Судебные решения, арбитраж
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.
при секретаре Барулевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному иску муниципального унитарного предприятия "Производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства N 5 Стрелка" о признании недействующим подпункта 2.3 пункта 2 приложения N 1 к решению Лесосибирского городского совета Красноярского края от 6 марта 2005 г. N 409 "Об оплате жилья и коммунальных услуг в г. Лесосибирске и обеспечении социальной защиты населения", по апелляционной жалобе Администрации города Лесосибирска на решение Красноярского краевого суда от 10 декабря 2015 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
установила:
муниципальное унитарное предприятие "Производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства N 5 Стрелка" (далее - МУП "ПП ЖКХ N 5 Стрелка") обратилось в Красноярский краевой суд с административным иском о признании недействующим подпункта 2.3 пункта 2 приложения N 1 к решению Лесосибирского городского совета Красноярского края от 6 марта 2005 г. N 409 "Об оплате коммунальных услуг в г. Лесосибирске и обеспечении социальной защиты населения".
Решением Красноярского краевого суда от 10 декабря 2015 г. заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Администрация города Лесосибирска просит отменить указанный судебный акт как незаконный, необоснованный, вынесенный при неправильном применении норм материального права, регулирующих данные правоотношения.
В отношении апелляционной жалобы МУП "ПП ЖКХ N 5 Стрелка" и Прокуратурой Красноярского края представлены возражения.
В судебное заседание представители МУП "ПП ЖКХ N 5 Стрелка", Администрации города Лесосибирска, министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, Лесосибирского городского Совета депутатов, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. N 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов" (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано установить нормативы потребления коммунальных услуг для населения в соответствии с Методическими рекомендациями по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 1999 г. N 192.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 признан утратившим силу подпункт "а" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 N 609, а также утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила N 306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Согласно подпункту "д" пункта 4 Правил N 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг, учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома в отношении отопления - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем.
В соответствии с пунктами 10, 11 названных Правил нормативы потребления устанавливаются в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, а также коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды, - по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома и жилого дома. Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых домах и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением N 2 к данным Правилам.
Согласно таблице N 6 "Форма для установления нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению" (приложение N 2 к Правилам N 306) норматив потребления коммунальной услуги по отоплению определяется с учетом этажности многоквартирного жилого дома, года постройки (до 1999 года и после 1999 года), материала стен (камень, кирпич, панели, блоки, дерево, смешанные и другие материалы).
Как следует из материалов дела, Лесосибирским городским советом Красноярского края, в соответствии со статьями 4, 19, 21, 25 Устава города Лесосибирска, утвержденного решением Лесосибирского городского Совета от 30 апреля 1997 г. N 19 (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) 6 марта 2005 г. принято решение N 409 "Об оплате жилья и коммунальных услуг в г. Лесосибирске и обеспечении социальной защиты населения" (далее - решение городского Совета от 6 марта 2005 г. N 409). Данное решение опубликовано в газете "Заря Енисея".
Согласно подпункту 2.3 пункта 2 приложения N 1 к решению городского Совета от 6 марта 2005 г. N 409 норматив по отоплению установлен в размере 0,025 Гкал на 1 м{\super 2 общей площади. Указанный норматив является средним (средневзвешенным) для всех многоквартирных и жилых домов города Лесосибирска (в том числе поселка Стрелка).
Оспаривая названный подпункт решения городского Совета, МУП "ПП ЖКХ N 5 Стрелка", являющееся ресурсоснабжающей организацией, к виду экономической деятельности которой относятся управление эксплуатацией жилого фонда, а также производство и распределение тепловой энергии в поселке Стрелка, указало на то, что норматив потребления коммунальной услуги по отоплению для населения города Лесосибирска (в том числе п. Стрелка) в размере 0,025 Гкал на 1 м{\super 2 общей площади (на 12 месяцев), не соответствует положениям Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306.
Суд первой инстанции, установив, что жилой фонд поселка Стрелка состоит из одноэтажных и двухэтажных деревянных домов, в то время как в городе Лесосибирске жилой фонд составляет в основном пяти и девятиэтажные кирпичные и деревянные дома, сделал обоснованный вывод о том, что установление единого (средневзвешенного) для всех многоквартирных и жилых домов норматива потребления коммунальной услуги по отоплению без учета этажности, года постройки, степени благоустройства, а также конструктивных и технических параметров многоквартирных жилых домов поселка Стрелка противоречит пунктам 4, 10, 11 Правил N 306.
Оспариваемый нормативный акт на момент его утверждения соответствовал положениям действующих в то время нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, а после принятия Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг вступил в противоречие с данными Правилами.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Красноярского краевого суда от 10 декабря 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Лесосибирска - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 12.05.2016 N 53-АПГ16-6
Разделы:Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 мая 2016 г. N 53-АПГ16-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.
при секретаре Барулевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному иску муниципального унитарного предприятия "Производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства N 5 Стрелка" о признании недействующим подпункта 2.3 пункта 2 приложения N 1 к решению Лесосибирского городского совета Красноярского края от 6 марта 2005 г. N 409 "Об оплате жилья и коммунальных услуг в г. Лесосибирске и обеспечении социальной защиты населения", по апелляционной жалобе Администрации города Лесосибирска на решение Красноярского краевого суда от 10 декабря 2015 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
установила:
муниципальное унитарное предприятие "Производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства N 5 Стрелка" (далее - МУП "ПП ЖКХ N 5 Стрелка") обратилось в Красноярский краевой суд с административным иском о признании недействующим подпункта 2.3 пункта 2 приложения N 1 к решению Лесосибирского городского совета Красноярского края от 6 марта 2005 г. N 409 "Об оплате коммунальных услуг в г. Лесосибирске и обеспечении социальной защиты населения".
Решением Красноярского краевого суда от 10 декабря 2015 г. заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Администрация города Лесосибирска просит отменить указанный судебный акт как незаконный, необоснованный, вынесенный при неправильном применении норм материального права, регулирующих данные правоотношения.
В отношении апелляционной жалобы МУП "ПП ЖКХ N 5 Стрелка" и Прокуратурой Красноярского края представлены возражения.
В судебное заседание представители МУП "ПП ЖКХ N 5 Стрелка", Администрации города Лесосибирска, министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, Лесосибирского городского Совета депутатов, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. N 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов" (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано установить нормативы потребления коммунальных услуг для населения в соответствии с Методическими рекомендациями по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 1999 г. N 192.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 признан утратившим силу подпункт "а" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 N 609, а также утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила N 306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Согласно подпункту "д" пункта 4 Правил N 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг, учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома в отношении отопления - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем.
В соответствии с пунктами 10, 11 названных Правил нормативы потребления устанавливаются в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, а также коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды, - по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома и жилого дома. Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых домах и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением N 2 к данным Правилам.
Согласно таблице N 6 "Форма для установления нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению" (приложение N 2 к Правилам N 306) норматив потребления коммунальной услуги по отоплению определяется с учетом этажности многоквартирного жилого дома, года постройки (до 1999 года и после 1999 года), материала стен (камень, кирпич, панели, блоки, дерево, смешанные и другие материалы).
Как следует из материалов дела, Лесосибирским городским советом Красноярского края, в соответствии со статьями 4, 19, 21, 25 Устава города Лесосибирска, утвержденного решением Лесосибирского городского Совета от 30 апреля 1997 г. N 19 (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) 6 марта 2005 г. принято решение N 409 "Об оплате жилья и коммунальных услуг в г. Лесосибирске и обеспечении социальной защиты населения" (далее - решение городского Совета от 6 марта 2005 г. N 409). Данное решение опубликовано в газете "Заря Енисея".
Согласно подпункту 2.3 пункта 2 приложения N 1 к решению городского Совета от 6 марта 2005 г. N 409 норматив по отоплению установлен в размере 0,025 Гкал на 1 м{\super 2 общей площади. Указанный норматив является средним (средневзвешенным) для всех многоквартирных и жилых домов города Лесосибирска (в том числе поселка Стрелка).
Оспаривая названный подпункт решения городского Совета, МУП "ПП ЖКХ N 5 Стрелка", являющееся ресурсоснабжающей организацией, к виду экономической деятельности которой относятся управление эксплуатацией жилого фонда, а также производство и распределение тепловой энергии в поселке Стрелка, указало на то, что норматив потребления коммунальной услуги по отоплению для населения города Лесосибирска (в том числе п. Стрелка) в размере 0,025 Гкал на 1 м{\super 2 общей площади (на 12 месяцев), не соответствует положениям Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306.
Суд первой инстанции, установив, что жилой фонд поселка Стрелка состоит из одноэтажных и двухэтажных деревянных домов, в то время как в городе Лесосибирске жилой фонд составляет в основном пяти и девятиэтажные кирпичные и деревянные дома, сделал обоснованный вывод о том, что установление единого (средневзвешенного) для всех многоквартирных и жилых домов норматива потребления коммунальной услуги по отоплению без учета этажности, года постройки, степени благоустройства, а также конструктивных и технических параметров многоквартирных жилых домов поселка Стрелка противоречит пунктам 4, 10, 11 Правил N 306.
Оспариваемый нормативный акт на момент его утверждения соответствовал положениям действующих в то время нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, а после принятия Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг вступил в противоречие с данными Правилами.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Красноярского краевого суда от 10 декабря 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Лесосибирска - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)