Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 12.03.2016 ПО ДЕЛУ N 33-12738/2016

Требование: О признании права собственности на квартиру в порядке приватизации.

Разделы:
Органы управления товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья); Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истцы указали, что им была предоставлена квартира с заключением договора коммерческого найма, истцы имели намерение реализовать свое право на бесплатное получение в собственность занимаемого ими жилого помещения, подали заявление о заключении договора социального найма, ответчик отказывает истцам в заключении договора социального найма и приватизации занимаемого ими жилого помещения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 марта 2016 г. по делу N 33-12738


Судья: Пархоменко Ж.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С.,
Судей Канивец Т.В., Грибовой Е.Н.,
С участием прокурора Лекомцевой Ю.Б.,
при секретаре Б.И.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Грибовой Е.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ДГИ г. Москвы С.И., апелляционному представлению Пресненской межрайонной прокуратуры на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 06 сентября 2013 года, в редакции определения Пресненского районного суда г. Москвы от 24 марта 2014 года об исправлении описки, которым постановлено: исковые требования У.С., С.Т.И., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних У.Е. * года рождения, У.Е. * года рождения, к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, третье лицо Управление Росреестра по городу Москве о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации - удовлетворить.
Признать за У.С., С.Т.И., У.Е. * <...> года рождения и У.Е. *** 2004 рождения, право общей равнодолевой (по одной четвертой доли за каждым) собственности в порядке приватизации на отдельную трехкомнатную квартиру, положенную по адресу: ***. В удовлетворении встречного иска Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы к У.С., С.Т.И., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних У.Е., * рождения, У.Е., * года рождения, ТСЖ "**" о признании ордера на жилую площадь недействительным, истребовании квартиры из чужого незаконного владения, выселении без предоставления другого жилого помещения - отказать.
Исковые требования П. к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, третье лицо Управление Росреестра по городу Москве о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации - удовлетворить. Признать за П. право собственности в порядке приватизации на отдельную трехкомнатную квартиру, расположенную по адресу: ***
В удовлетворении встречного иска Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы к П., ТСЖ "***" о признании договора найма недействительным, истребовании квартиры из чужого незаконного владения, выселении без предоставления другого жилого помещения - отказать.
установила:

Истцы У.С., С.Т.И., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей У.Е. * года рождения и У.Е. * года рождения обратились в суд с исковыми требованиями к ДЖП и ЖФ г. Москвы о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации. Свои требования мотивировали тем, что в августе 1997 года истец У.С., состоящий на тот момент в трудовых отношениях с испытательным сроком с Жилтовариществом "**", на балансе и в управлении которого находились строения 1 и 3 дома N * по ***, включая квартиры общежития, предназначенные для сотрудников УВД и ЖКХ, был вселен в общежитие, а 28 мая 1998 года в соответствии с внутриведомственным ордером ему была предоставлена расположенная по адресу: ***, квартира **, используемая под общежитие, с заключением договора коммерческого найма на основании решения, принятого общим собранием собственников помещений кондоминиума "**", то есть с оформлением всех требуемых для этого документов, кроме регистрации, по причине отсутствия оформленных документов на само общежитие. После надлежащего оформления самого общежития и утверждения Управлением ДЖП и ЖФ города Москвы в ЦАО списка лиц, имеющих право на проживание в общежитии, семья истцов в составе четырех человек, была зарегистрирована по месту жительства. Истцы имели намерение реализовать свое право на бесплатное получение в собственность занимаемого ими жилого помещения, подали в Управление ДЖП и ЖФ г. Москвы в ЦАО заявление о заключении договора социального найма на занимаемую ими жилую площадь в общежитии кондоминиума "Эйдетика" в виде отдельной трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: **. Ответчик отказывает истцам в заключении договора социального найма и приватизации занимаемого ими жилого помещения, несмотря на то обстоятельство, что У.С. продолжает состоять в трудовых отношениях с ТСЖ "**", проживает в общежитии уже более 15 лет, истцы не участвовали ранее в приватизации, иного недвижимого имущества в собственности не имеют.
П. обратилась в суд исковыми требованиями к ДЖП и ЖФ г. Москвы о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации. Свои требования мотивировала тем, что в 1996 году П., уже состоящей на тот момент в трудовых отношениях с Жилтовариществом "*", на балансе и в управлении которого находились строения * и * дома ***, включая квартиры общежития, предназначенные для сотрудников УВД и ЖКХ, была предоставлена комната в общежитии, а после освобождения соседних комнат, 12 июня 1997 года, в соответствии с внутриведомственным ордером - квартира, расположенная по адресу: **, используемая под общежитие, с заключением Договора коммерческого найма на основании решения, принятого общим собранием собственников помещений кондоминиума "**", то есть с оформлением всех требуемых для этого документов, кроме регистрации, по причине отсутствия оформленных документов на само общежитие. После надлежащего оформления общежития и утверждения Управлением ДЖП и ЖФ города Москвы в ЦАО списка лиц, имеющих право на проживание в данном общежитии, П. была зарегистрирована по месту жительства. Намереваясь реализовать свое право на бесплатное получение в собственность занимаемого жилого помещения П. подала в Управление ДЖП и ЖФ города Москвы в ЦАО заявление с просьбой заключить договор социального найма на занимаемую жилую площадь в общежитии кондоминиума "***" в виде отдельной трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: ** Ответчик отказывает истцу в заключении договора социального найма (регистрации договора социального найма) и приватизации занимаемого жилого помещения, несмотря на то обстоятельство, что она продолжает находиться в трудовых отношениях с ТСЖ "**", проживает в общежитии уже более 16 лет, не участвовала ранее в приватизации, иного недвижимого имущества в собственности не имеет.
Определением Пресненского районного суда города Москвы от 03 сентября 2013 года гражданские дела по искам У.С., С.Т.И., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей У.Е., * года рождения, и У.Е., * года рождения, и П. были объединены в одно производство (л.д. *).
Представитель Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы обратился в суд со встречными исковыми требованиями к У.С., С.Т.И., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей У.Е. * рождения и У.Е., <...> года рождения, и П., мотивируя их следующим. Спорные жилые помещения - квартиры N * и N *, расположенные по адресу: ** находятся в собственности города Москвы. Данные квартиры занимают, соответственно семья У.С. (он, жена С.Т.И., несовершеннолетние дети У.Е. * года рождения и У.Е. * года рождения) и П. Данные квартиры предоставлялись ответчикам по встречному иску на основании соответственно ордера и договора найма, оформленных ТСЖ "*". Однако, ТСЖ "*а" не является собственником либо законным владельцем спорных жилых помещений, полномочиями по предоставлению жилых помещений ответчикам не наделялось. Решение о предоставлении жилого помещения должно приниматься уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы. ДЖП и ЖФ г. Москвы, являющийся таким уполномоченным органом, решения о предоставлении жилых помещений ответчикам не принималось. Представитель истца по встречному иску указывал на то обстоятельство, что ответчики по встречному иску в отсутствие законных оснований занимают спорные квартиры, не имеют прав на спорные квартиры, их проживание в квартирах препятствует Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в осуществлении полномочий собственника по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему имуществом. ДЖП и ЖФ г. Москвы просил суд признать недействительными ордер N ** серии ОБЩ от 02.11.2010 г., выданный ТСЖ "*" на имя У.С. на семью из четырех человек, включая супругу С.Т.И. и дочерей У.Е. и У.Е., на право занятия трехкомнатной квартиры N ***; признать недействительным договор найма трехкомнатной квартиры N *** заключенный между ТСЖ "*** и П. 15.04.2007 г.; истребовать из чужого незаконного владения У.С., С.Т.И., У.Е., У.Е. квартиру *, расположенную по адресу: *** и выселить У.С., С.Т.И., У.Е. и У.Е. из указанного жилого помещения; истребовать из чужого незаконного владения П. квартиру *, расположенную по адресу: ***, строение и выселить П., из указанного жилого помещения.
Представитель истцов по первоначальному иску и ответчиков по встречным требованиям по доверенности в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала, дала объяснения по доводам и основаниям изложенным в исках, против удовлетворения встречных требований Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы возражала, заявила о применении последствий пропуска истцом по встречным требованиям срока исковой давности.
Представитель ответчика по первоначальному иску и истца по встречным требованиям Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причинах своей неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении дела слушанием не заявил.
Представитель ответчика по встречным требованиям ТСЖ "***" по доверенности в судебное заседание явилась, против удовлетворения встречных исковых требований ДЖП и ЖФ г. Москвы возражала, поддержала доводы, изложенные в представленных письменных возражениях на иск, в том числе ходатайствовала о применении последствий пропуска срока исковой давности.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по городу Москве в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Помощник Пресненского межрайонного прокурора города Москвы в судебное заседание явилась, согласно данному заключению полагала первоначальные исковые требования У.С., С.Т.И., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних У.Е., * года рождения, У.Е. * года рождения, П. не подлежащими удовлетворению, также полагала не подлежащими удовлетворению встречные исковые требования Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.
В соответствии с определением Пресненского районного суда г. Москвы от 17 февраля 2016 года Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы был заменен на правопреемника Департаментом городского имущества г. Москвы.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого в своей апелляционной жалобе просит представитель ДГИ г. Москвы С.И., Пресненская межрайонная прокуратура в апелляционном представлении, указывая на то, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права, нарушены нормы процессуального права.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ДГИ г. Москвы С.И., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, прокурора Лекомцеву Ю.Б., поддержавшую доводы апелляционного представления, представителя П., У.С., С.Т.И., действующих также от имени несовершеннолетних У.Е., * года рождения, У.Е., * года рождения, Р., представителя ТСЖ "*" Б.Е., возражавших против отмены решения суда, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене ввиду следующего.
Исходя из материалов дела, 15 января 1997 года состоялось распоряжение Комитета муниципального жилья N * о передаче жилого дома ** в управление ТСЖ "*".
07 марта 1997 года Товарищество собственников помещений жилого дома (кондоминиума) "*" приняло на баланс и в управление многоквартирный дом, расположенный адресу: ***.
01 ноября 2010 года между Департаментом жилищной политики и жилищного фонда Москвы и Товариществом собственников помещений жилого дома (кондоминиума) "**" был заключен договор управления квартирами общежития, находящимися в собственности города Москвы и расположенными в многоквартирном доме по адресу ***.
Согласно пункту 2.1 договора управления, Департамент подтверждает передачу управляющей организации на баланс, в управление и эксплуатацию многоквартирный дом, включая квартиры общежития, указанные в приложении N 1, являющемся неотъемлемой частью настоящего договора, а Товарищество собственников помещений жилого дома (кондоминиума) "**" обязуется продолжать осуществлять данные функции.
По условиям данного Договора управления Товарищество собственников помещений жилого дома (кондоминиума) "***" вправе самостоятельно определять порядок и способ выполнения своих обязательств по настоящему договору (п. 2.1); от своего имени заключать все необходимые договоры, связанные с управлением, эксплуатацией и содержанием многоквартирного дома, квартир общежития; в установленном жилищным законодательством порядке выступать уполномоченным представителем ДЖП и ЖФ г. Москвы по заключению договоров найма жилых помещений в квартирах общежития. С момента вступления в силу настоящего договора управления заключение договоров на освобождающиеся квартиры общежития осуществляется после одобрения кандидатур потенциальных нанимателей Департаментом, представляемым списком по согласованной сторонами форме (приложение N 7) (п. 3.2.2).
28.05.1998 г. У.С. в составе семьи из двух человек (он и супруга - С.Т.И.) выдан правлением Жилтоварищества "**" на основании решения общего собрания собственников помещений жилого дома (кондоминиума) ордер N ** серии ОБЩ на право занятия отдельной 2-комнатной квартиры в общежитии по ул. ***.
28.05.1998 г. между Товариществом собственников помещений жилого дома (кондоминиума) "**" и У.С. заключен договор коммерческого найма жилого помещения - двухкомнатной квартиры N **, расположенной по адресу: **.
Впоследствии договор перезаключался 28.05.2003 г. на период с 28.05.1998 по 28.05.2008 г.
15.04.2007 г. между Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы (собственник), в лице К. - председателя правления Товарищества собственников помещений жилого дома (кондоминиума) "**" (управляющая организация) и У.С. заключен договор найма жилого помещения в общежитии о предоставлении двухкомнатной квартиры N *, расположенной по адресу: ****.
В соответствии с п. 2 вышеуказанного Договора жилое помещение предоставлено в связи с работой нанимателя в ТСЖ, характер которой требует проживания по месту работы (аварийное обслуживание строений кондоминиума "**" или вблизи от него).
Из п. 5 договора следует, что настоящий договор заключается на время работы нанимателя в ТСЖ "**".
02.11.2010 г. между Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы (собственник), в лице К. - председателя правления Товарищества собственников помещений жилого дома (кондоминиума) "**" (управляющая организация) и У.С. заключен договор найма жилого помещения в общежитии о предоставлении трехкомнатной квартиры N **, расположенной по адресу: ***.
21.11.2012 г. между Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы (собственник), в лице К. - председателя правления Товарищества собственников помещений жилого дома (кондоминиума) "**" (управляющая организация) и У.С. заключен договор социального найма жилого помещения в общежитии о предоставлении трехкомнатной квартиры N *, расположенной по адресу **.
18.10.1996 г. П. выдан правлением Жилтоварищества "*" на основании решения общего собрания собственников помещений жилого дома (кондоминиума) ТСЖ "*" ордер N * серии ОБЩ на право занятия комнаты в индивидуальное пользование в общежитии по ***.
Между П. и Товариществом собственников помещений жилого дома (кондоминиума) "**" заключен договор найма жилого помещения в общежитии - комнаты N * в коммунальной квартире, расположенной по адресу: **.
12.06.1997 г. П. выдан правлением Жилтоварищества "**" на основании решения общего собрания собственников помещений жилого дома (кондоминиума) ТСЖ "**" ордер N *** серии ОБЩ на право занятия жилой площади - отдельной трехкомнатной квартиры в общежитии по ***.
28.5.1998 г. между Товариществом собственников помещений жилого дома (кондоминиума) "**" и П. заключен договор коммерческого найма жилого помещения - трехкомнатной квартиры N **, расположенной по адресу: **.
Впоследствии договор перезаключался 28.05.2003 г. на период с 28.05.1998 г. по 28.05.2008 г.
15.04.2007 г. между Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы (собственник), в лице К. - председателя правления Товарищества собственников помещений жилого дома (кондоминиума) "**" (управляющая организация) и П. заключен договор найма жилого помещения в общежитии о предоставлении трехкомнатной квартиры N *, расположенной по адресу: ***.
В соответствии с п. 2 вышеуказанного договора жилое помещение предоставлено в связи с работой нанимателя в ТСЖ, характер которой требует проживания по месту работы или вблизи от него (исполнения обязанностей коменданта общежития кондоминиума "***").
Из п. 5 договора следует, что настоящий Договор заключается на время работы нанимателя в ТСЖ.
Впоследствии договор найма жилого помещения перезаключался 02.11.2010 г.
21.11.2012 г. между Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы (собственник), в лице К. - председателя правления Товарищества собственников помещений жилого дома (кондоминиума) "***" (управляющая организация) и П. заключен договор социального найма жилого помещения в общежитии о предоставлении трехкомнатной квартиры N **, расположенной по адресу: ***.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 04 июля 1991 г. N 1541-1 граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В силу ст. 60 ЖК РФ сторонами договора социального найма жилого помещения являются: собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (наймодатель) и гражданин (наниматель), которому передается жилое помещение во владение и пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим кодексом.
Собственником спорных жилых помещений является город Москва, в лице ДЖП и ЖФ г. Москвы, осуществлявшего правомочия собственника на основании Положения "О Департаменте жилищной политики и жилищного фонда города Москвы" утвержденного постановлением Правительства Москвы от 22.02.2011 г. N ***. В настоящее время правомочия собственника осуществляются ДГИ г. Москвы в связи с реорганизацией ДЖП и ЖФ г. Москвы в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 13 ноября 2014 года N *** "О реорганизации Департамента городского имущества города Москвы и изменении ведомственного подчинения отдельных государственных казенных учреждений города Москвы и государственных унитарных предприятий (государственных предприятий, казенных предприятий) города Москвы".
Пунктом 5 части 1 ст. 14 ЖК РФ полномочие по предоставлению жилых помещений предоставлено органам местного самоуправления.
В субъектах РФ - городах Москва и Санкт-Петербург, полномочия в области жилищных правоотношений осуществляются органами государственной власти субъектов РФ.
В силу постановления Правительства Москвы от 22.02.2011 г. N *** "Об утверждении Положения о Департаменте жилищной политики и жилищного фонда города Москвы" Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы являлся отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по распоряжению и управлению государственным имуществом города Москвы в виде жилых помещений, входящих в имущественную казну города Москвы.
Указанные жилые помещения были предоставлены ответчикам на основании ордеров, договоров коммерческого и социального найма, оформленных ТСЖ "***", который не являлся собственником жилых помещений.
По условиям договора управления, ТСЖ "**" не было наделено полномочиями по выдаче ордеров на спорные помещения, заключению договоров социального найма на квартиры в общежитии.
Также из материалов дела усматривается, что спорные помещения предоставлены ответчикам с нарушением положений действующего законодательства не уполномоченным лицом.
Из положений ст. 49 ЖК РФ следует, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда гражданам, признанным в установленном законом порядке малоимущими. Малоимущими гражданами - являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В статье 51 ЖК РФ определен перечень оснований, в соответствии с которыми граждане, признаются нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Согласно положениям ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Жилые помещения из жилищного фонда города Москвы предоставляются в порядке и на условиях, предусмотренных законом г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения".
Таким образом, жилые помещения предоставляются гражданам, признанным в установленном законом порядке нуждающимися в жилых помещениях и которые приняты на учет по соответствующей категории.
Из материалов гражданского дела следует, что истцы по первоначальным исковым заявлениям в установленном законом порядке не признавались нуждающимися в жилых помещениях и на учет по соответствующей категории не ставились.
Таким образом, правовых оснований для заключения договора социального найма между У.С. и Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы (Департаментом городского имущества города Москвы), а также между П. и Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы (Департаментом городского имущества города Москвы) не имеется.
Учитывая, что истцы по первоначальному исковому заявлению не имеют право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, соответственно они не вправе приобрести их в собственность в соответствии с положениями ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 04 июля 1991 года N ***.
В соответствии с п. 3 ст. 20 Закона города Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" от 14 июня 2006 г. N 29 норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 кв. м площади жилого помещения на одного человека.
Между тем, площадь жилого помещения на которое П. просит признать право собственности составляет 86,7 кв. м и состоит из трех комнат; площадь жилого помещения, на которое просят признать право собственности У.С., С.Т.И., действующие за себя и несовершеннолетних детей У.Е., У.Е. составляет 79,7 кв. м, что больше нормы предоставления, определенной действующим законодательством.
Согласно распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 28 мая 2010 года N *** спорные жилые помещения отнесены к специализированному жилищному фонду города Москвы.
В силу ст. 66 Закона города Москвы от 27 января 2010 года N 2 "Основы жилищной политики города Москвы" и п. 1 Порядка предоставления жилых помещений (мест) в общежитиях специализированного жилищного фонда города Москвы, утвержденного постановлением Правительства города Москвы от 28 июля 2009 года N 709-ПП специализированные жилые помещения в общежитиях предоставляются гражданам по решению Департамента жилищной политики и жилищного фонд города Москвы.
Истцы по первоначальным искам занимают спорные жилые помещения без правовых оснований, в нарушение положений действующего законодательства.
Ссылки на договоры найма, заключенные между Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в лице К. - председателя Правления товарищества собственников помещений жилого дома (кондоминиума) "***" 02 ноября 2010 года с У.С. и П., не могут быть приняты во внимание.
В соответствии с договором управления от 01 ноября 2010 года, заключенным между ДЖП и ЖФ г. Москвы и Товариществом собственников помещений жилого дома (кондоминиума) "**" управляющая организация вправе выступать уполномоченным представителем собственника по заключению договоров найма жилых помещений в квартирах общежития в установленном жилищном законодательством порядке. Заключение договоров на освобождающиеся квартиры общежития осуществляется после одобрения кандидатур потенциальных нанимателей собственником, предоставляемых списком по согласованной сторонами форме приложение N *.
Из приложения N * списка нанимателей специализированных жилых помещений в общежитиях усматривается, что в качестве основания для заключения договора найма в отношении П. указан факт постоянного проживания в общежитии с 05 сентября 1996 года; в отношении У.С., С.Т.И. - факт постоянного проживания в общежитии с 05 сентября 1997 года, в отношении У.Е. - факт постоянного проживания в общежитии с 26 ноября 1999 года, в отношении У.Е. - факт постоянного проживания с 05 сентября 2004 года.
Между тем, из материалов дела следует, что истцы по первоначальному иску незаконно проживали в спорных жилых помещениях, о чем ДЖП и ЖФ г. Москвы узнал только при разрешении данного спора, поэтому факт подписания ДЖП и ЖФ г. Москвы указанных списков не свидетельствует о том, что в 2010 году у П., У.С., С.Т.И., У.Е., У.Е. возникли законные основания для проживания в спорных помещениях.
Также судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о пропуске ДГИ г. Москвы (ДЖП г. Москвы) срока для предъявления встречных исковых требований.
Суд применил положения ч. 2 ст. 181 ГК РФ в соответствии с которыми срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка, либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
Из материалов дела усматривается, что об обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной ДГИ г. Москвы (ДЖП г. Москвы) узнал после обращения истцов по первоначальному иску в суд с требованиями о признании права собственности на спорные жилые помещения.
Ордер N *** серии ОБЩ от 02 ноября 2010 года, выдан на имя У.С. на семью из четырех человек не исполнительным органом государственной власти, а ТСЖ "**", ДГИ (ДЖП и ЖФ) г. Москвы узнало о выдаче оспариваемого ордера только при рассмотрении спора в суде.
О заключении договора найма трехкомнатной квартиры N * **, между ТСЖ "**" и П. 15 апреля 2007 года представитель ДЖП и ЖФ г. Москвы также узнал в ходе рассмотрения спора в суде.
Приложение N 7 к договору управления квартирами общежития от 01 ноября 2010 года не свидетельствует о том, что ДЖП и ЖФ г. Москвы знал о наличии оспариваемых ордера и договора без согласия собственника жилых помещения и полномочий на заключение указанных договоров. Из содержания указанного приложения не следует, что ДЖП и ЖФ г. Москвы до обращения в суд были известны обстоятельства, дающие основания для признания вышеуказанного ордера и договора недействительными.
В соответствии с положениями ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
К искам об истребовании недвижимого имущества из чужого незаконного владения применяется общий срок исковой давности, исчисляемый со дня, когда публично-правовое образование в лице уполномоченных органов узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (статья 200 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного Кодекса.
Встречные исковые требования предъявлены 13 мая 2013 года.
Учитывая, что о проживании истцов в спорных жилых помещениях ДЖП и ЖФ г. Москвы узнал 01 ноября 2010 года, срок исковой давности по требованиям об истребовании имущества из чужого незаконного владения не пропущен.
При таких данных, решение суда не может быть признано законным им обоснованным и подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований У.С., С.Т.И., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних У.Е. и У.Е. о признании права собственности в порядке приватизации на трехкомнатную квартиру ***, а также в удовлетворении требований П. о признании права собственности в порядке приватизации на трехкомнатную квартиру N ***.
Исковые требования ДГИ (ДЖП и ЖФ г. Москвы) о признании недействительными ордер N ** серии ОБЩ от 02.11.2010 г., выданного ТСЖ "*" на имя У.С. на семью из четырех человек, включая супругу С.Т.И. и дочерей У.Е. и У.Е., на право занятия трехкомнатной квартиры N ***; договора найма трехкомнатной квартиры N * ***, заключенного между ТСЖ "*** и П. 15.04.2007 г. подлежат удовлетворению.
Также подлежат удовлетворению встречные исковые требования ДГИ (ДЖП и ЖФ) г. Москвы об истребовании из чужого незаконного владения У.С., С.Т.И., У.Е., У.Е. квартиры *, расположенной по адресу: *** и выселении У.С., С.Т.И., У.Е. и У.Е. из указанного жилого помещения; истребовании из чужого незаконного владения П. квартиры **, расположенной по адресу: ***, строение и выселении П. из указанного жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:

Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 06 сентября 2013 года отменить.
Вынести по делу новое решение:
Отказать У.С., С.Т.И., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних У.Е. и У.Е. в удовлетворении требований о признании права собственности в порядке приватизации на трехкомнатную квартиру N * ***, а также в удовлетворении требований П. о признании права собственности в порядке приватизации на трехкомнатную квартиру N ***.
Встречные исковые требования ДГИ г. Москвы к У.С., С.Т.И., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних У.Е., * года рождения, и У.Е., * года рождения, П. о признании ордера на жилую площадь, договора найма недействительными, истребовании имущества из чужого незаконного владения, выселении - удовлетворить.
Признать недействительными ордер N серии ОБЩ от 02.11.2010 г., выданный ТСЖ "***" на имя У.С. на семью из четырех человек, включая супругу С.Т.И., и дочерей У.Е. и У.Е., на право занятия трехкомнатной квартиры N ***.
Признать недействительным договор найма трехкомнатной квартиры N ***, заключенный между ТСЖ "**" и П. 15.04.2007 г.
Истребовать из чужого незаконного владения У.С., С.Т.И., У.Е., У.Е. квартиру *** и выселить У.С., С.Т.И., У.Е. и У.Е. из указанного жилого помещения.
Истребовать из чужого незаконного владения П. квартиру *** и выселить П. из указанного жилого помещения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)