Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Ханашевича С.К.,
рассмотрев в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации "Щелковское"
на решение Арбитражного суда Московской области от 24 июля 2017 года по делу N А41-41794/17, принятое судьей Саенко М.В., рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по иску фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (ИНН: 7701169833, ОГРН: 1137799018081)
к межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации "Щелковское" (ИНН: 5050011705, ОГРН: 1035010201390)
о взыскании денежных средств,
установил:
фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации "Щелковское" (далее - МУ МВД России "Щелковское") о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в размере 435 686 руб. 97 коп. за период с 01.05.2014 по 30.11.2016 за помещения, находящиеся у МУ МВД России "Щелковское" на праве оперативного управления, общей площадью 1 822,10 кв. м, расположенные по адресам: Московская область, Щелковский район, город Щелково, ул. Циолковского, д. 2, пом. II, пер. 1-й Советский, д. 6а, пом. I, Пролетарский пр-т, д. 9, корп. 3, пом. 2, ул. Сиреневая, д. 5, пом. VII, ул. Иванова, д. 24, пом. I, ул. Полевая, д. 126, пом. I, ул. Космодемьянская, д. 17/4, пом. IV, ул. Комсомольская, д. 20, пом. II, р.п. Свердловский, ул. Набережная, д. 13, пом. I, с.п. Анискинское, пос. Биокомбината, д. 42, пом. III (т. 1 л.д. 3 - 8).
В соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23.07.2017 по делу N А41-41794/17 требования Фонда удовлетворены в полном объеме (т. 1 л.д. 88).
Не согласившись с решением суда, МУ МВД России "Щелковское" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, а также нарушением норм материального права.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке упрощенного производства с применением норм статей, содержащихся в главе 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Согласно статье 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
С учетом изложенного судебное разбирательство проведено судьей апелляционного суда единолично без вызова сторон.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, МУ МВД России "Щелковское" на праве оперативного управления принадлежат помещения, общей площадью 1 822,10 кв. м, расположенные по адресам: Московская область, Щелковский р-н, г. Щелково, ул. Циолковского, д. 2, пом. II, пер. 1-й Советский, д. 6а, пом. I, Пролетарский пр-т, д. 9, корп. 3, пом. 2, ул. Сиреневая, д. 5, пом. VII, ул. Иванова, д. 24, пом. I, ул. Полевая, д. 126, пом. I, ул. Космодемьянская, д. 17/4, пом. IV, ул. Комсомольская, д. 20, пом. II, р.п. Свердловский, ул. Набережная, д. 13, пом. I, с.п. Анискинское, пос. Биокомбината, д. 42, пом. III.
Многоквартирные дома, расположенные по адресам: Московская область, Щелковский р-н, г. Щелково, ул. Циолковского, д. 2, пер. 1-й Советский, д. 6а, Пролетарский пр-т, д. 9, корп. 3, ул. Сиреневая, д. 5, ул. Иванова, д. 24, ул. Полевая, д. 126, ул. Космодемьянская, д. 17/4, ул. Комсомольская, д. 20, р.п. Свердловский, ул. Набережная, д. 13, с.п. Анискинское, пос. Биокомбината, д. 42 включены в региональную программу капитального ремонта Московской области "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области на 2014-2038 годы", утвержденную постановлением Правительства Московской области от 27.12.2013 N 1188/58 "Об утверждении региональной программы Московской области "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области на 2014-2038 годы".
Программа капитального ремонта официально опубликована 30.01.2014 на Интернет - портале Правительства Московской области http://mosreg.ru.
Изменения в региональную программу капитального ремонта опубликованы 30.05.2014.
Таким образом, как указывает истец, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникла у собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: Московская область, Щелковский р-н, г. Щелково, ул. Циолковского, д. 2, пер. 1-й Советский, д. 6а, ул. Сиреневая, д. 5, ул. Иванова, д. 24, ул. Полевая, д. 126, ул. Комсомольская, д. 20, р.п. Свердловский, ул. Набережная, д. 13, с.п. Анискинское, пос. Биокомбината, д. 42 - с 01.05.2014, по адресам: Московская область, Щелковский р-н, г. Щелково, Пролетарский пр-т, д. 9, корп. 3, ул. Космодемьянская, д. 17/4 - с 01.09.2014.
Поскольку, как следует из искового заявления, собственники помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: Московская область, Щелковский р-н, г. Щелково, ул. Циолковского, д. 2, пер. 1-й Советский, д. 6а, ул. Сиреневая, д. 5, ул. Иванова, д. 24, ул. Полевая, д. 126, ул. Комсомольская, д. 20, Пролетарский пр-т, д. 9, корп. 3, ул. Космодемьянская, д. 17/4, р.п. Свердловский, ул. Набережная, д. 13, с.п. Анискинское, пос. Биокомбината, д. 42, не приняли решение о способе формирования фонда капитального ремонта, постановлением Администрации городского поселения Щелково от 10.04.2014 N 261-ап "О формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирных домов, собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный срок" фонд капитального ремонта указанных домов сформирован на счете регионального оператора.
Минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области, установлен на 2014 год постановлением Правительства Московской области от 03.12.2013 N 1023/54 "О минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области, на 2014 год", в размере 7 рублей 30 копеек в месяц на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, на 2015 год - постановлением Правительства Московской области от 28.10.2014 N 902/41 "О минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области, на 2015 год", и составляет 7 рублей 80 копеек в месяц на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения.
С 01.01.2016 в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 05.08.2015 N 650/26 "О минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области, на 2016 год", размер взноса составляет 8 (восемь) рублей 30 копеек в месяц на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения.
19.01.2017 ответчику была направлена претензия N исх-441/36 от 17.01.2017 с требованием погасить образовавшуюся задолженность по взносам на капитальный ремонт за период с 01.05.2014 по 30.11.2016.
Поскольку в добровольном порядке ответчик задолженность не погасил, истец обратился в суд с настоящим иском.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводами суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований, в связи с чем полагает, что оснований для отмены принятого по делу решения не имеется.
Согласно постановлению Правительства Московской области от 30.07.2013 N 559/24 "О некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов", Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (далее - Фонд) является организацией, созданной с целью своевременного проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, обеспечения безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории Московской области, и наделена функциями регионального оператора.
К функциям регионального оператора относится аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете регионального оператора (часть 1 статьи 180 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В статье 249 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно п. 1 ст. 290 ГК РФ и п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
В силу п. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (п. 1 ст. 37 ЖК РФ).
В соответствии с пп. "з" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества включает в себя капитальный ремонт.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за работы по капитальному ремонту общего имущества дома входит в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственника помещения в многоквартирном доме, подлежащей с его стороны обязательному ежемесячному внесению.
Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме (п. 3 ст. 158 ЖК РФ).
В связи с принятием Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (вступил в силу с 26.12.2012) порядок организации проведения капитального ремонта изменен.
Исходя из совокупного толкования названных норм жилищного законодательства с учетом внесенных изменений, под взносом в данном случае надлежит понимать платеж, подлежащий перечислению в Фонд капитального ремонта.
При этом момент возникновения у собственника помещения в многоквартирном доме обязанности по внесению такого взноса на капитальный ремонт связан с официальным опубликованием утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен этот дом, а также принятым на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решением о формировании фонда капитального ремонта (ч. 3 ст. 169, ч. 5 ст. 170 ЖК РФ).
Частью 7 статьи 170 ЖК РФ установлено, что, если собственники помещений в многоквартирном доме в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
В соответствии с частью 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением.
Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (пункт 1 статьи 296 ГК РФ).
На основании п. 1 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в абз. 2 п. 5 совместного Постановления от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснили, что в силу абз. 5 п. 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Таким образом, бремя несения расходов по оплате содержания и ремонта общедомового имущества переходит от собственника к лицу, владеющему имуществом на праве хозяйственного ведения с момента государственной регистрации соответствующего вещного права.
Поскольку МУ МВД России "Щелковское" осуществляет правомочия собственника имущества, то оно несет расходы на его содержание.
Минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области, установлен на 2014 год постановлением Правительства Московской области от 03.12.2013 N 1023/54 "О минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области, на 2014 год", в размере 7 рублей 30 копеек в месяц на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, на 2015 год - постановлением Правительства Московской области от 28.10.2014 N 902/41 "О минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области, на 2015 год", и составляет 7 рублей 80 копеек в месяц на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения.
С 01.01.2016 в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 05.08.2015 N 650/26 "О минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области, на 2016 год", размер взноса составляет 8 (восемь) рублей 30 копеек в месяц на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения.
19.01.2017 ответчику была направлена претензия N исх-441/36 от 17.01.2017 с требованием погасить образовавшуюся задолженность по взносам на капитальный ремонт за период с 01.05.2014 по 30.11.2016.
Ответчик указанное требование оставил без удовлетворения. Доказательств обратного не представлено.
Расчет задолженности проверен судом апелляционной инстанции и признан верным. Контррасчет ответчиком не представлен.
Таким образом, поскольку установленная законом обязанность оплачивать взносы на капитальный ремонт ответчиком не выполнена, требование истца о взыскании 435 686 руб. 97 коп. задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт, является обоснованным и правомерно удовлетворено судом первой инстанции в заявленном размере.
Доводы ответчика об отсутствии договорных взаимоотношений между сторонами не влияют на обязанность по уплате взносов, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.07.2015 заключение договора о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта не требуется.
Доводы ответчика о том, что МУ МВД России "Щелковское" является государственным органом, финансируемым из федерального бюджета, связи с чем ввиду отсутствия заключенного контракта у него не отсутствует обязанность по внесению взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 15 постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения Арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что в силу статей 161, 162, 225 и 250 Бюджетного кодекса Российской Федерации учреждения, являющиеся получателями бюджетных средств, имеют право принятия денежных обязательств путем заключения с поставщиками продукции (работ, услуг) договоров и составления платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов и платежей, в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и утвержденной сметы доходов и расходов.
При рассмотрении исков о взыскании задолженности по оплате поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), предъявленных к учреждениям поставщиками (исполнителями), судам следует исходить из того, что нормы статей 226 и 227 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающие подтверждение и расходование бюджетных средств по заключенным учреждениями договорам только в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и утвержденной сметы доходов и расходов, не могут рассматриваться в качестве основания для отказа в иске о взыскании задолженности при принятии учреждением обязательств сверх этих лимитов.
Превышение лимитов бюджетного финансирования, как и отсутствие финансирования не освобождает от исполнения установленной законом обязанности по внесению взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.
Положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", на которые ссылается ответчик, также не освобождают его такой обязанности.
Доводы ответчика о том, что положения ст. 181 ЖК РФ (в редакции от 01.07.2015) предусматривали обязанность заключить с региональным оператором договор о формировании фонда капитального ремонта, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникла в силу закона и отсутствие такого договора не может служить основанием для освобождения от их уплаты. В противном случае на стороне ответчика возникнет неосновательное обогащение.
Таким образом, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 23.07.2017 по делу N А41-41794/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.10.2017 N 10АП-12786/2017 ПО ДЕЛУ N А41-41794/17
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 октября 2017 г. по делу N А41-41794/17
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Ханашевича С.К.,
рассмотрев в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации "Щелковское"
на решение Арбитражного суда Московской области от 24 июля 2017 года по делу N А41-41794/17, принятое судьей Саенко М.В., рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по иску фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (ИНН: 7701169833, ОГРН: 1137799018081)
к межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации "Щелковское" (ИНН: 5050011705, ОГРН: 1035010201390)
о взыскании денежных средств,
установил:
фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации "Щелковское" (далее - МУ МВД России "Щелковское") о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в размере 435 686 руб. 97 коп. за период с 01.05.2014 по 30.11.2016 за помещения, находящиеся у МУ МВД России "Щелковское" на праве оперативного управления, общей площадью 1 822,10 кв. м, расположенные по адресам: Московская область, Щелковский район, город Щелково, ул. Циолковского, д. 2, пом. II, пер. 1-й Советский, д. 6а, пом. I, Пролетарский пр-т, д. 9, корп. 3, пом. 2, ул. Сиреневая, д. 5, пом. VII, ул. Иванова, д. 24, пом. I, ул. Полевая, д. 126, пом. I, ул. Космодемьянская, д. 17/4, пом. IV, ул. Комсомольская, д. 20, пом. II, р.п. Свердловский, ул. Набережная, д. 13, пом. I, с.п. Анискинское, пос. Биокомбината, д. 42, пом. III (т. 1 л.д. 3 - 8).
В соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23.07.2017 по делу N А41-41794/17 требования Фонда удовлетворены в полном объеме (т. 1 л.д. 88).
Не согласившись с решением суда, МУ МВД России "Щелковское" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, а также нарушением норм материального права.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке упрощенного производства с применением норм статей, содержащихся в главе 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Согласно статье 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
С учетом изложенного судебное разбирательство проведено судьей апелляционного суда единолично без вызова сторон.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, МУ МВД России "Щелковское" на праве оперативного управления принадлежат помещения, общей площадью 1 822,10 кв. м, расположенные по адресам: Московская область, Щелковский р-н, г. Щелково, ул. Циолковского, д. 2, пом. II, пер. 1-й Советский, д. 6а, пом. I, Пролетарский пр-т, д. 9, корп. 3, пом. 2, ул. Сиреневая, д. 5, пом. VII, ул. Иванова, д. 24, пом. I, ул. Полевая, д. 126, пом. I, ул. Космодемьянская, д. 17/4, пом. IV, ул. Комсомольская, д. 20, пом. II, р.п. Свердловский, ул. Набережная, д. 13, пом. I, с.п. Анискинское, пос. Биокомбината, д. 42, пом. III.
Многоквартирные дома, расположенные по адресам: Московская область, Щелковский р-н, г. Щелково, ул. Циолковского, д. 2, пер. 1-й Советский, д. 6а, Пролетарский пр-т, д. 9, корп. 3, ул. Сиреневая, д. 5, ул. Иванова, д. 24, ул. Полевая, д. 126, ул. Космодемьянская, д. 17/4, ул. Комсомольская, д. 20, р.п. Свердловский, ул. Набережная, д. 13, с.п. Анискинское, пос. Биокомбината, д. 42 включены в региональную программу капитального ремонта Московской области "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области на 2014-2038 годы", утвержденную постановлением Правительства Московской области от 27.12.2013 N 1188/58 "Об утверждении региональной программы Московской области "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области на 2014-2038 годы".
Программа капитального ремонта официально опубликована 30.01.2014 на Интернет - портале Правительства Московской области http://mosreg.ru.
Изменения в региональную программу капитального ремонта опубликованы 30.05.2014.
Таким образом, как указывает истец, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникла у собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: Московская область, Щелковский р-н, г. Щелково, ул. Циолковского, д. 2, пер. 1-й Советский, д. 6а, ул. Сиреневая, д. 5, ул. Иванова, д. 24, ул. Полевая, д. 126, ул. Комсомольская, д. 20, р.п. Свердловский, ул. Набережная, д. 13, с.п. Анискинское, пос. Биокомбината, д. 42 - с 01.05.2014, по адресам: Московская область, Щелковский р-н, г. Щелково, Пролетарский пр-т, д. 9, корп. 3, ул. Космодемьянская, д. 17/4 - с 01.09.2014.
Поскольку, как следует из искового заявления, собственники помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: Московская область, Щелковский р-н, г. Щелково, ул. Циолковского, д. 2, пер. 1-й Советский, д. 6а, ул. Сиреневая, д. 5, ул. Иванова, д. 24, ул. Полевая, д. 126, ул. Комсомольская, д. 20, Пролетарский пр-т, д. 9, корп. 3, ул. Космодемьянская, д. 17/4, р.п. Свердловский, ул. Набережная, д. 13, с.п. Анискинское, пос. Биокомбината, д. 42, не приняли решение о способе формирования фонда капитального ремонта, постановлением Администрации городского поселения Щелково от 10.04.2014 N 261-ап "О формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирных домов, собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный срок" фонд капитального ремонта указанных домов сформирован на счете регионального оператора.
Минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области, установлен на 2014 год постановлением Правительства Московской области от 03.12.2013 N 1023/54 "О минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области, на 2014 год", в размере 7 рублей 30 копеек в месяц на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, на 2015 год - постановлением Правительства Московской области от 28.10.2014 N 902/41 "О минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области, на 2015 год", и составляет 7 рублей 80 копеек в месяц на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения.
С 01.01.2016 в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 05.08.2015 N 650/26 "О минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области, на 2016 год", размер взноса составляет 8 (восемь) рублей 30 копеек в месяц на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения.
19.01.2017 ответчику была направлена претензия N исх-441/36 от 17.01.2017 с требованием погасить образовавшуюся задолженность по взносам на капитальный ремонт за период с 01.05.2014 по 30.11.2016.
Поскольку в добровольном порядке ответчик задолженность не погасил, истец обратился в суд с настоящим иском.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводами суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований, в связи с чем полагает, что оснований для отмены принятого по делу решения не имеется.
Согласно постановлению Правительства Московской области от 30.07.2013 N 559/24 "О некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов", Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (далее - Фонд) является организацией, созданной с целью своевременного проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, обеспечения безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории Московской области, и наделена функциями регионального оператора.
К функциям регионального оператора относится аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете регионального оператора (часть 1 статьи 180 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В статье 249 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно п. 1 ст. 290 ГК РФ и п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
В силу п. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (п. 1 ст. 37 ЖК РФ).
В соответствии с пп. "з" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества включает в себя капитальный ремонт.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за работы по капитальному ремонту общего имущества дома входит в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственника помещения в многоквартирном доме, подлежащей с его стороны обязательному ежемесячному внесению.
Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме (п. 3 ст. 158 ЖК РФ).
В связи с принятием Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (вступил в силу с 26.12.2012) порядок организации проведения капитального ремонта изменен.
Исходя из совокупного толкования названных норм жилищного законодательства с учетом внесенных изменений, под взносом в данном случае надлежит понимать платеж, подлежащий перечислению в Фонд капитального ремонта.
При этом момент возникновения у собственника помещения в многоквартирном доме обязанности по внесению такого взноса на капитальный ремонт связан с официальным опубликованием утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен этот дом, а также принятым на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решением о формировании фонда капитального ремонта (ч. 3 ст. 169, ч. 5 ст. 170 ЖК РФ).
Частью 7 статьи 170 ЖК РФ установлено, что, если собственники помещений в многоквартирном доме в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
В соответствии с частью 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением.
Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (пункт 1 статьи 296 ГК РФ).
На основании п. 1 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в абз. 2 п. 5 совместного Постановления от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснили, что в силу абз. 5 п. 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Таким образом, бремя несения расходов по оплате содержания и ремонта общедомового имущества переходит от собственника к лицу, владеющему имуществом на праве хозяйственного ведения с момента государственной регистрации соответствующего вещного права.
Поскольку МУ МВД России "Щелковское" осуществляет правомочия собственника имущества, то оно несет расходы на его содержание.
Минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области, установлен на 2014 год постановлением Правительства Московской области от 03.12.2013 N 1023/54 "О минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области, на 2014 год", в размере 7 рублей 30 копеек в месяц на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, на 2015 год - постановлением Правительства Московской области от 28.10.2014 N 902/41 "О минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области, на 2015 год", и составляет 7 рублей 80 копеек в месяц на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения.
С 01.01.2016 в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 05.08.2015 N 650/26 "О минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области, на 2016 год", размер взноса составляет 8 (восемь) рублей 30 копеек в месяц на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения.
19.01.2017 ответчику была направлена претензия N исх-441/36 от 17.01.2017 с требованием погасить образовавшуюся задолженность по взносам на капитальный ремонт за период с 01.05.2014 по 30.11.2016.
Ответчик указанное требование оставил без удовлетворения. Доказательств обратного не представлено.
Расчет задолженности проверен судом апелляционной инстанции и признан верным. Контррасчет ответчиком не представлен.
Таким образом, поскольку установленная законом обязанность оплачивать взносы на капитальный ремонт ответчиком не выполнена, требование истца о взыскании 435 686 руб. 97 коп. задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт, является обоснованным и правомерно удовлетворено судом первой инстанции в заявленном размере.
Доводы ответчика об отсутствии договорных взаимоотношений между сторонами не влияют на обязанность по уплате взносов, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.07.2015 заключение договора о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта не требуется.
Доводы ответчика о том, что МУ МВД России "Щелковское" является государственным органом, финансируемым из федерального бюджета, связи с чем ввиду отсутствия заключенного контракта у него не отсутствует обязанность по внесению взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 15 постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения Арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что в силу статей 161, 162, 225 и 250 Бюджетного кодекса Российской Федерации учреждения, являющиеся получателями бюджетных средств, имеют право принятия денежных обязательств путем заключения с поставщиками продукции (работ, услуг) договоров и составления платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов и платежей, в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и утвержденной сметы доходов и расходов.
При рассмотрении исков о взыскании задолженности по оплате поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), предъявленных к учреждениям поставщиками (исполнителями), судам следует исходить из того, что нормы статей 226 и 227 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающие подтверждение и расходование бюджетных средств по заключенным учреждениями договорам только в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и утвержденной сметы доходов и расходов, не могут рассматриваться в качестве основания для отказа в иске о взыскании задолженности при принятии учреждением обязательств сверх этих лимитов.
Превышение лимитов бюджетного финансирования, как и отсутствие финансирования не освобождает от исполнения установленной законом обязанности по внесению взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.
Положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", на которые ссылается ответчик, также не освобождают его такой обязанности.
Доводы ответчика о том, что положения ст. 181 ЖК РФ (в редакции от 01.07.2015) предусматривали обязанность заключить с региональным оператором договор о формировании фонда капитального ремонта, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникла в силу закона и отсутствие такого договора не может служить основанием для освобождения от их уплаты. В противном случае на стороне ответчика возникнет неосновательное обогащение.
Таким образом, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 23.07.2017 по делу N А41-41794/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья
С.К.ХАНАШЕВИЧ
С.К.ХАНАШЕВИЧ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)