Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июня 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Харатян А.А.,
при участии:
- от заявителя: представитель не явился, извещен;
- от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления государственной инспекции по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгеи
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея
от 14.04.2016 по делу N А01-2137/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью коммунально-производственное объединение "Добровест-Юг"
к Управлению государственной инспекции по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгеи
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении по ст. 7.22 КоАП РФ
принятое судьей Меликяном Э.Н.
установил:
общество с ограниченной ответственностью коммунально-производственное объединение "Добровест-Юг" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к Управлению государственной инспекции по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгеи (далее - управление) об оспаривании постановления от 11.11.2015 года N 59 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 14.04.2016 заявленные требования удовлетворены. Решение мотивировано тем, что отсутствие изоляции труб системы отопления и отсутствие в домах контрольно-измерительных приборов (манометров и термометров) образуют состав правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ; суд признал правонарушение, выразившееся в не обеспечении автоматическом закрывании дверей малозначительным. В связи с этим, суд отменил оспариваемое постановление.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что допущенные обществом нарушения правильно квалифицированы управлением по ст. 7.22 КоАП РФ; отсутствуют основания для признания вменяемого обществу правонарушения малозначительным.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, о месте, дате и времени его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем, на основании части 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проводится без их участия.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, управление многоквартирными домами N, N 121, 127, 129 по ул. Гагарина в пос. Яблоновском Тахтамукайского района осуществляется обществом в соответствии договорами управления.
Прокуратурой Тахтамукайского района с участием специалистов управления была проведена проверка соблюдения управляющими и ресурсоснабжающими компаниями законодательства при подготовке жилищного фонда к отопительному периоду 2015-2016 годов.
В ходе проведения указанной проверки установлено, что общество, как организация, осуществляющая управление многоквартирными домами, не обеспечило своевременное выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества (по подготовке к сезонной эксплуатации) в многоквартирных домах по адресу: пос. Яблоновский, ул. Гагарина, N N 121, 127 и 129, в соответствии с требованиями пункта 10, подпункта "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Так, 17.09.2015 выявлены нарушения требований пунктов 2.6.6, 3.2.11, 5.2.24 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, именно: отсутствие изоляции труб системы отопления, не обеспечено автоматическое закрывание дверей и отсутствие контрольно-измерительных приборов (манометры и термометры).
По факту выявленного правонарушения 24.09.2015 года заместителем прокурора Тахтамукайского района Вороняк Д.С. вынесено постановление о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении.
Административный материал передан в управление для рассмотрения по существу.
Управлением, 11.11.2015 по результатам рассмотрения административного материала, в отношении общества вынесено постановление по делу об административном правонарушении, согласно которому общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным выше постановлением, общество обратилось с соответствующим заявлением в Арбитражный суд Республики Адыгея.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции исходил из следующего.
В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно статье 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
В силу пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Требования к содержанию жилищного фонда закреплены в Правилах содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491). Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда закреплены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
В соответствии с пунктом 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно подпункту "з" Правил N 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Пунктом 2.6.6 Правил N 170 предусмотрено, что в период подготовки жилищного фонда к работе в зимних условиях организуется, в частности подготовка (восстановление) схем внутридомовых систем холодного и горячего водоснабжения, канализации, центрального отопления и вентиляции, газа с указанием расположения запорной арматуры и выключателей (для слесарей и электриков по ликвидации аварий и неисправностей внутридомовых инженерных систем), в неотапливаемых помещениях обеспечивается ремонт изоляции труб водопровода и канализации, противопожарного водопровода.
В соответствии с пунктом 3.2.11 Правил N 170 наружные входные двери в подъезды и лестничные клетки должны иметь самозакрывающие устройства (доводчики), а также ограничители хода дверей (остановы).
Для снижения теплопотерь и шума от ударов входных дверей при отсутствии самозакрывающих устройств в притворах дверей следует устанавливать упругие уплотняющие прокладки.
В силу пункта 5.2.24 Правил N 170 на вводе в здание теплопроводов центрального отопления должна быть установлена запорная арматура, до и после нее - приборы КИП (манометры, термометры, приборы учета тепловой энергии и теплоносителя).
Контрольно-измерительные приборы, регулирующая и запорная арматура должны находиться в технически исправном состоянии и отвечать установленным требованиям.
Выявленные нарушения квалифицированы управлением по статье 7.22 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного статьи 7.22 КоАП РФ, выражается в нарушении лицами, ответственными за содержание жилых домов, правил их содержания и ремонта.
Указанная норма регулирует правонарушения в сфере содержания и ремонта жилых домов и жилых помещений, признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а также переустройства и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений.
Дополнительно оценив обстоятельства дела, суд апелляционный инстанции не поддерживает вывод суда первой инстанции о неверной квалификации по ст. 7.22 КоАП РФ управление вмененных в вину обществу нарушений, выразившихся в отсутствии в многоквартирных домах, обслуживаемых обществом, изоляции труб системы отопления и отсутствии контрольно-измерительных приборов (манометры и термометры) и о том, что данные нарушения подлежат квалификации по ст. 9.16 КоАП РФ как нарушение законодательства об энергетической эффективности.
Однако, в соответствии с п. 5.2.22 Правил N 170 трубопроводы и арматура систем отопления, находящиеся в не отапливаемых помещениях, должны иметь тепловую изоляцию, исправность которой необходимо проверять не реже двух раз в год.
В соответствии с п. 5.2.24 Правил N 170 на вводе в здание теплопроводов ЦО должна быть установлена запорная арматура, до и после нее - приборы КИП (манометры, термометры, приборы учета тепловой энергии и теплоносителя). Контрольно- измерительные приборы, регулирующая и запорная арматура должны находиться в технически исправном состоянии и отвечать установленным требованиям.
Апелляционный суд полагает, что исходя из объекта посягательства и нарушенного законодательства, вмененные в вину обществу нарушения в части отсутствия изоляции труб системы отопления и контрольно-измерительных приборов (манометры и термометры) подлежат квалификации по статье 7.22 КоАП РФ.
Это обусловлено тем, что данные нарушения является нарушениями требований к содержанию жилищного фонда закрепленных в Правилах N 490 содержания общего имущества многоквартирного дома и требований и порядка обслуживания и ремонта жилищного фонда закреплены в Правилах N 170.
Между тем, объектом правонарушения по части 4 статьи 9.16 КоАП РФ является система общественных отношений, связанных с соблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
На основании изложенного выше, апелляционный суд полагает, что управление верно квалифицировало все три нарушения, допущенные обществом, по ст. 7.22 КоАП РФ.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях апелляционных инстанций по делам N А28-11771/2015, А33-11474/2013, А56-5920/2015.
Таким образом, суд считает, что материалами дела доказано наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ.
Деяние в части не обеспечения в домах автоматического закрывания дверей судом первой инстанции признано малозначительным. Оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции апелляционная инстанция не установила.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции полагает, что нарушения общества в части отсутствия изоляции труб системы отопления и отсутствия контрольно-измерительных приборов (манометры и термометры), можно так же признать малозначительным в связи со следующим.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Материалами дела подтверждается, что проверка проведена 17.09.2015, тогда как, согласно постановлению администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" от 09.10.2015 N 1978 "О начале отопительного сезона 2015-2016 г.г. в Тахтамукайском районе" рекомендовано пусконаладочные работы, связанные с отоплением жилых домов, закончить до 09.10.2015 г. и начать подачу теплоэнергии в целях отопления при среднесуточной температуре наружного воздуха не выше 8 градусов по цельсию в течение пяти суток подряд.
Таким образом, отсутствие изоляции труб системы отопления в период до включения отопления не влияет на рациональное использование тепловой энергии и экономии ее потребления в системе отопления.
Возможность или не возможность квалификации деяния в качестве малозначительности не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Пунктом 18 названного Постановления разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05.11.2003 N 349-О указал, что нормы статей КоАП РФ не препятствуют судам общей и арбитражной юрисдикции избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния.
Цель административного наказания в силу положений части 2 статьи 211 АПК РФ, статьи 2.9 КоАП РФ состоит в виде предупреждения совершения новых правонарушений.
Применение в данном случае меры административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей будет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины заявителя.
Поскольку характер правонарушения свидетельствует об отсутствии в действиях общества умысла при совершении административного правонарушения, а нарушение чьих-либо прав, наличия жалоб на действия заявителя материалы дела не содержит, суд считает возможным освободить общество от ответственности в связи с малозначительностью
В связи изложенным суд апелляционной инстанции, несмотря на формальное наличие всех признаков состава правонарушения, считает, что правонарушение можно признать малозначительным. Выявленное нарушение не представляет общественной опасности, не повлекло негативных последствий и не причинило значительный ущерб общественным интересам. При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 14.04.2016 по делу N А01-2137/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.Н.СМОТРОВА
Судьи
М.В.СОЛОВЬЕВА
С.С.ФИЛИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.06.2016 N 15АП-7918/2016 ПО ДЕЛУ N А01-2137/2015
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июня 2016 г. N 15АП-7918/2016
Дело N А01-2137/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июня 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Харатян А.А.,
при участии:
- от заявителя: представитель не явился, извещен;
- от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления государственной инспекции по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгеи
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея
от 14.04.2016 по делу N А01-2137/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью коммунально-производственное объединение "Добровест-Юг"
к Управлению государственной инспекции по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгеи
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении по ст. 7.22 КоАП РФ
принятое судьей Меликяном Э.Н.
установил:
общество с ограниченной ответственностью коммунально-производственное объединение "Добровест-Юг" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к Управлению государственной инспекции по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгеи (далее - управление) об оспаривании постановления от 11.11.2015 года N 59 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 14.04.2016 заявленные требования удовлетворены. Решение мотивировано тем, что отсутствие изоляции труб системы отопления и отсутствие в домах контрольно-измерительных приборов (манометров и термометров) образуют состав правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ; суд признал правонарушение, выразившееся в не обеспечении автоматическом закрывании дверей малозначительным. В связи с этим, суд отменил оспариваемое постановление.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что допущенные обществом нарушения правильно квалифицированы управлением по ст. 7.22 КоАП РФ; отсутствуют основания для признания вменяемого обществу правонарушения малозначительным.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, о месте, дате и времени его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем, на основании части 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проводится без их участия.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, управление многоквартирными домами N, N 121, 127, 129 по ул. Гагарина в пос. Яблоновском Тахтамукайского района осуществляется обществом в соответствии договорами управления.
Прокуратурой Тахтамукайского района с участием специалистов управления была проведена проверка соблюдения управляющими и ресурсоснабжающими компаниями законодательства при подготовке жилищного фонда к отопительному периоду 2015-2016 годов.
В ходе проведения указанной проверки установлено, что общество, как организация, осуществляющая управление многоквартирными домами, не обеспечило своевременное выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества (по подготовке к сезонной эксплуатации) в многоквартирных домах по адресу: пос. Яблоновский, ул. Гагарина, N N 121, 127 и 129, в соответствии с требованиями пункта 10, подпункта "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Так, 17.09.2015 выявлены нарушения требований пунктов 2.6.6, 3.2.11, 5.2.24 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, именно: отсутствие изоляции труб системы отопления, не обеспечено автоматическое закрывание дверей и отсутствие контрольно-измерительных приборов (манометры и термометры).
По факту выявленного правонарушения 24.09.2015 года заместителем прокурора Тахтамукайского района Вороняк Д.С. вынесено постановление о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении.
Административный материал передан в управление для рассмотрения по существу.
Управлением, 11.11.2015 по результатам рассмотрения административного материала, в отношении общества вынесено постановление по делу об административном правонарушении, согласно которому общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным выше постановлением, общество обратилось с соответствующим заявлением в Арбитражный суд Республики Адыгея.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции исходил из следующего.
В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно статье 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
В силу пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Требования к содержанию жилищного фонда закреплены в Правилах содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491). Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда закреплены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
В соответствии с пунктом 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно подпункту "з" Правил N 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Пунктом 2.6.6 Правил N 170 предусмотрено, что в период подготовки жилищного фонда к работе в зимних условиях организуется, в частности подготовка (восстановление) схем внутридомовых систем холодного и горячего водоснабжения, канализации, центрального отопления и вентиляции, газа с указанием расположения запорной арматуры и выключателей (для слесарей и электриков по ликвидации аварий и неисправностей внутридомовых инженерных систем), в неотапливаемых помещениях обеспечивается ремонт изоляции труб водопровода и канализации, противопожарного водопровода.
В соответствии с пунктом 3.2.11 Правил N 170 наружные входные двери в подъезды и лестничные клетки должны иметь самозакрывающие устройства (доводчики), а также ограничители хода дверей (остановы).
Для снижения теплопотерь и шума от ударов входных дверей при отсутствии самозакрывающих устройств в притворах дверей следует устанавливать упругие уплотняющие прокладки.
В силу пункта 5.2.24 Правил N 170 на вводе в здание теплопроводов центрального отопления должна быть установлена запорная арматура, до и после нее - приборы КИП (манометры, термометры, приборы учета тепловой энергии и теплоносителя).
Контрольно-измерительные приборы, регулирующая и запорная арматура должны находиться в технически исправном состоянии и отвечать установленным требованиям.
Выявленные нарушения квалифицированы управлением по статье 7.22 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного статьи 7.22 КоАП РФ, выражается в нарушении лицами, ответственными за содержание жилых домов, правил их содержания и ремонта.
Указанная норма регулирует правонарушения в сфере содержания и ремонта жилых домов и жилых помещений, признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а также переустройства и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений.
Дополнительно оценив обстоятельства дела, суд апелляционный инстанции не поддерживает вывод суда первой инстанции о неверной квалификации по ст. 7.22 КоАП РФ управление вмененных в вину обществу нарушений, выразившихся в отсутствии в многоквартирных домах, обслуживаемых обществом, изоляции труб системы отопления и отсутствии контрольно-измерительных приборов (манометры и термометры) и о том, что данные нарушения подлежат квалификации по ст. 9.16 КоАП РФ как нарушение законодательства об энергетической эффективности.
Однако, в соответствии с п. 5.2.22 Правил N 170 трубопроводы и арматура систем отопления, находящиеся в не отапливаемых помещениях, должны иметь тепловую изоляцию, исправность которой необходимо проверять не реже двух раз в год.
В соответствии с п. 5.2.24 Правил N 170 на вводе в здание теплопроводов ЦО должна быть установлена запорная арматура, до и после нее - приборы КИП (манометры, термометры, приборы учета тепловой энергии и теплоносителя). Контрольно- измерительные приборы, регулирующая и запорная арматура должны находиться в технически исправном состоянии и отвечать установленным требованиям.
Апелляционный суд полагает, что исходя из объекта посягательства и нарушенного законодательства, вмененные в вину обществу нарушения в части отсутствия изоляции труб системы отопления и контрольно-измерительных приборов (манометры и термометры) подлежат квалификации по статье 7.22 КоАП РФ.
Это обусловлено тем, что данные нарушения является нарушениями требований к содержанию жилищного фонда закрепленных в Правилах N 490 содержания общего имущества многоквартирного дома и требований и порядка обслуживания и ремонта жилищного фонда закреплены в Правилах N 170.
Между тем, объектом правонарушения по части 4 статьи 9.16 КоАП РФ является система общественных отношений, связанных с соблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
На основании изложенного выше, апелляционный суд полагает, что управление верно квалифицировало все три нарушения, допущенные обществом, по ст. 7.22 КоАП РФ.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях апелляционных инстанций по делам N А28-11771/2015, А33-11474/2013, А56-5920/2015.
Таким образом, суд считает, что материалами дела доказано наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ.
Деяние в части не обеспечения в домах автоматического закрывания дверей судом первой инстанции признано малозначительным. Оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции апелляционная инстанция не установила.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции полагает, что нарушения общества в части отсутствия изоляции труб системы отопления и отсутствия контрольно-измерительных приборов (манометры и термометры), можно так же признать малозначительным в связи со следующим.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Материалами дела подтверждается, что проверка проведена 17.09.2015, тогда как, согласно постановлению администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" от 09.10.2015 N 1978 "О начале отопительного сезона 2015-2016 г.г. в Тахтамукайском районе" рекомендовано пусконаладочные работы, связанные с отоплением жилых домов, закончить до 09.10.2015 г. и начать подачу теплоэнергии в целях отопления при среднесуточной температуре наружного воздуха не выше 8 градусов по цельсию в течение пяти суток подряд.
Таким образом, отсутствие изоляции труб системы отопления в период до включения отопления не влияет на рациональное использование тепловой энергии и экономии ее потребления в системе отопления.
Возможность или не возможность квалификации деяния в качестве малозначительности не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Пунктом 18 названного Постановления разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05.11.2003 N 349-О указал, что нормы статей КоАП РФ не препятствуют судам общей и арбитражной юрисдикции избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния.
Цель административного наказания в силу положений части 2 статьи 211 АПК РФ, статьи 2.9 КоАП РФ состоит в виде предупреждения совершения новых правонарушений.
Применение в данном случае меры административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей будет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины заявителя.
Поскольку характер правонарушения свидетельствует об отсутствии в действиях общества умысла при совершении административного правонарушения, а нарушение чьих-либо прав, наличия жалоб на действия заявителя материалы дела не содержит, суд считает возможным освободить общество от ответственности в связи с малозначительностью
В связи изложенным суд апелляционной инстанции, несмотря на формальное наличие всех признаков состава правонарушения, считает, что правонарушение можно признать малозначительным. Выявленное нарушение не представляет общественной опасности, не повлекло негативных последствий и не причинило значительный ущерб общественным интересам. При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 14.04.2016 по делу N А01-2137/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.Н.СМОТРОВА
Судьи
М.В.СОЛОВЬЕВА
С.С.ФИЛИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)