Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.08.2017 N 15АП-8152/2017 ПО ДЕЛУ N А53-34287/2016

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 августа 2017 г. N 15АП-8152/2017

Дело N А53-34287/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей Т.Г. Гуденица, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания секретарем Карнауховой В.В.
при участии:
от заявителя: представитель Мирошниченко С.А. по доверенности от 09.01.2017,
от заинтересованных лиц: представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 24.04.2017 по делу N А53-34287/2016,
принятое судьей И.А. Великородовой,
по заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Новочеркасска
к заинтересованным лицам - филиалу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ростовской области; Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области
о признании незаконным бездействия,
установил:

Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Новочеркасска (далее - заявитель, комитет) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным бездействия федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ростовской области (далее - кадастровая палата), выразившегося в непринятии решения об исправлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о правах на земельный участок с кадастровым номером 61:55:0021812:551, расположенный по адресу: город Новочеркасск, улица Гагарина, 116 а; об обязании кадастровую палату внести в государственный кадастр недвижимости изменения в отношении земельного участка, установив сведения о правах - "общая долевая собственность", сведения о правообладателе - "собственники помещений в многоквартирном доме"; об обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области внести в государственный реестр недвижимости указанные изменения в отношении земельного участка (с учетом уточнения первоначально заявленных требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Определением от 06.03.2017 суд привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее - Управление Росреестра по Ростовской области).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 24.04.2017 заявленные комитетом требования удовлетворены, признано незаконным бездействие кадастровой палаты, выразившееся в невнесении сведений в государственный кадастр недвижимости о правах на земельный участок с кадастровым номером 61:55:0021812:551, расположенный по адресу: город Новочеркасск, улица Гагарина, 116. Кроме того, суд обязал Управление Росреестра по Ростовской области внести сведения о правах собственников помещений в многоквартирном доме на спорный земельный участок.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ростовской области обжаловало решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.04.2017 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивированна тем, что при постановке на кадастровый учет спорного земельного участка сведения о правах на него были обоснованно не указаны. Заявление о постановке на учет не содержало указание на норму федерального закона, устанавливающую момент возникновения права, в состав приложения межевого плана не включена копия документа, являющегося основанием возникновения права собственности на такой земельный участок. Судом не учтено, что ч. 3 ст. 7 Федерального закона N 221-ФЗ предусматривает иной порядок внесения сведений о правах в государственный кадастр недвижимости.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Росреестра по Ростовской области просило решение суда отменить, удовлетворить апелляционную жалобу кадастровой палаты.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей заинтересованных лиц, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы отзыва, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Новочеркасска проведены работы по формированию земельного участка с кадастровым номером 61:55:0021812:551, расположенного по адресу: г. Новочеркасск, ул. Гагарина, 116 а, образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 61:55:0021812:2:35.
Раздел земельного участка с кадастровым номером 61:55:0021812:2:35 осуществлен в связи с необходимостью формирования самостоятельных земельных участков для размещения многоквартирных домов - объектов капитального строительства с кадастровыми номерами 61:55:0021812:57, 61:55:0021812:45.
При формировании земельного участка с кадастровым номером 61:55:0021812:551 в государственный кадастр недвижимости не были внесены сведения о правах на указанный земельный участок. Данное обстоятельство подтверждается отсутствием в кадастровом паспорте в графе 13 "сведения о правах" информации о правообладателе земельного участка.
Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о правах на земельный участок с кадастровым номером 61:55:0021812:551, препятствует формированию земельного участка для размещения многоквартирного дома по адресу: г. Новочеркасск, ул. Гагарина, 116 б.
11.08.2016 Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Новочеркасска обратился к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ростовской области с заявлением об исправлении технической ошибки в государственном кадастре недвижимости.
16.09.2016 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ростовской области направило в адрес заявителя ответ, согласно которому техническая ошибка в сведениях государственного кадастра недвижимости не выявлена.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований ввиду следующего.
Согласно ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей в спорный период (до 01.01.2017), государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В период обращения администрации в палату действовал Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ), который регулировал отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных законом сведений о недвижимом имуществе.
Статья 3 Федерального закона N 221-ФЗ определяла, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
Одним из принципов ведения государственного кадастра недвижимости является принцип непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, установленный частью 1 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В статье 7 Федерального закона N 221-ФЗ установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объектах недвижимости, а также дополнительные сведения об объекте недвижимости, в том числе сведения о вещных правах на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, в случае, если указанные права не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 8 ч. 2 ст. 7 Федерального закона N 221-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пунктах 9 и 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (часть 2 статьи 16 Федерального закона N 221-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 16 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 10 - 17 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке. Орган кадастрового учета в срок не более чем пять рабочих дней со дня завершения кадастрового учета, который осуществлялся в связи с изменением указанных в пункте 7, 11, 13, 14, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости на основании поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия документов, направляет уведомление об осуществленном кадастровом учете по почтовому адресу и (или) адресу электронной почты правообладателя указанного объекта недвижимости, а при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о таком адресе по почтовому адресу этого правообладателя в соответствии с предусмотренными пунктом 8 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона кадастровыми сведениями (при наличии таких кадастровых сведений).
В соответствии со статьей 28 Федерального закона N 221-ФЗ ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (техническая ошибка в сведениях); воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (кадастровая ошибка в сведениях).
Из материалов дела видно, что заявление комитета об исправлении кадастровой ошибки обоснованно тем, что при формировании земельного участка с кадастровым номером 61:55:0021812:551 в государственный кадастр недвижимости кадастровой палатой не были внесены сведения о правах на спорный земельный участок, правообладателями которого являются собственники помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищных кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (часть 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 3 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, если земельный участок, расположенный под многоквартирным домом, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, то на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное этим собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка.
Согласно части 4 указанной нормы формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
В соответствии с частью 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 2.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 N 12-П по делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связывается с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
В соответствии с письмом Роснедвижимости от 20 июня 2008 года N ВК/2657 "О кадастровом учете земельных участков под многоквартирными домами", согласно нормам жилищного законодательства проведение государственного кадастрового учета земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома, сопровождается внесением органом кадастрового учета сведений о вещных правах на такие земельные участки. При этом письмом предусмотрено, что сведения о собственниках помещений многоквартирного дома вносятся в ГКН в следующих случаях: при кадастровом учете вновь образованных земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома; при внесении в ГКН сведений о ранее учтенных земельных участках, на которых расположены многоквартирные дома.
Таким образом, момент возникновения у собственников помещений в многоквартирном доме права собственности на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, связывается законом с формированием и государственным кадастровым учетом такого земельного участка.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу об обоснованности доводов комитета о наличии кадастровой ошибки, т.к. право общей долевой собственности жильцов многоквартирного дома на спорный земельный участок возникло в силу закона. Таким образом, сведения об этом подлежали внесению в государственный кадастр недвижимости одновременно с постановкой на кадастровый учет самого земельного участка.
Доводы заинтересованных лиц об отсутствии в межевом плане каких-либо сведений о возникновении права собственности на земельный участок, а также сведений об объектах капитального строительства судебной коллегией отклоняются.
Статьей 21 Федерального закона N 221-ФЗ определен порядок представления заявителями документов для осуществления кадастрового учета.
Согласно ч. 3.1 ст. 38 Федерального закона N 221-ФЗ в межевом плане, подготовленном в отношении земельного участка, право собственности на который считается возникшим в силу федерального закона, вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, приводятся сведения, позволяющие отнести такой земельный участок к имуществу, право на которое возникает в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации данного права. Особенности подготовки межевого плана в отношении такого земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Согласно пункту 9 Особенностей подготовки межевого плана в отношении земельного участка, право собственности на который считается возникшим в силу федерального закона, вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.05.2012 N 289 (далее - Особенности), в состав межевого плана включается копия предусмотренного соответствующим федеральным законом документа, являющегося основанием возникновения права собственности на такой земельный участок.
Однако, Министерство экономического развития РФ и Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в письме от 3 ноября 2015 г. N 14-10275/15 "О рассмотрении обращения" разъяснили, что поскольку Особенности не раскрывают, копия какого именно документа, являющегося основанием возникновения права собственности на участок, должна быть приложена к межевому плану, достаточным будет указание кадастровым инженером в разделе "Заключение кадастрового инженера" нормы федерального закона, определяющей, что право собственности на такой участок возникает не с момента государственной регистрации права в ЕГРП.
Межевой план от 19.05.2014 содержит в разделе "Исходные данные" в реквизите 4 указание на наличие на земельном участке многоквартирного дома с кадастровым номером 61:55:0021812:45 по адресу: г. Новочеркасск, ул. Гагарина, 116 лит. а-б (т. 1 л.д. 110). В разделе "Заключение кадастрового инженера" приведены сведения правовых оснований возникновения общей долевой собственности на земельный участок (т. 1 л.д. 116).
Ссылка заинтересованных лиц на ч. 3 ст. 7 Федерального закона N 221-ФЗ отклоняется, поскольку право на общее имущество многоквартирного дома, включая земельный участок, возникает вне зависимости от государственной регистрации права долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома, что следует из п. 8 ч. 2 ст. 7 Федерального закона N 221-ФЗ.
В силу ч. 5 ст. 21 Федерального закона N 221-ФЗ, если заявление и необходимые для кадастрового учета документы представляются в орган кадастрового учета в отношении объекта недвижимости, право собственности на который считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявление о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости должно содержать указание на норму федерального закона, устанавливающую момент возникновения права.
Поскольку комитетом были выполнены все условия для внесения уполномоченным органом сведений о правах на спорный земельный участок, кадастровой палатой была допущена кадастровая ошибка, подлежащая исправлению с целью дальнейшего формирования самостоятельных земельных участков для размещения многоквартирных домов.
Согласно части 4 статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящей статьей, кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Суд первой инстанции, с целью исправления кадастровой ошибки, обоснованно возложил на Управление Росреестра по Ростовской области обязанность внести сведения о правах собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок, поскольку в настоящее время полномочия по ведению реестра возложены на Управление.
С 1 января 2017 г. вступили в силу изменения в статью 70 Земельного кодекса РФ, согласно которым государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
На основании изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.04.2017 по делу N А53-34287/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Р.Р.ИЛЮШИН
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
О.А.СУЛИМЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)