Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.10.2017 N 18АП-11897/2017 ПО ДЕЛУ N А07-17661/2016

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 2017 г. N 18АП-11897/2017

Дело N А07-17661/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Костина В.Ю., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.08.2017 по делу N А07-17661/2016 (судья Чернышова С.Л.).
В судебном заседании приняли участие представители:
- открытого акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" - Петров О.П. (доверенность от 01.09.2017);
- Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору - Ахмерова А.Р. (доверенность N 1 от 09.01.2017).

Открытое акционерное общество "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (далее - заявитель, общество, ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - комитет, Госкомжилнадзор РБ) о признании недействительным предписания от 08.07.2016 N ЦО-16-256-083.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (далее - ООО "БашРТС") и муниципальное унитарное предприятие "Единый расчетно-кассовый центр городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (далее - МУП "ЕРКЦ ГО г. Уфа РБ").
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.08.2017 (резолютивная часть решения объявлена 12.04.2017) требования заявителя удовлетворены частично, оспоренное предписание признано недействительным в части пункта 1 по требованию об обязании вернуть сумму за отопление в размере 665143,22 руб. за период с 01.01.2016 по 30.06.2016 (1 полугодие 2016 года). В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Госкомжилнадзор РБ обжаловал его в апелляционном порядке, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Полагает неверным вывод суда о несоответствии п. 1 предписания об обязании вернуть сумму за отопление в размере 665143,22 руб. за период с 01.01.2016 по 30.06.2016 требованиям пп. 3 п. 2 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307). Обращает внимание на то, что в указанном пункте предписания речь идет не о корректировке платы за отопление, производимой один раз в год, а о необходимости привести тариф по услуге "отопление" за 1 полугодие в соответствии с нормативными требованиями (пп. 2 п. 2 Приложения N 2 к Правила N 307), и вернуть излишне начисленные по лицевым счетам суммы (665143,22 руб.). Указывает на то, что проведенной проверкой установлено, что: многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета теплоэнергии; в соответствии с отчетами заявителя за 2015 год, потребленная теплоэнергия составила 1919,393 Гкал на сумму 3115825,21 руб., что является неверным; по отчетам о суточных параметрах среднемесячный объем за 2015 год составил 0,01384 Гкал/кв. м; с учетом тарифов на 2016 год (с 01.01.2015 по 30.06.2016-1774,31 руб./Гкал, с 01.07.2016 по 31.12.2016-1902,23 руб./Гкал) размер платы в 2016 году составил 24,56 руб./кв. м а не 34,4216 руб./кв. м, как указано в расчетах заявителя. Также податель жалобы указывает на: необоснованность начисления заявителем платы за 2014 год в сумме 2764577,2 руб. ввиду неверного применения формулы N 8 Правил N 307, в соответствии с которой корректировка платы составит 687954,33 руб.; неосуществление заявителем корректировки платы за 2015 год в сумме 881820,84 руб.
В судебном заседании представитель Госкомжилнадзора РБ доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заявителя в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - несостоятельными.
Представители третьих лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.
По существу решение суда первой инстанции обжалуется Госкомжилнадзором РБ лишь в части удовлетворения требований заявителя. Со стороны иных участвующих в деле лиц не поступило возражений против пересмотра судебного акта только в обжалованной части. В этой связи, в соответствии с ч. 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда проверяется на предмет законности и обоснованности исключительно в указанной обжалованной части.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает решение суда первой инстанции в обжалованной части подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" зарегистрировано в качестве юридического лица 18.12.2008, имеет основной государственный регистрационный номер 1080273007583 и осуществляет деятельность по управлению общим имуществом многоквартирного жилого дома N 28 по ул. Ферина в г. Уфа Республики Башкортостан.
В связи с поступлением в Госкомжилнадзор РБ 15.06.2016 обращения жителей указанного дома, на основании распоряжения от 27.06.2016 N 4209 комитетом проведена внеплановая выездная проверка в отношении заявителя, результаты которой оформлены актом от 08.07.2016 N ЦО-16-4209-256.
Как установлено проверкой документов, представленных МУП "ЕРКЦ ГО г. Уфа РБ", ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. УФА РБ" и ООО "БашРТС" (ресурсоснабжающая организация), жилой дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета теплоэнергии, допущенным в эксплуатацию надлежащим образом. При начислении платы за отопление обществом допущены следующие нарушения: 1) излишне начислена сумма за период с 01.01.2016 по 30.06.2016-665143,22 руб. (исходя из определенного по отчетам о суточных параметрах теплоснабжения среднемесячного объема потребления тепловой энергии на 1 кв. м в 2015 году - 0,01384 Гкал/кв. м, общей площади жилых помещений в многоквартирном доме - 11241,3 кв. м и действовавшего в указанный период тарифа - 0,01384 Гкал/кв. м, размер платы за отопление должен быть определен в размере 24,56 руб. /кв. м, а в соответствии с представленным МУП "ЕРКЦ ГО г. Уфа РБ" платежным документом, плата фактически определена исходя из норматива потребления - 0,0194 Гкал/кв. м, и составила 34,4216 руб. /кв. м); не осуществление корректировки платы за тепловую энергию за 2015 год (начислена плата на сумму 3913518,52 руб., предъявлена плата за тепловую энергию в размере 1867,331 Гкал на сумму 3031694,57 руб., корректировка должна составлять 881820,84 руб., фактически корректировка не произведена); произведена неверная корректировка платы за отопление за 2014 год (размер начисленной платы составил 2764577,2 руб., по отчетам о суточных параметрах теплоснабжения, общий объем теплопотребления в 2014 году составил 1622,329 Гкал на сумму 2076622,87 руб., корректировка должна составить 687954,33 руб., тогда как фактически произведена в сентябре - декабре 2015 года на сумму 365099,23 руб.).
По итогам указанного мероприятия комитетом заявителю выдано предписание от 08.07.2016 N ЦО-16-256-083, которым заявителю предписано в срок до 17.10.2016 устранить выявленные нарушения по многоквартирному дому N 28 по ул. Ферина в г. Уфе, а именно: 1) Привести тариф по услуге "отопление" с 01.01.2016 в соответствие с пп. 2 п. 2 Приложения 2 к Правилам N 307 по лицевым счетам жилых помещений и вернуть излишне начисленные суммы по услуге "отопление" с 01.01.2016 по 30.06.2016 на сумму 665143,22 руб. Представить письменную информацию об исполнении предписания; 2) Произвести корректировку (возврат) начисленной платы по коммунальной услуге "отопление" по лицевым счетам жилых помещений дома в соответствии с пп. 3 п. 2 Приложения 2 к Правилам N 307 за 2014 года - на сумму 687954,33 руб., за 2015 год - на сумму 881820,84 руб. Произвести возврат неправомерно произведенной корректировки (доначисление) платы по коммунальной услуге "отопление" за 2014 год по лицевым счетам жилых помещений дома в размере 365099,23 руб. Представить письменную информацию об исполнении предписания.
Считая это предписание незаконным в полном объеме, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, рассмотрев требования заявителя по существу, отказал в их удовлетворении в части признания недействительным п. 1 предписания в части предложения заявителю привести тариф по услуге "отопление" в соответствие с пп. 2 п. 2 Приложения 2 к Правилам N 307 по лицевым счетам жилых помещений, а также в части признания недействительным п. 2 предписания.
Решение суда первой инстанции в этой части подателем апелляционной жалобы по существу не оспаривается и судом апелляционной инстанции не проверяется. В этой связи не оцениваются судом апелляционной инстанции содержащиеся в апелляционной жалобе доводы комитета в отношении допущенных заявителем нарушений в части корректировки платы за отопление за 2014 и 2015 годы, требование об устранении которых содержится в п. 2 оспоренного предписания.
Удовлетворяя заявленные требования в части признания недействительным пункта 1 оспоренного предписания в части обязания заявителя вернуть сумму за отопление в размере 665143,22 руб. за период с 01.01.2016 по 30.06.2016 (1 полугодие 2016 года), суд первой инстанции исходил из вывода о незаконности предписания в указанной части (несоответствия этой части предписания пп. 3 п. 2 Приложения 2 к Правилам N 307).
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания недействительными ненормативных правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
Предписание от 08.07.2016 N ЦО-16-256-083 выдано комитетом в пределах в пределах предоставленных ему полномочий (ст. 2, ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положение о государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, утвержденное Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2014 N 616), по результатам внеплановой выездной проверки.
В силу ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать в том числе предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (ч. 1). При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме в том числе за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (ч. 2.3).
Если иного не установлено общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, коммунальные услуги оплачиваются управляющей организации, которая в свою очередь осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключен договор ресурсоснабжения (статьи 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
До 01.07.2016 порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги был урегулирован Правилами N 307, утратившими силу в связи с утверждением Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
В соответствии с пп. б) п. 21 Правил N 307, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 Приложения N 2 к этим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 Приложения N 2 к этим Правилам.
При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета (п. 22 Правил N 307).
Подпунктом 2 пункта 2 Приложения N 2 к Правилам N 307 предусмотрено, что размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле:
P{\sub о.i = S{\sub i x V{\sub t x T{\sub T, (7)

где:
- S{\sub i - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- V{\sub t - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м);
- T{\sub T - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб. /Гкал).
В соответствии с п. 42 (1) Правил N 307, оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3 (1) и 3 (2) приложения N 2 к Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Пунктом 1 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 31.08.2012 N 300 "О порядке расчета платы за отопление для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов" установлено, что исполнителям коммунальных услуг надлежит применять при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов установленный порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года.
Материалами дела подтверждено и участвующими в деле лицами не оспаривается, что жилой многоквартирный дом N 28 по ул. Ферина в г. Уфа, находящийся в управлении ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ", оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета теплоэнергии.
Исходя из полученных в ходе проверки от заявителя сведений о площади жилых помещений многоквартирного дома (11241,3 кв. м) и об объемах теплопотребления, содержащихся в отчетах о суточных параметрах за 2015 год (1867,331 Гкал), комитетом в целях определения размера платы за отопление за 2016 год определен среднемесячный объем потребления по указанному дому в 2015 году - 0,01384 Гкал/кв. м (1867,331 Гкал / 11241 кв. м / 12 мес. = 0,01384 Гкал/кв. м). Применив действовавшие в 2016 году тарифы на тепловую энергию (с 01.01.2016 по 30.06.2016-1774,31 руб./Гкал), комитет в соответствии с пп. 2 п. 2 Приложения 2 к Правилам N 307 установил подлежавший применению в период с 01.01.2016 по 30.06.2016 размер платы за отопление - 24,56 руб./кв. м (0,0138 Ккал/кв. м x 1774,31 руб./Гкал = 24,56 руб./кв. м).
При этом, в соответствии с полученным из МУП N ЕРКЦ ГО г. Уфа РБ" платежным документом, начисление платы по услуге "отопление" производилось заявителем фактически не исходя из показаний общедомового прибора учета, а исходя из норматива расхода тепловой энергии, утвержденного постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 23.12.2011 N 1560-0,0194 Гкал/кв. м. Определенная таким образом плата составила 34,4216 руб. /кв. м (0,0194 Гкал/кв. м x 1774,31 руб./Гкал = 34,4216 руб./кв. м).
Подобное начисление платы обоснованно признано комитетом противоречащим требованиям пп. 2 п. 2 Приложения 2 к Правилам N 307. Размер излишне начисленной в связи с этим нарушением суммы платы за отопление составил 665143,22 руб. ((34,4216 руб. /кв. м - 24,56 руб. /кв. м) x 11241,3 кв. м x 6 мес. = 665143,22 руб.). Указанную сумму оспоренным предписанием предложено вернуть заявителю, как излишне начисленную.
Признавая недействительным предписание в указанной части, суд первой инстанции сослался на положения пп. 3 п. 2 Приложения 2 к Правилам N 307 и указал на то, что проведение корректировки платы за отопление по итогам полугодия законодателем не предусмотрено, сумма корректировки будет определяться по итогам календарного года, в котором предоставляется коммунальная услуга.
С указанным выводом суда нельзя согласиться.
Как обоснованно отмечено в апелляционной жалобе, рассматриваемое требование предписания не имеет отношения к проведению ежегодной корректировки платы за отопление, регламентированной пп. 3 п. 2 Приложения 2 к Правилам N 307, а касается устранения допущенного заявителем нарушения при начислении платы за отопление в первом полугодии 2016 года (начисление произведено заявителем с нарушением требований пп. 2 п. 2 Приложения 2 к Правилам N 307). В этой связи оснований для применения пп. 3 п. 2 Приложения 2 к Правилам N 307, устанавливающего порядок корректировки платы за отопление, начисленной в соответствии с нормативными требованиями, в настоящем случае не имеется.
Содержащееся в п. 1 предписания требование о возврате необоснованно начисленной заявителем платы за отопление за 1 полугодие 2016 года в сумме 665143,22 руб. (примененный комитетом расчет судом проверен и признан верным) является законным и обоснованным, что исключает возможность удовлетворения заявленных требований о признании предписания в этой части недействительным.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции в обжалованной части подлежит отмене в соответствии с п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а требования заявителя в этой части удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.08.2017 по делу N А07-17661/2016 удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.08.2017 по делу N А07-17661/2016 отменить в части удовлетворения требований открытого акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" о признании недействительным пункта 1 предписания Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору от 08.07.2016 N ЦО-16-256-083 по требованию об обязании вернуть сумму за отопление в размере 665143 руб. 22 коп. за период с 01.01.2016 по 30.06.2016 (1 полугодие 2016 года).
В удовлетворении требований заявителя в указанной части отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
А.А.АРЯМОВ

Судьи
В.Ю.КОСТИН
М.Б.МАЛЫШЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)