Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.08.2017 N 18АП-6807/2017 ПО ДЕЛУ N А07-1631/2017

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 августа 2017 г. N 18АП-6807/2017

Дело N А07-1631/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Лукьяновой М.В., судей Деевой Г.А., Ширяевой Е.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Спириной О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Водоснабжающая компания" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.05.2017 по делу N А07-1631/2017 (судья Кутлин Р.К.).
В судебное заседание явились представители:
- Акционерного общества "Водоснабжающая компания" Шагимарданова Р.З. (доверенность от 01.01.2017 N 1, паспорт);
- Жилищно-строительного кооператива "Стерлитамакский" - Абубакирова Н.Н. (доверенность от 01.02.2017 N 200, паспорт).

В Арбитражный суд Республики Башкортостан обратилось акционерное общество "Водоснабжающая компания" (далее - истец, АО "ВСК", податель жалобы) с иском к жилищно-строительному кооперативу "Стерлитамакский" (далее - ответчик, ЖСК "Стерлитамакский") о взыскании основного долга в размере 1 291 313 руб. 63 коп.
Решением суда первой инстанции от 17.05.2017 (резолютивная часть оглашена 10.05.2017) исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскан основной долг в размере 1 157 029 руб. 03 коп., а также 24 570 руб. возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением, АО "ВСК" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы истец указывает на то, что при вынесении решения суд первой инстанции неверно истолковал положения действующего законодательства.
Ответчик добровольно принял на себя обязательства по оплате услуг по водоотведению в объеме, равном объему, полученному ответчиком из всех источников водоснабжения, учтенным средствами измерения, что соответствует п. 2 ст. 307 ГК РФ.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг (подп. "з" пункта 3 изменений) и в соответствии с подпунктом "в" пункта 21 Правил N 124, объем коммунального ресурса (за исключением объема сточных вод), поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также по истечении 2 месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле, предусматривающей сложение объема (количества) коммунального ресурса, определенного за расчетный период в жилых и нежилых помещениях.
По мнению истца, формула, указанная в оспариваемом решении, не применяется при расчете объема сточных вод с 30.06.2016 по 31.12.2016, в связи с чем решение является необоснованным.
До начала судебного заседания ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между между ЗАО "ВСК" (водоканал) и ЖСК Стерлитамкский" (абонент) заключен договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 11.01.2011 N 62 (в редакции протокола разногласий и протокола урегулирования разногласий от 22.08.2011), предметом которого является отпуск из централизованной системы питьевого водоснабжения города питьевой воды на нужды абонента и его субабонентов и прием в централизованную систему канализации города сточных вод от абонента и его субабонентов.
Пунктом 2.2.4 договора предусмотрена обязанность абонента своевременно производить оплату полученной питьевой воды, сброшенных сточных вод и загрязняющих веществ.
Согласно п. 4.3 договора объем водоотведения абонента определяется по приборам учета расхода сточных вод, а при их отсутствии
устанавливается равным суммарному объему водопотребления из всех источников водоснабжения, включая горячее водоснабжение.
Объем водопотребления абонента определяется в порядке, предусмотренном для определения объемов водопотребления из системы централизованного водоснабжения (п. 4.2 договора).
Объем водоотведения абонента может быть уменьшен по отношению к объему водопотребления по обоснованному и согласованному в водоканалом балансовому расчету в случае использования питьевой воды в составе выпускаемой продукции, либо наличия у абонента самостоятельного выпуска в водоем. Балансовый расчет предоставляется ежемесячно.
В соответствии с п. 6.3 договора абонент оплачивает оказанные услуги до 10 числа месяца, следующего за истекшим.
Во исполнение условий договора АО "ВСК" в декабре 2016 года оказывало услуги по водоснабжению и водоотведению в отношении объектов, находящихся в управлении кооператива.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о несоответствии п. 4.3 договора действующему законодательству, в связи с чем объем обязательств ответчика перед истцом был определен последним неверно.
Из системного толкования п. 5 ст. 1 Закона о водоснабжении и водоотведении и ч. 2 ст. 5, п. 10 ч. 1 ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что правила определения объема коммунальных услуг регулируются, в первую очередь, нормами указанного Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
С учетом того обстоятельства, что услуги водоснабжения и водоотведения оказывались обществом кооперативу для предоставления коммунальных услуг гражданам, к спорным правоотношениям подлежат применению нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила N 354 и Правила N 124.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги регулируется Правилами N 354 (п. 1 и 36), при этом различается в зависимости от наличия у потребителей приборов учета коммунальных услуг.
Согласно п. 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления этим домом в составе платы за коммунальные услуги должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. Исключение сделано для коммунальной услуги по отоплению.
Объем услуг по водоотведению из жилых и нежилых помещений многоквартирного дома рассчитывается по индивидуальным приборам учета сточных вод, а при отсутствии таковых - по сумме объемов холодной и горячей воды, поставленной в эти помещения, которые определяются по суммарным показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета этих коммунальных ресурсов за расчетный период. При отсутствии приборов учета воды в жилых помещениях объем сточных вод определяется как произведение количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, и норматива водоотведения. При отсутствии приборов, фиксирующих объем водоснабжения в нежилых помещениях, этот объем определяется расчетным способом, установленным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о водоснабжении (п. 42, 43, 59 Правил N 354, формула 4 приложения N 2 к Правилам N 354).
Порядок определения размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, зависит от наличия коллективного прибора учета коммунального ресурса.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды, определяется как произведение тарифа на водоотведение и объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды и приходящегося на конкретное жилое или нежилое помещение. Указанный объем рассчитывается как произведение доли в общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, и норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленного в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (п. 48 Правил N 354, п. 10, 17 и формулы 10 и 15 Приложения N 2 к этим Правилам).
Правилами N 306 не предусмотрен расчет норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды. Ранее действующие нормы, предусматривавшие такой норматив, исключены из Правил (п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344, законность и обоснованность которого подтверждена решением Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.2014 N АКПИ14-1190).
Согласно подпункту "в" пункта 21 Правил N 124 (в редакции, действовавшей до 30.06.2016) объем, коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по приведенной в пункте формуле, учитывающей, в частности, показания индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, либо (при отсутствии индивидуальных приборов учета) - нормативы потребления соответствующей коммунальной услуги. Подпункт "в" пункта 21 Правил N 124 вступил в силу с даты вступления в силу "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, то есть с 01.09.2012. Следовательно, после вступления в силу Правил N 124 и Правил N 354 при расчетах за поставленный коммунальный ресурс стороны должны руководствоваться положениями названных Правил. Согласно подпункту "е" пункта 3 Правил N 124, объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле согласно приложению к указанным правилам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 в подпункт "в" пункта 21 Правил N 124 внесены изменения, абзац 1 после слов "объем коммунального ресурса" дополнен словами "(за исключением объема сточных вод)".
По мнению истца, поскольку указанным Постановлением из подпункта "в" пункта 21 Правил N 124 внесены изменения, исключающие его применение при определении объема сточных вод, поставляемых в расчетный период в многоквартирные дома, не оборудованные коллективными (общедомовыми) приборами учета, оснований для применения закрепленной в нем формулы в период с 30.06.2016 по 31.12.2016 (период действия Правил N 124 в редакции Постановления от 29.06.2016 N 603) не имеется.
С доводами истца нельзя согласиться.
Из системного толкования приведенных выше норм права следует, что объем водоотведения в отношении многоквартирных домов, не оборудованных общедомовыми приборами учета сточных вод, должен определяться расчетным способом: как сумма показаний индивидуальных приборов учета водоснабжения жилых и нежилых помещений, а при их отсутствии - исходя из норматива коммунальной услуги. Указанное соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17.04.2015 N 310-ЭС14-5955.
Таким образом, пункт 4.3 спорного договора в изначальной редакции не соответствовал действующему законодательству, в связи с чем оснований для применения данного условия договора и расчета в соответствии с ним объема отпущенной услуги не имелось.
При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 11.01.2011 N 62 в силу Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" является публичным договором, в связи с чем его условия подлежат определению в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Следует также отметить, что истец как профессиональный участник рынка водоснабжения и водоотведения не мог не знать об изменении действующего законодательства и порядка определения объема услуги, в связи с чем ссылки подателя жалобы на факт согласования истцом объемов услуг по водоотведению является несостоятельным.
В рассматриваемой ситуации именно истец несет ответственность за определение объема услуг не предусмотренным законом способом и как следствие - завышение объема услуги, предъявляемой для оплаты ответчику.
При указанных обстоятельствах доводы истца оцениваются судом апелляционной инстанции критически.
В соответствии с изложенным, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения доводов апелляционной жалобы и принятия другого судебного акта.
Иная оценка подателем апелляционной жалобы обстоятельств спора не свидетельствует об ошибочности выводов суда первой инстанции. Каких-либо новых обстоятельств, опровергающих выводы суда, апеллянтом не приведено.
С учетом изложенного, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В связи с отклонение апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины остаются на ее подателе.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.05.2017 по делу N А07-1631/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Водоснабжающая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
М.В.ЛУКЬЯНОВА
Судьи
Г.А.ДЕЕВА
Е.В.ШИРЯЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)