Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 16 ноября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 ноября 2017 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.А. Елесиной
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Первореченского района N 10"
апелляционное производство N 05АП-7405/2017
на решение от 07.09.2017
судьи А.А. Фокиной
по делу N А51-10682/2017 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Первореченского района N 10" (ИНН 2538111801, ОГРН 1072538006628)
к Государственной жилищной инспекции Приморского края (ИНН 2540171519, ОГРН 1112540003982)
о признании незаконным предписания от 07.04.2017 N 51-04-14/15,
при участии:
- от Государственной жилищной инспекции Приморского края: Кузнецов П.Н. (по доверенности от 09.01.2017, сроком действия до 31.12.2017, служебное удостоверение);
- ООО "Управляющая компания Первореченского района N 10" - не явилось;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Первореченского района N 10" (далее - заявитель, общество, ООО "Управляющая компания Первореченского района N 10") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Приморского края (далее - Инспекция) от 07.04.2017 N 51-04-14/15.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 07.09.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ООО "Управляющая компания Первореченского района N 10" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что с 01.07.2017 в состав жилищных услуг, оказываемых обществом вошло предоставление коммунальных ресурсов на общедомовые нужды. Указанные жилищные услуги не отражены в постановлении Администрации г. Владивостока N 1520 в редакции от 26.12.2013 и не могли быть отражены. Таким образом, поскольку собственник дома и управляющая компания имели правоотношения ранее, чем в законодательство РФ были внесены изменения, то приведение тарифа к указанному постановлению противоречит закону.
Считает, что оспариваемое предписание незаконно и необоснованно, как нарушающее права юридического лица, ухудшающее его положение по сравнению с другими участниками аналогичных правоотношений.
В судебном заседании представитель Государственной жилищной инспекции Приморского края на доводы апелляционной жалобы возразил по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу общества - не подлежащей удовлетворению.
ООО "Управляющая компания Первореченского района N 10", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явилось. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителя общества.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлялся перерыв до 16.11.2014 до 10 часов 40 минут. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках" путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания. Размещение такой информации на официальном сайте арбитражного суда с учетом положений части 6 статьи 121 АПК РФ свидетельствует о соблюдении правил статей 122, 123 Кодекса.
После перерыва лица, участвующие в деле явку своих представителей не обеспечили.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела судом установлено, что на основании приказа от 31.03.2017 Инспекцией проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "Управляющая компания Первореченского района N 10", в ходе которой выявлены нарушения требований части 2.3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подпунктов "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110.
Результаты проверки зафиксированы инспекцией в акте от 07.04.2017 N 51-04-13/24.
Обществу выдано предписание от 07.04.2017 N 51-04-14/15 об устранении выявленных нарушений: произвести расчет платы за содержание жилья собственникам помещений в многоквартирном доме N 8 "в" по ул. Вострецова в г. Владивостоке за период с января по март 2017 года, исходя из пункта 1.2 приложения N 2 к постановлению главы Администрации города Владивостока от 21.11.2005 N 1520 "Об утверждении размеров платы за содержание и ремонт жилого помещения".
Не согласившись с выданным предписанием, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации" граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органом местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из них отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение N 1110).
В соответствии с пунктом 3 Положения N 1110 лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 99-ФЗ, являются:
- - соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ (подпункт "а");
- - исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ (подпункт "б");
- - соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 ЖК РФ (подпункт "в").
В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию общего имущества в таком доме, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Как следует из пункта 3 части 2 статьи 162 ЖК РФ, в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны, в том числе: перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
Пунктом 2.3 статьи 161 ЖК РФ определено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Из приведенных правовых норм следует, что условия предоставления услуг собственникам и пользователям помещений, перечень услуг, которые предоставляет управляющая организация в соответствии с требованиями ЖК РФ, порядок определения размера платы содержание и ремонт жилого помещения, а также порядок внесения такой платы относятся к существенным условиям договора управления многоквартирным домом и в силу их императивности должны соблюдаться управляющими организациями.
В свою очередь, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов в капитальный ремонт (часть 1 статьи 158 ЖК РФ).
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме (пункт 2 части 1 статьи 154 ЖК РФ).
Исходя из вышеизложенных правовых норм, плата за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме является составляющей платы за содержание жилого помещения.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень).
Указанным постановлением Правительства Российской Федерации также утверждены Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего состояния общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила оказания услуг и выполнения работ).
В силу подпункта "б" пункта 2 Правил оказания услуг и выполнения работ перечень услуг и работ из числа включенных в Минимальный перечень, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в договоре управления многоквартирным домом - в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
При этом в силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ, а также пункта 10 Правил N 491, выполнение работ и оказание услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома являются для управляющей компании (в данном случае для ООО "Управляющая компания Первореченского района N 12") обязательными в силу закона.
Как следует из пункта 28 Правил N 491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
Расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая, в том числе, оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (пункт 29 Правил N 491).
Как верно указал заявитель, с 1 января 2017 года в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).
При первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества, их размер не может превышать норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного субъектом РФ по состоянию на 01.11.2016 (часть 10 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ, абзац 3 пункта 29 Правил N 491).
В силу абзаца 5 пункта 29 Правил N 491 размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов.
Исходя из вышеизложенных правовых норм, с 1 января 2017 года расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества, включены в состав платы за содержание жилого помещения, в которую, как было указано выше, также включаются расходы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
При этом, размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты указанных коммунальных ресурсов в силу прямого указания закона отражаются в платежном документе, выставляемом управляющей организацией собственникам помещений в многоквартирном доме, отдельной строкой по каждому виду ресурсов.
Как верно указано судом первой инстанции, ООО "Управляющая компания Первореченского района N 10" является обслуживающей организацией дома N 8 "в" по ул. Вострецова в г. Владивостоке на основании договора управления многоквартирным домом от 25.10.2007 N 10-7/59-07.
В соответствии с условиями заключенного договора управления многоквартирным домом общество приняло на себя обязательства осуществлять комплекс работ и услуг по управлению многоквартирным домом, включающий оказание коммунальных услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, состав и состояние которого указаны в приложении N 1 к настоящему договору.
Согласно пункту 5.2. договора месячная стоимость комплекса услуг и работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме определяется как сумма месячной платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В силу пункта 5.3 договора размер платы за содержание и текущий ремонт общедомового имущества дома в многоквартирном доме определяется в приложении N 2 к настоящему договору.
Согласно приложению N 2 к договору, стоимость услуг и работ по содержанию и ремонту жилья составляла: всего - 15,68 руб./кв. м (в том числе услуги управления (10%) - 1,57 руб./кв. м), из них за содержание жилья - 10,9 руб./кв. м.
С 01.04.2014 по 31.12.2016 лицензиатом расчет стоимости услуг и работ по содержанию и ремонту жилья осуществлялся в соответствии с пунктом 1.2 приложения N 2 к постановлению главы администрации города Владивостока от 21.11.2005 N 1520 "Об утверждении размеров платы за содержание и ремонт жилого помещения" и определен в размере 20,41 руб./кв. м, из них за содержание жилья - 15,12 руб./кв. м, что согласуется с платежными документами за указанный период и доводами обращения собственников помещений в многоквартирном доме.
Такой же расчет платы за содержание и ремонт жилья указан обществом в форме Приложение N 3 к договору управления (с 01.08.2014); при этом из названного Приложения следует, что в составе платы в размере 20,41 руб./кв. м ("в том числе") находятся услуги управления (10%) - 2,04 руб./кв. м и услуги банка (1,7%) - 0,35 руб./кв. м.
Однако с 01.01.2017 заявителем составлена форма Приложение N 3 к договору управления, из которой следует, что стоимость услуг и работ по содержанию и ремонту жилья составляет итого 22,32 руб./кв. м, услуг управления (10%) - 2,23 руб./кв. м, в связи с чем всего (в том числе услуги управления) размер платы составляет 24,55 руб./кв. м.
В соответствии с пунктом 1 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
В соответствии с частью 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья, либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 Жилищного кодекса Российской Федерации. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Аналогичное правило изложено в пункте 31 Правил N 491, которым предусмотрено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Из приведенных норм следует, что основным способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников (всех ее составных частей) на законодательством уровне определен способ в виде волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме посредством принятия решения об этом на общем собрании.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что расчет платы в части содержания и текущего ремонта общего имущества собственников помещений спорного многоквартирного дома должен производиться по принятым общим собранием собственников тарифам до проведения последним очередного общего собрания.
В пункте 35 Правил N 491 также установлено требование о том, чтобы указанные в пунктах 31 - 34 настоящих Правил размеры платы за содержание жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.
Судом первой инстанции верно установлено, что с 2013 года и по настоящее время собственники многоквартирного дома N 8 "в" по ул. Вострецова в г. Владивостоке общего собрания собственников по поводу увеличения (уменьшения) размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме не проводили.
Вместе с тем, инспекцией установлено, что с 01.04.2014 по 31.12.2016 обществом расчет стоимости услуг и работ по содержанию и ремонту жилья осуществлялся в соответствии с пунктом 1.2. приложения N 2 к постановлению главы администрации города Владивостока от 21.11.2005 N 1520 "Об утверждении размеров платы за содержание и ремонт жилого помещения" в размере - 20,41 руб./кв. м, из них за содержание жилья - 15,12 руб./кв. м, что согласуется с платежными документами за указанный период и доводами обращения собственников помещений в многоквартирном доме.
Более того, согласно платежным документам за период с января по март 2017 года, лицензиатом с 01.01.2017 плата за содержание жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме увеличена на 0,33 руб./кв. м.
В нарушение пунктов 4.1.11 и 5.4 договора управления многоквартирным домом от 25.10.2007 N 10-7/59-07 собственники не уведомлялись о повышении платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома N 8 "в" по ул. Вострецова в г. Владивостоке.
Имеющееся в материалах дела приложение N 3 к договору управления, в котором стоимость услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома (1 кв. м общей площади) определена в размере 24,55 руб./кв. м (с учетом услуг управления 10% и ОДН), должным образом не оформлено (отсутствуют реквизиты договора управления, не подписано со стороны собственника (представителя собственника) многоквартирного дома), в связи с чем не может рассматриваться в качестве надлежащего доказательства по делу.
Доказательства внесения указанного приложения дополнительным соглашением в договор управления также отсутствуют.
С учетом изложенного, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ООО "Управляющая компания Первореченского района N 10", являясь лицензиатом и обслуживающее спорный жилой дом, нарушило принятые на себя обязательства по соблюдению требований жилищного законодательства, касающихся определения и начисления платы за жилое помещение.
Установленные обстоятельства подтверждают правомерность доводов инспекции о нарушении обществом части 7 статьи 156 ЖК РФ, лицензионных требований, установленных подпунктами "а", "б" пункта 3 Положения N 1110, и, следовательно, необходимости произвести расчет платы за содержание жилья собственникам помещений в многоквартирном доме N 8 "в" по ул. Вострецова в г. Владивостоке за период с января по март 2017 года, исходя из пункта 1.2 приложения N 2 к постановлению главы администрации города Владивостока от 21.11.2005 N 1520 "Об утверждении размеров платы за содержание и ремонт жилого помещения" (20,41 руб./кв. м), на что указано в оспариваемом предписании.
Довод общества о том, что с его стороны отсутствуют нарушения в применении тарифа, используемого для исчисления платы за содержание общего имущества спорного многоквартирного дома, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку помимо размеров платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, определяемых на общем собрании собственников помещений в таком доме, в состав платы за содержание жилого помещения включаются также расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, выделяемые отдельной строкой в платежных документах на оплату за содержание жилого помещения.
Необходимость включения в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, инспекцией не оспаривается.
В рассматриваемом случае в ходе проверки инспекцией установлено повышение ставки, используемой для расчета платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома по статьям "Содержание мест общего пользования МКД" и "Ремонт мест общего пользования МКД".
Вышеизложенные нормативные нововведения о составе расходов за содержание жилого помещения с 1 января 2017 года не дают права обществу руководствоваться только теми положениями жилищного законодательства, которые позволяют защитить коммерческие интересы управляющей организации в ущерб законным интересам собственников жилых помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Таким образом, предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного жилищного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
Порядок организации и проведения проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора), регламентирован Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
По смыслу статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Оценив представленные доказательства и установив все имеющие существенное значение для дела обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что инспекция, как орган муниципального жилищного контроля, выявив указанные нарушения, обоснованно выдала обществу оспариваемое предписание от 07.04.2017 N 51-04-14/15.
Таким образом, оспариваемое предписание соответствует требованиям жилищного законодательства и правомерно возлагает именно на общество обязанность по устранению выявленных нарушений.
Нарушения заявителем названных требований установлены инспекцией в ходе проверки, проведенной с соблюдением требований Федерального закона N 294-ФЗ.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 07.09.2017 по делу N А51-10682/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.11.2017 N 05АП-7405/2017 ПО ДЕЛУ N А51-10682/2017
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 ноября 2017 г. по делу N А51-10682/2017
Резолютивная часть постановления оглашена 16 ноября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 ноября 2017 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.А. Елесиной
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Первореченского района N 10"
апелляционное производство N 05АП-7405/2017
на решение от 07.09.2017
судьи А.А. Фокиной
по делу N А51-10682/2017 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Первореченского района N 10" (ИНН 2538111801, ОГРН 1072538006628)
к Государственной жилищной инспекции Приморского края (ИНН 2540171519, ОГРН 1112540003982)
о признании незаконным предписания от 07.04.2017 N 51-04-14/15,
при участии:
- от Государственной жилищной инспекции Приморского края: Кузнецов П.Н. (по доверенности от 09.01.2017, сроком действия до 31.12.2017, служебное удостоверение);
- ООО "Управляющая компания Первореченского района N 10" - не явилось;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Первореченского района N 10" (далее - заявитель, общество, ООО "Управляющая компания Первореченского района N 10") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Приморского края (далее - Инспекция) от 07.04.2017 N 51-04-14/15.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 07.09.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ООО "Управляющая компания Первореченского района N 10" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что с 01.07.2017 в состав жилищных услуг, оказываемых обществом вошло предоставление коммунальных ресурсов на общедомовые нужды. Указанные жилищные услуги не отражены в постановлении Администрации г. Владивостока N 1520 в редакции от 26.12.2013 и не могли быть отражены. Таким образом, поскольку собственник дома и управляющая компания имели правоотношения ранее, чем в законодательство РФ были внесены изменения, то приведение тарифа к указанному постановлению противоречит закону.
Считает, что оспариваемое предписание незаконно и необоснованно, как нарушающее права юридического лица, ухудшающее его положение по сравнению с другими участниками аналогичных правоотношений.
В судебном заседании представитель Государственной жилищной инспекции Приморского края на доводы апелляционной жалобы возразил по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу общества - не подлежащей удовлетворению.
ООО "Управляющая компания Первореченского района N 10", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явилось. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителя общества.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлялся перерыв до 16.11.2014 до 10 часов 40 минут. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках" путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания. Размещение такой информации на официальном сайте арбитражного суда с учетом положений части 6 статьи 121 АПК РФ свидетельствует о соблюдении правил статей 122, 123 Кодекса.
После перерыва лица, участвующие в деле явку своих представителей не обеспечили.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела судом установлено, что на основании приказа от 31.03.2017 Инспекцией проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "Управляющая компания Первореченского района N 10", в ходе которой выявлены нарушения требований части 2.3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подпунктов "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110.
Результаты проверки зафиксированы инспекцией в акте от 07.04.2017 N 51-04-13/24.
Обществу выдано предписание от 07.04.2017 N 51-04-14/15 об устранении выявленных нарушений: произвести расчет платы за содержание жилья собственникам помещений в многоквартирном доме N 8 "в" по ул. Вострецова в г. Владивостоке за период с января по март 2017 года, исходя из пункта 1.2 приложения N 2 к постановлению главы Администрации города Владивостока от 21.11.2005 N 1520 "Об утверждении размеров платы за содержание и ремонт жилого помещения".
Не согласившись с выданным предписанием, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации" граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органом местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из них отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение N 1110).
В соответствии с пунктом 3 Положения N 1110 лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 99-ФЗ, являются:
- - соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ (подпункт "а");
- - исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ (подпункт "б");
- - соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 ЖК РФ (подпункт "в").
В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию общего имущества в таком доме, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Как следует из пункта 3 части 2 статьи 162 ЖК РФ, в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны, в том числе: перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
Пунктом 2.3 статьи 161 ЖК РФ определено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Из приведенных правовых норм следует, что условия предоставления услуг собственникам и пользователям помещений, перечень услуг, которые предоставляет управляющая организация в соответствии с требованиями ЖК РФ, порядок определения размера платы содержание и ремонт жилого помещения, а также порядок внесения такой платы относятся к существенным условиям договора управления многоквартирным домом и в силу их императивности должны соблюдаться управляющими организациями.
В свою очередь, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов в капитальный ремонт (часть 1 статьи 158 ЖК РФ).
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме (пункт 2 части 1 статьи 154 ЖК РФ).
Исходя из вышеизложенных правовых норм, плата за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме является составляющей платы за содержание жилого помещения.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень).
Указанным постановлением Правительства Российской Федерации также утверждены Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего состояния общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила оказания услуг и выполнения работ).
В силу подпункта "б" пункта 2 Правил оказания услуг и выполнения работ перечень услуг и работ из числа включенных в Минимальный перечень, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в договоре управления многоквартирным домом - в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
При этом в силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ, а также пункта 10 Правил N 491, выполнение работ и оказание услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома являются для управляющей компании (в данном случае для ООО "Управляющая компания Первореченского района N 12") обязательными в силу закона.
Как следует из пункта 28 Правил N 491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
Расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая, в том числе, оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (пункт 29 Правил N 491).
Как верно указал заявитель, с 1 января 2017 года в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).
При первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества, их размер не может превышать норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного субъектом РФ по состоянию на 01.11.2016 (часть 10 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ, абзац 3 пункта 29 Правил N 491).
В силу абзаца 5 пункта 29 Правил N 491 размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов.
Исходя из вышеизложенных правовых норм, с 1 января 2017 года расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества, включены в состав платы за содержание жилого помещения, в которую, как было указано выше, также включаются расходы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
При этом, размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты указанных коммунальных ресурсов в силу прямого указания закона отражаются в платежном документе, выставляемом управляющей организацией собственникам помещений в многоквартирном доме, отдельной строкой по каждому виду ресурсов.
Как верно указано судом первой инстанции, ООО "Управляющая компания Первореченского района N 10" является обслуживающей организацией дома N 8 "в" по ул. Вострецова в г. Владивостоке на основании договора управления многоквартирным домом от 25.10.2007 N 10-7/59-07.
В соответствии с условиями заключенного договора управления многоквартирным домом общество приняло на себя обязательства осуществлять комплекс работ и услуг по управлению многоквартирным домом, включающий оказание коммунальных услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, состав и состояние которого указаны в приложении N 1 к настоящему договору.
Согласно пункту 5.2. договора месячная стоимость комплекса услуг и работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме определяется как сумма месячной платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В силу пункта 5.3 договора размер платы за содержание и текущий ремонт общедомового имущества дома в многоквартирном доме определяется в приложении N 2 к настоящему договору.
Согласно приложению N 2 к договору, стоимость услуг и работ по содержанию и ремонту жилья составляла: всего - 15,68 руб./кв. м (в том числе услуги управления (10%) - 1,57 руб./кв. м), из них за содержание жилья - 10,9 руб./кв. м.
С 01.04.2014 по 31.12.2016 лицензиатом расчет стоимости услуг и работ по содержанию и ремонту жилья осуществлялся в соответствии с пунктом 1.2 приложения N 2 к постановлению главы администрации города Владивостока от 21.11.2005 N 1520 "Об утверждении размеров платы за содержание и ремонт жилого помещения" и определен в размере 20,41 руб./кв. м, из них за содержание жилья - 15,12 руб./кв. м, что согласуется с платежными документами за указанный период и доводами обращения собственников помещений в многоквартирном доме.
Такой же расчет платы за содержание и ремонт жилья указан обществом в форме Приложение N 3 к договору управления (с 01.08.2014); при этом из названного Приложения следует, что в составе платы в размере 20,41 руб./кв. м ("в том числе") находятся услуги управления (10%) - 2,04 руб./кв. м и услуги банка (1,7%) - 0,35 руб./кв. м.
Однако с 01.01.2017 заявителем составлена форма Приложение N 3 к договору управления, из которой следует, что стоимость услуг и работ по содержанию и ремонту жилья составляет итого 22,32 руб./кв. м, услуг управления (10%) - 2,23 руб./кв. м, в связи с чем всего (в том числе услуги управления) размер платы составляет 24,55 руб./кв. м.
В соответствии с пунктом 1 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
В соответствии с частью 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья, либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 Жилищного кодекса Российской Федерации. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Аналогичное правило изложено в пункте 31 Правил N 491, которым предусмотрено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Из приведенных норм следует, что основным способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников (всех ее составных частей) на законодательством уровне определен способ в виде волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме посредством принятия решения об этом на общем собрании.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что расчет платы в части содержания и текущего ремонта общего имущества собственников помещений спорного многоквартирного дома должен производиться по принятым общим собранием собственников тарифам до проведения последним очередного общего собрания.
В пункте 35 Правил N 491 также установлено требование о том, чтобы указанные в пунктах 31 - 34 настоящих Правил размеры платы за содержание жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.
Судом первой инстанции верно установлено, что с 2013 года и по настоящее время собственники многоквартирного дома N 8 "в" по ул. Вострецова в г. Владивостоке общего собрания собственников по поводу увеличения (уменьшения) размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме не проводили.
Вместе с тем, инспекцией установлено, что с 01.04.2014 по 31.12.2016 обществом расчет стоимости услуг и работ по содержанию и ремонту жилья осуществлялся в соответствии с пунктом 1.2. приложения N 2 к постановлению главы администрации города Владивостока от 21.11.2005 N 1520 "Об утверждении размеров платы за содержание и ремонт жилого помещения" в размере - 20,41 руб./кв. м, из них за содержание жилья - 15,12 руб./кв. м, что согласуется с платежными документами за указанный период и доводами обращения собственников помещений в многоквартирном доме.
Более того, согласно платежным документам за период с января по март 2017 года, лицензиатом с 01.01.2017 плата за содержание жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме увеличена на 0,33 руб./кв. м.
В нарушение пунктов 4.1.11 и 5.4 договора управления многоквартирным домом от 25.10.2007 N 10-7/59-07 собственники не уведомлялись о повышении платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома N 8 "в" по ул. Вострецова в г. Владивостоке.
Имеющееся в материалах дела приложение N 3 к договору управления, в котором стоимость услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома (1 кв. м общей площади) определена в размере 24,55 руб./кв. м (с учетом услуг управления 10% и ОДН), должным образом не оформлено (отсутствуют реквизиты договора управления, не подписано со стороны собственника (представителя собственника) многоквартирного дома), в связи с чем не может рассматриваться в качестве надлежащего доказательства по делу.
Доказательства внесения указанного приложения дополнительным соглашением в договор управления также отсутствуют.
С учетом изложенного, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ООО "Управляющая компания Первореченского района N 10", являясь лицензиатом и обслуживающее спорный жилой дом, нарушило принятые на себя обязательства по соблюдению требований жилищного законодательства, касающихся определения и начисления платы за жилое помещение.
Установленные обстоятельства подтверждают правомерность доводов инспекции о нарушении обществом части 7 статьи 156 ЖК РФ, лицензионных требований, установленных подпунктами "а", "б" пункта 3 Положения N 1110, и, следовательно, необходимости произвести расчет платы за содержание жилья собственникам помещений в многоквартирном доме N 8 "в" по ул. Вострецова в г. Владивостоке за период с января по март 2017 года, исходя из пункта 1.2 приложения N 2 к постановлению главы администрации города Владивостока от 21.11.2005 N 1520 "Об утверждении размеров платы за содержание и ремонт жилого помещения" (20,41 руб./кв. м), на что указано в оспариваемом предписании.
Довод общества о том, что с его стороны отсутствуют нарушения в применении тарифа, используемого для исчисления платы за содержание общего имущества спорного многоквартирного дома, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку помимо размеров платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, определяемых на общем собрании собственников помещений в таком доме, в состав платы за содержание жилого помещения включаются также расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, выделяемые отдельной строкой в платежных документах на оплату за содержание жилого помещения.
Необходимость включения в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, инспекцией не оспаривается.
В рассматриваемом случае в ходе проверки инспекцией установлено повышение ставки, используемой для расчета платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома по статьям "Содержание мест общего пользования МКД" и "Ремонт мест общего пользования МКД".
Вышеизложенные нормативные нововведения о составе расходов за содержание жилого помещения с 1 января 2017 года не дают права обществу руководствоваться только теми положениями жилищного законодательства, которые позволяют защитить коммерческие интересы управляющей организации в ущерб законным интересам собственников жилых помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Таким образом, предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного жилищного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
Порядок организации и проведения проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора), регламентирован Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
По смыслу статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Оценив представленные доказательства и установив все имеющие существенное значение для дела обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что инспекция, как орган муниципального жилищного контроля, выявив указанные нарушения, обоснованно выдала обществу оспариваемое предписание от 07.04.2017 N 51-04-14/15.
Таким образом, оспариваемое предписание соответствует требованиям жилищного законодательства и правомерно возлагает именно на общество обязанность по устранению выявленных нарушений.
Нарушения заявителем названных требований установлены инспекцией в ходе проверки, проведенной с соблюдением требований Федерального закона N 294-ФЗ.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 07.09.2017 по делу N А51-10682/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
А.В.ГОНЧАРОВА
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
А.В.ГОНЧАРОВА
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)