Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.07.2017 N 19АП-3889/2017 ПО ДЕЛУ N А14-17495/2016

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июля 2017 г. по делу N А14-17495/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 июля 2017 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей Протасова А.И.
Донцова П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Выборновой И.В.,
при участии:
- от ООО Торговый Дом "Август": Бердников А.Н., представитель по доверенности от 16.02.2017, выдана сроком на 1 год;
- от ООО "РВК- Воронеж": Назарова Л.А., представитель по доверенности от 31.05.2017 N 156, выдана сроком до 31.12.2017;
- от администрации городского округа город Воронеж в лице Управления муниципального жилищного контроля: Балабекова Я.В., представитель по доверенности от 09.01.2017 N 1/2017-с, выдана до 31.12.2017;
- от ИП Бударина Д.М.: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- рассмотрев апелляционную жалобу администрации городского округа город Воронеж в лице Управления муниципального жилищного контроля на решение Арбитражного суда Воронежской области от 19.04.2017 по делу N А14-17495/2016 (судья Аришонкова Е.А) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РВК- Воронеж" (ОГРН 1117746139499, ИНН 7726671234) о признании недействительным предписания администрации городского округа город Воронеж в лице Управления муниципального жилищного контроля (ОГРН 1023601575733, ИНН 3650002882) N 2720 от 20.09.2016 об устранении нарушений требований законодательства, третьи лица: общество с ограниченной ответственностью Торговый Дом "Август" (ОГРН 1033600007033, ИНН 3665025427), индивидуальный предприниматель Бударин Дмитрий Михайлович (ОГРНИП 304366531000123, ИНН 366502845908),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "РВК- Воронеж" (далее - ООО "РВК- Воронеж", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительным предписания администрации городского округа город Воронеж в лице управления муниципального жилищного контроля (далее - заинтересованное лицо, администрация) N 2720 от 20.09.2016 об устранении нарушений требований законодательства (с учетом уточнения).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 19.04.2017 заявленные требования удовлетворены.
Предписание Управления муниципального жилищного контроля администрации городского округа город Воронеж N 2720 от 20.09.2016 об устранении нарушений требований законодательства признано недействительным как не соответствующее Жилищному кодексу Российской Федерации.
Управление муниципального жилищного контроля администрации городского округа город Воронеж обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "РВК- Воронеж".
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Указывает, что ООО "РВК-Воронеж" неправомерно осуществило расчеты за услуги по холодному водоснабжению на основании Правил коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 года N 776 (далее - Правила N 766). Считает, что ООО "РВК-Воронеж" является исполнителем коммунальных услуг потребителям, и соответственно, на Общество распространяются обязанности, установленные Правилами N 354.
Представитель администрации городского округа город Воронеж в лице Управления муниципального жилищного контроля поддержал доводы апелляционной жалобы, просил суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО "РВК-Воронеж" не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в представленном суду отзыве, считает обжалуемое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ООО Торговый Дом "Август" поддержал доводы апелляционной жалобы, просит суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебное заседание ИП Бударин Д.М. явку своих представителей не обеспечил, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
В связи с обращением собственников нежилых встроенных помещений, расположенных в многоквартирных домах N 130 по ул. Димитрова г. Воронежа (ИП Бударин Д.М.) и N 26 по ул. Баррикадная г. Воронежа (ООО ТД "Август"), поступивших из прокуратуры Левобережного района г. Воронежа, управлением муниципального жилищного контроля администрации городского округа город Воронеж на основании приказа от 15.09.2016 N 2720 в период с 19.09.2016 по 20.09.2016 была проведена внеплановая выездная проверка ООО "РВК-Воронеж" по вопросу правомерности начисления платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению указанных нежилых помещений.
По результатам проверки Управлением был составлен акт N 2720 от 20.09.2016.
Согласно акту, ООО "РВК-Воронеж" осуществляет поставку коммунальной услуги и начисление платы за холодное водоснабжение нежилым помещениям, расположенным по адресу: г. Воронеж, ул. Димитрова, д. 130 (ИП Бударин Д.М.), г. Воронеж, ул. Баррикадная, д. 26 (ООО ТД "Август") на основании заключенных договоров на отпуск питьевой виды, прием, транспортировку сточных вод от 06.05.2002 с ИП Будариным Д.М. и от 06.05.2002 N 1703 с ООО ТД "Август".
Учитывая, что ИП Будариным Д.М. с июля 2015 г., ООО ТД "Август" с августа 2015 не передавались показания индивидуальных приборов учета, ООО "РВК- Воронеж" в счете-фактуре за апрель 2016 объем потребленного коммунального ресурса определен расчетным способом в соответствии с пп. "г" п. 16 Правил N 776.
ООО "РВК-Воронеж" не была проведена в установленный срок проверка достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных приборов учета, не произведен перерасчет платы исходя из фактических показаний ИПУ.
По итогам проведенной проверки администрация городского округа город Воронеж в лице управления муниципального жилищного контроля выдала ООО "РВК-Воронеж" предписание от 20.09.2016 (рег. N 2720) об устранении нарушений требований законодательства.
ООО "РВК-Воронеж" обязано устранить выявленные нарушения; провести проверку достоверности представленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных приборов учета нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Воронеж, ул. Димитрова, д. 130 (ИП Бударин Д.М.), г. Воронеж, ул. Баррикадная, д. 26 (ООО ТД "Август"), произвести перерасчет платы исходя из фактических показаний ИПУ указанным нежилым помещениям с момента непредставления показаний (ИП Будариным Д.М. с июля 2015 года, ООО ТД "Август" с августа 2015 года). Срок исполнения предписания установлен до 01.12.2016.
Не согласившись с указанным предписанием, ООО "РВК- Воронеж" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт. решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании п. 10, 11 части 1 ст. 4 Жилищного кодекса российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилищное законодательство регулирует отношения, в частности, по поводу предоставления коммунальных услуг и внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу статей 153, 154 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за холодную воду
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В силу п. 18 Правил N 354 (в редакции, действующей до 01.01.2017), собственник нежилого помещения в многоквартирном доме вправе в целях обеспечения коммунальными ресурсами принадлежащего ему нежилого помещения в многоквартирном доме заключать договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения) непосредственно с ресурсоснабжающими организациями. Указанные договоры заключаются в порядке и в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении.
В случае приобретения собственником нежилого помещения в многоквартирном доме коммунальных ресурсов по указанным договорам такой собственник обязан вносить в порядке, установленном настоящими Правилами, плату за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, а также предоставлять исполнителю, предоставляющему коммунальные услуги потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, в котором расположено нежилое помещение собственника, в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами для передачи потребителями информации о показаниях индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, данные об объемах коммунальных ресурсов, потребленных за расчетный период по указанным договорам.
Таким образом, из положений названного пункта Правил N 354 следует, что, заключая договор водоснабжения с ресурсоснабжающей организацией, собственник нежилого помещения вступает в самостоятельные непосредственные отношения с ней по поставке соответствующего ресурса. При этом указанные отношения не являются отношениями по предоставлению коммунальной услуги, а ресурсоснабжающая организация не является исполнителем коммунальной услуги (в приведенном выше понимании).
Отношения с управляющей компанией многоквартирного дома как исполнителем коммунальных услуг сохраняются в этом случае у собственника нежилого помещения в части оплаты коммунальных услуг на общедомовые нужды и предоставления определенной информации об объемах потребления (что следует из положений абз. 2 пункта 18 Правил N 354).
Согласно п. 84 Правил N 354, при непредставлении потребителем исполнителю показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в течение 6 месяцев подряд исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6- месячного срока, иного срока, установленного договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, обязан провести указанную в пункте 82 настоящих Правил проверку достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители)и снять показания прибора учета.
Учитывая, что третьими лицами по настоящему делу самостоятельно были заключены договоры водоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающей организацией - ООО "РВК-Воронеж" (с учетом соглашений о замене стороны МУП "Водоканал Воронежа" в договорах от 06.05.2002), к отношениям сторон в силу п. 18 Правил N 354 подлежит применению не жилищное законодательство (регулирующее, в том числе, порядок предоставления коммунальных услуг), а гражданское законодательство и законодательство Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении.
В частности, применимыми в силу п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением водой, правилами о договоре энергоснабжения, предусмотрено, что абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией (п. 1 ст. 543 ГК РФ)
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 1 ст. 544 ГК РФ).
Таким образом, данной правовой нормой установлен приоритет учетного способа определения количества поставляемого ресурса (энергии, воды и пр.), если иное не предусмотрено законом или соглашением сторон.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Согласно пункту 2 статьи 13 Закона N 416-ФЗ к договорам водоснабжения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено названным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договоров водоснабжения.
Согласно ч.ч. 1, 4 ст. 20 Закона N 416-ФЗ количество воды, поданной (полученной) за определенный период абонентам по договорам водоснабжения подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет осуществляется в узлах учета путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета воды, сточных вод или в случаях, предусмотренных настоящей статьей расчетным способом.
В силу ч. 10 ст. 20 Закона N 416-ФЗ осуществление коммерческого учета расчетным способом допускается, в том числе, при нарушении в течение более шести месяцев сроков представления показаний прибора учета, являющихся собственностью абонента, организации, которые эксплуатируют водопроводные, канализационные сети, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом такой организации о временном прекращении потребления воды.
Коммерческий учет воды и сточных вод осуществляется в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными Правительством Российской Федерации утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776).
Осуществление коммерческого учета расчетным способом допускается в следующих случаях:
1) при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
2) в случае неисправности прибора учета;
3) при нарушении в течение более шести месяцев сроков представления показаний прибора учета, являющихся собственностью абонента, организации, которые эксплуатируют водопроводные, канализационные сети, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом такой организации о временном прекращении потребления воды (пункт 10 статьи 20 Закона N 416-ФЗ, пункт 14 Правил N 776).
В силу подпункта "г" пункта 16 Правил N 776 применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду используется при нарушении в течение более 6 месяцев сроков представления показаний прибора учета, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом или транзитной организацией организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, о временном прекращении потребления воды.
Таким образом, возникающие в случае приобретения собственником нежилого помещения в многоквартирном доме коммунального ресурса - холодной воды на основании заключенного с ресурсоснабжающей организацией договора отношения регулируются законодательством о водоснабжении и водоотведении, предусматривающим возможность осуществления коммерческого учета расчетным способом по указанному основанию.
Одновременно, указанные отношения не являются отношениями по предоставлению коммунальной услуги, в силу чего, применение к данным правоотношениям Правил N 354 является неправомерным.
При этом ссылка на то, что в силу абз. 2 п. 1 Правил N 776 указанные Правила распространяются на отношения, возникающие при предоставлении коммунальных услуг, в той части, в которой такие отношения не урегулированы жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, в силу чего, применение Правил N 354 является приоритетным по отношению к Правилам N 776, не может быть принята судом во внимание, поскольку в данном случае (в силу прямого указания в тексте приведенной нормы) речь идет о законодательном регулировании отношений по предоставлению коммунальных услуг, к которым применимы Правила N 354. Тогда как в рассматриваемом случае заявитель по отношению к третьим лицам исполнителем коммунальных услуг не является.
Оспариваемое предписание, возлагающее на заявителя, не являющегося в рассматриваемых правоотношениях исполнителем коммунальных услуг, обязанность по осуществлению коммерческого учета потребляемого абонентом ресурса в соответствии с жилищным законодательством, и в частности, Правилами N 354, регулирующими порядок предоставления коммунальных услуг, является незаконным.
Следовательно, предписание Управления муниципального жилищного контроля администрации городского округа город Воронеж N 2720 от 20.09.2016 об устранении нарушений требований законодательства обоснованно признано судом первой инстанции недействительным.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте.
Несогласие заявителя с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, апелляционная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя и им уплачены.
Учитывая, что в соответствии с п. п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании государственной пошлины с Администрации, как заявителя апелляционной жалобы, судом не разрешается.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 19.04.2017 по делу N А14-17495/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья
Н.Д.МИРОНЦЕВА

Судьи
А.И.ПРОТАСОВ
П.В.ДОНЦОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)