Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.06.2017 N 18АП-2391/2017 ПО ДЕЛУ N А76-14934/2016

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июня 2017 г. N 18АП-2391/2017

Дело N А76-14934/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Костина В.Ю., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 26 января 2017 года по делу N А76-14934/2016 (судья Наконечная О.Г.).
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Ашинская управляющая компания" - Шевкунов Д.А. (доверенность от 25.11.2016),
Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" - Фаткуллин Р.Р. (доверенность от 09.01.2017 N 8).

Общество с ограниченной ответственностью "Ашинская управляющая компания" (далее - заявитель, ООО "Ашинская управляющая компания", ООО "АУК", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным предписания от 25.05.2016 N 2337/А-СС-16, выданного Главным управлением "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - заинтересованное лицо, жилищная инспекция, Госжилинспекция, уполномоченный орган).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 26.01.2017 по настоящему делу требования удовлетворены, предписание жилищной инспекции признано недействительным.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым отказать обществу в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы уполномоченный орган ссылается на законность оспоренного предписания, указывая на то, что данным предписанием обществу предложено устранить нарушение, выразившееся в начислении собственникам помещений платы за сверхнормативное потребление холодного водоснабжения на общедомовые нужды в нарушение п. 44 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила предоставления коммунальных услуг N 354). Также податель апелляционной жалобы указывает на то, что заявитель приобрел статус исполнителя коммунальных услуг ввиду заключения договора управления спорным жилым домом, а также заключения договора приобретения коммунального ресурса - водоснабжения, с ресурсоснабжающей организацией - МУП "Ашинское коммунальное хозяйство". Также заинтересованное лицо ссылается на то, что жилищным законодательством не предусмотрена возможность заключения прямых договоров между потребителями и ресурсоснабжающей организацией, в случае выбора жильцами способа управления многоквартирным домом управляющей организацией.
Отзыв на апелляционную жалобу обществом не представлен. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества пояснил, что решение арбитражного суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Ашинская управляющая компания" является управляющей организацией на основании протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Аша, ул. Ленина, д. 36 от 22.02.2015 (т. 1, л.д. 56) и договора от 01.03.2015 (т. 1, л.д. 66-73).
На основании распоряжения заместителя начальника Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" от 21.05.2016 N 2337/А-СС-16, в отношении ООО "Ашинская управляющая компания" проведена внеплановая документарная проверка.
В ходе проверки выявлено сверхнормативное потребление холодной воды, используемой на общедомовые нужды в жилом многоквартирном доме N 36 по ул. Ленина в период январь - апрель 2016 года. При этом начисление собственникам помещений за холодное водоснабжение на общедомовые нужды производится сверх установленных нормативов потребления воды на общедомовые нужды, утвержденных Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, чем нарушены абзацы 2, 3 пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг N 354.
При этом собственниками помещений указанного дома не принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
По результатам проверки должностным лицом жилищной инспекции составлен акт проверки от 25.05.2016 N 2337/А-СС-16 (т. 1, л.д. 11-14) и выдано предписание от 25.05.2016 N 2337/А-СС-16 об устранении ООО "Ашинская управляющая компания" выявленных нарушений жилищного законодательства РФ (т. 1, л.д. 9, 10), которым в качестве мероприятий по устранению выявленных нарушений указано: обеспечить выполнение абзацев 2, 3 пункта 44 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354. Плата за холодное водоснабжение на общедомовые нужды не должна превышать установленных нормативов потребления коммунальной услуги. Срок выполнения указанных нарушений до 10.06.2016.
Считая указанное предписание незаконным, заявитель обратился с заявлением по настоящему делу в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из вывода о несоответствии оспоренного предписания жилищному законодательству ввиду того, что исполнителем коммунального ресурса в рамках спорных правоотношений выступает МУП "Ашинское коммунальное хозяйство", для которого пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг N 354 предусмотрено право рассчитывать и распределять весь объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Так в силу п. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
При этом согласно п. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Таким образом, жилищным законодательством на собственников помещения в многоквартирном доме возложена обязанность по оплате коммунальных ресурсов и, в том числе, холодной воды, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 9.1 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации постановлением от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Абз. 2 и 3 пункта 44 Правил от 06.05.2011 N 354 закрепляют в качестве
общего правила положение о том, что распределяемый между потребителями
объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, и допускают изменение указанного порядка в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, решения о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. Если такое решение не принято, объем коммунальной услуги в размере указанного превышения исполнитель оплачивает за счет собственных средств. Установленный абзацами вторым и третьим порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с данными Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями (п. п. 2.2, 2.3 ст. 161 ЖК РФ).
Согласно п. 7.1 ст. 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
В соответствии с п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях: при непосредственном управлении многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях согласно п. 8, 9 Правил исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме является управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
При выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией последняя на основании пп. 2, 3 п. 3 ст. 162 ЖК РФ должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома с целью предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений.
С момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управления управляющей организацией собственник не может самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией, если иное решение не принято на общем собрании.
Управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности
управляющих организаций).
Заключение управляющей организацией соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией обусловлено именно наличием у нее цели
оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления. Закрепление решением общего собрания этого порядка внесения платы за коммунальные услуги означает установление нового способа исполнения обязательств потребителями коммунальных услуг перед исполнителем в лице управляющей организации.
Принятие решения собственниками жилых помещений вносить плату за потребленные коммунальные ресурсы напрямую ресурсоснабжающим организациям не снимает с управляющей компании, как исполнителя коммунальных услуг, обязанности по оказанию коммунальных услуг надлежащего качества.
Как установлено судом первой инстанции, согласно протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (в форме заочного голосования), расположенном по адресу: г. Аша, ул. Ленина, д. 36 от 22.02.2015, начиная с 01.03.2015 управляющей организацией избрана - ООО "АУК". Заключить с 01.03.2015 прямые договоры на оплату коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями МУП "АКХ", ООО "ТЭК-N 1", ООО "ТКГ - Аша" (пункт 2 и 4 протокола, т. 1, л.д. 56). Какого-либо решения о распределении "сверхнормативного" потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды между всеми собственниками помещений, данное общее собрание собственников помещений многоквартирного дома не принимало.
Так, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у заявителя, начиная с 01.03.2015, возникла обязанность на заключение прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями для собственников помещений в многоквартирном доме (в форме заочного голосования), расположенном по адресу: г. Аша, ул. Ленина, д. 36. Однако, при этом ООО "АУК", будучи управляющей организацией, не заключило договоры с ресурсоснабжающими организациями и не приобрело статус исполнителя коммунальных услуг.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии у управляющей компании статуса исполнителя коммунальных услуг является неверным.
Вместе с тем, данный вывод суда не повлиял на законность и обоснованность вынесенного решения с учетом установления иного основания недействительности предписания.
Организация и проведение проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора), регламентированы Федеральным законом N 294-ФЗ.
Согласно статье 17 данного закона в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий обязаны выдать юридическому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В силу пунктов 2, 8, 9 статьи 18 рассматриваемого закона при применении мер государственного принуждения, направленных на устранение выявленных нарушений, должностные лица органов государственного контроля (надзора) обязаны соблюдать права и законные интересы проверенного лица, не допускать их необоснованного ограничения и обосновывать свои действия.
Исполнимость предписания является другим важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность (ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, которому выдано предписание, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
Таким образом, предписание должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания относительно действий, направленных на прекращение и устранение выявленного нарушения, которые необходимо совершить исполнителю.
Несоблюдение вышеупомянутых требований влечет недействительность предписания.
В спорном предписании управляющей компании указано следующее: "Обеспечить выполнение абз. 2, 3 п. 44 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354. Плата за холодное водоснабжение на общедомовые нужды не должна превышать установленных нормативов потребления коммунальной услуги". Согласно абз. 2, 3 п. 44 Правил распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Таким образом, Правилами N 354 предусмотрено распределение объема услуги и соответствующий объему расчет платы. Выраженное в предписании требование инспекции не соответствует содержанию абз. 2, 3 п. 44 Правил N 354.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание не соответствует положениям действующего законодательства, требованиям исполнимости предписания, и, как следствие, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем в данном случае имеются в совокупности условия, предусмотренные ст. ст. 198, 200, 201 АПК РФ, необходимые для признания его недействительным. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, решение арбитражного суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 26 января 2017 года по делу N А76-14934/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
М.Б.МАЛЫШЕВ

Судьи
В.Ю.КОСТИН
Н.Г.ПЛАКСИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)