Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТВЕРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 29.09.2016 ПО ДЕЛУ N 4А-525/2016

Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности по ст. 19.5 КоАП РФ (невыполнение в срок решения органа, осуществляющего государственный (муниципальный) контроль).

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 сентября 2016 г. по делу N 4-а-525


Мировой судья: Тихонова Е.А.
Судья районного суда: Беляева С.В.

И.о. председателя Тверского областного суда Маслова Л.И., рассмотрев дело по жалобе Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЖЭУ-5", подписанной представителем по доверенности С., на постановление мирового судьи судебного участка N 3 Пролетарского района г. Твери от 11.07.2016 и решение судьи Пролетарского районного суда г. Твери от 10.08.2016,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка N 3 Пролетарского района г. Твери от 11.07.2016, оставленным без изменения решением судьи Пролетарского районного суда г. Твери от 10.08.2016, Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЖЭУ-5" (далее - ООО "УК ЖЭУ-5", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Тверской областной суд, в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 КоАП РФ, ООО "УК ЖЭУ-5" ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов. В обоснование доводов жалобы, ссылаясь на Перечень работ, производимых при капитальном ремонте зданий, согласно Ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденных приказом Госкомархитектуры Российской Федерации при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312, считает, что ремонт и утепление фасада дома относится к капитальному ремонту. Указывает, что несмотря на вышесказанное, а также на то, что общим собранием жильцов <адрес> по <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было решено проводить работы по ремонту фасада дома в сроки, указанные в Региональной программе по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 года, содержащиеся в предписании от 12.04.2016 работы по ремонту ООО "УК ЖЭУ-5" были выполнены. В связи с тем, что все требования предписания от 12.04.2016 Обществом выполнены, хотя и за пределами установленного срока, просит применить положения статьи 2.9 КоАП РФ.
Проверив материалы дела, истребованного и полученного Тверским областным судом 14.09.2016, и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Частью 24 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований.
Как следует из материалов дела и установлено мировым судьей, ООО "УК ЖЭУ-5" на основании договора управления многоквартирным домом N от ДД.ММ.ГГГГ является управляющей организацией в отношении многоквартирного <адрес> по <адрес> <адрес> (л.д. 28-29). Свою деятельность Общество осуществляет на основании лицензии N от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (л.д. 19).
После проведения 12.04.2016 внеплановой выездной проверки по лицензионному контролю врио начальника Главного управления "Государственная жилищная инспекция" Тверской области А. вынесла предписание N, которым Обществу предписано до 17.05.2016 устранить разрушения балконной плиты <адрес> по <адрес> <адрес>, восстановить защитный слой балконной плиты с организацией отвода воды и выполнением сопряжений сливов и гидроизоляционного слоя с конструкциями, а также устранить имеющееся разрушение цокольной части фасада со стороны двора, в том числе справа от служебного входа в нежилое помещение. Вышеназванные разрушения явились следствием нарушения ООО "УК ЖЭУ-5" пунктов 4.2.4.2 и 4.2.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, (далее - Правила технической эксплуатации), а также пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества).
В соответствии с пунктом 4.2.4.2 Правил технической эксплуатации при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций.
С целью предотвращения разрушения краев балконной (лоджии) плиты или трещин между балконной (лоджии) плитой и стенами из-за попадания атмосферной влаги металлический слив должен устанавливаться в паз коробки, ширина его должна быть не менее 1,5 толщины плиты и он должен быть заведен под гидроизоляционный слой.
Как следует из пункта 4.2.3.1 Правил технической эксплуатации местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Разрушение и повреждение отделочного слоя, ослабление крепления выступающих из плоскости стен архитектурных деталей (карнизов, балконов, поясов, кронштейнов, розеток, тяг и др.) следует устранять при капитальном ремонте по проекту.
Согласно подпункту "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества
Как указано в акте проверки N от 19.05.2016, установленные в предписании от 12.04.2016 нарушения в указанный срок не устранены (л.д. 5 - 6).
Данное обстоятельство послужило основанием для составления 24.05.2016 в отношении Общества протокола N об административном правонарушении, предусмотренном частью 24 статьи 19.5 КоАП РФ.
Административная ответственность по общему смыслу статьи 19.5 КоАП РФ наступает в случае неисполнения в срок законного предписания органа или должностного лица, осуществляющего государственный или муниципальный контроль, об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации.
Доводы жалобы по существу сводятся к оспариванию законности вынесенного 12.04.2016 врио начальника Главного управления "Государственная жилищная инспекция" Тверской области А. предписания. Между тем оснований для признания вышеназванного предписания незаконным не имеется
Вопреки доводам жалобы требование в срок до 17.05.2016 устранить имеющееся разрушение цокольной части фасада дома со стороны двора, в том числе справа от служебного входа в нежилое помещение дома <адрес> установленное в предписании от 12.04.2016, не относится к капитальному ремонту.
Как следует из положений ведомственных строительных норм Госкомархитектуры, утвержденных приказом N 312 Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23.11.1988 (далее - ВСН 58 - 88), и содержащегося в них Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (далее - Положение), капитальный ремонт здания - ремонт здания с целью восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей.
Капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории (пункт 5.1 Положения).
На капитальный ремонт должны ставиться, как правило, здание (объект) в целом или его часть (секция, несколько секций). При необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства (пункт 5.2 Положения).
Перечень дополнительных работ, производимых при капитальном ремонте здания и объектов, являющийся приложением N 9 к вышеуказанному Положению, не содержит в себе указания на ремонт фасада дома.
К тому же, как следует из содержания предписания N от 12.04.2016, в результате проведения внеплановой выездной проверки от той же даты, установлено наличие разрушений штукатурного и отделочного слоев до кирпичной кладки, в том числе справа от служебного входа в нежилое помещение <адрес> по <адрес> в <адрес>, в месте расположения отмета водосточной трубы (л.д. 12). Согласно показаниям государственного инспектора Главного управления "Государственной жилищной инспекции" Тверской области Г. в судебном заседании от 10.08.2016 разрушение цокольного фасада дома незначительное, устранения выполняются в рабочем порядке. Разрушения вызваны отсутствием одного звена наружного водостока трубопровода (л.д. 100).
С учетом вышесказанного оснований полагать, что устранение указанных в предписании от 12.04.2016 разрушений относится к капитальному ремонту дома, не имеется.
Доводы жалобы об отнесении общим собранием жильцов <адрес> по <адрес> <адрес> сроков проведения работ по ремонту фасада дома согласно Региональной программе по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 года также не свидетельствуют о том, что работы, которые ООО "УК ЖЭУ-5" предписано совершить, относятся к капитальным.
Кроме того, как указано в Перечне основных работ по текущему ремонту зданий и объектов, содержащемся в ВСН 58-88 в качестве приложения N 7, к текущему ремонту стен дома относится:
- заделка трещин, расшивка швов, восстановление облицовки и перекладка отдельных участков кирпичных стен площадью до 2 кв. м;
- герметизация стыков элементов полносборных зданий и заделка выбоин и трещин на поверхности блоков и панелей;
- восстановление отдельных простенков, перемычек, карнизов;
- постановка на раствор отдельных выпавших камней;
- утепление промерзающих участков стен в отдельных помещениях;
- устранение сырости, продуваемости, что соответствует перечню работ, которые надлежало совершить Обществу, для выполнения содержащегося в предписании от 12.04.2016 требования об устранении имеющегося разрушения цокольной части фасада <адрес> по <адрес> в <адрес> со стороны двора.
Согласно вышеупомянутому протоколу об административном правонарушении ООО "УК ЖЭУ-5" в установленный срок не исполнило предписание органа, осуществляющего лицензионный контроль, об устранении нарушений лицензионных требований (л.д. 4).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
По смыслу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация при управлении многоквартирным домом, кроме прочего, несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Установив, что указанные выше нарушения требований части 2.3 статьи 161 ЖК РФ, а также Правил технической эксплуатации и Правил содержания общего имущества, являются нарушениями лицензионных требований по управлению многоквартирным жилым домом <адрес> <адрес>, мировой судья пришел к выводу, что не выполнение предписания должностного лица Главного управления "Государственная жилищная инспекция" Тверской области 12.04.2016, в установленный срок влечет административную ответственность по части 24 статьи 19.5 КоАП РФ.
С приведенным выводом мирового судьи согласился судья районного суда, указав на верную квалификацию бездействия Общества по части 24 статьи 19.5 КоАП РФ.
Между тем мировым судьей и судьей районного суда не учтено следующее.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 24 статьи 19.5 КоАП РФ, выражается в невыполнении или ненадлежащем выполнении в установленный срок вынесенного органом, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, законного предписания об устранении нарушений лицензионных требований.
Согласно частям 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензионные требования, устанавливаемые положениями о лицензировании отдельных видов деятельности, включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности. Так, лицензионными требованиями, согласно перечню, имеющемуся в части 3 статьи 8 Закона о лицензировании являются:
- наличие у соискателя лицензии и лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;
- наличие у соискателя лицензии и лицензиата работников, заключивших с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности;
- наличие у соискателя лицензии и лицензиата необходимой для осуществления лицензируемого вида деятельности системы производственного контроля соответствие соискателя лицензии и лицензиата требованиям, установленным федеральными законами и касающимся организационно-правовой формы юридического лица, размера уставного капитала, отсутствия задолженности по обязательствам перед третьими лицами;
- иные требования, установленные федеральными законами.
Частью 1 статьи 193 ЖК РФ также установлены лицензионные требования к деятельности по управлению многоквартирными домами, к которым относится:
- регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются;
- наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата;
- отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
- отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;
- отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии;
- соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 ЖК РФ;
- иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.
В то же время в силу части 4 статьи 8 Закона о лицензировании к лицензионным требованиям не могут быть отнесены:
- требования о соблюдении законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности в целом;
- требования законодательства Российской Федерации, соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта;
- требования к конкретным видам и объему выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
- требования к объему выполняемых работ, оказываемых услуг.
Из системного толкования норм статьи 8 Закона о лицензировании и статьи 193 ЖК РФ следует, что нарушение лицензионных требований, не может выражаться в несоблюдении законодательства Российской Федерации в жилищно-коммунальной сфере деятельности в целом, а также законодательства Российской Федерации, соблюдение которого является обязанностью любого хозяйствующего субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами.
Частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
Следовательно, деяние, совершенное ООО "УК ЖЭУ-5", и заключающееся в неисполнении в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений требований, предъявляемых законодательством к качеству предоставляемых населению услуг по обеспечению надлежащего содержания общего имущества многоквартирного жилого дома, следует квалифицировать по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ. При этом наличие у лица, привлекаемого к административной ответственности, лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами не должно служить критерием для разграничения квалификации по части 1 статьи 19.5 либо по части 24 статьи 19.5 КоАП РФ.
Согласно пункту 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Поскольку составы административных правонарушений, предусмотренных частью 24 статьи 19.5 КоАП РФ и частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, имеют единый родовой объект, действия ООО "УК ЖЭУ-5" подлежат переквалификации с части 24 статьи 19.5 КоАП РФ на часть 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
Переквалификация действий ООО "УК ЖЭУ-5" согласуется с положениями пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Санкцией части 1 статьи 19.5 КоАП РФ для юридических лиц предусмотрена административная ответственность в виде штрафа от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
При изложенных обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 3 Пролетарского района г. Твери от 11.07.2016 и решение судьи Пролетарского районного суда г. Твери от 10.08.2016 подлежат изменению путем переквалификации совершенного ООО "УК ЖЭУ-5" правонарушения с части 24 статьи 19.5 КоАП РФ на часть 1 статьи 19.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Доводы жалобы о возможности применения положений статьи 2.9 КоАП РФ являлись предметом рассмотрения судьи районного суда, были признаны несостоятельными и отклонены с приведением мотивов, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 30.17, статьей 30.18 КоАП РФ,

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка N 3 Пролетарского района г. Твери от 11.07.2016 и решение судьи Пролетарского районного суда г. Твери от 10.08.2016 изменить, переквалифицировать бездействие Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЖЭУ-5" с части 24 статьи 19.5 КоАП РФ на часть 1 статьи 19.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
И.о. председателя суда
Л.И.МАСЛОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)