Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.11.2017 N 15АП-13680/2017 ПО ДЕЛУ N А53-16376/2017

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 ноября 2017 г. N 15АП-13680/2017

Дело N А53-16376/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 ноября 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Континент" - Привалова М.И. директор, выписка по состоянию на 25.09.2017,
от государственной жилищной инспекции Ростовской области - Усачевой А.В. по доверенности от 15.03.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Континент"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 17.07.2017 по делу N А53-16376/2017, принятое в составе судьи Чернышевой И.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Континент"
к государственной жилищной инспекции Ростовской области
о признании недействительным ненормативного правового акта,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Континент" (далее - ООО "УК "Континент", общество, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - инспекция, административный орган) о признании недействительным предписания от 10.05.2017 N 1334.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 17.07.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу о законности оспариваемого предписания и отсутствии правовых оснований для признания его недействительным.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Континент" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило его отменить, ссылаясь на отсутствие прямого указания в законе на необходимость перерасчета размера платы собственниками многоквартирного дома за полученную тепловую энергию. Начисление платы производится самой ресурсоснабжающей организацией, а не управляющей компанией, в связи с чем произвести перерасчет в соответствии с измененным законодательством не представляется возможным.
Государственная жилищная инспекция Ростовской области в отзыве на апелляционную жалобу указала на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта, полагает, что перерасчет должен быть проведен с 01.01.2017.
Представитель общества в судебном заседании просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель инспекции в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, инспекцией государственного жилищного надзора Ростовской области в ходе проведения внеплановой проверки в отношении ООО "УК "Континент" были выявлены нарушения требований, установленных п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), выразившиеся в производстве расчета платы по отоплению собственникам квартир многоквартирного дома N 13 по пер. Каркасному в гор. Таганроге за период с января по март 2017 года при отсутствии общедомового прибора учета (далее - ОДПУ) с применением повышающего коэффициента.
Выявленные нарушения жилищного законодательства послужили основанием для выдачи предписания, которым управляющей компании предписано произвести перерасчет размера платы собственникам помещений в доме N 13 по пер. Каркасному в г. Таганроге за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с требованиями пункта 42(1) Правил N 354 (формула 2 приложения 2) за период с января по март 2017 года и впоследствии производить расчет размер платы в соответствии с законодательством.
Полагая, что указанное предписание является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 утверждено Положение о государственном жилищном надзоре (далее по тексту - Положение N 493), согласно подпункту "а" пункта 11 которого предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах; определению размера и внесению платы за коммунальные услуги.
В соответствии с Положением о государственной жилищной инспекции Ростовской области, утвержденным Постановлением Правительства Ростовской области от 27.02.2012 N 125 (далее по тексту - Положение N 125), инспекция является органом исполнительной власти Ростовской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора (далее - жилищный надзор), лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, проведение организационных мероприятий для формирования лицензионной комиссии Ростовской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами и организационно-техническое обеспечение ее деятельности и иных функций, предусмотренных настоящим Положением.
Как установлено пунктом 2.1.1 названного Положения N 125, инспекция планирует, организует и проводит плановые и внеплановые проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления Ростовской области, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований в муниципальных образованиях Ростовской области через государственных жилищных инспекторов, размещенных в городах: Ростове-на-Дону, Батайске, Белая Калитва, Волгодонске, Гуково, Каменске-Шахтинском, Новочеркасске, Новошахтинске, Таганроге, Цимлянске, Шахты.
В силу пунктов 2.1.4 и 2.1.5 Положения N 125 инспекция принимает предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, а также осуществляет систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления Ростовской области, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Таким образом, инспекция вправе выдавать предписания в пределах предоставленных полномочий.
В рассматриваемом случае инспекция провела внеплановую документарную проверку общества на основании распоряжения заместителя начальника инспекции в связи с поступлением обращения от 13.04.2017 по вопросу расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению жителям много квартирного дома N 13 по пер. Каркасный в г. Таганроге.
Согласно части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее по тексту - Правила N 354), пунктом 42(1) которых предусмотрено, что при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 N 232 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" внесены изменения в п. 42(1) Правил N 354, согласно которых при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2 (1) приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению без применения повышающего коэффициента. При этом изменения, утвержденные указанным постановлением, подлежат применению к отношениям, возникшим с 01.01.2017.
Из приведенных вышеуказанных положений следует необходимость перерасчета платы за отопление за месяцы 2017 года, в которые применялся повышающий коэффициент.
Общество полагает, что оспариваемое предписание является неисполнимым, поскольку решением общего собрания от 27.11.2016 определено проведение оплаты коммунальных услуг по обеспечению дома тепловой энергией непосредственно на расчетный счет ресурсоснабжающей организации и фактически начисление платы производится самой ресурсоснабжающей организацией, а не управляющей компанией.
Вместе с тем, частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Пунктом 64 Правил N 354 предусмотрено, что потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении.
Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем. При этом исполнитель коммунальных услуг отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту (абзац второй пункта 64 Правил N 354).
Таким образом, принятие собственниками дома, обслуживаемого управляющей компанией в спорный период, решения о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации на основании части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации не влияет на статус общества как исполнителя коммунальных услуг.
Согласно подпункту "г" пункта 31 Правил N 354, управляющая компания (исполнитель) обязана производить в установленном настоящими Правилами порядке с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Таким образом, учитывая, что общество на основании договора об управлении многоквартирным домом от 01.12.2016 N 13/68 в спорный период являлось исполнителем коммунальных услуг, инспекцией правомерно возложена на управляющую компанию обязанность произвести перерасчет размера платы собственникам помещений дома N 13 по пер. Каркасному в гор. Таганроге за коммунальную услугу по отоплению.
Кроме того, обществом указанное предписание фактически исполняется путем обращения к ресурсоснабжающей организации с предложением произвести перерасчет (т. 1 л.д. 45).
Общество также обратилось в арбитражный суд с заявлением об обязании ОАО "Таганрогский котлостроительный завод "Красный котельщик" с требованием обязать произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению собственникам спорного дома за январь - февраль 2017 года (дело N А53-21511/2017).
Довод общества о том, что перерасчет необходимо производить только за январь и февраль 2017 года, поскольку за март 2017 года расчеты произведены без применения повышающего коэффициента, судебной коллегией не принимается.
Оспариваемым предписанием не установлен размер суммы, подлежащий перерасчету, поэтому по месяцу, в котором учтены изменения внесенные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 N 232 фактически размер перерасчета будет составлять ноль, что не может являться основанием для признания предписания недействительным.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.07.2017 по делу N А53-16376/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.Ю.ЕФИМОВА

Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
Р.Р.ИЛЮШИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)