Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.07.2016 N 04АП-2265/2016 ПО ДЕЛУ N А78-15839/2015

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июля 2016 г. по делу N А78-15839/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 июля 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Сидоренко В.А., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Савиной Л.В.,
при участии в судебном заседании представителей Публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" Жолоб Н.Т. (доверенность от 11.01.2016 года), Государственной жилищной инспекции Забайкальского края Дашидоржиевой Ю.Б. (доверенность от 11.01.2016 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 14 марта 2016 года по делу N А78-15839/2015 (суд первой инстанции - Перевалова Е.А.),

установил:

Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 14" (ИНН 7534018889, ОГРН 1047550031242, место нахождения: 672000, г. Чита, ул. Профсоюзная, 23, далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Государственной жилищной инспекции Забайкальского края (ИНН 7536095864, ОГРН 1087536008702, место нахождения: 672000, г. Чита, ул. Костюшко-Григоровича, 7, далее - ответчик, жилищная инспекция) о признании недействительным и отмене предписания от 25.11.2015 N 1302.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Лидер" (ИНН 7536060653, ОГРН 1057536070900, место нахождения: 672000, г. Чита, ул. Ингодинская, 6, далее - ООО "Лидер"), общество с ограниченной ответственностью "Кварта-Л" (ИНН 7536122123, ОГРН 1117536011889, место нахождения: 672038, г. Чита, ул. Шилова, 35, далее - ООО "Кварта-Л").
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 14 марта 2016 года по делу N А78-15839/2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ПАО "ТГК-14" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу жилищная инспекция с доводами апелляционной жалобы не согласилась.
Определением суда от 14.06.2016 года судебное разбирательство отложено на 09 час. 00 мин. 12 июля 2016 года.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 12.05.2016, 15.06.2016. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
ООО "Кварта-Л", ООО "Лидер" явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в адрес Инспекции поступило заявление от жителя дома N 16 по ул. Столярова в г. Чите о нарушениях, допущенных ПАО "ТГК N 14" в процессе оказания коммунальных услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению. Данные обстоятельства послужили основанием, предусмотренным подпунктом "в" пункта 2 части 2 ст. 10 Федерального закона 294-ФЗ, для проведения Инспекцией внеплановой проверки (распоряжение о проведении внеплановой документарной проверки от 28.10.2015 г. N 3786).
В соответствии с ч. 16 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ, в адрес Заявителя 29.10.2015 был направлен запрос о предоставлении документов.
В соответствии со ст. 16 294-ФЗ, по результатам внеплановой проверки Инспекцией был составлен акт проверки от 25.11.2015 N 2486 (л.д. 26-27 т. 1) и установлено, что документы, представленные ПАО "ТГК N 14", а именно акт ввода общедомового прибора учета (далее - ОДПУ) не подписан представителем потребителей.
Согласно данному акту в ходе проверки установлено нарушение ПАО "ТГК N 14" п. 62 "б", п. 66 "б", "в", "г" Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034), а именно: не соблюдена процедура ввода узла учета теплоснабжения в эксплуатацию, при вводе узлов учета не присутствовал представитель потребителя; акты допуска представителями потребителя не подписаны; не представлен комиссии проект узла учета теплоснабжения; в акте приемки узла учета не указан факт проверки наличия паспортов, соответствия характеристик средств измерений, характеристикам, указанным в паспортных данных узла учета, соответствие диапазонов измерений параметров, допускаемым температурным графиком и гидравлическим режимом работы тепловых сетей, значениям указанных параметров, определяемых договором и условиями подключения к системе теплоснабжения.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
На основании проведенной проверки Инспекцией выдано Заявителю предписание N 1302 от 25.11.2015 (л.д. 39 т. 1).
Не согласившись с выданным предписанием, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с п. 1 Положения о Государственной жилищной инспекции Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 11 февраля 2014 года N 55 (далее Положение) Инспекция является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим контроль и региональный государственный жилищный надзор в области жилищных отношений.
Согласно п. 9.2. Положения, Инспекция осуществляет контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда края, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно п. 9.3. Положения, в целях реализации полномочий, указанных в пункте 9.2 настоящего Положения, Инспекция проводит проверки в соответствии с действующим законодательством.
Согласно п. 9.5.1. Положения, организует и проводит проверки выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с ч. 3 ст. 20 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ), к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее 294-ФЗ).
До 01.07.2012 г., собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Федерального закона от 23.11.2009 г., N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", обязаны были обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В случае, если собственники не исполнили данное требование, то обязанность в части оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии возлагается на организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией.
Как следует из материалов дела, в соответствии с актами первичного допуска в эксплуатацию узлов учета в многоквартирном доме N 16 по ул. Столярова в г. Чите в комиссии по вводу в эксплуатацию узла учета представители потребителя не принимали участие, акты допуска представителями потребителя не подписаны. Доказательств извещения потребителей о необходимости явки для соблюдения процедуры допуска узла учета в эксплуатацию, материалы дела не содержат.
В силу п. 62 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 г., N 1034, ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в следующем составе: представитель теплоснабжающей организации; представитель потребителя; представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку водимого в эксплуатацию узла учета.
Согласно п. 64 Правил для ввода узла учета в эксплуатацию владелец узла учета представляет комиссии проект узла учета, согласованный с теплоснабжающей организацией, выдавшей технические условия и паспорт узла учета или проект паспорта, который включает в себя:
а) схему трубопроводов (начиная от границы балансовой принадлежности) с указанием протяженности и диаметров трубопроводов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, грязевиков, спускников и перемычек между трубопроводами;
б) свидетельства о поверке приборов и датчиков, подлежащих поверке, с действующими клеймами поверителя;
в) базу данных настроечных параметров, вводимую в измерительный блок или тепловычислитель;
г) схему пломбирования средств измерений и оборудования, входящего в состав узла учета, исключающую несанкционированные действия, нарушающие достоверность коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя;
д) почасовые (суточные) ведомости непрерывной работы узла учета в течение 3 суток (для объектов с горячим водоснабжением - 7 суток).
В соответствии с п. 68 Правил акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.
В силу п. 69, 70 Правил при подписании акта о вводе в эксплуатацию узла учета узел учета пломбируется. Пломбирование узла учета осуществляется: представителем теплоснабжающей организации в случае, если узел учета принадлежит потребителю; представителем потребителя, у которого установлен узел учета.
На основании изложенного, ввод в эксплуатацию соответствующих узлов учета можно осуществить только с участием представителя потребителя, что предусмотрено соответствующими правилами (односторонний ввод не допустим).
Согласно п. 72 Правил в случае наличия у членов комиссии замечаний к узлу учета и выявления недостатков, препятствующих нормальному функционированию узла учета, этот узел учета считается непригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя. В этом случае комиссией составляется акт о выявленных недостатках, в котором приводится полный перечень выявленных недостатков и сроки по их устранению. Указанный акт составляется и подписывается всеми членами комиссии в течение 3 рабочих дней. Повторная приемка узла учета в эксплуатацию осуществляется после полного устранения выявленных нарушений.
В соответствии с абзацем 15 пункта 2 Правил N 354 потребителем коммунальной услуги является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
- В силу Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034), организация коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя включает в себя, в том числе, ввод узла учета в эксплуатацию (пункт 17); узел учета считается пригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя с даты подписания акта ввода в эксплуатацию (пункт 58);
- Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что согласно протоколу итогов заочного голосования внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Чита, ул. Столярова, 16 (л.д. 116-117 т. 1), с 27.11.2013 года собственники многоквартирного дома выбрали способ управления - управление непосредственно собственниками помещений; утвердили условия договора оказания услуг и выполнения работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме с ООО "Лидер". Как следует из материалов дела, акт ввода в эксплуатацию приборов учета (л.д. 25 т. 1) подписан представителями русурсоснабжающей организации, представителями подрядной организации и инженером по тепловому хозяйству Ленковым В.Г., представителем ООО "Лидер", в связи с чем судом сделан вывод о том, что поскольку собственники жилых помещений выбрали непосредственный способ управления, поручений Ленкову В.Г., ни иному представителю потребителя (жилого дома) не давали, данный акт не подписывали и участия в данной процедуре не принимали, поскольку общедомовой прибор учета был установлен без соблюдения установленной законом процедуры.
Общедомовые приборы учета тепловой энергии (узлы учета) в многоквартирном доме N 16 по ул. Столярова допущены в эксплуатацию в отсутствие представителей потребителя, то есть с нарушением установленного порядка. Таким образом, нарушение процедуры ввода ОДПУ в эксплуатацию, повлекло нарушение прав потребителей на участие при вводе узлов учета и возможного выявления недостатков, препятствующих нормальному функционированию прибора учета.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами согласиться не может по следующим мотивам.
Как следует из материалов дела, заявитель обращал внимание суда первой инстанции и приводил соответствующие доводы о том, что протокол итогов заочного голосования внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Чита, ул. Столярова, 16, от 27.11.2013 (л.д. 116-117 т. 1), согласно которому с 27.11.2013 года собственники многоквартирного дома выбрали способ управления - управление непосредственно собственниками помещений; утвердили условия договора оказания услуг и выполнения работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме с ООО "Лидер", обжалован собственниками в Ингодинский районный суд г. Читы (дело N 2-1097/2016).
Судом первой инстанции указанные доводы оставлены без оценки.
Между тем, согласно вступившему в законную силу решению Ингодинского районного суда г. Читы от 12.04.2016 по делу N 2-1097/2016 решение общего собрания собственников помещений МКД, оформленное протоколом от 27.11.2013, признано недействительным.
Кроме того, при вводе в эксплуатацию ОДПУ комиссии представлены все требуемые документы, в том числе и проект узла учета теплоснабжения. В актах допуска указано: произведен технический осмотр приборов узла учета тепловой энергии потребителя и проверена комплектность необходимой технической документации, а также заводские номера приборов, их показания, номера пломб, даты следующих поверок (в соответствии с паспортами приборов), оборотная сторона акт допуска содержит все характеристики средств измерения, диапазоны измерений параметров.
С учетом требований пунктов 66 и 67 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя N 1034 о том, что при приемке узла учета в эксплуатацию комиссия проводит проверку всей документации и при отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, принимая во внимание то обстоятельство, что акты ввода подписаны комиссией без замечаний, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии всей необходимой документации и соответствии всех составных частей узла проектной документации и техническим условиям.
Таким образом, допуск в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии осуществлен в полном соответствии с указанными нормами. Следовательно, оспариваемое предписание не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку неправомерно возлагает на него указанные в предписании обязанности.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции на основании пунктов 1 и 2 части 1 статьи 270 АПК РФ. По делу подлежит принятию новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
На основании статьи 110 АПК РФ подлежат взысканию с Государственной жилищной инспекции Забайкальского края в пользу Публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 500 руб.
Излишне уплаченная государственная пошлина при ее зачете в размере 2 218,27 руб. подлежит возврату заявителю.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 14 марта 2016 года по делу N А78-15839/2015 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать недействительным, как несоответствующее Жилищному кодексу Российской Федерации, предписание Государственной жилищной инспекции Забайкальского края от 25.11.2015 N 1302.
Государственной жилищной инспекции Забайкальского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Государственной жилищной инспекции Забайкальского края (ОГРН 1087536008702, ИНН 7536095864) в пользу Публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" (ОГРН 1047550031242, 7534018889) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 500 руб.
Возвратить публичному акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 14" (ОГРН 1047550031242, ИНН 7534018889) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 2 218,27 руб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.

Председательствующий
Д.В.БАСАЕВ

Судьи
В.А.СИДОРЕНКО
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)