Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.11.2017 N 10АП-14206/2017 ПО ДЕЛУ N А41-19723/17

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 ноября 2017 г. по делу N А41-19723/17


Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдиной Н.С.,
судей Миришова Э.С., Ханашевича С.К.,
при ведении протокола судебного заседания Гавриловым С.И.,
при участии в заседании:
от истца - Федченко Т.Н. представитель по доверенности от 05.09.2017, Шумская И.А. представитель по доверенности от 12.05.2017,
от ответчика - Судаков М.В. представитель по доверенности N 04/17 от 17.01.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комтех" на решение Арбитражного суда Московской области от 27.07.2017, принятое судьей Кулматовым Т.Ш., по делу N А41-19723/17 по иску общества с ограниченной ответственностью "Комтех" (ИНН 5074045598, ОГРН 1115074012613) к Муниципальному унитарного предприятию Городского округа Подольск "Подольская теплосеть" (ИНН 5036002770, ОГРН 1025004701677) о взыскании денежных средств,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Комтех" (далее - истец, ООО "Комтех") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ) к Муниципальному унитарного предприятию Городского округа Подольск "Подольская теплосеть" (далее - ответчик, МУП "Подольская теплосеть") об урегулировании возникших разногласия между сторонами при заключении договора N 1807 на поставку тепловой энергии и горячей воды, считать договор заключенным на следующих условиях:
- - пункт договора 1.4 "Затраты на содержание и ремонт сетей РСО в границах МКД соотносится на РСО";
- - пункт договора 2.6 "Температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 и не выше 75 °C (п. 2.4 СанПин 2.1.4.1074-01)";
- - пункт договора 3.2.1 исключить, как противоречащий п. 9 ст. 13 ФЗ РФ N 261-ФЗ от 23.11.2009;
- - пункт договора 3.1.4 "Обратиться к РСО с предложением заключить договор, регулирующий условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов в соответствии с требованиями приказа Министерства энергетики РФ от 07.04.2010 г. N 149";
- - пункт договора 4.2.5 "Установить за вводными отключающими устройствами на границе своей эксплуатационной ответственности приборы коммерческого учета и контроля тепловой энергии и теплоносителя в соответствии Федеральным законом РФ N 261-ФЗ ст. 13 п. 9 от 23.11.2009 г., а также принять для расчета существующие ОДПУ (4 МКД)";
- - пункт договора 5.3 "В случаях механических повреждений, нарушения целостности пломб РСО, истечения срока поверки любого из средств измерений, несанкционированных вмешательств в работу узлов учета тепловой энергии, выявленных представителем РСО узел учета признается вышедшим из строя с даты обнаружения представителем РСО, таких повреждений, с обязательным оформлением двухстороннего акта";
- - пункт договора 5.5 исключить из договора, так как теплоснабжающие организации, в том числе единая теплоснабжающая организация, и теплосетевые организации в системе теплоснабжения обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче. Затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации;
- - пункт договора 5.6 "Отсутствие изоляции и/или утечка теплоносителя в тепловых сетях или теплопотребляющих установках абонента, выявленные представителем РСО до места установки приборов учета или в границах балансовой принадлежности, оформляются двухсторонним актом. Потери тепловой энергии, обусловленные выявленными нарушениями, рассчитываются РСО с даты составления двухстороннего акта и до момента устранения выявленных нарушений и подлежат дополнительной оплате";
- - пункт договора 5.7 следующим: "при расчетах за количество поставляемой тепловой энергии в МКД при отсутствии ОДПУ руководствоваться Постановлением Правительства N 354 от 06.05.2011 г., т.е. не превышая норматив утвержденный органами местного самоуправления";
- - пункт договора 5.9 "коммерческий учет поданной горячей воды обеспечивает потребитель";
- - п. 5.1 договора изложить в следующей редакции: "Количество поданной /использованной тепловой энергии и теплоносителей определяется по показаниям допущенных в установленном законом порядке в эксплуатацию коммерческих узлов учета, установленных у абонента и находящихся в его ответственной эксплуатации";
- - пункт договора 5.11 "Передача Абонентом показаний приборов учета РСО производится любыми доступными способами (почтовым отправлением, телеграммой, факсограммой, телефонограммой или с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), позволяющими подтвердить получение РСО показаний приборов учета";
- - пункт договора 6.2 "Оплата абонентом тепловой энергии за расчетный месяц производится при выставлении счета, счета-фактуры, акта выполненных работ, детализации, составленных в электронном виде по формам, утвержденным Приказом ФНС России от 05.03.2012 г. N ММВ7-6/138@ до 15 числа месяца следующего за расчетным. Доставка счета, счета-фактуры, акта выполненных работ, детализации осуществляется в соответствии с порядком выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по электронной почте: vip.komtex@mail.ru";
- - пункт договора 6.8 "Между РСО и Абонентом по настоящему договору осуществляется документооборот в бумажном виде (исключить Приложение N 4)";
- - пункт договора 7.1.3 "На основании Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 за не предоставление коммунальных услуг (КУ) или предоставление их ненадлежащего качества, и (или) с перерывами превышающими установленную продолжительность оформляется актом установленной формы и производится перерасчет";
- - пункт договора 9.2 "Все Приложения (N 1 - 3) являются неотъемлемой частью Договора и обязательны для сторон";
- - приложение N 3 к договору N 1807 "Границей принадлежности и ответственности за эксплуатацию тепловых сетей является наружная поверхность фундамента здания А-А. Слева от А-А в эксплуатации МУП "Подольская теплосеть". Справа от А-А - ввод в здание и внутренняя система здания на балансе и в обслуживании ООО "КОМТЕХ". При установке приборов коммерческого учета и контроля тепловой энергии и теплоносителя, границей ответственности за эксплуатацию тепловых сетей считать места установки приборов коммерческого учета и контроля тепловой энергии и теплоносителя. АРБП и ЭО оформляются согласно требований к составлению Актов по каждому объекту МКД";
- - исключить из текста договора и всех дополнительных соглашений договора подачу тепловой мощности на вентиляцию".
Решением Арбитражного суда Московской области от 27.07.2017 по делу N А41-19723/17 заявленные требования удовлетворены в части урегулирования возникших разногласий по следующим условиям:
- - пункт договора 2.6 изложить в следующей редакции "Температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна соответствовать положениям СанПин 2.1.4.1074-01";
- - п. 5.1 договора изложить в следующей редакции: "Количество поданной /использованной тепловой энергии и теплоносителей определяется по показаниям допущенных в установленном законом порядке в эксплуатацию коммерческих узлов учета, установленных у абонента и находящихся в его ответственной эксплуатации" в остальной части иска отказано.
Не согласившись с данным судебным актом в части отказа в удовлетворении иска, ООО "Комтек" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
Учитывая, что лицами, участвующими в деле, до начала судебного разбирательства возражения по проверке только части судебного акта не заявлены, апелляционный суд, руководствуясь частью 5 статьи 268 АПК РФ, разъяснениями, содержащимися в абзаце 2 пункта 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой части.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения в обжалуемой части проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить в обжалуемой части, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ответчика возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции в обжалуемой оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, 29.11.2016 истец в адрес ответчика обращение N 457 о заключении договора на поставку тепловой энергии для многоквартирных домов.
09.01.2017 ответчик в адрес истца проект договора на поставку тепловой энергии N 1807 на 2017 год.
Как следует из текста искового заявления, полагая, что представленный ответчиком проект договора разработан без учета части требований Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" и Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354. 02.02.2016, истец в адрес ответчика направил уведомление N 2109-О об отказе от заключения договора в представленной редакции с собственным проект договора.
03.02.2017 ответчик возвратил проект истцу без рассмотрения.
03.02.2017 истец в адрес ответчика направил протокол разногласий к проекту договора в двух экземплярах с просьбой подписать и один экземпляр возвратить истцу.
Поскольку от ответчика ответа не последовало, договор на условиях истца подписан ответчиком не был, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Частично принимая редакцию спорных условий договора, предложенную истцом (п. 2.6, п. 5.1 договора) арбитражный суд первой инстанции исходил из доказанности материалами дела соответствия указанной редакции действующему законодательству.
Решение суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований истцом не обжалуется.
Суд первой инстанции разрешил спор, урегулировав все вышеуказанные разногласия, возникшие между сторонами при заключении спорного договора. Отказывая в части требований истцу, суд первой инстанции принял редакцию ответчика.
Оценив доводы заявителя апелляционной жалобы и проверив их обоснованность, апелляционный суд считает их несостоятельными в связи со следующим.
Спорные правоотношения регулируются общими нормами гражданского законодательства об обязательствах.
В силу ч. 1 ст. 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
Частью 2 ст. 445 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда (ч. 4 ст. 445 ГК РФ).
В силу ч. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с ч. 4 ст. 421, ч. 1 ст. 422 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с п. 11 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - закон N 190-ФЗ) теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).
Согласно ч. ч. 3, 4 ст. 15 Закона N 190-ФЗ единая теплоснабжающая организация и теплоснабжающие организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, обязаны заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения. Договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом для договоров теплоснабжения, с учетом особенностей, установленных правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Теплоснабжающие организации, в том числе единая теплоснабжающая организация, и теплосетевые организации в системе теплоснабжения обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче. Затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Договор теплоснабжения является публичным для единой теплоснабжающей организации. Единая теплоснабжающая организация не вправе отказать потребителю тепловой энергии в заключении договора теплоснабжения при условии соблюдения указанным потребителем выданных ему в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения (технологического присоединения) к тепловым сетям принадлежащих ему объектов капитального строительства (ч. 7 ст. 15).
В соответствии с ч. 8 ст. 15 условия договора теплоснабжения должны соответствовать техническим условиям. Договор теплоснабжения должен определять:
1) объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, подлежащий поставкам теплоснабжающей организацией и приобретению потребителем;
2) величину тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии, параметры качества теплоснабжения, режим потребления тепловой энергии;
3) уполномоченных должностных лиц сторон, ответственных за выполнение условий договора;
4) ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии, в том числе ответственность за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя;
5) ответственность потребителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором;
6) обязательства теплоснабжающей организации по обеспечению надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и с правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, и соответствующие обязательства потребителя тепловой энергии;
7) иные существенные условия, установленные правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ч. 9 ст. 15 Закона N 190-ФЗ).
В силу ч. 10 ст. 15 Закона N 190-ФЗ теплоснабжение потребителей осуществляется в соответствии с правилами организации теплоснабжения, которые утверждаются Правительством Российской Федерации и должны содержать: существенные условия договора теплоснабжения; порядок расчетов по договору теплоснабжения и договорам оказания услуг по передаче тепловой энергии.
Таким образом, договор теплоснабжения является публичным договором, и теплоснабжающая организация обязана его заключить с потребителем (управляющей компанией), на условиях, соответствующих требованиям действующего законодательства.
Из материалов дела следует, что истец (УК) не согласился с заключением договора на условиях теплоснабжающей организации, находя эти условия противоречащими императивным требованиям закона.
Порядок разрешения вопросов путем направления протокола урегулирования разногласий ст. 445 ГК РФ не предусмотрен.
Как следует из материалов дела, теплоснабжающая организация фактически отклонила протокол разногласий, представленный истцом по следующим разногласиям по условиям договора.
Пункт 1.4 отсутствует в договоре, требования истца о включении данного договора в редакции: "Затраты на содержание и ремонт сетей РСО в границах МКД соотносится на РСО" не находят своего подтверждения, поскольку согласно п. 8 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491), ст. 36 Жилищного кодекса РФ, ст. 15 Закона N 190-ФЗ, Постановление Правительства Российской Федерации N 808 от 08.08.2012 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации" (далее - Постановление N 808) данные прямо предусматривают исчерпывающий перечень правоотношений, регулируемых договором теплоснабжения.
Согласно указанным нормам, затраты на содержание и ремонт каких-либо сетей, в том числе тепловых, договором теплоснабжения не регулируются.
Указанные правоотношения должны регулироваться самостоятельным гражданско-правовым договором.
Пункт п. 3.2.1, согласно которому абонент обязан установить за вводными отключающими устройствами на границе своей эксплуатационной ответственности приборы коммерческого учета и контроля тепловой энергии и теплоносителя в соответствии с Федеральным законом N 261-ФЗ от 23.11.2009, истец просит исключить, как противоречащий п. 9 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009.
Однако в силу п. 9 ст. 13 и п. 9 ст. 11 закона N 261-ФЗ, согласно которому с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
Таким образом, п. 3.2.1 договора соответствует вышеуказанным нормам, так как не содержит указания на то, что абонент обязан установить коммерческие приборы за счет собственных средств.
Оснований для включения п. 3.1.4 в редакции: "абонент имеет право обратиться к РСО с предложением заключить договор, регулирующий условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов в соответствии с требованиями приказа Министерства энергетики РФ от 07.04.2010 N 149" не имеется в силу п. 9 ст. 13 Закона N 261-ФЗ.
Кроме того, договор теплоснабжения регулирует взаимоотношения сторон, касающиеся поставки тепловой энергии и ее оплаты. Договор установки коммерческих приборов учета потребления тепловой энергии устанавливает самостоятельные правоотношения и не может быть урегулирован в договоре теплоснабжения.
Требование о включении п. 4.2.5 в редакции истца: "РСО обязана установить за вводными отключающими устройствами на границе своей эксплуатационной ответственности приборы коммерческого учета и контроля тепловой энергии и теплоносителя в соответствии с Федеральным законом N 261-ФЗ п. 9 ст. 13, а также принять для расчета существующие ОДПУ (4 МКД)" необоснованно, в силу п. 9 ст. 13 Закона N 261-ФЗ.
Кроме того, РСО не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В законе отсутствует указание на обязанность ресурсоснабжающей организации по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно п. 5.3 редакция истца: "В случаях механических повреждений, нарушения целостности пломб РСО, истечения срока поверки любого из средств изменений, несанкционированных вмешательств в работу узлов учета тепловой энергии, выявленных представителем РСО узел учета признается вышедшим из строя с даты обнаружения представителем РСО, таких повреждений, с обязательным оформлением двустороннего акта" необоснованна в силу п. 85 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, установленным Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" (далее - Правила N 1034), согласно которому при выявлении нарушений в работе узла учета количество израсходованной тепловой энергии определяется расчетным методом с момента выхода из строя прибора учета, входящего в состав узла учета.
Время выхода прибора учета из строя определяется по данным архива тепловычислителя, а при их отсутствии - с даты сдачи последнего отчета о теплопотреблении.
Таким образом, п. 5.3 в редакции МУП "Подольская теплосеть" соответствует действующему законодательству.
Согласно п. 5.5 договора нормативные потери в тепловых сетях абонента от границы эксплуатационной ответственности РСО до места установки приборов учета тепла рассчитываются РСО и суммируются с показаниями приборов учета тепла в плановом порядке.
Требования истца об исключении данного пункта из договора в силу того, что теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и(или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче. Затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации не находят своего подтверждения, поскольку данный в силу п. 3 ст. 8 Закона N 190-ФЗ согласно которому подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
При этом затраты на обеспечение передачи тепловой энергии, теплоносителя учитываются при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, реализация которых осуществляется теплоснабжающей организацией потребителям. Если теплоснабжающая организация осуществляет реализацию тепловой энергии, теплоносителя потребителям с использованием только собственных тепловых сетей, тариф на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя по сетям такой организации не устанавливается.
Согласно п. 5.6 "Отсутствие изоляции и (или) утечка теплоносителя в тепловых сетях или теплопотребляющих установках абонента, выявленные представителем РСО до места установки приборов учета или в границах балансовой принадлежности, оформляются двухсторонним актом. Потери тепловой энергии, обусловленные выявленными нарушениями, рассчитываются РСО и подлежат дополнительной оплате".
Редакция истца: "Отсутствие изоляции и (или) утечка теплоносителя в тепловых сетях или теплопотребляющих установках абонента, выявленные представителем РСО до места установки приборов учета или в границах балансовой принадлежности, оформляются двухсторонним актом. Потери тепловой энергии, обусловленные выявленными нарушениями, рассчитываются РСО с даты составления двухстороннего акта и до момента устранения выявленных нарушений и подлежат дополнительной оплате".
Оснований для включения данного пункта в редакции истца не имеется, поскольку в законодательстве отсутствует регламентация действий сторон при вышеуказанной ситуации.
Пункт 5.7 договор: "При отсутствии у абонента допущенных в эксплуатацию коммерческих приборов учета количество поданной/использованной абонентом тепловой энергии и теплоносителей определяется РСО расчетным путем исходя из нормативов потребления тепловой энергии, зафиксированных в договоре".
Редакция истца: дополнить следующим "при расчетах за количество поставляемой тепловой энергии в МКД при отсутствии ОДПУ руководствоваться постановлением Правительства N 354 от 06.05.2011, т.е. не превышая норматив утвержденный органами местного самоуправления".
Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - постановление N 354) регулирует правоотношения, возникающие между собственниками и поставщиками тепловой энергии.
Истец собственником помещений в многоквартирных домах не является, а только осуществляет управление многоквартирным домом, следовательно, данное постановление не может быть применено.
Пункт 5.9 в договоре отсутствует. Редакция истца: "Коммерческий учет поданной горячей воды обеспечивает потребитель".
Данный пункт фактически повторяет пункт 5.1 договора.
Пункт 5.10 в договоре отсутствует.
Редакция истца: "Абонент принимает и формирует показания потребления горячей воды с учетом объема индивидуальных приборов учета (согласно п. 1 Приложения N 2 постановления N 354) с 25 по 30 число расчетного месяца".
Данный пункт прямо противоречит п. 3.2.8 договора в принятой сторонами редакции, согласно которой истец обязан ежемесячно, 25-го числа расчетного месяца, самостоятельно зарегистрировать показания установленных и допущенных в эксплуатацию приборов коммерческого учета, оформить показания актом установленной формы и предоставить в теплоснабжающую организацию не позднее 26-го числа расчетного месяца.
Пункт 5.11 в договоре отсутствует.
Редакция истца: "Передача абонентом показаний приборов учета РСО производится любыми доступными способами (почтовым отправлением, телеграммой, факсограммой, телефонограммой или с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), позволяющими подтвердить получение РСО показаний приборов учета".
Однако способы передачи корреспонденции по договору согласованы иными пунктами договора.
Пункт 6.2. Оплата абонентом тепловой энергии за расчетный месяц производится при выставлении счета, счета-фактуры, акта выполненных работ, детализации, составленных в электронном виде по формам, утвержденным Приказом ФНС России от 04.03.2015 N ММВ 7-6/93@, до 15 числа месяца, следующего за расчетным. Доставка счета, счета-фактуры, акта выполненных работ, детализации осуществляется в соответствии с порядком выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи, утвержденным приказом Минфина России от 10.11.2015 N 174н, с применением веб-решения СБиС (http://sbis.ru/edo) через аккредитованного ФНС РФ оператора электронного документооборота ООО "Компания "Тензор".
Редакция истца: "Оплата абонентом тепловой энергии за расчетный месяц производится при выставлении счета, счета-фактуры, акта выполненных работ, детализации, составленных в электронном виде по формам, утвержденным Приказом ФНС России от 04.03.2015 N ММВ 7-6/93@, до 15 числа месяца, следующего за расчетным. Доставка счета, счета-фактуры, акта выполненных работ, детализации осуществляется в соответствии с порядком выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по электронной почте: vip.komtex@mail.ru."
В силу п. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63 "Об электронной подписи", согласно которому направленные в электронном виде, но без соответствующей электронной подписи документы могут быть признаны стороной по договору недействительными как не соответствующими действующему законодательству.
Пункт 6.8. Между РСО и абонентом по настоящему договору осуществляется документооборот в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением ЭЦП в порядке и на условиях, указанных в соглашении о документообороте в электронном виде.
Редакция истца: "Между РСО и абонентом по настоящему договору осуществляется документооборот в бумажном виде (исключить приложение N 4)".
В законодательстве отсутствует конкретное указание на форму документооборота, применяемого сторонами по договору, однако истец настаивает на принятии п. 6.8 договора.
Пункт 7.1.3 в договоре отсутствует.
Редакция истца: "На основании постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 за не предоставление коммунальных услуг или предоставление их ненадлежащего качества, и (или) с перерывами превышающими установленную продолжительность, оформляется акт установленной формы и производится перерасчет".
Из постановления N 354 следует, что он регулирует правоотношения между собственниками и поставщиками тепловой энергии, а истец осуществляет управление домом.
Пункт 9.2 договора. Все приложения (N 1 - 2) являются неотъемлемой частью договора и обязательны для сторон.
Редакция истца: "Все приложения (N 1 - 3) являются неотъемлемой частью договора и обязательны для сторон".
Приложение N 3 к договору. Истец просит принять данное приложение в редакции: "Границей принадлежности и ответственности за эксплуатацию тепловых сетей является наружная поверхность фундамента здания А-А. Слева от А-А в эксплуатации МУП "Подольская теплосеть". Справа от А-А ввод в здание и внутренняя система здания на балансе и в обслуживании ООО "Комтех". При установке приборов коммерческого учета и контроля тепловой энергии и теплоносителя, границей ответственности за эксплуатацию тепловых сетей считать места установки приборов коммерческого учета и контроля тепловой энергии и теплоносителя. АРБП и ЭО оформляются согласно требованиям к составлению актов по каждому объекту МКД".
Данная редакция содержит фактически две схемы разграничения принадлежности и эксплуатационной ответственности, что не позволяет в соответствии со ст. 435 ГК РФ однозначно истолковать данное приложение.
Исключение из текста договора и всех дополнительных соглашений слова "подачу тепловой мощности на вентиляцию" неосновательно, поскольку истец не указал, в каких пунктах прописаны данные фразы.
В соответствии со ст. 445 ГК РФ суд урегулирует возникшие между сторонами разногласия.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно разрешил спор, урегулировав вышеуказанные разногласия, возникшие между сторонами при заключении спорного договора. Отказывая в части требований истца, суд первой инстанции фактически принял редакцию ответчика.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не имеется.
Доводы заявителя апелляционной жалобы фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие заявителя апелляционной жалобы с оценкой судом доказательств.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не обоснованы и подлежат отклонению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта в обжалуемой части, судом первой инстанции не допущено.
Оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части не имеется.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 27.07.2017 года по делу N А41-19723/17 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
Н.С.ЮДИНА

Судьи
Э.С.МИРИШОВ
С.К.ХАНАШЕВИЧ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)