Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.06.2016 N 10АП-6648/2016 ПО ДЕЛУ N А41-92531/15

Разделы:
Земля под домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июня 2016 г. по делу N А41-92531/15


Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Бархатова В.Ю., Боровиковой С.В.,
при ведении протокола судебного заседания Дорохиным Д.С.,
при участии в заседании:
- от истца, АО "Мособлэнерго": Кирсанов М.А. по доверенности от 29.02.16 N 47-2016;
- от ответчика, МУП "Комбинат ЖКХ и благоустройства": Осипов Ю.С. по доверенности от 16.02.16 б/н,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МУП "Комбинат ЖКХ и благоустройства" на решение Арбитражного суда Московской области от 22 марта 2016 года по делу N А41-92531/15, принятое судьей Саенко М.В., по иску АО "Мособлэнерго" к МУП "Комбинат ЖКХ и благоустройства" об обязании,

установил:

АО "Мособлэнерго" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к ответчику об обязании ответчика исполнить обязанность по оснащению обслуживаемых им многоквартирных домов общедомовыми приборами учета электрической энергии путем введения таких приборов в эксплуатацию в установленном порядке, взыскании с Ответчика расходов по уплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22 марта 2016 года по делу N А41-92531/15 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, МУП "Комбинат ЖКХ и благоустройства" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Представитель истца возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено судом, АО "Мособлэнерго" является сетевой организацией и оказывает услуги по передаче электрической энергии через присоединенную сеть.
АО "ЛУК" осуществляет управление многоквартирными домами, расположенными в поселке Красково.
По утверждению истца, АО "Мособлэнерго" произвело установку 30 общедомовых приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах под управлением ответчика и обратилось к ответчику с просьбой принять их в эксплуатацию.
Ссылаясь на уклонение ответчика от принятия в эксплуатацию установленных приборов учета, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Пунктом 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена обязанность управляющей организации по договору управления многоквартирным домом в течение согласованного срока оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно подпункту "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В силу пункта 5 Правил N 491 установленные коллективные (общедомовые) приборы учета коммунальных ресурсов входят в состав общего имущества многоквартирного дома.
Подпункт "с" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) возлагает на исполнителя, предоставляющего потребителю коммунальные услуги, обязанность обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.
27.11.2009 вступил в силу Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении).
В соответствии с частью 1 статьи 13 названного Закона производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу этого закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении предусмотрено, что деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны осуществлять организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении в отношении объектов, предусмотренных частью 5 этой статьи (в том числе многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу закона), ресурсоснабжение организации в срок до 1 июля 2013 года обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 этой статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Из системного толкования приведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и Законом об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпункта "к" пункта 11 Правил.
В силу требований пункта 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе, собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Закона об энергосбережении, действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства.
Согласно подпункту 6 пункта 13 Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденного Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07.04.2010 N 149, договор на установку (замену) прибора учета должен содержать условие о порядке ввода установленного прибора учета в эксплуатацию.
Факт оснащения силами сетевой организации спорных многоквартирных домов, поименованных в иске, коллективными (общедомовыми) приборами учета подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается.
Поскольку обеспечение ввода установленных приборов учета в эксплуатацию, то есть документального их оформления в качестве приборов учета, по показаниям которых осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, возложено на исполнителя коммунальных услуг, суд первой инстанции обоснованно обязал ответчика совершить необходимые действия по принятию установленных истцом приборов учета в эксплуатацию.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что установка общедомовых приборов учета в многоквартирных домах не представляется возможной так как неизвестно в каком состоянии находятся приборы учета и отсутствует акт сдачи ОДПУ в эксплуатацию, не может быть принят судом апелляционной инстанции во внимание по следующим основаниям.
Кроме того, ответчиком было отказано истцу в доступе к электрощитовым дома, что создало препятствия для ввода в эксплуатацию приборов щита истца, что подтверждается актом от 01.07.2015 г. N 1 несмотря на график от 25.06.2015 г. полученный ответчиком за вход. N 866.
При этом, ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что такой график свидетельствует об обязанностях истца о вводе в эксплуатацию приборов учета, подлежит отклонению, так как доказательств возникновения таких обязательств у истца в соответствии с п. 2 ст. 307 ГК РФ ответчиком не указано, график к таким доказательствам не относится.
Требования пункта 1 статьи 13 Закона об энергосбережении в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Данным пунктом также предусмотрено, что требования статьи 13 Закона об энергосбережении в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 01 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).
Из анализа указанных норм следует, что законодатель не распространяет императивное правило об обязательности установки общедомовых приборов учета на ветхое, аварийное, непригодное для проживания жилье, в то же время запрета на установку общедомовых приборов учета в таких домах не устанавливает; такой способ учета вводится по усмотрению заинтересованных лиц.
Поскольку энергопринимающие устройства спорных многоквартирных домов технологически присоединены к сетям АО "Мособлэнерго", сетевая организация является заинтересованным лицом в обязательности учета энергетических ресурсов с применением приборов учета в таких домах.
Таким образом, установка истцом в многоквартирных домах, находящихся на управлении ответчика, общедомовых приборов учета не противоречит действующему законодательству, а, напротив ведет к более точному учету потребленной электроэнергии.
Каких-либо сведений о неисправности общедомовых приборов учета материалы дела не содержат.
Доводы заявителя апелляционной жалобы на то, что лицо, установившее прибор учета, обязано самостоятельно организовать проведение процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию, подлежат отклонению с учетом изложенного и п. 2 ст. 307 ГК РФ.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на отсутствие в материалах дела акта ввода прибора учета в промышленную эксплуатацию, подлежит отклонению, указанный акт от 01.07.2015 г. представлен в материалы дела на л.д. 16, т. 1, при этом в графе "представитель потребителя" указано, что последний от подписи отказался.
Арбитражный апелляционный суд считает, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам и не находит оснований для отмены или изменения судебного акта. Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 22.03.2016 года по делу N А41-92531/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья
Н.В.МАРЧЕНКОВА

Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
С.В.БОРОВИКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)