Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 26 мая 2017 года
Полный текст решения изготовлен 26 мая 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Т.И. Шулеповой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.А. Газиевой рассмотрел в судебном заседании дело N А60-56670/2016
по иску Общества с ограниченной ответственностью УК "Даниловское" (ООО УК "ДАНИЛОВСКОЕ") (ИНН 6625052243, ОГРН 1096625000856)
к МО Первоуральск,
третье лицо (ООО "СТК") (ИНН 6673162327, ОГРН 1076673010150), о понуждении восстановить наружный циркуляционный трубопровод горячего водоснабжения,
при участии в судебном заседании:
от истца О.Н. Медведева, представитель по доверенности N 5/Д от 01.01.2017 г.,
от ответчика: Т.А. Юрченко, представитель по доверенности от 09.01.2017 г.
от третьих лиц: Е.И. Корзухина, представитель по доверенности от 30.01.2017 г.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Истец обратился к ответчику с требованием о понуждении восстановить наружный циркуляционный трубопровод горячего водоснабжения от центрального теплового пункта N 23 до стен многоквартирных домов N 19, 21А, 25, 27, 31, 33 по ул. Вайнера, N 24 по ул. Строителей г. Первоуральск.
Доводы и возражения сторон изложены судом в определении от 11.01.17, 10.02.17, 15.03.17.
В судебном заседании 15.03.17 истец заявил об уточнении исковых требований: в связи с тем, что наружные циркуляционные трубопроводы от ДТП N 23 до стен многоквартирных домов N 27, 31, 33 по ул. Вайнера в настоящее время функционируют, истец на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказывается от заявленных исковых требований в части возложения на ответчика обязанности восстановить указанные трубопроводы, истец уточняет исковые требования следующим образом: просим суд обязать городской округ Первоуральск в лице администрации городского округа Первоуральск в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу восстановить (привести в технически исправное состояние) наружные циркуляционные трубопроводы от центрального теплового пункта N 23 до стен многоквартирных домов N 19, 21А, 25 по ул. Вайнера, N 24 по ул. Строителей.
Уточнение принято судом в порядке ст. 49 АПК РФ.
При этом ответчик и третье лицо отзывы по уточненным требованиям не представили.
С учетом изложенного суд определением от 17.04.17 отложил рассмотрение дела по ст. 158 АПК РФ.
В настоящем заседании истец заявил об уточнении исковых требований, просит суд обязать городской округ Первоуральск в лице администрации городского округа Первоуральск в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу восстановить (привести в технически исправное состояние) наружные циркуляционные трубопроводы от центрального теплового пункта N 23 до стен многоквартирных домов N 19, 21А, 25, 25А по ул. Вайнера, N 24 по ул. Строителей.
Уточнение принято судом в порядке ст. 49 АПК РФ.
Ответчик дополнительный отзыв не представил.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
В обоснование заявленных требований истец указал следующее.
Истец избран управляющей организацией на основании протоколов общих собраний собственников помещений в доме N 19 по ул. Вайнера на основании протокола общего собственников помещений от 25.06.2013, N 21А по ул. Вайнера - на основании протокола от 02.09.2013, N 25А по ул. Вайнера - на основании протокола от 01.08.2013, в доме N 24 по ул. Строителей - на основании протокола от 25.06.2013. Соответствующие решения общих собраний в установленном порядке не оспорены, недействительными не признаны.
С учетом того, что собственники помещений в перечисленных домах не принимали решений об оплате коммунальной услуги по горячему водоснабжению непосредственно ресурсоснабжающей организации - ООО "СТК", на основании ч. 7 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники, наниматели помещений в домах N 19, 21А, 25, 25А по ул. Вайнера, N 24 по ул. Строителей оплачивают коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению в пользу истца.
Третье лицо выставляет истцу счета-фактуры в оплату тепловой энергии и горячей воды, поставленных для нужд названных домов, взыскивает задолженность по их оплате в судебном порядке (дела N А60-3141/2016, А60-14510/2016).
Согласно п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
С учетом изложенного, разъяснений, содержащихся в п. 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения", наличия технологического присоединения теплопотребляющих установок спорных домов к сетям ООО "СТК", отсутствие письменного договора теплоснабжения между истцом и третьем лицом не свидетельствует об отсутствии отношений по теплоснабжению и отсутствии с истца статуса исполнителя коммунальных услуг.
Ссылка ответчика на разъяснения, которые указаны в разделе 6 (вопрос N 9) Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1 (2014), подлежат отклонению. Согласно данным разъяснениям, если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных письменных доказательств следует, что собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией в соответствии с п. 1 ст. 162 ГК РФ могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети. Поэтому в подобной ситуации управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг в соответствии с п. 14 Правил N 354.
2. Ссылки ответчика на положения Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ) подлежат отклонению.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 данного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов относит организацию обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Приведенные нормативные положения корреспондируют с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городского округа относится организация в границах поселений (городского округа) теплоснабжения населения.
Таким образом, организация горячего водоснабжения на территории городского округа Первоуральск на соответствующих территориях, включающая в себя обустройство централизованной системы инженерных сооружений, является публичной обязанностью муниципальных образований.
Предусмотренный Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ порядок организации водоснабжения населения городского округа через инвестиционную программу теплоснабжающей организации, обоснованию инвестиционной надбавки к тарифу не свидетельствует об освобождении органов местного самоуправления от исполнения полномочий по организации горячего водоснабжения, предусмотренных указанным Федеральным законом, а также Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ основанием для разработки инвестиционной программы является техническое задание на разработку инвестиционной программы, утвержденное органом местного самоуправления, с учетом: 1) результатов технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; 2) плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности; 3) схемы водоснабжения и водоотведения; 4) плана снижения сбросов; 5) решений органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения.
Таким образом, инициатива включения тех или иных мероприятий по обеспечению водоснабжения исходит от органа местного самоуправления.
Часть 10 ст. 40 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ предусмотрено, что инвестиционная программа разрабатывается не менее чем на три года и может ежегодно корректироваться с учетом изменения объективных условий деятельности соответствующих организаций.
В связи с этим, в случае включения мероприятий по восстановлению спорного циркуляционного трубопровода в инвестиционную программу ООО "СТК", последнее может приступить к выполнению соответствующих работ не ранее 2020 года. Иными словами, собственники и наниматели помещений в многоквартирных домах будут получать коммунальную услугу по горячему водоснабжению ненадлежащего качества еще в течение трех лет.
Необходимо отметить, что установленный Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ механизм обеспечения водоснабжения населения городского округа Первоуральск через реализацию инвестиционных программ рассчитан на то, что возникающие проблемы в сфере водоснабжения выявляются своевременно, затраты на их решение планово включаются в инвестиционные программы ресурсоснабжающих организаций, которые реализуются в течение длительного периода времени.
Обращаясь с рассматриваемым иском в арбитражный суд, истец ссылается на бездействие органов местного самоуправления в решении вопроса обеспечения надлежащего горячего водоснабжения жителей домов N 19, 21А, 25, 25А по ул. Вайнера, N 24 по ул. Строителей.
Для соблюдения досудебного порядка урегулирования спора истец в июле 2016 года направил в адрес ответчика 14 претензий, на которые получил одинаковый ответ о том, что вопрос о ремонте циркуляционных трубопроводов будет решен по результатам рассмотрения дела N А60-26462/2016 по иску администрации городского округа Первоуральск к ООО "СТК" о взыскании задолженности по внесению арендной платы. За прошедшие полгода ответчик никаких реальных действий по улучшению горячего водоснабжения жителей многоквартирных домов не предпринял.
3. С учетом выводов, содержащихся в заключениях N Т316.Д-28, Т316.Д-30, Т316.Д-31, Т316.Д-32, Т316.Д-36, истец фактически просит обязать ответчика организовать горячее водоснабжение жителей домов N 19, 21А, 25, 25А по ул. Вайнера, N 24 по ул. Строителей путем восстановления наружных циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения до ЦТП N 23.
Согласно типовым строительным проектам N 1-468А-6, 12, 17, 19, 1-468Б-13 в указанных домах предусмотрено централизованная система горячего водоснабжения с присоединением стояков горячего водоснабжения к циркуляционной сети. Названный дом не оборудован локальным бойлером, иным водоподогревающим оборудованием для приготовления подаваемой потребителям горячей воды.
Отсутствие наружных циркуляционных трубопроводов от ЦТП N 23 до стен домов N 19, 21А, 25, 25А по ул. Вайнера, N 24 по ул. Строителей как на момент сдачи указанных домов в эксплуатацию, так и то, что горячее водоснабжение указанных домов может быть обеспечено иным способом, ответчик не доказал (ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В то же время факт наличия на вводах многоквартирных домов N 19, 21А, 25 по ул. Вайнера участков наружных циркуляционных трубопроводов подтверждается актами обследования от 04.05.2016 N. 28, 30, 31.
На вводах в многоквартирные дома N 25А по ул. Вайнера, N 24 по ул. Строителей имеются и наружные, и внутридомовые циркуляционные трубопроводы горячего водоснабжения (акты обследования от 04.05.2016 N 32, 36).
Выводы, изложенные во всех перечисленных актах, ответчик в порядке, установленном ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не опроверг.
На основании изложенного истец просит о восстановлении трубопровода как неотъемлемой части ранее имевшегося технологического комплекса внутриквартальных тепловых сетей.
Обеспечение горячей водой с помощью системы циркуляционных трубопроводов в многоквартирных домах, имеющих более четырех этажей, предусмотрено требованиями нормативно-строительной документации.
В соответствии с п. 5.5, 5.7 СНиП 2.04.01-85* (далее - СНиП 2.04.01-85*) Внутренний водопровод и канализация зданий разрешается не предусматривать циркуляцию горячей воды в системах централизованного горячего водоснабжения с регламентированным по времени потреблением горячей воды, если температура ее в местах водоразбора не будет снижаться ниже установленной в разд. 2 настоящих норм.
В жилых и общественных зданиях высотой свыше 4 этажей следует объединять группы водоразборных стояков кольцующими перемычками в секционные узлы с присоединением каждого секционного узла одним циркуляционным трубопроводом к сборному циркуляционному трубопроводу системы. В секционные узлы следует объединять от трех до семи водоразборных стояков. Кольцующие перемычки следует прокладывать по теплому чердаку, по холодному чердаку под слоем теплоизоляции, под потолком верхнего этажа при подаче воды в водоразборные стояки снизу или по подвалу при подаче воды в водоразборные стояки сверху.
Пункт 5.3 СНиП 2.04.01-85* предусматривает, что выбор схемы подогрева и обработки воды для систем централизованного горячего водоснабжения следует производить согласно СНиП 2.04.07-86* и "Руководству по проектированию тепловых пунктов".
Пункт 5.5. данного СНиПа учитывает особенности схемы горячего водоснабжения зданий, сооружений, присоединенных ЦТП, определяя диаметров подающих и циркуляционных трубопроводов.
В соответствии с п. 5.2.5 СП 30.13330.2012 Внутренний водопровод и канализация зданий. Актуализированная редакция СНиП 2.04.01-85* в системах централизованного горячего водоснабжения при необходимости поддержания в местах водоразбора температуры воды не ниже указанной в 5.1.2 следует предусматривать систему циркуляции горячей воды в период отсутствия водоразбора. В системах горячего водоснабжения с регламентированным по времени потреблением горячей воды циркуляцию горячей воды допускается не предусматривать, если температура ее в местах водоразбора не будет снижаться ниже установленной в п. 5.1.2.
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что циркуляционные трубопроводы от ввода в многоквартирный домов, не оборудованный локальным водоподогревающим оборудованием, являются неотъемлемой частью закрытой централизованной системы горячего водоснабжения. Иным способом невозможно обеспечить постоянную температуру горячей воды в точках водоразбора в спорном многоквартирном доме.
В то же время обращаем внимание суда на то, что отсутствие внутридомового циркуляционного трубопровода само по себе не свидетельствует об иной системе поддержания постоянной температуры горячей воды в точках водоразбора.
Аналогичные положения предусмотрены Актуализированная редакция СНиП 2.04.01-85*, а также в СП 30.13330.2012 Внутренний водопровод и канализация зданий.
Согласно актам обследования от 04.05.2016 N 30, 31, 32, 34 в домах N 21А, 25, 25А по ул. Вайнера, N 24 по ул. Строителей внутридомовые циркуляционные трубопроводы имеются (смонтированы), но они не функционируют из-за отсутствия наружных трубопроводов; в доме N 19 по ул. Вайнера данный трубопровод отсутствует, имеется месте для его прокладки (акт обследования от 04.05.2016 N 28).
Восстановление ранее демонтированных внутридомовых трубопроводов будет осуществлять истец собственными силами параллельно с восстановлением наружных трубопроводов. В настоящее время в связи с отсутствием последних отсутствуют и места присоединения внутридомовых трубопроводов к наружным.
4. Довод ответчика о том, что представленные истцом в материалы дела почасовые показания коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, являются недопустимыми доказательствами, подлежит отклонению.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 26.05.2017 ПО ДЕЛУ N А60-56670/2016
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 26 мая 2017 г. по делу N А60-56670/2016
Резолютивная часть решения объявлена 26 мая 2017 года
Полный текст решения изготовлен 26 мая 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Т.И. Шулеповой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.А. Газиевой рассмотрел в судебном заседании дело N А60-56670/2016
по иску Общества с ограниченной ответственностью УК "Даниловское" (ООО УК "ДАНИЛОВСКОЕ") (ИНН 6625052243, ОГРН 1096625000856)
к МО Первоуральск,
третье лицо (ООО "СТК") (ИНН 6673162327, ОГРН 1076673010150), о понуждении восстановить наружный циркуляционный трубопровод горячего водоснабжения,
при участии в судебном заседании:
от истца О.Н. Медведева, представитель по доверенности N 5/Д от 01.01.2017 г.,
от ответчика: Т.А. Юрченко, представитель по доверенности от 09.01.2017 г.
от третьих лиц: Е.И. Корзухина, представитель по доверенности от 30.01.2017 г.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Истец обратился к ответчику с требованием о понуждении восстановить наружный циркуляционный трубопровод горячего водоснабжения от центрального теплового пункта N 23 до стен многоквартирных домов N 19, 21А, 25, 27, 31, 33 по ул. Вайнера, N 24 по ул. Строителей г. Первоуральск.
Доводы и возражения сторон изложены судом в определении от 11.01.17, 10.02.17, 15.03.17.
В судебном заседании 15.03.17 истец заявил об уточнении исковых требований: в связи с тем, что наружные циркуляционные трубопроводы от ДТП N 23 до стен многоквартирных домов N 27, 31, 33 по ул. Вайнера в настоящее время функционируют, истец на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказывается от заявленных исковых требований в части возложения на ответчика обязанности восстановить указанные трубопроводы, истец уточняет исковые требования следующим образом: просим суд обязать городской округ Первоуральск в лице администрации городского округа Первоуральск в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу восстановить (привести в технически исправное состояние) наружные циркуляционные трубопроводы от центрального теплового пункта N 23 до стен многоквартирных домов N 19, 21А, 25 по ул. Вайнера, N 24 по ул. Строителей.
Уточнение принято судом в порядке ст. 49 АПК РФ.
При этом ответчик и третье лицо отзывы по уточненным требованиям не представили.
С учетом изложенного суд определением от 17.04.17 отложил рассмотрение дела по ст. 158 АПК РФ.
В настоящем заседании истец заявил об уточнении исковых требований, просит суд обязать городской округ Первоуральск в лице администрации городского округа Первоуральск в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу восстановить (привести в технически исправное состояние) наружные циркуляционные трубопроводы от центрального теплового пункта N 23 до стен многоквартирных домов N 19, 21А, 25, 25А по ул. Вайнера, N 24 по ул. Строителей.
Уточнение принято судом в порядке ст. 49 АПК РФ.
Ответчик дополнительный отзыв не представил.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
В обоснование заявленных требований истец указал следующее.
Истец избран управляющей организацией на основании протоколов общих собраний собственников помещений в доме N 19 по ул. Вайнера на основании протокола общего собственников помещений от 25.06.2013, N 21А по ул. Вайнера - на основании протокола от 02.09.2013, N 25А по ул. Вайнера - на основании протокола от 01.08.2013, в доме N 24 по ул. Строителей - на основании протокола от 25.06.2013. Соответствующие решения общих собраний в установленном порядке не оспорены, недействительными не признаны.
С учетом того, что собственники помещений в перечисленных домах не принимали решений об оплате коммунальной услуги по горячему водоснабжению непосредственно ресурсоснабжающей организации - ООО "СТК", на основании ч. 7 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники, наниматели помещений в домах N 19, 21А, 25, 25А по ул. Вайнера, N 24 по ул. Строителей оплачивают коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению в пользу истца.
Третье лицо выставляет истцу счета-фактуры в оплату тепловой энергии и горячей воды, поставленных для нужд названных домов, взыскивает задолженность по их оплате в судебном порядке (дела N А60-3141/2016, А60-14510/2016).
Согласно п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
С учетом изложенного, разъяснений, содержащихся в п. 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения", наличия технологического присоединения теплопотребляющих установок спорных домов к сетям ООО "СТК", отсутствие письменного договора теплоснабжения между истцом и третьем лицом не свидетельствует об отсутствии отношений по теплоснабжению и отсутствии с истца статуса исполнителя коммунальных услуг.
Ссылка ответчика на разъяснения, которые указаны в разделе 6 (вопрос N 9) Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1 (2014), подлежат отклонению. Согласно данным разъяснениям, если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных письменных доказательств следует, что собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией в соответствии с п. 1 ст. 162 ГК РФ могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети. Поэтому в подобной ситуации управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг в соответствии с п. 14 Правил N 354.
2. Ссылки ответчика на положения Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ) подлежат отклонению.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 данного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов относит организацию обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Приведенные нормативные положения корреспондируют с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городского округа относится организация в границах поселений (городского округа) теплоснабжения населения.
Таким образом, организация горячего водоснабжения на территории городского округа Первоуральск на соответствующих территориях, включающая в себя обустройство централизованной системы инженерных сооружений, является публичной обязанностью муниципальных образований.
Предусмотренный Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ порядок организации водоснабжения населения городского округа через инвестиционную программу теплоснабжающей организации, обоснованию инвестиционной надбавки к тарифу не свидетельствует об освобождении органов местного самоуправления от исполнения полномочий по организации горячего водоснабжения, предусмотренных указанным Федеральным законом, а также Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ основанием для разработки инвестиционной программы является техническое задание на разработку инвестиционной программы, утвержденное органом местного самоуправления, с учетом: 1) результатов технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; 2) плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности; 3) схемы водоснабжения и водоотведения; 4) плана снижения сбросов; 5) решений органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения.
Таким образом, инициатива включения тех или иных мероприятий по обеспечению водоснабжения исходит от органа местного самоуправления.
Часть 10 ст. 40 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ предусмотрено, что инвестиционная программа разрабатывается не менее чем на три года и может ежегодно корректироваться с учетом изменения объективных условий деятельности соответствующих организаций.
В связи с этим, в случае включения мероприятий по восстановлению спорного циркуляционного трубопровода в инвестиционную программу ООО "СТК", последнее может приступить к выполнению соответствующих работ не ранее 2020 года. Иными словами, собственники и наниматели помещений в многоквартирных домах будут получать коммунальную услугу по горячему водоснабжению ненадлежащего качества еще в течение трех лет.
Необходимо отметить, что установленный Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ механизм обеспечения водоснабжения населения городского округа Первоуральск через реализацию инвестиционных программ рассчитан на то, что возникающие проблемы в сфере водоснабжения выявляются своевременно, затраты на их решение планово включаются в инвестиционные программы ресурсоснабжающих организаций, которые реализуются в течение длительного периода времени.
Обращаясь с рассматриваемым иском в арбитражный суд, истец ссылается на бездействие органов местного самоуправления в решении вопроса обеспечения надлежащего горячего водоснабжения жителей домов N 19, 21А, 25, 25А по ул. Вайнера, N 24 по ул. Строителей.
Для соблюдения досудебного порядка урегулирования спора истец в июле 2016 года направил в адрес ответчика 14 претензий, на которые получил одинаковый ответ о том, что вопрос о ремонте циркуляционных трубопроводов будет решен по результатам рассмотрения дела N А60-26462/2016 по иску администрации городского округа Первоуральск к ООО "СТК" о взыскании задолженности по внесению арендной платы. За прошедшие полгода ответчик никаких реальных действий по улучшению горячего водоснабжения жителей многоквартирных домов не предпринял.
3. С учетом выводов, содержащихся в заключениях N Т316.Д-28, Т316.Д-30, Т316.Д-31, Т316.Д-32, Т316.Д-36, истец фактически просит обязать ответчика организовать горячее водоснабжение жителей домов N 19, 21А, 25, 25А по ул. Вайнера, N 24 по ул. Строителей путем восстановления наружных циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения до ЦТП N 23.
Согласно типовым строительным проектам N 1-468А-6, 12, 17, 19, 1-468Б-13 в указанных домах предусмотрено централизованная система горячего водоснабжения с присоединением стояков горячего водоснабжения к циркуляционной сети. Названный дом не оборудован локальным бойлером, иным водоподогревающим оборудованием для приготовления подаваемой потребителям горячей воды.
Отсутствие наружных циркуляционных трубопроводов от ЦТП N 23 до стен домов N 19, 21А, 25, 25А по ул. Вайнера, N 24 по ул. Строителей как на момент сдачи указанных домов в эксплуатацию, так и то, что горячее водоснабжение указанных домов может быть обеспечено иным способом, ответчик не доказал (ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В то же время факт наличия на вводах многоквартирных домов N 19, 21А, 25 по ул. Вайнера участков наружных циркуляционных трубопроводов подтверждается актами обследования от 04.05.2016 N. 28, 30, 31.
На вводах в многоквартирные дома N 25А по ул. Вайнера, N 24 по ул. Строителей имеются и наружные, и внутридомовые циркуляционные трубопроводы горячего водоснабжения (акты обследования от 04.05.2016 N 32, 36).
Выводы, изложенные во всех перечисленных актах, ответчик в порядке, установленном ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не опроверг.
На основании изложенного истец просит о восстановлении трубопровода как неотъемлемой части ранее имевшегося технологического комплекса внутриквартальных тепловых сетей.
Обеспечение горячей водой с помощью системы циркуляционных трубопроводов в многоквартирных домах, имеющих более четырех этажей, предусмотрено требованиями нормативно-строительной документации.
В соответствии с п. 5.5, 5.7 СНиП 2.04.01-85* (далее - СНиП 2.04.01-85*) Внутренний водопровод и канализация зданий разрешается не предусматривать циркуляцию горячей воды в системах централизованного горячего водоснабжения с регламентированным по времени потреблением горячей воды, если температура ее в местах водоразбора не будет снижаться ниже установленной в разд. 2 настоящих норм.
В жилых и общественных зданиях высотой свыше 4 этажей следует объединять группы водоразборных стояков кольцующими перемычками в секционные узлы с присоединением каждого секционного узла одним циркуляционным трубопроводом к сборному циркуляционному трубопроводу системы. В секционные узлы следует объединять от трех до семи водоразборных стояков. Кольцующие перемычки следует прокладывать по теплому чердаку, по холодному чердаку под слоем теплоизоляции, под потолком верхнего этажа при подаче воды в водоразборные стояки снизу или по подвалу при подаче воды в водоразборные стояки сверху.
Пункт 5.3 СНиП 2.04.01-85* предусматривает, что выбор схемы подогрева и обработки воды для систем централизованного горячего водоснабжения следует производить согласно СНиП 2.04.07-86* и "Руководству по проектированию тепловых пунктов".
Пункт 5.5. данного СНиПа учитывает особенности схемы горячего водоснабжения зданий, сооружений, присоединенных ЦТП, определяя диаметров подающих и циркуляционных трубопроводов.
В соответствии с п. 5.2.5 СП 30.13330.2012 Внутренний водопровод и канализация зданий. Актуализированная редакция СНиП 2.04.01-85* в системах централизованного горячего водоснабжения при необходимости поддержания в местах водоразбора температуры воды не ниже указанной в 5.1.2 следует предусматривать систему циркуляции горячей воды в период отсутствия водоразбора. В системах горячего водоснабжения с регламентированным по времени потреблением горячей воды циркуляцию горячей воды допускается не предусматривать, если температура ее в местах водоразбора не будет снижаться ниже установленной в п. 5.1.2.
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что циркуляционные трубопроводы от ввода в многоквартирный домов, не оборудованный локальным водоподогревающим оборудованием, являются неотъемлемой частью закрытой централизованной системы горячего водоснабжения. Иным способом невозможно обеспечить постоянную температуру горячей воды в точках водоразбора в спорном многоквартирном доме.
В то же время обращаем внимание суда на то, что отсутствие внутридомового циркуляционного трубопровода само по себе не свидетельствует об иной системе поддержания постоянной температуры горячей воды в точках водоразбора.
Аналогичные положения предусмотрены Актуализированная редакция СНиП 2.04.01-85*, а также в СП 30.13330.2012 Внутренний водопровод и канализация зданий.
Согласно актам обследования от 04.05.2016 N 30, 31, 32, 34 в домах N 21А, 25, 25А по ул. Вайнера, N 24 по ул. Строителей внутридомовые циркуляционные трубопроводы имеются (смонтированы), но они не функционируют из-за отсутствия наружных трубопроводов; в доме N 19 по ул. Вайнера данный трубопровод отсутствует, имеется месте для его прокладки (акт обследования от 04.05.2016 N 28).
Восстановление ранее демонтированных внутридомовых трубопроводов будет осуществлять истец собственными силами параллельно с восстановлением наружных трубопроводов. В настоящее время в связи с отсутствием последних отсутствуют и места присоединения внутридомовых трубопроводов к наружным.
4. Довод ответчика о том, что представленные истцом в материалы дела почасовые показания коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, являются недопустимыми доказательствами, подлежит отклонению.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)