Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Членство в товариществе собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обстоятельства: Проверкой установлено, что товарищество собственников жилья производит начисление жильцам дома платы за обслуживание видеонаблюдения, антенну, вывоз твердых бытовых отходов по тарифам, которые не были утверждены собранием членов товарищества, предписано прекратить нарушение расчета размера платы за содержание общего имущества и производить расчет согласно Жилищному кодексу РФ.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 мая 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи помощником судьи Шаповаловой И.В. рассмотрел кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Проспект" на решение от 28.10.2015 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Полякова В.А.) и постановление от 26.01.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Полосин А.Л., Бородулина И.И., Марченко Н.В.) по делу N А45-13417/2015 по заявлению товарищества собственников жилья "Проспект" (630123, г. Новосибирск, Красный проспект, 232, ИНН 5402503821, ОГРН 108540202020) к Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (630011, г. Новосибирск, ул. Красный проспект, 18, ИНН 5406308363, ОГРН 1055406102223) о признании недействительным предписания.
С использованием систем видеоконференц-связи и при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Рубекина И.А.) в заседании участвовали представители: от товарищества собственников жилья "Проспект" председатель Жеребятникова Р.П. (протокол от 30.10.2014) и Новиков И.В. (доверенность от 20.10.2015), от Государственной жилищной инспекции Новосибирской области Сафина Е.Н. (доверенность от 15.06.2015).
Суд
установил:
Товарищество собственников жилья "Проспект" (далее - ТСЖ "Проспект", товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (далее - инспекция) о признании недействительным предписания от 25.03.2015 N 05-09-025/11.
Решением от 28.10.2015 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 26.01.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного ТСЖ "Проспект" требования отказано.
В кассационной жалобе товарищество, ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленного требования.
По мнению заявителя, предписание является неисполнимым, так как в нем не указаны конкретные действия, которые должно осуществить ТСЖ "Проспект"; у общего собрания членов товарищества не имелось правовых оснований устанавливать тариф на содержание коллективной телевизионной антенны ни в качестве обязательного платежа для всех собственников, ни в качестве платежа для конкретных абонентов; система видеонаблюдения не входит в состав общего имущества многоквартирного жилого дома, а находится в собственности третьего лица.
Кроме того, товарищество считает обоснованным начисление оплаты за услугу "Вывоз ТБО" в размере 1 руб. 73 коп. с 1 кв. м.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые заявителем судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании обращения собственника жилого помещения, находящегося в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Новосибирск, Красный проспект, N 232, о нарушении ТСЖ "Проспект" правил начисления платы за жилищно-коммунальные услуги, инспекцией проведена внеплановая документарная проверка.
По результатам проверки составлен акт от 23.03.2015 N 05-11-037/071, в котором указано, что согласно протоколу общего собрания членов товарищества собственников жилья от 29.03.2013 стоимость работ и услуг по содержанию общего имущества принята в размере 17 руб. 20 коп. с 1 кв. м в месяц, стоимость работ и услуг по содержанию лифтов - в размере 1 руб. 98 коп. с 1 кв. м в месяц, стоимость услуг по вывозу твердых бытовых и крупногабаритных отходов - в размере 1 руб. 52 коп. с 1 кв. м в месяц.
При этом данным решением не предусмотрено взимание плата за обслуживание видеонаблюдения в размере 49 руб. 01 коп. и внутридомовой антенны в размере 40 руб.
Между тем согласно выписке по лицевому счету квартиры N 153 за период с 01.01.2014, кроме работ и услуг, утвержденных решением общего собрания от 29.03.2013, ТСЖ "Проспект" производились начисления по статьям: "Обслуживание видеонаблюдения" в размере 49 руб. 01 коп. в месяц, "Антенна" в размере 40 руб. в месяц, "Вывоз ТБО" в размере 1 руб. 73 коп.
В связи с этими обстоятельствами инспекция выдала оспариваемое заявителем предписание 25.03.2015 N 05-09-025/11, которым на ТСЖ "Проспект" возложена обязанность прекратить нарушения расчета размера платы за содержание общего имущества и обеспечить устранение нарушений расчета размера платы за содержание общего имущества в соответствии с частью 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации за расчетный срок с января 2014 по март 2015.
Отказывая в удовлетворении заявления товарищества о признании недействительным указанного предписания, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что согласно частям 2 и 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения (плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме);
2) плату за коммунальные услуги.
Частью 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что товарищество собственников жилья вправе определять смету необходимых расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относится установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества.
На основании части 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья определяется органами управления товарищества в соответствии с его Уставом.
В силу части 5 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном названным Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Согласно части 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
Пунктом 28 Правил N 491 установлено, что собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
В соответствии с пунктом 33 Правил N 491 размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья на основе утвержденной органами товарищества сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Исследовав представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что собранием собственников жилья не принимались решения об увеличении расходов по статьям "Видеонаблюдение", "Вывоз ТБО" и утверждении статьи расходов "Антенна".
Довод товарищества о том, что оспариваемое предписание является неисполнимым, обоснованно признан судами первой и апелляционной инстанций несостоятельным, поскольку из содержания этого предписания и акта проверки следует, какое нарушение ТСЖ "Проспект" необходимо устранить и каким способом.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы материального права и обоснованно отказали в удовлетворении требования заявителя о признании недействительным оспариваемого им ненормативного правового акта.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 28.10.2015 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 26.01.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-13417/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
В.И.ИЛЬИН
Судьи
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА
Г.А.ШАБАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 04.05.2016 N Ф04-1799/2016 ПО ДЕЛУ N А45-13417/2015
Требование: О признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции.Разделы:
Членство в товариществе собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обстоятельства: Проверкой установлено, что товарищество собственников жилья производит начисление жильцам дома платы за обслуживание видеонаблюдения, антенну, вывоз твердых бытовых отходов по тарифам, которые не были утверждены собранием членов товарищества, предписано прекратить нарушение расчета размера платы за содержание общего имущества и производить расчет согласно Жилищному кодексу РФ.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 мая 2016 г. по делу N А45-13417/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 мая 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи помощником судьи Шаповаловой И.В. рассмотрел кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Проспект" на решение от 28.10.2015 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Полякова В.А.) и постановление от 26.01.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Полосин А.Л., Бородулина И.И., Марченко Н.В.) по делу N А45-13417/2015 по заявлению товарищества собственников жилья "Проспект" (630123, г. Новосибирск, Красный проспект, 232, ИНН 5402503821, ОГРН 108540202020) к Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (630011, г. Новосибирск, ул. Красный проспект, 18, ИНН 5406308363, ОГРН 1055406102223) о признании недействительным предписания.
С использованием систем видеоконференц-связи и при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Рубекина И.А.) в заседании участвовали представители: от товарищества собственников жилья "Проспект" председатель Жеребятникова Р.П. (протокол от 30.10.2014) и Новиков И.В. (доверенность от 20.10.2015), от Государственной жилищной инспекции Новосибирской области Сафина Е.Н. (доверенность от 15.06.2015).
Суд
установил:
Товарищество собственников жилья "Проспект" (далее - ТСЖ "Проспект", товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (далее - инспекция) о признании недействительным предписания от 25.03.2015 N 05-09-025/11.
Решением от 28.10.2015 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 26.01.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного ТСЖ "Проспект" требования отказано.
В кассационной жалобе товарищество, ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленного требования.
По мнению заявителя, предписание является неисполнимым, так как в нем не указаны конкретные действия, которые должно осуществить ТСЖ "Проспект"; у общего собрания членов товарищества не имелось правовых оснований устанавливать тариф на содержание коллективной телевизионной антенны ни в качестве обязательного платежа для всех собственников, ни в качестве платежа для конкретных абонентов; система видеонаблюдения не входит в состав общего имущества многоквартирного жилого дома, а находится в собственности третьего лица.
Кроме того, товарищество считает обоснованным начисление оплаты за услугу "Вывоз ТБО" в размере 1 руб. 73 коп. с 1 кв. м.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые заявителем судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании обращения собственника жилого помещения, находящегося в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Новосибирск, Красный проспект, N 232, о нарушении ТСЖ "Проспект" правил начисления платы за жилищно-коммунальные услуги, инспекцией проведена внеплановая документарная проверка.
По результатам проверки составлен акт от 23.03.2015 N 05-11-037/071, в котором указано, что согласно протоколу общего собрания членов товарищества собственников жилья от 29.03.2013 стоимость работ и услуг по содержанию общего имущества принята в размере 17 руб. 20 коп. с 1 кв. м в месяц, стоимость работ и услуг по содержанию лифтов - в размере 1 руб. 98 коп. с 1 кв. м в месяц, стоимость услуг по вывозу твердых бытовых и крупногабаритных отходов - в размере 1 руб. 52 коп. с 1 кв. м в месяц.
При этом данным решением не предусмотрено взимание плата за обслуживание видеонаблюдения в размере 49 руб. 01 коп. и внутридомовой антенны в размере 40 руб.
Между тем согласно выписке по лицевому счету квартиры N 153 за период с 01.01.2014, кроме работ и услуг, утвержденных решением общего собрания от 29.03.2013, ТСЖ "Проспект" производились начисления по статьям: "Обслуживание видеонаблюдения" в размере 49 руб. 01 коп. в месяц, "Антенна" в размере 40 руб. в месяц, "Вывоз ТБО" в размере 1 руб. 73 коп.
В связи с этими обстоятельствами инспекция выдала оспариваемое заявителем предписание 25.03.2015 N 05-09-025/11, которым на ТСЖ "Проспект" возложена обязанность прекратить нарушения расчета размера платы за содержание общего имущества и обеспечить устранение нарушений расчета размера платы за содержание общего имущества в соответствии с частью 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации за расчетный срок с января 2014 по март 2015.
Отказывая в удовлетворении заявления товарищества о признании недействительным указанного предписания, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что согласно частям 2 и 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения (плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме);
2) плату за коммунальные услуги.
Частью 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что товарищество собственников жилья вправе определять смету необходимых расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относится установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества.
На основании части 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья определяется органами управления товарищества в соответствии с его Уставом.
В силу части 5 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном названным Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Согласно части 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
Пунктом 28 Правил N 491 установлено, что собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
В соответствии с пунктом 33 Правил N 491 размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья на основе утвержденной органами товарищества сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Исследовав представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что собранием собственников жилья не принимались решения об увеличении расходов по статьям "Видеонаблюдение", "Вывоз ТБО" и утверждении статьи расходов "Антенна".
Довод товарищества о том, что оспариваемое предписание является неисполнимым, обоснованно признан судами первой и апелляционной инстанций несостоятельным, поскольку из содержания этого предписания и акта проверки следует, какое нарушение ТСЖ "Проспект" необходимо устранить и каким способом.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы материального права и обоснованно отказали в удовлетворении требования заявителя о признании недействительным оспариваемого им ненормативного правового акта.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 28.10.2015 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 26.01.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-13417/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
В.И.ИЛЬИН
Судьи
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА
Г.А.ШАБАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)