Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.10.2017 ПО ДЕЛУ N А66-5459/2017

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 октября 2017 г. по делу N А66-5459/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 20 октября 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихомировым Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Дея" на решение Арбитражного суда Тверской области от 28 июля 2017 года по делу N А66-5459/2017 (судья Рощина С.Е.),
установил:

товарищество собственников жилья "Дея" (ОГРН 1046900012796; ИНН 6902026488; место нахождения: 170021, город Тверь, улица Хрустальная, дом 41; далее - ТСЖ "Дея", товарищество) обратилось в Арбитражного суда Тверской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция" Тверской области (ОГРН 1026900522131; ИНН 6905056890; место нахождения: 170026, город Тверь, Комсомольский проспект, дом 4/4; далее - инспекция) о признании недействительным предписания от 07.02.2017 N 158/ОГ-17.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 28 июля 2017 года в удовлетворении требований отказано.
Товарищество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права. Указывает на то, что СП 50.13330.2012 "Свод правил. Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003" (далее - СП 50.13330.2012 "СНиП 23-02-2003 "Тепловая защита зданий") является обязательным к применению, однако его действие распространяется только на проектирование тепловой защиты строящихся или реконструируемых зданий, к эксплуатирующим организациям не применяется.
Отзыв на апелляционную жалобу от инспекции не поступил.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, в связи с этим дело рассмотрено без их участия в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 06.02.2017 N 158/ОГ-17 инспекцией в отношении товарищества проведена внеплановая выездная проверка с целью рассмотрения обращения жителя дома N 41 (корпус 2) по улице Хрустальной города Твери по поводу ненадлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома (промерзание наружной стены).
В ходе проведения проверки управлением установлено и в акте от 07.02.2017 N 158/ОГ-17 зафиксировано, что в квартире N 40 вышеуказанного многоквартирного дома в угловой комнате площадью 16 кв. м выявлены места нарушения теплозащитных свойств наружной торцевой стены. При температуре воздуха в указанной комнате +23 °C, температура на внутренней поверхности наружной стены составила от +13 °C до +17 °C, перепад температур составил 6 °C - 10 °C, при допустимом значении 4 °C, установленном СП 50.13330.2012.
На основании акта проверки товариществу выдано предписание N 158/ОГ-17 от 07.02.2017 об устранении выявленных нарушений.
В соответствии с указанным предписанием товариществу надлежит устранить нарушение правил осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, отраженное в акте N 158/ОГ-17, в части обеспечения теплозащиты наружной торцевой стены в соответствии с нормативными документами в пределах угловой комнаты площадью 16 кв. м с предоставлением акта выполненных работ.
Кроме того, по данному факту управлением в отношении товарищества составлен протокол от 09.02.2017 N 158/ОГ-17 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Управление, рассмотрев материалы дела о нарушении правил содержания и ремонта жилых домов, установило наличие в действиях (бездействии) ТСЖ "Дея" состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, и вынесло постановление от 02.03.2017 N 158/ОГ-17 о назначении заявителю административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным предписанием, товарищество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а, во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Вопросы управления в многоквартирных домах решаются в соответствии с разделом VIII Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), согласно которому право выбора способа управления принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Часть 2.2 статьи 161 ЖК РФ устанавливает, что при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья указанное товарищество несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, ТСЖ "Дея", является организацией, ответственной за содержание, техническое обслуживание и текущий ремонт спорного дома и на него возложена обязанность оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников многоквартирного дома в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Частью 3 статьи 39 ЖК РФ предусмотрено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), которыми предусмотрено, что в состав общего имущества включаются, в частности, помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); крыши.
В силу пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного доме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЖК РФ, подпунктом "в" пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества многоквартирного дома включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
Содержание общего имущества включает в себя, в том числе осмотр общего имущества, осуществляемый ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 названных Правил (пункт 11 Правил N 491).
При этом требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией. Так, на основании пунктов 4.2.1.1, 4.3.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен; обеспечивать теплоустойчивость, теплогидроизоляцию примыканий наружных стен, санитарно - технических устройств и других элементов.
В соответствии с подпунктом 4.2.1.12 Правил N 170, участки стен, промерзающие или отсыревающие вследствие недостаточной теплозащиты, а также стены с малой теплоустойчивостью в жарких районах необходимо утеплять.
В силу пункта 4.10.2.1 Правил N 170 в процессе эксплуатации жилых домов организации по обслуживанию жилищного фонда должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, просушивание увлажненных мест и др.).
В соответствии с пунктом 12 Правил N 491 собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом. Пунктом 4 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, определены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания перекрытий и покрытий многоквартирных домов, к которым в частности относятся выявление наличия следов промерзаний на плитах и на стенах в местах опирания, отслоения защитного слоя бетона и оголения арматуры; проверка состояния утеплителя, гидроизоляции и звукоизоляции, адгезии отделочных слоев к конструкциям перекрытия (покрытия); при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований о безопасности зданий и сооружений.
Указанный перечень национальных стандартов и сводов правил утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1521 (далее - Перечень).
В пункте 35 Перечня имеется ссылка на СП 50.13330.2012 "СНиП 23-02-2003 "Тепловая защита зданий" (разделы 1, 4 (пункты 4.3, 4.4), 5 (пункты 5.1, 5.2, 5.4 - 5.7), 6 (пункт 6.8), 7 (пункт 7.3), 8 (подпункты "а" и "б" пункта 8.1), 9 (пункт 9.1), приложение Г).
В пункте 5.2 СП 50.13330.2012 "СНиП 23-02-2003 "Тепловая защита зданий" содержится таблица 5, которая устанавливает требования к нормируемому температурному перепаду между температурой внутреннего воздуха и температурой внутренней поверхности ограждающей конструкции, которая для жилых зданий составляет 4 °C.
Из материалов дела следует и товариществом документально не опровергнут тот факт, что 07.02.2017 в момент проведения проверки в присутствии председателя правления ТСЖ "Дея" Губень Е.Ф. в квартире N 40 спорного многоквартирного дома в угловой комнате площадью 16 кв. м перепад температур составил 6 °C - 10 °C.
Податель жалобы ссылается на то, что СП 50.13330.2012 "СНиП 23-02-2003 "Тепловая защита зданий" является обязательным к применению, но распространяется только на проектирование тепловой защиты строящихся или реконструируемых зданий, к эксплуатирующим организациям не применяется.
Однако, как правильно указал суд первой инстанции, ТСЖ "Дея" обязано соблюдать требования СП 50.13330.2012 "СНиП 23-02-2003 "Тепловая защита зданий", поскольку их соблюдение обеспечивает выполнение требований Федерального закона, исполнение которого в силу части 2.2 статьи 161 ЖК РФ возложено на товарищество собственников жилья.
Факт выявленного управлением правонарушения подтверждается материалами и товариществом документально не опровергнут.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает тот факт, что вступившими в законную силу судебными актами первой и апелляционной инстанции по делу N А66-2926/2017, в рамках которого заявителем оспаривалось постановление инспекции от 02.03.2017 N 158/ОГ-17 о привлечении товарищества к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ, также принятого в рамках настоящей проверки, установлен факт совершения заявителем правонарушения, а также вина товарищества в его совершении.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, только в том случае, если в нем участвуют те же лица.
Следовательно, данные обстоятельства считаются установленными и не подлежат переоценке в рамках настоящего дела, поскольку участниками спора в рамках дела N А66-2926/2017 являлись те же лица, предметом оценки в рамках упомянутого дела являлись те же обстоятельства, что и в рамках настоящего дела.
Таким образом, принимая во внимание установленные по другому делу обстоятельства, имеющие преюдициальное значение, суд апелляционной инстанции считает правомерным предписание инспекции, оспариваемое в рамках настоящего дела.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1500 руб. относятся на подателя жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 28 июля 2017 года по делу N А66-5459/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Дея" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Ю.ДОКШИНА
Судьи
Н.В.МУРАХИНА
Н.Н.ОСОКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)