Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 13.11.2017 ПО ДЕЛУ N 33-7736/2017

Требование: Об обязании исполнить обязательства по эксплуатации дома.

Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: В ходе проведенной истцом внеплановой выездной проверки управляющей организации были выявлены допущенные ответчиком нарушения обязательных требований в сфере содержания общего имущества многоквартирных домов в отношении многоквартирного дома.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЯРОСЛАВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 ноября 2017 г. по делу N 33-7736/2017


Судья Куклева Ю.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего судьи Семиколенных Т.В.
судей Пискуновой В.А., Архипова О.А.
при секретаре К.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ярославле
13 ноября 2017 года
гражданское дело по апелляционной жалобе ОАО "Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района" на решение Ленинского районного суда г. Ярославля от 13 сентября 2017 года, которым постановлено:
Исковые требования Муниципальной жилищной инспекции мэрии города Ярославля удовлетворить.
- Обязать Открытое акционерное общество "Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района" исполнить принятые на себя обязательства по эксплуатацию дома по АДРЕСУ1, а именно провести мероприятия по устранению нарушений по техническому состоянию подъездов N 1, N 2, N 3 дома, а именно: отслоение штукатурного и окрасочного слоя на стенах лестничных клеток подъездов, неровность пола на лестничных площадках, тамбурах и краевое разрушение ступеней лестничных маршей, следы протечек на потолке и стенах верхних этажей подъездов, требуется ремонт и окраска оконных рам;
- Провести мероприятия по устранению нарушений по техническому состоянию кровли указанного многоквартирного дома (наличие следов протечек на верхних этажах лестничных клеток)
в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Архипова О.А., судебная коллегия

установила:

Муниципальная жилищная инспекция мэрии г. Ярославля обратилась в суд с иском к ОАО "Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района". В иске просила обязать ответчика надлежащим образом исполнить принятые на себя обязательства по эксплуатации дома по АДРЕСУ1: провести мероприятия по устранению нарушений по техническому состоянию подъездов NN 1, 2, 3 дома, указанные в п. 4 предписания от 10.11.2016 г.; провести мероприятия по устранению нарушений по техническому состоянию кровли дома, указанные в п. 5 предписания от 10.11.2016 г. (в частности, устранить отслоение штукатурного и окрасочного слоя на стенах лестничных клеток подъездов, неровность пола на лестничных площадках, тамбурах и краевое разрушение ступеней лестничных маршей, следы протечек на потолке и стенах верхних этажей подъездов, провести ремонт и окраску оконных рам; провести мероприятия по устранению нарушений по техническому состоянию кровли указанного многоквартирного дома (наличие следов протечек на верхних этажах лестничных клеток) в течение 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
В обоснование исковых требований указала, что в ходе проведенной истцом внеплановой выездной проверки в отношении ОАО "Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района" были выявлены допущенные ответчиком нарушения обязательных требований в сфере содержания общего имущества многоквартирных домов в отношении многоквартирного дома по АДРЕСУ1.
По результатам проверки ОАО "Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района" выдано предписание от 10.11.2016 г. об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения до 30.04.2017 года, а по п. 1 предписания - до 20.01.2017 г. В ходе последующих выездных проверок с целью проверки выполнения предписания выявлено не выполнение ответчиком пунктов 4 и 5 предписания. По результатам проверки выдано предписание от 06.06.2017 г. по восстановлению окрасочного и штукатурного слоя стен и потолков подъездов дома, обеспечению защиты от увлажнения конструкций (плит перекрытий) от протечек кровли; осуществить мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (плит перекрытий); устранить следы протечек на потолке и стенах верхних этажей подъездов дома; восстановить окраску, исправное состояние пола и ступеней лестничных клеток подъездов дома; восстановить исправное состояние окон в подъездах дома; обеспечить очистку светопрозрачных заполнений в срок до 01.09.2017 г.
Нарушение, по мнению истца, ответчиком ОАО "Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района": договора от 01.01.2008 года N 3-057 управления многоквартирным домом по АДРЕСУ1; п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491; п. п. 7, 8, 11 Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 года N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего состояния общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения"; пункта 3.2.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 и послужило причиной обращения истца в суд.
Судом постановлено вышеуказанное решение. С данным решением не согласился ответчик ОАО "Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района". В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы сводятся к неправильному определению судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушению судом норм материального и процессуального права. Ответчик полагает, что муниципальная жилищная инспекция мэрии г. Ярославля не вправе обращаться с данным исковым заявлением, поскольку в ее полномочия входит осуществление муниципального жилищного контроля, который включает организацию и проведение проверок соблюдения юридическими лицами обязательных требований, установленных в отношении лишь муниципального жилищного фонда. Муниципальная жилищная инспекция мэрии г. Ярославля не имела права обращаться в суд с данным исковым заявлением в порядке гражданского судопроизводства - суд первой инстанции принял к своему производству и рассмотрел данное исковое заявление в нарушение ст. 3, части 1 ст. 22, части 1 ст. 46 ГПК РФ. Установленный факт неисполнения предписаний влечет право муниципальной жилищной инспекции мэрии г. Ярославля лишь инициировать процедуру привлечения юридического лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, а не обращения в суд с иском в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений многоквартирного дома.
Также в апелляционной жалобе указано, что департаментом государственного жилищного надзора Ярославской области ОАО "Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района" выдана лицензия серия 76 ЯР N 000010 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами бессрочно. Согласно положениям ст. 20 Жилищного кодекса РФ, муниципальная жилищная инспекция мэрии г. Ярославля не наделена полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля соответствующим Законом Ярославской области, в связи с чем, не вправе проверять выполнение ответчиком лицензионных требований и выдавать предписания по результатам проверок.
Истцом муниципальной жилищной инспекцией мэрии г. Ярославля в адрес суда направлены возражения на апелляционную жалобу, в которых указано на отсутствие законодательного запрета на муниципальный жилищный контроль в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление. В возражениях на апелляционную жалобу указано на отсутствие оснований для ее удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, возражений на жалобу, исследовав материалы дела, судебная коллегия пришла к следующему.
Удовлетворяя заявленный иск, суд пришел к выводу об обоснованности исковых требований, ввиду того, что ответчик ненадлежащим образом исполняет свои обязанности по ремонту и содержанию общего имущества многоквартирного дома по АДРЕСУ1, неправомерно уклоняется от выполнения предписаний муниципальной жилищной инспекции мэрии г. Ярославля.
С выводами суда о наличии оснований для удовлетворения заявленных муниципальной жилищной инспекцией мэрии г. Ярославля исковых требований, судебная коллегия согласиться не может. Согласно п. 4 ч. 6 ст. 20 Жилищного кодекса РФ, орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 Жилищного кодекса РФ, деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля (ч. 3 ст. 192 Жилищного кодекса РФ).
Согласно ч. 7 ст. 20 Жилищного кодекса РФ, государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 20 Жилищного кодекса РФ, под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами (ч. 2.1 ст. 20 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с Положением о муниципальной жилищной инспекции мэрии г. Ярославля, утвержденным решением муниципалитета города Ярославля от 11 апреля 2013 года N 89, муниципальная жилищная инспекция мэрии города Ярославля является органом, осуществляющим муниципальный жилищный контроль на территории города Ярославля.
Порядок осуществления муниципального жилищного контроля на территории Ярославской области установлен Законом Ярославской области от 6 декабря 2012 года N 61-з "О муниципальном жилищном контроле на территории Ярославской области". При этом, Закон о наделении органов местного самоуправления на территории Ярославской области отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, не принят.
Таким образом, у суда отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований муниципальной жилищной инспекции мэрии г. Ярославля, основанных на результатах проведенной проверки при осуществлении ОАО "Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района" деятельности по управлению многоквартирными домами на основании соответствующей лицензии, в том числе в отношении многоквартирного дома по АДРЕСУ1, о возложении на ответчика обязанности по проведению работ в отношении общего имущества указанного многоквартирного дома.
При указанных обстоятельствах, решение Ленинского районного суда г. Ярославля от 13 сентября 2017 г., как не отвечающее требованиям законности и обоснованности, следует отменить, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Ярославля от 13 сентября 2017 г. отменить, принять по делу новое решение, в удовлетворении исковых требований муниципальной жилищной инспекции мэрии г. Ярославля отказать.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)