Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.06.2017 N 18АП-6033/2017 ПО ДЕЛУ N А07-24506/2016

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июня 2017 г. N 18АП-6033/2017

Дело N А07-24506/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2017 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 июня 2017 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.03.2017 по делу N А07-24506/2016 (судья Давлеткулова Г.А.).
В судебном заседании приняли участие представители:
- открытого акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" - Петров О.П. (доверенность от 31.01.2017);
- Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору - Ахмерова А.Р. (доверенность N 1 от 09.01.2017).

Открытое акционерное общество "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (далее - заявитель, общество, ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - комитет, Госкомжилнадзор РБ) о признании недействительным предписания от 17.08.2016 N ЦО-16-256-088 в части требований: 1) привести тариф по статье "отопление" с 01.01.2016 по дому N 98 по ул. Первомайской в г. Уфа в соответствии с пп. 2 п. 2 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) по лицевым счетам жилых помещений и вернуть излишне начисленную сумму по услуге "отопление" с 01.01.2016 по 30.08.2016 в размере 375923,24 руб.; 2) произвести корректировку (возврат) начисленной платы по коммунальной услуге "отопление" по лицевым счетам жилых помещений дома N 98 по ул. Первомайской в г. Уфа, в соответствии с пп. 3 п. 2 Приложения N 2 к Правилам N 307 за 2014 год на сумму 98796,2 руб. Произвести возврат неправомерно произведенной корректировки (доначисление) платы по коммунальной услуге "отопление" за 2014 год по лицевым счетам помещений дома N 98 по ул. Первомайской в г. Уфа в размере 64472,47 руб.; 3) привести платежные документы по жилому дому N 98 по ул. Первомайской в г. Уфа в соответствие с пп. "е" п. 69 Правил N 354; 4) представить информацию об исполнении предписания не позднее трех суток.
Впоследствии заявитель уточнил заявленные требования, просил признать недействительным предписание от 17.08.2016 N ЦО-16-256-088 в части пунктов 13801001, 13201012 и 13801013 (л.д. 142 - 145). Уточнение заявленных требований принято судом первой инстанции.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (далее - ООО "БашРТС", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.03.2017 (резолютивная часть решения объявлена 21.03.2017) требования заявителя удовлетворены, оспоренное предписание признано недействительным в части пунктов 13801001, 13201012 и 13801013, с комитета в пользу общества взыскано 3000 руб. в возмещение расходов по оплате госпошлины.
Не согласившись с решением суда, Госкомжилнадзор РБ обжаловал его в апелляционном порядке, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. Полагает неверным вывод суда о том, что в связи с утратой силы с 01.07.2016 Правил N 307 произвести расчет излишне начисленной за период июль и август 2016 г. суммы платы невозможно. Обращает внимание на то, что в силу п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" (далее - Постановление N 603) с 01.07.2016 до принятия субъектом Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальных услуг по отоплению размер платы определяется в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), с учетом способа оплаты, используемого на дату вступления в силу указанного постановления. На дату вступления в силу Постановления N 603 в Республике Башкортостан применялся способ оплаты - в течение календарного года равномерно, а потому размер платы подлежит определению по формуле N 3(1) Приложения N 2 к Правилам N 354, то есть порядок определения размера платы с 01.07.2016 не изменился по сравнению с ранее применяемой формулой N 7 Правил N 307. Между тем, как указывает податель жалобы, заявитель произвольно устанавливал порядок определения размера платы в 1 и 2 полугодии 2016 года (в 1 полугодии применял норматив расхода теплоэнергии - 0,0197 Гкал/кв. м, установленный тарифным органом 23.12.2011, при том, что в доме установлен общедомовой прибор учета теплоэнергии и норматив не может быть применен; во 2 полугодии применял среднемесячный объем теплоэнергии по данным 2015 года). Комитет полагает, что единственным верным источником определения объема потребленной теплоэнергии в жилом доме за 2014 и 2015 гг. являются показания прибора учета, однако суд неправомерно взял за основу данные ООО "БашРТС", которые не совпадают с данными, представленными этим же лицом в ходе проверки по запросу комитета (представленные в суд третьим лицом сведения содержат лишь показания приборов учета за период с января по май 2014 года, а за иные месяцы 2014 года сведения не представлены). Кроме того, податель жалобы указывает на выявление в ходе проверки факта неосуществления заявителем ежегодной корректировки платы за 2014 и 2015 гг., что судом не оценено. Полагает также, что заявитель оспорил предписание в части корректировки платы за 2014 год в сумме 98796,2 руб., тогда как в отношении выводов о корректировке платы за 2015 год в сумме 43071902 руб. заявитель возражений не заявил, хотя ответчиком в этой части применена аналогичная формула. Обращает внимание на то, что установленный в доме прибор учета теплоэнергии не разделяет объемы теплоэнергии на жилой и нежилой фонды. Определенный за 2014 год объем теплоэнергии в количестве 1015,294 Гкал на сумму 1657789,46 руб. определен из показаний прибора учета, с учетом как жилого, так и нежилого фондов, а вывод суда о том, что этот объем взят из неподтвержденных данных комитет полагает необоснованным. Как указывает податель жалобы, формула N 8 Правил N 307 позволяет рассчитать размер корректировки как для жилых, так и для нежилых помещений, и им произведен расчет корректировки платы для жилого фонда (корректировка составит 98796,2 руб.). Полагает, что делая вывод о невозможности расчета платы за июль и август 2016 года ввиду утраты силы Правил N 307, суд первой инстанции вышел за предела рассматриваемого спора. Также считает, что судом не дана оценка акту проверки и не исследованы материалы проверки.
В судебном заседании представитель Госкомжилнадзора РБ доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заявителя в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - несостоятельными.
Представитель третьего лица, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Апелляционная жалоба рассмотрена без его участия.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" зарегистрировано в качестве юридического лица 18.12.2008, имеет основной государственный регистрационный номер 1080273007583 и осуществляет деятельность по управлению общим имуществом многоквартирного жилого дома N 98 по ул. Первомайской в г. Уфе Республики Башкортостан.
В связи с поступлением в Госкомжилнадзор РБ 23.06.2016 обращения жителей указанного дома, содержащего в том числе сведения об осуществлении обществом неправомерных доначислений платы за коммунальную услугу "отопление" (начисление платы по нормативу при наличии показаний общедомового прибора учета теплоэнергии), на основании распоряжения от 20.07.2016 N 4721 комитетом проведена внеплановая документарная проверка в отношении заявителя, результаты которой оформлены актом от 17.08.2016 N 16-4721-256.
Как установлено проверкой документов, представленных МУП "ЕРКЦ ГО г. Уфа РБ", ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. УФА РБ" и ООО "БашРТС" (ресурсоснабжающая организация), жилой дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета теплоэнергии, допущенным в эксплуатацию надлежащим образом. Согласно представленным управляющей организацией документам, площадь жилых помещений дома составляет 5207,4 кв. м, площадь нежилых помещений - 987,9 кв. м. По отчетам о реализации тепловой энергии, представленным ООО "БашРТС", общий объем потребления тепловой энергии по жилому дому в 2015 году составил 1015,294 Гкал, в связи с чем среднемесячный объем потребления тепловой энергии составил 0,01366 Гкал/кв. м. В 2016 году тарифным органом установлены следующие тарифы на тепловую энергию: с 01.01.2016 по 30.06.2016 - 1774,31 руб./Гкал; с 01.07.2016 по 31.12.2016 - 1902,23 руб. /Гкал. Таким образом плата за отопление одного квадратного метра составляет: с 01.01.2016 по 3006.2016 - 24,24 руб. (0,01366 Гкал/кв. м x 1774,31 руб./Гкал); с 01.07.2016 по 31.12.2016 - 25,98 руб. (0,01366 Гкал/кв. м x 1902,23 руб./Гкал). Исходя из представленных МУП "ЕРКЦ ГО г. Уфа РБ" платежных документов, с 01.01.2016 по 30.06.2016 управляющая организация производила начисление платы за отопление жителям дома исходя из норматива расхода тепловой энергии, утвержденного постановлением Госкомитета РБ по тарифам от 23.12.2011 N 1560 в размере 0,0197 Гкал/кв. м и общей площади жилого помещения (плата составила 34,9539 руб./кв. м: 0,0197 Гкал/кв. м x 1774,31 руб./Гкал), а с 01.07.2016 - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за 2015 год - 0,015736 Гкал/кв. м (плата составила 29,9334 руб./кв. м: 0,015736 Гкал/кв. м x 1902,23 руб./Гкал). Таким образом, с 01.01.2016 установлено завышение тарифа по услуге "отопление" и излишне предъявлена плата: за период с 01.01.2016 по 30.06.2016 - в сумме 334749,36 руб.; за период с 01.07.2016 по 30.08.2016 - в размере 41173,88 руб., а всего на сумму 375923,24 руб. Также комитетом установлено, что предусмотренная Правилами N 307 корректировка платы за тепловую энергию исходя из показаний коллективного прибора учета за 2014 и 2015 годы управляющей организацией не производилась (по данным ООО "БашРТС" общий объем потребления тепловой энергии в 2015 году составил 1015,294 Гкал на сумму 1657789,46 руб., собственникам начислена плата за услугу "отопление" в сумме 1824158,76 руб., корректировка платы (возврат) должна оставлять 430719,72 руб.; общий объем потребления тепловой энергии в 2014 году составил 1124,466 Гкал на сумму 1406074,71 руб., собственникам начислена плата за услугу "отопление" в сумме 1280658,81 руб., корректировка платы (возврат) должна составлять 98796,2 руб.). Кроме того, из представленной МУП "ЕРКЦ ГО г. Уфа РБ" информации установлено, что на основании письма заявителя от 28.08.2015 N 10039 в сентябре - декабре 2015 года произведена корректировка платы за отопление (доначисление) за 2014 год на общую сумму 64472,47 руб.
По итогам указанного мероприятия комитетом заявителю выдано предписание от 17.08.2016 N ЦО-16-256-088, которым заявителю предписано в том числе в срок до 17.11.2016 устранить выявленные нарушения, а именно: привести тариф по услуге "отопление" с 01.01.2016 по дому N 98 по ул. Первомайская в г. Уфе в соответствие с пп. 2 п. 2 Приложения N 2 к Правилам N 307 по лицевым счетам жилых помещений и вернуть излишне начисленные суммы по услуге "отопление" с 01.01.2016 по 30.08.2016 на сумму 375923,24 руб. Представить в комитет письменную информацию об исполнении предписания с указанием сумм и проведенного перерасчета в сроки, установленные в предписании с приложением платежных документов (учетные коды 13 801 001 и 13 801 012); произвести корректировку (возврат) начисленной платы по коммунальной услуге "отопление" по лицевым счетам жилых помещений дома N 98 по ул. Первомайская в г. Уфа в соответствии с пп. 3 п. 2 Приложения 2 к Правилам N 307 за 2014 год - на сумму 98796,2 руб. и за 2015 год - на сумму 430719,72 руб. Произвести возврат неправомерно произведенной корректировки (доначисления) платы по коммунальной услуге "отопление" за 2014 год по лицевым счетам жилых помещений дома N 98 по ул. Первомайская в г. Уфа в размере 64672,47 руб. Представить в комитет письменную информацию об исполнении предписания с указанием сумм и проведенного перерасчета в сроки, установленные в предписании с приложением платежных документов (учетный код 13 801 013).
Считая предписание в указанной части незаконным, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из вывода о доказанности наличия совокупности обстоятельств, свидетельствующих о недействительности оспоренного предписания.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания недействительными ненормативных правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
Предписание от 17.08.2016 N ЦО-16-256-088 выдано комитетом в пределах в пределах предоставленных ему полномочий (ст. 2, ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положение о государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, утвержденное Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2014 N 616), по результатам внеплановой документарной проверки.
В силу ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать в том числе предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (ч. 1). При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме в том числе за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (ч. 2.3).
Если иного не установлено общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, коммунальные услуги оплачиваются управляющей организации, которая в свою очередь осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключен договор ресурсоснабжения (статьи 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
До 01.07.2016 порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги был урегулирован Правилами N 307, утратившими силу в связи с утверждением Правил N 354.
В соответствии с пп. б) п. 21 Правил N 307, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к этим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к этим Правилам.
При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета (п. 22 Правил N 307).
Подпунктом 2 пункта 2 Приложения N 2 к Правилам N 307 предусмотрено, что размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле:
P{\sub o.i = S{\sub i x V{\sub t x T{\sub T, (7)

где:
- S{\sub i - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- V{\sub t - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м);
- T{\sub T - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
В соответствии с п. 42(1) Правил N 307, оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В силу п. 3 Постановления N 603 с 01.07.2016 до принятия субъектом Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальных услуг по отоплению размер платы определяется в соответствии с Правилами N 354, с учетом способа оплаты, используемого на дату вступления в силу указанного постановления.
Пунктом 1 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 31.08.2012 N 300 "О порядке расчета платы за отопление для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов" установлено, что исполнителям коммунальных услуг надлежит применять при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов установленный порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года.
Пунктом 3 (1) раздела I Приложения N 2 к Правилам N 354 предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года по формуле 3(1):
P{\sub i = S{\sub i x V{\sub T x T{\super T,

где:
- S{\sub i - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
- V{\sub T - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенный как отношение объема тепловой энергии исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, за предыдущий год к количеству календарных месяцев в году и к общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. При отсутствии показаний общедомового прибора учета за предыдущий год среднемесячный объем потребления тепловой энергии определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению;
- T{\super T - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из указанных норм, несмотря на изменение нормативного регулирования порядка определения размера платы за коммунальную услугу "отопление" с 01.07.2016, сам порядок определения размера платы при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года фактически не изменился (осуществляется с учетом тех же показателей).
В этой связи содержащийся в решении суда первой инстанции вывод о необоснованности применения порядка расчета размера платы, установленного Правилами N 307, применительно к платежам за июль и август 2016 года (то есть за период после утраты силы указанных Правил) является неверным.
Материалами дела подтверждено и участвующими в деле лицами не оспаривается, что жилой многоквартирный дом N 98 по ул. Первомайская в г. Уфа, находящийся в управлении ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета теплоэнергии.
При этом, как установлено в ходе проведенной комитетом проверки, в период с 01.01.2016 по 30.06.2016 заявитель производил начисление платы за отопление жителям дома не исходя из показания коллективного (общедомового) прибора учета, а исходя из норматива расхода тепловой энергии, утвержденного постановлением Госкомитета РБ по тарифам от 23.12.2011 N 1560 (в размере 0,0197 Гкал/кв. м), что не соответствует приведенному выше порядку определения платы.
Также проверкой зафиксировано, что с 01.07.2016 заявитель производил начисление платы за отопление исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за 2015 год - 0,015736 Гкал/кв. м, при том, что из представленных ООО "БашРТС" отчетов следует, что среднемесячный объем потребления тепловой энергии в 2015 году составил 0,01366 Гкал/кв. м (общий объем потребления - 1015,294 Гкал / общая площадь жилого дома - 6195,3 кв. м / 12 месяцев).
В этой связи комитет пришел к выводу о завышении заявителем платы на отопление с 01.01.2016 и излишнем предъявлении платы: за период с 01.01.2016 по 30.06.2016 - в сумме 334749,36 руб.; за период с 01.07.2016 по 30.08.2016 - в размере 41173,88 руб., а всего на сумму 375923,24 руб. Это обстоятельство послужило основанием для выдачи заявителю предписания о приведении тарифа по услуге "отопление" с 01.01.2016 в соответствии с нормативными требованиями и вернут излишне начисленную плату за период с 01.01.2016 по 30.08.2016 в сумме 375923,24 руб.
Возражая против выводов комитета в указанной части, заявитель указывает на неверное определение комитетом среднемесячного объема потребления тепловой энергии за 2015 год исходя из объемов теплопотребления за 2015 год - 1015,294 Гкал. Как указывает заявитель, фактическое теплопотребление дома в 2015 году составило 1130,189 Гкал, в связи с чем среднемесячный объем потребления должен составлять 0,0152 Гкал/кв. м (1130,189 Гкал / 6195,3 кв. м / 12 месяцев). Соответственно, применяя действовавшие в указанный период времени тарифы, размер платы за отопление определен заявителем с 01.01.2016 по 30.06.2016 - 26,97 руб./кв. м, а с 01.07.2016 - 28,91 кв. м, а к возврату жителям подлежит 260110,678 руб. (с 01.01.2016 по 30.06.2016 - 249452,16 руб.; с 01.07.2016 по 31.08.2016 - 10658,51 руб.).
Из указанных возражений заявителя следует, что факты неверного определения размера платы за отопление в период с 01.01.2015 по 31.08.2016 им по существу не оспариваются, а возражения имеются лишь в отношении среднемесячного объема теплопотребления в 2015 году, учитываемого при расчете платы за 2016 год. При этом приведенные заявителем сведения об объемах такого потребления тепловой энергии материалами дела не подтверждены (соответствующие доказательства заявителем не представлены).
В то же время Госкомжилнадзором РБ в материалы дела представлены полученные от ООО "БашРТС" в ходе проверки суточные отчеты о потреблении тепловой энергии за 2014 - 2015 гг. (л.д. 74 - 105), подтверждающие приведенную в акте проверки информацию об объемах потребления тепловой энергии по рассматриваемому жилому дому.
Таким образом, произведенный комитетом расчет платы за коммунальную услугу отопления с 01.01.2016 по 30.08.2016 является верным, а возражения заявителя в этой части подлежат отклонению, как не основанные на материалах дела. В этой связи содержащееся в предписании требование о необходимости приведения тарифа по услуге "отопление" с 01.01.2016 в соответствии с нормативными требованиями и о необходимости вернуть излишне начисленные суммы в размере 375923,24 руб. является законным и обоснованным.
Помимо этого, проверкой установлено, что предусмотренная Правилами N 307 ежегодная корректировка (возврат) платы за тепловую энергию исходя из показаний коллективного прибора учета за 2014 и 2015 годы управляющей организацией не производилась (по данным ООО "БашРТС" общий объем потребления тепловой энергии в 2015 году составил 1015,294 Гкал на сумму 1657789,46 руб., собственникам начислена плата за услугу "отопление" в сумме 1824158,76 руб., корректировка платы (возврат) должна оставлять 430719,72 руб.; общий объем потребления тепловой энергии в 2014 году составил 1124,466 Гкал на сумму 1406074,71 руб., собственникам начислена плата за услугу "отопление" в сумме 1280658,81 руб., корректировка платы (возврат) должна составлять 98796,2 руб.). Кроме того, из представленной МУП "ЕРКЦ ГО г. Уфа РБ" информации установлено, что на основании письма заявителя от 28.08.2015 N 10039 в сентябре - декабре 2015 года произведена корректировка платы за отопление (доначисление) за 2014 год на общую сумму 64472,47 руб.
Эти обстоятельства послужили основанием для выдачи предписания в части обязания заявителя произвести корректировку (возврат) начисленной платы по лицевым счетам за 2014 год - на сумму 98796,2 руб., за 2015 год - на сумму 430719,72 руб., а также произвести возврат неправомерно произведенного доначисления за 2014 год в сумме 64472,47 руб. (учетный код в предписании 13801013).
Исходя из заявления ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" и уточнений к нему, указанное требование предписания оспаривается заявителем в полном объеме (по учетному коду 13801013). Однако, фактические возражения заявлены лишь в отношении требования, касающиеся корректировки платы за 2014 год. Таким образом, оснований для признания недействительным предписания в части корректировки платы за 2015 год у суда не имелось.
В отношении корректировки платы за отопление за 2014 год возражения заявителя основаны на мнении о неверном расчете комитетом размера корректировки ввиду учета в этом расчете размера платы за отопление за 2014 год - в размере 1406074,71 руб. (по данным заявителя, ресурсоснабжающей организацией предъявлена плата - в размере 1237181,33 руб., в подтверждение чего представлены сведения из МУП "ЕРКЦ ГО г. Уфа РБ" от 27.04.2015 - л.д. 18 - 20), а также неверного отражения размера общей площади конкретных помещений дома и общей площади всех помещений дома - 5207 кв. м и 6195,3 кв. м соответственно (тогда как, по мнению заявителя, эти площади являются одинаковыми и составляют 6195,3 кв. м - общая площадь помещений жилого дома).
В силу пп. 3 п. 2 Приложения N 2 к Правилам N 307 размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома (руб.) 1 раз в год корректируется исполнителем по формуле:

S
i
P = P x ---- - P , (8)
o2.i k.пр S fn.i
D

где:
- P{\sub k.пр - размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме (руб.);
- S{\sub i - общая площадь i-того помещения (квартиры, нежилого помещения) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- S{\sub D - общая площадь всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома (кв. м);
- P{\sub fn.i - общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома за прошедший год (руб.).
Расчет корректировки размера платы по рассматриваемому дому за 2014 год выполнен комитетом следующим образом: 1406074,71 руб. (стоимость полученной в 2014 году тепловой энергии, исходя из представленных ООО "БашРТС" сведений о суточных объемах потребления в общем объеме 1124,466 Гкал) x 5207,4 кв. м (площадь жилых помещений в многоквартирном доме / 6195,3 кв. м (общая площадь помещений в многоквартирном доме) - 1280658,81 руб. (начисленная собственникам жилых помещений плата за коммунальную услугу "отопление" за 2014 год) = - 98796,2 руб. (в апелляционной жалобе приведен в табличной форме расчет корректировки платы в разрезе каждой квартиры жилого дома).
Указанный расчет полностью соответствует пп. 3 п. 2 Приложения N 2 к Правилам N 307.
Довод заявителя о необходимости учета в формуле определения размера корректировки платы по показателям и одной и той же площади - общей площади всех помещений в многоквартирном доме (6195,3 кв. м) в настоящем случае представляется неверным и противоречащим пп. 3 п. 2 Приложения N 2 к Правилам N 307, предусматривающим возможность учета по этим показателям в том числе общей площади жилых помещений, в отношении которых производится начисление платы. Приведенный в решении суда первой инстанции вывод о невозможности применения формулы 8 для расчета платы отдельно по жилому и нежилому фонду нельзя признать обоснованным.
Также неверным суд апелляционной инстанции полагает довод заявителя о предъявлении ресурсоснабжающей организацией платы за 2014 год в общей сумме 1237181,33 руб. вместо установленных комитетом 1406074,71 руб.
Расчет размера платы для осуществления корректировки платы за 2014 год определен комитетом исходя из общего объема теплопотребления по показаниям прибора учета (отраженного в суточных отчетах о потреблении тепловой энергии, представленных при проведении проверки ООО "БашРТС"), а также действующих в 2014 году тарифов на тепловую энергию (за период с января по май 2014 года - 1075,88 руб./Гкал; в июне 2014 года - 1485,64 руб./Гкал; за период с июля по декабрь 2014 г. - 1552,32 руб./Гкал).
Позиция заявителя о необходимости учета при осуществлении корректировки платы в 2014 году размера платы, предъявленного в 2014 году ресурсоснабжающей организацией (1237181,33 руб.), противоречит положениям пп. 3 п. 2 Приложения N 2, в силу которых при корректировке принимается во внимание размер платы, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме.
Представленная заявителем в материалы дела справочная информация ООО "БашРТС" о потреблении тепловой энергии (л.д. 25 - 52) не опровергает выводы комитета относительно объема теплопотребления за 2014 год, учитываемого при расчете размера платы в целях ее корректировки, поскольку касается лишь периодов январь - май 2014 года и не учитывает иные периоды 2014 года.
В этой связи следует согласиться с выводом комитета о необходимости корректировки (возврата) начисленной платы за отопление в соответствии с пп. 3 п. 2 Приложения N 2 к Правилам N 307 за 2014 год на сумму 98796,2 руб., а также осуществления возврата неправомерно произведенной корректировки (излишне доначисленной) платы за 2014 год в размере 64472,47 руб.
Принимая во внимание соответствие предписания комитета в оспоренной заявителем части закону, у суда отсутствовали основания для удовлетворения требования заявителя о признании предписания в этой части недействительным.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене в соответствии с п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.03.2017 по делу N А07-24506/2016 отменить, апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору удовлетворить.
В удовлетворении требований заявителя отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
А.А.АРЯМОВ

Судьи
Н.Г.ПЛАКСИНА
М.Б.МАЛЫШЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)