Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 29.08.2017 ПО ДЕЛУ N А60-943/2017

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 августа 2017 г. по делу N А60-943/2017


Резолютивная часть решения объявлена 22 августа 2017 года
Полный текст решения изготовлен 29 августа 2017 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Ю.В. Кудиновой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания К.Р. Абсолямовой рассмотрел дело
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Чкаловская" (ИНН 6659075961, ОГРН 1026602961440)
к Акционерному обществу "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" (ИНН 5116000922, ОГРН 1095110000325),
Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО", МУП "Екатеринбургэнерго" и АО "Екатеринбургская теплосетевая компания"
о присуждении к исполнению обязанности в натуре
при участии в судебном заседании:
от истца - Вяткин И.В., представитель по доверенности от 09.01.2017,
от ответчика АО "ГУ ЖКХ" - Габдулкагиров Р.М., представитель по доверенности N 1706 от 31.10.2016,
от ответчика ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ - Аюпов Р.Р., представитель по доверенности N 2 от 05.06.2017,
от ответчика Министерства обороны РФ - Скорикова Д.О., представитель по доверенности N 212/1/246 от 19.12.2016,
от третьего лица АО "ЕТК" - Степанова З.И., представитель по доверенности N 66 АА 4191212 от 30.01.2017,
от ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" и МУП "Екатеринбургэнерго": не явились.

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Чкаловская" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Акционерному обществу "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" о присуждении к исполнению обязанности в натуре, а именно: об обязании ответчика обеспечить бесперебойную круглосуточную подачу горячей воды надлежащего качества с температурой не ниже 60 и не выше 75 градусов Цельсия в многоквартирные жилые дома до внешних границ домов, расположенных по адресу: г. Екатеринбург, ул. Щербакова, 113, 115, 119, 139, 141, 141-А, 141-Б, 145, ул. Прониной, 121.
Определением от 23.05.2017 арбитражный суд по ходатайству истца привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации.
Далее определением от 22.06.2017 арбитражный суд по ходатайству истца привлек в качестве второго ответчика Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, исключив его из числа третьих лиц по делу.
Определением от 12.07.2017 арбитражный суд привлек к участию в деле в качестве другого ответчика Российскую Федерацию в лице Министерства обороны Российской Федерации.
Определением от 27.07.2017 арбитражный суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, МУП "Екатеринбургэнерго" и АО "Екатеринбургская теплосетевая компания".
В судебном заседании 22.08.2017 истец поддержал исковые требования.
Ответчик АО "ГУ ЖКХ" требования не признал, указав в письменном отзыве следующее:
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.11.2016 N 2365-р Акционерное общество "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" определено единственным исполнителем осуществляемых Минобороны России в 2017 - 2018 годах закупок работ и услуг, связанных с поставкой, передачей тепловой энергии и теплоносителя, водоснабжением, транспортировкой и подвозом воды, водоотведением, транспортировкой и очисткой сточных вод, обслуживанием объектов газового хозяйства обслуживанием казарменно-жилищного фонда и Объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры.
Указанным Постановлением для Министерства обороны РФ было предписано обеспечить в установленном порядке передачу на срок действия Государственных контрактов имущество Минобороны России, необходимого для исполнения Государственных контрактов.
Во исполнение указанного нормативного акта, Министерством обороны РФ заключен с АО "ГУ ЖКХ" Государственный контракт от 30.12.2016 N 7-ТХ на оказание услуг по поставке тепловой энергии и горячего водоснабжения для нужд Минобороны России и подведомственных Минобороны России организаций в 2017 году.
Согласно п. 2.8 Государственного контракта ответчик оказывает услуги на объектах Министерства обороны РФ с использованием объектов теплового хозяйства и оборудования государственного заказчика, передаваемых по актам.
30 декабря 2016 года между ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" и ответчиком на срок действия государственного контракта до 30.04.2017 был подписан акт приема-передачи теплового хозяйства, в том числе были переданы сети ГВС, расположенные на территории г. Екатеринбурга (Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Щербакова 145, 120); в пункте 70 Акта указано, что состояние сетей ГВС крайне неудовлетворительное, не позволяющее использовать их для исполнения обязательств принятых по государственному контракту. Требуется полная реконструкция сетей с прокладкой нового циркуляционного трубопровода ГВС.
Пунктом 1.4 Акта от 30.12.2016 предусмотрено, что в случае обнаружения при передаче имущества недостатков, влияющих на выполнения государственного контракта, балансодержатель вправе заменить передаваемое имущество. До настоящего момента реконструкция сетей не была произведена.
Государственный контракт и акт от 30.12.2016 не возлагает на АО "ГУ ЖКХ" обязанности проведения капитального ремонта сетей ГВС, необходимого для обеспечения подачи горячей воды населению надлежащего качества.
Вопрос об обеспечении горячим водоснабжением жилых домов, находящихся в управлении Истца, поднимался на заседание Администрации Чкаловского района города Екатеринбурга от 19.01.2017 по результатам заседания было установлено, что для подачи горячей воды надлежащего качества в многоквартирные дома (г. Екатеринбург, ул. Щербакова, 113, 115, 119, 139, 141, 141А, 141Б, 145, ул. Прониной 121) необходима полномасштабная реконструкция сетей ГВС, что АО "ГУ ЖКХ" не уполномочено выполнять в рамках, заключенного Государственного контракта.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. АО "ГУ ЖКХ" не является надлежащим Ответчиком по настоящему делу.
Также ответчик указал, что в качестве доказательств, подтверждающих состояние ГВС, не соответствующих СанПиН 2.1.4.2496-09, истец прилагает показания общедомовых приборов учета, установленных в многоквартирных домах, однако ответчик считает, что данные доказательства не могут являться допустимыми в силу следующих обстоятельств.
Согласно п. 35 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808, для заключения договора теплоснабжения заявитель направляет заявку на заключение договора теплоснабжения, содержащую, в числе прочих, сведения об имеющихся приборах учета тепловой энергии, теплоносителя и их технических характеристике.
Заявка, поданная Истцом для заключения договора поставки ГВС от 31.01.2016 N 52, не содержала сведений о наличии общедомовых приборов учета.
До настоящего момента общедомовые приборы учета ГВС надлежащим образом в порядке, предусмотренном п. п. 61 - 67 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034, не сданы Ответчику.
Акты ввода в эксплуатацию узлов учета между сторонами не подписаны, таким образом, показания общедомовых приборов учета не могут приниматься в качестве допустимых доказательств.
Дополнительно ответчик указал на возврат сетей балансодержателю ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО".
Ответчик ФГБУ "ЦЖКУ" требования не признал, указал в письменном отзыве, что Министерством обороны Российской Федерации принято решение от 02 марта 2017 года N 155 о создании федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России (ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ).
Основной целью ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Российской Федерации.
Приказом директора департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 24 марта 2017 года N 844, имущество, необходимое выполнения государственного задания по осуществлению содержания и эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставлению коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации закреплено за ФГБУ "ЦЖКУ" на праве оперативного управления.
Между тем, право оперативного управления, являясь разновидностью ограниченного вещного права, в соответствии с абз. 5 п. 1 ст. 216 ГК РФ подлежит обязательной государственной регистрации.
В соответствии с п. 2 ст. 8 ГК РФ права имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него. Аналогичная позиция содержится в постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленуме ВАС N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
К настоящему моменту право оперативного управления на имущество, подлежащее передаче согласно приказу директора ДИО МО РФ от 24 марта 2017 года, в надлежащем порядке не зарегистрировано. Кроме того, согласно ч. 1 ст. 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года 190-ФЗ "О теплоснабжении" передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Таким образом, передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной собственности может быть осуществлена только по договорам аренды или по концессионным соглашениям. Передача указанных прав в отношении объектов теплоснабжения в оперативное управление Законом о теплоснабжении не предусмотрена.
Письмом Региональной энергетической комиссии Свердловской области N 02-Г2928 от 15.05.2017 ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ было отказано в установлении тарифов на тепловую энергию, данное решение мотивировано отсутствием законных оснований у ФГБУ "ЦЖКУ" для эксплуатации объектов коммунального хозяйства Министерства обороны Российской Федерации.
Ответчик Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации требования также не признал, указав в письменном отзыве, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.06.2015 N 1089-р акционерное общество "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" определено единственным исполнителем осуществляемых Министерством обороны Российской Федерации в 2015 - 2016 г.г. закупок, работ и услуг, связаных с поставкой, передачей тепловой энергии и теплоносителя, водоснабжением, транспортировкой и подвозом воды, водоотведением, транспортировкой и очисткой сточных вод, обслуживанием казарменно-жилищного фонда и объектов коммунальной и хозяйственной инфраструктуры, включая электросетевое хозяйство, для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных ему государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений.
Также распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.11.2016 АО "ГУ ЖКХ" определено единственным исполнителем осуществляемых Министерством обороны Российской Федерации в 2017 - 2018 г.г. закупок работ и услуг, связанных с поставкой, передачей тепловой энергии и теплоносителя, водоснабжением, транспортировкой и подвозом воды, водоотведением, транспортировкой и очисткой сточных вод, обслуживание объектов газового хозяйства, казарменно-жилищного фонда, с комплексным техническим обслуживанием, текущим ремонтом, санитарным содержанием объектов, вывоз твердых коммунальных и жидких бытовых отходов с объектов казарменно-жилищного фонда для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений.
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации Департаментом имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации на основании приказов от 21.09.2015 N 2134 "О предоставлении недвижимого имущества в безвозмездное пользование АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства", ряд объектов недвижимости был передан во временное безвозмездное пользование АО "ГУЖКХ" согласно договору от 07.10.2015 N БП/ГУЖКХ-ТХ-6 о передаче объектов во временное безвозмездное пользование АО "ГУ ЖКХ", в том числе спорные объекты.
Согласно статье 695 Гражданского кодекса Российской Федерации, ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.
Согласно условиям договора о передаче объектов во временное пользование АО "ГУ ЖКХ" от 07.10.2015 N БП/ГУЖКХ-ТХ-6 ссудополучатель обязан все расходы нести по содержанию имущества и использовать его в соответствии с условиями договора (п. 2.2.3 договора).
Согласно п. 1.4 договора о передаче объектов в случае обнаружения при передаче имущества его недостатков, влияющих на выполнение Контракта, Ссудодатель имеет право заменить передаваемое имущество на имущество с аналогичными характеристиками.
Однако данное положение договора не обязывает ссудодателя заменять передаваемое имущество.
В материалы дела ответчиком АО "ГУ ЖКХ" не представлены документы, подтверждающих, что он обращался к собственнику имущества о необходимости полномасштабной реконструкции сетей ГВС.
Согласно условиям государственного контракта 7-ТХ от 30.12.2016 на оказание услуг по поставке тепловой энергии и горячего водоснабжения для нужд Министерства обороны Российской Федерации:
- 2.6.1. температура теплоносителя должна соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;
- 2.6.2. давление теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах тепловой сети должно обеспечивать необходимый температурный режим на объектах потребления;
- 2.6.3. бесперебойное пароснабжение в течение технологического процесса работы оборудования Потребителя;
- 2.6.4. обеспечение бесперебойного режима подачи горячей воды в точке подключения (технологического присоединения), кроме случаев временного прекращения или ограничения горячего водоснабжения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
2.7. Исполнитель обязуется оказывать Государственному заказчику услуги по поддержанию резервной тепловой мощности в объеме, необходимом для обеспечения тепловой нагрузки объектов Государственного заказчика, при отсутствии потребления тепловой энергии, теплоносителя при условии, что Государственный заказчик отключил, но не осуществил отсоединение принадлежащих ему теплопотребляющих установок данных объектов от тепловой сети, а Государственный заказчик обязуется оплачивать указанные услуги в сроки и на условиях, определяемых Контрактом.
Со стороны Министерства обороны Российской Федерации, вышеуказанный государственный контракт исполнен в полном объеме.
Отзыв ответчика приобщен к материалам дела (ст. 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

Истец ООО "УК "Чкаловская" является управляющей организацией в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Екатеринбург, ул. Щербакова, 113 115, 119, 139, 141, 141А, 141Б, 145, ул. Прониной, 121.
Указанное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривается (ч. 3.1 ст. 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.11.2016 N 2365-р Акционерное общество "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" определено единственным исполнителем осуществляемых Минобороны России в 2017 - 2018 годах закупок работ и услуг, связанных с поставкой, передачей тепловой энергии и теплоносителя, водоснабжением, транспортировкой и подвозом воды, водоотведением, транспортировкой и очисткой сточных вод, обслуживанием объектов газового хозяйства обслуживанием казарменно-жилищного фонда и объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры.
Во исполнение указанного нормативного акта Министерством обороны РФ с АО "ГУ ЖКХ" заключен государственный контракт N 7-ТХ от 30.12.2016 на оказание услуг по поставке тепловой энергии и горячего водоснабжения для нужд Минобороны России и подведомственных Минобороны России организаций в 2017 году.
Согласно п. 2.8 Государственного контракта ответчик оказывает услуги на объектах Министерства обороны РФ с использованием объектов теплового хозяйства и оборудования государственного заказчика, передаваемых по актам.
30 декабря 2016 года между ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" и ответчиком на срок действия государственного контракта до 30.04.2017 был подписан акт приема-передачи теплового хозяйства, в том числе были переданы сети ГВС, расположенные на территории г. Екатеринбурга (Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Щербакова 145, 120, в/г N 31).
АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" осуществляло поставку ООО "Управляющая компания "Чкаловская" коммунальных ресурсов для нужд горячего водоснабжения в отношении объектов, находящихся в управлении ответчика.
При этом договор между истцом и ответчиком, регулирующий отношения по поставке энергоресурсов, не был заключен.
В соответствии с п. 2 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами энергоснабжения, оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, арбитражные суды должны иметь в виду, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с п. 3 ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги. Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Истец указал, что температура горячей воды, поставляемой в многоквартирные дома, была ниже установленных нормативных значений, установленных СанПиН 2.1.4.2496-09, а с 20.05.2016 поставка ресурса была прекращена.
В подтверждение данного обстоятельства истец представил карточки регистрации параметров на узле учета потребителя, отражающие среднесуточную температуру теплоносителя, а также отсутствие подачи ресурса с 21.05.2016.
По мнению суда, в настоящем случае отсутствуют предусмотренные законом основания для прекращения подачи коммунального ресурса в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика.
Порядок ограничения, прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям в случае ненадлежащего исполнения ими договора установлен положениями статьи 22 Федерального закона N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 названного Закона в случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, в том числе в случае нарушения сроков предварительной оплаты, если такое условие предусмотрено договором теплоснабжения, в размере, превышающем размер платы за более чем один период платежа, установленный этим договором, теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя в порядке, установленном Правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, определяются социально значимые категории потребителей и особенности введения в отношении них ограничения, прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя.
До введения ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителю теплоснабжающая организация предупреждает в письменной форме потребителя о возможности введения указанного ограничения в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа. При задержке платежей сверх установленного предупреждением срока теплоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено договором теплоснабжения, и должна известить об этом потребителя за сутки до введения указанного ограничения. Ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя вводится в установленный предупреждением срок путем сокращения подаваемого объема теплоносителя и (или) снижения его температуры (пункт 2 статьи 22 Федерального закона "О теплоснабжении").
Во исполнение Федерального закона "О теплоснабжении" от 27.07.2010 N 190-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 утверждены Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации (действующие в настоящее время), которыми определены социально значимые категории потребителей и установлен порядок введения в отношении них ограничения, прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя.
В соответствии с пунктом 76 Правил N 808 ограничение и прекращение подачи тепловой энергии потребителям может вводиться в следующих случаях:
- неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором, а также нарушение условий договора о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя и (или) нарушения режима потребления тепловой энергии, существенно влияющих на теплоснабжение других потребителей в данной системе теплоснабжения, а также в случае несоблюдения установленных техническими регламентами обязательных требований безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок;
- прекращение обязательств сторон по договору теплоснабжения;
- выявление фактов бездоговорного потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя;
- возникновение (угроза возникновения) аварийных ситуаций в системе теплоснабжения;
- наличие обращения потребителя о введении ограничения;
- иные случаи, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации или договором теплоснабжения.
В подпункте 13 пункта 96 Постановления Правительства N 808 закреплено, что в отношении граждан-потребителей, управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом и заключивших договор с ресурсоснабжающими организациями, порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии устанавливается в соответствии с жилищным законодательством.
В частности, в п. 115 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), установлено, что исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае:
а) возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации;
б) возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий - с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости;
в) выявления факта несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям инженерно-технического обеспечения - с момента выявления несанкционированного подключения;
г) использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей, - с момента выявления нарушения;
д) получения исполнителем предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования установленным требованиям, о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, в том числе предписания органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного контроля за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (за техническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, - со дня, указанного в документе соответствующего органа.
В соответствии с п. 117 Правил N 354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае:
а) неполной оплаты потребителем коммунальной услуги - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, указанном в настоящем разделе;
б) проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.
В настоящем случае ответчики не доказали наличие какого-либо из установленных законом оснований для прекращения подачи коммунального ресурса.
Ссылка ответчиков на ненадлежащее состояние сетей судом отклоняется, так как в материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о наличии аварийной ситуации в централизованных сетях водоснабжения либо угрозы аварийной ситуации, о том, что причиной такой аварийной ситуации может являться фактические состояние сетей, а также о причинах подачи теплоносителя низкой температуры.
В судебном заседании 22.08.2017 ответчики на вопрос суда пояснили, что техническое обследование сетей ГВС не проводилось.
Ссылки ответчика АО "ГУ ЖКХ" на протокол совещания у заместителя главы Администрации Чкаловского района от 19.01.2017 судом отклоняется, так как данный документ не заменяет собой заключение специалиста, обладающего специальными знаниями, по вопросам состояния сетей, возможности посредством данных сетей поставки коммунального ресурса горячей воды.
При определении надлежащего ответчика арбитражный суд исходит из следующего:
В ходе судебного разбирательства было установлено, что 31.03.2017 ответчик АО "ГУ ЖКХ" передал третьему лицу ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" (титульному владельцу, субъекту права оперативного управления на данное имущество) имущество, в том числе тепловой пункт N 178, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Щербакова, 145 в/г N 31, наружные сети теплоснабжения и наружные сети ГВС, расположенные по адресу: г. Екатеринбург, ул. Щербакова, 145, 120, в/г N 31.
Таким образом, в настоящее время ответчик АО "ГУ ЖКХ" не владеет тепловым пунктом и сетями ГВС, в связи с чем не может фактически осуществлять поставку горячей воды в отношении спорных многоквартирных домов (ст. 416 Гражданского кодекса Российской Федерации).
02 марта 2017 года был принят приказ Министерства обороны Российской Федерации N 155 "О создании федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России...".
В соответствии с п. 3 данного приказа основной целью деятельности Учреждения является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Российской Федерации.
На основании приказа директора департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 24 марта 2017 года N 844 было прекращено право оперативного управления ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" недвижимым имуществом, указанным в приложении к приказу, данное имущество было закреплено за ФГБУ "ЦЖКУ" на праве оперативного управления.
В составе данного имущества ответчику ФГБУ "ЦЖКУ" переданы здание насосной с пристроем, расположенное по адресу: Екатеринбург, ул. Щербакова, 145 в/г N 31, сети теплоснабжения и ГВС казарменного фонда.
01.04.2017 был оформлен акт приема-передачи объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, закрепленных на праве оперативного управления за ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО", ответчику ФГБУ "ЦЖКУ", при этом в акте указано, что права и обязанности на недвижимое имущество передаются ответчику со дня подписания уполномоченными лицами передаточного акта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.
Также в материалы дела представлены акт о приеме-передаче объектов от 01.04.2017 и инвентарная карточка учета нефинансовых активов.
Указанные документы подтверждают факт передачи ответчику ФГБУ "ЦЖКУ" здания насосной и сетей ГВС.
Таким образом, фактически произошла замена стороны в отношениях по поставке коммунального ресурса в связи с передачей соответствующий сооружений и оборудования иному лицу.
Довод ответчика об отсутствии регистрации права оперативного управления судом отклоняется.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности.
Поскольку по общему правилу государственная регистрация права носит заявительный характер, отсутствие в Едином государственном реестра прав сведений о зарегистрированных правах на объекты недвижимости не свидетельствует об отсутствии правообладателя этого имущества. Недобросовестное осуществление правообладателем своих прав не может служить основанием для отказа в защите прав истца (статьи 1, 10 ГК РФ).
Итак, поскольку объекты, посредством которых в спорные многоквартирные дома подавалась горячая вода, находятся во владении ответчика ФГБУ "ЦЖКУ", при этом, исходя из положений Устава, данное Учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации полномочий МО РФ в сфере жилищно-коммунального хозяйства, к основным видам деятельности Учреждения отнесено производство, передача и распределение тепловой энергии и теплоносителя, производство горячей воды в закрытых системах теплоснабжения, транспортировка по трубопроводам тепловой энергии и теплоносителя, и именно для осуществления этих видов деятельности ответчику были переданы здания насосной и сети ГВС, арбитражный суд приходит к выводу, что на данного ответчика должна быть возложена обязанность по возобновлению подачи горячей воды в многоквартирные дома, находящиеся в управлении истца.
То обстоятельство, что ответчику не был утвержден тариф на горячую воду, не исключает его обязанности по возобновлению подачи коммунального ресурса, так как данные обстоятельства не должны влиять на права граждан-потребителей на получение коммунальной услуги надлежащего качества; соответствующие вопросы, связанные с определением надлежащего основания владения зданием насосной и сетями, возмещением ответчику затрат на поставку ресурса, должны быть разрешены в ином порядке.
Итак, арбитражный суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в части, заявленной к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации.
Вопросы распределения судебных расходов разрешается арбитражным судом в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу (ст. 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
По общему правилу ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку исковые требования, заявленные к ФГБУ "ЦЖКУ", удовлетворены, на данного ответчика относятся расходы по госпошлине в сумме 6 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Возложить на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации обязанность по подаче горячей воды надлежащего качества с температурой не ниже 60 °C и не выше 75 °C в многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: г. Екатеринбург, ул. Щербакова, 113, 115, 119, 139, 141, 141А, 141Б, 145, ул. Прониной, 121.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Чкаловская" расходы по госпошлине в сумме 6 000 рублей.
В исковых требованиях к Акционерному обществу "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства", Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе "Картотека арбитражных дел" в карточке дела в документе "Дополнение". В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении. Взыскатель может обратиться в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа нарочно в иную дату. Указанное заявление должно поступить в суд не позднее даты, указанной в карточке дела в документе "Дополнение".
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела "Дополнение".
Судья
Ю.В.КУДИНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)