Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.05.2016 N 08АП-1825/2016 ПО ДЕЛУ N А75-10092/2015

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 мая 2016 г. N 08АП-1825/2016

Дело N А75-10092/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 05 мая 2016 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Грязниковой А.С.,
судей Рожкова Д.Г., Солодкевич Ю.М.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Кукаркиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1825/2016) открытого акционерного общества "Управляющая компания N 1" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.11.2015 по делу N А75-10092/2015 (судья С.Г. Касумова), принятое по иску открытого акционерного общества "Управляющая компания N 1" (ОГРН 1098603002024, ИНН 8603162969) к муниципальному унитарному предприятию города Нижневартовска "Теплоснабжение" (ОГРН 1028600938740, ИНН 8603008766) об обязании произвести демонтаж общедомовых приборов учета тепловой энергии, отопления, горячего водоснабжения,
при участии в судебном заседании представителей:
- от открытого акционерного общества "Управляющая компания N 1" - Захарова Е.Ю. (паспорт, доверенность б/н от 12.01.2016 сроком действия до 31.12.2016);
- от муниципального унитарного предприятия города Нижневартовска "Теплоснабжение" - представитель не явился, извещено;

- установил:

открытое акционерное общество "Управляющая компания N 1" (далее по тексту - ОАО "УК N 1", истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию города Нижневартовска "Теплоснабжение" (далее по тексту - МУП г. Нижневартовска "Теплоснабжение") об обязании произвести демонтаж общедомовых приборов учета тепловой энергии, отопления, горячего водоснабжения, установленных в нарушении Федерального закона N 261-ФЗ с составление Акта о невозможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии отопления горячего водоснабжения.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) МУП г. Нижневартовска "Теплоснабжение" уточнило исковые требования, указав адреса многоквартирных домов, в которых должны быть демонтированы общедомовые приборы учета, а именно: Мира 12, Мира 12 "б", Мира 14, Мира 14 "а", Менделеева 24, Менделеева 24 "а", Маршала Жукова 2 "б", Маршала Жукова 2 "б" вставка; Маршала Жукова 8; Маршала Жукова 8 "а" Маршала Жукова 8 "б", пр. Победы 20 "а", пр. Победы 20 "б", пр. Победы 21 (вставка).
Уточненные исковые требования приняты судом первой инстанции к рассмотрению.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.11.2015 по делу N А 75-10092/2015 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "УК N 1" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, в связи с неполным выяснением судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, на неправильным применением норм материального права.
Податель жалобы считает, что приборы учета установлены не индивидуально на каждый многоквартирный дом (ул. Мира 12 "б", Мира 12, Мира 14 "а", Мира 14, Маршала Жукова 8, Маршала Жукова 8 "б", Маршала Жукова 8 "а", Менделеева 24 "А", Менделеева 24), а смежно на несколько домов, в нарушение статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Кроме того, по мнению подателя жалобы, счетчики в жилых домах по следующим адресам: Менделеева 24 "а", Мира 12 "б", Мира 14 "а", Мира 16 "б", пр. Победы 20 "а", пр. Победы 20 "б", пр. Победы 21, Маршала Жукова 2 "б" вставка не должны были быть установлены вообще.
В отзыве на апелляционную жалобу МУП г. Нижневартовска "Теплоснабжение" указало на необоснованность доводов жалобы.
В судебном заседании представитель ОАО "УК N 1" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания в соответствии со статьей 123 АПК РФ, явку представителя в судебное заседание не обеспечил. На основании частей 2, 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося участника процесса.
Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителя истца, проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 270 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.11.2015 по настоящему делу.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, между МУП г. Нижневартовска "Теплоснабжение" (ресурсоснабжающая организация) и ОАО "УК N 1" (Управляющая организация) заключен договор взаимного оказания услуг N ДО-0810-1/13.
В пункте 1.1 договора стороны установили, что ресурсоснабжающая организация обязуется совершить действия по оснащению многоквартирных жилых домов общедомовыми приборами узлами учета тепловой энергии отопления и горячего водоснабжения, снабжение которыми она осуществляет.
Перечень многоквартирных жилых домов, подлежащих оснащению приборами учета, согласовывается сторонами и является неотъемлемой частью договора (приложение N 1). Спорные многоквартирные дома вошли в данный перечень.
В пункте 1.4 договора установлено, что работы по установке узла учета считаются выполненными после подписания акта сдачи-приемки выполненных работ сторонами.
Ответчик условия договора N ДО-0810-1/13 выполнил, оснастил спорные многоквартирные дома приборами учета. Акты приемки монтажа работ (допуска в эксплуатацию) узла учета тепловой энергии подписаны.
Однако ОАО "УК N 1" полагает, что счетчики установлены не верно, не индивидуально на каждый многоквартирный дом, а через сети рядом расположенного многоквартирного жилого дома, а именно:
- вставка жилой дом по ул. Мира 12 "б" не имеет прямого подключения к централизованным системам, а потребляет тепловой ресурс от жилого дома расположенного по ул. Мира 12;
- соответственно жилой дом (вставка) по адресу ул. Мира 14 "а" потребляет ресурс от жилого дома по ул. Мира 14;
- жилой дом по адресу ул. Маршала Жукова 8, Маршала Жукова 8 "б" от жилого дома по адресу ул. Маршала Жукова 8 "а"; жилой дом (вставка) по адресу ул. Менделеева 24 "а" от жилого дома 24.
Кроме того, счетчики в жилых домах по ул. Менделеева 24 "а", ул. Мира 12 "б", ул. Мира 14 "а", ул. Мира 16 "б", пр. Победы 20 "а", пр. Победы 20 "б", пр. Победы 21, Маршала Жукова 2 "б" (вставка) были установлены в нарушение пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
На основании изложенного, ОАО "УК N 1" обратилось с настоящим иском в суд.
Повторно оценив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения требований истца по указанным ниже основаниям.
Согласно "и", "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее по тексту - Правила содержания общего имущества), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета и т.д.).
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ).
Пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ установлено, что лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
Согласно пункту 7 статьи 9 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется, в том числе, путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.
Из материалов дела следует, что Постановлением Администрации города Нижневартовска от 30.09.2010 N 1139 (в редакции 31.07.2015) "Об установлении долгосрочной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в муниципальном образовании город "Нижневартовск на 2011-2015 годах и на перспективу до 2020" утверждена целевая программа, целью которой является реализация потенциала энергосбережения города Нижневартовска. Установлены и соисполнители программы, в частности, МЦУП г. Нижневартовска "Теплоснабжение".
Приложением N 3 к указанной целевой программе является "Перечень жилых домов, в которых планируется комплексная установка приборов учета энергоресурсов и воды". В указанный перечень входят и спорные многоквартирные дома.
Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии) либо максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа).
На основании статей 309, 310 ГК РФ и договора N ДО-0810-1/13 ответчик установил приборы учета в спорных домах, что сторонами не оспаривается.
Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее по тексту - Правила N 1034) установлено, что организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено положениями настоящих Правил, включает, в том числе: а) получение технических условий на проектирование узла учета; б) проектирование и установку приборов учета; в) ввод в эксплуатацию узла учета (пункт 17); узел учета считается пригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя с даты подписания акта ввода в эксплуатацию (пункт 58).
Как следует из материала дела, актами приемки монтажа работ (допуска в эксплуатацию) узла учета тепловой энергии у потребителя установлено соответствии монтажа приборов учета требованиям паспортов и рабочей документации (т. 1 л.д. 97-135).
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод подателя жалобы о том, что счетчики установлены не верно, не индивидуально на каждый многоквартирный дом, а через сети рядом расположенного многоквартирного жилого дома: вставка жилой дом по ул. Мира 12 "б" не имеет прямого подключения к централизованным системам, а потребляет тепловой ресурс от жилого дома расположенного по ул. Мира 12; соответственно жилой дом (вставка) по адресу ул. Мира 14 "а" потребляет ресурс от жилого дома по ул. Мира 14; жилой дом по адресу ул. Маршала Жукова 8, Маршала Жукова 8 "б" от жилого дома по адресу ул. Маршала Жукова 8 "а"; жилой дом (вставка) по адресу ул. Менделеева 24 "а" от жилого дома 24.
По правилам статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.
В соответствии со статьей 8 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе равноправия сторон.
Согласно части статьи 9 АПК РФ арбитражный суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения ими процессуальных действий, оказывает содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела.
Частью 1 статьи 41 АПК РФ лицам, участвующим в деле, предоставлено право, в частности, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного разбирательства; участвовать в исследовании доказательств; заявлять ходатайства, делать заявления, давать объяснения арбитражному суду, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам.
В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
Суд апелляционной инстанции исходит из того, что АПК РФ предусмотрены различные механизмы доказывания, в частности, статьей 82 АПК РФ лицам, участвующим в деле, предоставлено право заявлять о проведении экспертизы, статьей 66 АПК РФ - ходатайствовать об истребовании доказательств.
Оспаривая факт правильности установки приборов учет на спорных домах, истец не представил доказательства в обоснование своих требований. Ходатайство о проведения технической экспертизы не заявил.
Истец в соответствии со статьей 65 АПК РФ не представил суду доказательств, свидетельствующих о том, что имеется техническая возможность установить приборы учета на вставки жилых домов расположенных по ул. Мира 12 "б", ул. Мира 14 "а", ул. Маршала Жукова 8, Маршала Жукова 8 "б", ул. Менделеева 24 "а"; что вставки спроектированы и выполнены не как единый комплекс, в котором инженерные сети используются для двух домов, то есть имеют обособленные коммуникации друг от друга.
Кроме того, отклоняется довод истца об отсутствии необходимости для установки счетчиков в жилых домах (по ул. Менделеева 24 "а", ул. Мира 12 "б", ул. Мира 14 "а", ул. Мира 16 "б", пр. Победы 20 "а", пр. Победы 20 "б", пр. Победы 21, ул. Маршала Жукова 2 "б").
МУП г. Нижневартовска "Теплоснабжение" при установке приборы учета, исходило из приложения N 1 к договору N ДО-0810-1/13 "Перечень многоквартирных жилых домов, подлежащих оснащению приборами учета". Доказательств исключения спорных домов из приложения N 1 к договору N ДО-0810-1/13 не представлено. Проектная документация спорных домов, свидетельствующая, что общий максимальный объем потребления тепловой энергии по отоплению и горячей воде на объектах составляет менее чем две десятых гигакалории в час, суду не представлена.
Кроме того, истец не указал каким образом нарушаются права собственников имущества спорных многоквартирных домов установкой в них приборов учета.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3000 руб. в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на подателя апелляционной жалобы.
На основании изложенного и пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.11.2015 по делу N А75-10092/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
А.С.ГРЯЗНИКОВА

Судьи
Д.Г.РОЖКОВ
Ю.М.СОЛОДКЕВИЧ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)