Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2017 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 мая 2017 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.03.2017 по делу N А76-17936/2016 (судья Мрез И.В.).
В судебном заседании приняли участие представители:
муниципального унитарного предприятия "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения" - Салищева Т.А. (доверенность N 91 от 20.04.2017).
Муниципальное унитарное предприятие "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения" (далее - заявитель, МУП "ПОВВ", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - ГУ "ГЖИ Челябинской области", управление) о признании недействительным предписания от 15.06.2016 N 115/2682 об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Производственное жилищное ремонтно-эксплуатационное управление Курчатовского района" (далее - ООО УК "ПЖРЭУ Курчатовского района", общество, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 14.03.2017 (резолютивная часть решения объявлена 07.03.2017) требования заявителя удовлетворены, предписание от 15.06.2016 N 115/2682 признано недействительным, а также с управления в пользу предприятия взыскано 3000 руб. в возмещение судебных расходов по оплате госпошлины.
Не согласившись с решением суда, ГУ "ГЖИ Челябинской области" обжаловало его в апелляционном порядке, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. В обоснование жалобы указывает на следующие обстоятельства: спорный жилой дом находится в управлении ООО УК "ПЖРЭУ Курчатовского района" на основании протокола общего собрания собственников помещений указанного дома от 08.05.2015; для определения статуса "исполнитель коммунальной услуги" правовое значение имеет выбранный собственниками помещений многоквартирного дома способ управления, а не наличие или отсутствие у управляющей организации договора с ресурсоснабжающей организацией; в силу ч.ч. 4, 7, 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги в случае, если управление осуществляется управляющей организацией, вносится этой организации, и лишь на основании решения собственников помещений такая плата может вноситься непосредственно ресурсоснабжающей организации; обязанность производить начисление платы и направлять в адрес потребителя платежные документы возложена на управляющую организацию, тогда как ресурсоснабжающая организация эти действия осуществлять не вправе; МУП "ПОВВ" не является исполнителем коммунальной услуги для собственников помещений рассматриваемого дома, где выбран способ управления управляющей организацией, и не вправе не вправе требовать оплаты коммунальной услуги. В этой связи полагает оспоренное предписание о прекращении начисления платы за водоснабжение и водоотведение собственникам помещений указанного дома законным и обоснованным.
Представитель заявителя в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представители управления и третьего лица, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает обжалованный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела МУП "ПОВВ" зарегистрировано в качестве юридического лица 15.05.1995, имеет основной государственный регистрационный номер 1027403883418 и осуществляет в числе прочего деятельность по сбору, очистке и распределению воды.
В связи с поступлением в ГУ "ГЖИ Челябинской области" обращения собственников помещений многоквартирного дома N 89А по Комсомольскому проспекту г. Челябинска, на основании распоряжения от 14.06.2016 N 2682 15.06.2016 должностным лицом управления проведена внеплановая документарная проверка МУП "ПОВВ", осуществляющего оказание услуг водоснабжения и водоотведения в отношении указанного многоквартирного дома.
Результаты проверки отражены в Акте от 15.06.2016 N 159/2682, которым зафиксировано нарушение заявителем требований п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) ввиду предъявления платы за услуги холодного водоснабжения (в том числе на общедомовые нужды) и водоотведения непосредственно жителям многоквартирного дома. В акте отмечено, что: на внеочередном собрании собственников помещений в многоквартирном доме N 89А по Комсомольскому проспекту г. Челябинска 08.05.2015 выбран способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией ООО УК "ПЖРЭУ Курчатовского района"; решение о переходе на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями и решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов, действовавшего до принятия решения об изменении способа управления домом, не принимались.
По итогам проверки заявителю выдано предписание от 15.06.2016 N 115/2682 об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства Российской Федерации, которым предписано в срок до 15.08.2016 прекратить предъявление платы за услуги холодного водоснабжения (в том числе на общедомовые нужды) и водоотведения непосредственно жителям многоквартирного дома.
Считая это предписание незаконным, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из вывода о несоответствии оспоренного ненормативного акта закону.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 20 ЖК РФ, под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ, должностные лица органов государственного жилищного надзора, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
ГУ "ГЖИ Челябинской области" является органом исполнительной власти Челябинской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор (пп. 2 п. 8 Положения о Главном управлении "Государственная жилищная инспекция Челябинской области", утвержденного Указом Губернатора Челябинской области о 15.05.2014 N 364).
Таким образом, оспоренное предписание выдано управление в пределах предоставленных ему полномочий.
Из содержания акта проверки и оспоренного предписания следует, что основанием для выдачи предписания послужил вывод управления о нарушении заявителем требований п. 3 Правил N 354 ввиду предъявления платы за услуги холодного водоснабжения и водоотведения непосредственно собственникам помещений многоквартирного дома N 89А по Комсомольскому проспекту г. Челябинска при выбранном собственниками помещений указанного дома способе управления - управляющей организацией ООО УК "ПЖРЭУ Курчатовского района".
Согласно статьи 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (ч. 1). Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (ч. 2).
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу части 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 названной статьи и статьей 171 указанного Кодекса.
На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям (часть 7.1 статьи 155 ЖК РФ).
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регулируются Правилами N 354, в соответствии с п. 2 которых: под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; под ресурсоснабжающей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод); к коммунальной услуге отнесена деятельность исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса (к числу которых отнесены в том числе холодная вода и сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения) в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме (здесь и далее применяются положения Правил N 354 в редакции, действовавшей в рассматриваемый период).
В соответствии с п. 8 Правил N 354 при предоставлении коммунальных услуг в роли исполнителя может выступать как управляющая компания, так и ресурсоснабжающая организация. При этом период времени, в течение которого исполнитель обязан предоставлять коммунальные услуги потребителям, подлежит определению в соответствии с п. 14 - 17 Правил N 354.
В соответствии с пунктом 13 Правил N 354, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункта "б" пункта 10 этих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Согласно п. 14 Правил N 354, управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В силу пп. "б" п. 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в п. п. 14 и 15 данных Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в п. 14 или 15 указанных Правил.
Таким образом, наличие статуса управляющей организации и заключения с ней договора управления многоквартирным домом недостаточно для возникновения у такой организации статуса исполнителя коммунальных услуг. Для этого последней требуется также заключить с ресурсоснабжающей организацией договор поставки коммунального ресурса и приступить к фактическому его исполнению. В отсутствие заключенного с ресурсоснабжающей организацией договора управляющая организация не может осуществлять функции исполнителя коммунальной услуги. В этой ситуации такие функции осуществляются ресурсоснабжающей организацией на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных с собственниками помещений многоквартирного дома, в том числе путем совершения конклюдентных действий. Такая правовая позиция согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в решении от 13.01.2014 N АКПИ13-1116 и в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1 (2014)", утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014.
В настоящем случае протоколом от 08.05.2015 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Челябинск, Комсомольский проспект, 89А, проведенного в форме заочного голосования, зафиксировано решение общего собрания собственников помещений о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией ООО УК "ПЖРЭУ Курчатовского района".
Однако, указанной управляющей организацией договоры с ресурсоснабжающими организациями не заключены, что и послужило основанием для обращения жителей указанного дома в управление с заявлением, на основании которого проведена проверка.
В такой ситуации функции исполнителя коммунальной услуги применительно к услугам холодного водоснабжения и водоотведения в отношении рассматриваемого дома осуществляет МУП "ПОВВ", являющееся ресурсоснабжающей организацией, в связи с чем это лицо правомерно самостоятельно предъявляет плату за указанные услуги непосредственно собственникам помещения этого дома.
В этой связи содержащееся в предписании требование о прекращении заявителем предъявления платы за услуги непосредственно жителям многоквартирного дома не основано на законе и создает препятствия заявителю в получении оплаты за оказанные им услуги.
При таких обстоятельствах следует признать подтвержденной совокупность обстоятельств, свидетельствующих об обоснованности требований заявителя о признании оспоренного предписания недействительным.
Таким образом, содержащиеся в решении арбитражного суда первой инстанции выводы основаны на законе и соответствуют представленным в материалы дела доказательствах, оснований для их переоценки не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе возражения судом апелляционной инстанции отклоняются, как основанные на неверном толковании закона.
Нарушений процессуальных требований, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.03.2017 по делу N А76-17936/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.05.2017 N 18АП-4627/2017 ПО ДЕЛУ N А76-17936/2016
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 мая 2017 г. N 18АП-4627/2017
Дело N А76-17936/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2017 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 мая 2017 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.03.2017 по делу N А76-17936/2016 (судья Мрез И.В.).
В судебном заседании приняли участие представители:
муниципального унитарного предприятия "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения" - Салищева Т.А. (доверенность N 91 от 20.04.2017).
Муниципальное унитарное предприятие "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения" (далее - заявитель, МУП "ПОВВ", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - ГУ "ГЖИ Челябинской области", управление) о признании недействительным предписания от 15.06.2016 N 115/2682 об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Производственное жилищное ремонтно-эксплуатационное управление Курчатовского района" (далее - ООО УК "ПЖРЭУ Курчатовского района", общество, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 14.03.2017 (резолютивная часть решения объявлена 07.03.2017) требования заявителя удовлетворены, предписание от 15.06.2016 N 115/2682 признано недействительным, а также с управления в пользу предприятия взыскано 3000 руб. в возмещение судебных расходов по оплате госпошлины.
Не согласившись с решением суда, ГУ "ГЖИ Челябинской области" обжаловало его в апелляционном порядке, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. В обоснование жалобы указывает на следующие обстоятельства: спорный жилой дом находится в управлении ООО УК "ПЖРЭУ Курчатовского района" на основании протокола общего собрания собственников помещений указанного дома от 08.05.2015; для определения статуса "исполнитель коммунальной услуги" правовое значение имеет выбранный собственниками помещений многоквартирного дома способ управления, а не наличие или отсутствие у управляющей организации договора с ресурсоснабжающей организацией; в силу ч.ч. 4, 7, 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги в случае, если управление осуществляется управляющей организацией, вносится этой организации, и лишь на основании решения собственников помещений такая плата может вноситься непосредственно ресурсоснабжающей организации; обязанность производить начисление платы и направлять в адрес потребителя платежные документы возложена на управляющую организацию, тогда как ресурсоснабжающая организация эти действия осуществлять не вправе; МУП "ПОВВ" не является исполнителем коммунальной услуги для собственников помещений рассматриваемого дома, где выбран способ управления управляющей организацией, и не вправе не вправе требовать оплаты коммунальной услуги. В этой связи полагает оспоренное предписание о прекращении начисления платы за водоснабжение и водоотведение собственникам помещений указанного дома законным и обоснованным.
Представитель заявителя в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представители управления и третьего лица, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает обжалованный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела МУП "ПОВВ" зарегистрировано в качестве юридического лица 15.05.1995, имеет основной государственный регистрационный номер 1027403883418 и осуществляет в числе прочего деятельность по сбору, очистке и распределению воды.
В связи с поступлением в ГУ "ГЖИ Челябинской области" обращения собственников помещений многоквартирного дома N 89А по Комсомольскому проспекту г. Челябинска, на основании распоряжения от 14.06.2016 N 2682 15.06.2016 должностным лицом управления проведена внеплановая документарная проверка МУП "ПОВВ", осуществляющего оказание услуг водоснабжения и водоотведения в отношении указанного многоквартирного дома.
Результаты проверки отражены в Акте от 15.06.2016 N 159/2682, которым зафиксировано нарушение заявителем требований п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) ввиду предъявления платы за услуги холодного водоснабжения (в том числе на общедомовые нужды) и водоотведения непосредственно жителям многоквартирного дома. В акте отмечено, что: на внеочередном собрании собственников помещений в многоквартирном доме N 89А по Комсомольскому проспекту г. Челябинска 08.05.2015 выбран способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией ООО УК "ПЖРЭУ Курчатовского района"; решение о переходе на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями и решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов, действовавшего до принятия решения об изменении способа управления домом, не принимались.
По итогам проверки заявителю выдано предписание от 15.06.2016 N 115/2682 об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства Российской Федерации, которым предписано в срок до 15.08.2016 прекратить предъявление платы за услуги холодного водоснабжения (в том числе на общедомовые нужды) и водоотведения непосредственно жителям многоквартирного дома.
Считая это предписание незаконным, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из вывода о несоответствии оспоренного ненормативного акта закону.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 20 ЖК РФ, под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ, должностные лица органов государственного жилищного надзора, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
ГУ "ГЖИ Челябинской области" является органом исполнительной власти Челябинской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор (пп. 2 п. 8 Положения о Главном управлении "Государственная жилищная инспекция Челябинской области", утвержденного Указом Губернатора Челябинской области о 15.05.2014 N 364).
Таким образом, оспоренное предписание выдано управление в пределах предоставленных ему полномочий.
Из содержания акта проверки и оспоренного предписания следует, что основанием для выдачи предписания послужил вывод управления о нарушении заявителем требований п. 3 Правил N 354 ввиду предъявления платы за услуги холодного водоснабжения и водоотведения непосредственно собственникам помещений многоквартирного дома N 89А по Комсомольскому проспекту г. Челябинска при выбранном собственниками помещений указанного дома способе управления - управляющей организацией ООО УК "ПЖРЭУ Курчатовского района".
Согласно статьи 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (ч. 1). Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (ч. 2).
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу части 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 названной статьи и статьей 171 указанного Кодекса.
На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям (часть 7.1 статьи 155 ЖК РФ).
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регулируются Правилами N 354, в соответствии с п. 2 которых: под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; под ресурсоснабжающей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод); к коммунальной услуге отнесена деятельность исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса (к числу которых отнесены в том числе холодная вода и сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения) в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме (здесь и далее применяются положения Правил N 354 в редакции, действовавшей в рассматриваемый период).
В соответствии с п. 8 Правил N 354 при предоставлении коммунальных услуг в роли исполнителя может выступать как управляющая компания, так и ресурсоснабжающая организация. При этом период времени, в течение которого исполнитель обязан предоставлять коммунальные услуги потребителям, подлежит определению в соответствии с п. 14 - 17 Правил N 354.
В соответствии с пунктом 13 Правил N 354, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункта "б" пункта 10 этих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Согласно п. 14 Правил N 354, управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В силу пп. "б" п. 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в п. п. 14 и 15 данных Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в п. 14 или 15 указанных Правил.
Таким образом, наличие статуса управляющей организации и заключения с ней договора управления многоквартирным домом недостаточно для возникновения у такой организации статуса исполнителя коммунальных услуг. Для этого последней требуется также заключить с ресурсоснабжающей организацией договор поставки коммунального ресурса и приступить к фактическому его исполнению. В отсутствие заключенного с ресурсоснабжающей организацией договора управляющая организация не может осуществлять функции исполнителя коммунальной услуги. В этой ситуации такие функции осуществляются ресурсоснабжающей организацией на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных с собственниками помещений многоквартирного дома, в том числе путем совершения конклюдентных действий. Такая правовая позиция согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в решении от 13.01.2014 N АКПИ13-1116 и в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1 (2014)", утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014.
В настоящем случае протоколом от 08.05.2015 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Челябинск, Комсомольский проспект, 89А, проведенного в форме заочного голосования, зафиксировано решение общего собрания собственников помещений о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией ООО УК "ПЖРЭУ Курчатовского района".
Однако, указанной управляющей организацией договоры с ресурсоснабжающими организациями не заключены, что и послужило основанием для обращения жителей указанного дома в управление с заявлением, на основании которого проведена проверка.
В такой ситуации функции исполнителя коммунальной услуги применительно к услугам холодного водоснабжения и водоотведения в отношении рассматриваемого дома осуществляет МУП "ПОВВ", являющееся ресурсоснабжающей организацией, в связи с чем это лицо правомерно самостоятельно предъявляет плату за указанные услуги непосредственно собственникам помещения этого дома.
В этой связи содержащееся в предписании требование о прекращении заявителем предъявления платы за услуги непосредственно жителям многоквартирного дома не основано на законе и создает препятствия заявителю в получении оплаты за оказанные им услуги.
При таких обстоятельствах следует признать подтвержденной совокупность обстоятельств, свидетельствующих об обоснованности требований заявителя о признании оспоренного предписания недействительным.
Таким образом, содержащиеся в решении арбитражного суда первой инстанции выводы основаны на законе и соответствуют представленным в материалы дела доказательствах, оснований для их переоценки не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе возражения судом апелляционной инстанции отклоняются, как основанные на неверном толковании закона.
Нарушений процессуальных требований, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.03.2017 по делу N А76-17936/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
А.А.АРЯМОВ
А.А.АРЯМОВ
Судьи
Н.Г.ПЛАКСИНА
В.Ю.КОСТИН
Н.Г.ПЛАКСИНА
В.Ю.КОСТИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)