Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 22 июня 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 23 июня 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пышкиной Н.Ю.,
судей Балакиревой Е.М., Романенко С.Ш.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поповой Т.В.,
при участии в судебном заседании:
от ответчика - представитель Терешин С.Е. по доверенности N 440/юр от 27.03.2017,
в отсутствие иных лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 июня 2017 года в зале N 6 апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Межмуниципальный коммунальный комплекс" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06 апреля 2017 года, принятое по делу N А72-18028/2016 (судья Кнышевский Д.Л.),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Межмуниципальный коммунальный комплекс" (ОГРН 1147309000255, ИНН 7309004853),
к открытому акционерному обществу энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" (ОГРН 1027301482526, ИНН 7327012462),
третьи лица:
- ООО "Инзенские районные электрические сети",
- ООО "ИНЗА СЕРВИС",
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Межмуниципальный коммунальный комплекс" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, а именно о принятии просит принять в редакции истца пункты 2.4.15, 2.4.16, 4.1.1, 4.1.2, 4.7, 6.2 и приложение N 1 договора в редакции истца (с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 12 января 2017 года дело назначено к судебному разбирательству, привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора - ООО "Инзенские районные электрические сети", ООО "ИНЗА СЕРВИС".
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 06 апреля 2017 года исковые требования удовлетворены частично. Урегулированы разногласия, возникшие между обществом с ограниченной ответственностью "Межмуниципальный коммунальный комплекс" и открытым акционерным обществом энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" при заключении договора энергоснабжения N 144379ИКУ, а именно: Приложение N 1 к договору энергоснабжения N 144379ИКУ изложить в редакции истца, установив границу раздела в точке присоединения к прибору учета в МКД. В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
В исключении из договора пунктов 2.4.15, 2.4.16 отказано.
Пункт 4.1.1 договора изложен в следующей редакции:
"4.1.1. Покупатель:
а) при заключении с потребителями договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг, предусматривает порядок внесения потребителями платы за электрическую энергию непосредственно Поставщику;
б) самостоятельно урегулирует все отношения с потребителями, касающиеся порядка учета потребленной электрической энергии;
в) своевременно информирует потребителей в письменной форме об изменении размера платы за электрическую энергию, тарифов и нормативов потребления электрической энергии и порядка расчетов за потребленную электрическую энергию;
г) обеспечивает хранение и сохранность первичной документации, связанной с расчетами с потребителями;
з) по мере поступления сведений регистрационного учета об изменении собственника (пользователя) помещения многоквартирного дома, количества зарегистрированных (проживающих) лиц, но не реже 1 раза в 3 (три) месяца, представляет Поставщику указанную информацию в письменном виде на бумажном носителе за подписью уполномоченного лица Покупателя, заверенной печатью".
Пункт 4.1.2 договора изложен в следующей редакции:
"4.1.2. Поставщик:
а) урегулирует за свой счет отношения по приему платежей потребителей со специализированными организациями, осуществляющими прием денежных средств от граждан на основании соответствующего договора, содержащего условие об обеспечении требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных;
б) получает оплату за коммунальную услугу по электроснабжению непосредственно от потребителей в счет оплаты по настоящему договору;
в) по запросу Покупателя предоставляет информацию о поступившей от потребителей размере платы за электрическую энергию в предыдущем расчетном периоде непосредственно на расчетный счет Поставщика в разрезе потребителей. Срок для предоставления информации не может быть ранее 15 числа месяца, следующего за расчетным, и позднее 3 рабочих дней с даты получения соответствующего запроса.
- Информация передается Покупателю в электронном виде на адрес и по просьбе Покупателя предоставляется в оригинальном виде (на бумажном носителе) за подписью уполномоченного лица Поставщика, заверенной печатью;
г) имеет право уведомлять Покупателя о необходимости введения ограничения режима потребления электроэнергии в отношении потребителей, которые более 6 месяцев не исполняют обязательства по оплате коммунальной услуги электроснабжения, оказанной Покупателем".
Во включении в текст договора пункта 4.7 отказано.
Пункт 6.2. договора изложен в следующей редакции: "Покупатель обязуется производить оплату по настоящему договору до 15-го числа месяца, следующего за расчетным, на основании счет-фактуры и накладной, выставляемых Поставщиком, платежными поручениями самостоятельно".
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, по доводам изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Иные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав участника процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, при заключении договора энергоснабжения N 144379ИКУ между ООО "Межмуниципальный коммунальный комплекс" (исполнитель коммунальных услуг) и ОАО "Ульяновскэнерго" (гарантирующий поставщик) возникли разногласия по отдельным пунктам договора, что подтверждается протоколом разногласий от 05 октября 2016 года.
Предпринимаемые сторонами меры, а именно направленный гарантирующим поставщиком протокол согласования разногласий от 14 октября 2016 года, не привели к урегулированию возникших разногласий при заключении договора энергоснабжения N 144379ИКУ, что явилось основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
Частично удовлетворяя исковые требования суд первый инстанции исходил из следующего.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 2 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
В силу п. 1 ст. 435 Гражданского кодекса Российской Федерации офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.
В соответствии с п. 2 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Согласно п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ N 14 от 05.05.1997 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" пропуск тридцатидневного срока, установленного ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации для передачи протокола разногласий на рассмотрение арбитражного суда, не является основанием для отказа в принятии искового заявления. В тех случаях, когда заинтересованная сторона передала разногласия на рассмотрение суда по истечении установленного срока, а другая сторона не возразила против этого, суд рассматривает такое исковое заявление по существу.
В силу ст. 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании ст. 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Согласно ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Как установлено п. 3 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Соответственно к спорным отношениям применим Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Согласно п. 3 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Основными положениями функционирования розничных рынков, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, предусматриваются, в том числе, правила деятельности гарантирующих поставщиков; правила заключения договоров между потребителями электрической энергии (энергосбытовыми организациями) и гарантирующими поставщиками и правила их исполнения, включающие в себя существенные условия указанных договоров; правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии на розничных рынках.
В силу п. 28 Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", по договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель (покупатель) обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
Договор энергоснабжения, заключаемый с гарантирующим поставщиком, является публичным.
Существенными условиями договора энергоснабжения являются условия, предусмотренные п. 40 Правил N 422 (за исключением условия, указанного в абзаце четвертом п. 40 указанного документа), а также следующие условия:
- - существенные условия договора оказания услуг по передаче электрической энергии в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг;
- - условия о порядке определения объема оказанных услуг по передаче электрической энергии в случае отсутствия приборов учета и в иных случаях, когда в соответствии с настоящим документом подлежат применению расчетные способы, определенные в разделе X настоящего документа;
- - обязанность потребителя по обеспечению функционирования и реализации управляющих воздействий устройств релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, средств регулирования напряжения и компенсации реактивной мощности, установленных в границах его балансовой принадлежности в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям или Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, а также обязанность потребителя по обеспечению своевременного выполнения диспетчерских команд (распоряжений) субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и соответствующих требований сетевой организации, а также ответственность за несоблюдение указанной обязанности.
В соответствии с п. 68 Правил N 442 исполнитель коммунальной услуги в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в целях оказания потребителям коммунальной услуги по электроснабжению (коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, предоставляемой исполнителем коммунальной услуги с использованием электрической энергии при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) заключает договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией в соответствии с настоящим документом и Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124.
Пункт п. 2.4.15 договора N 144379ИКУ изложен в следующей редакции: "Обеспечить поддержание автономного резервного источника питания, в случае если необходимость установки такого определена в процессе технологического присоединения, в состоянии готовности к его использованию при возникновении вне регламентных отключений, введении аварийных ограничений режима потребления электрической энергии (мощности) или использовании противоаварийной автоматики.
Если необходимость установки автономных резервных источников питания возникла после завершения технологического присоединения, то Покупатель обязан обеспечить его установку и подключение в порядке, установленном Правилами технологического присоединения.
Сетевая организация не несет ответственности за последствия, возникшие вследствие неисполнения Покупателем требований настоящего пункта и повлекшие за собой повреждение оборудования, угрозу жизни и здоровью людей, экологической безопасности и (или) безопасности государства, значительный материальный ущерб, необратимые (недопустимые) нарушения непрерывных технологических процессов производства".
Истец просит данный пункт исключить из договора.
Оставляя спорный пункт в редакции ответчика суд первой инстанции указал, что в силу абз. 2 п. 41 Правил N 442 к существенным условиям договора энергоснабжения относятся существенные условия договора оказания услуг по передаче электрической энергии в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.
В подпункте "в" п. 14 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 содержатся аналогичные обязанности покупателя.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что предложенное ответчиком в договоре условие соответствует положениям, приведенным в Постановлении правительства от 27 декабря 2004 года N 861, которым утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электроэнергии, объектов по производству электроэнергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, а также не противоречат Правилам N 124, N 354, а доводы, приведенные истцом являются несостоятельными.
Таким образом, п. 2.4.15 исключению из договора N 144379ИКУ не подлежит.
Ответчик просит принять п. 2.4.16 договора N 144379ИКУ в следующей редакции: "Незамедлительно (в течение суток) уведомлять Сетевую организацию об аварийных ситуациях на энергетических объектах, находящихся в зоне эксплуатационной ответственности Покупателя, о плановом, текущем и капитальном ремонте на них.".
Отказывая истцу в требовании об исключении данного пункта из условий договора суд первой инстанции указал, что согласно пп. "и" п. 14 Правил N 861 при исполнении договора потребитель услуг обязан информировать сетевую организацию в установленные договором сроки об аварийных ситуациях на энергетических объектах, плановом, текущем и капитальном ремонте на них.
Приведенные доводы истца не нашли подтверждения и были обосновано отклонены судом первой инстанции.
Также у сторон возникли разногласия по поводу редакции п. 4.1.1, 4.1.2 договора.
Истец просит принять спорные пункты договора N 144379ИКУ в следующей редакции:
"4.1.1 Покупатель:
а) при заключении с потребителями договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг, предусматривает порядок внесения потребителями платы за электрическую энергию непосредственно Поставщику;
б) по мере поступления сведений регистрационного учета об изменении собственника (пользователя) помещения многоквартирного дома, количества зарегистрированных (проживающих) лиц. но не реже 1 раза в 3 (три) месяца, представляет Поставщику указанную информацию в письменном виде на бумажном носителе за подписью уполномоченного лица Покупателя, заверенной печатью.
4.1.2 Поставщик:
а) урегулирует за свой счет отношения по приему платежей потребителей со специализированными организациями, осуществляющими прием денежных средств от граждан на основании соответствующего договора, содержащего условие об обеспечении требований законодательств Российской Федерации о защите персональных данных;
б) получает оплату за коммунальную услугу по электроснабжению непосредственно от потребителей в счет оплаты по настоящему договору;
в) самостоятельно урегулирует все отношения с потребителями, касающиеся порядка учета потребленной электрической энергии;
г) своевременно информирует потребителей в письменной форме об изменении размера платы за электрическую энергию, тарифов и нормативов потребления электрической энергии и порядка расчетов за потребленную электрическую энергию;
д) обеспечивает хранение и сохранность первичной документации, связанной с расчетами с потребителями;
е) по запросу Покупателя предоставляет информацию о поступившей от потребителей размере платы за электрическую энергию в предыдущем расчетном периоде непосредственно на расчетный счет Поставщика в разрезе потребителей. Срок для предоставления информации не может быть ранее 15 числа месяца, следующего за расчетным и позднее 3 рабочих дней с даты получения соответствующего запроса.
Информация передается Покупателю в электронном виде на адрес и по просьбе Покупателя предоставляется в оригинальном виде (на бумажном носителе) за подписью уполномоченного лица Поставщика, заверенной печатью.
ж) имеет право уведомлять Покупателя о необходимости введения ограничения режима потребления электроэнергии в отношении потребителей, которые более 6 месяцев не исполняют обязательства по оплате коммунальной услуги электроснабжения, оказанной Покупателем.".
Ответчик просит принять указанные пункты договора в следующей редакции:
"4.1.1 Покупатель:
а) при заключении с потребителями договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг, предусматривает порядок внесения потребителями платы за электрическую энергию непосредственно Поставщику;
б) самостоятельно урегулирует все отношения с потребителями, касающиеся порядка учета потребленной электрической энергии;
в) своевременно информирует потребителей в письменной форме об изменении размера платы за электрическую энергию, тарифов и нормативов потребления электрической энергии и порядка расчетов за потребленную электрическую энергию;
г) обеспечивает хранение и сохранность первичной документации, связанной с расчетами с потребителями;
з) по мере поступления сведений регистрационного учета об изменении собственника (пользователя) помещения многоквартирного дома, количества зарегистрированных (проживающих) лиц, но не реже 1 раза в 3 (три) месяца, представляет Поставщику указанную информацию в письменном виде на бумажном носителе за подписью уполномоченного лица Покупателя, заверенной печатью.
4.1.2 Поставщик:
а) урегулирует за свой счет отношения по приему платежей потребителей с специализированными организациями, осуществляющими прием денежных средств от граждан на основании соответствующего договора, содержащего условие об обеспечении требований законодательства Российской Федерации и защите персональных данных;
б) получает оплату за коммунальную услугу по электроснабжению непосредственно от потребителей в счет оплаты по настоящему договору;
в) по запросу Покупателя предоставляет информацию о поступившей от потребителей размере платы за электрическую энергию в предыдущем расчетном периоде непосредственно на расчетный счет Поставщика в разрезе потребителей. Срок для предоставления информации не может быть ранее 15 числа месяца, следующего за расчетным и не позднее 3 рабочих дней с даты получения соответствующего запроса. Информация передается Покупателю в электронном виде на адрес и по просьбе Покупателя предоставляется в оригинальном виде (на бумажном носителе) за подписью уполномоченного лица, Поставщика, заверенной печатью.
г) имеет право уведомлять Покупателя о необходимости введения ограничения режима потребления электроэнергии в отношении потребителей, которые более 6 месяцев не исполняют обязательства по оплате коммунальной услуги электроснабжения, оказанной Покупателем.".
Избрание способа управления многоквартирным домом является исключительным правом и обязанностью собственников помещений в многоквартирном доме (ст. 209, 291 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации). Такими способами могут быть: непосредственное управление собственником помещений в многоквартирном доме, управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управление управляющей организацией. Многоквартирный дом может управляться только одним способом и только одной управляющей организацией (пункты 2, 9 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу п. 3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Доказательства того, что жильцами изменен ранее установленный способ управления (управляющая компания) и истец не является исполнителем коммунальных услуг, в деле отсутствуют. Наличие прямых договоров жильцов с ответчиком не отменяет данное положенное.
Условия раздела 4 договора ответчиком изложены исходя из того, что законодательство (ч. 7.1 и 6.3 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 64 Правил N 354, п. 25, 26 Правил N 124), допускает внесение потребителями платежей за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям.
В данном случае происходит смешение прямых договоров между управляющими организациями и ресурсоснабжающими организациями и прямых расчетов граждан с ресурсоснабжающими организациями, которые рассматриваются как выполнение обязательства управляющей организации перед ресурсоснабжающей организацией по оплате поставленного коммунального ресурса и по исполнению обязательств граждан по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем.
Вместе с тем, при изменении порядка оплаты коммунальных услуг (перечислении конечными потребителями платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям) схема договорных отношений не меняется, не меняется состав сторон и их ответственность в обязательстве по оказанию коммунальных услуг между управляющей организацией и гражданами.
Кроме того, содержащиеся в п. 4.1.1., 4.1.2 договора (в редакции ответчика) обязанности Покупателя указаны на основании аналогичных обязательств управляющей организации как исполнителя коммунальных услуг, прописанных в п. 31 Правил N 354.
Указанные нормы права являются императивными, в связи с чем не предусматривают возможности освобождения исполнителя от их исполнения по указанной Истцом причине и возложение обязанностей управляющей организации на ресурсоснабжающую организацию.
Таким образом суд первой инстанции правомерно принял указанные пункты в редакции ответчика.
Истец просит раздел 4 договора N 144379ИКУ дополнить пунктом 4.7, изложив его в следующей редакции: "В случае внесения потребителями платы за коммунальную услугу по электроснабжению непосредственно Поставщику в счет исполнения обязательств Покупателя по настоящему договору, к Поставщику переходит право требования задолженности напрямую от Потребителя и Поставщик не вправе требовать уплаты такой задолженности от Покупателя, в том числе и пени и другие штрафные обязательства, возникшие вследствие такой неуплаты.".
Как верно отмечено судом первой инстанции включение в условия договора указанного пункта противоречит п. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества. В договоре ресурсоснабжения может быть предусмотрено, что выполнение исполнителем обязательств по оплате поставленного коммунального ресурса осуществляется путем уступки в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в пользу ресурсоснабжающей организации прав требования к потребителям, имеющим задолженность по оплате коммунальной услуги. Так как данная норма носит диспозитивный характер, то при отсутствии соглашения спорное условие не может быть принудительно установлено судом.
В соответствии с п. 26 Правил N 124 в договоре ресурсоснабжения может быть предусмотрено, что выполнение исполнителем обязательств по оплате поставленного коммунального ресурса осуществляется путем уступки в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в пользу ресурсоснабжающей организации прав требования к потребителям, имеющим задолженность по оплате коммунальной услуги. Гражданское право, в свою очередь, предусматривает возможность заключения договора уступки права требования между нашими организациями при условии взаимной воли сторон и соблюдении, установленных законом требований к оформлению таких сделок в письменной форме с указанием их существенных условий (перечень дебиторов, объем уступки и пр.).
Кроме того, предлагаемая истцом редакция договора в части п. 4.7 подразумевает согласие ответчика на переход права требования к неопределенному кругу потребителей, воспользовавшихся своим правом произвести оплату напрямую в нашу организацию без дополнительного документального оформления, что не только противоречат вышеназванным правовым предписаниям, но и не соответствуют интересам общества.
При указанных обстоятельствах суд верно отказал в дополнении договора пунктом 4.7 в редакции ответчика.
Также истец просит дополнить договор п. 6.2 в следующей редакции: "Покупатель обязуется производить оплату по настоящему договору до 15-го числа месяца, следующего за расчетным, на основании счет-фактуры и накладной, выставляемых Поставщиком, платежными поручениями самостоятельно.".
Пунктом 1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Пунктом 25 Правил N 124 и абз. 2 п. 81 Основных положений N 442 предусмотрены условия оплаты исполнителем коммунальных ресурсов по договору об их поставке с ресурсоснабжающей организацией в срок до 15-го числа, месяца, следующего за расчетным, если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса, платы за коммунальный ресурс в адрес ресурсоснабжающей организации любыми способами, которые допускаются законодательством Российской Федерации. Таким образом, установленный данными нормативными актами срок является общим для всех управляющих организаций и может быть изменен только по соглашению сторон.
В силу п. 88 Основных положений N 442 предельный уровень нерегулируемых цен на электрическую энергию складывается из следующих составляющих: средневзвешенная нерегулируемая цена на электрическую энергию (мощность); одноставочный тариф на услуги по передаче электрической энергии с учетом стоимости нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях; сбытовая надбавка гарантирующего поставщика; плата за иные услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.
Платежи на розничном рынке электрической энергии между потребителями и гарантирующими поставщиками находятся в прямой взаимосвязи с расчетами, которые гарантирующие поставщики должны производить на оптовом рынке электрической энергии, с ее производителями и розничном рынке с сетевыми организациями.
Правила оптового рынка электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации N 1172 от 27 декабря 2010 года, предусматривают обязанность гарантирующих поставщиков осуществлять промежуточные платежи в адрес производителей электрической энергии в срок до 14-го и до 28-го числа текущего месяца и не позднее 21-го числа месяца, следующего за расчетным периодом производить окончательный расчет (п. 19, 20 Правил).
Постановлением Правительства РФ от 21.12.2016 N 1419 "О внесении изменений в Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг по вопросам синхронизации расчетов за услуги по передаче электрической энергии" уточнен порядок оплаты услуг по передаче электрической энергии, согласно которому потребители услуг по передаче электрической энергии (гарантирующие поставщики, энергосбытовые и энергоснабжающие организации) оплачивают услуги по передаче электрической энергии, оказываемые в интересах исполнителей коммунальной услуги, до 17-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.
Федеральным законом от 03.11.2015 N 307-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов" предусмотрено установление размера штрафных санкций на проведение несвоевременных расчетов, в том числе для гарантирующих поставщиков перед сетевыми организациями.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" одним из принципов организации экономических отношений и основ государственной политики в сфере электроэнергетики является соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии. ООО "Межмуниципальный коммунальный комплекс" является коммерческой организацией, и в силу п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществляет свою деятельность, направленную на систематическое получение прибыли, на свой риск.
Таким образом, требование истца о переложении риска несвоевременных платежей граждан перед управляющей организацией на ресурсоснабжающую организацию является неправомерным.
Суд первой инстанции, с учетом того, что данные нормы носят диспозитивный характер, пришел к правомерному выводу о том, что при отсутствии соглашения судом принимается редакция ответчика, как соответствующая требованиям законодательства.
В Приложение N 1 проекта спорного договора энергоснабжения N 144379ИКУ в предполагается установление границы раздела за внешней границей стен домов.
Истец возражая против указанной редакции предлагает изложить Приложение N 1 в редакции, предполагающей установление границы раздела в "точке присоединения к прибору учета в МКД".
В соответствии с требованиями ч. 15 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставку ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставку указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Согласно п. 8 Правил N 491 внешней границей сетей электро- тепло- водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Таким образом, по смыслу приведенных норм права, граница балансовой принадлежности, по общему правилу, устанавливается по внешней стене жилого многоквартирного дома, а граница эксплуатационной ответственности, если стороны не договорились об ином, - по границе балансовой принадлежности. Другое толкование названных норм права относительно определения границы эксплуатационной ответственности означало бы незаконное возложение бремени содержания имущества на лицо, которому это имущество не принадлежит.
При указанных обстоятельствах, с учетом отсутствия в материалах дела доказательств того, что указанные в Приложении N 1 к договору N 144379ИКУ в редакции ответчика точки поставки находятся на обслуживании истца, суд первой инстанции обосновано принял Приложении N 1 к договору в редакции истца.
Решение суда в указанной части истцом по существу не оспаривается.
Возражения заявителя апелляционной жалобы о том, что судом не исследованы все обстоятельства дела, не дана надлежащая правовая оценка представленным по делу доказательствам, а выводы суда, положенные в основу обжалуемого судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нарушают действующие нормы права, не нашли своего подтверждения.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, поскольку они сделаны на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных в дело доказательств, соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Данные доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06 апреля 2017 года, принятое по делу N А72-18028/2016, - оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Межмуниципальный коммунальный комплекс", - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.06.2017 N 11АП-7257/2017 ПО ДЕЛУ N А72-18028/2016
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июня 2017 г. по делу N А72-18028/2016
Резолютивная часть постановления оглашена 22 июня 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 23 июня 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пышкиной Н.Ю.,
судей Балакиревой Е.М., Романенко С.Ш.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поповой Т.В.,
при участии в судебном заседании:
от ответчика - представитель Терешин С.Е. по доверенности N 440/юр от 27.03.2017,
в отсутствие иных лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 июня 2017 года в зале N 6 апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Межмуниципальный коммунальный комплекс" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06 апреля 2017 года, принятое по делу N А72-18028/2016 (судья Кнышевский Д.Л.),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Межмуниципальный коммунальный комплекс" (ОГРН 1147309000255, ИНН 7309004853),
к открытому акционерному обществу энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" (ОГРН 1027301482526, ИНН 7327012462),
третьи лица:
- ООО "Инзенские районные электрические сети",
- ООО "ИНЗА СЕРВИС",
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Межмуниципальный коммунальный комплекс" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, а именно о принятии просит принять в редакции истца пункты 2.4.15, 2.4.16, 4.1.1, 4.1.2, 4.7, 6.2 и приложение N 1 договора в редакции истца (с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 12 января 2017 года дело назначено к судебному разбирательству, привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора - ООО "Инзенские районные электрические сети", ООО "ИНЗА СЕРВИС".
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 06 апреля 2017 года исковые требования удовлетворены частично. Урегулированы разногласия, возникшие между обществом с ограниченной ответственностью "Межмуниципальный коммунальный комплекс" и открытым акционерным обществом энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" при заключении договора энергоснабжения N 144379ИКУ, а именно: Приложение N 1 к договору энергоснабжения N 144379ИКУ изложить в редакции истца, установив границу раздела в точке присоединения к прибору учета в МКД. В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
В исключении из договора пунктов 2.4.15, 2.4.16 отказано.
Пункт 4.1.1 договора изложен в следующей редакции:
"4.1.1. Покупатель:
а) при заключении с потребителями договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг, предусматривает порядок внесения потребителями платы за электрическую энергию непосредственно Поставщику;
б) самостоятельно урегулирует все отношения с потребителями, касающиеся порядка учета потребленной электрической энергии;
в) своевременно информирует потребителей в письменной форме об изменении размера платы за электрическую энергию, тарифов и нормативов потребления электрической энергии и порядка расчетов за потребленную электрическую энергию;
г) обеспечивает хранение и сохранность первичной документации, связанной с расчетами с потребителями;
з) по мере поступления сведений регистрационного учета об изменении собственника (пользователя) помещения многоквартирного дома, количества зарегистрированных (проживающих) лиц, но не реже 1 раза в 3 (три) месяца, представляет Поставщику указанную информацию в письменном виде на бумажном носителе за подписью уполномоченного лица Покупателя, заверенной печатью".
Пункт 4.1.2 договора изложен в следующей редакции:
"4.1.2. Поставщик:
а) урегулирует за свой счет отношения по приему платежей потребителей со специализированными организациями, осуществляющими прием денежных средств от граждан на основании соответствующего договора, содержащего условие об обеспечении требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных;
б) получает оплату за коммунальную услугу по электроснабжению непосредственно от потребителей в счет оплаты по настоящему договору;
в) по запросу Покупателя предоставляет информацию о поступившей от потребителей размере платы за электрическую энергию в предыдущем расчетном периоде непосредственно на расчетный счет Поставщика в разрезе потребителей. Срок для предоставления информации не может быть ранее 15 числа месяца, следующего за расчетным, и позднее 3 рабочих дней с даты получения соответствующего запроса.
- Информация передается Покупателю в электронном виде на адрес и по просьбе Покупателя предоставляется в оригинальном виде (на бумажном носителе) за подписью уполномоченного лица Поставщика, заверенной печатью;
г) имеет право уведомлять Покупателя о необходимости введения ограничения режима потребления электроэнергии в отношении потребителей, которые более 6 месяцев не исполняют обязательства по оплате коммунальной услуги электроснабжения, оказанной Покупателем".
Во включении в текст договора пункта 4.7 отказано.
Пункт 6.2. договора изложен в следующей редакции: "Покупатель обязуется производить оплату по настоящему договору до 15-го числа месяца, следующего за расчетным, на основании счет-фактуры и накладной, выставляемых Поставщиком, платежными поручениями самостоятельно".
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, по доводам изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Иные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав участника процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, при заключении договора энергоснабжения N 144379ИКУ между ООО "Межмуниципальный коммунальный комплекс" (исполнитель коммунальных услуг) и ОАО "Ульяновскэнерго" (гарантирующий поставщик) возникли разногласия по отдельным пунктам договора, что подтверждается протоколом разногласий от 05 октября 2016 года.
Предпринимаемые сторонами меры, а именно направленный гарантирующим поставщиком протокол согласования разногласий от 14 октября 2016 года, не привели к урегулированию возникших разногласий при заключении договора энергоснабжения N 144379ИКУ, что явилось основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
Частично удовлетворяя исковые требования суд первый инстанции исходил из следующего.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 2 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
В силу п. 1 ст. 435 Гражданского кодекса Российской Федерации офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.
В соответствии с п. 2 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Согласно п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ N 14 от 05.05.1997 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" пропуск тридцатидневного срока, установленного ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации для передачи протокола разногласий на рассмотрение арбитражного суда, не является основанием для отказа в принятии искового заявления. В тех случаях, когда заинтересованная сторона передала разногласия на рассмотрение суда по истечении установленного срока, а другая сторона не возразила против этого, суд рассматривает такое исковое заявление по существу.
В силу ст. 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании ст. 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Согласно ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Как установлено п. 3 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Соответственно к спорным отношениям применим Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Согласно п. 3 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Основными положениями функционирования розничных рынков, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, предусматриваются, в том числе, правила деятельности гарантирующих поставщиков; правила заключения договоров между потребителями электрической энергии (энергосбытовыми организациями) и гарантирующими поставщиками и правила их исполнения, включающие в себя существенные условия указанных договоров; правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии на розничных рынках.
В силу п. 28 Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", по договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель (покупатель) обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
Договор энергоснабжения, заключаемый с гарантирующим поставщиком, является публичным.
Существенными условиями договора энергоснабжения являются условия, предусмотренные п. 40 Правил N 422 (за исключением условия, указанного в абзаце четвертом п. 40 указанного документа), а также следующие условия:
- - существенные условия договора оказания услуг по передаче электрической энергии в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг;
- - условия о порядке определения объема оказанных услуг по передаче электрической энергии в случае отсутствия приборов учета и в иных случаях, когда в соответствии с настоящим документом подлежат применению расчетные способы, определенные в разделе X настоящего документа;
- - обязанность потребителя по обеспечению функционирования и реализации управляющих воздействий устройств релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, средств регулирования напряжения и компенсации реактивной мощности, установленных в границах его балансовой принадлежности в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям или Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, а также обязанность потребителя по обеспечению своевременного выполнения диспетчерских команд (распоряжений) субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и соответствующих требований сетевой организации, а также ответственность за несоблюдение указанной обязанности.
В соответствии с п. 68 Правил N 442 исполнитель коммунальной услуги в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в целях оказания потребителям коммунальной услуги по электроснабжению (коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, предоставляемой исполнителем коммунальной услуги с использованием электрической энергии при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) заключает договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией в соответствии с настоящим документом и Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124.
Пункт п. 2.4.15 договора N 144379ИКУ изложен в следующей редакции: "Обеспечить поддержание автономного резервного источника питания, в случае если необходимость установки такого определена в процессе технологического присоединения, в состоянии готовности к его использованию при возникновении вне регламентных отключений, введении аварийных ограничений режима потребления электрической энергии (мощности) или использовании противоаварийной автоматики.
Если необходимость установки автономных резервных источников питания возникла после завершения технологического присоединения, то Покупатель обязан обеспечить его установку и подключение в порядке, установленном Правилами технологического присоединения.
Сетевая организация не несет ответственности за последствия, возникшие вследствие неисполнения Покупателем требований настоящего пункта и повлекшие за собой повреждение оборудования, угрозу жизни и здоровью людей, экологической безопасности и (или) безопасности государства, значительный материальный ущерб, необратимые (недопустимые) нарушения непрерывных технологических процессов производства".
Истец просит данный пункт исключить из договора.
Оставляя спорный пункт в редакции ответчика суд первой инстанции указал, что в силу абз. 2 п. 41 Правил N 442 к существенным условиям договора энергоснабжения относятся существенные условия договора оказания услуг по передаче электрической энергии в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.
В подпункте "в" п. 14 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 содержатся аналогичные обязанности покупателя.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что предложенное ответчиком в договоре условие соответствует положениям, приведенным в Постановлении правительства от 27 декабря 2004 года N 861, которым утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электроэнергии, объектов по производству электроэнергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, а также не противоречат Правилам N 124, N 354, а доводы, приведенные истцом являются несостоятельными.
Таким образом, п. 2.4.15 исключению из договора N 144379ИКУ не подлежит.
Ответчик просит принять п. 2.4.16 договора N 144379ИКУ в следующей редакции: "Незамедлительно (в течение суток) уведомлять Сетевую организацию об аварийных ситуациях на энергетических объектах, находящихся в зоне эксплуатационной ответственности Покупателя, о плановом, текущем и капитальном ремонте на них.".
Отказывая истцу в требовании об исключении данного пункта из условий договора суд первой инстанции указал, что согласно пп. "и" п. 14 Правил N 861 при исполнении договора потребитель услуг обязан информировать сетевую организацию в установленные договором сроки об аварийных ситуациях на энергетических объектах, плановом, текущем и капитальном ремонте на них.
Приведенные доводы истца не нашли подтверждения и были обосновано отклонены судом первой инстанции.
Также у сторон возникли разногласия по поводу редакции п. 4.1.1, 4.1.2 договора.
Истец просит принять спорные пункты договора N 144379ИКУ в следующей редакции:
"4.1.1 Покупатель:
а) при заключении с потребителями договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг, предусматривает порядок внесения потребителями платы за электрическую энергию непосредственно Поставщику;
б) по мере поступления сведений регистрационного учета об изменении собственника (пользователя) помещения многоквартирного дома, количества зарегистрированных (проживающих) лиц. но не реже 1 раза в 3 (три) месяца, представляет Поставщику указанную информацию в письменном виде на бумажном носителе за подписью уполномоченного лица Покупателя, заверенной печатью.
4.1.2 Поставщик:
а) урегулирует за свой счет отношения по приему платежей потребителей со специализированными организациями, осуществляющими прием денежных средств от граждан на основании соответствующего договора, содержащего условие об обеспечении требований законодательств Российской Федерации о защите персональных данных;
б) получает оплату за коммунальную услугу по электроснабжению непосредственно от потребителей в счет оплаты по настоящему договору;
в) самостоятельно урегулирует все отношения с потребителями, касающиеся порядка учета потребленной электрической энергии;
г) своевременно информирует потребителей в письменной форме об изменении размера платы за электрическую энергию, тарифов и нормативов потребления электрической энергии и порядка расчетов за потребленную электрическую энергию;
д) обеспечивает хранение и сохранность первичной документации, связанной с расчетами с потребителями;
е) по запросу Покупателя предоставляет информацию о поступившей от потребителей размере платы за электрическую энергию в предыдущем расчетном периоде непосредственно на расчетный счет Поставщика в разрезе потребителей. Срок для предоставления информации не может быть ранее 15 числа месяца, следующего за расчетным и позднее 3 рабочих дней с даты получения соответствующего запроса.
Информация передается Покупателю в электронном виде на адрес и по просьбе Покупателя предоставляется в оригинальном виде (на бумажном носителе) за подписью уполномоченного лица Поставщика, заверенной печатью.
ж) имеет право уведомлять Покупателя о необходимости введения ограничения режима потребления электроэнергии в отношении потребителей, которые более 6 месяцев не исполняют обязательства по оплате коммунальной услуги электроснабжения, оказанной Покупателем.".
Ответчик просит принять указанные пункты договора в следующей редакции:
"4.1.1 Покупатель:
а) при заключении с потребителями договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг, предусматривает порядок внесения потребителями платы за электрическую энергию непосредственно Поставщику;
б) самостоятельно урегулирует все отношения с потребителями, касающиеся порядка учета потребленной электрической энергии;
в) своевременно информирует потребителей в письменной форме об изменении размера платы за электрическую энергию, тарифов и нормативов потребления электрической энергии и порядка расчетов за потребленную электрическую энергию;
г) обеспечивает хранение и сохранность первичной документации, связанной с расчетами с потребителями;
з) по мере поступления сведений регистрационного учета об изменении собственника (пользователя) помещения многоквартирного дома, количества зарегистрированных (проживающих) лиц, но не реже 1 раза в 3 (три) месяца, представляет Поставщику указанную информацию в письменном виде на бумажном носителе за подписью уполномоченного лица Покупателя, заверенной печатью.
4.1.2 Поставщик:
а) урегулирует за свой счет отношения по приему платежей потребителей с специализированными организациями, осуществляющими прием денежных средств от граждан на основании соответствующего договора, содержащего условие об обеспечении требований законодательства Российской Федерации и защите персональных данных;
б) получает оплату за коммунальную услугу по электроснабжению непосредственно от потребителей в счет оплаты по настоящему договору;
в) по запросу Покупателя предоставляет информацию о поступившей от потребителей размере платы за электрическую энергию в предыдущем расчетном периоде непосредственно на расчетный счет Поставщика в разрезе потребителей. Срок для предоставления информации не может быть ранее 15 числа месяца, следующего за расчетным и не позднее 3 рабочих дней с даты получения соответствующего запроса. Информация передается Покупателю в электронном виде на адрес и по просьбе Покупателя предоставляется в оригинальном виде (на бумажном носителе) за подписью уполномоченного лица, Поставщика, заверенной печатью.
г) имеет право уведомлять Покупателя о необходимости введения ограничения режима потребления электроэнергии в отношении потребителей, которые более 6 месяцев не исполняют обязательства по оплате коммунальной услуги электроснабжения, оказанной Покупателем.".
Избрание способа управления многоквартирным домом является исключительным правом и обязанностью собственников помещений в многоквартирном доме (ст. 209, 291 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации). Такими способами могут быть: непосредственное управление собственником помещений в многоквартирном доме, управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управление управляющей организацией. Многоквартирный дом может управляться только одним способом и только одной управляющей организацией (пункты 2, 9 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу п. 3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Доказательства того, что жильцами изменен ранее установленный способ управления (управляющая компания) и истец не является исполнителем коммунальных услуг, в деле отсутствуют. Наличие прямых договоров жильцов с ответчиком не отменяет данное положенное.
Условия раздела 4 договора ответчиком изложены исходя из того, что законодательство (ч. 7.1 и 6.3 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 64 Правил N 354, п. 25, 26 Правил N 124), допускает внесение потребителями платежей за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям.
В данном случае происходит смешение прямых договоров между управляющими организациями и ресурсоснабжающими организациями и прямых расчетов граждан с ресурсоснабжающими организациями, которые рассматриваются как выполнение обязательства управляющей организации перед ресурсоснабжающей организацией по оплате поставленного коммунального ресурса и по исполнению обязательств граждан по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем.
Вместе с тем, при изменении порядка оплаты коммунальных услуг (перечислении конечными потребителями платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям) схема договорных отношений не меняется, не меняется состав сторон и их ответственность в обязательстве по оказанию коммунальных услуг между управляющей организацией и гражданами.
Кроме того, содержащиеся в п. 4.1.1., 4.1.2 договора (в редакции ответчика) обязанности Покупателя указаны на основании аналогичных обязательств управляющей организации как исполнителя коммунальных услуг, прописанных в п. 31 Правил N 354.
Указанные нормы права являются императивными, в связи с чем не предусматривают возможности освобождения исполнителя от их исполнения по указанной Истцом причине и возложение обязанностей управляющей организации на ресурсоснабжающую организацию.
Таким образом суд первой инстанции правомерно принял указанные пункты в редакции ответчика.
Истец просит раздел 4 договора N 144379ИКУ дополнить пунктом 4.7, изложив его в следующей редакции: "В случае внесения потребителями платы за коммунальную услугу по электроснабжению непосредственно Поставщику в счет исполнения обязательств Покупателя по настоящему договору, к Поставщику переходит право требования задолженности напрямую от Потребителя и Поставщик не вправе требовать уплаты такой задолженности от Покупателя, в том числе и пени и другие штрафные обязательства, возникшие вследствие такой неуплаты.".
Как верно отмечено судом первой инстанции включение в условия договора указанного пункта противоречит п. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества. В договоре ресурсоснабжения может быть предусмотрено, что выполнение исполнителем обязательств по оплате поставленного коммунального ресурса осуществляется путем уступки в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в пользу ресурсоснабжающей организации прав требования к потребителям, имеющим задолженность по оплате коммунальной услуги. Так как данная норма носит диспозитивный характер, то при отсутствии соглашения спорное условие не может быть принудительно установлено судом.
В соответствии с п. 26 Правил N 124 в договоре ресурсоснабжения может быть предусмотрено, что выполнение исполнителем обязательств по оплате поставленного коммунального ресурса осуществляется путем уступки в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в пользу ресурсоснабжающей организации прав требования к потребителям, имеющим задолженность по оплате коммунальной услуги. Гражданское право, в свою очередь, предусматривает возможность заключения договора уступки права требования между нашими организациями при условии взаимной воли сторон и соблюдении, установленных законом требований к оформлению таких сделок в письменной форме с указанием их существенных условий (перечень дебиторов, объем уступки и пр.).
Кроме того, предлагаемая истцом редакция договора в части п. 4.7 подразумевает согласие ответчика на переход права требования к неопределенному кругу потребителей, воспользовавшихся своим правом произвести оплату напрямую в нашу организацию без дополнительного документального оформления, что не только противоречат вышеназванным правовым предписаниям, но и не соответствуют интересам общества.
При указанных обстоятельствах суд верно отказал в дополнении договора пунктом 4.7 в редакции ответчика.
Также истец просит дополнить договор п. 6.2 в следующей редакции: "Покупатель обязуется производить оплату по настоящему договору до 15-го числа месяца, следующего за расчетным, на основании счет-фактуры и накладной, выставляемых Поставщиком, платежными поручениями самостоятельно.".
Пунктом 1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Пунктом 25 Правил N 124 и абз. 2 п. 81 Основных положений N 442 предусмотрены условия оплаты исполнителем коммунальных ресурсов по договору об их поставке с ресурсоснабжающей организацией в срок до 15-го числа, месяца, следующего за расчетным, если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса, платы за коммунальный ресурс в адрес ресурсоснабжающей организации любыми способами, которые допускаются законодательством Российской Федерации. Таким образом, установленный данными нормативными актами срок является общим для всех управляющих организаций и может быть изменен только по соглашению сторон.
В силу п. 88 Основных положений N 442 предельный уровень нерегулируемых цен на электрическую энергию складывается из следующих составляющих: средневзвешенная нерегулируемая цена на электрическую энергию (мощность); одноставочный тариф на услуги по передаче электрической энергии с учетом стоимости нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях; сбытовая надбавка гарантирующего поставщика; плата за иные услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.
Платежи на розничном рынке электрической энергии между потребителями и гарантирующими поставщиками находятся в прямой взаимосвязи с расчетами, которые гарантирующие поставщики должны производить на оптовом рынке электрической энергии, с ее производителями и розничном рынке с сетевыми организациями.
Правила оптового рынка электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации N 1172 от 27 декабря 2010 года, предусматривают обязанность гарантирующих поставщиков осуществлять промежуточные платежи в адрес производителей электрической энергии в срок до 14-го и до 28-го числа текущего месяца и не позднее 21-го числа месяца, следующего за расчетным периодом производить окончательный расчет (п. 19, 20 Правил).
Постановлением Правительства РФ от 21.12.2016 N 1419 "О внесении изменений в Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг по вопросам синхронизации расчетов за услуги по передаче электрической энергии" уточнен порядок оплаты услуг по передаче электрической энергии, согласно которому потребители услуг по передаче электрической энергии (гарантирующие поставщики, энергосбытовые и энергоснабжающие организации) оплачивают услуги по передаче электрической энергии, оказываемые в интересах исполнителей коммунальной услуги, до 17-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.
Федеральным законом от 03.11.2015 N 307-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов" предусмотрено установление размера штрафных санкций на проведение несвоевременных расчетов, в том числе для гарантирующих поставщиков перед сетевыми организациями.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" одним из принципов организации экономических отношений и основ государственной политики в сфере электроэнергетики является соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии. ООО "Межмуниципальный коммунальный комплекс" является коммерческой организацией, и в силу п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществляет свою деятельность, направленную на систематическое получение прибыли, на свой риск.
Таким образом, требование истца о переложении риска несвоевременных платежей граждан перед управляющей организацией на ресурсоснабжающую организацию является неправомерным.
Суд первой инстанции, с учетом того, что данные нормы носят диспозитивный характер, пришел к правомерному выводу о том, что при отсутствии соглашения судом принимается редакция ответчика, как соответствующая требованиям законодательства.
В Приложение N 1 проекта спорного договора энергоснабжения N 144379ИКУ в предполагается установление границы раздела за внешней границей стен домов.
Истец возражая против указанной редакции предлагает изложить Приложение N 1 в редакции, предполагающей установление границы раздела в "точке присоединения к прибору учета в МКД".
В соответствии с требованиями ч. 15 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставку ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставку указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Согласно п. 8 Правил N 491 внешней границей сетей электро- тепло- водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Таким образом, по смыслу приведенных норм права, граница балансовой принадлежности, по общему правилу, устанавливается по внешней стене жилого многоквартирного дома, а граница эксплуатационной ответственности, если стороны не договорились об ином, - по границе балансовой принадлежности. Другое толкование названных норм права относительно определения границы эксплуатационной ответственности означало бы незаконное возложение бремени содержания имущества на лицо, которому это имущество не принадлежит.
При указанных обстоятельствах, с учетом отсутствия в материалах дела доказательств того, что указанные в Приложении N 1 к договору N 144379ИКУ в редакции ответчика точки поставки находятся на обслуживании истца, суд первой инстанции обосновано принял Приложении N 1 к договору в редакции истца.
Решение суда в указанной части истцом по существу не оспаривается.
Возражения заявителя апелляционной жалобы о том, что судом не исследованы все обстоятельства дела, не дана надлежащая правовая оценка представленным по делу доказательствам, а выводы суда, положенные в основу обжалуемого судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нарушают действующие нормы права, не нашли своего подтверждения.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, поскольку они сделаны на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных в дело доказательств, соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Данные доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06 апреля 2017 года, принятое по делу N А72-18028/2016, - оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Межмуниципальный коммунальный комплекс", - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Н.Ю.ПЫШКИНА
Судьи
Е.М.БАЛАКИРЕВА
С.Ш.РОМАНЕНКО
Н.Ю.ПЫШКИНА
Судьи
Е.М.БАЛАКИРЕВА
С.Ш.РОМАНЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)