Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 октября 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Варакса Н.В., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Державиной А.В.,
при участии:
- от заявителя: Калинина Т.Ю., паспорт, доверенность от 08.02.2017;
- от заинтересованного лица: не явились, извещены надлежащим образом,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенные надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Публичного акционерного общества "Т Плюс"
на решение Арбитражный суд Удмуртской Республики
от 07 июля 2017 года по делу N А71-3559/2017,
вынесенное судьей Калининым Е.В.,
по заявлению Публичного акционерного общества "Т Плюс" (ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350)
к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (ИНН 1833046562, ОГРН 1071840007909)
о признании незаконным предписания,
установил:
Публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным предписания по результатам проведения мероприятий по государственному контролю N 382/06-02 от 09.03.2017, вынесенного Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (далее - Управление ЖКХ Администрации г. Ижевска, Управление ЖКХ, заинтересованное лицо).
Решением Арбитражный суд Удмуртской Республики от 07 июля 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ПАО "Т Плюс" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в полном объеме и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе и письменных пояснениях к ней общество приводит доводы о том, что оспариваемое предписание не соответствует закону, противоречит пп. "а" п. 31 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности; отмечает, что в оспариваемом предписании отсутствует указание на конкретные действия и параметры в целях его исполнения; ссылается на неисполнимость предписания; выражает несогласие с выводом суда о том, что параметры, закладываемые в температурный график, являются объективными показателями для определения качества тепловой энергии, поставляемой в целях оказания коммунальной услуги по отоплению, а также с выводам, что несоблюдение параметров на вводе в МКД приводит к дискомфортному проживанию граждан.
Участвовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя выразил несогласие с решением суда первой инстанции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Заинтересованное лицо по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителя для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направило, что на основании части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела судом в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании приказа заместителя начальника Управления ЖКХ Администрации г. Ижевска О.В.Симаковой от 29.11.2016 N 1964/06-02 с целью проверки доводов по обращению гражданина, проживающего по адресу: г. Ижевск, Воткинское шоссе д. 16в, в отношении ПАО "Т Плюс" проведена внеплановая выездная проверка.
В ходе проверки установлено нарушение требований пп. "а" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, выразившееся в следующем:
на момент проверки температура наружного воздуха составляла: - 14 °С. При измерении параметров теплоносителя на вводе в многоквартирный жилой дом по адресу: г. Ижевск, ул. Воткинское шоссе, д. 16 В (далее МКД) с узла учета теплоснабжения, температура теплоносителя составила: Т1=86,91 °С, Т2=51,91 °С; параметры давления: Р1=5.2 атм., Р2=4.5 атм.
Согласно графику температур, утвержденному ПАО "Т Плюс" в договоре с ООО "Удмуртские коммунальные системы" и размещенному последним на своем официальном сайте, температура теплоносителя на вводе в МКД при температуре наружного воздуха 14 °С должна составлять: Т1=93,1 °С, Т2=55,3°С. Согласно предоставленному рабочему проекту (предоставленного управляющей организацией ООО УК "ЖРП N 8") на узел коммерческого учета тепловой энергии и ГВС на указанный жилой дом, давление сетевой воды перед узлом учета должно быть: Р1=6,6 кгс/кв. см, Р2=5,4 кгс/кв. см".
По результатам проверки Управлением составлен акт от 01.12.2016 N 1964/06-02 и ПАО "Т Плюс" выдано предписание от 01.12.2016 N 1964/06-02, которым на общество возложена обязанность в срок до 25.01.2017 устранить выявленные в результате проверки нарушения: нормализовать параметры теплоносителя на вводе в МКД.
На основании приказа заместителя начальника Управления ЖКХ Администрации г. Ижевска О.В.Симаковой от 03.03.2017 N 382/06-02 в отношении ПАО "Т Плюс" проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки исполнения предписания N 1964/06-02 от 01.12.2016, в ходе которой выявлено нарушение требования пп. "а" п. 31 Правил N 354, выразившееся в следующем:
на момент проверки температура наружного воздуха составляла -5 °С. Температуры теплоносителя на вводе в МКД: Т1=61,47 °С, Т2=41,90 °С - параметры сняты с общедомового узла учета теплоснабжения. Согласно температурному графику, размещенному на официальном сайте ООО "Удмуртские коммунальные системы" (является подрядной организацией ПАО "Т Плюс") температура теплоносителя при температуре наружного воздуха: -5 °С должна быть: Т1.=75,7 "С, Т2=48,0 °С. Предписание не исполнено.
По результатам проверки составлен акт от 09.03.2017 N 382/06-02 и выдано предписание от 09.03.2017 N 382/06-02, которым на общество возложена обязанность в срок до 10.11.2017 нормализовать параметры температуры теплоносителя на вводе в МКД.
ПАО "Т Плюс", не согласившись с предписанием от 09.03.2017 N 382/06-02, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При разрешении спора суд первой инстанции не усмотрел оснований для признания оспариваемого предписания недействительным и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, пояснениях к апелляционной жалобе, и отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции установил основания для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ст. 200, ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
По смыслу приведенных нормативных положений необходимым условием для признания ненормативного правового акта) недействительным является одновременно несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации (заявителя) в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дела, предметом рассмотрения в котором является предписание государственного органа, в предмет доказывания входят вопросы, связанные с наличием у органа, выдавшего предписание, соответствующих полномочий, соответствие оспариваемого предписания требованиям законодательства и нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом, в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу п. 8 ч. 1 ст. 1 Закона Удмуртской Республики от 30.06.2014 N 40-РЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю и внесении изменения в статью 35 Закона Удмуртской Республики "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" (далее Закон N 40-РЗ) органы местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, наделяются государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору, в том числе по организации и проведению проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги.
В силу п. 2.1.1, 2.13 решения Городской Думы города Ижевска от 30.10.2007 N 314 "Об учреждении отраслевого органа - структурного подразделения Администрации города Ижевска - Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска" Управление осуществляет функции муниципального жилищного контроля, а также осуществляет отдельные государственные полномочия по государственному жилищному надзору.
Таким образом, Управление ЖКХ Администрации города Ижевска наделено полномочиями по государственному и муниципальному жилищному надзору, вправе осуществлять проверки за соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Управлению ЖКХ Администрации г. Ижевска для осуществления возложенных на него полномочий и функций предоставляется право, в том числе, выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований при предоставлении коммунальных услуг гражданам.
Следовательно, оспариваемое предписание вынесено в пределах предоставленных Управлению ЖКХ Администрации г. Ижевска полномочий.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно п. 15 ст. 161 Жилищного кодекса РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах урегулированы Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В силу п. 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.
Следовательно, исходя из п. 8 названных Правил в качестве исполнителя коммунальных услуг может выступать ресурсоснабжающая организация.
В соответствии с п. 3 Правил N 354 условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении), в том числе являются: предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг; качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам.
В подп. "е" п. 4 Правил N 354 указано, что отопление - это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в п. 15 приложения N 1 к данным Правилам.
В силу п.п. "а" п. 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Требования к качеству оказываемых коммунальных услуг определены в Приложении N 1 к Правилам N 354.
В соответствии с п. 15 Приложения N 1 Правил N 354 предоставление коммунальной услуги по отоплению надлежащего качества достигается путем обеспечения нормативной температуры воздуха в жилых помещениях - не ниже 18 °С (в угловых комнатах - 20 °С), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) - 31°C и ниже - в жилых помещениях - не ниже 20 °C (в угловых комнатах - 22 °C0; в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Судом установлено и не опровергается заявителем, ПАО "Т Плюс" является ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальной услуги по отоплению многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. ул. Воткинское шоссе, 16В.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения внеплановой проверки Управлением выявлено нарушение предоставления коммунальной услуги по отоплению в указанный многоквартирный дом ненадлежащего качества.
Однако, из акта проверки N 382/06-02 от 09.03.2017 и иных представленных заинтересованным лицом доказательств не следует, что температура воздуха в жилых помещениях дома N 16В по ул. Воткинское шоссе в г. Ижевске на момент проведения проверки не соответствует нормативному уровню.
В рассматриваемом случае, замеры температуры воздуха в жилых помещениях данного многоквартирного дома с использованием соответствующего измерительного прибора не осуществлялись, Управлением таких доказательств в материалы дела не представлено.
При этом, судом апелляционной инстанции отмечается, что согласно акту проверки N 1964/06-02 от 01.12.2016 по результатам замеров температура воздуха в квартире N 107 указанного многоквартирного дома составила +22°C в большой комнате, +23°C в спальне, +25°C в маленькой комнате, что соответствовало требованиям, предусмотренным п. 15 Приложения N 1 Правил N 354.
Таким образом, материалами дела не подтверждается невыполнение обществом требований подп. "а" п. 31 Правил N 354.
Доводы Управления ЖКХ о том, что факт отсутствия надлежащих параметров теплоносителя на вводе в дом приводит к ненадлежащему качеству коммунальную услугу и это подтверждается актами N 466 от 09.11.2016, N 468 от 31.10.2016, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку данные акты не имеют отношение к рассматриваемым обстоятельствам и состоявшейся проверке.
Ссылки заинтересованного лица на то, что о предоставлении услуги по отоплению ненадлежащего качества свидетельствуют показатели температуры теплоносителя на вводе в многоквартирный дом, которые не соответствуют температурному графику, размещенному на официальном сайте ООО "Удмуртские коммунальные системы, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку, исходя из представленного температурного графика, невозможно определить температуру внутри жилых помещений многоквартирного дома.
Вместе с тем, снижение температуры теплоносителя (воды) на вводе в многоквартирный дом по сравнению с температурой воды, установленной по температурному графику, в отсутствии установлении факта несоответствия температуры воздуха в жилых помещениях нормативному уровню, не свидетельствует о предоставлении потребителю коммунальные услуги по отоплению ненадлежащего качества.
В связи с чем, вывод суда первой инстанции о том, что снижение температуры сетевой воды, подаваемой на отопление, по сравнению с температурой, рассчитанной по нормальному температурному графику, неизбежно приводит к понижению температуры воздуха в отапливаемом здании, не является верным.
Суд апелляционной инстанции находит ошибочными выводы суда первой инстанции о том, что представленный в материалы дела график температур теплоносителя в зависимости от температуры наружного воздуха в рассматриваемом случае утвержден ПАО "Т Плюс" в соответствии с договором с ООО "Удмуртские коммунальные системы" и размещен последним на своем официальном сайте, и поэтому, может рассматриваться как документ, регламентирующий качество тепловой энергии, подаваемой населению для оказанию коммунальной услуги по отоплению.
Как установлено судом апелляционной инстанции, представленный Управлением график температур вторичного контура и внутренних систем ПАО "Т Плюс" не утверждался, а также не является приложением к договору, заключенным с ООО "Удмуртские коммунальные системы".
Доказательств, свидетельствующих об ином, в материалы дела Управлением ЖКХ не представлено.
Из содержания указанного температурного графика не представляется возможным определить, в какой период времени, в рамках каких отношений, для какого юридического лица он разработан и утвержден.
Таким образом, в силу ст. 67 АПК РФ данный документ не является доказательством, имеющим отношение к рассматриваемому делу.
С учетом изложенного, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска не доказало соответствие вынесенного предписания закону, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия.
При таких обстоятельствах, оспариваемое предписание подлежит признанию недействительным, решение суда первой инстанции - отмене (ч. 1 ст. 270 АПК РФ).
В соответствии со ст. 110 АПК РФ понесенные заявителем судебные расходы по уплате государственной пошлины по заявлению в размере 3000 рублей и по апелляционной жалобе в размере 1500 рублей подлежат взысканию с заинтересованного лица.
Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина подлежит возврату на основании статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражный суд Удмуртской Республики от 07 июля 2017 года по делу N А71-3559/2017 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным предписание по результатам проведения мероприятий по государственному контролю N 382/06-02 от 09.03.2017, вынесенное Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска.
Обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (ИНН 1833046562, ОГРН 1071840007909) в пользу Публичного акционерного общества "Т Плюс" (ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350) в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по заявлению 3000 (три тысячи) рублей, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Возвратить Публичному акционерному обществу "Т Плюс" (ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 31.07.2017 N 9794.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.10.2017 N 17АП-12445/2017-АК ПО ДЕЛУ N А71-3559/2017
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 октября 2017 г. N 17АП-12445/2017-АК
Дело N А71-3559/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 октября 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Варакса Н.В., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Державиной А.В.,
при участии:
- от заявителя: Калинина Т.Ю., паспорт, доверенность от 08.02.2017;
- от заинтересованного лица: не явились, извещены надлежащим образом,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенные надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Публичного акционерного общества "Т Плюс"
на решение Арбитражный суд Удмуртской Республики
от 07 июля 2017 года по делу N А71-3559/2017,
вынесенное судьей Калининым Е.В.,
по заявлению Публичного акционерного общества "Т Плюс" (ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350)
к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (ИНН 1833046562, ОГРН 1071840007909)
о признании незаконным предписания,
установил:
Публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным предписания по результатам проведения мероприятий по государственному контролю N 382/06-02 от 09.03.2017, вынесенного Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (далее - Управление ЖКХ Администрации г. Ижевска, Управление ЖКХ, заинтересованное лицо).
Решением Арбитражный суд Удмуртской Республики от 07 июля 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ПАО "Т Плюс" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в полном объеме и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе и письменных пояснениях к ней общество приводит доводы о том, что оспариваемое предписание не соответствует закону, противоречит пп. "а" п. 31 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности; отмечает, что в оспариваемом предписании отсутствует указание на конкретные действия и параметры в целях его исполнения; ссылается на неисполнимость предписания; выражает несогласие с выводом суда о том, что параметры, закладываемые в температурный график, являются объективными показателями для определения качества тепловой энергии, поставляемой в целях оказания коммунальной услуги по отоплению, а также с выводам, что несоблюдение параметров на вводе в МКД приводит к дискомфортному проживанию граждан.
Участвовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя выразил несогласие с решением суда первой инстанции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Заинтересованное лицо по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителя для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направило, что на основании части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела судом в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании приказа заместителя начальника Управления ЖКХ Администрации г. Ижевска О.В.Симаковой от 29.11.2016 N 1964/06-02 с целью проверки доводов по обращению гражданина, проживающего по адресу: г. Ижевск, Воткинское шоссе д. 16в, в отношении ПАО "Т Плюс" проведена внеплановая выездная проверка.
В ходе проверки установлено нарушение требований пп. "а" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, выразившееся в следующем:
на момент проверки температура наружного воздуха составляла: - 14 °С. При измерении параметров теплоносителя на вводе в многоквартирный жилой дом по адресу: г. Ижевск, ул. Воткинское шоссе, д. 16 В (далее МКД) с узла учета теплоснабжения, температура теплоносителя составила: Т1=86,91 °С, Т2=51,91 °С; параметры давления: Р1=5.2 атм., Р2=4.5 атм.
Согласно графику температур, утвержденному ПАО "Т Плюс" в договоре с ООО "Удмуртские коммунальные системы" и размещенному последним на своем официальном сайте, температура теплоносителя на вводе в МКД при температуре наружного воздуха 14 °С должна составлять: Т1=93,1 °С, Т2=55,3°С. Согласно предоставленному рабочему проекту (предоставленного управляющей организацией ООО УК "ЖРП N 8") на узел коммерческого учета тепловой энергии и ГВС на указанный жилой дом, давление сетевой воды перед узлом учета должно быть: Р1=6,6 кгс/кв. см, Р2=5,4 кгс/кв. см".
По результатам проверки Управлением составлен акт от 01.12.2016 N 1964/06-02 и ПАО "Т Плюс" выдано предписание от 01.12.2016 N 1964/06-02, которым на общество возложена обязанность в срок до 25.01.2017 устранить выявленные в результате проверки нарушения: нормализовать параметры теплоносителя на вводе в МКД.
На основании приказа заместителя начальника Управления ЖКХ Администрации г. Ижевска О.В.Симаковой от 03.03.2017 N 382/06-02 в отношении ПАО "Т Плюс" проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки исполнения предписания N 1964/06-02 от 01.12.2016, в ходе которой выявлено нарушение требования пп. "а" п. 31 Правил N 354, выразившееся в следующем:
на момент проверки температура наружного воздуха составляла -5 °С. Температуры теплоносителя на вводе в МКД: Т1=61,47 °С, Т2=41,90 °С - параметры сняты с общедомового узла учета теплоснабжения. Согласно температурному графику, размещенному на официальном сайте ООО "Удмуртские коммунальные системы" (является подрядной организацией ПАО "Т Плюс") температура теплоносителя при температуре наружного воздуха: -5 °С должна быть: Т1.=75,7 "С, Т2=48,0 °С. Предписание не исполнено.
По результатам проверки составлен акт от 09.03.2017 N 382/06-02 и выдано предписание от 09.03.2017 N 382/06-02, которым на общество возложена обязанность в срок до 10.11.2017 нормализовать параметры температуры теплоносителя на вводе в МКД.
ПАО "Т Плюс", не согласившись с предписанием от 09.03.2017 N 382/06-02, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При разрешении спора суд первой инстанции не усмотрел оснований для признания оспариваемого предписания недействительным и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, пояснениях к апелляционной жалобе, и отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции установил основания для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ст. 200, ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
По смыслу приведенных нормативных положений необходимым условием для признания ненормативного правового акта) недействительным является одновременно несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации (заявителя) в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дела, предметом рассмотрения в котором является предписание государственного органа, в предмет доказывания входят вопросы, связанные с наличием у органа, выдавшего предписание, соответствующих полномочий, соответствие оспариваемого предписания требованиям законодательства и нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом, в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу п. 8 ч. 1 ст. 1 Закона Удмуртской Республики от 30.06.2014 N 40-РЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю и внесении изменения в статью 35 Закона Удмуртской Республики "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" (далее Закон N 40-РЗ) органы местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, наделяются государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору, в том числе по организации и проведению проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги.
В силу п. 2.1.1, 2.13 решения Городской Думы города Ижевска от 30.10.2007 N 314 "Об учреждении отраслевого органа - структурного подразделения Администрации города Ижевска - Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска" Управление осуществляет функции муниципального жилищного контроля, а также осуществляет отдельные государственные полномочия по государственному жилищному надзору.
Таким образом, Управление ЖКХ Администрации города Ижевска наделено полномочиями по государственному и муниципальному жилищному надзору, вправе осуществлять проверки за соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Управлению ЖКХ Администрации г. Ижевска для осуществления возложенных на него полномочий и функций предоставляется право, в том числе, выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований при предоставлении коммунальных услуг гражданам.
Следовательно, оспариваемое предписание вынесено в пределах предоставленных Управлению ЖКХ Администрации г. Ижевска полномочий.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно п. 15 ст. 161 Жилищного кодекса РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах урегулированы Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В силу п. 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.
Следовательно, исходя из п. 8 названных Правил в качестве исполнителя коммунальных услуг может выступать ресурсоснабжающая организация.
В соответствии с п. 3 Правил N 354 условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении), в том числе являются: предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг; качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам.
В подп. "е" п. 4 Правил N 354 указано, что отопление - это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в п. 15 приложения N 1 к данным Правилам.
В силу п.п. "а" п. 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Требования к качеству оказываемых коммунальных услуг определены в Приложении N 1 к Правилам N 354.
В соответствии с п. 15 Приложения N 1 Правил N 354 предоставление коммунальной услуги по отоплению надлежащего качества достигается путем обеспечения нормативной температуры воздуха в жилых помещениях - не ниже 18 °С (в угловых комнатах - 20 °С), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) - 31°C и ниже - в жилых помещениях - не ниже 20 °C (в угловых комнатах - 22 °C0; в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Судом установлено и не опровергается заявителем, ПАО "Т Плюс" является ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальной услуги по отоплению многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. ул. Воткинское шоссе, 16В.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения внеплановой проверки Управлением выявлено нарушение предоставления коммунальной услуги по отоплению в указанный многоквартирный дом ненадлежащего качества.
Однако, из акта проверки N 382/06-02 от 09.03.2017 и иных представленных заинтересованным лицом доказательств не следует, что температура воздуха в жилых помещениях дома N 16В по ул. Воткинское шоссе в г. Ижевске на момент проведения проверки не соответствует нормативному уровню.
В рассматриваемом случае, замеры температуры воздуха в жилых помещениях данного многоквартирного дома с использованием соответствующего измерительного прибора не осуществлялись, Управлением таких доказательств в материалы дела не представлено.
При этом, судом апелляционной инстанции отмечается, что согласно акту проверки N 1964/06-02 от 01.12.2016 по результатам замеров температура воздуха в квартире N 107 указанного многоквартирного дома составила +22°C в большой комнате, +23°C в спальне, +25°C в маленькой комнате, что соответствовало требованиям, предусмотренным п. 15 Приложения N 1 Правил N 354.
Таким образом, материалами дела не подтверждается невыполнение обществом требований подп. "а" п. 31 Правил N 354.
Доводы Управления ЖКХ о том, что факт отсутствия надлежащих параметров теплоносителя на вводе в дом приводит к ненадлежащему качеству коммунальную услугу и это подтверждается актами N 466 от 09.11.2016, N 468 от 31.10.2016, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку данные акты не имеют отношение к рассматриваемым обстоятельствам и состоявшейся проверке.
Ссылки заинтересованного лица на то, что о предоставлении услуги по отоплению ненадлежащего качества свидетельствуют показатели температуры теплоносителя на вводе в многоквартирный дом, которые не соответствуют температурному графику, размещенному на официальном сайте ООО "Удмуртские коммунальные системы, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку, исходя из представленного температурного графика, невозможно определить температуру внутри жилых помещений многоквартирного дома.
Вместе с тем, снижение температуры теплоносителя (воды) на вводе в многоквартирный дом по сравнению с температурой воды, установленной по температурному графику, в отсутствии установлении факта несоответствия температуры воздуха в жилых помещениях нормативному уровню, не свидетельствует о предоставлении потребителю коммунальные услуги по отоплению ненадлежащего качества.
В связи с чем, вывод суда первой инстанции о том, что снижение температуры сетевой воды, подаваемой на отопление, по сравнению с температурой, рассчитанной по нормальному температурному графику, неизбежно приводит к понижению температуры воздуха в отапливаемом здании, не является верным.
Суд апелляционной инстанции находит ошибочными выводы суда первой инстанции о том, что представленный в материалы дела график температур теплоносителя в зависимости от температуры наружного воздуха в рассматриваемом случае утвержден ПАО "Т Плюс" в соответствии с договором с ООО "Удмуртские коммунальные системы" и размещен последним на своем официальном сайте, и поэтому, может рассматриваться как документ, регламентирующий качество тепловой энергии, подаваемой населению для оказанию коммунальной услуги по отоплению.
Как установлено судом апелляционной инстанции, представленный Управлением график температур вторичного контура и внутренних систем ПАО "Т Плюс" не утверждался, а также не является приложением к договору, заключенным с ООО "Удмуртские коммунальные системы".
Доказательств, свидетельствующих об ином, в материалы дела Управлением ЖКХ не представлено.
Из содержания указанного температурного графика не представляется возможным определить, в какой период времени, в рамках каких отношений, для какого юридического лица он разработан и утвержден.
Таким образом, в силу ст. 67 АПК РФ данный документ не является доказательством, имеющим отношение к рассматриваемому делу.
С учетом изложенного, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска не доказало соответствие вынесенного предписания закону, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия.
При таких обстоятельствах, оспариваемое предписание подлежит признанию недействительным, решение суда первой инстанции - отмене (ч. 1 ст. 270 АПК РФ).
В соответствии со ст. 110 АПК РФ понесенные заявителем судебные расходы по уплате государственной пошлины по заявлению в размере 3000 рублей и по апелляционной жалобе в размере 1500 рублей подлежат взысканию с заинтересованного лица.
Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина подлежит возврату на основании статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражный суд Удмуртской Республики от 07 июля 2017 года по делу N А71-3559/2017 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным предписание по результатам проведения мероприятий по государственному контролю N 382/06-02 от 09.03.2017, вынесенное Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска.
Обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (ИНН 1833046562, ОГРН 1071840007909) в пользу Публичного акционерного общества "Т Плюс" (ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350) в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по заявлению 3000 (три тысячи) рублей, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Возвратить Публичному акционерному обществу "Т Плюс" (ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 31.07.2017 N 9794.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий
Е.М.ТРЕФИЛОВА
Судьи
Н.В.ВАРАКСА
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
Е.М.ТРЕФИЛОВА
Судьи
Н.В.ВАРАКСА
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)