Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 15 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 августа 2017 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей А.В. Гончаровой, С.В. Гуцалюк,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.А. Елесиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Дом-Сервис",
апелляционное производство N 05АП-5245/2017
на решение от 02.06.2017
судьи Е.Ю. Лебедевой
по делу N А24-5178/2016 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая
компания "Дом-Сервис" (ИНН 4101136453, ОГРН 1104101001179)
о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной
инспекции Камчатского края (ИНН 4101102831, ОГРН 1054100065766)
от 11.11.2016 N 2167/2-4ю
третье лицо: Горбунов Александр Михайлович,
при участии:
- от ООО УК "Дом-Сервис": представитель Богаева Е.В. (по доверенности от 29.05.2017, сроком действия до 31.12.2017, паспорт);
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Дом-Сервис" (далее - заявитель, ООО УК "Дом-Сервис", общество, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Камчатского края (далее - заинтересованное лицо, Инспекция) от 11.11.2016 N 2167/2-4ю.
Определением от 06.02.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Горбунов Александр Михайлович (далее - третье лицо, Горбунов А.М., потребитель).
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 02.06.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы поясняет, что в оспариваемом предписании Инспекции указано, что обществом нарушены требования пункта 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), однако при этом не указано в описательной части, в чем именно выразилось нарушение указанных норм. В связи с чем считает, что предписание от 11.11.2016 N 2167/2-4ю не соответствует жилищному законодательству и не подлежит исполнению.
Указывает, что произведенный управляющей компанией перерасчет по коммунальной услуге "горячее водоснабжение" Горбунову А.М. по пропускной способности трубы оказался выше, чем фактические убытки ТСЖ "Звездная 13", поэтому управляющая компания выставила не всю сумму по расчету, а уменьшенную. При этом методика и порядок расчета применены обществом в соответствии с пунктами 14, 15, 16 Постановления Правительства РФ от 04.09.2013 N 776 "Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод" (далее - Правила N 776), а уменьшение суммы доначислений является правом управляющей компании.
Определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2017 апелляционная жалоба принята к производству, дело назначено к судебному разбирательству.
Государственная жилищная инспекция Камчатского края, Горбунов Александр Михайлович, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечили. Суд, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, проводил судебное заседание в отсутствие неявившихся представителей указанных лиц.
В канцелярию суда от Инспекции и Горбунова А.М. поступили письменные отзывы на апелляционную жалобу, которые в порядке статьи 262 АПК РФ приобщены к материалам дела.
В судебном заседании представитель общества огласил доводы апелляционной жалобы, которые совпадают с текстом апелляционной жалобы, имеющейся в материалах дела. Решение суда первой инстанции просил отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее:
На основании приказа заместителя руководителя Государственной жилищной инспекции Камчатского края от 17.10.2016 N 1819 ЛК проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ООО УК "Дом-Сервис" требований действующего законодательства в сфере жилищных отношений. Основанием для проведения проверки послужило обращение гражданина Зайцева С.А. в интересах Горбунова М.И. от 23.05.2016 N З-2167.
В ходе проверки Инспекцией установлено, что 21.12.2015 при проведении визуального осмотра представителями ООО УК "Дом-Сервис" квартиры N 56 дома N 13 по ул. Звездная в г. Петропавловске-Камчатском, обнаружено самовольное увеличение поверхности отопительных приборов внутри квартиры, а именно установлен радиатор отопления на лоджии "неотапливаемое помещение".
27.01.2016 при повторном осмотре вышеуказанной квартиры выявлено, что дополнительный радиатор на лоджии демонтирован.
Из документа на оплату коммунальных услуг за январь 2016 года усматривается, что в графе "перерасчет за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (по прибору)" составил 323 540,43 руб. Расчет данной суммы, подтверждающие документы о правомерности ее начисления общество не представило.
Результаты проверки отражены в акте от 11.11.2016 N 1819ЛК/1-4Ю. 11.11.2016 должностным лицом Государственной жилищной инспекции Камчатского края выдано предписание N 2167/2-4ю, которым на ООО УК "Дом-Сервис" возложена обязанность снять необоснованно начисленный перерасчет по статье "горячее водоснабжение по прибору" за период с 21.12.2015 по 27.01.2016 собственнику квартиры N 56 в многоквартирном доме N 13 по ул. Звездная в г. Петропавловске-Камчатском в сумме 323 540 руб. 43 коп. в срок до 01.12.2016.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, должностных лиц, осуществляется в порядке главы 24 АПК РФ. Ненормативным правовым актом является официальный документ письменной или устной формы, принимаемый публичным органом или лицом, адресованный конкретному лицу и содержащий положения о правах и обязанностях указанного лица.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из ЖК РФ, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Статьей 20 ЖК РФ, определяющей предмет, порядок и условия осуществления государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля и общественного жилищного контроля, установлено, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований, в том числе: деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами.
Данная деятельность осуществляется посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений (часть 1).
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством РФ (часть 2).
Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований (часть 4).
Часть 5 статьи 20 ЖК РФ наделяет должностных лиц органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющихся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами широким перечнем полномочий, в том числе запрашивать информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований, проводить проверки, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений.
Требования к организации и проведению государственного жилищного надзора установлены Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденным постановлением Правительства РФ N 493 от 11.06.2013 "О государственном жилищном надзоре" (далее по тексту - Положение N 493).
В соответствии с пунктом 4 Положения N 493 государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 N 493, предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе к управлению многоквартирными домами.
Постановлением Правительства Камчатского края от 19.12.2008 N 418-П утверждено Положение о государственной жилищной инспекции Камчатского края, пунктом 1.1 которого установлено, что ГЖИ Камчатского края является исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим функции по региональному государственному жилищному надзору, контролю за использованием и сохранностью жилищного фонда Камчатского края, соответствием жилых помещений жилищного фонда Камчатского края установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства и иные правоприменительные функции в установленной сфере деятельности.
В силу положений подпункта 10 пункта 2.2 названного Положения Инспекция с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений.
Следовательно, апелляционный суд приходит к выводу о том, что проверка проведена и предписание выдано уполномоченным лицом - Инспекцией.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с пунктом 2.3 части 2 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении (далее - Закон N 416-ФЗ) по договору горячего или холодного водоснабжения организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
К договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения.
Частью 2 статьи 20 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что коммерческий учет воды и сточных вод осуществляется в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 14 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776) осуществление коммерческого учета расчетным способом допускается в следующих случаях: 1) при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; 2) в случае неисправности прибора учета; 3) при нарушении в течение более шести месяцев сроков представления показаний прибора учета, являющихся собственностью абонента, организации, которые эксплуатируют водопроводные, канализационные сети, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом такой организации о временном прекращении потребления воды.
В пункте 15 Правил N 776 указано, что при расчетном способе коммерческого учета воды применяются: а) метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения; б) метод расчетного среднемесячного (среднесуточного, среднечасового) количества поданной (транспортируемой) воды; в) метод гарантированного объема подачи воды; г) метод суммирования объемов воды.
В соответствии с пунктом 16 Правил N 776 применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду используется в следующих случаях: а) при самовольном присоединении и (или) пользовании централизованными системами водоснабжения за период времени, в течение которого осуществлялось такое самовольное присоединение и (или) пользование, но не более чем за 3 года.
При этом период времени, в течение которого осуществлялось самовольное присоединение и (или) пользование централизованными системами водоснабжения, определяется со дня предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов централизованной системы водоснабжения в месте, где позже был выявлен факт самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения, до дня устранения самовольного присоединения (прекращения самовольного пользования).
В случае если абонент в течение 1 года после вступления в силу настоящих Правил проинформировал организацию, осуществляющую горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, о самовольном присоединении и (или) пользовании централизованной системой водоснабжения, расчетный способ определения количества поданной (полученной) воды применяется не более чем за 6 месяцев; б) через 60 дней со дня возникновения неисправности прибора учета (в том числе непроведения поверки после истечения межповерочного интервала) или демонтажа прибора учета до проведения допуска прибора учета к эксплуатации либо поверки без демонтажа прибора учета; в) при отсутствии у абонента или транзитной организации приборов учета воды, допущенных к эксплуатации в установленном порядке, в случае, если в течение 60 дней со дня получения от организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, уведомления о необходимости установки приборов учета или после даты, определенной в договорах водоснабжения, едином договоре водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды и договоре по транспортировке горячей воды, приборы учета воды не установлены; г) при нарушении в течение более 6 месяцев сроков представления показаний прибора учета, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом или транзитной организацией организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, о временном прекращении потребления воды.
Согласно пункту 62 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, (далее - Правила N 354) (в редакции, действующий в спорный период) при обнаружении осуществленного с нарушением установленного порядка подключения (далее - несанкционированное подключение) внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам исполнитель обязан незамедлительно устранить (демонтировать) такое несанкционированное подключение и произвести доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги.
Доначисление размера платы в этом случае должно быть произведено исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения - по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты осуществления такого подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения.
Если дату осуществления несанкционированного подключения или вмешательства в работу прибора учета установить невозможно, то доначисление должно быть произведено начиная с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором выявлено несанкционированное подключение или вмешательство в работу прибора учета.
Из материалов дела следует и не оспаривается заявителем, что управляющей организацией многоквартирного дома по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Звездная, д. 13, является ООО УК "Дом-Сервис".
В связи с чем данная организация является исполнителем коммунальных услуг и организацией, отвечающей за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителям, проживающим в указанных домах, предоставляются коммунальные услуги.
Следовательно, обязанность по начислению и взиманию платы за коммунальные услуги с жильцов вышеуказанного многоквартирного дома в г. Петропавловск-Камчатский, а также по направлению в адрес потребителей платежных документов, в данном случае законом возложена на ООО УК "Дом-Сервис".
На основании части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем, в акте проверки от 11.11.2016 N 1819ЛК/1-4ю зафиксировано, что обществом необоснованно, без подтверждающих документов о правомерности начисления, собственнику квартиры N 56 дома N 13 по ул. Звездная в г. Петропавловске-Камчатском сделан перерасчет за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (по прибору) за период с 01.2015 по 12.2015 со ссылками на пункты 14, 15, 16 Правил N 776, поскольку в указанной квартире самовольно был установлен радиатор отопления.
Как установлено судом обществом в ходе проверки дома N 13 по ул. Звездная в г. Петропавловске-Камчатском выявлен "переток" воды из системы горячего водоснабжения в систему центрального отопления. В акте осмотра квартире 56 указанного дома зафиксировано самовольное увеличение поверхности нагрева приборов отопления, а именно установлен прибор нагрева на лоджии "неотапливаемое помещение". Кроме того, прибор отопления, установленный на лоджии, имеет присоединение к сетям ГВС в результате чего отсекающие вентили подводки ГВС не работают, не держат. Осуществляется переток из системы ГВС в систему центрального отопления (в отопительный период). Диаметр трубы ГВС 15 мм.
В связи с чем обществом был произведен перерасчет потребителю коммунального ресурса, по которому сумма к оплате составила 323 540 рублей 43 копейки, который был произведен с использованием следующих показателей:
- - тариф на ГВС в указанные периоды (с января по май 2015 года, с октября по декабрь 2015 года);
- - данные счетов-фактур ресурсоснабжающей организации за указанные периоды;
- - сведения об общем потреблении ресурса жителями по индивидуальным приборам и по нормативу (за вычетом общедомовых нужд);
- - площадь жилых помещений у жителей, у которых имелось несанкционированное пользование коммунальным ресурсом.
Таким образом, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что приведенный расчет произведен обществом не методом учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, в соответствии с пунктами 14, 15, 16 Правил N 776, а иным методом., следовательно, указание в квитанции на оплату перерасчета коммунального ресурса со ссылками на данные пункты Правил N 776 необоснованно.
Таким образом, у Инспекции имелись основания для возложения на общество обязанности устранить указанное выше нарушение путем снятия необоснованно начисленного перерасчета по статье "горячее водоснабжение по прибору" за период с 21.12.2015 по 27.01.2016 собственнику квартиры N 56 в многоквартирном доме N 13 по улице Звездная в г. Петропавловске-Камчатском в сумме 323 540 рублей 43 копейки.
Отклоняя доводы общества о том, что методика и порядок расчета применен обществом в соответствии с пунктами 14, 15, 16 Правил N 776, а уменьшение суммы доначислений является правом управляющей компании, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.
Общество, указав потребителю в квитанции об оплате коммунальных услуг о перерасчете за январь 2016 года по статье "горячее водоснабжение (по прибору)" не представило надлежащий расчет, а также подтверждающие документы о правомерности начисления, нарушило часть 1 статьи 157 ЖК РФ, пункт 62 Правил N 354.
Коллегия отмечает, что управляющей компанией не указана норма права, которая позволяет произвести перерасчет по коммунальной услуге "горячее водоснабжение" по собственному усмотрению.
Вместе с тем апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что представляется необоснованным использование в расчете коммунальной услуги по горячему водоснабжению такого показателя как площадь жилого помещения, при этом показатель "площадь сечения трубы" в приведенном расчете не используется. Кроме того, возложение на собственника квартиры бремени оплаты за общедомовые потери дома N 13 по ул. Звездная в г. Петропавловске-Камчатском по коммунальному ресурсу "горячее водоснабжение" за 8 месяцев 2015 года, при отсутствии бесспорных доказательств потребления указанного коммунального ресурса данным лицом в указанных объемах неправомерно.
При таких обстоятельствах оспариваемое предписание Инспекции от 11.11.2016 N 2167/2-4ю является правомерным и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Каких-либо грубых нарушений требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при осуществлении проверки Инспекцией не допущено. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают и не содержат указания на обстоятельства, свидетельствующие об их ошибочности, в связи с чем подлежат отклонению.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку административным органом представлены надлежащие доказательства наличия оснований для выдачи оспариваемого предписания и его соответствия закону, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявленного требования.
При изложенных обстоятельствах коллегия не находит в рассматриваемом деле совокупности обстоятельств, необходимых и достаточных в соответствии со статьями 198 и 200 АПК РФ для удовлетворения заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового Кодекса Российской Федерации и пунктом 15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового Кодекса Российской Федерации", при подаче апелляционной жалобы на решение суда по делу о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается в размере 1500 рублей для юридических лиц.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Сумма излишне уплаченной государственной пошлины подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 02.06.2017 по делу N А24-5178/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Дом-Сервис" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 514 от 30.06.2017 через ПАО "КАМЧАТКОМАГРОПРОМБАНК", г. Петропавловск - Камчатский.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.08.2017 N 05АП-5245/2017 ПО ДЕЛУ N А24-5178/2016
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 августа 2017 г. по делу N А24-5178/2016
Резолютивная часть постановления оглашена 15 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 августа 2017 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей А.В. Гончаровой, С.В. Гуцалюк,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.А. Елесиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Дом-Сервис",
апелляционное производство N 05АП-5245/2017
на решение от 02.06.2017
судьи Е.Ю. Лебедевой
по делу N А24-5178/2016 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая
компания "Дом-Сервис" (ИНН 4101136453, ОГРН 1104101001179)
о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной
инспекции Камчатского края (ИНН 4101102831, ОГРН 1054100065766)
от 11.11.2016 N 2167/2-4ю
третье лицо: Горбунов Александр Михайлович,
при участии:
- от ООО УК "Дом-Сервис": представитель Богаева Е.В. (по доверенности от 29.05.2017, сроком действия до 31.12.2017, паспорт);
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Дом-Сервис" (далее - заявитель, ООО УК "Дом-Сервис", общество, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Камчатского края (далее - заинтересованное лицо, Инспекция) от 11.11.2016 N 2167/2-4ю.
Определением от 06.02.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Горбунов Александр Михайлович (далее - третье лицо, Горбунов А.М., потребитель).
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 02.06.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы поясняет, что в оспариваемом предписании Инспекции указано, что обществом нарушены требования пункта 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), однако при этом не указано в описательной части, в чем именно выразилось нарушение указанных норм. В связи с чем считает, что предписание от 11.11.2016 N 2167/2-4ю не соответствует жилищному законодательству и не подлежит исполнению.
Указывает, что произведенный управляющей компанией перерасчет по коммунальной услуге "горячее водоснабжение" Горбунову А.М. по пропускной способности трубы оказался выше, чем фактические убытки ТСЖ "Звездная 13", поэтому управляющая компания выставила не всю сумму по расчету, а уменьшенную. При этом методика и порядок расчета применены обществом в соответствии с пунктами 14, 15, 16 Постановления Правительства РФ от 04.09.2013 N 776 "Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод" (далее - Правила N 776), а уменьшение суммы доначислений является правом управляющей компании.
Определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2017 апелляционная жалоба принята к производству, дело назначено к судебному разбирательству.
Государственная жилищная инспекция Камчатского края, Горбунов Александр Михайлович, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечили. Суд, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, проводил судебное заседание в отсутствие неявившихся представителей указанных лиц.
В канцелярию суда от Инспекции и Горбунова А.М. поступили письменные отзывы на апелляционную жалобу, которые в порядке статьи 262 АПК РФ приобщены к материалам дела.
В судебном заседании представитель общества огласил доводы апелляционной жалобы, которые совпадают с текстом апелляционной жалобы, имеющейся в материалах дела. Решение суда первой инстанции просил отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее:
На основании приказа заместителя руководителя Государственной жилищной инспекции Камчатского края от 17.10.2016 N 1819 ЛК проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ООО УК "Дом-Сервис" требований действующего законодательства в сфере жилищных отношений. Основанием для проведения проверки послужило обращение гражданина Зайцева С.А. в интересах Горбунова М.И. от 23.05.2016 N З-2167.
В ходе проверки Инспекцией установлено, что 21.12.2015 при проведении визуального осмотра представителями ООО УК "Дом-Сервис" квартиры N 56 дома N 13 по ул. Звездная в г. Петропавловске-Камчатском, обнаружено самовольное увеличение поверхности отопительных приборов внутри квартиры, а именно установлен радиатор отопления на лоджии "неотапливаемое помещение".
27.01.2016 при повторном осмотре вышеуказанной квартиры выявлено, что дополнительный радиатор на лоджии демонтирован.
Из документа на оплату коммунальных услуг за январь 2016 года усматривается, что в графе "перерасчет за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (по прибору)" составил 323 540,43 руб. Расчет данной суммы, подтверждающие документы о правомерности ее начисления общество не представило.
Результаты проверки отражены в акте от 11.11.2016 N 1819ЛК/1-4Ю. 11.11.2016 должностным лицом Государственной жилищной инспекции Камчатского края выдано предписание N 2167/2-4ю, которым на ООО УК "Дом-Сервис" возложена обязанность снять необоснованно начисленный перерасчет по статье "горячее водоснабжение по прибору" за период с 21.12.2015 по 27.01.2016 собственнику квартиры N 56 в многоквартирном доме N 13 по ул. Звездная в г. Петропавловске-Камчатском в сумме 323 540 руб. 43 коп. в срок до 01.12.2016.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, должностных лиц, осуществляется в порядке главы 24 АПК РФ. Ненормативным правовым актом является официальный документ письменной или устной формы, принимаемый публичным органом или лицом, адресованный конкретному лицу и содержащий положения о правах и обязанностях указанного лица.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из ЖК РФ, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Статьей 20 ЖК РФ, определяющей предмет, порядок и условия осуществления государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля и общественного жилищного контроля, установлено, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований, в том числе: деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами.
Данная деятельность осуществляется посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений (часть 1).
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством РФ (часть 2).
Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований (часть 4).
Часть 5 статьи 20 ЖК РФ наделяет должностных лиц органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющихся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами широким перечнем полномочий, в том числе запрашивать информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований, проводить проверки, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений.
Требования к организации и проведению государственного жилищного надзора установлены Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденным постановлением Правительства РФ N 493 от 11.06.2013 "О государственном жилищном надзоре" (далее по тексту - Положение N 493).
В соответствии с пунктом 4 Положения N 493 государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 N 493, предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе к управлению многоквартирными домами.
Постановлением Правительства Камчатского края от 19.12.2008 N 418-П утверждено Положение о государственной жилищной инспекции Камчатского края, пунктом 1.1 которого установлено, что ГЖИ Камчатского края является исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим функции по региональному государственному жилищному надзору, контролю за использованием и сохранностью жилищного фонда Камчатского края, соответствием жилых помещений жилищного фонда Камчатского края установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства и иные правоприменительные функции в установленной сфере деятельности.
В силу положений подпункта 10 пункта 2.2 названного Положения Инспекция с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений.
Следовательно, апелляционный суд приходит к выводу о том, что проверка проведена и предписание выдано уполномоченным лицом - Инспекцией.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с пунктом 2.3 части 2 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении (далее - Закон N 416-ФЗ) по договору горячего или холодного водоснабжения организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
К договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения.
Частью 2 статьи 20 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что коммерческий учет воды и сточных вод осуществляется в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 14 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776) осуществление коммерческого учета расчетным способом допускается в следующих случаях: 1) при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; 2) в случае неисправности прибора учета; 3) при нарушении в течение более шести месяцев сроков представления показаний прибора учета, являющихся собственностью абонента, организации, которые эксплуатируют водопроводные, канализационные сети, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом такой организации о временном прекращении потребления воды.
В пункте 15 Правил N 776 указано, что при расчетном способе коммерческого учета воды применяются: а) метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения; б) метод расчетного среднемесячного (среднесуточного, среднечасового) количества поданной (транспортируемой) воды; в) метод гарантированного объема подачи воды; г) метод суммирования объемов воды.
В соответствии с пунктом 16 Правил N 776 применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду используется в следующих случаях: а) при самовольном присоединении и (или) пользовании централизованными системами водоснабжения за период времени, в течение которого осуществлялось такое самовольное присоединение и (или) пользование, но не более чем за 3 года.
При этом период времени, в течение которого осуществлялось самовольное присоединение и (или) пользование централизованными системами водоснабжения, определяется со дня предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов централизованной системы водоснабжения в месте, где позже был выявлен факт самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения, до дня устранения самовольного присоединения (прекращения самовольного пользования).
В случае если абонент в течение 1 года после вступления в силу настоящих Правил проинформировал организацию, осуществляющую горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, о самовольном присоединении и (или) пользовании централизованной системой водоснабжения, расчетный способ определения количества поданной (полученной) воды применяется не более чем за 6 месяцев; б) через 60 дней со дня возникновения неисправности прибора учета (в том числе непроведения поверки после истечения межповерочного интервала) или демонтажа прибора учета до проведения допуска прибора учета к эксплуатации либо поверки без демонтажа прибора учета; в) при отсутствии у абонента или транзитной организации приборов учета воды, допущенных к эксплуатации в установленном порядке, в случае, если в течение 60 дней со дня получения от организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, уведомления о необходимости установки приборов учета или после даты, определенной в договорах водоснабжения, едином договоре водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды и договоре по транспортировке горячей воды, приборы учета воды не установлены; г) при нарушении в течение более 6 месяцев сроков представления показаний прибора учета, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом или транзитной организацией организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, о временном прекращении потребления воды.
Согласно пункту 62 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, (далее - Правила N 354) (в редакции, действующий в спорный период) при обнаружении осуществленного с нарушением установленного порядка подключения (далее - несанкционированное подключение) внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам исполнитель обязан незамедлительно устранить (демонтировать) такое несанкционированное подключение и произвести доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги.
Доначисление размера платы в этом случае должно быть произведено исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения - по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты осуществления такого подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения.
Если дату осуществления несанкционированного подключения или вмешательства в работу прибора учета установить невозможно, то доначисление должно быть произведено начиная с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором выявлено несанкционированное подключение или вмешательство в работу прибора учета.
Из материалов дела следует и не оспаривается заявителем, что управляющей организацией многоквартирного дома по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Звездная, д. 13, является ООО УК "Дом-Сервис".
В связи с чем данная организация является исполнителем коммунальных услуг и организацией, отвечающей за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителям, проживающим в указанных домах, предоставляются коммунальные услуги.
Следовательно, обязанность по начислению и взиманию платы за коммунальные услуги с жильцов вышеуказанного многоквартирного дома в г. Петропавловск-Камчатский, а также по направлению в адрес потребителей платежных документов, в данном случае законом возложена на ООО УК "Дом-Сервис".
На основании части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем, в акте проверки от 11.11.2016 N 1819ЛК/1-4ю зафиксировано, что обществом необоснованно, без подтверждающих документов о правомерности начисления, собственнику квартиры N 56 дома N 13 по ул. Звездная в г. Петропавловске-Камчатском сделан перерасчет за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (по прибору) за период с 01.2015 по 12.2015 со ссылками на пункты 14, 15, 16 Правил N 776, поскольку в указанной квартире самовольно был установлен радиатор отопления.
Как установлено судом обществом в ходе проверки дома N 13 по ул. Звездная в г. Петропавловске-Камчатском выявлен "переток" воды из системы горячего водоснабжения в систему центрального отопления. В акте осмотра квартире 56 указанного дома зафиксировано самовольное увеличение поверхности нагрева приборов отопления, а именно установлен прибор нагрева на лоджии "неотапливаемое помещение". Кроме того, прибор отопления, установленный на лоджии, имеет присоединение к сетям ГВС в результате чего отсекающие вентили подводки ГВС не работают, не держат. Осуществляется переток из системы ГВС в систему центрального отопления (в отопительный период). Диаметр трубы ГВС 15 мм.
В связи с чем обществом был произведен перерасчет потребителю коммунального ресурса, по которому сумма к оплате составила 323 540 рублей 43 копейки, который был произведен с использованием следующих показателей:
- - тариф на ГВС в указанные периоды (с января по май 2015 года, с октября по декабрь 2015 года);
- - данные счетов-фактур ресурсоснабжающей организации за указанные периоды;
- - сведения об общем потреблении ресурса жителями по индивидуальным приборам и по нормативу (за вычетом общедомовых нужд);
- - площадь жилых помещений у жителей, у которых имелось несанкционированное пользование коммунальным ресурсом.
Таким образом, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что приведенный расчет произведен обществом не методом учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, в соответствии с пунктами 14, 15, 16 Правил N 776, а иным методом., следовательно, указание в квитанции на оплату перерасчета коммунального ресурса со ссылками на данные пункты Правил N 776 необоснованно.
Таким образом, у Инспекции имелись основания для возложения на общество обязанности устранить указанное выше нарушение путем снятия необоснованно начисленного перерасчета по статье "горячее водоснабжение по прибору" за период с 21.12.2015 по 27.01.2016 собственнику квартиры N 56 в многоквартирном доме N 13 по улице Звездная в г. Петропавловске-Камчатском в сумме 323 540 рублей 43 копейки.
Отклоняя доводы общества о том, что методика и порядок расчета применен обществом в соответствии с пунктами 14, 15, 16 Правил N 776, а уменьшение суммы доначислений является правом управляющей компании, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.
Общество, указав потребителю в квитанции об оплате коммунальных услуг о перерасчете за январь 2016 года по статье "горячее водоснабжение (по прибору)" не представило надлежащий расчет, а также подтверждающие документы о правомерности начисления, нарушило часть 1 статьи 157 ЖК РФ, пункт 62 Правил N 354.
Коллегия отмечает, что управляющей компанией не указана норма права, которая позволяет произвести перерасчет по коммунальной услуге "горячее водоснабжение" по собственному усмотрению.
Вместе с тем апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что представляется необоснованным использование в расчете коммунальной услуги по горячему водоснабжению такого показателя как площадь жилого помещения, при этом показатель "площадь сечения трубы" в приведенном расчете не используется. Кроме того, возложение на собственника квартиры бремени оплаты за общедомовые потери дома N 13 по ул. Звездная в г. Петропавловске-Камчатском по коммунальному ресурсу "горячее водоснабжение" за 8 месяцев 2015 года, при отсутствии бесспорных доказательств потребления указанного коммунального ресурса данным лицом в указанных объемах неправомерно.
При таких обстоятельствах оспариваемое предписание Инспекции от 11.11.2016 N 2167/2-4ю является правомерным и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Каких-либо грубых нарушений требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при осуществлении проверки Инспекцией не допущено. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают и не содержат указания на обстоятельства, свидетельствующие об их ошибочности, в связи с чем подлежат отклонению.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку административным органом представлены надлежащие доказательства наличия оснований для выдачи оспариваемого предписания и его соответствия закону, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявленного требования.
При изложенных обстоятельствах коллегия не находит в рассматриваемом деле совокупности обстоятельств, необходимых и достаточных в соответствии со статьями 198 и 200 АПК РФ для удовлетворения заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового Кодекса Российской Федерации и пунктом 15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового Кодекса Российской Федерации", при подаче апелляционной жалобы на решение суда по делу о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается в размере 1500 рублей для юридических лиц.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Сумма излишне уплаченной государственной пошлины подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 02.06.2017 по делу N А24-5178/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Дом-Сервис" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 514 от 30.06.2017 через ПАО "КАМЧАТКОМАГРОПРОМБАНК", г. Петропавловск - Камчатский.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
А.В.ГОНЧАРОВА
С.В.ГУЦАЛЮК
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
А.В.ГОНЧАРОВА
С.В.ГУЦАЛЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)