Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 12.09.2017 ПО ДЕЛУ N 33-36441/2017

Требование: О выселении из квартиры.

Разделы:
Социальный наем жилого помещения; Жилищное право
Обстоятельства: Ответчице в связи с трудовыми отношениями для временного проживания была предоставлена комната в общежитии, распоряжением уполномоченного органа был утвержден список военнослужащих и служащих органов обороны РФ, которые приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в состав которых вошла ответчица с семьей, истец ссылается на то, что ответчица не имеет законных оснований занимать спорную квартиру.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 сентября 2017 г. по делу N 33-36441/17


Судья Данилина Е.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Чубаровой Н.В.,
судей Анашкина А.А., Карпушкиной Е.И.,
с участием прокурора Артамоновой О.Н.,
при секретаре Г.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Чубаровой Н.В. дело по апелляционной жалобе Б.Р. на решение Бутырского районного суда г. Москвы от 13 июня 2017 года (в редакции определения суда об исправлении описки от 18 июля 2017 г.), которым постановлено:
Исковые требования Министерства обороны Российской Федерации к Б.Р. о выселении удовлетворить. Выселить Б.Р. из жилого помещения, расположенного по адресу: г. Москва, ул. *, д. *, корп. *, кв. *, без предоставления другого жилого помещения. Взыскать с Б.Р. в доход бюджета города Москвы государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.
установила:

Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России) обратилось в суд с иском о выселении Б.Р. из квартиры, расположенной по адресу: г. Москва, ул. *, д. *, корп. *, кв. *, мотивируя свои требования тем, что ответчик законных оснований занимать спорную квартиру не имеет, в связи с чем просил суд выселить Б.Р. из квартиры, расположенной по адресу: г. Москва, ул. *, д. *, корп. *, кв. *, без предоставления другого жилого помещения.
Представитель истца Ч. в судебное заседание явилась, заявленные требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.
Ответчик в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, сведений об уважительных причинах неявки не представила и не просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит ответчик Б.Р. по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца Министерства обороны РФ Н., ответчика Б.Р., представителя ответчика - Б.А., заслушав заключение прокурора, полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим отмене, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене в соответствии с пп. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ.
При разрешении настоящего спора суд первой инстанции руководствовался положениями ст. ст. 35, 92 - 94 Жилищного кодекса РФ.
Судом первой инстанции было установлено, что спорное жилое помещение представляет собой квартиру N * площадью 18,90 кв. м, расположенную по адресу: г. Москва, ул. *, д. *, корп. *, кв. *.
Согласно приказу директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 10 апреля 2013 года N 342 "О закреплении недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения за государственным казенным учреждением "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации", недвижимое имущество, расположенное по адресу: г. Москва, ул. *, д. *, корп. *, было закреплено за ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Суд первой инстанции также признал установленным, что Б.Р., хотя фактически и проживает в спорном жилом помещении длительное время, на очереди в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоит, в связи с чем законного права пользования и проживания в отношении спорного жилого помещения не приобрела.
Поскольку Б.Р. была вселена в квартиру N *, расположенную по адресу: г. Москва, ул. *, д. *, корп. *, без соблюдения предусмотренного действующим жилищным законодательством порядка, законных оснований для пользования и проживания в спорном жилом помещении у нее не имеется, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчик должна освободить спорное жилое помещение без предоставления другого жилого помещения по требованию собственника данного жилого помещения на основании решения суда.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что выводы суда основаны на неверной оценке фактических обстоятельств дела, судом неверно применены нормы материального права, в связи с чем решение суда подлежит отмене с вынесением судебного постановления об отказе в удовлетворении иска о выселении.
Из материалов дела следует, что 16 октября 1985 года М. (Б.) была принята на работу в Административно-хозяйственное управление Министерства Обороны РФ. 16 января 2001 г. Б.Р. была уволена в порядке перевода в столовую N 26 ФКП "Мосвоенторг". 06 февраля 2008 г. Б.Р. была уволена в порядке перевода на должность повара в столовую комбината питания N 4 ФКП "5113 Центральная Торгово-закупочная база". 07.07.2010 г. трудовой договор был прекращен в соответствии с п. 3 ст. 77 ТК РФ с должности повара обособленного подразделения N 15 ОАО "Мосвоенторг".
17 декабря 1985 года Б.Р. была предоставлена в связи с трудовыми отношениями для временного проживания комната в общежитии по адресу: <...>. С 18 декабря 1985 г. ответчик была зарегистрирована по указанную адресу временно, а с 24 августа 1993 г. - постоянно.
Распоряжением префекта ЮАО г. Москвы от 25 сентября 1997 г. была утвержден представленный руководством ГлавКЭУ Министерства Обороны РФ список военнослужащих и служащих Министерства Обороны РФ, приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищный условий, в состав которых вошла и служащая Б.Р. с семьей (она, дочь, <...> г.р.).
Статьями 103 и 105 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливаются условия предоставления жилых помещений в общежитии, закрепляются основания и последствия прекращения и расторжения договора найма специализированного жилого помещения, а также круг лиц, которые при прекращении трудовых отношений с наймодателем не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления другого жилого помещения.
В силу статьи 13 Закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, статья 13 указанного Закона дополняет определенный частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
В соответствии с пунктами 6, 8 статьи 108, статьи 110 Жилищного кодекса РСФСР не подлежали выселению из общежитий без предоставления другого жилого помещения лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им жилое помещение, не менее десяти лет, а также лица, уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации либо по сокращению численности или штата работников.
Из содержания приведенных положений статьи 13 Вводного закона следует, что право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из общежития без предоставления другого жилого помещения, должно возникнуть у лиц, названных в статье 108 Жилищного кодекса РСФСР, к моменту введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (1 марта 2005 г.). В этом случае к спорным правоотношениям положения статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР применяются и после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии других обязательных условий (граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете). Если же лицо не приобрело право на дополнительные гарантии, предусмотренные этой статьей, то на него положения данной нормы не распространяются.
Поскольку к моменту введения в действие Жилищного кодекса РФ Б.Р. состояла на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий (являлась очередником ГлавКЭУ Министерства Обороны РФ по базе данных Департамента городского имущества г. Москвы л.д. 20), стаж ее трудовой деятельности в организации Министерства Обороны РФ к 01 марта 2005 г. превысил 10 летний срок, и в настоящее время Б.Р. не снята с указанного жилищного учета, оснований для удовлетворения предъявленного иска не имелось.
Таким образом, судом первой инстанции не установлены юридически значимые обстоятельства по делу, неверно применены нормы материального права, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене в соответствии с пп. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ с вынесением нового решения суда.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при изложенных выше обстоятельствах заявленные Министерством обороны Российской Федерации исковые требования к Б.Р. о выселении без предоставления другого жилого помещения являются необоснованными и удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ судебная коллегия
определила:

Решение Бутырского районного суда г. Москвы от 13 июня 2017 года - отменить.
В удовлетворении иска Министерства Обороны РФ к Б.Р. о выселении из квартиры по адресу: г. Москва, ул. *, д. *, корп. *, кв. * - отказать.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)