Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.07.2017 N 12АП-6438/2017 ПО ДЕЛУ N А12-7474/2017

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июля 2017 г. по делу N А12-7474/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июля 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Храмовой Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Флагман"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15 мая 2017 года по делу N А12-7474/2017 (судья Пономарева Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Флагман" (400009, г. Волгоград, ул. им. Пельше, д. 9, ОГРН 1063459023682, ИНН 3442082100)
к администрации Волгограда (400131, г. Волгоград, ул. Володарского, д. 5, ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139) в лице управления "Жилищная инспекция Волгограда" (400066, г. Волгоград, ул. Чуйкова, д. 15)
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:

В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Флагман" (далее - ООО "Флагман", общество, заявитель) с заявлением о признании недействительными предписания администрации Волгограда в лице управления "Жилищная инспекция Волгограда" администрации Волгограда (далее - административный орган, Управление) от 26.01.2017 N 3864-р о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, распоряжения администрации Волгограда в лице управления "Жилищная инспекция Волгограда" от 21.12.2016 N 3864-р о проведении внеплановой документарной проверки.
Решением суда первой инстанции от 15 мая 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Флагман" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения управления "Жилищная инспекция Волгограда" администрации Волгограда от 21.12.2016 N 3864-р с целью проверки доводов, изложенных в обращении гражданина, проживающего по адресу: г. Волгоград, ул. Ополченская, д. 61, по вопросу отсутствия начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению в платежных документах, в период с 23.01.2017 по 27.01.2017 проведена внеплановая документарная проверка ООО "Флагман", результаты которой отражены в акте проверки 27.01.2017 N 3864-р.
В ходе проведенной проверки управлением установлено, что с сентября 2016 года ООО "Флагман" в нарушение пункта 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами) не производило начисление платы за коммунальную услугу по электроснабжению жителям многоквартирного дома по адресу: г. Волгоград, ул. Ополченская, д. 61.
26.01.2017 управлением обществу выдано предписание N 3864-р о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в соответствии с которым ООО "Флагман" в срок до 26.03.2017 надлежит осуществлять выставление платы за коммунальные услуги по электроснабжению для оплаты потребителям многоквартирного дома по адресу: г. Волгоград, ул. Ополченская, д. 61, в платежных документах для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг.
ООО "Флагман", полагая, что распоряжение от 21.12.2016 N 3864-р и выданное административным органом предписание от 26.01.2017 N 3864-р являются незаконными и нарушают права и законные интересы общества, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции основывался на том, что у общества как исполнителя коммунальных услуг имеется обязанность по выставлению потребителям платежных документов.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными.
Согласно части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований, в том числе, к деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи.
Как установлено Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ), предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
В силу части 1 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2 - 10 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ, а также федеральными законами, регулирующими осуществление видов деятельности в соответствии с частью 4 статьи 1 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ и положения Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ предметом внеплановой проверки, является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Одним из оснований проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены) (подпункт "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).
Также частью 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, является поступление в орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления к порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
В соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).
В силу частей 1 и 2 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
К акту проверки прилагаются, в том числе, предписания об устранении выявленных нарушений.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
На основании пункта 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В рассматриваемом случае управление проводило внеплановую документарную проверку в связи с обращением гражданина об отсутствии начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению.
В соответствии с постановлением правительства Волгоградской области от 25.07.2013 N 348-п "О региональном государственном жилищном надзоре на территории Волгоградской области" государственный жилищный надзор осуществляется должностными лицами инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области и должностными лицами органов местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области. Указанные должностные лица являются государственными жилищными инспекторами Волгоградской области.
Полномочия и организация деятельности отдела управления, проводившего внеплановую документарную проверку, определены Положением об отделе контроля за определением размера и внесением платы за коммунальные услуги, установлением размера платы за содержание и ремонт жилого помещения управления, утвержденным постановлением администрации Волгограда от 30.12.2015 N 1865.
На основании пункта 3.3. Положения об отделе, работники отдела назначаются на должность и освобождаются от занимаемой должности распоряжением администрации Волгограда и несут персональную ответственность за исполнение возложенных на них обязанностей.
В соответствии с пунктом 3 распоряжения от 21.12.2016 N 3864-р о проведении внеплановой документарной проверки лицом, уполномоченным на проведение проверки, назначена Ладынина Н.С., ведущий специалист отдела контроля за определением размера и внесением платы за коммунальные услуги, установлением размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, назначенная на должность распоряжением администрации Волгограда от 04.05.2016 N 307-р.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. В процессе проведения документарной проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, представленные в порядке, установленном статьей 8 настоящего Федерального закона, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этих юридического лица, индивидуального предпринимателя государственного контроля (надзора), муниципального контроля (пункт 3 статьи 11 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).
Пунктом 4 статьи 11 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ предусмотрено, что в случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля направляют в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки.
В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обращение гражданина, в данном случае, являлось законным основанием для проведения внеплановой проверки в рамках лицензионного контроля. Проверка проведена в соответствии с компетенцией и полномочиями отдела должностным лицом, указанном в распоряжении; в адрес общества вместе с запросом направлена заверенная копия распоряжения.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц (часть 1.1. статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с частью 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Основанием для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги является платежный документ, который исполнитель обязан представить потребителям в срок не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; ресурсоснабжающей организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Пунктом 67 Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
Из изложенного следует, что платежные документы выставляются потребителям исполнителем коммунальных услуг.
Из материалов дела следует, что ООО "Флагман" является исполнителем коммунальных услуг по электроснабжению для потребителей многоквартирного дома по адресу: г. Волгоград, ул. Ополченская, д. 61, на основании договора от 03.08.2015 N 5011915/15 с публичным акционерным обществом "Волгоградэнергосбыт".
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами управление многоквартирным домом обеспечивается в том числе оформлением платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
В части 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 данной статьи и статьей 171 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с пунктом 7 протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу г. Волгоград, ул. Ополченская, д. 61, от 12.02.2016 N 1 собственники реализовали право, предусмотренное частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и приняли решение о переходе на прямые расчеты с ресурсоснабжающей организацией.
При реализации данного права в соответствии с пунктом 27 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, сторонами договора ресурсоснабжения вносятся соответствующие изменения в договор ресурсоснабжения.
При этом именно исполнитель коммунальных услуг указывает в платежных документах, представляемых собственникам, нанимателям помещений в многоквартирном доме реквизиты для внесения платы за соответствующий коммунальный ресурс.
Таким образом, собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги (кроме потребляемых на общедомовые нужды) непосредственно ресурсоснабжающей организации при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, и при условии, что решение о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги принято на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Закрепление решением общего собрания собственников многоквартирного дома порядка внесения платы за коммунальные услуги (переход на прямые расчеты) означает установление нового способа исполнения обязательств потребителями коммунальных услуг перед исполнителем в лице управляющей организации по договору, содержащему положения о предоставлении таких услуг, и не влечет возникновение договорных отношений между потребителем и ресурсоснабжающей организацией.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 05.05.2014 N АКПИ14-197.
Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, прямые расчеты - это лишь особый способ исполнения обязательства собственников помещений перед исполнителем коммунальных услуг, само обязательство при этом остается неизменным. Поэтому, принятие собственниками помещений решения вносить плату за потребленные коммунальные ресурсы напрямую с ресурсоснабжающей организацией не снимает с управляющей компании, как исполнителя коммунальных услуг, обязанности по заключению договоров ресурсоснабжения (внесению соответствующих изменений в уже заключенные), оформлению платежных документов и направлению их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
В ходе проверки административным органом установлено, что с сентября 2016 года в платежных документах, предъявляемых обществом потребителям многоквартирного дома по адресу: г. Волгоград, ул. Ополченская, д. 61, отсутствует строка для оплаты коммунальной услуги по электроснабжению.
Судом первой инстанции правомерно отмечено, что в рассматриваемом случае при наличии у управляющей компании (ООО "Флагман") договора с ресурсоснабжающей организацией (ПАО "Волгоградэнергосбыт") условия для наступления прямых договорных отношений между потребителями многоквартирного дома и ресурсоснабжающей организацией отсутствуют.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что предписание управления "Жилищная инспекция Волгограда" администрации Волгограда от 26.01.2017 N 3864-р соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы ООО "Флагман", в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе общество настаивает на том, что оформление платежных документов и направление их потребителям для оплаты не является обязанностью исполнителя коммунальных услуг.
Апелляционный суд признает данный довод несостоятельным, поскольку подпунктом "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, пунктом 67 Правил предоставления коммунальных услуг обязанность по выставлению платежных документов возложена на исполнителя коммунальных услуг, которым в рассматриваемом случае является ООО "Флагман".
Обжалуя решение суда первой инстанции, общество указывает на отсутствие оснований для проведения внеплановой проверки.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод, поскольку согласно распоряжению от 21.12.2016 N 3864-р основанием для проведения проверки послужило обращение гражданина, являющееся законным основанием для проведения внеплановой проверки в рамках лицензионного контроля.
В апелляционной жалобе ООО "Флагман" указывает, что на врученной представителю заявителя копии распоряжения о проведении проверки отсутствует печать административного органа.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в силу пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ данное нарушение не является грубым, влекущим недействительность результатов проверки.
По мнению заявителя, распоряжением от 21.12.2016 N 3864-р административный орган истребовал у ООО "Флагман" документы, не имеющие отношения к предмету проверки, в том числе договор на поставку коммунальной услуги, заключенный с ПАО "Энергосбыт", копии оферты, соглашения о ведении переговоров, протоколов разногласий к договору.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод, поскольку истребованные управлением документы имеют непосредственное отношение к целям и задачам проверки: проверке доводов об отсутствии начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению в платежных документах, нарушении ООО "Флагман" лицензионных требований.
Апелляционная коллегия считает, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Доводы ООО "Флагман" не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
При подаче апелляционной жалобы ООО "Флагман" было заявлено ходатайство о предоставлении отсрочки по уплате государственной пошлины до рассмотрения апелляционной жалобы.
Определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31 мая 2017 года обществу предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины до рассмотрения апелляционной жалобы на решение суда первой инстанции.
Учитывая, что решение по делу состоялось не в пользу заявителя, то с общества в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15 мая 2017 года по делу N А12-7474/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Флагман" в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья
А.В.СМИРНИКОВ
Судьи
В.В.ЗЕМЛЯННИКОВА
Ю.А.КОМНАТНАЯ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)