Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 сентября 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л.Ю.
судей Васевой Е.Е., Муравьевой Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеевой С.А.
при участии:
- от заявителя Товарищества собственников жилья "Дом "Театральный" (ОГРН 1105902003460, ИНН 5902604306) - не явились, извещены надлежащим образом;
- от заинтересованного лица Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (ОГРН 1035900084054, ИНН 5902292939) - Зеленина Л.С., предъявлен паспорт, доверенность от 03.07.2017;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 30 июня 2017 года
по делу N А50-9913/2017,
принятое судьей Вшивковой О.В.,
по заявлению Товарищества собственников жилья "Дом "Театральный"
к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края
об оспаривании ненормативного правового акта,
установил:
Товарищество собственников жилья "Дом "Театральный" (далее - заявитель, товарищество, ТСЖ "Дом "Театральный") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (далее - заинтересованное лицо, Инспекция, административный орган) о признании недействительным отказа во внесении сведений в реестр уведомлений о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, изложенного в письме от 17.02.2017 N СЭД-45-13-08-22.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 30 июня 2017 года (резолютивная часть решения объявлена 26.06.2017) заявленные требования удовлетворены. На Инспекцию государственного жилищного надзора Пермского края возложена обязанность по устранению нарушенных прав и законных интересов ТСЖ "Дом "Театральный".
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить полностью, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы Инспекция приводит доводы о том, что судом неправильно применены нормы материального права. Ссылается на Федеральный закон N 100-ФЗ, после принятия которого в Гражданский кодекс Российской Федерации введена глава 9.1 "Решения собраний". Указывает, что согласно ст. 181.5 ГК РФ если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно принято при отсутствии необходимого кворума. Отмечает, что представленный товариществом протокол общего собрания от 15.04.2013, в котором "за" способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете проголосовали собственники, обладающие 547,98 голосов (57,8%), не влечет за собой никаких правовых последствий, а само по себе наличие указанного протокола не является доказательством, подтверждающим законность открытия специального счета.
По мнению заинтересованного лица, собственники помещений в многоквартирном доме не приняли решения по вопросам, предусмотренными частями 3 - 4 ст. 170 ЖК РФ, соответственно у Инспекции отсутствовали правовые основания для внесения многоквартирного дома N 29 по ул. Петропавловская в г. Перми в реестр специальных счетов.
Присутствующая в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица на доводах жалобы настаивала.
Заявителем письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы заявитель извещен надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направил, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением общего собрания собственников жилья от 15.04.2013 собственниками в многоквартирном доме по адресу: г. Пермь, ул. Петропавловская, 29 был выбран способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, сроки проведения капитального ремонта утверждены в соответствии с региональной программой капитального ремонта, владельцем специального счета определено ТСЖ "Дом "Театральный". Специальный счет был открыт в ОАО "Сбербанк России".
14.02.2017 товарищество собственников жилья "Дом "Театральный" обратилось в Инспекцию государственного жилищного надзора Пермского края с уведомлением о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 15.04.2013 и справки об открытии специального счета в филиале Западно-Уральского банка ОАО "Сбербанк России" (л.д. 13-14).
На данное уведомление Инспекция ответила товариществу отказом, выраженным в письме от 17.02.2017 N СЭД-45-13-08-22 "О направлении информации ТСЖ "Дом "Театральный" по формированию ФКР в МКД N 29 по ул. Петропавловской г. Перми". В письме Инспекция указала, что протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 15.04.2013 не соответствует требованиям ч. 1 ст. 46 ЖК РФ.
Товарищество, считая, что данное решение Инспекции, выраженное в письме от 17.02.2017 N СЭД-45-13-08-22, не соответствует законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
При рассмотрении дела суд первой инстанции на основании ст. 201 АПК РФ признал недействительным оспариваемый ненормативный правовой акт, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В ч. 2 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 172 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края уполномочена на ведение в установленном ею порядке реестра уведомлений владельцев специальных счетов о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта и реестра специальных счетов.
На основании Положения об Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 01.09.2014 N 913-п, Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края является уполномоченным органом исполнительной власти Пермского края, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор.
На основании п.п. 3.12, 3.13 данного Положения Инспекция ведет реестр уведомлений о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта, реестр специальных счетов; информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его.
Таким образом, решение от 17.02.2017 N СЭД-45-13-08-22 "О направлении информации ТСЖ "Дом "Театральный" по формированию ФКР в МКД N 29 по ул. Петропавловской г. Перми" вынесено заинтересованным лицом в пределах предоставленных полномочий.
В соответствии с ч. 2 ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
Согласно п. 1.1 ч. 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта.
В соответствии с п. 3 ст. 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Пунктом п. 4 ст. 170 ЖК РФ установлено, что в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:
1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
4) владелец специального счета;
5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет.
Согласно ст. 172 ЖК РФ владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 настоящего Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В силу п. 5 ст. 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. Владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, лицо, инициировавшее проведение соответствующего общего собрания, обязано направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания собственников, которым оформлено это решение.
Как следует из материалов дела, собственники помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Пермь, ул. Петропавловская, 29 на общем собрании 15.04.2013 выбрали способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете (решение собрания оформлено протоколом от 15.04.2013).
Владельцем специального счета утверждено Товарищество собственников жилья "Дом "Театральный", в филиале Западно-Уральского банка ОАО "Сбербанк России" открыт специальный счет, о чем представлена справка банка от 08.07.2014 N 272/697.
Во исполнение требований ч.ч. 3, 5 ст. 170 ЖК РФ товарищество инициировало общее собрание собственников, которым принято решение по вопросам способа формирования фонда капитального ремонта, установленным в ч. 4 ст. 170 ЖК РФ.
После этого ТСЖ "Дом "Театральный" направило в уполномоченный орган уведомление о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и справки банка об открытии специального счета, чем исполнило предусмотренную ч. 5 ст. 170 ЖК РФ обязанность и реализовало право на подачу уведомления для включения уведомления в реестр уведомлений о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что при рассмотрении спора в суде первой инстанции и в апелляционной жалобе Инспекция не доказала законность основания отказа товариществу во включении в реестр уведомлений.
На территории Пермского края действует Закон Пермского края от 11 марта 2014 года N 304-ПК "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края" (Закон N 304-ПК).
В пункте 7 статьи 8 Закон N 304-ПК указано, что копия протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение, не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме направляется в адрес органов местного самоуправления для сведения.
Исходя из положений части 5 статьи 10 Закона N 304-ПК орган государственного жилищного надзора Пермского края ведет реестр уведомлений, указанных в части 1 настоящей статьи, реестр специальных счетов, информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его. Информирование органа местного самоуправления и регионального оператора осуществляется по форме и в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края, дважды в год: до 15 января по состоянию на 1 января и до 15 июля по состоянию на 1 июля или при поступлении соответствующих запросов от органа местного самоуправления и регионального оператора. Ответ за запрос направляется в течение пятнадцати рабочих дней с даты его поступления в орган государственного жилищного надзора Пермского края.
Инспекция в письме отказала товариществу, ссылаясь на несоответствие протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме требованиям ч. 1 ст. 46 ЖК РФ, поскольку решение общего собрания собственников жилья принято количеством голосов менее чем 66,7 процентов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме (отсутствовал кворум). Иных правовых оснований отказа в письме от 17.02.2017 N СЭД-45-13-08-22 "О направлении информации ТСЖ "Дом "Театральный" по формированию ФКР в МКД N 29 по ул. Петропавловской г. Перми" Инспекция не привела.
Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, решение общего собрания собственников жилья в судебном порядке не оспорено, недействительным не признано. Наличие у Инспекции полномочий на проведение проверки по вопросам правомерности принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения по способу формирования фонда капитального ремонта не свидетельствует о наличии у органа государственного жилищного надзора права самостоятельно устанавливать ничтожность решения общего собрания собственников помещений без обращения в суд с соответствующим заявлением в установленном порядке. При этом не имеет значения довод заинтересованного лица, что товарищество признает отсутствие кворума. Суд апелляционной инстанции полагает, что данное обстоятельство не является бесспорным, поскольку товарищество занимает иную позицию. Решение общего собрания собственников помещений в МКД, пока оно не признано в судебном порядке недействительным, является легитимным. Ссылка на ст. 181.5 ГК РФ несостоятельна, поскольку данная норма не предоставляет права органу надзора в административном порядке признавать решение общего собрания собственников ничтожным.
На основании изложенного апелляционный суд признает, что оспариваемый отказ не соответствует закону, а именно, ч. 5 ст. 170 ЖК РФ, Закону N 304-ПК.
Исходя из имеющихся в деле доказательств, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемый заявителем отказ, выраженный в письме Инспекции от 17.02.2017 N СЭД-45-13-08-22, не соответствуют действующему жилищному законодательству и нарушает законные права и интересы Товарищества собственников помещений "Дом "Театральный" в сфере иной экономической деятельности.
Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены судом первой инстанции правильно. Спор рассмотрен в соответствии с положениями главы 24 АПК РФ. Довод Инспекции о неверном применении судом первой инстанции норм материального права отклонен, поскольку не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
Все имеющие значение для правильного разрешения спора обстоятельства дела были предметом исследования суда первой инстанции, им в решении дана надлежащая правовая оценка, оснований для иных суждений и переоценки фактических обстоятельств дела апелляционный суд не усматривает.
При указанных обстоятельствах предусмотренных ст. 270 АПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 30 июня 2017 года по делу N А50-9913/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.09.2017 N 17АП-12220/2017-АК ПО ДЕЛУ N А50-9913/2017
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 сентября 2017 г. N 17АП-12220/2017-АК
Дело N А50-9913/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 сентября 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л.Ю.
судей Васевой Е.Е., Муравьевой Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеевой С.А.
при участии:
- от заявителя Товарищества собственников жилья "Дом "Театральный" (ОГРН 1105902003460, ИНН 5902604306) - не явились, извещены надлежащим образом;
- от заинтересованного лица Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (ОГРН 1035900084054, ИНН 5902292939) - Зеленина Л.С., предъявлен паспорт, доверенность от 03.07.2017;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 30 июня 2017 года
по делу N А50-9913/2017,
принятое судьей Вшивковой О.В.,
по заявлению Товарищества собственников жилья "Дом "Театральный"
к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края
об оспаривании ненормативного правового акта,
установил:
Товарищество собственников жилья "Дом "Театральный" (далее - заявитель, товарищество, ТСЖ "Дом "Театральный") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (далее - заинтересованное лицо, Инспекция, административный орган) о признании недействительным отказа во внесении сведений в реестр уведомлений о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, изложенного в письме от 17.02.2017 N СЭД-45-13-08-22.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 30 июня 2017 года (резолютивная часть решения объявлена 26.06.2017) заявленные требования удовлетворены. На Инспекцию государственного жилищного надзора Пермского края возложена обязанность по устранению нарушенных прав и законных интересов ТСЖ "Дом "Театральный".
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить полностью, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы Инспекция приводит доводы о том, что судом неправильно применены нормы материального права. Ссылается на Федеральный закон N 100-ФЗ, после принятия которого в Гражданский кодекс Российской Федерации введена глава 9.1 "Решения собраний". Указывает, что согласно ст. 181.5 ГК РФ если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно принято при отсутствии необходимого кворума. Отмечает, что представленный товариществом протокол общего собрания от 15.04.2013, в котором "за" способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете проголосовали собственники, обладающие 547,98 голосов (57,8%), не влечет за собой никаких правовых последствий, а само по себе наличие указанного протокола не является доказательством, подтверждающим законность открытия специального счета.
По мнению заинтересованного лица, собственники помещений в многоквартирном доме не приняли решения по вопросам, предусмотренными частями 3 - 4 ст. 170 ЖК РФ, соответственно у Инспекции отсутствовали правовые основания для внесения многоквартирного дома N 29 по ул. Петропавловская в г. Перми в реестр специальных счетов.
Присутствующая в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица на доводах жалобы настаивала.
Заявителем письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы заявитель извещен надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направил, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением общего собрания собственников жилья от 15.04.2013 собственниками в многоквартирном доме по адресу: г. Пермь, ул. Петропавловская, 29 был выбран способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, сроки проведения капитального ремонта утверждены в соответствии с региональной программой капитального ремонта, владельцем специального счета определено ТСЖ "Дом "Театральный". Специальный счет был открыт в ОАО "Сбербанк России".
14.02.2017 товарищество собственников жилья "Дом "Театральный" обратилось в Инспекцию государственного жилищного надзора Пермского края с уведомлением о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 15.04.2013 и справки об открытии специального счета в филиале Западно-Уральского банка ОАО "Сбербанк России" (л.д. 13-14).
На данное уведомление Инспекция ответила товариществу отказом, выраженным в письме от 17.02.2017 N СЭД-45-13-08-22 "О направлении информации ТСЖ "Дом "Театральный" по формированию ФКР в МКД N 29 по ул. Петропавловской г. Перми". В письме Инспекция указала, что протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 15.04.2013 не соответствует требованиям ч. 1 ст. 46 ЖК РФ.
Товарищество, считая, что данное решение Инспекции, выраженное в письме от 17.02.2017 N СЭД-45-13-08-22, не соответствует законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
При рассмотрении дела суд первой инстанции на основании ст. 201 АПК РФ признал недействительным оспариваемый ненормативный правовой акт, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В ч. 2 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 172 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края уполномочена на ведение в установленном ею порядке реестра уведомлений владельцев специальных счетов о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта и реестра специальных счетов.
На основании Положения об Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 01.09.2014 N 913-п, Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края является уполномоченным органом исполнительной власти Пермского края, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор.
На основании п.п. 3.12, 3.13 данного Положения Инспекция ведет реестр уведомлений о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта, реестр специальных счетов; информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его.
Таким образом, решение от 17.02.2017 N СЭД-45-13-08-22 "О направлении информации ТСЖ "Дом "Театральный" по формированию ФКР в МКД N 29 по ул. Петропавловской г. Перми" вынесено заинтересованным лицом в пределах предоставленных полномочий.
В соответствии с ч. 2 ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
Согласно п. 1.1 ч. 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта.
В соответствии с п. 3 ст. 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Пунктом п. 4 ст. 170 ЖК РФ установлено, что в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:
1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
4) владелец специального счета;
5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет.
Согласно ст. 172 ЖК РФ владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 настоящего Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В силу п. 5 ст. 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. Владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, лицо, инициировавшее проведение соответствующего общего собрания, обязано направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания собственников, которым оформлено это решение.
Как следует из материалов дела, собственники помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Пермь, ул. Петропавловская, 29 на общем собрании 15.04.2013 выбрали способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете (решение собрания оформлено протоколом от 15.04.2013).
Владельцем специального счета утверждено Товарищество собственников жилья "Дом "Театральный", в филиале Западно-Уральского банка ОАО "Сбербанк России" открыт специальный счет, о чем представлена справка банка от 08.07.2014 N 272/697.
Во исполнение требований ч.ч. 3, 5 ст. 170 ЖК РФ товарищество инициировало общее собрание собственников, которым принято решение по вопросам способа формирования фонда капитального ремонта, установленным в ч. 4 ст. 170 ЖК РФ.
После этого ТСЖ "Дом "Театральный" направило в уполномоченный орган уведомление о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и справки банка об открытии специального счета, чем исполнило предусмотренную ч. 5 ст. 170 ЖК РФ обязанность и реализовало право на подачу уведомления для включения уведомления в реестр уведомлений о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что при рассмотрении спора в суде первой инстанции и в апелляционной жалобе Инспекция не доказала законность основания отказа товариществу во включении в реестр уведомлений.
На территории Пермского края действует Закон Пермского края от 11 марта 2014 года N 304-ПК "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края" (Закон N 304-ПК).
В пункте 7 статьи 8 Закон N 304-ПК указано, что копия протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение, не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме направляется в адрес органов местного самоуправления для сведения.
Исходя из положений части 5 статьи 10 Закона N 304-ПК орган государственного жилищного надзора Пермского края ведет реестр уведомлений, указанных в части 1 настоящей статьи, реестр специальных счетов, информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его. Информирование органа местного самоуправления и регионального оператора осуществляется по форме и в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края, дважды в год: до 15 января по состоянию на 1 января и до 15 июля по состоянию на 1 июля или при поступлении соответствующих запросов от органа местного самоуправления и регионального оператора. Ответ за запрос направляется в течение пятнадцати рабочих дней с даты его поступления в орган государственного жилищного надзора Пермского края.
Инспекция в письме отказала товариществу, ссылаясь на несоответствие протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме требованиям ч. 1 ст. 46 ЖК РФ, поскольку решение общего собрания собственников жилья принято количеством голосов менее чем 66,7 процентов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме (отсутствовал кворум). Иных правовых оснований отказа в письме от 17.02.2017 N СЭД-45-13-08-22 "О направлении информации ТСЖ "Дом "Театральный" по формированию ФКР в МКД N 29 по ул. Петропавловской г. Перми" Инспекция не привела.
Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, решение общего собрания собственников жилья в судебном порядке не оспорено, недействительным не признано. Наличие у Инспекции полномочий на проведение проверки по вопросам правомерности принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения по способу формирования фонда капитального ремонта не свидетельствует о наличии у органа государственного жилищного надзора права самостоятельно устанавливать ничтожность решения общего собрания собственников помещений без обращения в суд с соответствующим заявлением в установленном порядке. При этом не имеет значения довод заинтересованного лица, что товарищество признает отсутствие кворума. Суд апелляционной инстанции полагает, что данное обстоятельство не является бесспорным, поскольку товарищество занимает иную позицию. Решение общего собрания собственников помещений в МКД, пока оно не признано в судебном порядке недействительным, является легитимным. Ссылка на ст. 181.5 ГК РФ несостоятельна, поскольку данная норма не предоставляет права органу надзора в административном порядке признавать решение общего собрания собственников ничтожным.
На основании изложенного апелляционный суд признает, что оспариваемый отказ не соответствует закону, а именно, ч. 5 ст. 170 ЖК РФ, Закону N 304-ПК.
Исходя из имеющихся в деле доказательств, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемый заявителем отказ, выраженный в письме Инспекции от 17.02.2017 N СЭД-45-13-08-22, не соответствуют действующему жилищному законодательству и нарушает законные права и интересы Товарищества собственников помещений "Дом "Театральный" в сфере иной экономической деятельности.
Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены судом первой инстанции правильно. Спор рассмотрен в соответствии с положениями главы 24 АПК РФ. Довод Инспекции о неверном применении судом первой инстанции норм материального права отклонен, поскольку не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
Все имеющие значение для правильного разрешения спора обстоятельства дела были предметом исследования суда первой инстанции, им в решении дана надлежащая правовая оценка, оснований для иных суждений и переоценки фактических обстоятельств дела апелляционный суд не усматривает.
При указанных обстоятельствах предусмотренных ст. 270 АПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 30 июня 2017 года по делу N А50-9913/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
Судьи
Е.Е.ВАСЕВА
Е.Ю.МУРАВЬЕВА
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
Судьи
Е.Е.ВАСЕВА
Е.Ю.МУРАВЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)