что решение администрации Арзамасского муниципального района об отказе в согласовании переустройства жилого помещения является незаконным, поскольку оно противоречит ст. 27 Жилищного кодекса Российской Федерации и нарушает их права и законные интересы, как собственников жилых помещений.
Решением Арзамасского городского суда Нижегородской области от 17 мая 2017 года административным истцам отказано в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе административные истцы просили решение Аразамасского городского суда Нижегородской области от 17 мая 2017 года отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Заинтересованное лицо ООО "Тепловые сети Арзамасского района" представило отзыв на апелляционную жалобу административных истцов, в котором просило решение суда оставит без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административные истцы К.В., П.Л., С. доводы апелляционной жалобы поддержали.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица ООО "Тепловые сети <адрес>" - ФИО33 против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, неявка лица в суд является его волеизъявлением, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Положениями ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В п. 1 ст. 247 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
В п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации дано понятие реконструкция объектов капитального строительства как изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Исходя из положений ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Положениями ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в то числе крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
В соответствии с п. п. 5, 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно ч. 2 ст. 40 Жилищного кодекса Российской Федерации если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)