Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
судья: С.А. Ефремов
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича, судей А.Н. Пономарева, О.В. Гордеевой, при секретаре С.В., с участием прокурора О.Н. Артамоновой, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарева административное дело по апелляционной жалобе С.Е. на решение Перовского районного суда г. Москвы от 22 августа 2017 года по административному иску С.Е. к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве муниципального округа Перово о признании решения незаконным, обязании внести дополнительные сведения в информационные стенды
С.Е. обратилась в суд с указанным выше административным иском, уточненным в порядке ст. 46 КАС РФ, к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве муниципального округа Перово, полагая нарушенными права на предоставление избирателям полной информации о ней на предстоящих выборах депутатов Совета депутатов муниципального округа Перово.
Требования мотивированы тем, что Избирательная комиссия внутригородского муниципального образования в г. Москве муниципального округа Перово не включила в текст избирательного плаката сведения о том, что С.Е. имеет высшее и дополнительное образование, является членом общественной организации, председателем многоквартирного дома, помощником депутата, общественным советником Управы, членом участковой избирательной комиссии от политической партии.
Решением Перовского районного суда г. Москвы от 22 августа 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе С.Е. ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии С.Е. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве муниципального округа П. Ш., действующая без доверенности на правах члена соответствующей Территориальной избирательной комиссии, которой переданы права административного ответчика, просила решение суда оставить без изменения с учетом представленных возражений.
Проверив материалы дела, выслушав С.Е., представителя Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве муниципального округа Перово, заключение прокурора О.Н. Артамоновой, полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 2 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с пп. п. 10 ст. 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" с жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии.
Аналогичная норма установлена частью 2 ст. 239 КАС РФ.
В силу п. 7 ст. 6, ст. 14 КАС РФ суд, проявляя активную роль, обеспечивает состязательность и равноправие сторон, проверяя, чтобы последние были извещены о месте и времени судебного заседания в соответствии с требованиями главы 9 КАС РФ.
Согласно ч. 2 ст. 244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
Применительно к приведенным законоположениям, суд, разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, установил, что предметом судебной проверки является законность решения Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве муниципального округа Перово от 1 августа 2017 года о порядке изготовления информационных материалов в отношении кандидатов в депутаты, а также действия (бездействия) Избирательной комиссии относительно рассмотрения жалоб С.Е., по результатам которых 8 августа 2017 года и 17 августа 2917 года признаны необоснованными требования С.Е. включить в размещенную на стендах информацию о ней как о кандидате в депутаты, сведения о наличии у нее высшего и дополнительного образования, членстве в общественной организации, а также о том, что она является председателем многоквартирного дома, помощником депутата, общественным советником Управы, членом участковой избирательной комиссии от политической партии.
Исходя из положений законодательства о выборах суд пришел к выводу, что права С.Е. не нарушены, так как избирательные информационные материалы содержат необходимый в соответствии с законом объем сведений о ней.
Судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции правильным, мотивированным, подтвержденным имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку по правилам ст. 84 КАС РФ. В то же время судебная коллегия не соглашается с доводами апелляционной жалобы, направленными на отмену обжалуемого постановления.
Нормы права. регулирующие информирование избирателей, закреплены в ст. 45 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и предусматривают, что информирование избирателей и участников референдума осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, редакции сетевых изданий, физические и юридические лица в соответствии с настоящим Федеральным законом. Органы государственной власти, органы местного самоуправления не вправе информировать избирателей о кандидатах, об избирательных объединениях. Содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений. Информирование избирателей, участников референдума, в том числе через средства массовой информации, о ходе подготовки и проведения выборов, референдумов, о сроках и порядке совершения избирательных действий, действий по участию в референдуме, о законодательстве Российской Федерации о выборах и референдумах, о кандидатах, об избирательных объединениях осуществляют комиссии. Комиссии также принимают необходимые меры по информированию избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами. Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее изготовленные в соответствии с настоящим Федеральным законом и размещенные в установленном законом порядке на специальных местах, указанных в пункте 7 статьи 54 настоящего Федерального закона, на рекламных конструкциях или иных стабильно размещенных объектах в соответствии с пунктами 8 и 10 статьи 54 настоящего Федерального закона, могут сохраняться в день голосования на прежних местах.
Пунктом 3 ст. 61 названного Закона определено, что в помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением участковая комиссия оборудует информационный стенд, на котором размещает следующую информацию обо всех кандидатах, списках кандидатов, избирательных объединениях, внесенных в бюллетень:
а) биографические данные кандидатов в объеме, установленном комиссией, организующей выборы, но не меньшем, чем объем биографических данных, внесенных в бюллетень;
б) если кандидат, список кандидатов выдвинуты избирательным объединением, - слова "выдвинут избирательным объединением" с указанием наименования этого избирательного объединения;
в) если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру, - слово "самовыдвижение";
д) сведения о доходах и об имуществе кандидатов в объеме, установленном организующей выборы избирательной комиссией;
е) информацию о фактах представления кандидатами недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона (если такая информация имеется).
Аналогичные нормы установлены ч. 4.1. ч. 4.2 ст. 65 Закона г. Москвы от 6 июля 2005 г. N 38 "Избирательный кодекс города Москвы".
В силу п. 4, п. 5 ст. 63 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" форма и текст бюллетеня, число бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за изготовлением бюллетеней утверждается соответствующими комиссиями не позднее чем за 20 дней до дня голосования.
При проведении голосования за кандидатов фамилии зарегистрированных кандидатов размещаются в бюллетене в алфавитном порядке, при этом бюллетень содержит следующие сведения о каждом из зарегистрированных кандидатов:
а) фамилия, имя, отчество. Если фамилии, имена и отчества двух и более кандидатов совпадают полностью, сведения о кандидатах размещаются в бюллетене в соответствии с датами рождения кандидатов (первыми указываются сведения о старшем кандидате), при этом если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество в период избирательной кампании либо в течение года до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, в бюллетене также указываются прежние фамилия, имя, отчество кандидата;
б) год рождения;
в) наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата;
г) основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий);
д) если кандидат является депутатом, но работает на непостоянной основе, - сведения об этом одновременно с указанием наименования представительного органа;
е) если кандидат выдвинут избирательным объединением, - слово "выдвинут" с указанием наименования соответствующей политической партии, иного общественного объединения в соответствии с пунктом 10 статьи 35 настоящего Федерального закона;
ж) если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру, - слово "самовыдвижение".
Аналогичные нормы закреплены в части 5 ст. 66 Закона г. Москвы от 06.07.2005 N 38 (ред. от 31.05.2017) "Избирательный кодекс города Москвы".
Таким образом, по смыслу закона, избирательные комиссии не занимаются агитацией, а лишь определяют содержание информационных материалов, способы и порядок их размещения в соответствии с требованиями объективности, достоверности, соблюдения равенства кандидатов, избирательных объединений.
В строгом соответствии с этим Избирательная комиссия внутригородского муниципального образования в г. Москве муниципального округа Перово определила объем информирования для избирателей, равный для всех кандидатов и учитывающий те сведения, которые сообщили о себе сами кандидаты в заявлении о своем выдвижении и в подписных листах. Эти же сведения указаны и в решении Избирательной комиссии о выдвижении кандидата С.Е., которое в этой части никем не оспаривается.
Так, в отношении С.Е. указан ее род занятий - пенсионерка, что не лишает ее права в своих агитационных материалах конкретизировать информацию о себе.
Доводы апелляционной жалобы не учитывают требований названных норм права, не опровергают установленных судом первой инстанции обстоятельств, фактически направлены на предоставление С.Е. преимущества перед остальными кандидатами и возложение на Избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в г. Москве муниципального округа Перово не свойственных ей функций по агитации за данного кандидата.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
решение Перовского районного суда г. Москвы от 22 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 04.09.2017 ПО ДЕЛУ N 33А-3955/2017
Требование: О признании решения незаконным, обязании внести дополнительные сведения в информационные стенды.Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 сентября 2017 г. по делу N 33а-3955-17
судья: С.А. Ефремов
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича, судей А.Н. Пономарева, О.В. Гордеевой, при секретаре С.В., с участием прокурора О.Н. Артамоновой, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарева административное дело по апелляционной жалобе С.Е. на решение Перовского районного суда г. Москвы от 22 августа 2017 года по административному иску С.Е. к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве муниципального округа Перово о признании решения незаконным, обязании внести дополнительные сведения в информационные стенды
установила:
С.Е. обратилась в суд с указанным выше административным иском, уточненным в порядке ст. 46 КАС РФ, к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве муниципального округа Перово, полагая нарушенными права на предоставление избирателям полной информации о ней на предстоящих выборах депутатов Совета депутатов муниципального округа Перово.
Требования мотивированы тем, что Избирательная комиссия внутригородского муниципального образования в г. Москве муниципального округа Перово не включила в текст избирательного плаката сведения о том, что С.Е. имеет высшее и дополнительное образование, является членом общественной организации, председателем многоквартирного дома, помощником депутата, общественным советником Управы, членом участковой избирательной комиссии от политической партии.
Решением Перовского районного суда г. Москвы от 22 августа 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе С.Е. ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии С.Е. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве муниципального округа П. Ш., действующая без доверенности на правах члена соответствующей Территориальной избирательной комиссии, которой переданы права административного ответчика, просила решение суда оставить без изменения с учетом представленных возражений.
Проверив материалы дела, выслушав С.Е., представителя Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве муниципального округа Перово, заключение прокурора О.Н. Артамоновой, полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 2 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с пп. п. 10 ст. 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" с жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии.
Аналогичная норма установлена частью 2 ст. 239 КАС РФ.
В силу п. 7 ст. 6, ст. 14 КАС РФ суд, проявляя активную роль, обеспечивает состязательность и равноправие сторон, проверяя, чтобы последние были извещены о месте и времени судебного заседания в соответствии с требованиями главы 9 КАС РФ.
Согласно ч. 2 ст. 244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
Применительно к приведенным законоположениям, суд, разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, установил, что предметом судебной проверки является законность решения Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве муниципального округа Перово от 1 августа 2017 года о порядке изготовления информационных материалов в отношении кандидатов в депутаты, а также действия (бездействия) Избирательной комиссии относительно рассмотрения жалоб С.Е., по результатам которых 8 августа 2017 года и 17 августа 2917 года признаны необоснованными требования С.Е. включить в размещенную на стендах информацию о ней как о кандидате в депутаты, сведения о наличии у нее высшего и дополнительного образования, членстве в общественной организации, а также о том, что она является председателем многоквартирного дома, помощником депутата, общественным советником Управы, членом участковой избирательной комиссии от политической партии.
Исходя из положений законодательства о выборах суд пришел к выводу, что права С.Е. не нарушены, так как избирательные информационные материалы содержат необходимый в соответствии с законом объем сведений о ней.
Судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции правильным, мотивированным, подтвержденным имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку по правилам ст. 84 КАС РФ. В то же время судебная коллегия не соглашается с доводами апелляционной жалобы, направленными на отмену обжалуемого постановления.
Нормы права. регулирующие информирование избирателей, закреплены в ст. 45 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и предусматривают, что информирование избирателей и участников референдума осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, редакции сетевых изданий, физические и юридические лица в соответствии с настоящим Федеральным законом. Органы государственной власти, органы местного самоуправления не вправе информировать избирателей о кандидатах, об избирательных объединениях. Содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений. Информирование избирателей, участников референдума, в том числе через средства массовой информации, о ходе подготовки и проведения выборов, референдумов, о сроках и порядке совершения избирательных действий, действий по участию в референдуме, о законодательстве Российской Федерации о выборах и референдумах, о кандидатах, об избирательных объединениях осуществляют комиссии. Комиссии также принимают необходимые меры по информированию избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами. Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее изготовленные в соответствии с настоящим Федеральным законом и размещенные в установленном законом порядке на специальных местах, указанных в пункте 7 статьи 54 настоящего Федерального закона, на рекламных конструкциях или иных стабильно размещенных объектах в соответствии с пунктами 8 и 10 статьи 54 настоящего Федерального закона, могут сохраняться в день голосования на прежних местах.
Пунктом 3 ст. 61 названного Закона определено, что в помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением участковая комиссия оборудует информационный стенд, на котором размещает следующую информацию обо всех кандидатах, списках кандидатов, избирательных объединениях, внесенных в бюллетень:
а) биографические данные кандидатов в объеме, установленном комиссией, организующей выборы, но не меньшем, чем объем биографических данных, внесенных в бюллетень;
б) если кандидат, список кандидатов выдвинуты избирательным объединением, - слова "выдвинут избирательным объединением" с указанием наименования этого избирательного объединения;
в) если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру, - слово "самовыдвижение";
д) сведения о доходах и об имуществе кандидатов в объеме, установленном организующей выборы избирательной комиссией;
е) информацию о фактах представления кандидатами недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона (если такая информация имеется).
Аналогичные нормы установлены ч. 4.1. ч. 4.2 ст. 65 Закона г. Москвы от 6 июля 2005 г. N 38 "Избирательный кодекс города Москвы".
В силу п. 4, п. 5 ст. 63 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" форма и текст бюллетеня, число бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за изготовлением бюллетеней утверждается соответствующими комиссиями не позднее чем за 20 дней до дня голосования.
При проведении голосования за кандидатов фамилии зарегистрированных кандидатов размещаются в бюллетене в алфавитном порядке, при этом бюллетень содержит следующие сведения о каждом из зарегистрированных кандидатов:
а) фамилия, имя, отчество. Если фамилии, имена и отчества двух и более кандидатов совпадают полностью, сведения о кандидатах размещаются в бюллетене в соответствии с датами рождения кандидатов (первыми указываются сведения о старшем кандидате), при этом если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество в период избирательной кампании либо в течение года до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, в бюллетене также указываются прежние фамилия, имя, отчество кандидата;
б) год рождения;
в) наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата;
г) основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий);
д) если кандидат является депутатом, но работает на непостоянной основе, - сведения об этом одновременно с указанием наименования представительного органа;
е) если кандидат выдвинут избирательным объединением, - слово "выдвинут" с указанием наименования соответствующей политической партии, иного общественного объединения в соответствии с пунктом 10 статьи 35 настоящего Федерального закона;
ж) если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру, - слово "самовыдвижение".
Аналогичные нормы закреплены в части 5 ст. 66 Закона г. Москвы от 06.07.2005 N 38 (ред. от 31.05.2017) "Избирательный кодекс города Москвы".
Таким образом, по смыслу закона, избирательные комиссии не занимаются агитацией, а лишь определяют содержание информационных материалов, способы и порядок их размещения в соответствии с требованиями объективности, достоверности, соблюдения равенства кандидатов, избирательных объединений.
В строгом соответствии с этим Избирательная комиссия внутригородского муниципального образования в г. Москве муниципального округа Перово определила объем информирования для избирателей, равный для всех кандидатов и учитывающий те сведения, которые сообщили о себе сами кандидаты в заявлении о своем выдвижении и в подписных листах. Эти же сведения указаны и в решении Избирательной комиссии о выдвижении кандидата С.Е., которое в этой части никем не оспаривается.
Так, в отношении С.Е. указан ее род занятий - пенсионерка, что не лишает ее права в своих агитационных материалах конкретизировать информацию о себе.
Доводы апелляционной жалобы не учитывают требований названных норм права, не опровергают установленных судом первой инстанции обстоятельств, фактически направлены на предоставление С.Е. преимущества перед остальными кандидатами и возложение на Избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в г. Москве муниципального округа Перово не свойственных ей функций по агитации за данного кандидата.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Перовского районного суда г. Москвы от 22 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)