Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 20 октября 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихомировым Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Дея" на решение Арбитражного суда Тверской области от 28 июля 2017 года по делу N А66-5459/2017 (судья Рощина С.Е.),
товарищество собственников жилья "Дея" (ОГРН 1046900012796; ИНН 6902026488; место нахождения: 170021, город Тверь, улица Хрустальная, дом 41; далее - ТСЖ "Дея", товарищество) обратилось в Арбитражного суда Тверской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция" Тверской области (ОГРН 1026900522131; ИНН 6905056890; место нахождения: 170026, город Тверь, Комсомольский проспект, дом 4/4; далее - инспекция) о признании недействительным предписания от 07.02.2017 N 158/ОГ-17.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 28 июля 2017 года в удовлетворении требований отказано.
Товарищество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права. Указывает на то, что СП 50.13330.2012 "Свод правил. Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003" (далее - СП 50.13330.2012 "СНиП 23-02-2003 "Тепловая защита зданий") является обязательным к применению, однако его действие распространяется только на проектирование тепловой защиты строящихся или реконструируемых зданий, к эксплуатирующим организациям не применяется.
Отзыв на апелляционную жалобу от инспекции не поступил.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, в связи с этим дело рассмотрено без их участия в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 06.02.2017 N 158/ОГ-17 инспекцией в отношении товарищества проведена внеплановая выездная проверка с целью рассмотрения обращения жителя дома N 41 (корпус 2) по улице Хрустальной города Твери по поводу ненадлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома (промерзание наружной стены).
В ходе проведения проверки управлением установлено и в акте от 07.02.2017 N 158/ОГ-17 зафиксировано, что в квартире N 40 вышеуказанного многоквартирного дома в угловой комнате площадью 16 кв. м выявлены места нарушения теплозащитных свойств наружной торцевой стены. При температуре воздуха в указанной комнате +23 °C, температура на внутренней поверхности наружной стены составила от +13 °C до +17 °C, перепад температур составил 6 °C - 10 °C, при допустимом значении 4 °C, установленном СП 50.13330.2012.
На основании акта проверки товариществу выдано предписание N 158/ОГ-17 от 07.02.2017 об устранении выявленных нарушений.
В соответствии с указанным предписанием товариществу надлежит устранить нарушение правил осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, отраженное в акте N 158/ОГ-17, в части обеспечения теплозащиты наружной торцевой стены в соответствии с нормативными документами в пределах угловой комнаты площадью 16 кв. м с предоставлением акта выполненных работ.
Кроме того, по данному факту управлением в отношении товарищества составлен протокол от 09.02.2017 N 158/ОГ-17 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Управление, рассмотрев материалы дела о нарушении правил содержания и ремонта жилых домов, установило наличие в действиях (бездействии) ТСЖ "Дея" состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, и вынесло постановление от 02.03.2017 N 158/ОГ-17 о назначении заявителю административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным предписанием, товарищество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а, во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Вопросы управления в многоквартирных домах решаются в соответствии с разделом VIII Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), согласно которому право выбора способа управления принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Часть 2.2 статьи 161 ЖК РФ устанавливает, что при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья указанное товарищество несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, ТСЖ "Дея", является организацией, ответственной за содержание, техническое обслуживание и текущий ремонт спорного дома и на него возложена обязанность оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников многоквартирного дома в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Частью 3 статьи 39 ЖК РФ предусмотрено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), которыми предусмотрено, что в состав общего имущества включаются, в частности, помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); крыши.
В силу пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного доме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЖК РФ, подпунктом "в" пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества многоквартирного дома включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
Содержание общего имущества включает в себя, в том числе осмотр общего имущества, осуществляемый ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 названных Правил (пункт 11 Правил N 491).
При этом требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией. Так, на основании пунктов 4.2.1.1, 4.3.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен; обеспечивать теплоустойчивость, теплогидроизоляцию примыканий наружных стен, санитарно - технических устройств и других элементов.
В соответствии с подпунктом 4.2.1.12 Правил N 170, участки стен, промерзающие или отсыревающие вследствие недостаточной теплозащиты, а также стены с малой теплоустойчивостью в жарких районах необходимо утеплять.
В силу пункта 4.10.2.1 Правил N 170 в процессе эксплуатации жилых домов организации по обслуживанию жилищного фонда должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, просушивание увлажненных мест и др.).
В соответствии с пунктом 12 Правил N 491 собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом. Пунктом 4 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, определены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания перекрытий и покрытий многоквартирных домов, к которым в частности относятся выявление наличия следов промерзаний на плитах и на стенах в местах опирания, отслоения защитного слоя бетона и оголения арматуры; проверка состояния утеплителя, гидроизоляции и звукоизоляции, адгезии отделочных слоев к конструкциям перекрытия (покрытия); при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований о безопасности зданий и сооружений.
Указанный перечень национальных стандартов и сводов правил утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1521 (далее - Перечень).
В пункте 35 Перечня имеется ссылка на СП 50.13330.2012 "СНиП 23-02-2003 "Тепловая защита зданий" (разделы 1, 4 (пункты 4.3, 4.4), 5 (пункты 5.1, 5.2, 5.4 - 5.7), 6 (пункт 6.8), 7 (пункт 7.3), 8 (подпункты "а" и "б" пункта 8.1), 9 (пункт 9.1), приложение Г).
В пункте 5.2 СП 50.13330.2012 "СНиП 23-02-2003 "Тепловая защита зданий" содержится таблица 5, которая устанавливает требования к нормируемому температурному перепаду между температурой внутреннего воздуха и температурой внутренней поверхности ограждающей конструкции, которая для жилых зданий составляет 4 °C.
Из материалов дела следует и товариществом документально не опровергнут тот факт, что 07.02.2017 в момент проведения проверки в присутствии председателя правления ТСЖ "Дея" Губень Е.Ф. в квартире N 40 спорного многоквартирного дома в угловой комнате площадью 16 кв. м перепад температур составил 6 °C - 10 °C.
Податель жалобы ссылается на то, что СП 50.13330.2012 "СНиП 23-02-2003 "Тепловая защита зданий" является обязательным к применению, но распространяется только на проектирование тепловой защиты строящихся или реконструируемых зданий, к эксплуатирующим организациям не применяется.
Однако, как правильно указал суд первой инстанции, ТСЖ "Дея" обязано соблюдать требования СП 50.13330.2012 "СНиП 23-02-2003 "Тепловая защита зданий", поскольку их соблюдение обеспечивает выполнение требований Федерального закона, исполнение которого в силу части 2.2 статьи 161 ЖК РФ возложено на товарищество собственников жилья.
Факт выявленного управлением правонарушения подтверждается материалами и товариществом документально не опровергнут.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает тот факт, что вступившими в законную силу судебными актами первой и апелляционной инстанции по делу N А66-2926/2017, в рамках которого заявителем оспаривалось постановление инспекции от 02.03.2017 N 158/ОГ-17 о привлечении товарищества к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ, также принятого в рамках настоящей проверки, установлен факт совершения заявителем правонарушения, а также вина товарищества в его совершении.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, только в том случае, если в нем участвуют те же лица.
Следовательно, данные обстоятельства считаются установленными и не подлежат переоценке в рамках настоящего дела, поскольку участниками спора в рамках дела N А66-2926/2017 являлись те же лица, предметом оценки в рамках упомянутого дела являлись те же обстоятельства, что и в рамках настоящего дела.
Таким образом, принимая во внимание установленные по другому делу обстоятельства, имеющие преюдициальное значение, суд апелляционной инстанции считает правомерным предписание инспекции, оспариваемое в рамках настоящего дела.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1500 руб. относятся на подателя жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Тверской области от 28 июля 2017 года по делу N А66-5459/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Дея" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.10.2017 ПО ДЕЛУ N А66-5459/2017
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 октября 2017 г. по делу N А66-5459/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 20 октября 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихомировым Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Дея" на решение Арбитражного суда Тверской области от 28 июля 2017 года по делу N А66-5459/2017 (судья Рощина С.Е.),
установил:
товарищество собственников жилья "Дея" (ОГРН 1046900012796; ИНН 6902026488; место нахождения: 170021, город Тверь, улица Хрустальная, дом 41; далее - ТСЖ "Дея", товарищество) обратилось в Арбитражного суда Тверской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция" Тверской области (ОГРН 1026900522131; ИНН 6905056890; место нахождения: 170026, город Тверь, Комсомольский проспект, дом 4/4; далее - инспекция) о признании недействительным предписания от 07.02.2017 N 158/ОГ-17.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 28 июля 2017 года в удовлетворении требований отказано.
Товарищество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права. Указывает на то, что СП 50.13330.2012 "Свод правил. Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003" (далее - СП 50.13330.2012 "СНиП 23-02-2003 "Тепловая защита зданий") является обязательным к применению, однако его действие распространяется только на проектирование тепловой защиты строящихся или реконструируемых зданий, к эксплуатирующим организациям не применяется.
Отзыв на апелляционную жалобу от инспекции не поступил.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, в связи с этим дело рассмотрено без их участия в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 06.02.2017 N 158/ОГ-17 инспекцией в отношении товарищества проведена внеплановая выездная проверка с целью рассмотрения обращения жителя дома N 41 (корпус 2) по улице Хрустальной города Твери по поводу ненадлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома (промерзание наружной стены).
В ходе проведения проверки управлением установлено и в акте от 07.02.2017 N 158/ОГ-17 зафиксировано, что в квартире N 40 вышеуказанного многоквартирного дома в угловой комнате площадью 16 кв. м выявлены места нарушения теплозащитных свойств наружной торцевой стены. При температуре воздуха в указанной комнате +23 °C, температура на внутренней поверхности наружной стены составила от +13 °C до +17 °C, перепад температур составил 6 °C - 10 °C, при допустимом значении 4 °C, установленном СП 50.13330.2012.
На основании акта проверки товариществу выдано предписание N 158/ОГ-17 от 07.02.2017 об устранении выявленных нарушений.
В соответствии с указанным предписанием товариществу надлежит устранить нарушение правил осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, отраженное в акте N 158/ОГ-17, в части обеспечения теплозащиты наружной торцевой стены в соответствии с нормативными документами в пределах угловой комнаты площадью 16 кв. м с предоставлением акта выполненных работ.
Кроме того, по данному факту управлением в отношении товарищества составлен протокол от 09.02.2017 N 158/ОГ-17 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Управление, рассмотрев материалы дела о нарушении правил содержания и ремонта жилых домов, установило наличие в действиях (бездействии) ТСЖ "Дея" состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, и вынесло постановление от 02.03.2017 N 158/ОГ-17 о назначении заявителю административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным предписанием, товарищество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а, во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Вопросы управления в многоквартирных домах решаются в соответствии с разделом VIII Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), согласно которому право выбора способа управления принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Часть 2.2 статьи 161 ЖК РФ устанавливает, что при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья указанное товарищество несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, ТСЖ "Дея", является организацией, ответственной за содержание, техническое обслуживание и текущий ремонт спорного дома и на него возложена обязанность оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников многоквартирного дома в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Частью 3 статьи 39 ЖК РФ предусмотрено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), которыми предусмотрено, что в состав общего имущества включаются, в частности, помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); крыши.
В силу пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного доме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЖК РФ, подпунктом "в" пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества многоквартирного дома включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
Содержание общего имущества включает в себя, в том числе осмотр общего имущества, осуществляемый ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 названных Правил (пункт 11 Правил N 491).
При этом требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией. Так, на основании пунктов 4.2.1.1, 4.3.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен; обеспечивать теплоустойчивость, теплогидроизоляцию примыканий наружных стен, санитарно - технических устройств и других элементов.
В соответствии с подпунктом 4.2.1.12 Правил N 170, участки стен, промерзающие или отсыревающие вследствие недостаточной теплозащиты, а также стены с малой теплоустойчивостью в жарких районах необходимо утеплять.
В силу пункта 4.10.2.1 Правил N 170 в процессе эксплуатации жилых домов организации по обслуживанию жилищного фонда должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, просушивание увлажненных мест и др.).
В соответствии с пунктом 12 Правил N 491 собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом. Пунктом 4 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, определены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания перекрытий и покрытий многоквартирных домов, к которым в частности относятся выявление наличия следов промерзаний на плитах и на стенах в местах опирания, отслоения защитного слоя бетона и оголения арматуры; проверка состояния утеплителя, гидроизоляции и звукоизоляции, адгезии отделочных слоев к конструкциям перекрытия (покрытия); при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований о безопасности зданий и сооружений.
Указанный перечень национальных стандартов и сводов правил утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1521 (далее - Перечень).
В пункте 35 Перечня имеется ссылка на СП 50.13330.2012 "СНиП 23-02-2003 "Тепловая защита зданий" (разделы 1, 4 (пункты 4.3, 4.4), 5 (пункты 5.1, 5.2, 5.4 - 5.7), 6 (пункт 6.8), 7 (пункт 7.3), 8 (подпункты "а" и "б" пункта 8.1), 9 (пункт 9.1), приложение Г).
В пункте 5.2 СП 50.13330.2012 "СНиП 23-02-2003 "Тепловая защита зданий" содержится таблица 5, которая устанавливает требования к нормируемому температурному перепаду между температурой внутреннего воздуха и температурой внутренней поверхности ограждающей конструкции, которая для жилых зданий составляет 4 °C.
Из материалов дела следует и товариществом документально не опровергнут тот факт, что 07.02.2017 в момент проведения проверки в присутствии председателя правления ТСЖ "Дея" Губень Е.Ф. в квартире N 40 спорного многоквартирного дома в угловой комнате площадью 16 кв. м перепад температур составил 6 °C - 10 °C.
Податель жалобы ссылается на то, что СП 50.13330.2012 "СНиП 23-02-2003 "Тепловая защита зданий" является обязательным к применению, но распространяется только на проектирование тепловой защиты строящихся или реконструируемых зданий, к эксплуатирующим организациям не применяется.
Однако, как правильно указал суд первой инстанции, ТСЖ "Дея" обязано соблюдать требования СП 50.13330.2012 "СНиП 23-02-2003 "Тепловая защита зданий", поскольку их соблюдение обеспечивает выполнение требований Федерального закона, исполнение которого в силу части 2.2 статьи 161 ЖК РФ возложено на товарищество собственников жилья.
Факт выявленного управлением правонарушения подтверждается материалами и товариществом документально не опровергнут.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает тот факт, что вступившими в законную силу судебными актами первой и апелляционной инстанции по делу N А66-2926/2017, в рамках которого заявителем оспаривалось постановление инспекции от 02.03.2017 N 158/ОГ-17 о привлечении товарищества к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ, также принятого в рамках настоящей проверки, установлен факт совершения заявителем правонарушения, а также вина товарищества в его совершении.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, только в том случае, если в нем участвуют те же лица.
Следовательно, данные обстоятельства считаются установленными и не подлежат переоценке в рамках настоящего дела, поскольку участниками спора в рамках дела N А66-2926/2017 являлись те же лица, предметом оценки в рамках упомянутого дела являлись те же обстоятельства, что и в рамках настоящего дела.
Таким образом, принимая во внимание установленные по другому делу обстоятельства, имеющие преюдициальное значение, суд апелляционной инстанции считает правомерным предписание инспекции, оспариваемое в рамках настоящего дела.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1500 руб. относятся на подателя жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 28 июля 2017 года по делу N А66-5459/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Дея" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Ю.ДОКШИНА
А.Ю.ДОКШИНА
Судьи
Н.В.МУРАХИНА
Н.Н.ОСОКИНА
Н.В.МУРАХИНА
Н.Н.ОСОКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)