Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.09.2017 N 17АП-12558/2017-ГК ПО ДЕЛУ N А50-10990/2017

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 сентября 2017 г. N 17АП-12558/2017-ГК

Дело N А50-10990/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 сентября 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Яринского С.А.,
судей Гладких Д.Ю., Назаровой В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ватолиной М.В.,
в отсутствие представителей сторон,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, муниципального образования "Чусовское городское поселение" в лице муниципального учреждения "Администрация Чусовского городского поселения",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 07 июля 2017 года
по делу N А50-10990/2017, принятое судьей Балякиной О.В.,
по иску некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае" (ОГРН 1145958003366, ИНН 5902990563)
к муниципальному образованию "Чусовское городское поселение" в лице муниципального учреждения "Администрация Чусовского городского поселения" (ОГРН 1055906507865, ИНН 5921018473)
о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, неустойки,
установил:

некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае" (далее - Фонд капитального ремонта ПК, истец) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с иском к муниципальному образованию "Чусовское городское поселение" в лице Муниципального учреждения "Администрация Чусовского городского поселения" (далее - МО "Чусовское городское поселение", ответчик) о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах за период с февраля 2015 года по октябрь 2016 года в размере 5 630 870 руб. 68 коп., пеней, начисленных в соответствии с ч. 14.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации за несвоевременную оплату взносов на капитальный ремонт в размере 32 464 руб. 46 коп. с перечислением на счет Некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае" ИНН 5902990563, КПП 590201001, р/с 40603810300320100005, открытый для аккумулирования взносов от собственников помещений в многоквартирных домах в Пермском крае в филиале Банка ГПБ (АО) в г. Перми, БИК 045773808, к/с 30101810200000000808 (с учетом уточнения, принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Кроме того, истец просил взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины с перечислением на расчетный счет Некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае", ИНН 5902990563, КПП 590201001, р/с 40603810900320500005, открытый в филиале Банка ГПБ (АО) в г. Перми, БИК 045773808, к/с 30101810200000000808.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 07.07.2017 (резолютивная часть решения от 06.07.2017, судья О.В.Балякина) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик, не согласившись с принятым судебным актом, обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. Неисполнение обязательств по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах обосновывает недофинансированием муниципального образования из средств бюджета, дефицитом бюджета в 2017 году и планированием денежных средств на оплату задолженности по возложенным обязательствам в бюджете на 2018 год. Указывает, что исполнение о взыскании спорной задолженности приведет к невозможности исполнения администрацией майских указов Президента и программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья. Кроме того, полагает, что судом не учтено, что исполнение решения без продления срока влечет нарушение бюджетного законодательства, а именно ч. 5 ст. 242.2 и ч. 2 ст. 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В обоснование доводов жалобы заявитель приложил к апелляционной жалобе копию выписки из протокола очередного заседания от 31.05.2017, которое приобщено к материалам дела.
Фонд капитального ремонта ПК опроверг доводы апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в письменном отзыве, где просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уведомил суд апелляционной инстанции о возможности рассмотрения дела в отсутствие его представителя.
Стороны, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае" создана на основании Постановления Правительства Пермского края от 22.07.2013 N 939-п "О создании некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае".
Фонд капитального ремонта ПК является региональным оператором и действует на основании Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона Пермского края от 11.03.2014 N 304-ПК "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края" (далее - Закон Пермского края N 304-ПК).
Как указывает истец, он является исполнителем Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы, утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 года N 288-п "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы и предельных стоимостей услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, которые могут оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта".
04.05.2016 между Фондом капитального ремонта ПК (Фонд) и муниципальным учреждением "Администрация Чусовского городского поселения" (Собственник) заключен договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта, регламентирующий в соответствии с пунктом 1.1 отношения по взаимодействию сторон по формированию фонда капитального ремонта общего имущества МКД путем перечисления взносов на капитальный ремонт общего имущества МКД на счет Фонда в виде обязательственных прав Собственника в отношении Фонда и организации проведения капитального ремонта общего имущества МКД.
В соответствии с пунктом 2.1.1 договора к обязанностям собственника отнесена уплата на основании платежных документов, представленных фондом, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества, в размере, установленном Правительством Пермского края, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников, в большем размере.
Пунктом 6.1 предусмотрено, что договор вступает в силу с момента подписания и распространяется на правоотношения, возникшие с 01 февраля 2015 года, и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств.
В приложении к договору от 04.05.2016 стороны согласовали перечень помещений многоквартирных домов, их площадь.
Размер взносов установлен Постановлением Правительства Пермского края от 10.10.2014 года 1149-п "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2015-2017 гг." (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 18.11.2015 N 989-п) и составил на 2015 год - 7,00 руб./кв. м; на 2016 год - 7,58 руб./кв. м.
За период с февраля 2015 года по октябрь 2016 года Фондом капитального ремонта ПК ответчику начислены взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов на общую сумму 5 770 370 руб. 15 коп.
Предъявленные истцом к оплате счета N 0000014285 от 31.08.2016, N 0000016256 от 26.09.2016, N 0000016257 от 26.09.2016, N 0000017470 от 27.10.2016, N 0000018530 от 30.11.2016 на общую сумму 5 770 370 руб. 15 коп. ответчиком оплачены частично в размере 139 500 руб., что подтверждается платежным поручением N 91841 от 15.12.2016.
В целях урегулирования спора в досудебном порядке истцом в адрес ответчика письмом от 02.11.2016 N СЭД-02-19-1808 направлена претензия с требованием об оплате задолженности.
В связи с наличием задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов за период с февраля 2015 года по октябрь 2016 года Фонд капитального ремонта ПК обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из наличия у ответчика в спорный период обязанности нести расходы на содержание принадлежащих ему жилых помещений, в том числе путем внесения целевых платежей (взносов) на капитальный ремонт, отсутствия доказательств уплаты долга в сумме 5 630 870 руб. 68 коп.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими требованиям закона и материалам дела, основанными на всестороннем и полном исследовании доказательств.
В соответствии со статьями 210 и 249 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (часть 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как установлено в части 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта (часть 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Исходя из части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
В силу части 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
На основании части 4 статьи 6 Закона от 11.03.2014 N 304-ПК обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
В соответствии с частью 6 статьи 8 Закона от 11.03.2014 N 304-ПК решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно было быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев после официального опубликования Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края.
Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, принята 24.04.2014, официально опубликована 05.05.2014 в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" N 17.
Частью 14.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
Поскольку факт нахождения жилых помещений в спорных многоквартирных домах в собственности ответчика в заявленный период последним не оспаривается, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникла у него с февраля 2015 года, ответчиком нарушены установленные сроки внесения взносов на капитальный ремонт, расчет задолженности и законной неустойки, произведенные истцом, являются верными, требования истца правомерно удовлетворены судом первой инстанции в заявленном размере.
Довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии финансирования для исполнения обязательств по оплате взносов на капитальный ремонт отклоняется судом апелляционной инстанции как не имеющий правового значения, поскольку данное обстоятельство не предусмотрено действующим законодательством РФ в качестве оснований для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей.
Частью 2 ст. 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета (осуществление расходов, не предусмотренных бюджетом).
Согласно позиции, изложенной в определении Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 301-ЭС16-4264 по делу N А82-3690/2015 дефицит бюджета не является обстоятельством, препятствующим исполнению должником судебного акта в установленный срок, поскольку статья 217 и пункты 5 и 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривают механизм, обеспечивающий возможность принятия финансовым органом муниципального образования организационно-технических мер по перераспределению бюджетных средств. Законодатель также не ставит исполнение исполнительного документа в зависимость от наличия в бюджете соответствующего года необходимых для этого средств.
Вопреки доводам жалобы судом не установлено оснований для продления срока исполнения решения. Доводы ответчика свидетельствует лишь о ненадлежащем его отношении к публичной обязанности по исполнению вступившего в законную силу и обязательного к исполнению судебного акта.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 01.10.2009 N 1312-О-О, при отсутствии или недостаточности в бюджете бюджетных ассигнований на соответствующие цели финансовый орган муниципального образования как субъект, уполномоченный федеральным законом организовать исполнение судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета, должен своевременно уведомить об этом главу муниципального образования и его представительный орган, которые, в свою очередь, обязаны обеспечить исполнение судебного решения в соответствии с пунктом 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации - в порядке осуществления расходов, не предусмотренных бюджетом. При этом, поскольку установленный действующим бюджетным законодательством порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства местных бюджетов в качестве одного из существенных условий предусматривает предельный срок удовлетворения требований взыскателя, не делая каких-либо исключений, исполнение судебного решения за пределами этого срока предполагает соблюдение правил об отсрочке и рассрочке исполнения судебного акта, закрепленных в процессуальном законодательстве (статья 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При указанных обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судом не установлено.
Суд апелляционной инстанции не находит предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 07 июля 2017 года по делу N А50-10990/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
С.А.ЯРИНСКИЙ
Судьи
Д.Ю.ГЛАДКИХ
В.Ю.НАЗАРОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)