Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 октября 2017 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чернигиной Т.В.,
судей Барьяхтар И.Ю., Поляшовой Т.М.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Арбузовой Е.Л.
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Жилкоммунсервис", ИНН 4414011741 ОГРН 1064437012914
на решение Арбитражного суда Костромской области от 20 июля 2017 года по делу N А31-1746/2017, принятое судом в составе судьи Мофа В.Д.
по иску муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Караваево" администрации Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области (ИНН 4414011396, ОГРН 1064437011737)
к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкоммунсервис" (ИНН 4414011741, ОГРН 1064437012914)
о взыскании задолженности,
муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Караваево" администрации Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области (далее - Предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкоммунсервис" (далее - Общество, ответчик, заявитель) о взыскании 366 154 руб. 15 коп. задолженности по договору теплоснабжения и поставки горячего водоснабжения от 30.07.2015 N 1 (далее - Договор) за поставленную горячую воду на общедомовые нужды в январе - июне, сентябре - декабре 2016 года (далее - Спорный период).
Исковые требования Предприятия основаны на статьях 309, 314 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьях 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункте 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Решением Арбитражного суда Костромской области от 20 июля 2017 года иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его изменить, принять по делу новый судебный акт которым отказать в удовлетворении требований о взыскании сверхнормативного "ОДН подогрев" в размере 280 393 руб. 57 коп.
В апелляционной жалобе заявитель считает, что независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода времени года (отопительный или неотопительный), количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения. Показания приборов учета, измеряющих тепловую энергию, используемую в целях горячего водоснабжения, не учитываются ни в расчетах с потребителями, ни в расчетах с ресурсоснабжающими организациями, поскольку управляющая организация не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг.
Истец в отзыве указал, что при расчетах не использовал объем тепловой энергии (Гкал), прошедший по счетчику, а использовал объем горячего водоснабжения в м. куб. и производил расчеты в соответствии с формулой 23 Правил N 354, применяя утвержденный норматив на подогрев 0,0446 Гкал. Просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны, надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Костромской от 20 июля 2017 года проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждены следующие фактические обстоятельства.
В период с 01.12.2015 по 31.12.2016 Общество осуществляло управление многоквартирными домами, расположенными в п. Караваево Костромского района по адресам: ул. Капитана Харчина д. NN 4, 8, Учебный городок д. N 28, ул. Штеймана, д. NN 52, 54, 56, 58, 61, 62, ул. Совхозная, д. N 1А, ул. Садовая, д. NN 2А, 6.
30.07.2015 Предприятие (ресурсоснабжающая организация) и Общество (исполнитель) заключили Договор, по условиям которого истец обязался подавать в находящиеся в управлении ответчика многоквартирные дома тепловую энергию и горячую воду с целью предоставления ответчиком потребителям коммунальных услуг, а ответчик - принимать и оплачивать коммунальные ресурсы.
Во исполнение условий Договора истец в Спорный период поставлял от принадлежащих ему центральных тепловых пунктов в указанные многоквартирные дома горячую воду, учет количества которой осуществлялся посредством общедомовых приборов учета.
Плату за оказанную ответчиком коммунальную услугу горячего водоснабжения истец получал непосредственно от потребителей и засчитывал в счет стоимости поставленного по Договору коммунального ресурса.
Поскольку часть поставленной в многоквартирные дома горячей воды израсходована на общедомовые нужды, истец выставил ответчику счета на оплату N 120 от 31.01.2016, N 234 от 29.02.2016, N 343 от 31.03.2016, N 464 от 30.04.2016, N 557 от 31.05.2016, N 659 от 30.06.2016, N 973 от 30.09.2016, N 1085 от 31.10.2016, N 1200 от 30.11.2016, N 1309 от 31.12.2016.
К указанным счетам приложены акты приема-передачи.
Претензией от 07.02.2017 N 44 (т. 1 л.д. 20) истец предложил ответчику оплатить образовавшуюся задолженность.
Претензия получена ответчиком, оставлена без ответа и исполнения, что послужило основанием для обращения истца в суд.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 22 Правил N 354 предусмотрено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 21 Правил N 124 при установлении в договоре ресурсоснабжения порядка определения объемов поставляемого коммунального ресурса учитывается, что объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
Таким образом, расчеты между истцом и ответчиком производятся ежемесячно по фактическим показаниям коллективного (общедомового) прибора учета.
Вопросы ценообразования и установления нормативов потребления в сфере горячего водоснабжения, в частности осуществляемого с использованием закрытых систем водоснабжения, регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), согласно части 9 статьи 32 которого (в редакции, действующей с 30.06.2014) тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию (пункты 88 - 90, 92 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения").
Согласно абзацу 6 пункта 38 Правил N 354 в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Формулы для определения платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, и платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, в случае установления двухкомпонентных тарифов приведены в приложении N 2 к Правилам N 354 (формулы 23 и 24 соответственно).
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, представленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Из содержания счетов и актов следует, что истец предъявил к оплате ответчику определенный объем горячей воды из расчета входящих в ее состав компонентов: холодной воды и тепловой энергии.
Истец представил расчет указанного в счетах и актах объема горячей воды в разрезе входящих в ее состав компонентов: холодной воды (из расчета ее фактического расхода на общедомовые нужды) и тепловой энергии (из расчета ее нормативного количества на подогрев указанного объема холодной воды до требуемой температуры).
Из расчета следует, что объем горячей воды, расходованной сверх утвержденного норматива на общедомовые нужды, рассчитан истцом как разность между общим объемом поставки горячей воды по данным общедомового прибора учета и объемом потребления горячей воды потребителями по данным индивидуальных приборов учета (норматива потребления), а также нормативной величиной расхода горячей воды на общедомовые нужды, предъявленной к оплате потребителям коммунальных услуг.
В расчете объема и стоимости сверхнормативного расхода воды на общедомовые нужды истцом учтено, что постановлением департамента ТЭК и ЖКХ Костромской области от 28.05.2013 N 4-ПН утвержден норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды для многоквартирных домов на территории Костромской области в размере 0,026 м{\super 3/м{\super 2, а также приняты во внимание тарифы на горячую воду, утвержденные для истца постановлениями департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 16.12.2014 N 14/450, от 11.12.2015 N 14/490.
Истцом учтены доводы ответчика, связанные с принятием собственниками помещений решения о распределении сверхнормативного объема коммунального ресурса, потребленного на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В связи с утверждением для истца двухкомпонентного тарифа на горячую воду, расчет долга истец произвел по двум составляющим: определил сверхнормативный объем холодной воды и объем тепловой энергии, расходованной на подогрев данного количества холодной воды, исходя из утвержденного норматива; применив тариф, установленный на каждый компонент, истец исчислил общую сумму долга.
Доказательств потребления иного объема ресурса, чем предъявлено истцом, заявителем жалобы не представлено.
Обоснованный контрасчет Обществом также не приведен.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статьям 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Костромской области от 20 июля 2017 года по делу N А31-1746/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкоммунсервис" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Жилкоммунсервис" в доход федерального бюджета 3 000 руб. госпошлины по апелляционной жалобе.
Арбитражному суду Костромской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.10.2017 N 02АП-7100/2017 ПО ДЕЛУ N А31-1746/2017
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 октября 2017 г. по делу N А31-1746/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 октября 2017 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чернигиной Т.В.,
судей Барьяхтар И.Ю., Поляшовой Т.М.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Арбузовой Е.Л.
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Жилкоммунсервис", ИНН 4414011741 ОГРН 1064437012914
на решение Арбитражного суда Костромской области от 20 июля 2017 года по делу N А31-1746/2017, принятое судом в составе судьи Мофа В.Д.
по иску муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Караваево" администрации Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области (ИНН 4414011396, ОГРН 1064437011737)
к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкоммунсервис" (ИНН 4414011741, ОГРН 1064437012914)
о взыскании задолженности,
установил:
муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Караваево" администрации Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области (далее - Предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкоммунсервис" (далее - Общество, ответчик, заявитель) о взыскании 366 154 руб. 15 коп. задолженности по договору теплоснабжения и поставки горячего водоснабжения от 30.07.2015 N 1 (далее - Договор) за поставленную горячую воду на общедомовые нужды в январе - июне, сентябре - декабре 2016 года (далее - Спорный период).
Исковые требования Предприятия основаны на статьях 309, 314 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьях 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункте 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Решением Арбитражного суда Костромской области от 20 июля 2017 года иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его изменить, принять по делу новый судебный акт которым отказать в удовлетворении требований о взыскании сверхнормативного "ОДН подогрев" в размере 280 393 руб. 57 коп.
В апелляционной жалобе заявитель считает, что независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода времени года (отопительный или неотопительный), количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения. Показания приборов учета, измеряющих тепловую энергию, используемую в целях горячего водоснабжения, не учитываются ни в расчетах с потребителями, ни в расчетах с ресурсоснабжающими организациями, поскольку управляющая организация не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг.
Истец в отзыве указал, что при расчетах не использовал объем тепловой энергии (Гкал), прошедший по счетчику, а использовал объем горячего водоснабжения в м. куб. и производил расчеты в соответствии с формулой 23 Правил N 354, применяя утвержденный норматив на подогрев 0,0446 Гкал. Просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны, надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Костромской от 20 июля 2017 года проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждены следующие фактические обстоятельства.
В период с 01.12.2015 по 31.12.2016 Общество осуществляло управление многоквартирными домами, расположенными в п. Караваево Костромского района по адресам: ул. Капитана Харчина д. NN 4, 8, Учебный городок д. N 28, ул. Штеймана, д. NN 52, 54, 56, 58, 61, 62, ул. Совхозная, д. N 1А, ул. Садовая, д. NN 2А, 6.
30.07.2015 Предприятие (ресурсоснабжающая организация) и Общество (исполнитель) заключили Договор, по условиям которого истец обязался подавать в находящиеся в управлении ответчика многоквартирные дома тепловую энергию и горячую воду с целью предоставления ответчиком потребителям коммунальных услуг, а ответчик - принимать и оплачивать коммунальные ресурсы.
Во исполнение условий Договора истец в Спорный период поставлял от принадлежащих ему центральных тепловых пунктов в указанные многоквартирные дома горячую воду, учет количества которой осуществлялся посредством общедомовых приборов учета.
Плату за оказанную ответчиком коммунальную услугу горячего водоснабжения истец получал непосредственно от потребителей и засчитывал в счет стоимости поставленного по Договору коммунального ресурса.
Поскольку часть поставленной в многоквартирные дома горячей воды израсходована на общедомовые нужды, истец выставил ответчику счета на оплату N 120 от 31.01.2016, N 234 от 29.02.2016, N 343 от 31.03.2016, N 464 от 30.04.2016, N 557 от 31.05.2016, N 659 от 30.06.2016, N 973 от 30.09.2016, N 1085 от 31.10.2016, N 1200 от 30.11.2016, N 1309 от 31.12.2016.
К указанным счетам приложены акты приема-передачи.
Претензией от 07.02.2017 N 44 (т. 1 л.д. 20) истец предложил ответчику оплатить образовавшуюся задолженность.
Претензия получена ответчиком, оставлена без ответа и исполнения, что послужило основанием для обращения истца в суд.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 22 Правил N 354 предусмотрено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 21 Правил N 124 при установлении в договоре ресурсоснабжения порядка определения объемов поставляемого коммунального ресурса учитывается, что объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
Таким образом, расчеты между истцом и ответчиком производятся ежемесячно по фактическим показаниям коллективного (общедомового) прибора учета.
Вопросы ценообразования и установления нормативов потребления в сфере горячего водоснабжения, в частности осуществляемого с использованием закрытых систем водоснабжения, регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), согласно части 9 статьи 32 которого (в редакции, действующей с 30.06.2014) тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию (пункты 88 - 90, 92 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения").
Согласно абзацу 6 пункта 38 Правил N 354 в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Формулы для определения платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, и платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, в случае установления двухкомпонентных тарифов приведены в приложении N 2 к Правилам N 354 (формулы 23 и 24 соответственно).
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, представленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Из содержания счетов и актов следует, что истец предъявил к оплате ответчику определенный объем горячей воды из расчета входящих в ее состав компонентов: холодной воды и тепловой энергии.
Истец представил расчет указанного в счетах и актах объема горячей воды в разрезе входящих в ее состав компонентов: холодной воды (из расчета ее фактического расхода на общедомовые нужды) и тепловой энергии (из расчета ее нормативного количества на подогрев указанного объема холодной воды до требуемой температуры).
Из расчета следует, что объем горячей воды, расходованной сверх утвержденного норматива на общедомовые нужды, рассчитан истцом как разность между общим объемом поставки горячей воды по данным общедомового прибора учета и объемом потребления горячей воды потребителями по данным индивидуальных приборов учета (норматива потребления), а также нормативной величиной расхода горячей воды на общедомовые нужды, предъявленной к оплате потребителям коммунальных услуг.
В расчете объема и стоимости сверхнормативного расхода воды на общедомовые нужды истцом учтено, что постановлением департамента ТЭК и ЖКХ Костромской области от 28.05.2013 N 4-ПН утвержден норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды для многоквартирных домов на территории Костромской области в размере 0,026 м{\super 3/м{\super 2, а также приняты во внимание тарифы на горячую воду, утвержденные для истца постановлениями департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 16.12.2014 N 14/450, от 11.12.2015 N 14/490.
Истцом учтены доводы ответчика, связанные с принятием собственниками помещений решения о распределении сверхнормативного объема коммунального ресурса, потребленного на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В связи с утверждением для истца двухкомпонентного тарифа на горячую воду, расчет долга истец произвел по двум составляющим: определил сверхнормативный объем холодной воды и объем тепловой энергии, расходованной на подогрев данного количества холодной воды, исходя из утвержденного норматива; применив тариф, установленный на каждый компонент, истец исчислил общую сумму долга.
Доказательств потребления иного объема ресурса, чем предъявлено истцом, заявителем жалобы не представлено.
Обоснованный контрасчет Обществом также не приведен.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статьям 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Костромской области от 20 июля 2017 года по делу N А31-1746/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкоммунсервис" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Жилкоммунсервис" в доход федерального бюджета 3 000 руб. госпошлины по апелляционной жалобе.
Арбитражному суду Костромской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий
Т.В.ЧЕРНИГИНА
Т.В.ЧЕРНИГИНА
Судьи
И.Ю.БАРЬЯХТАР
Т.М.ПОЛЯШОВА
И.Ю.БАРЬЯХТАР
Т.М.ПОЛЯШОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)