Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 мая 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л.Ю.
судей Муравьевой Е.Ю., Риб Л.Х.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Останиной М.П.
при участии:
- от заявителя товарищества собственников недвижимости "Уралмашевец-4" (ОГРН 1076600011135, ИНН 6673173551) - Матюнин П.А., предъявлен паспорт, доверенность от 01.05.2017; Матюнина Ю.Е., предъявлен паспорт, доверенность от 01.05.2017;
- от заинтересованного лица Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ОГРН 1076670011131, ИНН 6670169564) - не явились, извещены надлежащим образом;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 22 февраля 2017 года
по делу N А60-54620/2016,
принятое судьей Киселевым Ю.К.,
по заявлению товарищества собственников недвижимости "Уралмашевец-4"
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области
о признании недействительным предписания,
Товарищество собственников недвижимости "Уралмашевец-4" (далее - заявитель, товарищество, ТСН "Уралмашевец-4") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - административный орган, заинтересованное лицо) от 09.08.2016 N 29-08-03-333.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22 февраля 2017 года (резолютивная часть решения объявлена 16.02.2017) заявленные требования удовлетворены, оспариваемое предписание признано недействительным.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы приведены доводы о пропуске ТСН "Уралмашевец-4" срока для обращения в суд с заявлением об оспаривании предписания. Указывает, что судом первой инстанции применен закон, не подлежащий применению, и неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Заявителем письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен. Присутствующие в суде апелляционной инстанции представители заявителя против доводов апелляционной жалобы возражали. Просили решение оставить в силе, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Заинтересованное лицо о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направило, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, Департаментом на основании приказа от 03.08.2016 N 29-08-01-333 в период с 03.08.2016 по 29.08.2016 проведена внеплановая выездная проверка деятельности ТСН "Уралмашевец-4" по управлению, эксплуатации, содержанию, ремонту и предоставлению потребителям коммунальных услуг в жилом доме, расположенном по адресу: г. Екатеринбург, ул. Ильича, д. 27, по вопросу выполнения ранее выданного предписания.
По результатам проверки уполномоченным должностным лицом Департамента составлен акт проверки от 09.08.2016 N 29-08-02-333, в котором отражено, что не соблюдены обязательные требования к обеспечению учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы (отсутствие общедомовых приборов, актов допуска), а именно: в многоквартирном жилом доме N 27 по ул. Ильича в г. Екатеринбурге отсутствует узел учета тепловой энергии, что является нарушением п. 5 ст. 13 Федерального закона РФ от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (л.д. 39).
В целях устранения выявленного в ходе проверки нарушения товариществу выдано предписание от 09.08.2016 N 29-08-03-333, согласно которому заявителю в срок до 01.09.2016 надлежало оборудовать многоквартирный жилой дом узлом учета тепловой энергии (л.д. 37-38).
Не согласившись с выданным предписанием, ТСН "Уралмашевец-4" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и его отмене.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия оснований для признания оспариваемого предписания незаконным и нарушающим права заявителя.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
На основании п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В соответствии с Положением о Департаменте государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 27.05.2015 N 431-ПП, Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим государственный жилищный надзор на территории Свердловской области.
Правоотношения в сфере энергосбережения и энергетической эффективности регулирует Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении).
В подп. "ж" п. 10 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.
Содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) (подп. "к" п. 11 Правил N 491).
Согласно ч. 5 ст. 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В п. 1 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" установлено, что количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета (п. 2 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Материалами дела подтверждено, что ТСН "Уралмашевец-4" осуществляет управление многоквартирными домами N 27, 29 по ул. Ильича города Екатеринбурга Свердловской области, следовательно, с учетом изложенных выше норм права товарищество является лицом, ответственным за содержание указанных многоквартирных домов, обязанным обеспечить в домах установку общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Как правомерно установил суд первой инстанции, теплоснабжение спорных домов осуществляется от теплотрассы одним вводом, проходящим через дом N 29 в дом N 27 по ул. Ильича города Екатеринбурга. При этом границей балансовой ответственности между энергоснабжающей организацией и абонентом является стена между зданиями по ул. Ильича, 29 и Ильича, 31 (источник тепловой энергии находится по адресу: ул. Ильича, 31А).
Кроме того, узел учета потребления тепловой энергии товариществом оборудован на базе комплекса учета энергоносителей ТЭКОН-17 Т и входящего в его состав тепловычислителя.
При таких обстоятельствах, учитывая, что ТСН "Уралмашевец-4", являясь лицом, ответственным за содержание общего имущества многоквартирных жилых домов N 27, 29 по ул. Ильича в г. Екатеринбурге, имеющих общие сети инженерно-технического обеспечения, подключенные к системам централизованного теплоснабжения, суд первой инстанции пришел к выводу, что многоквартирный дом N 27 был оборудован прибором учета потребления тепловой энергии, следовательно, оснований для выдачи предписания у Департамента не имелось.
Предписание, фактические основания для выдачи которого отсутствуют, нарушает права и законные интересы товарищества тем, что административный орган без должных оснований возлагает на него дополнительные обязанности.
При разрешении спора, удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, по мнению суда апелляционной инстанции, ошибочно руководствовался положениями ч. 6 ст. 13 Закона об энергосбережении, что, однако, не повлекло принятия неправосудного решения, доводы апеллятора в указанной части судом апелляционной инстанции принимаются.
В силу ч. 6 ст. 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2012 года собственники введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона жилых домов, дачных домов или садовых домов, которые объединены принадлежащими им или созданным ими организациям (объединениям) общими сетями инженерно-технического обеспечения, подключенными к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и(или) системам централизованного теплоснабжения, и(или) системам централизованного водоснабжения, и(или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами, за исключением систем централизованного газоснабжения, обязаны обеспечить установку коллективных (на границе с централизованными системами) приборов учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Суд апелляционной инстанции полагает, что положения вышеуказанной нормы не распространяют свое действие применительно к многоквартирным жилым домам, несмотря на наличие права у собственников помещений в нескольких многоквартирных домах на объединение в товарищество собственников жилья.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 136 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) товарищество собственников жилья может быть создано собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости документами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах.
В соответствии с разделом 1(1) Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и(или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" в перечень имущества, которое предназначено для совместного использования собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, принявшими решение о создании товарищества собственников жилья в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации, может включаться общее имущество, в отношении которого принято решение, предусмотренное пунктом 3 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно:
а) общее имущество, указанное в подпунктах "е" и "ж" пункта 2 настоящих Правил;
б) общее имущество, если такое имущество отвечает какому-либо из следующих требований:
- совместное использование общего имущества допускается проектной документацией, в соответствии с которой осуществлено строительство, реконструкция, капитальный ремонт таких домов, или технической документацией на эти дома;
- обеспечение работоспособности общего имущества в одном многоквартирном доме из числа таких домов достигается при условии подключения (технологического присоединения) к общему имуществу в другом многоквартирном доме из числа указанных домов - для инженерных систем, оборудования, устройств.
Между тем, прибор учета, фиксирующий расход тепловой энергии в нескольких многоквартирных домах, не является общедомовым прибором учета в силу понятий, используемых в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, согласно которым коллективный (общедомовой) прибор учета - это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Положениями действующего законодательства не предусмотрена установка одного коллективного (общедомового) прибора учета для определения объема поставленного коммунального ресурса в отношении нескольких многоквартирных домов.
В целях определения возможности использования приборов учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении) при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 627 утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения (зарегистрировано в Минюсте России 23.04.2012 N 23933).
В силу п. 2 Приказа Минрегиона России от 29.12.2011 N 627 техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:
а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и(или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);
б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;
в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и(или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и(или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.
Согласно п. 6 Приказа Минрегиона России от 29.12.2011 N 627 результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.
В ходе внеплановой выездной проверки, проведенной Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, заявителем не представлен, а органом надзора не истребован (приказ о проведении внеплановой выездной проверки от 03.08.2016 N 29-08-01-333) акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном жилом доме N 27 по ул. Ильича г. Екатеринбурга.
Материалами дела также не подтверждается, что ранее выданным предписанием (согласно акту п. 1 предписания N 29-05-03-791 от 28.05.2015), исполнение которого было предметом проверки, орган надзора обязывал товарищество представить в подтверждение исполнения предписания акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомового прибора учета тепловой энергии в указанном многоквартирном жилом доме.
Акт проверки от 09.08.2016 N 29-08-02-333 лишь фиксирует отсутствие общедомового прибора учета в данном доме и его наличие в доме N 29 по ул. Ильича г. Екатеринбурга, учитывающего потребление тепловой энергии в домах N 27 и 29, принимаемого к расчету ресурсоснабжающей организацией.
Доказательств исследования технической возможности установки общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном жилом доме N 27 по ул. Ильича г. Екатеринбурга материалы проверки не содержат и суду не представлены.
Между тем характеристика схемы теплоснабжения, представленная в рабочем проекте (с приложением схемы) автоматизированной системы коммерческого учета потреблений тепловой энергии ЖСК "Уралмашевец-4", ул. Ильича, 27, и ул. Ильича, 29, согласованном с ресурсоснабжающей организацией, свидетельствует о том, что система отпуска тепловой энергии на нагрузки заказчика от тепловых сетей осуществляется от теплотрассы одним вводом, граница балансовой ответственности между энергоснабжающей организацией и абонентом - стена между зданиями по ул. Ильича, 29 и Ильича, 31, абоненты, подключенные к тепловой сети после узла учета жилые здания, ул. Ильича, 27 и 29.
Оценка данному документу органом надзора, на которого в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ возложено бремя доказывания законности и обоснованности принимаемого им ненормативного правового акта, не дана, юридически значимые обстоятельства, которые могли послужить основанием для выдачи предписания, не установлены.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недоказанности заинтересованным лицом наличия оснований для принятия мер административного характера. Оспариваемое предписание не соответствует признакам законности и обоснованности, нарушает права и законные интересы заявителя, правомерно признано судом первой инстанции недействительным.
Довод апеллятора о том, что срок на обращение в суд, предусмотренный ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ТСН "Уралмашевец-4" пропущен, отклоняется судом апелляционной инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Из материалов дела следует, что оспариваемое предписание вынесено 09.08.2016.
Заявление ТСН "Уралмашевец-4" подано в Арбитражный суд Свердловской области 09.11.2016, что подтверждается почтовым штемпелем на конверте (л.д. 41).
Таким образом, заявителем не пропущен установленный действующим законодательством срок обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании предписания.
На основании изложенного, оценив в совокупности материалы дела и доводы жалобы, апелляционный суд полагает, что выводы суда первой инстанции о незаконности предписания и наличии оснований для признания его недействительным соответствуют обстоятельствам дела и требованиям законодательства.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению в полном объеме, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, оснований для которой в данном случае не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 февраля 2017 года по делу N А60-54620/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.05.2017 N 17АП-4416/2017-АК ПО ДЕЛУ N А60-54620/2016
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 мая 2017 г. N 17АП-4416/2017-АК
Дело N А60-54620/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 мая 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л.Ю.
судей Муравьевой Е.Ю., Риб Л.Х.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Останиной М.П.
при участии:
- от заявителя товарищества собственников недвижимости "Уралмашевец-4" (ОГРН 1076600011135, ИНН 6673173551) - Матюнин П.А., предъявлен паспорт, доверенность от 01.05.2017; Матюнина Ю.Е., предъявлен паспорт, доверенность от 01.05.2017;
- от заинтересованного лица Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ОГРН 1076670011131, ИНН 6670169564) - не явились, извещены надлежащим образом;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 22 февраля 2017 года
по делу N А60-54620/2016,
принятое судьей Киселевым Ю.К.,
по заявлению товарищества собственников недвижимости "Уралмашевец-4"
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области
о признании недействительным предписания,
установил:
Товарищество собственников недвижимости "Уралмашевец-4" (далее - заявитель, товарищество, ТСН "Уралмашевец-4") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - административный орган, заинтересованное лицо) от 09.08.2016 N 29-08-03-333.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22 февраля 2017 года (резолютивная часть решения объявлена 16.02.2017) заявленные требования удовлетворены, оспариваемое предписание признано недействительным.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы приведены доводы о пропуске ТСН "Уралмашевец-4" срока для обращения в суд с заявлением об оспаривании предписания. Указывает, что судом первой инстанции применен закон, не подлежащий применению, и неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Заявителем письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен. Присутствующие в суде апелляционной инстанции представители заявителя против доводов апелляционной жалобы возражали. Просили решение оставить в силе, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Заинтересованное лицо о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направило, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, Департаментом на основании приказа от 03.08.2016 N 29-08-01-333 в период с 03.08.2016 по 29.08.2016 проведена внеплановая выездная проверка деятельности ТСН "Уралмашевец-4" по управлению, эксплуатации, содержанию, ремонту и предоставлению потребителям коммунальных услуг в жилом доме, расположенном по адресу: г. Екатеринбург, ул. Ильича, д. 27, по вопросу выполнения ранее выданного предписания.
По результатам проверки уполномоченным должностным лицом Департамента составлен акт проверки от 09.08.2016 N 29-08-02-333, в котором отражено, что не соблюдены обязательные требования к обеспечению учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы (отсутствие общедомовых приборов, актов допуска), а именно: в многоквартирном жилом доме N 27 по ул. Ильича в г. Екатеринбурге отсутствует узел учета тепловой энергии, что является нарушением п. 5 ст. 13 Федерального закона РФ от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (л.д. 39).
В целях устранения выявленного в ходе проверки нарушения товариществу выдано предписание от 09.08.2016 N 29-08-03-333, согласно которому заявителю в срок до 01.09.2016 надлежало оборудовать многоквартирный жилой дом узлом учета тепловой энергии (л.д. 37-38).
Не согласившись с выданным предписанием, ТСН "Уралмашевец-4" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и его отмене.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия оснований для признания оспариваемого предписания незаконным и нарушающим права заявителя.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
На основании п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В соответствии с Положением о Департаменте государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 27.05.2015 N 431-ПП, Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим государственный жилищный надзор на территории Свердловской области.
Правоотношения в сфере энергосбережения и энергетической эффективности регулирует Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении).
В подп. "ж" п. 10 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.
Содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) (подп. "к" п. 11 Правил N 491).
Согласно ч. 5 ст. 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В п. 1 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" установлено, что количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета (п. 2 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Материалами дела подтверждено, что ТСН "Уралмашевец-4" осуществляет управление многоквартирными домами N 27, 29 по ул. Ильича города Екатеринбурга Свердловской области, следовательно, с учетом изложенных выше норм права товарищество является лицом, ответственным за содержание указанных многоквартирных домов, обязанным обеспечить в домах установку общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Как правомерно установил суд первой инстанции, теплоснабжение спорных домов осуществляется от теплотрассы одним вводом, проходящим через дом N 29 в дом N 27 по ул. Ильича города Екатеринбурга. При этом границей балансовой ответственности между энергоснабжающей организацией и абонентом является стена между зданиями по ул. Ильича, 29 и Ильича, 31 (источник тепловой энергии находится по адресу: ул. Ильича, 31А).
Кроме того, узел учета потребления тепловой энергии товариществом оборудован на базе комплекса учета энергоносителей ТЭКОН-17 Т и входящего в его состав тепловычислителя.
При таких обстоятельствах, учитывая, что ТСН "Уралмашевец-4", являясь лицом, ответственным за содержание общего имущества многоквартирных жилых домов N 27, 29 по ул. Ильича в г. Екатеринбурге, имеющих общие сети инженерно-технического обеспечения, подключенные к системам централизованного теплоснабжения, суд первой инстанции пришел к выводу, что многоквартирный дом N 27 был оборудован прибором учета потребления тепловой энергии, следовательно, оснований для выдачи предписания у Департамента не имелось.
Предписание, фактические основания для выдачи которого отсутствуют, нарушает права и законные интересы товарищества тем, что административный орган без должных оснований возлагает на него дополнительные обязанности.
При разрешении спора, удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, по мнению суда апелляционной инстанции, ошибочно руководствовался положениями ч. 6 ст. 13 Закона об энергосбережении, что, однако, не повлекло принятия неправосудного решения, доводы апеллятора в указанной части судом апелляционной инстанции принимаются.
В силу ч. 6 ст. 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2012 года собственники введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона жилых домов, дачных домов или садовых домов, которые объединены принадлежащими им или созданным ими организациям (объединениям) общими сетями инженерно-технического обеспечения, подключенными к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и(или) системам централизованного теплоснабжения, и(или) системам централизованного водоснабжения, и(или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами, за исключением систем централизованного газоснабжения, обязаны обеспечить установку коллективных (на границе с централизованными системами) приборов учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Суд апелляционной инстанции полагает, что положения вышеуказанной нормы не распространяют свое действие применительно к многоквартирным жилым домам, несмотря на наличие права у собственников помещений в нескольких многоквартирных домах на объединение в товарищество собственников жилья.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 136 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) товарищество собственников жилья может быть создано собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости документами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах.
В соответствии с разделом 1(1) Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и(или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" в перечень имущества, которое предназначено для совместного использования собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, принявшими решение о создании товарищества собственников жилья в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации, может включаться общее имущество, в отношении которого принято решение, предусмотренное пунктом 3 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно:
а) общее имущество, указанное в подпунктах "е" и "ж" пункта 2 настоящих Правил;
б) общее имущество, если такое имущество отвечает какому-либо из следующих требований:
- совместное использование общего имущества допускается проектной документацией, в соответствии с которой осуществлено строительство, реконструкция, капитальный ремонт таких домов, или технической документацией на эти дома;
- обеспечение работоспособности общего имущества в одном многоквартирном доме из числа таких домов достигается при условии подключения (технологического присоединения) к общему имуществу в другом многоквартирном доме из числа указанных домов - для инженерных систем, оборудования, устройств.
Между тем, прибор учета, фиксирующий расход тепловой энергии в нескольких многоквартирных домах, не является общедомовым прибором учета в силу понятий, используемых в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, согласно которым коллективный (общедомовой) прибор учета - это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Положениями действующего законодательства не предусмотрена установка одного коллективного (общедомового) прибора учета для определения объема поставленного коммунального ресурса в отношении нескольких многоквартирных домов.
В целях определения возможности использования приборов учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении) при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 627 утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения (зарегистрировано в Минюсте России 23.04.2012 N 23933).
В силу п. 2 Приказа Минрегиона России от 29.12.2011 N 627 техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:
а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и(или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);
б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;
в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и(или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и(или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.
Согласно п. 6 Приказа Минрегиона России от 29.12.2011 N 627 результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.
В ходе внеплановой выездной проверки, проведенной Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, заявителем не представлен, а органом надзора не истребован (приказ о проведении внеплановой выездной проверки от 03.08.2016 N 29-08-01-333) акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном жилом доме N 27 по ул. Ильича г. Екатеринбурга.
Материалами дела также не подтверждается, что ранее выданным предписанием (согласно акту п. 1 предписания N 29-05-03-791 от 28.05.2015), исполнение которого было предметом проверки, орган надзора обязывал товарищество представить в подтверждение исполнения предписания акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомового прибора учета тепловой энергии в указанном многоквартирном жилом доме.
Акт проверки от 09.08.2016 N 29-08-02-333 лишь фиксирует отсутствие общедомового прибора учета в данном доме и его наличие в доме N 29 по ул. Ильича г. Екатеринбурга, учитывающего потребление тепловой энергии в домах N 27 и 29, принимаемого к расчету ресурсоснабжающей организацией.
Доказательств исследования технической возможности установки общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном жилом доме N 27 по ул. Ильича г. Екатеринбурга материалы проверки не содержат и суду не представлены.
Между тем характеристика схемы теплоснабжения, представленная в рабочем проекте (с приложением схемы) автоматизированной системы коммерческого учета потреблений тепловой энергии ЖСК "Уралмашевец-4", ул. Ильича, 27, и ул. Ильича, 29, согласованном с ресурсоснабжающей организацией, свидетельствует о том, что система отпуска тепловой энергии на нагрузки заказчика от тепловых сетей осуществляется от теплотрассы одним вводом, граница балансовой ответственности между энергоснабжающей организацией и абонентом - стена между зданиями по ул. Ильича, 29 и Ильича, 31, абоненты, подключенные к тепловой сети после узла учета жилые здания, ул. Ильича, 27 и 29.
Оценка данному документу органом надзора, на которого в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ возложено бремя доказывания законности и обоснованности принимаемого им ненормативного правового акта, не дана, юридически значимые обстоятельства, которые могли послужить основанием для выдачи предписания, не установлены.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недоказанности заинтересованным лицом наличия оснований для принятия мер административного характера. Оспариваемое предписание не соответствует признакам законности и обоснованности, нарушает права и законные интересы заявителя, правомерно признано судом первой инстанции недействительным.
Довод апеллятора о том, что срок на обращение в суд, предусмотренный ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ТСН "Уралмашевец-4" пропущен, отклоняется судом апелляционной инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Из материалов дела следует, что оспариваемое предписание вынесено 09.08.2016.
Заявление ТСН "Уралмашевец-4" подано в Арбитражный суд Свердловской области 09.11.2016, что подтверждается почтовым штемпелем на конверте (л.д. 41).
Таким образом, заявителем не пропущен установленный действующим законодательством срок обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании предписания.
На основании изложенного, оценив в совокупности материалы дела и доводы жалобы, апелляционный суд полагает, что выводы суда первой инстанции о незаконности предписания и наличии оснований для признания его недействительным соответствуют обстоятельствам дела и требованиям законодательства.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению в полном объеме, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, оснований для которой в данном случае не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 февраля 2017 года по делу N А60-54620/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
Судьи
Е.Ю.МУРАВЬЕВА
Л.Х.РИБ
Е.Ю.МУРАВЬЕВА
Л.Х.РИБ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)