Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 ноября 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной М.В.,
судей Власовой О.Г., Назаровой В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гусельниковой П.А.,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вест-Снаб" - Альмухамедов И.Ш. по доверенности от 05.09.2016,
от публичного акционерного общества "Т Плюс" - Митягин А.Ю. по доверенности от 27.02.2017,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
публичного акционерного общества "Т Плюс" в лице филиала "Удмуртский" публичного акционерного общества "Т Плюс"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 28 июня 2017 года,
принятое судьей Морозовой Н.М.
по делу N А71-13993/2016
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вест-Снаб" (ОГРН 1051800616284, ИНН 1831106135)
к публичному акционерному обществу "Т Плюс" в лице филиала "Удмуртский" публичного акционерного общества "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946)
об обязании произвести перерасчет стоимости предоставленных услуг по отоплению, оказанных услуг теплоснабжения,
по встречному иску публичного акционерного общества "Т Плюс" в лице филиала "Удмуртский" публичного акционерного общества "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вест-Снаб" (ОГРН 1051800616284, ИНН 1831106135)
о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вест-Снаб" (далее - ООО "УК "Вест-Снаб", управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к публичному акционерному обществу "Т Плюс" в лице филиала "Удмуртский" (далее - ПАО "Т Плюс", ресурсоснабжающая организация) об обязании произвести перерасчет стоимости предоставленных услуг по отоплению путем снижения объемов по строке "отопление" за период с 01.01.2015 по 31.07.2016 в количестве 3 256,22 Гкал на сумму 5 024 169 руб. 77 коп. путем уменьшения на сумму 5 024 169 руб. 77 коп. сумм оказанных услуг теплоснабжения за календарный месяц, следующий за месяцем вступления решения суда в законную силу.
Определением суда от 14.12.2016 для совместного рассмотрения с первоначальным иском принято встречное исковое заявление ПАО "Т Плюс" к ООО "УК "Вест-Снаб" о взыскании долга за потребленную тепловую энергию за период с января 2015 года по август 2016 года в размере 6 638 992 руб. 61 коп.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28 июня 2017 года требования по первоначальному иску удовлетворены полностью: суд обязал ПАО "Т Плюс" произвести перерасчет стоимости предоставленных услуг по отоплению за период с 01.01.2015 по 31.07.2016 в количестве 3,256,22 Гкал на сумму 5024169 руб. 77 коп., произвести перерасчет путем уменьшения на сумму 5024169 руб. 77 коп. сумм оказанных услуг по отоплению за календарный месяц следующий за месяцем вступления в законную силу решения суда; в удовлетворении встречного иска отказано.
Не согласившись с решением суда, ПАО "Т Плюс" обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь неправильное применение норм материального права, просит указанное решение отменить и принять по делу новый судебный акт, в соответствии с которым удовлетворить встречный иск ПАО "Т Плюс", в удовлетворении первоначального иска отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована несогласием с выводом суда о том, что у ПАО "Т Плюс" отсутствовали правовые основания применения нормативов с учетом повышающих коэффициентов в спорный период в связи с Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.02.2015 N 63, внесшего изменения в Постановление Правительства Удмуртской от 22.12.2014 N 554. Как указывает заявитель жалобы, ни одним из указанных в оспариваемом решении Постановлений Правительства Удмуртской Республики в спорный период не были внесены изменения либо приостановлено действие пункта 1 Постановления Правительства Удмуртской Республики от 22.12.2014 N 554, утвердившего нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, в связи с чем вывод Арбитражного суда Удмуртской Республики об отсутствии правовых оснований применения норматива потребления не соответствует законодательству. В спорный период в части определения размера платы за отопление должны применяться Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), утратившие свою силу в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению лишь с 01.06.2016. При этом, согласно пункту 1 Приложения 2 Правил N 307 размер платы по отоплению в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома определяется по нормативу потребления в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, а равно и в случае отсутствия показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Таким образом, вывод суда первой инстанции о применении в отношении спорных МКД в спорный период пунктов 59, 60 Правил предоставления коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) не соответствует действующему законодательству, как не соответствует и вывод о необоснованности встречного иска в связи с применением в спорный период "повышенных нормативов".
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "УК "Вест-Снаб" выражает несогласие с доводами апеллянта, считает решение законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель ПАО "Т Плюс" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель "УК "Вест-Снаб" в судебном заседании выразил возражение против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Вест-Снаб" осуществляет управление рядом многоквартирных домов (далее - МКД), расположенных в г. Ижевске.
ПАО "Т Плюс" является энергоснабжающей организацией в г. Ижевске, осуществляет поставку тепловой энергии на нужды отопления, в том числе, в многоквартирные дома, в отношении которых ООО "УК "Вест-Снаб" осуществляет функции управляющей организации.
Между ПАО "Т Плюс" (теплоснабжающая организация) и ООО "Вест-Снаб" (потребитель) заключен договор на теплоснабжение от 01.01.2015 N К1029 в редакции решения Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.02.2016 по делу N А71-6206/2015.
Как указано в исковом заявлении по первоначальному иску, в адрес ООО "УК "Вест-Снаб" поступили счета на оплату за отопление за июль 2016 года, в которых предъявлена сумма перерасчета за период с 01.01.2015 по 31.07.2016 по статье "отопление" с применением повышающего коэффициента в отношении ряда МКД, находящихся в управлении ООО "УК "Вест-Снаб".
В результате применения повышающих коэффициентов за период с 01.01.2015 по 30.06.2016 по статье "отопление" произведен перерасчет по МКД, находящимся в управлении ООО "УК "Вест-Снаб" в количестве 3 256,22 Гкал на общую сумму 5 024 169 руб. 77 коп.:
- МКД N 264 ул. К. Маркса - январь 2015-2,38 Гкал, февраль 2015 - 1,489 Гкал, март 2015 - 2,637 Гкал, апрель 2015 - 2,637 Гкал, май 2015 - 2,637 Гкал, июнь 2015 - 2,637 Гкал, июль - 5,0981 кал, август 2015 - 5,098 Гкал, сентябрь 2015 - Гкал, октябрь 2015 - 5,098 Гкал, ноябрь 2015 - 5,098 Гкал, декабрь 2015 - 5,098 Гкал, январь 2016 - 10,196 Гкал, февраль - 10,196 Гкал, март 2016 - 10,196 Гкал, апрель 2016 - 10,196 Гкал, май 2016 - 10,196 Гкал, июнь 2016 - 10,196 Гкал;
- МКД N 13 ул. К.Маркса - февраль 2015 - 5,027 Гкал, март 2015 - 5,032 Гкал; - МКД N 164 ул. М.Горького - апрель 2015 - 13,1 Гкал;
- МКД N 9 ул. 10 лет Октября - октябрь 2015 - 42,533 Гкал, январь 2016 - 85.066 Гкал, февраль 2016 - 85,066 Гкал. март 2016 - 85,066 Гкал, апрель 2016 - 85,066 Гкал, май 2016 - 85,066 Гкал, июнь 2016 - 85,066 Гкал, июль 2016 - 85,066 Гкал;
- МКД N 12 ул. Холмогорова - октябрь 2015 - 25,895 Гкал, ноябрь 2015 - 25,895 Гкал, декабрь 2015 - 25,895 Гкал, январь 2016 - 51,791 Гкал, февраль 2016 - 51,791 Гкал. март 2016 - 51,791 Гкал;
- МКД N 14 ул. Холмогорова - октябрь 2015 - 41,117 Гкал, ноябрь 2015 - 41,117 Гкал, декабрь 2015 - 41,117 Гкал, январь 2016 - 82,233 Гкал, февраль 2016 - 82,233 Гкал, март 2016 - 82,233 Гкал;
- МКД N 16 ул. Холмогорова - ноябрь 2015 - 26,57 Гкал, декабрь 2015 - 26,57 Гкал, январь 2016 - 53,14 Гкал, февраль 2016 - 53,14 Гкал, март 2016 - 53,14 Гкал;
- МКД N 19 ул. Холмогорова - октябрь 2015 - 40,115 Гкал, ноябрь 2015 - 40,115 Гкал, декабрь 2015 - 40,115 Гкал, январь 2016-80,231 Гкал. февраль 2016 - 80.231 Гкал, март 2016 - 80,231 Гкал;
- МКД N 23 ул. Холмогорова - октябрь 2015 - 29,99 Гкал, ноябрь 2015 - 29,99 Гкал, декабрь 2015 - 29,99 Гкал, январь 2016 - 59,979 Гкал, февраль 2016 - 59,979 Гкал, март 2016;
- МКД N 27 ул. Холмогорова - ноябрь 2015 - 42,84 Гкал, декабрь 2015 - 42,84 Гкал, февраль 2016 - 85,67 Гкал, март 2016 - 85,67 Гкал;
- МКД N 29 ул. Холмогорова - октябрь 2015 - 24,636 Гкал. ноябрь 2015 - 24,636 Гкал, декабрь 2015 - 24,636 Гкал, январь 2016 - 49,272 Гкал, февраль 2016 - 49,272 Гкал, март 2016 - 49,2721 Гкал;
- МКД N 31 ул. Холмогорова - октябрь 2015 - 29,77 Гкал, ноябрь 2015 - 29,77 Гкал, декабрь 2015 - 29,77 Гкал, январь 2016 - 59,54 Гкал, февраль 2016 - 59,54 Гкал, март 2016 - 59,54 Гкал;
- МКД N 65 ул. Холмогорова - октябрь 2015 - 9,456 Гкал, ноябрь 2015 - 9,456 Гкал, декабрь 2015 - 9,456 Гкал, январь 2016 - 17,521 Гкал, февраль 2016 - 17,521 Гкал, март 2016 - 17,521 Гкал;
- МКД N 112 ул. Кирова - ноябрь 2015 - 21,347 Гкал, декабрь 201 5-21,347 Гкал;
- МКД N 255 ул. Удмуртская - декабрь 2015-27,215 Гкал, январь 2016-54,43 Гкал, февраль 2016-54,43 Гкал, март 2016-54,43 Гкал.
В связи с указанным доначислением, ввиду оставления ПАО "Т Плюс" без удовлетворения претензии от 07.09.2016, на основании произведенного расчета управляющей компанией заявлено исковое требование об обязании ресурсоснабжающую организацию произвести перерасчет стоимости предоставленных услуг по отоплению за период с 01.01.2015 по 31.07.2016 в количестве 3,256,22 Гкал на сумму 5 024 169 руб. 77 коп., путем уменьшения сумм оказанных услуг теплоснабжения за календарный месяц, следующий за месяцем вступления в законную силу решения суда.
Встречные исковые требования мотивированы наличием задолженности ООО "УК "Вест-Снаб" перед ПАО "Т Плюс" по договору теплоснабжения N К1029 от 01.01.2015 за период с января 2015 года по август 2016 года в размере 6 638 992 руб. 61 коп.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования по первоначальному иску и отказывая в удовлетворении встречного иска, исходил из обоснованности требований общества об обязании произвести перерасчет на спорную сумму, исходил отсутствия оснований для применения повышающих коэффициентов в отношении спорных МКД.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно ч. 2 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами (ч. 4 ст. 71 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Отношения сторон в спорный период регулировались, в том числе, положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Расчеты за энергоресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
До установки приборов учета закон допускает применение расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
До 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (часть 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В этой связи в целях стимулирования потребителей к установке индивидуальных, общих (квартирных), а также коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов и, соответственно, определения объема и стоимости потребленных потребителями коммунальных услуг исходя из объемов соответствующих коммунальных ресурсов, определенных по показаниям данных приборов учета, постановлениями Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344, от 17.12.2014 N 1380 в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306) внесены изменения, введены повышающие коэффициенты, применяемые при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях.
В соответствии с пунктами 3 (1), 18 (1) Приложения N 1 к Правилам N 306 при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях определяется по формулам 5, 18 с учетом повышающего коэффициента, составляющего:
- с 1 января 2015 г. по 30 июня 2015 г. - 1,1;
- с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г. - 1,2;
- с 1 января 2016 г. по 30 июня 2016 г. - 1,4;
- с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2016 г. - 1,5;
- с 2017 года - 1,6.
Из положений действующей в спорный период редакции Правил N 306 и Правил N 354 следует, что в формулах расчета размера платы за коммунальную услугу для потребителей, не установивших соответствующий прибор учета (при наличии технической возможности установки прибора учета или при отсутствии документального подтверждения наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета), должен применяться норматив потребления коммунальной услуги с применением повышающего коэффициента (далее - "повышенный норматив"). Аналогичные разъяснения содержатся в письмах от 18.03.2015 N 7288-ач/04, от 11.09.2015 N 29445-ЛГ/04 Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России), являющегося органом, который официально уполномочен давать разъяснения в сфере ЖКХ.
В письме Минстроя России от 18.03.2015 N 7288-ач/04 указано, что полномочиями по установлению нормативов потребления коммунальных услуг наделены только уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы). В этой связи применение повышающих коэффициентов, предусмотренных Правилами N 306, возможно исключительно путем установления нормативным правовым актом уполномоченного органа субъекта Российской Федерации соответствующего "повышенного норматива" потребления коммунальных услуг. Следовательно, для применения исполнителем коммунальных услуг "повышенных нормативов" потребления коммунальных услуг необходимо принятие уполномоченным органом указанного ранее нормативного акта.
При отсутствии нормативного акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего "повышенный норматив" потребления коммунальных услуг, исполнитель коммунальных услуг не вправе самостоятельно применять повышающий коэффициент к нормативу потребления (за исключением случаев, установленных пунктами 60, 60 (1), 60 (2) Правил N 354).
Согласно подпункту "в" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле, которая предусматривает величину объема (количества) коммунального ресурса, определенного за расчетный период в жилых помещениях исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
При этом в зависимости от условий и оснований в качестве норматива потребления коммунальной услуги в расчетной формуле применяются значения "базового" или "повышенного" нормативов.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22.12.2014 N 554 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях в многоквартирном доме и жилом доме в Удмуртской Республике" предусмотрены нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению в жилых помещениях с применением повышающих коэффициентов.
Постановлением Правительства УР N 6 от 19.01.2015 года, пункт 3 Постановления Правительства УР N 554 от 22.12.2014 года изложен в новой редакции, согласно которой действие п. 3 распространяется на правоотношения, возникшие с 4 января 2015 года. Пункт 2 Постановления N 554 распространяется на правоотношения, возникшие с 4 января 2015 года.
Постановлением Правительства УР N 63 от 24.02.2015 года приостановлено действие подпунктов 2-4 пункта 2 и подпунктов 3-11 приложения 1 к Постановлению Правительства Удмуртской Республики от 22 декабря 2014 года N 554 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях в многоквартирном доме и жилом доме в Удмуртской Республике" до 1 января 2016 года. Настоящее Постановление вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования, распространяется на правоотношения, возникшие с 4 января 2015 года.
Постановлением Правительства УР от 21.12.2015 года N 566 приостановлено до 30 июня 2016 года включительно действие: подпунктов 2 - 4 пункта 2 Постановления Правительства Удмуртской Республики от 22 декабря 2014 года N 554 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях в многоквартирном доме и жилом доме в Удмуртской Республике" (далее - Постановление); приложения 1 и подпунктов 1-2 приложения 2 к Постановлению. Настоящее Постановление вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года.
Постановлением Правительства УР от 20.06.2016 года N 252 приостановлено до 31 декабря 2016 года включительно действие подпунктов 1-2 приложения 1 и приложения 2 Постановления Правительства УР от 22.12.2014 года N 554. Признаны утратившими силу: подпункты 2-4 пункта 2 Постановления Правительства УР от 22.12.2014 года N 554; пункт 1 Постановления Правительства УР от 19.01.2015 года N 6; пункт 1 Постановления Правительства УР от 24.02.2015 года N 63. Настоящее Постановление применяется с 1 июля 2016 года.
Согласно Постановлению Правительства УР N 324 от 08.08.2016 года внесены в Постановление Правительства Удмуртской Республики от 22 декабря 2014 года N 554 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях в многоквартирном доме и жилом доме в Удмуртской Республике" следующие изменения: приложение 1 изложено в редакции согласно приложению 2 к настоящему Постановлению; приложение 2 изложить в редакции согласно приложению 3 к настоящему Постановлению. Настоящее Постановление вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2016 года.
На основании изложенного апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом споре у ресурсоснабжающей организации отсутствовали правовые основания для применения нормативов потребления с учетом повышающих коэффициентов в спорный период.
иваемом случае объектами теплоснабжения являлись многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ООО "УК "Вест-Снаб".
Порядок формирования цены (платы) за коммунальную услугу отопления при наличии в многоквартирном доме общедомового прибора учета предусмотрен положениями абз. 2 п. 42 (1) Правил N 354.
В пункте 42 (1) Правил N 354 указано, что при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
Абзацем вторым пункта 42 (1) Правил N 354 установлено, что в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 Приложения N 2 к данным Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Согласно п. 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении в случаях и за расчетные периоды, указанные в пункте 59 настоящих Правил (в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию прибора учета коммунальных ресурсов), определяется исходя из данных, указанных в пункте 59 настоящих Правил.
В силу пункта 59 Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.
По истечении указанного в пункте 59 настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (пункт 60 Правил N 354).
Руководствуясь приведенными нормами законодательства судом первой инстанции сделан обоснованный вывод относительно неправомерности начисления ресурсоснабжающей организацией в отношении МКД N 112, ул. Кирова, МКД N 255, ул. Удмуртская, МКД N 413, ул. К.Маркса, МКД N 164, ул. М.Горького, МКД N 65, ул. Холмогорова, г. Ижевск. Как верно установлено судом первой инстанции на основании представленных в материалы дела доказательств, по указанным МКД общедомовые приборы учета тепловой энергии выводились на поверочные мероприятия, соответственно, начисление ресурсоснабжающей организацией повышающих коэффициентов, применяемых к нормативу потребления, осуществлено в противоречие п. 59 Правил N 354; применение повышающего коэффициента является необоснованным.
В отношении МКД N 12, 14, 16, 19, 23, 27, 29, 31 ул. Холмогорова в г. Ижевск, судом первой инстанции на основании представленных в материалы дела доказательств сделаны обоснованные выводы относительно неправомерности применения ресурсоснабжающей организацией повышающих коэффициентов к нормативу потребления поскольку в спорный период в пределах сроков, установленных п. 59 Правил N 354 общедомовые приборы учета тепловой энергии выводились на поверочные мероприятия, кроме того, судом обоснованно указано на то, что по указанным домам ООО "УК "Вест-Снаб" произвел реконструкцию ОДПУ отопления.
В отношении МКД N 19 ул. 10 лет Октября, г. Ижевск, судом сделан вывод о необходимости перерасчета исходя из того, что по ранее рассмотренному делу N А71-13995/2016 установлено, что ОДПУ является единым, учитывающим потребление ГВС и отопления. Из представленных сводных ведомостей потребления по объектам, оборудованным ОДПУ за период с января 2015 по февраль 2016 следует, что ответчику передавались показания ОДПУ, доказательств их непринятия ответчиком не представлено. Таким образом, учитывая единство средства измерения (забракованный ОДПУ учитывал показания потребления отопления и ГВС) примененные ответчиком повышенных нормативов в период октября 2015 года (65632,25 рублей, 42,533 Гкал), в период январь - май 2016 года (656.322,45 рублей, 425,33 Гкал) являются необоснованными. Указанный период начислений (октябрь 2015, январь - май 2016 года) подпадает под действие п. 59 Правил N 354, применение повышающего коэффициента на сумму 721954,70 рублей (467,863 Гкал) является необоснованным. В отношении периода июнь 2016 (85,066 Гкал, 131264,49 рублей) также подлежит перерасчету, в связи с чем применение повышающего коэффициента является необоснованным.
Таким образом, исковые требования по первоначальному иску судом первой инстанции удовлетворены обоснованно, доказательств иного суду апелляционной инстанции не представлено.
В соответствии со статьей 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539-547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами; к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Факт поставки истцом энергоресурсов в период с января 2015 года по август 2016 года подтвержден представленными в материалы дела документами и ответчиком не оспаривается (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом установленных выше обстоятельств, оценив контррасчет ООО "УК "Вест-Снаб", согласно которому за период с января по август 2016 года поставлено ресурса на сумму 96 367 881 руб. 35 коп. оплачено 105 239 854 руб. 98 коп., за период с января 2015 года по август 2016 года предъявлено 241 701 939 руб. 18 коп. (с учетом повышающего коэффициента 246 604 779 руб. 26 коп.), оплачено 250 573 912 руб. 81 коп., суд первой инстанции пришел с обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения встречного иска (ст. 309, 544 ГК РФ).
По мнению апелляционного суда, выводы суда первой инстанции в полной мере соответствуют тем доказательствам, которые были представлены сторонами в обоснование своей правовой позиции. Принимая во внимание изложенное, учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что заявитель не доказал обоснованность доводов апелляционной жалобы, не указал фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом при рассмотрении дела, имели бы правовое значение и влияли на законность и обоснованность судебного акта.
Учитывая, что заявитель в апелляционной жалобе не ссылается на доказательства, и не приводит доводы, которые бы не были учтены и оценены судом первой инстанции, равно как и доказательства, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционный суд приходит к мнению о том, что спор рассмотрен судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем, не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28 июня 2017 года по делу N А71-13993/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.11.2017 N 17АП-12472/2017-ГК ПО ДЕЛУ N А71-13993/2016
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 ноября 2017 г. N 17АП-12472/2017-ГК
Дело N А71-13993/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 ноября 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной М.В.,
судей Власовой О.Г., Назаровой В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гусельниковой П.А.,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вест-Снаб" - Альмухамедов И.Ш. по доверенности от 05.09.2016,
от публичного акционерного общества "Т Плюс" - Митягин А.Ю. по доверенности от 27.02.2017,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
публичного акционерного общества "Т Плюс" в лице филиала "Удмуртский" публичного акционерного общества "Т Плюс"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 28 июня 2017 года,
принятое судьей Морозовой Н.М.
по делу N А71-13993/2016
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вест-Снаб" (ОГРН 1051800616284, ИНН 1831106135)
к публичному акционерному обществу "Т Плюс" в лице филиала "Удмуртский" публичного акционерного общества "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946)
об обязании произвести перерасчет стоимости предоставленных услуг по отоплению, оказанных услуг теплоснабжения,
по встречному иску публичного акционерного общества "Т Плюс" в лице филиала "Удмуртский" публичного акционерного общества "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вест-Снаб" (ОГРН 1051800616284, ИНН 1831106135)
о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вест-Снаб" (далее - ООО "УК "Вест-Снаб", управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к публичному акционерному обществу "Т Плюс" в лице филиала "Удмуртский" (далее - ПАО "Т Плюс", ресурсоснабжающая организация) об обязании произвести перерасчет стоимости предоставленных услуг по отоплению путем снижения объемов по строке "отопление" за период с 01.01.2015 по 31.07.2016 в количестве 3 256,22 Гкал на сумму 5 024 169 руб. 77 коп. путем уменьшения на сумму 5 024 169 руб. 77 коп. сумм оказанных услуг теплоснабжения за календарный месяц, следующий за месяцем вступления решения суда в законную силу.
Определением суда от 14.12.2016 для совместного рассмотрения с первоначальным иском принято встречное исковое заявление ПАО "Т Плюс" к ООО "УК "Вест-Снаб" о взыскании долга за потребленную тепловую энергию за период с января 2015 года по август 2016 года в размере 6 638 992 руб. 61 коп.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28 июня 2017 года требования по первоначальному иску удовлетворены полностью: суд обязал ПАО "Т Плюс" произвести перерасчет стоимости предоставленных услуг по отоплению за период с 01.01.2015 по 31.07.2016 в количестве 3,256,22 Гкал на сумму 5024169 руб. 77 коп., произвести перерасчет путем уменьшения на сумму 5024169 руб. 77 коп. сумм оказанных услуг по отоплению за календарный месяц следующий за месяцем вступления в законную силу решения суда; в удовлетворении встречного иска отказано.
Не согласившись с решением суда, ПАО "Т Плюс" обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь неправильное применение норм материального права, просит указанное решение отменить и принять по делу новый судебный акт, в соответствии с которым удовлетворить встречный иск ПАО "Т Плюс", в удовлетворении первоначального иска отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована несогласием с выводом суда о том, что у ПАО "Т Плюс" отсутствовали правовые основания применения нормативов с учетом повышающих коэффициентов в спорный период в связи с Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.02.2015 N 63, внесшего изменения в Постановление Правительства Удмуртской от 22.12.2014 N 554. Как указывает заявитель жалобы, ни одним из указанных в оспариваемом решении Постановлений Правительства Удмуртской Республики в спорный период не были внесены изменения либо приостановлено действие пункта 1 Постановления Правительства Удмуртской Республики от 22.12.2014 N 554, утвердившего нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, в связи с чем вывод Арбитражного суда Удмуртской Республики об отсутствии правовых оснований применения норматива потребления не соответствует законодательству. В спорный период в части определения размера платы за отопление должны применяться Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), утратившие свою силу в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению лишь с 01.06.2016. При этом, согласно пункту 1 Приложения 2 Правил N 307 размер платы по отоплению в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома определяется по нормативу потребления в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, а равно и в случае отсутствия показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Таким образом, вывод суда первой инстанции о применении в отношении спорных МКД в спорный период пунктов 59, 60 Правил предоставления коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) не соответствует действующему законодательству, как не соответствует и вывод о необоснованности встречного иска в связи с применением в спорный период "повышенных нормативов".
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "УК "Вест-Снаб" выражает несогласие с доводами апеллянта, считает решение законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель ПАО "Т Плюс" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель "УК "Вест-Снаб" в судебном заседании выразил возражение против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Вест-Снаб" осуществляет управление рядом многоквартирных домов (далее - МКД), расположенных в г. Ижевске.
ПАО "Т Плюс" является энергоснабжающей организацией в г. Ижевске, осуществляет поставку тепловой энергии на нужды отопления, в том числе, в многоквартирные дома, в отношении которых ООО "УК "Вест-Снаб" осуществляет функции управляющей организации.
Между ПАО "Т Плюс" (теплоснабжающая организация) и ООО "Вест-Снаб" (потребитель) заключен договор на теплоснабжение от 01.01.2015 N К1029 в редакции решения Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.02.2016 по делу N А71-6206/2015.
Как указано в исковом заявлении по первоначальному иску, в адрес ООО "УК "Вест-Снаб" поступили счета на оплату за отопление за июль 2016 года, в которых предъявлена сумма перерасчета за период с 01.01.2015 по 31.07.2016 по статье "отопление" с применением повышающего коэффициента в отношении ряда МКД, находящихся в управлении ООО "УК "Вест-Снаб".
В результате применения повышающих коэффициентов за период с 01.01.2015 по 30.06.2016 по статье "отопление" произведен перерасчет по МКД, находящимся в управлении ООО "УК "Вест-Снаб" в количестве 3 256,22 Гкал на общую сумму 5 024 169 руб. 77 коп.:
- МКД N 264 ул. К. Маркса - январь 2015-2,38 Гкал, февраль 2015 - 1,489 Гкал, март 2015 - 2,637 Гкал, апрель 2015 - 2,637 Гкал, май 2015 - 2,637 Гкал, июнь 2015 - 2,637 Гкал, июль - 5,0981 кал, август 2015 - 5,098 Гкал, сентябрь 2015 - Гкал, октябрь 2015 - 5,098 Гкал, ноябрь 2015 - 5,098 Гкал, декабрь 2015 - 5,098 Гкал, январь 2016 - 10,196 Гкал, февраль - 10,196 Гкал, март 2016 - 10,196 Гкал, апрель 2016 - 10,196 Гкал, май 2016 - 10,196 Гкал, июнь 2016 - 10,196 Гкал;
- МКД N 13 ул. К.Маркса - февраль 2015 - 5,027 Гкал, март 2015 - 5,032 Гкал; - МКД N 164 ул. М.Горького - апрель 2015 - 13,1 Гкал;
- МКД N 9 ул. 10 лет Октября - октябрь 2015 - 42,533 Гкал, январь 2016 - 85.066 Гкал, февраль 2016 - 85,066 Гкал. март 2016 - 85,066 Гкал, апрель 2016 - 85,066 Гкал, май 2016 - 85,066 Гкал, июнь 2016 - 85,066 Гкал, июль 2016 - 85,066 Гкал;
- МКД N 12 ул. Холмогорова - октябрь 2015 - 25,895 Гкал, ноябрь 2015 - 25,895 Гкал, декабрь 2015 - 25,895 Гкал, январь 2016 - 51,791 Гкал, февраль 2016 - 51,791 Гкал. март 2016 - 51,791 Гкал;
- МКД N 14 ул. Холмогорова - октябрь 2015 - 41,117 Гкал, ноябрь 2015 - 41,117 Гкал, декабрь 2015 - 41,117 Гкал, январь 2016 - 82,233 Гкал, февраль 2016 - 82,233 Гкал, март 2016 - 82,233 Гкал;
- МКД N 16 ул. Холмогорова - ноябрь 2015 - 26,57 Гкал, декабрь 2015 - 26,57 Гкал, январь 2016 - 53,14 Гкал, февраль 2016 - 53,14 Гкал, март 2016 - 53,14 Гкал;
- МКД N 19 ул. Холмогорова - октябрь 2015 - 40,115 Гкал, ноябрь 2015 - 40,115 Гкал, декабрь 2015 - 40,115 Гкал, январь 2016-80,231 Гкал. февраль 2016 - 80.231 Гкал, март 2016 - 80,231 Гкал;
- МКД N 23 ул. Холмогорова - октябрь 2015 - 29,99 Гкал, ноябрь 2015 - 29,99 Гкал, декабрь 2015 - 29,99 Гкал, январь 2016 - 59,979 Гкал, февраль 2016 - 59,979 Гкал, март 2016;
- МКД N 27 ул. Холмогорова - ноябрь 2015 - 42,84 Гкал, декабрь 2015 - 42,84 Гкал, февраль 2016 - 85,67 Гкал, март 2016 - 85,67 Гкал;
- МКД N 29 ул. Холмогорова - октябрь 2015 - 24,636 Гкал. ноябрь 2015 - 24,636 Гкал, декабрь 2015 - 24,636 Гкал, январь 2016 - 49,272 Гкал, февраль 2016 - 49,272 Гкал, март 2016 - 49,2721 Гкал;
- МКД N 31 ул. Холмогорова - октябрь 2015 - 29,77 Гкал, ноябрь 2015 - 29,77 Гкал, декабрь 2015 - 29,77 Гкал, январь 2016 - 59,54 Гкал, февраль 2016 - 59,54 Гкал, март 2016 - 59,54 Гкал;
- МКД N 65 ул. Холмогорова - октябрь 2015 - 9,456 Гкал, ноябрь 2015 - 9,456 Гкал, декабрь 2015 - 9,456 Гкал, январь 2016 - 17,521 Гкал, февраль 2016 - 17,521 Гкал, март 2016 - 17,521 Гкал;
- МКД N 112 ул. Кирова - ноябрь 2015 - 21,347 Гкал, декабрь 201 5-21,347 Гкал;
- МКД N 255 ул. Удмуртская - декабрь 2015-27,215 Гкал, январь 2016-54,43 Гкал, февраль 2016-54,43 Гкал, март 2016-54,43 Гкал.
В связи с указанным доначислением, ввиду оставления ПАО "Т Плюс" без удовлетворения претензии от 07.09.2016, на основании произведенного расчета управляющей компанией заявлено исковое требование об обязании ресурсоснабжающую организацию произвести перерасчет стоимости предоставленных услуг по отоплению за период с 01.01.2015 по 31.07.2016 в количестве 3,256,22 Гкал на сумму 5 024 169 руб. 77 коп., путем уменьшения сумм оказанных услуг теплоснабжения за календарный месяц, следующий за месяцем вступления в законную силу решения суда.
Встречные исковые требования мотивированы наличием задолженности ООО "УК "Вест-Снаб" перед ПАО "Т Плюс" по договору теплоснабжения N К1029 от 01.01.2015 за период с января 2015 года по август 2016 года в размере 6 638 992 руб. 61 коп.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования по первоначальному иску и отказывая в удовлетворении встречного иска, исходил из обоснованности требований общества об обязании произвести перерасчет на спорную сумму, исходил отсутствия оснований для применения повышающих коэффициентов в отношении спорных МКД.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно ч. 2 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами (ч. 4 ст. 71 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Отношения сторон в спорный период регулировались, в том числе, положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Расчеты за энергоресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
До установки приборов учета закон допускает применение расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
До 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (часть 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В этой связи в целях стимулирования потребителей к установке индивидуальных, общих (квартирных), а также коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов и, соответственно, определения объема и стоимости потребленных потребителями коммунальных услуг исходя из объемов соответствующих коммунальных ресурсов, определенных по показаниям данных приборов учета, постановлениями Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344, от 17.12.2014 N 1380 в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306) внесены изменения, введены повышающие коэффициенты, применяемые при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях.
В соответствии с пунктами 3 (1), 18 (1) Приложения N 1 к Правилам N 306 при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях определяется по формулам 5, 18 с учетом повышающего коэффициента, составляющего:
- с 1 января 2015 г. по 30 июня 2015 г. - 1,1;
- с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г. - 1,2;
- с 1 января 2016 г. по 30 июня 2016 г. - 1,4;
- с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2016 г. - 1,5;
- с 2017 года - 1,6.
Из положений действующей в спорный период редакции Правил N 306 и Правил N 354 следует, что в формулах расчета размера платы за коммунальную услугу для потребителей, не установивших соответствующий прибор учета (при наличии технической возможности установки прибора учета или при отсутствии документального подтверждения наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета), должен применяться норматив потребления коммунальной услуги с применением повышающего коэффициента (далее - "повышенный норматив"). Аналогичные разъяснения содержатся в письмах от 18.03.2015 N 7288-ач/04, от 11.09.2015 N 29445-ЛГ/04 Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России), являющегося органом, который официально уполномочен давать разъяснения в сфере ЖКХ.
В письме Минстроя России от 18.03.2015 N 7288-ач/04 указано, что полномочиями по установлению нормативов потребления коммунальных услуг наделены только уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы). В этой связи применение повышающих коэффициентов, предусмотренных Правилами N 306, возможно исключительно путем установления нормативным правовым актом уполномоченного органа субъекта Российской Федерации соответствующего "повышенного норматива" потребления коммунальных услуг. Следовательно, для применения исполнителем коммунальных услуг "повышенных нормативов" потребления коммунальных услуг необходимо принятие уполномоченным органом указанного ранее нормативного акта.
При отсутствии нормативного акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего "повышенный норматив" потребления коммунальных услуг, исполнитель коммунальных услуг не вправе самостоятельно применять повышающий коэффициент к нормативу потребления (за исключением случаев, установленных пунктами 60, 60 (1), 60 (2) Правил N 354).
Согласно подпункту "в" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле, которая предусматривает величину объема (количества) коммунального ресурса, определенного за расчетный период в жилых помещениях исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
При этом в зависимости от условий и оснований в качестве норматива потребления коммунальной услуги в расчетной формуле применяются значения "базового" или "повышенного" нормативов.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22.12.2014 N 554 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях в многоквартирном доме и жилом доме в Удмуртской Республике" предусмотрены нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению в жилых помещениях с применением повышающих коэффициентов.
Постановлением Правительства УР N 6 от 19.01.2015 года, пункт 3 Постановления Правительства УР N 554 от 22.12.2014 года изложен в новой редакции, согласно которой действие п. 3 распространяется на правоотношения, возникшие с 4 января 2015 года. Пункт 2 Постановления N 554 распространяется на правоотношения, возникшие с 4 января 2015 года.
Постановлением Правительства УР N 63 от 24.02.2015 года приостановлено действие подпунктов 2-4 пункта 2 и подпунктов 3-11 приложения 1 к Постановлению Правительства Удмуртской Республики от 22 декабря 2014 года N 554 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях в многоквартирном доме и жилом доме в Удмуртской Республике" до 1 января 2016 года. Настоящее Постановление вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования, распространяется на правоотношения, возникшие с 4 января 2015 года.
Постановлением Правительства УР от 21.12.2015 года N 566 приостановлено до 30 июня 2016 года включительно действие: подпунктов 2 - 4 пункта 2 Постановления Правительства Удмуртской Республики от 22 декабря 2014 года N 554 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях в многоквартирном доме и жилом доме в Удмуртской Республике" (далее - Постановление); приложения 1 и подпунктов 1-2 приложения 2 к Постановлению. Настоящее Постановление вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года.
Постановлением Правительства УР от 20.06.2016 года N 252 приостановлено до 31 декабря 2016 года включительно действие подпунктов 1-2 приложения 1 и приложения 2 Постановления Правительства УР от 22.12.2014 года N 554. Признаны утратившими силу: подпункты 2-4 пункта 2 Постановления Правительства УР от 22.12.2014 года N 554; пункт 1 Постановления Правительства УР от 19.01.2015 года N 6; пункт 1 Постановления Правительства УР от 24.02.2015 года N 63. Настоящее Постановление применяется с 1 июля 2016 года.
Согласно Постановлению Правительства УР N 324 от 08.08.2016 года внесены в Постановление Правительства Удмуртской Республики от 22 декабря 2014 года N 554 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях в многоквартирном доме и жилом доме в Удмуртской Республике" следующие изменения: приложение 1 изложено в редакции согласно приложению 2 к настоящему Постановлению; приложение 2 изложить в редакции согласно приложению 3 к настоящему Постановлению. Настоящее Постановление вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2016 года.
На основании изложенного апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом споре у ресурсоснабжающей организации отсутствовали правовые основания для применения нормативов потребления с учетом повышающих коэффициентов в спорный период.
иваемом случае объектами теплоснабжения являлись многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ООО "УК "Вест-Снаб".
Порядок формирования цены (платы) за коммунальную услугу отопления при наличии в многоквартирном доме общедомового прибора учета предусмотрен положениями абз. 2 п. 42 (1) Правил N 354.
В пункте 42 (1) Правил N 354 указано, что при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
Абзацем вторым пункта 42 (1) Правил N 354 установлено, что в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 Приложения N 2 к данным Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Согласно п. 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении в случаях и за расчетные периоды, указанные в пункте 59 настоящих Правил (в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию прибора учета коммунальных ресурсов), определяется исходя из данных, указанных в пункте 59 настоящих Правил.
В силу пункта 59 Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.
По истечении указанного в пункте 59 настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (пункт 60 Правил N 354).
Руководствуясь приведенными нормами законодательства судом первой инстанции сделан обоснованный вывод относительно неправомерности начисления ресурсоснабжающей организацией в отношении МКД N 112, ул. Кирова, МКД N 255, ул. Удмуртская, МКД N 413, ул. К.Маркса, МКД N 164, ул. М.Горького, МКД N 65, ул. Холмогорова, г. Ижевск. Как верно установлено судом первой инстанции на основании представленных в материалы дела доказательств, по указанным МКД общедомовые приборы учета тепловой энергии выводились на поверочные мероприятия, соответственно, начисление ресурсоснабжающей организацией повышающих коэффициентов, применяемых к нормативу потребления, осуществлено в противоречие п. 59 Правил N 354; применение повышающего коэффициента является необоснованным.
В отношении МКД N 12, 14, 16, 19, 23, 27, 29, 31 ул. Холмогорова в г. Ижевск, судом первой инстанции на основании представленных в материалы дела доказательств сделаны обоснованные выводы относительно неправомерности применения ресурсоснабжающей организацией повышающих коэффициентов к нормативу потребления поскольку в спорный период в пределах сроков, установленных п. 59 Правил N 354 общедомовые приборы учета тепловой энергии выводились на поверочные мероприятия, кроме того, судом обоснованно указано на то, что по указанным домам ООО "УК "Вест-Снаб" произвел реконструкцию ОДПУ отопления.
В отношении МКД N 19 ул. 10 лет Октября, г. Ижевск, судом сделан вывод о необходимости перерасчета исходя из того, что по ранее рассмотренному делу N А71-13995/2016 установлено, что ОДПУ является единым, учитывающим потребление ГВС и отопления. Из представленных сводных ведомостей потребления по объектам, оборудованным ОДПУ за период с января 2015 по февраль 2016 следует, что ответчику передавались показания ОДПУ, доказательств их непринятия ответчиком не представлено. Таким образом, учитывая единство средства измерения (забракованный ОДПУ учитывал показания потребления отопления и ГВС) примененные ответчиком повышенных нормативов в период октября 2015 года (65632,25 рублей, 42,533 Гкал), в период январь - май 2016 года (656.322,45 рублей, 425,33 Гкал) являются необоснованными. Указанный период начислений (октябрь 2015, январь - май 2016 года) подпадает под действие п. 59 Правил N 354, применение повышающего коэффициента на сумму 721954,70 рублей (467,863 Гкал) является необоснованным. В отношении периода июнь 2016 (85,066 Гкал, 131264,49 рублей) также подлежит перерасчету, в связи с чем применение повышающего коэффициента является необоснованным.
Таким образом, исковые требования по первоначальному иску судом первой инстанции удовлетворены обоснованно, доказательств иного суду апелляционной инстанции не представлено.
В соответствии со статьей 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539-547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами; к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Факт поставки истцом энергоресурсов в период с января 2015 года по август 2016 года подтвержден представленными в материалы дела документами и ответчиком не оспаривается (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом установленных выше обстоятельств, оценив контррасчет ООО "УК "Вест-Снаб", согласно которому за период с января по август 2016 года поставлено ресурса на сумму 96 367 881 руб. 35 коп. оплачено 105 239 854 руб. 98 коп., за период с января 2015 года по август 2016 года предъявлено 241 701 939 руб. 18 коп. (с учетом повышающего коэффициента 246 604 779 руб. 26 коп.), оплачено 250 573 912 руб. 81 коп., суд первой инстанции пришел с обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения встречного иска (ст. 309, 544 ГК РФ).
По мнению апелляционного суда, выводы суда первой инстанции в полной мере соответствуют тем доказательствам, которые были представлены сторонами в обоснование своей правовой позиции. Принимая во внимание изложенное, учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что заявитель не доказал обоснованность доводов апелляционной жалобы, не указал фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом при рассмотрении дела, имели бы правовое значение и влияли на законность и обоснованность судебного акта.
Учитывая, что заявитель в апелляционной жалобе не ссылается на доказательства, и не приводит доводы, которые бы не были учтены и оценены судом первой инстанции, равно как и доказательства, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционный суд приходит к мнению о том, что спор рассмотрен судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем, не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28 июня 2017 года по делу N А71-13993/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий
М.В.БОРОДУЛИНА
М.В.БОРОДУЛИНА
Судьи
О.Г.ВЛАСОВА
В.Ю.НАЗАРОВА
О.Г.ВЛАСОВА
В.Ю.НАЗАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)